Что такое «электрический телескоп»? С чего начиналось телевидение? И какие телевизоры выпускали в Советском Союзе?
Связанные теги
1884 год. Как-то вечером молодой немецкий изобретатель Пауль Нипков, размышляя о возможности передачи движущейся картинки на расстояние, засмотрелся на масляную лампу
В 1690 году голландский физик Христиан Гюйгенс предложил теорию световых волн и изобрёл «волшебный фонарь»
Через 100 с лишним лет английский физик Джеймс Максвелл доказал наличие электромагнитных волн
В Советском Союзе в начале 30-х годов появилась ТВ-приставка к радиоприёмнику. Модель Б-2 обладала экраном размером 3х4 см
Из-за особенностей аппаратуры и освещения грим порой использовали специфический. Например, губы красили зелёным цветом
После войны появились телевизоры нового поколения «Москвич Т-1», «Ленинград Т-1» и гордость советских инженеров «КВН-49»
В те годы телевизор был пределом мечтаний советского человека. Это техническое чудо стоило более 1000 рублей – несколько месячных зарплат
ТОП 7 изобретений, которые от нас скрыли. Запрещено на ТВ
10 апреля 2018
1884 год. Как-то вечером молодой немецкий изобретатель Пауль Нипков, размышляя о возможности передачи движущейся картинки на расстояние, засмотрелся на масляную лампу. Внезапно он догадался, как создать механизм для сканирования и передачи изображения. Своё изобретение Нипков назвал «электрический телескоп».
Так начиналась история телевизионного приёмника. В 1690 году голландский физик Христиан Гюйгенс предложил теорию световых волн и изобрёл «волшебный фонарь». Через 100 с лишним лет английский физик Джеймс Максвелл доказал наличие электромагнитных волн.
В дальнейшем усилия многих учёных и изобретателей способствовали появлению телевидения, а русский изобретатель Лев Термен даже предложил свой вариант – дальновидение. В 1928 году в Америке был продан первый в мире телевизор. Уже через 5 лет начало стремительно развиваться телевизионное вещание.
В Советском Союзе в начале 30-х годов появилась ТВ-приставка к радиоприёмнику. Модель Б-2 обладала экраном размером 3х4 см. Кстати, к телезрителям обращались как к радиозрителям.
Изображение было чёрно-оранжевым. Из-за особенностей аппаратуры и освещения грим порой использовали специфический.Изобретения, которые потрясли мир — 1 серия.
Например, губы красили зелёным цветом. После войны появились телевизоры нового поколения «Москвич Т-1», «Ленинград Т-1» и гордость советских инженеров «КВН-49». Размер экрана был уже 10х14 см.
В те годы телевизор был пределом мечтаний советского человека.Это техническое чудо стоило более 1000 рублей – несколько месячных зарплат. Позволить себе такую роскошь могли только состоятельные граждане.
Источник: nastroenie.tv
Шоу про изобретения
ammo1 — 06.11.2021 Я не смотрю телеэфир, но регулярно смотрю Youtube на телевизоре. Пару дней назад мой телевизор «подсунул» мне довольно необычное телешоу «Купите это немедленно», которое ведёт Пушной.
99% всего, что сейчас показывают по ТВ, либо развлекает, либо пропагандирует. И то и другое не несёт какой-либо пользы для зрителей. Это шоу необычно тем, что оно попадает в оставшийся 1%: хоть это и шоу, основная его тема — изобретения, а точнее потенциально полезные большому количеству людей коммерческие проекты.
Я посмотрел два первых выпуска и это было интересно. Хоть половина проектов там, очередные «изобретения велосипеда», но есть и стоящие вещи. В первом выпуске меня заинтересовал проект «автоматической еды»: идея в том, что еда готовится фабрикой-кухней и замораживается.
На упаковку наносится QR-код, в котором содержится информация о том, как правильно размораживать и греть конкретно это блюдо. Специальная микроволновка без кнопок считывает этот QR-код, размораживает и разогревает порцию еды. Я даже нашёл, что это за компания (по ТВ само собой названия компаний не произносят, чтобы это не сочли рекламой). Оказалось, что это краснодарский стартап Qummi, который, впрочем уже пришёл в Москву и предлагает всем желающим подписку на 10-30 порций еды в неделю по 250-300 рублей за порцию и микроволновку в бесплатную аренду.
Вот первый выпуск «Купите это немедленно».
Во втором выпуске, на мой взгляд, самым интересным был химик, придумавший технологию обработки рыбьей кожи, полностью убирающую запах и добавляющее коже прочность и эластичность.
Третий выпуск я ещё не смотрел (он вышел сегодня), но почти уверен, что и там найдётся что-то интересное.
Очень-очень редко наше телевидение делает что-то, что не только развлекает, и это тот редкий случай. Спасибо моему телевизору, что он предложил мне это посмотреть. 🙂
Источник: yablor.ru
Передача на тв про изобретения
svetoch_1983
10:16 pm January 22nd, 2008
Вопрос №3Технические предпосылки возникновения телевидения
Технические предпосылки возникновения телевидения
Два технических достижения – кино (его называли «великий немой») и радио («великий невидимка») – должны были соединиться, чтобы возникло телевидение.
Немножко соплей: путь к нему был долгим и сложным, современная телеаппаратура – плод ума и рук многих и многих ученых, изобретателей, научных коллективов. Одни генерировали идеи, другие воплощали эти идеи в приборы, третьи использовали эти приборы для тех или иных целей. Так вот и возникло телевидение (в дальнейшем повествовании – просто ТВ).
В истории развития ТВ выделяют 3 периода:
1) до письменности (коммуникация между людьми осуществлялась только при помощи языка);
2) Период Гуттенберговой галактики (под влиянием книгопечатания сложились национальные языки и литература)
3) Информационно-электронная эра (лабиринты электронной информатики)
Итак, впервые ТВ описал, как ни странно, Гоголь (в «Страшной мести» у него там «эффект телевика»), потом Ж. Верн, Д. Лондон, А. Куприн. Кроме того, предпосылки ТВ были в различных народных сказках (ну там типа яблочко по блюдечку, а в сказке о спящей царевне и семи богатырях – глядя в волшебное зеркало, мачеха видела ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС то, что происходит ТАМ…свет мой зеркальце скажи, да всю правду…в сказках Шехерезады).
1857 – сэр Вильям Гамильтон, королевский астроном, написал книгу «Исчисления мнимых величин», ученые приняли ее скептически.
Однако на основании именно этой книги английский ученый Дж. Максвелл (в 1876) вывел свое знаменитое уравнение (предположив существование в природе электромагнитных колебаний). В его формуле содержалась стройная теория электричества, магнетизма и света (соотношение электрических и магнетических явлений: электрическая энергия зависит от магнетической силы и световых волн).
1887 — немецкий физик Г. Герц экспериментально доказал существование электромагнитных колебаний с помощью спец. прибора и заявил: «практического применения этой формулы не будет. »
Еще до изобретений радио и кино в разных странах, в т.ч. и в России, предпринимались попытки передать изображение на расстоянии по проводам. Хотя эти попытки не привели к реальным результатам, идея была высказана. Так, в 1880 г . П.И.
Бахметьев предложил схему, теоретически вполне реальную: для передачи на расстояние изображения его следует предварительно разложить на отдельные элементы, передать их, а затем снова собрать эти элементы в отдельное изображение. А П. Нипков предложил осуществить разложение («развертку») изображения с помощью вращающегося диска с рядом отверстий, расположенных по спирали. Этот диск, запатентованный в 1884 году, нашел свое практическое применение только в 20-х гг. 20в. (причем сам изобретатель уже успел забыть о своем чудо-изобретении J ).
1888-89 — профессор А. Г. Столетов (вот на нем Зырянова сделала огромный акцент на лекции, сказала, типа, его знать обязательно), изучив так называемый «внешний эффект» (способность некоторых металлов под воздействием света испускать электроны), создал фотоэлемент. Это такая серебряная пластинка, которая выделяет ионы при световом облучении. Благодаря этому достижению появилась возможность непосредственно преобразовывать световую энергию в электрическую. Открыл он явление фотоэффекта. Все это привело к созданию иконоскопа.
Опираясь на открытие Столетова, преподаватель Петербургского технологического института Борис Львович Розинг в 1907 году предложил (и запатентовал в России и за границей) принцип, который сохранен в действующих и по сей день ТВ-ах: для преобразования электрических сигналов в светящееся изображение используется катодная электро-лучевая трубка (ее создал англичанин Крукс, усовершенствовал немец Браун) — радиотелескоп. В общем, в ней создается вакуум, помещается туда металл, который принимает и передает сигнал. Современный телеэкран – не что иное, как дно этой катодной трубки. Т. о., Розинга можно назвать изобретателем первого ТВ-го изображения, основоположником электронного ТВ, именно от его работ ведет ТВ свою родословную.
1911, 22 мая (как сейчас помню J ) Розинг передал первое изображение с одного военного корабля на другой (это было изображение металлической решетки…поинтереснее ничего не смог придумать…скука).
Его ученик, В. К. Зворыкин уехал (в 1919) ко всем чертям в Америку, где осуществил большую часть своих открытий, в том числе создание кинескопа и иконоскопа. Вообще этот патриот стал родоначальником ТВ в США («из русских окурков»). После войны благодаря ему в Россию было доставлено великолепное американское оборудование, созданным им вместе с господином Д. Сарновым, ну хоть что-то. Этой техникой была оборудована первая в Москве станция электронного ТВ.
Тут еще можно отметить несколько фамилий: ташкентский изобретатель Б. П. Грабовский (в 1925 заявил патент на «аппарат для электрической телескопии»), С. И. Катаев, П. В, Шмаков.
Еще два значимых открытия: 1895 г ., 5 мая – препод минного офицерского класса в Кронштадте А. С. Попов изобрел связь без проводов (электрический сигнал передавался на расстоянии) – радио, одновременно с ним это сделал и итальянский изобретатель Г. Маркони; в этом же году французы Луи и Огюст Люмьеры изобрели кинематограф.
Как же осуществлялся процесс видения на расстоянии?
изображение высвечивалось. Потом это световое изображение переводилось в электромагнитное;
электромагнитные колебания передавались на расстоянии
ретрансляторы (проще – антенны) улавливали эти колебания и переводили в световые à таким образом на экране воспроизводилась картинка
Необходимо отметить, что ТВ развивалось по двум путям: механическое и электронное. К механическому относится воспроизведение изображения с помощью диска Непкова (про него я выше написала уже): на нем находилось множество точек, по которым раскладывалось изображение, световой сигнал переходил в электромагнитный, потом изображение собиралось.
Преимущество механического (или малострочного): в отличие от электронного, которое вещало только в пределах видимости антенны (ТВ вышки), оно передавалось в виде коротких волн (на длинных и средних радиоволнах) по всему миру, зона действия телецентра была практически неограниченна – передачи из Москвы принимали и в Петропавловске и в Берлине à механическое ТВ было нужнее. Однако при этом размер изображения был со спичечный коробок, а если увеличить экран до размера хотя бы 9 на 12 см – диаметр диска достигнет несколько метров, НЕреал! –» развитие малострочного ТВ вело в безнадежный тупик.
Электронное ТВ давало возможность получить четкое изображение большого размера, НО, блин у него другое ограничение – зоны приемы. Эх, нет все-таки в мире гармонии…ТВ изображение для передачи разлагается на ОЧ большое кол-во элементов и требует поэтому широкой полосы частот (настолько, что весь длинно- и средневолновой диапазон был бы занят ТВ, не оставив места радиовещанию). Поэтому ТВ сигнал передается на ультракоротких волнах, в диапазоне короче 10 м (волны диапазонов распространяются прямолинейно, они не могут огибать выпуклости земного шара, ограничены зоной прямой видимости). При высоте антенны 120- 150 м зона приема будет иметь радиус всего 40- 50 км . Т. О., чтобы покрыть зоной вещания значительную территорию, необходимо или построить большое кол-во передающих телецентров, или поднять антенны передатчиков на космическую высоту. На практике делают и то и другое.
Во 2-ой половине 50-х гг. в СССР развернулось сооружение ТВ-ых кабельных линий. Первые соединили Москву с Калининградом и Ленинград с Таллинном. Так, например, встреча Гагарина транслировалась по линии Москва-Ленинград-Таллин и (через 80 км морского пространства) в Хельсинки, Финляндия кабельными путями была связана с Европой à вся Европа видела прямой репортаж этого знаменательного события.
В это же время появились первые передвижные ТВ-ые станции из Америки.
1957-58 гг. – строительство иркутского телецентра (начало вещать иркутское ТВ, а московское вещание появилось только 10 лет спустя…ха!)
60-е гг.: бурное строительство линий наземной трансляции à Московское ТВ становится центральным. Наряду с кабельными росла сеть линий радиорелейной связи (более дешевой, т.к. сигнал передавался по эфиру от одной вышки к другой).
В 60-х стала также развиваться спутниковая трансляция. На околоземную орбиту был выведен искусственный спутник Земли «Молния-1», а на Земле отраженный им сигнал с Московского телецентра принимался цепью приемных станций. В дальнейшем стали запускать спутники на геоцентрическую орбиту: то есть спутник, двигаясь со скоростью вращения Земли, неподвижно висел над определенной точкой земной поверхности à преодолена разница в местном времени между Москвой и территориями к востоку (спутники «Экран», «Горизонт»).
В 60-е же в СССр стали широко использовать ВМЗ – видеомагнитную запись (запись изображения и звука на ферромагнитную пленку, аппаратуру предложила американская фирма «Ампекс»), которая давала возможность воспроизвести на экране предварительно зафиксированное ТВ-ое изображение.
Ну и несколько слов о самом телике. Массовое их произ-во началось в 1950 г . (хотя они появились еще в 30-х). Это был телик марки КВН (по первым буквам фамилий конструкторов: Кенигстон, Варшавский, Николаевский…кто тут третий лишний?:)). Экран имел диагональ 18 см при ОЧ четком изображении. Всего в СССр до 1991 г . было изготовлено 140-160 млн. теликов.
Экспериментальное вещание 30-40-х годов
1. Московское телевещание
Все это началось 30 апреля 1931 г , когда газета «Правда» сообщила: «Завтра впервые в СССр будет произведена опытная передача ТВ-я (дальновидения) по радио. С коротковолнового передатчика РВЭИ-1 Всесоюзного электротехнического института (Москва) на волне 56,6 м будет передаваться изображение живого лица с фотографии – на длинных и средних волнах ».
И не обманули ведь, 1 мая в эфир были переданы сигналы, несущие изображения сотрудников лаборатории и фотопортреты, но, к сожалению, «немые».
После первых успешных опытов решили начать регулярное вещание. Для этого передатчик из института перетащили в помещение Московского радиоузла (теперь тут появился телецентр) и 1 октября 1931 начались регулярные звуковые передачи в средневолновом диапазоне. Вскоре в Москву стали приходить сообщения о том, что передачи изображения со звуком принимали радиолюбители в Томске, Нижнем Новгороде, Одессе, Смоленске, Ленинграде, Харькове, Киеве. В столице работало более 30 теликов, самодельных, собранных радиолюбителями.
Телепередача шла по двум каналам: для изображения и для звука. А так как не у всех зрителей был 2-ой приемник для звука, на кранах время от времени давались пояснительные записи на весь кадр. Они делались на бумажной ленте, которая в процессе передачи перематывалась с одной катушки на другую.
1мая 1932 – показан небольшой фильм, снятый утром в этот же день. Он был звуковой: на кинопленку записали голоса дикторов;
Октябрь 1932 – фильм об открытии Днепрогэса.
В декабре 1933 передачи механического ТВ в Москве были прекращены, более перспективным признано электронное. Однако прекращение передач оказалось преждевременным (промышленность не успела освоить новую электронную аппаратуру) и уже в феврале 1934 передачи возобновились. Также был создан отдел ТВ-я Всесоюзного радиокомитета (он-то и вел эти передачи).
Первая передача малострочного ТВ-я из Москвы (не экспериментального, а регулярного) состоялась 15 ноября 1934. Это был 25-минутный эстрадный концерт. Надо отметить, что вообще основой коротковолновой ТВ-ой программы были эстрада и фрагменты театральных спектаклей, хотя постепенно в программу включались передачи на общественно-политические темы.
25 марта 1938 – первая электронная ТВ-ая передача нового московского телеценра (на Шаболовке) – кинофильм «Великий гражданин», 4 апреля – первая студийная программа. Экспериментальные передачи длились около года, после чего 10 марта 1939 началось регулярное вещание, то было в дни работы 18-го съезда ВКП (б), фильмом об открытии этого съезда, передачи велись 5 раз в неделю, каждый вечер – театральный спектакль или кинофильм, а этому иногда предшествовало выступление ученого, писателя, артиста.
11 ноября 1939 – первая БОЛЬШАЯ общественно-политическая передача, посвященная 20-летию Первой Конной армии; летом 40-го в программах стали появляться информационные сообщения (их в кадре читал диктор радио). В это же время в эфир стал выходить тележурнал «Советское искусство» — монтаж материалов кинохроники.
2. Ленинградское вещание
Март 1938 – начало регулярного телевещания в Ленинграде.
Для людей, пришедших главным образом из театра и радио, ТВ-е было чем-то совершенно новым, неизведанным, загадочным. Но и тогда уже увидели люди в нем не только средство развлечения, но и агитатора, культпросветчика.
10 февраля 1939 – первый драм. спектакль показала Ленинградская студия (Сандер «Тайна»).
Январь 1939 – началось детское вещание передачей «С новым годом».
С июля 39-го начала выходить еженедельная фотогазета: фотки сопровождались закадровым дикторским текстом и рассказывали о важнейших событиях прошлой недели, в 41-ом появился ежемесячный журнал «По Ленинграду».
Интересный ФАКт: в павильоны ленинградского и московского телецентров переносились спектакли театров. При этом в Ленинграде приходилось заново писать декорации, изменять мизансцены – создавать свой телевариант, а размеры телецентра в Москве позволяли показывать спектакли практически без изменений, используя театральные декорации (а не нарисованные на холсте или бумаге всякие там окна, шкафы – как в будущем Питере). Так вот, к чему веду-то! Худшие условия творчества в Ленинграде стимулировали поиск специфически телевизионных форм вещания в большей степени, нежели богатейшая техника Московского центра. Так, работники Ленинградского центра довели внутрикадровый монтаж до совершенства, виртуозно используя свою единственную камеру, именно в Ленинграде родился прием введения рассказчика в драм. телеповествование (из-за малой площади студийного павильона).
ВЫВОД: программы Моск. и Ленингр. ТВ-я в предвоенный годы носили экспериментальный характер. Основу вещания составляли кинофильмы, произведения театра и эстрады, а тележурналистика начала свое развитие по путям радиожурналистики, однако происходившие в этот период поиски собственно ТВ-ых форм оказались важными и плодотворными для дальнейшего процесса становления отечественного ТВ-я.
Источник: svetoch-1983.livejournal.com