Министерства и ведомства РФ, а также игроки рынка цифрового телевидения обсуждают сценарии внедрения HDTV в цифровое эфирное наземное телевещание. Для стимулирования обновления парка приемного оборудования эксперты предлагают активизировать разъяснительную работу среди населения и даже ввести повышенные пошлины на морально устаревшую аппаратуру.
Алексей Жданов
Алексей Жданов
Министерства и ведомства РФ, а также игроки рынка цифрового телевидения обсуждают сценарии внедрения HDTV в цифровое эфирное наземное телевещание. Для стимулирования обновления парка приемного оборудования эксперты предлагают активизировать разъяснительную работу среди населения и даже ввести повышенные пошлины на морально устаревшую аппаратуру.
Курс на эфирное ТВЧ
Грядущий переход российского цифрового эфирного телевидения (ЦЭТВ) программно закреплен указом президента РФ № 561 от 11 августа 2014 года. «Обеспечить к 2021 году предоставление полос радиочастот для осуществления эфирного наземного телевизионного вещания с использованием позиций в мультиплексах, в том числе частотное планирование и проведение иных необходимых мероприятий по поэтапному переводу эфирного цифрового наземного вещания на стандарт телевидения высокой четкости (HDTV) в пределах полос радиочастот, выделенных для осуществления эфирной наземной трансляции телеканалов и радиоканалов», — говорится в указе. Заместитель генерального директора АО «МНИТИ» Константин Быструшкин обращает внимание, что в указе (п.3 б) говорится о выделении к 2021 году частот «и проведении иных необходимых мероприятий по поэтапному переводу эфирного цифрового наземного вещания на стандарт телевидения высокой четкости (HDTV)…».
ФУТАЖ СЛОМАННЫЙ ТЕЛЕВИЗОР
То есть в указе нет прямых указаний на то, что с 2021 года первый и второй мультиплексы должны вещать в HDTV. Несмотря на это, по его словам, определенная работа по реализации положений указа в части «проведения иных необходимых мер» уже выполняется. «Экспертами ряда компаний — ФГУП «НИИР» и других — разработаны сценарии внедрения вещания в формате HDTV, рассмотрены вопросы возможности частотного обеспечения. ЗАО «МНИТИ» проведены консультации с производителями приемного оборудования о возможностях и сроках начала массового производства цифровых телевизоров с поддержкой нового алгоритма сжатия HEVC/H.265, с использованием которого предполагается передавать программы HDTV. Согласно данным Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЕК), производители телевизоров готовы перейти на выпуск моделей HDTV/HEVC в течение 1,5–2 лет с момента официального решения о начале HDTV-вещания в РФ», — поясняет Константин Быструшкин.
Говоря о реальных сроках перевода ЦЭТВ на HDTV, директор дирекции сетей распространения программ АО «Первый канал» Валентина Удалова сообщила «Теле-Спутнику», что, по ее мнению, в 2021 году «будет рассматриваться вопрос о переходе на HDTV, а сам переход будет осуществлен позже». «2021 год — это начало пути к эфирному HDTV. Эфирное вещание в стране сохранится на долгие годы, прежде всего из-за стоимости других видов доступа к просмотру телепередач. Практически все приставки, распространяющиеся в торговых сетях, поддерживают HDTV, поэтому переход от SD к HDTV не будет слишком сложным. HDTV придется внедрять не только из-за лучшего качества, но и из-за невозможности поддержания студийного оборудования в рабочем состоянии. Собственное оборудование не производится, а зарубежное представлено в основном в более современных стандартах», — рассказала она.
Переход для видео(помехи телевизора) футаж
Принципиальным вопросом при переходе ЦЭТВ на вещание высокой четкости, затрагивающим интересы не только телеканалов и распространителей сигнала, но и производителей потребительского приемного оборудования (телевизоров и ТВ‑приставок), является выбор технологии вещания. «Есть два варианта перехода на ТВЧ: с сохранением MPEG-4, но с увеличением числа мультиплексов за счет использования дополнительных частот в пределах полосы 470–790 МГц и с использованием более эффективного стандарта HEVC/H.265 в уже отведенных полосах частот 1 и 2 цифровых мультиплексов», — поясняет главный эксперт МНИТИ, руководитель экспертного совета Ассоциации разработчиков и производителей аппаратуры телерадиовещания (АРПАТ) Калью Кукк, добавляя, что оба этих варианта рассматриваются в практическом аспекте. Валентина Удалова уточняет, что использовать HEVC в эфирном ТВЧ (High Efficiency Video Coding — высокоэффективное кодирование видеоизображений) предлагает ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС), а сама она убеждена, что использование HEVC «нужно обсуждать», стремясь к «компромиссу между качеством, стоимостью услуг и интересами телезрителей». В РТРС «Теле-Спутнику» отказались официально комментировать свои предложения по использованию HEVC в ЦЭТВ, однако источник, знакомый с ходом обсуждения сценариев перехода к эфирному ТВЧ, сообщил «Теле-Спутнику», что в РТРС выступают за ускоренное внедрение компрессии HEVC производителями телевизоров и приставок, поддерживающих DVB-T2, поскольку не сомневаются, что именно HEVC будет использован при эфирном вещании ТВЧ.
Другие участники обсуждения сценариев перехода к эфирному ТВЧ высказываются более сдержанно. Так, Константин Быструшкин полагает, что для определенного ответа на вопрос, можно ли с использованием HEVC обеспечить эфирное телевещание HDTV в отведенных частотных диапазонах, необходимо определить сценарии перехода к эфирному HDTV: «В частности, выяснить, все ли каналы в мультиплексах будут передаваться в HDTV и каковы будут параметры эфирного сигнала HD — разрешение сигнала (720 или 1080 строк), i‑ или P‑развертка и т. д.». Калью Кукк добавляет, что до текущего момента не встречал оценок совокупных затрат на перевод ЦЭТВ на ТВЧ. По его мнению, затраты коснутся государственного бюджета и вещательных компаний, а в режиме последующей самоокупаемости будут работать производители и РТРС.
Надо отметить, что схема лицензирования HEVC/H.265 предполагает роялти как с самого передающего и приемного оборудования (включая ТВ и приставки), так и с вещателей. В этой связи Калью Кукк замечает, что в случае оплаты роялти за HEVC бремя платежей в конечном итоге ляжет на потребителей изделий: вещателей, РТРС, население, а производители включат роялти в отпускную цену.
Справедливости ради стоит упомянуть российские разработки программных кодеков ТВЧ. Константин Быструшкин приводит в пример компанию «Элекард девайсез» из Томска, технологии которой эффективно используются в профессиональном оборудовании. Но он уточняет, что в массовом абонентском оборудовании иностранных производителей использование подобных отечественных разработок,к сожалению, не планируется, так как в них применяются аппаратные решения декодеров на основе специализированных сверхбольших интегральных схем (СБИС).
Стимулирование высокой четкости
Меры стимулирования ускоренного обновления парка приемного оборудования DVB-T2 (телевизоров и приставок) будут разрабатываться Минпромторгом РФ при участии Минкомсвязи РФ. В ведомствах отказались комментировать вопросы «Теле-Спутника» о возможности введения дестимулирующих пошлин при закупках оборудования ТВЧ, не поддерживающего HEVC, но, по информации «Теле-Спутника», такие варианты регулирующие органы не исключают. «Так как РФ является членом Таможенного союза, введение в одной стране односторонних запретительных пошлин без согласования с остальными членами Союза невозможны.
Согласно сложившейся практике, такое согласование требует два-три года. За это время большинство производителей телевизоров и сами перейдут к поддержке HEVC/H.265 эволюционным путем», — поделился с «Теле-Спутником» Константин Быструшкин. Чуть меньший срок на возможное введение ограничений на закупку техники без HEVC отводит Калью Кукк — 1,5–2 года. При этом Константин Быструшкин уверен, что стимулирование обновления парка телевизоров у населения на 100% связано с активной рекламной кампанией, посвященной неоспоримым преимуществам бесплатного эфирного вещания, и по его информации, проведение таких кампаний запланировано на 2018 год федеральным оператором эфирного ТВ.
В свою очередь, Калью Кукк подчеркивает важность экономической доступности приобретения нового телевизора и незначительных расходов на покупку цифровой приставки. Он говорит, что в случае начала вещания ЦЭТВ с 2021 года в HDTV с использованием HEVC/H.265 люди, у которых нет телевизора или приставки с данным кодеком, не смогут принимать сигнал ЦЭТВ двух мультиплексов. «Проблема может быть решена частично за счет замены телевизоров.
Однако замена существующего парка телевизоров в России произойдет к 2027–2030 годам. Проблема решается за счет использования унифицированных цифровых приставок. Требования к ним в настоящее время формируются с учетом разнообразного парка телевизоров у населения», — поясняет Калью Кукк. А Константин Быструшкин считает, что при организации ТВЧ-вещания в формате HDTV/HEVC проблема приема этих программ первое время будет носить массовый характер, так как в данный момент декодер стандарта HEVC имеют только некоторые телевизоры с поддержкой формата 4К, а эфирные приставки формата HEVC/DVB-T2 вообще практически отсутствуют в торговых сетях (по состоянию на июнь 2017 года).
В этой связи директор по стратегическому маркетингу GS Group Андрей Безруков отмечает, что практически все современные процессоры поддерживают формат HEVC: аппаратный декодер в 99% случаев встроен в процессор устройства для телесмотрения — ТВ, смартфон или телеприставку. «По цене новое приемное оборудование не отличается от старого: процессоры с HEVC стоят столько же, сколько пять лет назад стоило оборудование без такого кодека», — констатирует он.
Андрей Безруков сообщил «Теле-Спутнику», что считает совершенно оправданным введение повышенных пошлин на цифровые телевизионные приставки, не поддерживающие стандарт HEVC, а также меры стимулирования закупок оборудования российского производства. «Хотелось бы, чтобы, реализуя благую цель повышения качества вещания и повсеместного перехода на стандарт HEVC, обновления оборудования, главную выгоду получили российские, а не азиатские поставщики электроники», — заявил Андрей Безруков. Он также рассказал, что большинство цифровых телевизионных приставок, выпускаемых холдингом с 2016 года, поддерживают HEVC. По его словам, плюсы применения данного стандарта позволяют говорить о целесообразности его использования во всех средах распространения сигнала. «Холдинг готов производить DVB-Т2-приставки с поддержкой HEVC в случае, если на российском рынке сложится ситуация, благоприятная для глубокой локализации подобного оборудования», — отметил директор по стратегическому маркетингу GS Group.
Источник: telesputnik.ru
Монтаж программы — как выбрать тип перехода между кадрами
Межкадровые переходы играют особую роль в процессе понимания зрителями того, что происходит в той или иной сцене на экране. В практике телевизионного производства используется несколько типов таких переходов.
Растворение
Переход растворением представляет собой видеоэффект, созданный посредством затенения одного изображения при одновременном выведении из затенения следующего в последовательности изображения. Это тихий, спокойный переход. Быстрое растворение говорит о том, что эти действия на двух сценах происходят в одно и то же время. Медленное растворение предполагает, что между двумя действиями прошло довольно много времени, или, что они происходят в различных местах. Если растворение остановилось на полпути, то в результате получим суперпозицию (наложение) двух кадров.
Шторки
Переходы, выполненные растворением или шторками, используются, когда надо быстро сменить время и/или место действия. Шторки представляют собой переход к новому кадру, который может иметь множество различных форм. Несмотря на то, что шторки порой могут быть чрезвычайно эффективным видом перехода, их использованием очень легко увлечься. Излишнее число шторок в программе является знаком недостаточного профессионализма ее создателей.
Склейка кадров
Склейка или смена кадра – это наиболее часто используемый тип перехода общего применения. Он представляет собой мгновенное переключение от одного кадра к другому – очень мощный динамический переход, который – к тому же — проще всего выполнить. Как правило, склейка показывает что-либо, что происходит в реальном масштабе времени. Конечно, сам термин «склейка» пришел из аналогового телевидения, когда монтаж велся не с записью на современый жесткий диск wd для ноутбука или настольного компьютера, а на магнитную ленту (а еще раньше — на кинопленку), которую на самом деле резали и склеивали.
Затенение
Затенение Постепенное изменение (растворение) между затемненным кадром и изображением. Например, в конце программы обычно изображение постепенно «затемняется», или наоборот постепенно проявляется из полной темноты — это и означает, что режиссер выполняет переход от черного кадра к видео изображению. Медленное затемнение, как правило, говорит о мирном завершении действия. Быстрое затемнение, которое, скорее, выглядит как «мягкая склейка» используется для завершения отдельных сцен. В классике жанра, затенение предполагает завершение фрагмента программы.
Что такое «хорошая непрерывность»
Предположим, что мы смотрим телевизионную программу с драматической постановкой. По мере того, как режиссер переключается от одной камеры к другой, мы замечаем на крупном плане, что прическа исполнителя немного перекошена, но уже на следующем кадре среднего плана, который снят второй камерой, волосы актера уже лежат безупречно. Монтажная склейка этих двух кадров, выполненная в монтажной аппаратной демонстрирует ошибку непрерывности. Если мы видим последовательность кадров, которые, как предполагается должны показать одно и то же действие, но с различных точек зрения, то мы вовсе не ожидаем увидеть радикальные изменения внешнего облика предметов. Другими словами, мы ожидаем, преемственности (непрерывности) изображений видеоряда.
Если на одном кадре стакан полностью налит, а на следующем — опустел, мы можем принять это, если между двумя этими кадрами что-то произошло. Но если кто-либо на протяжении всех кадров сцены шторма, снятых дальним планом, является мокрым с головы до ног, но на крупных планах мы видим этого же персонажа сухим, то здесь что-то явно неправильно. Если на одном кадре улыбающиеся исполнители стоят, положив одну руку на стул, а в следующем кадре, снятом с другой стороны, мы их видим без улыбки, а рука лежит в кармане, то такие внезапные изменения, получившиеся во время монтажа могут быть очень очевидными.
Куда исчезает непрерывность
Солнце может сиять в одном кадре, и его может не оказаться в следующем. В одном кадре может быть шум пролетающего самолета, но абсолютное молчание в следующем. Кто-то из исполнителей может быть одет в синий костюм в одном кадре, и серый в следующем. Все эти нарушения непрерывности очень очевидны, но они случаются. На самом деле, они вполне могут происходить всякий раз, когда действие, которое должно быть непрерывным в окончательной версии смонтированной программы, во время съемок останавливается и переснимается.
Вероятность возникновения ошибки непрерывности возникает, в том случае, когда производственная команда:
- Останавливает съемку, перемещает камеру на новую позицию, после чего продолжает съемку.
- Повторяет какой-либо фрагмент действия (снимает дубль); во второй раз действие может быть немного иным, поэтому редактор не сумеет незаметно вмонтировать эти фрагменты в исходную последовательность изображений.
- Снимает действие вы течение определенного периода времени – части суток, а оставшуюся часть сценического действия снимают уже на следующий день.
- Изменяет способ, используемый для съемки сцены после того, как некоторая ее часть уже отснята.
Как обеспечить непрерывность
Единственный способ добиться хорошей непрерывности состоит в том, чтобы уделять пристальное внимание деталям. Иногда ошибки непрерывности будут намного более очевидны на экране, чем в процессе съемок. В действительности во время действия не заметить разницу чрезвычайно легко, если все ваше внимание занято развивающимся на сцене действием, и еще тысячью и одной проблемой, которые неизбежно возникают во время телевизионного производства. Если у вас возникают какие-либо сомнения, то совершенно необходимо пересмотреть записи для того, чтобы проверит предыдущие кадры этой сцены, прежде чем продолжать съемку.
Источник: www.rfcmd.ru
ТЕЛЕВИДЕНИЕ ПЕРЕХОДИТ НА ЛИЧНОСТИ
Телевидение — первое истинно демократичное проявление культуры, доступное
каждому и полностью подчиненное тому,
что хотят люди.
Самое страшное — это то, чего они хотят.
Клайв Барнс, американский телекритик
Перед трансляцией обычные аналоговые сигналы переводят в цифровой формат и сжимают по стандарту MPEG.
Внешний вид приставки-декодера.
Каждый член семьи заполняет анкету, по данным которой приставка в дальнейшем идентифицирует его и предлагает отобранные программы.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Классификация жанров представляет собой иерархическую структуру, позволяющую точно учитывать вкусы зрителей. Любителям хоккея и биатлона она не станет предлагать бокс или слалом.
К своему 80-летнему юбилею телевидение готовится сделать подарок нам, зрителям. С появлением цифрового вещания оно превратится из средства массовой в средство персональной информации, общаться с которым станет проще и удобнее. ТВ сможет учитывать наши запросы, подстраиваться под наши вкусы, показывать интересные передачи в удобное для нас время.
НАСТУПАЕТ НОВАЯ ЭРА ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Придя после работы домой и удобно устроившись перед телевизором, вы подчас долго щелкаете кнопками пульта и безуспешно пытаетесь найти программу, которая могла бы вызвать интерес. Вы словно сидите не за уютным домашним столом, на котором сервированы ваши любимые яства, а устроились за стойкой кафе и глотаете стандартное, рассчитанное на среднестатистический вкус блюдо.
Но мучениям телевизионных гурманов скоро придет конец: в мае 2004 года правительство РФ признало целесообразным внедрить в России европейскую систему цифрового телевизионного вещания (DVB — Digital Video Broadcasting). Сейчас в опытном режиме ведется цифровое вещание в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Министерство информационных технологий и связи объявило о намерении в ближайшие годы запретить импорт аналоговых телевизоров и прекратить их производство в России. Полный переход на цифровое ТВ планируется завершить к 2015 году.
Российские телевизионщики не стали первопроходцами в этой области, во многих странах уже идет массовый переход на «цифру». В октябре 2005 года американский Сенат одобрил законопроект, согласно которому в 2009 году аналоговое телевидение в США будет полностью заменено цифровым. Великобритания начала снижать долю аналогового оборудования еще в 1998 году, и сегодня цифровой сигнал способны принимать более 73% британских семей. В Японии цифровое вещание охватит все крупные города к концу 2006 года, и, согласно приказу министерства внутренних дел и коммуникаций, уже сейчас на все поступающие в продажу аналоговые телевизоры приклеивают специальные ярлыки, предупреждающие покупателей о том, что с июля 2011 года аналогового телерадиовещания на территории страны не будет.
КОГДА НЕ ХВАТАЕТ ДИАПАЗОНОВ
Чем вызваны столь активные шаги по внедрению цифрового телевещания? Прежде всего, борьбой за зрителя. Цифровое телевидение дает гораздо более высокое качество картинки стандартной четкости и возможность вещания телепрограмм в формате высокой четкости с многоканальным звуком.
Играет роль и дефицит частот. Практически весь метровый и большая часть дециметрового диапазонов уже заняты. Не хватает частот государственным службам и компаниям, предоставляющим услуги беспроводной связи. Особенно остро эту проблему ощутили полиция и спасатели США во время терактов 11 сентября 2001 года и недавно обрушившихся на страну ураганов.
Цифровая технология позволяет при той же полосе пропускания сигнала увеличить число транслируемых каналов в несколько раз. Это происходит благодаря сжатию информации, содержащейся в исходном видеосигнале. Конечно, в сжатом сигнале часть данных теряется, но особенности человеческого зрения и слуха не позволяют заметить изменения. Многие любители кино и меломаны уже почувствовали преимущества стандарта компрессии MPEG, позволяющего записать на обычный компакт-диск несколько полнометражных фильмов или более десяти часов музыки.
НЕДОЛГИЙ ВЕК ВИДЕОМАГНИТОФОНОВ
В свое время появление кассетных видеомагнитофонов позволило уменьшить зависимость зрителей от вещателей. «Видак» можно запрограммировать на несколько дней вперед, и он автоматически включится на запись, когда в программе стоит нужная передача. Правда, процесс программирования был довольно сложен, и многие пользователи предпочитали просто обращаться в пункты проката и там брать любимые фильмы. Кроме того, видеокассеты довольно громоздки и занимают много места. С появлением DVD кассетные видеомагнитофоны заметно сдали свои позиции. Крупные производители бытовой электроники постепенно отказываются от их производства.
Американская компания «TiVo», на протяжении последних 7 лет выпускающая приставки для цифрового ТВ, недавно провела церемонию символических похорон видеомагнитофона. В зале стоял гроб, заполненный видеокассетами, а рядом — фотография «усопшего» в черной рамке и табличка с годами жизни: 1972-2005. Чтобы пришедшие почтить память «старого друга» не слишком грустили, организаторы акции в обмен на старые видеомагнитофоны и кассеты бесплатно раздавали цифровые приставки.
«Изюминкой» приставок является встроенный жесткий диск. На него можно записать любую передачу, просто отметив ее в электронной телепрограмме прямо на экране телевизора (для этого с помощью пульта ее выбирают в меню, как на мониторе компьютера). Специальное программное обеспечение сет-топ бокса позволяет найти интересующую зрителя передачу по косвенным признакам, даже если он не знает ее названия. Это особенно важно, поскольку разыскать среди множества каналов тот, что нужен в данный момент, — задача не из легких.
Для тех, у кого не хватает времени подолгу сидеть у телеэкрана, а просмотреть хочется максимальное количество передач, есть персональные видеозаписывающие устройства PVR. Такие приставки можно «подстраивать» под вкусы телезрителя, и они станут выбирать для него то, что он любит смотреть.
РОССИЯ НЕ ХОЧЕТ ОТСТАВАТЬ
Подобная «роскошь» вскоре станет доступна и российским телезрителям. В инновационной корпорации «Рикор» разработали приемник цифрового телевизионного сигнала с функцией PVR. Отечественные специалисты пошли дальше своих западных коллег. Их приставка адаптируется не под одного человека, а под всех членов семьи. В памяти хранятся данные всех пользователей (имя, пол, возраст), и телепередачи автоматически записываются для каждого.
Зритель может указать «персональному помощнику» — так называется один из блоков программного обеспечения приставки — свои телевизионные пристрастия, и впоследствии на экране будет появляться список близких по тематике передач. Помощник также напомнит о приближении времени передачи либо запишет ее на диск; кроме того, познакомит с анонсом выбранной программы.
Такие почти сказочные чудеса стали явью благодаря тому, что вещатели снабжают цифровой видеосигнал служебной таблицей, своеобразной меткой, в которой содержится информация о жанре передачи, ее длительности, возрастной аудитории, для которой она рекомендована, и много других данных. Совпадение этих меток с запрограммированными пожеланиями пользователя становится командой для «персонального помощника» обратить на программу пристальное внимание. Причем классификация программ представляет собой сложную иерархическую структуру с довольно глубокой детализацией.
Но приставка обладает таким «интеллектом», что и без прямой подсказки может узнать о предпочтениях телезрителя. Человек просто включает нужный канал и смотрит заинтересовавшую его передачу, а приставка фиксирует метки всех просмотренных программ и создает достаточно подробную модель зрителя: его любимые жанры, темы и т. п. После этого приставка предлагает на выбор подобные передачи, чтобы зритель не пропустил ничего интересного и не увидел ничего лишнего. Не требуется даже переключать каналы: «сет-топ бокс» сам подбирает передачи и предлагает их для просмотра на одном персональном канале. Чтобы ничего не пропустить, необязательно сидеть прикованным к экрану (отвлекаясь лишь на время рекламного блока!) — можно остановить прямой эфир паузой (например, чтобы ответить на телефонный звонок), а затем продолжить просмотр, не упустив ни одного интересного момента.
Пользоваться приставкой и смотреть «свои» передачи можно и по очереди, и подключив до трех телевизионных приемников сразу. Но в любом случае, когда приставкой пользуются несколько членов семьи, на каждого приходится лишь часть дискового пространства, и на все нужные передачи его может не хватить.
С приходом цифрового телевидения упростится обратная связь вещателей со зрителями. Уже сегодня на российских телеканалах наблюдается тенденция вовлекать зрителей в происходящее на экране. Им предлагают принимать участие в голосованиях, опросах, конкурсах, для чего следует позвонить по телефону, указанному на экране, или послать SMS-сообщение. В будущем послать сообщение можно будет с помощью одного лишь пульта управления, воспользовавшись обратным каналом — из тех, по которым сейчас осуществляется связь с Интернетом (кабель городской телефонной сети, линия ADSL, выделенная линия или сотовая связь). Можно получать дополнительную информацию, голосовать, приобретать товары и услуги и даже общаться с другими зрителями, не отрываясь от просмотра передач.
Уже сегодня клиенты операторов цифрового ТВ могут пользоваться всеми его благами. Остальным остается только подождать — совсем немного.
Источник: www.nkj.ru