Сравнивая газетно-журнальный и телевизионный бизнес, нельзя не увидеть нескольких принципиальных различий между ними, что в результате и определяет экономические особенности ТВ. Телевидение предлагает аудитории товар коллективного пользования, то есть просмотр телепрограмм каждым конкретным зрителем не уменьшает возможности их просмотра другими зрителями.
Публичный характер телепрограмм означает, что в процессе потребления они не исчезают и не утрачивают своих потребительских качеств для новых зрителей.
Это способствует созданию действительно массовой аудитории, которой необходимы только специальные приемники – телевизоры – и минимум навыков, чтобы смотреть телепрограммы дома. Соответственно возможности максимизации доходов в телевизионном бизнесе, прежде всего у эфирных коммерческих телеканалов, несколько иные по сравнению с печатными СМИ. В основе телевизионной индустрии лежит «бесплатный» для зрителя (правда, только на первый взгляд) способ получения телесигнала, тогда как за большинство газет, журналов и книг потребитель все-таки непосредственно платит из своего кошелька. В основе экономики телевизионной индустрии лежит «производство» телеканалами массовой аудитории для последующей «перепродажи» ее рекламодателям. Мы уже рассматривали суть «непрямого» финансирования ТВ зрителями, когда цена приобретаемого в магазине товара включает в себя рекламные затраты, выплаченные компаниями-рекламодателями телеканалам.
Как врут российские СМИ
Понимая особенности распространения телесигнала, можно прийти к следующему заключению. Эффект масштаба производства в телеиндустрии иной, чем в индустрии печатных СМИ: при трансляции телепрограмм новым (дополнительным) зрителям совокупные издержки чаще всего не возрастают. Как мы помним, противоположная ситуация складывается в газетно-журнальном бизнесе: стоимость доставки дополнительного тиража в абсолютном большинстве случаев приводит к удорожанию всего производства.
Первая экономическая особенность ТВ: эффект масштаба производства заставляет телеканалы стремится к постоянному увеличению, т.е. максимизации аудитории.
При увеличении масштабов производства в телевизионном секторе растут не переменные издержки, в данном случае на распространение телевизионного сигнала, а постоянные, то есть издержки на производство телепрограмм. Следовательно, объем аудитории телеканалов становится важным экономическим показателем их деятельности, при этом увеличение числа зрителей не обязательно ведет к дополнительным затратам на распространение сигнала.
Это означает также, что стоимость трансляции телепрограмм дополнительным, новым зрителям во многих случаях близка к нулю. Правда, не во всех случаях это утверждение справедливо: при неразвитой трансляционной сети или низкой плотности населения стоимость строительства технической инфраструктуры ТВ чрезвычайно высока. На начальном этапе деятельности это, естественно, увеличивает переменные издержки. Однако если эфирный телеканал, опирающийся на уже существующую трансляционную сеть, стремится расширить свою аудиторию, его затраты на привлечение новых зрителей будут минимальными.
Как попасть на телевидение. Вы на TV. Работа со СМИ. Медиа продвижение личного бренда
Вторая экономическая особенность ТВ: стоимость доставки программ к зрителям с течением времени значительно сокращается.
Но зрителям нужны не просто какие-либо программы, им нужны интересные и нужные программы. Важнейшим условием, вытекающим из этого положения, становится необходимость постоянного обновления, новаторства в производстве программ. Даже наиболее известные телепрограммы со временем теряют свою популярность, поскольку в свободное время зрители постоянно стремятся к новым развлечениям.
Телевизионная индустрия находится под постоянным давлением факторов извне, что стимулирует стремление к постоянному улучшению качества телепрограмм. В число этих факторов входит конкуренция с многочисленными «игроками» индустрии свободного времени – будь то другие телеканалы, другие СМИ или иные предприятия индустрии развлечений (массовые зрелища, спортивные клубы, магазины и т.п.)
Третья экономическая особенность ТВ: под давлением конкурентной среды телеканалы вынуждены постоянно стремиться к улучшению качества и инновационности продукта.
С точки зрения самих телеканалов создание программ – реальное производство, требующее значительных вложений. Средства телекомпаний могут быть направлены или в производство собственных программ, или на закупку программ из внешних источников.
Очевидно, что вложения в производство телепрограмм не зависят напрямую от объема аудитории, но будут значительными в любом случае, даже при ограниченной аудитории телеканала. Само производство телепрограмм – весьма трудоемкий процесс, и участвовать в нем должны квалифицированные специалисты индустрии развлечений.
Набор необходимых для телепроизводства специальностей необычайно широк – от журналистов, актеров, режиссеров, т.е. создателей телевизионного контента, до операторов, звукорежиссеров, монтажеров – технических специалистов высшей квалификации. В идеале все они должны обладать творческими способностями и интеллектом, самостоятельностью, преданностью своей работе, но очевидно, что такими людьми довольно трудно управлять. Вместе с этим в телевизионном производстве всегда существовала необходимость осваивать новые технологии, которые позволяют улучшать качество продукта. В результате высокая стоимость рабочей силы в телевизионной индустрии с течением времени будет только возрастать.
Четвертая экономическая особенность ТВ: создание телепрограмм – дорогостоящее, трудоемкое и технологически зависимое производство.
Очевидно, что в телеиндустрии наибольшие затраты приходятся на создание новых программ.
В стремлении максимизировать доходы телеканалы усиленно ищут возможные пути сокращения стоимости телепрограмм. Это, с одной стороны, производство и приобретение более дешевых программ (с привлечением невысокооплачиваемых творческих и технических специалистов). К этой же категории относится приобретение телестанциями вторичных прав на показ популярных телепрограмм и сериалов. Ко второй категории сокращения затрат на производство относится широкое вторичное использование программ и новостных сюжетов, своеобразный телевизионный рециклинг.
Такие меры могут принести временное снижение финансовых затрат, однако неявные экономические издержки часто оказываются весьма существенными. Медиаэкономисты называют эту ситуацию «порочной спиралью» снижения прибыльности в телеиндустрии. Экономическая логика, стоящая за этим явлением, напоминает логику «спирали тиража» в газетной индустрии.
Схематично «порочную спираль» телеиндустрии можно описать так. В поисках путей оптимизации телеканалы сокращают свои программные бюджеты. Это неизбежно приводит к сокращению числа их зрителей и соответственно снижению доходов от рекламы, в результате чего сокращается их прибыль. Телестанции не могут увеличивать вложения в производство и приобретение новых телепрограмм.
В свою очередь это ведет к снижению затрат на производство и приобретение новых программ. Таким образом, начинается следующий, более низкий виток «порочной спирали», и все повторяется снова, но уже на более низком уровне (рис. 13).
Рис. 13. «Порочный круг» снижения прибыльности в телеиндустрии
Amsterdam: Het Spinhuis, 2000. P. 187.
Многие медиаэксперты считают, что телевизионная индустрия в возрастающей степени будет развиваться в соответствии с приведенной выше схемой, так как увеличение числа телеканалов и прогресс цифрового ТВ повлекут за собой резкое сокращение объемов аудитории. Это означает, что экономические основы телевизионной индустрии должны будут претерпеть существенную трансформацию, финансирование ТВ будет модифицировано, а существующий эффект масштаба производства видоизменится. Зрители во все возрастающей степени сами будут оплачивать просмотр телепрограмм, и телекомпании перейдут на платные формы доставки программ.
И все-таки в настоящее время «бесплатное» ТВ преобладает практически во всех странах мира, включая и наиболее продвинутые технологически, поэтому далее мы рассмотрим подробнее наиболее важные экономические особенности сегодняшней телевизионной индустрии.
Стремление к максимизации аудитории. Стремление к максимизации аудитории – основной экономический закон эфирного ТВ. Рекламодатели заинтересованы в широкой аудитории, поскольку в долгосрочной перспективе именно при этом создаются наилучшие условия для реализации их товаров и услуг. В отличие от печатной индустрии максимизация аудитории прибыльна, поскольку «приобретение» телеканалом новых зрителей практически ничего не стоит. Поскольку ТВ – это СМИ коллективного потребления, появление новых зрителей не уменьшает предложения телепрограммы на рынке, и одновременный просмотр массовой аудиторией конкретной программы не снижает ее доступности новым зрителям (в пределах ее частоты вещания и трансляционной сети).
Источник: uchebnikfree.com
Особенности телевидения как средства массовой информации
Телевидение – звено, опосредующее связь информатора и аудитории, которое выступает в виде регулярно секционирующей системы, опирающейся на мощную, самую современную, постоянно обновляющуюся технику, вбирающую в себя многие передовые научно-технические идеи. В системе массовой информации, в отличие от межличностной, прямой и двусторонней, источник сообщения – информатор представляет собой некоторую организованную группу, действующую в рамках и интересах другой систем» более высокого уровня – партии, класса, социальной группы.
Получателем информации выступает разделенная пространством или временем (или одновременно тем и другим) массовая аудитория. Связь источника информации и аудитории здесь опосредована, так как информатор и аудитория не находятся в непосредственном физическом контакте.
Особенностями средств массовой информации, и, прежде всего телевидения, в отличие от способов межличностного общения, являются: 1. Обращенность к аудитории опосредованно, через определенный способ доставки информации – печать, радио, телевидение. 2. Преодоление барьеров пространства и времени между источником информации и ее получателем. 3. Быстрота, скорость распространения информации, вплоть до передачи сообщения о событии в момент его свершения. 4. Определенная, заранее обусловленная периодичность, систематичность распространения сообщений. 5. Универсальность, всеобщность массовой информации.
Источник: voluntary.ru
Телевидение в контексте социально-политической жизни мегаполиса
Специфика телевидения как средства массовой информации
Немецкий исследователь Норберт Больц сравнивает телевидение с погодой: за него «не с кого спросить, в основном оно плохое, и все им интересуются». Для преобладающей части жителей мегаполиса просмотр телевизора тесно связан с проведением свободного времени.
Как утверждает Н. Б. Кириллова, «российское общество на рубеже веков — это по преимуществу общество смотрящих телевизор и символически обменивающихся мнениями о просмотренном». Телепросмотр замещает активную общественно-политическую жизнь и, как отмечает Н. Б. Кириллова, «протезирует и многие другие формы гражданского участия, социальной солидарности, создавая целые сферы чисто визуальной чужой жизни, виртуально-телевизионной реальности, которая завораживает зрителей своей как бы доступностью».
В. Егоров определяет телевидение как «создание и массовое распространение аудиовизуальной информации в определенной системе взаимодействия с аудиторией. Под аудиовизуальной информацией понимается любое предоставление в распоряжение населения или отдельных лиц средствами телевизионной техники знаков, сигналов, изображений, звуков или иных сообщений, не носящих характер частной корреспонденции. В понятие телевидение входят трансляция, передача или прием знаков, сигналов, надписей, изображений, звуков или сведений любого рода посредством проводной связи, оптических систем, радиотехники или иных электромагнитных систем. Все это делает телевидение одним из важнейших средств массовой информации».
Телевидение обладает мощной воздействующей силой, так как выполняет не только функцию информации и коммуникации. Ведущий исследователь в области телевидения С. Н. Ильченко утверждает, что «телевидение есть информационный демиург, способный решить как локальные, так и глобальные с точки зрения социально-политического и социально-экономического дискурса задачи».
Телевидение может быть исследовано на нескольких уровнях. Первый — технологический, когда для анализа мы используем схему Г. Лассуэла: кто сообщает — что сообщается — по какому каналу — кому. Отметим, что для нашего исследования подобный подход не является полным. Мы будем рассматривать телевидение, включенное в многоуровневый социально-политический контекст, потому что в «рамках технологического подхода телевидение исследуется как производственно-творческий организм, работающий в автономном режиме, как бы сказали философы, вещь в себе».
Для нас важен тот факт, что телевидение всегда движется вместе с обществом, оно неотрывно с ним связано и «на конкретных этапах обнаруживает разные приоритеты своей программной деятельности. Чтобы их понять и обозначить, необходимо указать конкретно-исторические и социальные детерминанты самого телевидения. Вот когда ТВ из вещи в себе станет вещью для нас, мы и сможем ответить не только на вопросы, что и как происходит в ТВ, но и почему это происходит».
В XXI веке телевидение окончательно утвердилось как главный источник информации, средство развлечения и способ организации массового досуга. Даже несмотря на появление все новых и новых каналов получения информации, телевидение остается самым влиятельным СМИ. «Телевидение берет валом, напором, бесчисленными повторами и сменой ярких картинок. Калейдоскоп картинок гипнотизирует зрителя, завораживает его. Телевизионный гипноз позволяет отключить сознание, снять барьеры для восприятия информации, сделать человека более внушаемым, навязать ему повестку дня». Теленовости превращаются в глазах жителя мегаполиса в единственный источник информации, причем обязательный к просмотру.
Неудивительно, что телевидение можно назвать одной из самых привлекательных площадок для воплощения политических интересов. Являясь столь мощным и действенным инструментом влияния на общество, оно просто не может быть свободно от политической зависимости. Как отмечают московские исследователи, «в силу уникальной изобразительной природы, мощи психологического воздействия на массовое сознание, беспрецедентного по масштабу охвата аудитории телевидение, прежде всего, изначально было и остается политически детерминированным институтом».
В рамках нашего исследования мы понимаем общественно-политическое телевидение мегаполиса как особый институт, обладающий доступностью, оперативностью, широтой охвата аудитории, который формирует политические ориентации и установки, определяет характер вовлеченности граждан в политический процесс. Можно утверждать, что телевидение не просто информирует, а также популяризирует определенные идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвует в социальном управлении. Современная политическая роль телевидения обусловлена, в первую очередь, тем, что оно является относительно самостоятельной отраслью по производству, интерпретации и оценке информации.
Нельзя забывать про то, что к политической составляющей, определяющий характер современного телевидения, добавилась еще и коммерческая. На первый взгляд, освободившись от финансовых отношений с государством, телевидение стало в высшей степени демократичным СМИ.
У него появилась ресурсы для ограничения массового политического манипулирования и возможность учитывать интересы и потребности аудитории. Я. Н. Засурский объясняет, что «на деле власть, а за ней мощные корпоративные группы и объединения отнюдь не уходят от влияния на ТВ.
Они не могут себе позволить отказаться от столь эффективного инструмента социального управления, необходимости постоянно поддерживать на должном уровне лояльность граждан, особенно когда последние выступают в роли электората. Именно когда наступает ответственная для власти пора (предвыборная борьба, избирательная кампания, выборная страда и пр.), политическая ангажированность телевидения проявляется особенно наглядно. В пору межвыборного затишья политическая составляющая уступает первенство коммерческой доминанте, деятельность ТВ подчиняется законам бизнеса, рынка, рейтинга — извлечению прибыли. Однако на стратегическом уровне за политикой всегда остается последнее слово».
Телевидение XXI века — это самое популярное средство массовой информации, мощность воздействия которого не перестает поражать исследователей. Это многофункциональная машина, которая участвует в сложнейших и многогранных процессах духовной жизни общества. Именно поэтому телевидение немыслимо без мифотворчества. Мифологично даже само слово «телевидение», которое означает «видеть на расстоянии».
В одном из интервью режиссер Стенли Кубрик сказал: «Краски реального мира человек признает реальными только после того, как увидит на экране». Мы обратимся к одному из наиболее популярных концептов постмодернистски ориентированной философской мысли — симулякру (от лат. simulacrum — образ, подобие). Ж. Бодрийяр объясняет симулякры как результат процесса симуляции, под действием которой происходит замена реальности знаками реального. Как отмечает С. Г. Азарян, в результате «симулякр оказывается принципиально не соотносимым с реальностью напрямую, если вообще соотносимым с чем-либо кроме других симулякров». Симулякры широко используются в коммуникативных процессах современного общества, особенно в сфере медиа. В работе «Телевидение как парадигма аудиовизуальной культуры современного российского общества» С. Г. Азарян, ссылаясь на Ж. Бодрийяра, пишет о том, что телевизионный образ проходит ряд последовательных стадий, для того, чтобы стать законченным «чистым симулякром»:
)он является отражением базовой реальности;
)он маскирует и искажает базовую реальность;
)он маскирует отсутствие базовой реальности;
)он не имеет отношения к какой-либо реальности;
)он является собственным чистым симулкяром.
Результатом этого становится формирование особого телемира симулякров, которые никак не соотносимы с реальностью, но воспринимаются телезрителями как реальные.
Этот мир основан на самом себе, функционирует по своим, особенным законам. Западные исследователи используют понятие «coach potatoe» (овощ на диване) — идеальный потребитель симулякров. Это крайне пассивный телезритель, который безвольно воспринимает все, что преподносит им величественное телевидение. Создатели программ (и все, кто за ними стоит), определяют горизонты реальности, осуществляют предварительный выбор, принимают решение за телезрителя. Это объясняется тем, что у слишком занятого жителя мегаполиса абсолютно нет времени на проверку новости: возникает мир упрощенных причинно-следственных связей.
Телевидение можно назвать фабрикой по производству реальности, потому что нередко только изображение на экране и есть то самое событие, о котором нужно узнать. Как отмечает Н. Больц, «реакция на телевидение состоит не в том, что человек занимает позицию за или против, а в том, что он либо выключает телевизор, либо переходит на другой канал». Получается, что в таком мире претензия журналистов на просвещение публики тоже является симулякром. Когда гаснет экран, она становится главным журналистским обманом.
С. Г. Азарян утверждает: «Современная аудиовизуальная культура — это эра тотальной симуляции, обнаруживающая симуляционный характер всех современных социальных и культурных феноменов: власть лишь симулирует власть, при этом столь же симулятивно и сопротивление ей, что же касается информации, то она не производит никакого смысла, а лишь разыгрывает его, поскольку подменяет коммуникации симуляцией общения, что и порождает специфику мироощущения современного массмедированного состояния общества и общественного сознания. В результате, окунаясь в пространство телевидения, люди имеют дело не с реальностью, а с гипперреалностью, воспринимаемой гораздо реальнее, чем сама реальность».
Телевидение искусно препарирует окружающую действительность, создавая свою реальность симулякра. Подобная особенность делает это СМИ мощнейшим инструментом создания и разрушения политических мифов.
Телевидение старается сделать своего зрителя «многослойным»: лишить его возможности адекватно прослеживать взаимосвязь событий, создать в его голове своеобразную мешанину из стереотипов. Такой человек охотнее воспринимает информацию, пропущенную через телеэкран, придает ей особое значение. Ссылаясь на У. Эко, можно говорить о том, что у телеобразов есть «платоническая сила, которая преображает частные идеи в общие, и поэтому посредством визуальных коммуникаций легче проводить и стратегию убеждения, сомнительную в ином случае». Стержнем любого телесюжета является событие, и, для того чтобы превратиться в телеобраз, оно должно обладать рядом отличительных признаков.
Исследователи Джемисон и Кэмпбелл выделили 5 основных признаков значимого для СМИ события:
.Наличие главного героя, вокруг которого развивается сюжет. Зритель подсознательно идентифицирует себя с героем телесюжета, переживает вместе с ним различные перипетии. Эмоциональная вовлеченность зрителя облегчает усвоение заложенной в сюжете информации.
.Драматургия события: конфликт интересов, который может сопровождаться открытым насилием. Телевидение так устроено, что чем сильнее конфликт, чем жарче страсти, тем больше времени оно уделяет такого рода событиям. Подобная установка может иметь далеко идущие последствия. У телезрителя порой формируется ошибочное представление о том, что сцены насилия, которые он видит на экране, являются нормой.
.Событие должно содержать активное действие, чтобы приковывать внимание телезрителя. Действие является своего рода крючком, на который подсаживают зрителя, чтобы донести до него какую-либо информацию. Особенность телевидения такова, что оно вынуждено иллюстрировать, показывать даже самые отвлеченные понятия. На телевидении нужна картинка.
.Новизна события и возможность отклонения от общепринятых норм.
.Возможность привязки события к темам, которые в данный момент активно разрабатываются СМИ, т. е. актуальность события.
Выделенные западными исследователями признаки значимого для СМИ события подтверждают, что пространство, формируемое современными СМИ, является пространством мифологическим. Довольно часто телевидение не просто информирует о событии, а превращает его в миф.
Телевидение выполняет различные функции: информационную, культурно-просветительскую, образовательную, организаторскую и др. Для нас наибольший интерес представляет интегративная функция телевидения, не столь широко исследованная учеными, как другие.
Интегративная природа телевидения очевидна: человек может быть абсолютно равнодушен к событиям, происходящим в мире и стране, но стоит ему увидеть на экране кадры в режиме реального времени, как он моментально становится очевидцем происшествия. Особенно большую роль здесь играет форма подачи материала. Качественная картинка уже сама по себе обладает мощными интегративными свойствами, и, соединяясь с текстом, техническими приемами, авторитетным ведущим в кадре, любой сюжет становится сокрушительной интегрирующей единицей, имеющей практически обязательное воздействие на своего зрителя.
В данном исследовании мы, как уже отмечалось выше, определяем процесс интеграции как гармонизацию и объединение различных социальных групп, ассимиляцию различных культурных компонентов, примирение различных моральных норм. Дезинтеграция — обратный процесс расслоения общества на группы и группировки, которые, в свою очередь, распадаются на отдельных индивидов, преследующих личные, а не общественные цели.
Специфика телевизионных сообщений позволяет зрителю почувствовать себя частью транслируемых событий, стать их очевидцем. Телевидение способно объединять абсолютно разные структуры: в этом его уникальная интегративная специфика.
Как пишет Ирина Полуэхтова, автор и разработчик исследования «Телевидение глазами телезрителей», «аудитория телевидения все больше дифференцируется по вкусам, предпочтениям, стилям жизни и потребления, и собирать всех в рамках одного канала становится все труднее. Внутри аудитории произошел кардинальный разрыв — в ней сосуществуют по крайней мере два поколения зрителей (условная граница между ними проходит примерно в возрасте 30 лет).
Это результат не только роста телевизионного разнообразия, но и глубоких социокультурных изменений российского общества, в том числе связанных с развитием новых медиа технологий». Два поколения зрителей сформировались в отдельные, самостоятельные аудитории, обладающие разными ценностями, требованиями, особенностями восприятия, эстетическими установками, культурным фоном.
Зрители младше 30 лет требуют постоянной смены впечатлений: их психоэмоциональные механизмы восприятия позволяют оценивать увиденное без тщательного погружения в детали. Н. Б. Кириллова отмечает такое характерное для современного зрительского восприятия явление, как «зэппинг» — постоянное переключение с канала на канал.
Автор пишет, что «некоторые психологи полагают, что первоначально вызванный желанием убежать от рекламы зэппинг стал приобретать характер болезни. Телезритель не в состоянии долгое время сосредотачиваться на чем-то одном и бессознательно прыгает с канала на канал.
Сознание телезрителя подверженному зэппингу, напоминает уже не многослойный пирог, а калейдоскоп в котором постоянно меняются разные картинки. Cовременный телезритель не обладает способностью к цельному восприятию того, что он видит. Он выхватывает отдельные куски, которые складываются в пеструю мозаику фактов, мнений, образов и.т.д.». В результате проведенного нами медиаисследования, мы выяснили, что для 62 % опрошенных, чей возраст составлял от 18 до 45 лет, предпочтителен развлекательный характер получаемой информации. Мы спросили у 150 респондентов, стали бы для них информационно-аналитические программы интереснее, если бы выходили в развлекательном формате (см. раздел Приложение).
Результаты представим в виде диаграммы:
Рис.1. Стали бы информационно-аналитические программы интереснее для Вас, если бы они выходили в развлекательном формате?
Старшее поколение телезрителей обладает иными законами восприятия, другими эстетическими установками, требованиями, запросами. Наше медиаисследование показало высокую степень доверия к транслируемой информации именно у зрителей в возрасте после 30 лет. В приведенных ниже диаграммах мы отмечаем взаимосвязь канала получения информации и уровня доверия к нему.
Рис.2. Из какого источника вы предпочитаете получать информацию?
Рис.3.Доверяете ли вы этому источнику информации?
Телеаудитория предстает перед нами как крайне разнохарактерная структура, обладающая такими социально-демографическими характеристиками, как пол, возраст, социальное положение, род занятий, образование и пр. Необходимо учитывать и территориальный фактор. Процесс интеграции на телевидении непосредственно связан с объединением интересов этих структур.
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
Источник: studexpo.net