Домашний кинотеатр обеспечивает аудиосопровождение видеоматериала, а вот его визуализацию оставляет на совесть пользователя. Можно смотреть фильмы на экране обычного телевизора, можно подключить монитор компьютера – если размер и качество картинки вас устраивает. Можно приобрести монитор побольше с высоким разрешением. Да и желание вообще избавить интерьер от лишних предметов имеет реальную возможность сбыться, потому как выбрать проектор для домашнего кинотеатра сегодня никаких сложностей не составляет.
Проектор способен создать в вашей квартире настоящий мини-кинотеатр – не потребуются никакие мониторы и телевизоры, только ровная белая поверхность. Когда-то на стены вешали простыни, сегодня мы избавлены от таких ухищрений: существуют специальные экраны для проекторов, сворачивающиеся за ненадобностью и компактно размещающиеся под потолком или еще где-то в незаметном месте. Можно использовать и переносные экраны на штативах.
Выбирая проектор для домашнего кинотеатра, вы выбираете компактность, качество изображения, независимость от размера экрана. К недостаткам можно отнести лишние децибелы: проектор – удовольствие громкое и горячее.
Тип проектора
Существует три типа проекторов, прижившихся на нашем рынке. Это примерно равные по стоимости, но разные по свойствам LCD и DLP, и дорогостоящие LCoS. Принцип “зачем платить больше, если” здесь не работает, поэтому стоит определиться, чем жертвовать в угоду кошельку или удобству.
LCD и DLP: разница в изображении…
Технология LCD предполагает формирование изображения посредством трех жидкокристаллических матриц. Световой поток от лампы падает на цветовые фильтры, разделяющие его на зеленый, синий и красный. Каждый из цветных потоков направляется на свою матрицу, в результате на каждой из них получается зеленое, синее и красное изображение. Избежать появления красных людей и синих деревьев помогает призма, объединяющая три одноцветные картинки с матриц в одну многоцветную. Эта естественная для наших глаз картинка проецируется на экран.
Технология DLP основана на применении зеркал, вернее, чипа с поворачивающимися микрозеркалами. В зависимости от их положения при попадании света от лампы формируется либо белая точка, либо черная (при попадании света на светопоглотитель). При быстрой смене положения зеркала получается серый. Маловато?
Поэтому между лампой и зеркалом ставится диск с окрашенными в различные цвета секторами. Каждый из них, пропуская поток света, выдает один цвет. При быстром вращении диска цветное изображение на экране формируется из смены нескольких отдноцветных: глаз не успевает заметить, что картинка сначала красная, затем зеленая, затем синяя, голубая, желтая. Для получения белого цвета используется прозрачный сектор.
Обе технологии нашли применение и в бюджетных моделях проекторов, и в среднем сегменте рынка. LCD-проекторы выдают более реалистичную цветопередачу, естественные оттенки и стабильную картинку без искажений. DLP-проекторы обеспечивают высокий уровень контрастности, насыщенный черный, что означает “глубину” изображения и высокую четкость.
В некоторых случаях при проецировании движущегося изображения DLP-устройством можно заметить “эффект радуги” – цветной контур. Это происходит из-за относительно медленного вращения цветного диска. Кроме того, применение диска с прозрачным сектором в DLP-проекторах приводит к увеличению яркости белого и, соответственно, блеклым остальным. Там, где высокая яркость проектора не нужна (как раз в домашних кинотеатрах, где предполагается затемнение комнаты), используются варианты без прозрачных секторов, но тогда яркость становится минимальной, и кино при дневном свете смотреть будет некомфортно.
От недостатков DLP (в частности, от “эффекта радуги”) позволяет избавиться применение трех чипов вместо одного. Каждый из них принимает свой цвет через фильтр, единовременно, а не последовательно формируя изображение. Соответственно, потерь яркости не происходит, изображение получает реалистичные цвета и глубину. Однако это решение для дорогих моделей проекторов.
… и потребительских свойствах
Если качество картинки не в приоритете (в затемненной комнате на расстоянии 3-4 метра от экрана недостатки сглаживаются), то стоит обратить внимание на надежность и долговечность технологий. DLP-проекторы считаются более надежными, срок службы зеркальных чипов значительно дольше, чем ЖК-матриц. Кроме того, особенности конструкций проекторов позволяют говорить о герметичности и, соответственно, защите от пыли в DLP-моделях, тогда как LCD чаще всего предполагают использование пылевых фильтров. Соответственно, повышается стоимость оборудования и требования к обслуживанию.
Еще один важный момент: LCD гораздо более подвержены механическим повреждениям, так что если предполагается проектор часто переносить или перевозить – стоит позаботиться о его сохранности. DLP-проекторы, в которых вместо лампы UHP стоят светодиоды, компактнее и менее шумны (вплоть до карманных), однако не могут обеспечить качество изображения даже на уровне источника.
LCoS-проекторы для hi-end
Самый дорогой на сегодня вариант – это LCoS-проекторы. В основе технологии лежит зеркальность одного из слоев матрицы. При прохождении светового потока через соответствующий фильтр, невостребованная часть полностью отражается, что дает высокую степень контрастности и насыщенный черный.
Неприятные эффекты при применении этой технологии практически отсутствуют, но за это приходится расплачиваться живыми деньгами. Да, иногда в характеристиках проекторов вам встретятся другие аббревиатуры. Не забудьте, что SXRD и D-ILA – это тот же самый LCoS, только названный разработчиками по-своему. В рекламных, видимо, целях.
Светлее и дольше: о яркости и сроке службы ламп
Выбирая проектор для домашнего кинотеатра, да и вообще технику для вывода изображения, многие обращают внимание на показатели яркости. Для мониторов и телевизоров такая внимательность похвальна, для проекторов к – излишняя.
Сам по себе домашний кинотеатр предполагает не щелканье ТВ-каналов, не просмотр новостей в режиме “между делом”, а полноценный киносеанс с максимальным комфортом. Соответственно, обстановка приближена к кинозалу: кроме подключенной акустики кинотеатра, помещение изрядно затемнено. В таких условиях яркость 1000-1200 ANSI лм вполне достаточна, а погоня за большими цифрами способна испортить впечатления от просмотра: слишком высокая яркость вызывает усталость глаз и головную боль. Менее 1000 ANSI лм уже нецелесообразно: все же в условиях обычной комнаты обеспечить полное затемнение невозможно, а чем больше дневного света – тем более тусклым кажется изображение.
Если же проектор предполагается использовать вместо телевизора, то яркость его должна быть выше. Проекторы для презентаций, которые должны работать при любом освещении, выдают в среднем около 2000 ANSI лм. Если об условиях эксплуатации вы пока еще имеете самое приблизительное представление, то обратите внимание на модели, позволяющие задействовать экономичный режим: снижение яркости, помимо комфорта глаз, обеспечивает еще и продление срока службы ламп.
Кстати, срок службы ламп – один из критериев выбора проектора для домашнего кинотеатра. В среднем лампы теряют яркость уже через 1000-2000 часов работы. Это примерно 500 сеансов – будем считать, что при ежевечернем отдыхе перед экраном и выходных у него же запаса яркости лампы проектора хватит на год.
Речь идет о лампах UHP, если же вы выбрали модель со светодиодами, то не беспокоиться можно гораздо дольше: до 30000 часов наработки на отказ у LED – обычное дело. Быстрее этот проектор сломается или будет забыт среди устаревших гаджетов. Лампы же, начинающие терять яркость, подлежат замене, благо она не требует обращения в сервис-центр. Если вы не хотите прикладывать руки и инженерную мысль к такому не стоящему внимания объекту – выбирайте модели с лампами, рассчитанными на 3000-5000 часов.
Размер имеет значение: разрешение, формат и проекционное соотношение
Разрешение – еще один критерий, учитываемый при повышенных требованиях к качеству изображения. Чем оно выше, тем детализированнее и четче картинка. На сегодняшний день для домашних кинотеатров идеальным будет 1920х1080, или Full HD. В этом разрешении и распространяется большинство медиаконтента.
Все меньше становится моделей проекторов с разрешением ниже 1400х1050, пока еще совсем немного моделей с разрешением выше 2048х1080. Но с развитием 4K (разрешение свыше 4096х2160) все реализуется в полном масштабе. Пока же высочайшее разрешение – это топовый сегмент проекторов. Гнаться за цифрами не стоит, разве что с заделом на будущее: контента ультравысокого разрешения пока производят и распространяют мало.
Соотношение сторон – параметр, по факту ушедший в прошлое, но все еще настойчиво выводящийся в характеристики. 16:9, 16:10 – варианты универсальные, подходящие для большинства фильмов, выпущенных на DVD в 21 веке. Если вы собираетесь смотреть исключительно классику – то поищите модели с соотношением сторон 4:3.
Несоответствие контента формату никакой катастрофой не обернется: будут присутствовать черные полосы либо по сторонам, либо сверху и снизу. Существует еще формат 2,4:1 – он применяется для кинопроката. Избавиться от черных полос при несоответствии формата помогает либо затемнение участков экрана маской, либо (в дорогих и умных моделях) применение специальных линз для смены формата – подгоняется под заданный размер само изображение.
Как правило, владельцы домашних кинотеатров сначала приобретают проектор, а потом подбирают для него экран. Размер последнего будет зависеть от размера изображения, которое способен проецировать проектор. Обычно этот параметр живет в диапазоне от минимума к максимуму. Чем дальше проектор от экрана, тем изображение на нем больше.
Для домашних кинотеатров иногда применяются модели с короткофокусными объективами, позволяющие устанавливать проектор непосредственно рядом с экраном. В большинстве же случаев проектор размещается в противоположной от экрана стороне, сзади пользователя. Если минимальное расстояние до экрана обычно 1-1,5 м, то максимальное – от 10 м. Дальнобойность, как правило, дороже.
Существует параметр, позволяющий ориентироваться в размерах получаемого изображения и дальности от экрана несколько быстрее – проекционное соотношение. Записывается обычно цифрами вида «1,8:1» и означает, к нашему примеру, что с расстояния 1,8 м получится картинка шириной 1 м. Соответственно, чтобы на экране шириной 4 м получить картинку во весь экран, мы должны переместить проектор (1,8:1) на расстояние 7,2 м. Как правило, большинство проекторов не обладают категоричностью, поэтому проекционное соотношение у них варьируется в некотором диапазоне – его обеспечивает функция смены фокусного расстояния.
Куда и как ставить: тип установки, уровень шума и интерфейсы
Стационарные проекторы – идеальный выбор для домашнего кинотеатра. Они обычно входят в класс hi-end, обладают световым потоком большой мощности, высоким разрешением и умным программным обеспечением, возможностью тонких настроек и использования сменной оптики. Однако их установка требует затрат, а перемещение в пространстве таких устройств нежелательно и нецелесообразно.
Если планируется изменять расположение экрана, то лучше взять портативную модель проектора. У таких меньше вес, при желании их можно сдвигать и переносить, хотя они обладают солидным весом. Для стационарных проекторов можно рассмотреть возможность потолочного крепления в быстросъемной реализации, но это решение дорогое.
Карманные, ультрапортативные, облегченные модели проекторов для домашних кинотеатров не подходят: они не справляются с основной задачей – демонстрацией качественной картинки. Это «походный» вариант.
Одно из самых главных значений, если вообще не единственное для многих – уровень шума, издаваемого системой охлаждения проектора. Чем мощнее аппарат (выше уровень яркости), тем шумнее его вентиляторы.
При установке проектора вдали от экрана и зрителя (у потолка или на расстоянии более 5 м) шум заглушается акустической системой, ближе – служит очень действенным раздражающим фактором. Так что децибелы следует оценивать по достоинству – чем меньше, тем лучше. Бюджетные модели обычно очень шумные. Настолько, что легче вернуться к монитору, чем терпеть шум, лишающий домашний кинотеатр атмосферности.
Интерфейсы подключения проекторов для домашних кинотеатров не явят нам ничего особенного. Большинство моделей имеют композитный видеовход, компонентный, DVI или VGA, S-Video и HDMI, а также стандартные аудиовыходы и mini-jack. Наличие портов USB для современных проекторов тоже обязательно. Для многих стационарных моделей неплохим вариантом будет встроенный DVD-плеер.
Источник: thedifference.ru
Проекторы для домашних кинотеатров
Проектор для домашнего кинотеатра DLP, 3500 ANSI Lm, Full HD 1920 x 1080, контрастность: 10000:1, источник света: Лампа, срок службы источника света: 5000 часов, уровень шума: 32 дБ, размеры: 113.7 x 313 x 240 мм, вес: 2.90 кг, TR: 1.47 — 1.62 (арт. MR.JT111.002)
Доставка / Самовывоз
Тестирование проекторов для домашнего кинотеатра
В тестовой лаборатории «КомпьютерПресс» проведено тестирование шести проекторов для домашних кинотеатров с физическим разрешением 1280×720: Acer PH530, EPSON EMP-TW700, InFocus IN78, Panasonic PT-AX100E, Planar PD7150 и SONY VPL-HS60.
Начиная очередное тестирование проекторов, отметим, что темпы развития проекционной техники в настоящее время замедлились. В новых моделях производится лишь незначительное улучшение технических параметров, а изменения большей частью касаются увеличения количества интерфейсов, среди которых основным является интерфейс HDMI. Так, все предоставленные для тестирования проекторы обладают естественным разрешением 1280×720 и оснащены разъемом HDMI, который позволяет подключать к проектору видеоисточники с High Definition-контентом.
Проекторы для домашнего кинотеатра существенно отличаются от проекторов, ориентированных на офисное использование. Главным их преимуществом является вовсе не яркость (которая важна именно в случае офисного применения, так как большинство презентаций проводится в незатемненных помещениях), а максимально качественная и естественная картинка с высоким уровнем контраста. Именно поэтому ведущие производители проекционной техники имеют отдельные линейки устройств для домашних кинотеатров.
В ходе тестирования мы не разделяли проекторы в зависимости от используемой технологии — таким образом, в испытаниях на равных условиях участвовали модели, выполненные как по DLP-, так и по LCD-технологии. Из представленных шести моделей три были основаны на DLP-технологии и три — на технологии LCD.
Мы не раз подробно рассматривали эти технологии в наших статьях, посвященных проекторам, поэтому лишь вкратце напомним их основные принципы. В LCD-проекторах свет проходит через органические матрицы из жидких кристаллов, а в DLP-проекторах — отражается от множества микроскопических зеркал. Каждая из этих технологий обладает своими достоинствами и недостатками, которые мы перечисляли в статье, посвященной тестированию проекторов для домашних кинотеатров, которая была опубликована в нашем журнале в прошлом году (КомпьютерПресс № 6’2006). Отметим, что при сохранении ряда признаков, присущих той или иной технологии, принципиальные особенности микрозеркальных и LCD-моделей, постепенно сглаживаются и становятся все менее заметными.
Рынок проекторов насыщен устройствами весьма высокого уровня (что подтверждает и наше тестирование), и конечному пользователю довольно сложно сделать выбор. Надеемся, что данная публикация поможет принять правильное решение при покупке. Присвоенные нами знаки «Выбор редакции» вовсе не означают, что все остальные модели плохи. Просто отмеченные нами решения оказались чуточку лучше и оптимальны именно для домашнего кинотеатра.
Методика тестирования проекторов
Испытание проекторов производилось поочередно с использованием одного и того же оборудования. Универсальным источником видеосигнала служил персональный компьютер.
Тестируемые проекторы подключались к аналоговому выходу видеокарты компьютера с разъемом D-Sub или, при наличии в проекторе цифрового интерфейса, к разъему DVI. Кроме того, при проведении тестирования к проекторам подключались и иные источники видеосигнала по другим интерфейсам.
За основу объективной части исследований была взята стандартная методика ANSI по измерению среднего светового потока при настроенной контрастности. На жесткий экран наносилась разметка по девяти точкам c точным соблюдением геометрии в соответствии с методикой ANSI. После предварительного прогрева проектора регулятор Zoom оптической системы (в случае его наличия) устанавливался в положение, соответствующее минимальному фокусному расстоянию (то есть максимальному оптическому увеличению изображения). Затем на проектор с компьютера подавалось изображение настроечной таблицы, по которой и производилась фокусировка, а также настройка геометрических параметров проецируемого изображения на стандартный шаблон ANSI (прямоугольник с соотношением сторон 16:9 и площадью 0,5 м 2 ).
После этого с компьютера выводилось изображение стандартной шкалы ANSI, по которой и выполнялась настройка яркости и контрастности изображения. По окончании настройки на экран выводилось изображение белого поля и производился замер величины освещенности в люксах в каждой из 13 точек, отмеченных на шаблоне. Затем показания заносились в таблицу и рассчитывалась средняя освещенность экрана. Зная среднюю освещенность экрана и его площадь, можно определить световой поток, формируемый проектором, по формуле:
световой поток (ANSI-люмен) = средняя освещенность (люкс) x площадь экрана (м 2 )
Как правило, результаты испытаний соответствуют эмпирическому правилу «0,7», то есть реальный световой поток составляет приблизительно 70% от заявленного в спецификации.
В качестве измерительного прибора использовался цифровой спектрофотометр GretagMacbeth Eye-One, обеспечивающий контроль цветопередачи, а также позволяющий рассчитать цветовые координаты в различных цветовых системах.
Помимо выполнения своих основных функций, спектрофотометр может применяться вкупе со специализированным программным обеспечением для построения ICC-профилей.
Используемый нами спектрофотометр швейцарской фирмы GretagMacbeth с комплектом поставки Eye-One Proof дает возможность не только работать с такими устройствами, как мониторы, принтеры и сканеры, но и создавать профили проекторов.
В спектрофотометре Eye-One применяется голографическая дифракционная решетка, что позволяет производить спектральный анализ в диапазоне от 380 до 730 нм с шагом 10 нм.
При измерении в отраженном свете используется геометрия измерения 45/0°, а источником света является газоразрядная вольфрамовая лампа типа A.
Работа со спектрофотометром начинается с его калибровки, заключающейся в считывании абсолютно белой точки с эталонного образца в случае калибровки и измерения излучаемого света или в считывании абсолютно черной точки с эталонного образца в случае калибровки и измерения отраженного света. В нашем случае процесс калибровки проходил по второму сценарию.
С помощью спектрофотометра мы не только откалибровали проекторы, но и измерили их освещенность, а также зафиксировали цветовой охват проекторов и уровень точки белого цвета.
Полученные значения применялись для вычисления трех параметров: фактической величины светового потока в ANSI-люменах, максимального и минимального отклонений от среднего значения в процентах. Кроме того, спектрофотометром измерялись базовые точки цвета (красный, синий и зеленый) и на основе этих данных строился цветовой охват проектора при тех настройках, которые являются наиболее комфортными для просмотра видеосигнала.
Несмотря на то что измерение среднего светового потока проектора по методике ANSI является общепризнанным, оно несовершенно из-за наличия субъективных факторов. Действительно, невзирая на строго регламентированную методику измерения, настройка по стандартной шкале ANSI яркости и контраста довольно субъективна, так как один и тот же результат может быть получен при различном соотношении яркости и контраста, а кроме того, измерительным прибором при такой настройке служит субъективное по своей природе человеческое зрение, а не калиброванный электронный аппарат. Это в какой-то мере объясняет расхождение полученных значений и показателей, заявленных производителем. Однако и аппараты для измерения освещенности (люксметры) могут иметь погрешность измерения или быть неточно откалиброваны.
По окончании измерений производилась субъективная оценка изображения. Для этого использовался отражающий экран V-SCREEN projection screen DRAPER SPICELAND с белым матовым покрытием. Затем поочередно выводились изображения равномерно заполненных полей (черного, белого, красного, зеленого и синего). Кроме того, оценивались наличие и характер муара и инерционность изображения при помощи динамических тестов и при просмотре различных мультимедийных файлов. При просмотре применялись мультимедийные файлы в формате High Definition для оценки динамических свойств проектора, качества цветопередачи темных участков и т.д.
Для определения наиболее качественного проектора в большинстве случаев учитывалось немало субъективных факторов, таких как глубина черного цвета, определяющего контрастность изображения; видимость границ между точками; наличие быстрых цветовых колес (светофильтров) в DLP-моделях, предотвращающих эффект чередования цветов; шум, создаваемый охлаждающей системой проектора; функциональные возможности проектора; удобство его настройки и управления и многое другое. Отметим, что уровень шума оценить довольно сложно, даже если использовать для этого специальные измерительные приборы.
Дело в том, что уровень шума, создаваемый вентилятором, может быть как низко-, так и высокочастотным. В первом случае при просмотре кинофильма низкочастотный шум растворится в звуковом сопровождении фильма, а во втором — будет очень сильно раздражать. Тем не менее при помощи шумомера CENTER 322 осуществлялось измерение шума проектора по шкале A (дБА).
Именно эти значения (а не заявленные производителем) учитывались при подведении итогов тестирования. Отметим, что значения уровня шума от системы охлаждения были получены по собственной методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора, так как неизвестно, при каких обстоятельствах последние были определены. В нашем случае уровень шума измерялся в тихой комнате (30 дБА) при помощи шумомера CENTER 322, расположенного на расстоянии 30 см от проектора, что позволило нам сравнить проекторы между собой по данному показателю.
На такие, казалось бы, важные параметры, как воспроизведение цветов, сочность и яркость изображения, обращать внимание стоит не всегда. Дело в том, что практически все проекторы можно вывести в режим одинакового воспроизведения цветов. Оценивать в этом случае имеет смысл только то, насколько удобно реализован сам механизм настройки.