Признаки жанров на ТВ

Ван Инчэнь – бакалавр Российского университета дружбы народов.

Аннотация: Статья посвящена жанрам телевидения, которые пока слабо изучены во всей их совокупности. Обычно рассматриваются отдельные жанровые группы. Нами сделана попытка взглянуть на структуру и формообразующие признаки телевизионных жанров в целом как на специфическое явление. Подобно исследователям театра, мы определяем жанры телевидения как природу чувств. В статье доказывается, что жанры телевидения не могут быть сведены к какой-либо одной группе внутри обширного телевизионного синкреза.

Ключевые слова: телевидение, жанр, журналистика.

Обзор существующей системы классификации телевизионных эстрадных шоу показывает, что, хотя исследователи дают различные определения телевизионных эстрадных шоу, они не являются несвязанными, а общим знаменателем является акцент на развлечении в функциональном описании таких программ. Гао Синь [1] определяет телевизионные эстрадные программы как предоставление зрителям литературного развлечения и эстетического удовольствия. [2] Чжао Юминг и Ван Фушунь [3] утверждают, что телевизионные эстрадные программы выполняют различные функции, в том числе развлекательную, веселую, познавательную, пропагандистскую и эстетическую. [3] Чэнь Вэй говорит, что эстрадные шоу имеют конечной целью развлечение, и что они усилили и выделили функции сенсорной стимуляции, игры и развлечения, что является центральным выражением развлекательных характеристик телевидения. [4] Ван Чжэпин определяет эстрадные шоу как развлечения с драмой. [5] Существует множество различных типов телевизионных программ, и нет окончательной классификации.

11 Признаков Твоей Уникальности, о которых ты не подозревал

ЮНЕСКО классифицирует их на пять категорий: новости, культура, образование, религия и развлечения, основываясь на атрибутах их содержания. [6] Международные стандарты обычно делят телевизионные программы на три категории: развлекательные, документальные и драматические, в то время как отечественные телевизионные программы обычно делятся на четыре категории: новости, развлечения, образование и услуги, а развлекательные программы далее делятся на 11 категорий: драма, спорт, кино, варьете, музыка, драма, игры, реалити-шоу, развлекательные ток-шоу и особенности, международные развлечения и крупномасштабные развлечения. С точки зрения содержания, Лю Иннань и другие ученые классифицировали телевизионные программы на семь категорий: новости, драма, эстрада, опера и музыка, художественные и документальные фильмы, стиль жизни и сервис, реклама.

Отраслевая классификация также сильно различается. CSM классифицирует телевизионные программы Китая на 15 категорий: новости/текущие дела, особенности, разнообразие, спорт, обучение, иностранный язык, детские программы, музыка, драма, телевизионные драмы, фильмы, финансы и экономика, стиль жизни, услуги, юридические и другие. Целью классификации является снижение неопределенности во времени, поэтому при определении уровня классификации элементы с высокой степенью определенности, такие как эфирное время, классифицируются на начальном уровне, а элементы с высокой степенью неопределенности, такие как простота управления, классифицируются на более высоком уровне. Для того чтобы лучше согласовать жанр с новыми тенденциями в эстрадных программах и четко определить различия между различными типами телевизионных эстрадных программ, мы классифицируем телевизионные эстрадные программы на четырех уровнях.

М-ТВ новости. ТЕЛЕШКОЛА. Основные жанры ТВ. Михайловка-ТВ.

Уровень 2: Определяется по основному месту производства, производство в помещении и на открытом воздухе. Внутреннее производство — это производство, которое записывается в основном в студиях, специально созданных для телевизионных программ, или в закрытых помещениях, где есть место для художественного творчества, например, «Король комедии», «Каждый день вверх» и «Туз к тузу».

Открытые производства записываются в основном на открытом воздухе, например, «Беги, брат», «The Ultimate Challenge», «The Amazing Race». Этот уровень относительно легко определить. Место действия программы четко определено и легко записывается, но место действия программы не является фиксированным, и основные места производства зависят от человеческого суждения.

Например, «Величайший шоумен» имеет компонент производства на открытом воздухе, но в основном находится в помещении и классифицируется как программа для помещений. Программы на открытом воздухе на этом уровне классификации трудно производить. Их производство является более сложным и дорогостоящим из-за разнообразия мест, открытых пространств и неконтролируемых факторов, таких как погода и человеческий фактор.

Уровень 3: Оригинальные и импортированные модели определяются источником модели программы и тем, производятся ли прямые или косвенные выплаты правообладателю. Оригинальные программы — это программы, разработанные и созданные в Китае, включая заимствованные. Модель представления — это представление иностранного эстрадного шоу, где правообладатель объясняет все, начиная от сюжетной задумки, освещения, музыки и хореографии и заканчивая местом и течением шоу. Они также направят своих сотрудников для руководства программой на месте и будут участвовать в творческих, производственных и маркетинговых аспектах программы.

Уровень 4: Оперативное определение основано на формате шоу, которые делятся на перформанс, развлекательное ток-шоу и реалити-шоу. Главное отличие реалити-шоу от спортивных программ заключается в том, что они фокусируются на богатстве человеческого существа и стремятся исследовать и показать человечность. Во-вторых, у реалити-шоу есть предполагаемые правила и реальные награды. Реалити-шоу — это игра, но вознаграждения за нее реальны. Это неотъемлемая часть правил шоу.

Это показывает, что преобладание развлекательных программ характерно не только для Китая, а является международной тенденцией. Еще в 1967 году Уильям Стивенсон в своей книге «Игровая теория массовой коммуникации» утверждал, что массовая игровая коммуникация, которая позволяет людям погрузиться в активную игру, приносит удовольствие и освобождает их от взрослой рабочей среды, является «коммуникацией-удовольствием».

Теория «коммуникация-удовольствие» была применена к игривости игры. Эта теория, которую Шрамм отверг как «преувеличение игривости общения и игрушечности медиа», должна быть переосмыслена в свете современных событий. Хотя онлайн-видео быстро растет, ему еще предстоит избавиться от доминирования телевидения. В 2014 году впервые общий объем интернет-рекламы превысил объем телевизионной рекламы, но доходы от онлайн-видеорекламы составили лишь 1/8 часть от телевизионной рекламы.

  1. Юй Ц. Трансформация структуры и специфики современного детского телевидения на универсальных каналах Китая (1992-2018 гг.) //Вестник Томского государственного университета. – 2020. – №. 457. – С. 46-52.
  2. Лю Ц. Национальная специфика формирования музыкального телевидения Китая //Интернаука. – 2020. – №. 10-1. – С. 18-20.
  3. Фань Ц. Трансформация китайского телевидения в контексте новых медиа. – 2022.
  4. Ним Е. Г. Наука телевидения Учредители: Институт кино и телевидения (ГИТР). – 2022. – Т. 18. – №. 3. – С. 105-143.
  5. Чжэн Л. Адаптация зарубежных реалити-шоу к национальной специфике китайской аудитории //Труды БГТУ. Серия 4: Принт-и медиатехнологии. – 2022. – №. 2 (261). – С. 57-63.

Источник: na-journal.ru

Информационно-развлекательные жанры телевидения

Жанр — особая форма организации жизненного материала, категория исторически конкретная, типологическая, гносеологическая, морфологическая, аксиологическая, и творческо — созидательная.

Журналисты — штатные и внештатные работники редакции, которые по редакционному уставу определяют направления и характер изданий или программ, ведут авторскую, редакторскую, организационную работу по сбору, обработке, компоновке массовой информации в номера газет и журналов, программы радио и телевидения, выпуски агентской информации и т.д.

Журналистика — это социальная система, предназначенная для поиска, переработки и дискретной передачи актуальной социальной информации с помощью специализированных коммуникационных средств (печать, радио, телевидение, интернет и др.) неопределенной массовой аудитории с целью информирования ее, социального адаптирования, а также отражения и формирования общественного мнения.

Интервью — опрос человека по профессиональной или личной тематике, проводящийся журналистом с целью публикации или вещания в СМИ.

Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Информационные программы — в РФ ежедневные теле- и радиопрограммы новостей, за исключением авторских информационно-аналитических программ.

Канал — СМИ (газеты, журналы, теле-, радио программы) и технические средства тиражирования, трансляции и ретрансляции, предназначенные для «доставки» информации массовой аудитории.

Масс –медиа — комплекс различных средств, используемых для доставки информации массовой аудитории.

Массовая культура — популярная, потребительская культура, рассчитанная на невзыскательные вкусы аудитории.

Новость — это оперативная информация, которая представляет политический, социальный или экономический интерес у аудитории своей свежестью, то есть сообщения о событиях произошедших недавно или происходящих в данный момент.

Еще по теме:  Кто такая швецова ТВ

Общественные интересы — системоформирующий фактор журналистики, включающий в себя различные виды мировоззрений, идеологий, бытующих в обществе, других специфических интересов и «отвечающий» за характер общественного мнения и издательские (продюсерские) концепции и типологические модификации СМИ.

Популярность времени – показатель медиапланирования, характеризующий популярность данного временного интервала у телезрителей.

Потенциальная аудитория на ТВ — все население, проживающее в тех населенных пунктах, где существует техническая возможность приема того или иного телеканала. Размеры потенциальной аудитории меняются в зависимости от количества и типа телеприемников, а также от диапазона вещания телеканалов.

Рейтинг — показатель медиапланирования. Обозначает часть целевой аудитории, контактирующую с конкретным медианосителем. Измеряется или количеством людей, или в процентах к общей численности населения.

Реалити-шоу— телевизионный жанр, разновидность развлекательной телевизионной передачи и онлайн-трансляции. Сюжетом является показ действий группы (или групп) людей в приближенной к жизни обстановке.

Репортаж — материал с места событий. Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого.

Ситком – жанр комедийного телевизионного сериала с постоянными основными персонажами, связанными общей историей, местом действия и законченным сюжетом в каждой отдельно взятой серии (эпизоде). Для телевизионных ситкомов характерен определённый временной формат — как правило, 30 минут, включая титры и рекламу (если она есть).

Скетч-шоу – неопределенное количество комедийных сценок, или «скетчей», как правило от одной до десяти минут каждый.

Телевизионная техника — комплекс радиоэлектронных, оптических и механических средств, предназначенных для получения телевизионных сигналов передачи, приема и преобразования их в видимое изображение.

Телевещание — передача сообщений и других информационных программ по телевидению.

Телевидение — область науки, техники и культуры, связанная с передачей на расстояние изображений подвижных и неподвижных объектов с помощью электрических сигналов, распространяющихся по каналу связи. Телевидение является средством распространения политической, культурной, познавательной, учебной, рекламной и др. информации. Телевидение применяется также в научных, организационных, технических и других прикладных целях.

Телезритель — это человек, который находится в комнате с включенным телевизором.

Телешоу — яркое сценическое зрелище с участием выдающихся актёров эстрады, балета, цирка и т.п., транслируемое по телевидению.

Ток-шоу — вид телепередачи, в котором один или несколько приглашённых участников ведут обсуждение предлагаемых ведущим тем.

Глава 1. Информационно-развлекательные жанры: зарождение, развитие и место на общероссийском телевидении.

1.1. Критерии образования информационно-развлекательных жанров на телевидении.

1.2. Основные информационно-развлекательные жанры.

Глава 2.Информационно- развлекательные жанры журналистики.

2.1.Подразделение телевизионных программ по их основным функциям.

2.2.Триада развлекательных жанров.

2.3.Информационно- развлекательные программы на телевидении.

Темой курсовой работы являются информационно-развлекательные жанры на региональном телевидении.

Безусловно, эту тему можно назвать интересной, так как в последнее десятилетие на телевидении появилось достаточное количество информационно-развлекательных передач, в связи с новым этапом становления отечественного телевещания. Кроме того, с появлением новых программ и каналов в Калининградской области, в региональной сетке вещания так же появились программы информационно-развлекательного характера.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

В первой главе выделим формообразующие критерии для информационно- развлекательной группы жанров, определим основания для выделения данной группы на примерах на российском телевидении, определим место развлекательных жанров в сетке телевещания.

В данной работе использую теоретический материал, а так же работаю с подборкой информационно-развлекательных передач.

1. Проследить историю зарождения отдельной группы жанров, а именно — информационно-развлекательных.

2. Выявить особенности информационно-развлекательных жанров.

3. Доказать или опровергнуть наличие передач информационно- развлекательного толка на региональном телевидении.

Для достижения данных целей необходимо выполнить следующие задачи:

1. Разобрать сложившиеся на телевидении информационно-развлекательные жанры.

2. Установить степень развития информационно-развлекательных жанров на региональном телевидении.

Предмет исследования: популярные информационно-развлекательные программы отечественного и регионального телевидения.

Объект исследования: информационно-развлекательные жанры регионального телевидения.

Теоретической и методологической основой для написания курсовой работы послужили работы Э.Г. Багирова, Р.А. Борецкого, А. А. Тертычного, М. Н. Кима, Н. В. Вакуровой, Р. П. Овсепян и др., в которых рассматриваются общетеоретические проблемы средств массовой информации и на основании которых следует классифицировать телевизионные жанры.

1.1.Критерии образования информационно-развлекательных жанров на телевидении.

Жанровая структура имеет для телевидения настолько существенное практическое значение, что неоднократно предпринимались попытки ее стандартизации и задача приобрела сугубо теоретическую окраску. Однако отнесение телевизионной передачи к тому или иному жанру имеет прежде всего конкретный практический смысл. В свою очередь, от того, к какому жанру — информационному, публицистическому или художественному (постановочному, игровому) — относится творческое произведение конкретного автора, зависят, с одной стороны, форма выражения и степень творческих усилий создателя произведения, с другой — зрительское восприятие. При значительном увеличении разнообразия передач, числа каналов и времени вещания приобретает существенную значимость адекватное аннотирование передач с указанием жанра для привлечения (или наоборот отторжения) части аудитории.

Специфика телевизионных жанров заключается в пространственно– временной организации, которая связана с возможностью одновременности показа события и его восприятия, то есть то, что называется сиюминутностью и вне телевидения невозможно в форме жанровой атрибутики всеобъемлющих изобразительных средств. Так, журналистские материалы принято делить на три группы жанров: информационные, аналитические и художественно- публицистические. Однако, при взгляде на современную тележурналистику, становится очевидной четвёртая группа жанров – развлекательная.

Такое явление, как суперпозиция жанров означает, что одно и то же произведение одновременно может быть классифицировано в различных жанровых типах по функциональности, по типу условности, по адресной направленности, по форме использованных изобразительных средств и по технологии создания передачи. Таким образом, существует не одна, а несколько типологий, которые неизбежно накладываются при попытке идентификации жанра конкретного реального произведения и часто вызывают бесплодные дискуссии между исследователями. Так можно ли говорить о информационно-развлекательных продуктах телевидения, как об отдельной группе жанров?

О причинах зарождения информационно-развлекательных жанров на телевидении говорится в книге Маршалла МакЛюэна «Понимание Медиа: внешние расширения человека», опубликованной в 1964 году. Уже тогда МакЛюэн писал: в условиях новой информационной среды люди гораздо меньше интересуются социальными явлениями и проблемами, воспринимая их как незначительные элементы глобальной мозаики, им интереснее развлечения, а не пища для ума, отсюда появление информационно-развлекательных жанров – это закономерность.

Информационно-развлекательные жанры зародились в 80-е годы в США. Начавшееся в те годы падение рейтингов информационных программ, вынудило журналистов изменять формат телевизионных новостей. Изменения коснулись, во-первых, принципа отбора информации – снизилась доля «официоза», возросло число сообщений на социальные и культурные темы.

Во-вторых, изменились способы подачи информации: в репортажах на первый план стали «вытаскиваться» детали, интересные всем зрителям. Среди новостей выделилась отдельная группа – информационно-развлекательные программы. Пионером в этом направлении принято считать еженедельную программу «60 минут» (CBS), где ведущие стали активно включать в репортажи свое отношение к событиям, более того, журналисты начали появляться в кадре наравне с героями репортажей, чтобы было совершенно нетипично для американского телевидения.

Необходимо отметить, что подобное развитие событий неоднократно предсказывалось теоретиками информационного общества. М. Маклюэн одним из первых заговорил об «электронном» обществе. Технологии коммуникации, самым влиятельным из которых Маклюэн считал телевидение, рассматривались им в качестве решающего фактора развития любой социально-экономической системы.

Характеризуя сознание «поколений, с телевизором своей матери всосавших все времена и пространства мира через рекламу», Маклюэн отмечает, что «демократические свободы в очень большой мере выражаются в том, что люди озабочены не политикой, а перхотью в голове, волосами на ногах, вялой работой кишечника, мало привлекательной формой груди, больными деснами, лишним весом и застойными явлениями кровообращения». В условиях новой информационной среды люди гораздо меньше интересуются социальными явлениями и проблемами, воспринимая их как незначительные элементы глобальной мозаики.

Еще по теме:  Как скачивать фильмы с иви на ПК

Перегруженность информацией лишает человека возможности рационально мыслить и принимать оптимальные решения. Неспособность решать собственные проблемы в условиях усиливающегося информационного потока порождает «эскейпизм» – бегство от реальности.

Свойство достигнутого успеха переходить с победителя на всю группу чрезвычайно важно для исследования развлекательной журналистики. Не потому ли так популярны телевизионные игры – «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы». Зритель часто переживает за конкретного участника, желает ему победы.

Эффект выигрыша делает игру интересной для журналистики. Аудитория любит и хочет играть, почему бы не предоставить ей такую возможность на страницах газеты, журнала или с экрана телевизора? Игра способна завораживать, она незаметно, исподволь активизирует мышление зрителя. Игра – мощное средство воздействия как на самих участников, так и на зрителей.

Следует заметить, что возможности использования игры в журналистике не ограничиваются только развлечением зрителя, ведь интеллектуальная игра издревле помогала человеку познавать мир. Если обратиться к теории Хейзинги, то «мудрствование» в самом начале человеческой истории возникает в формах игры, в частности в виде загадывания сакральных загадок. В этом свете сходство игры и массово-коммуникативной деятельности, подмеченное В.Ф. Олешко, кажется вполне закономерным.

Как отмечает Олешко, игровое начало в журналистике вообще и тележурналистике в частности реализуется двумя путями: 1) через собственно игры, 2) через различные творческие приемы в рамках традиционных журналистских продуктов. Сюда можно отнести многое: нетрадиционные жанры, нестандартный подход в освещении событий и явлений, значимая интонация повествователя (на телевидении и радио), детали оформления, и, конечно, лексико-синтаксические приемы. Главное условие – эти приемы должны создавать ситуацию свободного, непринужденного, общения читателя с журналистским произведением.

Так, основной принцип материалов информационно-развлекательного толка – информировать аудиторию самым действенным способом, путём развлечения. Так, в специальной и критической литературе встречаются различные термины и определения того, чем телевизионная передача может привлечь человека к экрану или по крайней мере заставить потратить на покупку телевизионного приемника деньги, отложенные на стиральную машину: зрительский успех, зрелищность, кассовость, эффективность и т.д. А так же возможность игры, развлечения наравне с желанием информировать аудиторию.

При анализе информационно-развлекательных жанров нельзя пройти мимо понятия массовой культуры. Как отмечает Г. Н. Беспамятнова, отличительными чертами масскультуры являются активное использование стереотипов массового сознания вместо оригинальных образов, ориентация на все слои общества (массу и элиту) одновременно, плюралистичность (способность придавать явлениям множество смыслов, т.н. тиражирование версий), интертекстуальность (комбинирование и вторичное использование культурных знаков, известных аудитории). Также отмечается, что основной категорией произведения массовой культуры является «тайна». Все это активно используется в СМИ, в подтверждение можно вспомнить, что редкий журналистский продукт обходится сегодня без иронии и самоиронии, важных для эстетики постмодернизма и масскультурной практики понятий.

Еще в начале 20го века Г. Фукс, исходя из условий труда, выводил формулу всякого зрелища: «Краткие представления, богатые сконцентрированными, разнообразными и ритмически связанными переживаниями — таково требование современности». Не случайно все, что связано с развлечениями, с эстрадой, в 20-е года называлось «Диспансером для лечения усталости».

Как бы подхватывая советы Г. Фукса, теоретики 20-х годов провозглашали: «Нужна быстрая и непрерывная смена ощущений, неожиданности и эксцентрические разрешения ситуаций. Зрелище не должно быть длинным. Нужно «сгущенное» зрелище. Причем, качество «сгущенного» зрелища должно быть выше качества обычного искусства: краткость, максимум разнообразия, максимум выразительности.

В 20-е годы функции «диспансера для лечения усталости» проявлялась в театрах «малых форм». Например, Н. Фореггер подчеркивал значимость «психологического воздействия» спектакля на зрителей «калейдоскопом красок, форм, звуков, крепкой зарядкой бодрости и веселя, вытравляющей усталость рабочего дня».

В наше время ТВ захватило полностью компенсаторные функции развлечения. Проблема удовлетворения исконной человеческой потребности в зрелищах и развлечениях стояла перед художественной культурой всегда. Но одно только искусство никогда не справлялось и не могло с ней справиться. Надежды на наиболее полное удовлетворение этой потребности в новое время связывались с массовой коммуникацией. Она призвана была заменить исчезающие традиционные зрелищные формы.

Каждое новое средство массовой коммуникации (СМК) входило в культуру еще и как средство развлечения. Так было с журналом как периодическим изданием, так было с граммофоном, кино и радио.

И здесь возникает вопрос об эволюции форм общения в телевизионных программах. Фоном является не столько становление ТВ, расширение его технических возможностей, но и процессы социального общения, влияющие на потребности публики и соответственно ее требования к ТВ.

Источник: student-files.ru

Телевизионные жанры, используемые при создании фильма

Выбор жанра является одним из важнейших этапов журналистской работы. Определяющую роль при выборе жанра играют цель и задачи, которые ставит перед собой сам автор. Также большое значение имеет характер и особенности выбранной темы. Содержание работы укладывается в определенные рамки. Это помогает осуществить взаимосвязь внутренних элементов творческой работы.

Работа состоит из 1 файл

ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ЖАНРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ СОЗДАНИИ ФИЛЬМА

«Вам придется написать, а затем выбросить или сжечь массу материала, прежде чем вы начнете чувствовать себя в этой среде свободно. Можно начинать прямо сейчас. И я верю, что, в конце концов, количество перейдет в качество».

Рэй Брэдбери

Выбор жанра является одним из важнейших этапов журналистской работы. Определяющую роль при выборе жанра играют цель и задачи, которые ставит перед собой сам автор. Также большое значение имеет характер и особенности выбранной темы. Содержание работы укладывается в определенные рамки. Это помогает осуществить взаимосвязь внутренних элементов творческой работы.

Глубокие познания и ясное понимание особенностей того или иного жанра позволяют журналисту с успехом достичь поставленной цели.

Наиболее подходящим жанром для фильма «Моя Христианская Армения», на мой взгляд, является очерк. Он богат изобразительными средствами и выразительными возможностями. Это обуславливает взаимодействие документальных и литературно-художественных элементов. В художественной публицистике нередко можно встретить элементы информационных или аналитических жанров, такие как: интервью, репортаж, корреспонденция. Безусловно, эти элементы необходимы в рамках художественной публицистики, поскольку только в комплексе они позволяют выполнить поставленную задачу.

Все вышесказанное дает возможность журналисту лучше раскрыть тему и донести до зрителя идею фильма, воздействуя при этом не только на разум, но и на чувства: «Характерной особенностью жанра является то, что он находится на грани между журналистикой и драматургией». 1 Благодаря соприкосновению документальных и литературно-художественных элементов фильм получается ярким и интересным.

Очерк — это смежный жанр между документальным исследованием и художественным рассказом. Жанровые особенности очерка подробно изучены в теории литературы. Большой интерес к данному жанру позволяет считать его основным жанром художественной телепублицистики.

В основе очерка лежат реальные факты и события с использованием точных дат, географических данных и реальных имен. Это является главным отличием очерка от рассказа: «Жизненная реальность фактов — документальная составляющая очерка, использование художественных форм и образов — элементы рассказа в его литературном понимании». 2 Главной задачей очерка является отображение жизненных процессов, длительного временного периода истории, поэтому одна из специфических черт его на экране — изображение прошлого. «Автор, прослеживая обстоятельства жизни своего героя, обнаруживает мотивы поступков, стараясь вскрыть глубинные личностные свойства, а также социальный смысл деятельности». 3 Журналист сам решает какими методами ему воспользоваться, а это может быть :

  • длительное наблюдение
  • портретное интервью
  • «скрытая камера»
  • архивные кадры.

Факты и события не просто фиксируются, но и осмысливаются под углом зрения автора. Затем данная информация подается зрителю, учитывая интересы создателя фильма. Факт является основой, исходным материалом.

Оформление данного материала зависит от целей, которые преследует журналист: «Отсюда и композиционное построение, не подчиненное «фабуле фактов», их свободный отбор и перегруппировка, а также особая монтажная стилистика (сопоставление, столкновение, ассоциативные сближения)». 4 Разнообразие художественных средств позволяет журналисту выполнить поставленную задачу.

Еще по теме:  Как обновить пульт Apple TV 4K

Это далеко не простое занятие. Из-за разнообразия элементов журналист сталкивается с некоторыми трудностями. Для экранного очерка одна из таких проблем — отображение уже совершившихся событий или исторических фактов. Выходом из данной ситуации является воссоздание событий.

Для этого требуется большой талант и профессионализм всей съемочной группы, начиная от актеров и заканчивая режиссером. Требуется сделать все возможное, чтобы на экранах появилась подлинная правда жизни.

Для успешного выполнения поставленной цели необходимы талантливые актеры, хорошая авторская и режиссерская фантазия, операторская изобретательность и обязательное соблюдение чувства меры, художественного такта. Но и здесь есть свои минусы.

Документалисты стараются избегать подстановочных сцен: «Зритель должен быть осведомлен, что перед ним воссоздание факта, имевшего место в прошлом. Инсценировка, выдаваемая за жизнь, противопоказана документальному экрану». 5 Документальная основа, облаченная в художественную обобщенную форму результат большого труда. Очерк требует от журналиста творческого мастерства, профессионализма и таланта.

1.2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ: ИНТЕРВЬЮ И РЕПОРТАЖ

«Каждое ружье на всякий случай считай заряженным; каждый микрофон включенным».

Анджей Вишневский

На сегодняшний день система жанров подразделяется на три вида:

— художественно- публицистические жанры

Однако это деление несколько условно, так как все жанры взаимосвязаны между собой, интервью не исключение.

«Интервью (англ. interview) опрос человека по профессиональной или личной тематике, проводящийся журналистом с целью публикации или вещания в СМИ. Если обратиться к семантике английского слова интервью, то оно состоит из префикса inter, имеющего значение взаимодействия, взаимонаправленности, и слова view, одно из значений которого взгляд, мнение. Стало быть, интервью — обмен мнениями, взглядами, фактами, сведениями. Является одним из методов получения информации в журналистике». 6

В современном мире зритель хочет знать все, и как можно быстрее. Именно поэтому сейчас так популярен информационный жанр, главные качества которого — новизна и актуальность. Собственно говоря, к информационному жанру и относится интервью, характеристики, которого позволяют слушателю воспринимать сказанное как бы «из первых рук».

Именно этим можно объяснить популярность жанра интервью в современной журналистике. Следует отметить, что интервью называют не только жанром, но и методом получения информации, его относят не к теоретическим, а эмпирическим методам. Информация, полученная методом интервью, может быть трансформирована и представлена, например, на газетной полосе в виде корреспонденции, отчета, реплики, статьи.

Виды интервью 7 :

Интервью-диалог — беседа в форме вопросов и ответов. Самый распространенный вид. Журналист, наряду с основными вопросами, задает собеседнику уточняющие, получает информацию о значительном факте.

Интервью-монолог — выглядит в форме ответа интервьюируемого на вопрос корреспондента, поставленный в начале текста.

Интервью-портрет — на первый план выходит создание портрета интервьюируемого. В тексте появляются элементы биографии, присутствуют мнения героя по различным темам. Автор, посредством разнообразных вопросов, раскрывает личность человека.

Интервью-беседа — журналист ведет беседу с человеком на равных. Предмет разговора — проблемная актуальная ситуация, выход из которой следует найти в процессе разговора. Журналист не только получает от собеседника информацию, но и сам высказывает свое мнение. Возможен спор. Обратные вопросы.

Коллективное интервью — представление о мнении нескольких людей, по тем или иным вопросам.

Анкета — массовый вид интервью, заочная беседа. Вопросы задаются на газетном листе, автор изучает поступившие в редакцию ответы и пишет текст. Иногда в издании существует рубрика «Анкета», в которой герой отвечает на стандартный набор вопросов.

Блиц-опрос: его целью является получение мнений людей различного социального статуса по одному актуальному вопросу.

Также иногда интервью относят к аналитическим жанрам. Данной группе характерна не только констатация фактов, но также анализ и поиск путей решения проблемы. Сюда относят: проблемные и портретные интервью. Виды интервью разнообразны, именно поэтому его относят как к информационным, так и к аналитическим жанрам.

По форме подачи материала можно определить жанр, по содержанию — к какой группе относится информационной или аналитической. «Информационное интервью отвечает на вопросы: Что? Где? Когда?; Аналитическое: +Почему? Каким образом? Что это значит?» 8

Моя работа выполнена в жанре очерка, особенность этого жанра — яркость и красочность. Очерк позволяет использовать черты различных жанров: интервью, репортаж, отчет, зарисовка. Это дает автору возможность сделать свой материал интересным и информативным. Но при этом важно сохранить сюжетно- стилистическое единство материала. Сфера применения интервью очень широка.

На сегодняшний день интервью действительно является одним из часто используемых жанров. Но следует помнить, что умение вести беседу- это искусство. И интервью требует самой тщательной подготовки. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы они давали направленность ходу беседы, акцентировали внимание на тему, которая интересует журналиста.

1) выявить точку зрения собеседника по обсуждаемому вопросу

2) рассказать о собеседнике, создать его психологический портрет

Технология создания интервью:

1) стадия подготовки (создание вопросника, проработка хода беседы, сбор необходимого материала)

2) сама беседа (нужно учитывать, этические и социальные факторы)

3) написание самого материала (обязательная вычитка окончательного варианта текста интервьюируемым)

Телевизионное интервью обогатило жанр интервью существенными качествами- зрелищностью. Источником становиться не просто звучащая речь со всем богатством ее риторики, интонационной, эмоциональной окраски, как на радио, но и мимика, жест, поведение собеседников, а нередко и окружающая среда. Именно поэтому можно объяснить такую популярность интервью на современном телевидении.

«Репортаж — жанр журналистики, спецификой которого является оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное освещение событий и подразумевается, что репортер является очевидцем или участником описываемого. Именно факт обязательного присутствия автора сюжета на месте действия есть существенное отличие репортажа от просто корреспонденции. Термин происходит от французского «reportage» и английского «report»: общий корень латинский («reporto» передавать)» 9 .

В репортаже главное наблюдение, журналист должен обязательно присутствовать на месте действия. Находясь на месте, репортер должен хронологически фиксировать происходящее, следить за ходом событий, акцентировать внимание на важных моментах, следить за реакцией и поведением участников и очевидцев. Для репортажа характерно активное использование средств и приемов образного отображения действительности — яркого эпитета, сравнения, метафоры и т.д.

— эффект присутствия — мнение экспертов

— достоверность — данные документов

— фактографичность — сведения очевидцев

— оценка журналиста — анализ информации

Репортер стремится, возможно, быстрее показать читателю картину события на всех этапах его развития — от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Это — жанр-разведчик, к нему обращаются журналисты, стремясь сообщить о том, что происходит в нашей стране и за ее рубежами.

Роль корреспондента велика: он ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но иногда даже его инициатором и организатором. Не всякое событие достойно освещения в репортаже. Критерий выбора события — его актуальность, общественная значимость.

По темам репортаж может быть самым разнообразным:

Рассказ репортера должен раскрыть читателю какую-то новую сторону действительности, процесса ее изменения. Это предопределяет одну из важных особенностей жанра — его динамичность. Задача репортера и предмет репортажа определяют и другие важные его стороны.

А именно, его «наглядность»: читатель должен как бы сам видеть все происходящее на месте события, слышать голоса его участников. Этот эффект достигается прежде всего использованием в тексте репортажа деталей и подробностей, помогающих репортеру нарисовать зримую картину действительности. А если он оказался непосредственным участником события, о котором хочет рассказать, это дает ему возможность самому пережить те чувства, испытать то волнение, которые пережили другие участники события. Это позволит ему сильнее воздействовать на читателей. При этом он не просто регистрирует подробности событии, которые заметил, он отбирает факты, группирует их в тексте, воссоздает событие, отражая при этом свое отношение к нему.

Источник: www.freepapers.ru

Оцените статью
Добавить комментарий