Основным средством (инвентарным объектом) в целях бюджетного учета признается (п. 45 Инструкции № 157н[2], п. 9, 10 СГС «Основные средства»):
- объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями;
- отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения самостоятельных функций;
- обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, который предназначен для выполнения определенной работы. Таким комплексом признается один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных в единый комплекс (на одном фундаменте), в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно;
- часть объекта имущества, в отношении которой самостоятельно можно определить период поступления будущих экономических выгод, полезного потенциала либо которая имеет отличный от остальных его частей срок полезного использования и стоимость которой составляет значительную величину от общей стоимости объекта имущества.
При этом объекты основных средств, срок полезного использования которых является одинаковым и стоимость которых не признается существенной (например, периферийные устройства и компьютерное оборудование), могут объединяться в один инвентарный объект и признаваться комплексом объектов основных средств согласно учетной политике учреждения (п. 10 СГС «Основные средства»).
Урок №10 Учет нефинансовых активов — материальные запасы
На основании изложенного учет компьютеров может быть организован казенным учреждением одним из двух способов:
1) постановка компьютера на баланс как единого комплекса конструктивно сочлененных предметов, состоящего из монитора, системного блока, клавиатуры, мыши и других комплектующих. При указанном способе учета любое перемещение составных частей компьютера будет рассматриваться как разукомплектация основного средства;
2) учет монитора и системного блока как отдельных инвентарных объектов, а клавиатуры, мыши и других комплектующих – как материальных запасов, входящих в состав системного блока. Этот вариант учета применим в случае, когда мониторы и системные блоки планируется эксплуатировать в составе различных комплектаций компьютерного оборудования, либо если указанные объекты приобретаются в разное время, имеют разный срок полезного использования и их стоимость является значительной относительно стоимости других комплектующих компьютера.
Выбранный способ необходимо закрепить в учетной политике учреждения.
Применение бюджетной классификации. На основании положений Порядка № 209н[3] расходы в рамках заключенных казенными учреждениями договоров (контрактов) необходимо отражать на следующих статьях (подстатьях) КОСГУ:
- на приобретение компьютеров в полной комплектации, а также мониторов и системных блоков как самостоятельных объектов основных средств – на статье 310 «Увеличение стоимости основных средств»;
- на покупку комплектующих (запасных частей) для целей капвложений в инвентарные объекты – на подстатье 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений»;
- на оплату работ по сборке компьютера, покупку программного обеспечения вместе с установкой и настройкой, для целей капвложений в инвентарные объекты – на подстатье 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений»;
- на приобретение комплектующих (запасных частей), которые не относятся к капвложениям в инвентарные объекты (например, предназначены для замены изношенных частей), – на подста-
тье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов».
Согласно Порядку № 85н[4] названные расходы следует относить на КВР:
- 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг»;
- 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» – если они осуществляются федеральными казенными учреждениями в рамках утвержденного плана информатизации в сфере информационно-коммуникационных технологий. На уровне субъекта РФ (муниципалитета) данный КВР применяется, только если такое решение принято соответствующим финансовым органом.
Присвоение кода ОКОФ и определение срока полезного использования. Инвентарные объекты основных средств принимаются к бюджетному учету на основании их группировки по ОКОФ (п. 45, 53 Инструкции № 157н).
В настоящее время действует Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008), утвержденный Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст.
В увязке с ОКОФ используется Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификация ОС), в соответствии с которой определяется срок полезного использования объекта учета для начисления амортизации.
Согласно ОК 013-2014 (СНС 2008) и примечанию к Классификации ОС персональные компьютеры относятся к коду 330.28.23.23 «Машины офисные прочие», который включен во вторую амортизационную группу «Имущество со сроком полезного использования свыше двух лет до трех лет включительно».
Конкретные коды для учитываемых в составе основных средств системных блоков и мониторов в указанных документах отсутствуют. Поэтому комиссия по поступлению и выбытию активов учреждения самостоятельно принимает решение об отнесении их к определенной группе основных фондов (см. Письмо Минфина РФ от 27.12.2016 № 02-07-08/78243).
Срок полезного использования мониторов и системных блоков можно определить исходя из сроков их эксплуатации, указанных в рекомендациях производителя, и (или) на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, принятого с учетом (п. 35 СГС «Основные средства»):
- ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
- нормативно-правовых и других ограничений использования этих объектов;
- гарантийного срока использования объектов.
По мнению автора, указанным объектам, так же как и компьютеру, может быть присвоен код 330.28.23.23 по ОКОФ и установлен срок полезного использования 36 месяцев.
Самостоятельно принятые учреждением решения об отнесении объектов основных средств к соответствующей группе кодов ОКОФ и установлении его срока полезного использования целесообразно закрепить в учетной политике.
Начисление амортизации. Амортизация по принятым к учету в составе основных средств компьютеров в сборе, мониторов и системных блоков начисляется в общем порядке, предусмотренном разд. VI СГС «Основные средства».
В соответствии с п. 34 этого стандарта объект начинает амортизироваться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бюджетному учету, до 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения признания объекта (его выбытия с учета), или месяца, следующего за месяцем, в котором его остаточная стоимость стала равной нулю.
Порядок начисления амортизации зависит от стоимости объекта (п. 36, 39 СГС «Основные средства»).
Стоимость объектов основных средств
Порядок начисления амортизации
Объект основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно
Амортизация не начисляется. Стоимость объекта списывается с балансового учета при выдаче (вводе) в эксплуатацию с одновременным отражением на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации»
Объект основных средств стоимостью от 10 000 до 100 000 руб. включительно
Амортизация начисляется в размере 100 % первоначальной стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию
Объект основных средств стоимостью свыше 100 000 руб.
Амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами амортизации одним из трех способов:
- линейным методом;
- методом уменьшаемого остатка;
- пропорционально объему продукции (услуг)
Порядок учета компьютера как единого объекта. В случае приобретения компьютера в полной комплектации (в сборе) он принимается к учету в составе основных средств на счете 1 101 34 000 «Машины и оборудование – иное движимое имущество учреждения» по первоначальной стоимости, формируемой на счете 1 106 31 000 «Вложения в основные средств – иное движимое имущество». Такая стоимость включает в себя расходы, непосредственно связанные с приобретением (созданием) компьютера, доведением их до состояния, пригодного к использованию. Полный перечень расходов приведен в п. 15 СГС «Основные средства».
Комплектующие (запасные части), приобретенные для последующей сборки компьютера – автоматизированного рабочего места, учитываются на счете 1 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения». Их первоначальная стоимость формируется на счете 1 106 34 000 «Вложения в материальные запасы – иное движимое имущество» в сумме фактически произведенных вложений, перечень которых приведен в п. 19 СГС «Запасы»[5]. При выдаче комплектующих (запчастей) для сборки компьютера их стоимость будет относиться на увеличение его первоначальной стоимости.
Для учета сумм начисленной на компьютер амортизации предназначен счет 1 104 34 000 «Амортизация машин и оборудования – иного движимого имущества учреждения».
Казенное учреждение в рамках заключенного контракта с поставщиком приобрело:
- монитор стоимостью 25 000 руб.;
- комплектующие и запасные части для сборки системного блока стоимостью 70 000 руб.;
- клавиатуру стоимостью 3 000 руб.;
- мышь стоимостью 2 000 руб.
В рамках отдельного договора с коммерческой организацией приобретены неисключительные права на программное обеспечение (операционную систему) – 5 000 руб., оплачены услуги по сборке компьютера, установке программного обеспечения – 3 000 руб.
В соответствии с учетной политикой учреждения компьютер (со всеми комплектующими) учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Амортизация по нему начисляется линейным способом.
После сборки компьютер принят к учету в качестве единого объекта основных средств и введен в эксплуатацию.
В бюджетном учете указанные операции согласно Инструкции № 162н[6] отразятся следующим образом:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Приняты к учету в составе материальных запасов:
Источник: www.audit-it.ru
Бюджетный учет основных средств в 2022 — 2023 годах (нюансы)
Учет основных средств в 2022 — 2023 годах в соответствии с бюджетным законодательством регламентируется единым планом счетов и инструкцией, утвержденными приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Он отличается от учета основных средств в коммерческих организациях и имеет свою специфику, о которой мы и расскажем в нашей статье.
- Основные средства в бюджетном учете — 2022-2023: вводная информация
- Учет основных средств при поступлении в бюджетные учреждения
- Амортизация ОС
- Учет выбытия ОС
- Итоги
Основные средства в бюджетном учете — 2022-2023: вводная информация
В соответствии с п. 21 приказа № 157н понятие «бюджетный учет основных средств» применяется только к определенным государственным организациям. Например, казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Помимо единого плана счетов, в бюджетном учете должен применяться специальный план счетов (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н).
Остальные госучреждения, ведя бухгалтерский и налоговый учет ОС в 2022 — 2023 годах, кроме единого плана счетов, используют планы счетов, утвержденные приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (бюджетные учреждения) или от 23.12.2010 № 183н (автономные учреждения) и другие нормативные акты.
Например, ФСБУ «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257. Что учесть учреждениям при применении данного стандарта, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе и бесплатно изучите материал.
О нормативных документах, регулирующих бухучет в бюджетных структурах, читайте здесь.
В данной статье мы будем ссылаться на приказ № 157н как на основу бюджетного учета. С начала 2018 года организации госсектора должны руководствоваться новым федеральным стандартом «Основные средства», утв. приказом Минфина от 31.12.2016 № 257н (далее Стандарт). Эти документы раскрывают общие принципы бухгалтерского учета ОС, а также логику составления проводок.
Согласно п.8 Стандарта для отнесения актива к основным средствам должны выполняться следующие критерии:
- Имущество (за исключением периодических изданий, составляющие библиотечный фонд субъекта учета) относится к ОС вне зависимости от срока полезного использования.
- Субъектом учета прогнозируется получение от использования актива экономических выгод или полезного потенциала.
- Первоначальную стоимость имущества как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить.
Если актив не соответствует хотя бы одному из вышеприведенных критериев, он учитывается на забалансовых счетах. Информация о таких материальных ценностях раскрывается в бухгалтерской отчетности.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В состав основных средств не входят объекты, отнесенные согласно п. 99 приказа № 157н к материальным запасам. Например, орудия лова, бензомоторные пилы и т. д.
Каждому инвентарному объекту как единице учета основных средств должен быть присвоен номер. И на каждый объект заводится инвентарная карточка.
Для учета основных средств предусмотрен синтетический счет 010100000 «Основные средства». Номер счета бюджетного учета состоит из 26 цифр, и только 18–26 разряды используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида ОС, а также сути их движения в номере счета меняется код в 22–26 разряде.
Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к плану счетов (приказ № 157н).
Источник: nalog-nalog.ru
Учет канцтоваров: справочник бухгалтера-бюджетника
Как отразить в бухгалтерском учете расходы на приобретение канцелярских принадлежностей? На какие КВР и коды КОСГУ они относятся? Как учитываются указанные объекты: в составе основных средств или материальных запасов? Ответы на эти вопросы — в статье.
Основные средства или материалы?
Отнесение материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) входит в компетенцию образовательного учреждения, которое самостоятельно принимает решение исходя из установленных в учетной политике способов ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, функциональной и экономической направленности производимых расходов, принимая во внимание положения инструкций №157н [1] , 162н [2] , 174н [3] , 183н [4] , СГС «Основные средства» [5] и СГС «Запасы« [6] . Главным критерием в данном случае будет срок полезного использования. Если он превышает 12 месяцев, то канцелярские принадлежности включаются в состав основных средств, если нет — в состав материальных запасов.
Особенности учета канцтоваров
Учет в составе основных средств Канцтовары, отнесенные к основным средствам (калькуляторы, дыроколы, брошюровщики, переплетчики бумаги, ножницы, лотки для бумаги, подставки для канцелярских мелочей и другие аналогичные принадлежности, которые используются более года), учитываются на счете 0 101 06 000 «Инвентарь производственный и хозяйственный» (п. 53 Инструкции №157н).
Формирование первоначальной стоимости канцтоваров осуществляется на счете 0 106 01 000 «Вложения в основные средства» (п. 130 Инструкции №157н). Расходы на их приобретение отражаются по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке со статьей 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ (п.
48.2.4.4 Порядка №85н [7] , 11.1 Порядка №209н [8] ). Канцтовары, стоимость которых не превышает 10 000 руб., при выдаче их в эксплуатацию списываются с балансового учета и отражаются на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации» (п. 39 СГС «Основные средства», п. 50, 373 Инструкции №157н).
Принятие таких объектов к забалансовому учету осуществляется на основании ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) либо накладной на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф.
0504102) одним из следующих способов: — в условной оценке «один объект — один рубль»; — по балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта, если такой способ оценки предусмотрели в учетной политике. На канцтовары стоимостью от 10 000 до 100 000 руб. начисляется амортизация в размере 100 % балансовой стоимости при выдаче их в эксплуатацию (п. 39 СГС «Основные средства», п. 92 Инструкции №157н). Внутреннее перемещение этих объектов в учреждении оформляется требованием-накладной (ф. 0315006).
Выбытие канцтоваров как с балансового, так и с забалансового учета производится на основании акта приема-передачи объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) либо акта о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104).
За счет субсидии на выполнение государственного задания образовательное учреждение (является автономным) приобрело у сторонней организации брошюровщик на сумму 8 000 руб. Оплата товара произведена с лицевого счета, открытого учреждению в ОФК. Комиссией по поступлению и выбытию активов принято решение учитывать брошюровщик в составе основных средств (код 330.28.99.11 ОКОФ). Он используется в основной деятельности учреждения, не облагаемой НДС.
Согласно Инструкции №183н в бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражены вложения в объект основных средств — брошюровщик | 4 106 31 310 | 4 302 31 734 | 8 000 |
Погашена задолженность перед сторонней организацией | 4 302 31 834 | 4 201 11 610 Забалансовый счет 18 | 8 000 |
Принят к учету брошюровщик | 4 101 36 310 | 4 106 31 310 | 8 000 |
Выдан брошюровщик в эксплуатацию | 4 109 80 271* | 4 101 36 410 | 8 000 |
Отражено увеличение забалансового счета | Забалансовый счет 21 | 1 |
* Предусмотрен учетной политикой учреждения. Учет в составе материалов Канцтовары, отнесенные к материальным запасам (бумага, ручки, карандаши, стержни, папки, скрепки и иные материалы, которые используются 12 месяцев и меньше), учитываются на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы» (п. 118 Инструкции №157н).
Для учета вложений в объеме фактических затрат учреждения в материальные ценности (канцтовары) при их приобретении используется счет 0 106 04 000 «Вложения в материальные запасы» (п. 133 Инструкции №157н). Расходы на их покупку отражаются по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке с подстатьей 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ (п. 48.2.4.4 Порядка №85н, п. 11.4.6 Порядка №209н).
В зависимости от порядка приобретения и (или) использования канцтовары можно учитывать (п. 8 СГС «Запасы», Письмо Минфина РФ от 01.08.2019 №02-07-07/58075): — в номенклатурных (реестровых) единицах; — партиями, однородными (реестровыми) группами запасов.
Номенклатурную единицу целесообразно применять в случае необходимости ведения раздельного аналитического учета однородных материальных запасов, выпущенных разными производителями, имеющих разные артикулы, торговые марки, размеры, сорт. Учетпартиями ведется при массовых продажах. К уникальным товарам данная единица учета не применяется.
Однородная группа материальных запасов позволяет оптимизировать учетные процедуры, уменьшить затраты, связанные с ведением учета. Например, бумагу для офисной техники разных торговых марок при совпадении количества листов в пачках и формата можно учитывать по однородной группе «Бумага для офисной техники формата A4».
Выбранный способ учета канцтоваров следует закрепить в учетной политике учреждения. Аналитический учет канцтоваров ведется по группам (видам), наименованиям, сортам и количеству в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения в карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) (п. 119 Инструкции №157н).
В целях перемещения канцелярских товаров внутри учреждения оформляется требование-накладная (ф. 0504204). Списание канцтоваров с балансового учета при выдаче в эксплуатацию осуществляется по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости на основании ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф.
0504210) или акта о списании материальных запасов (ф. 0504230). Способ списания закрепляется в учетной политике учреждения.
Казенное дошкольное образовательное учреждение приобрело через подотчетное лицо канцтовары (бумагу, папки-скоросшиватели, ручки, блокноты). Подотчетные средства в размере 5 000 руб. были зачислены на банковскую карту учреждения, выданную работнику. Работник снял с карты наличные деньги через банкомат и приобрел канцтовары на сумму 4 950 руб. Неиспользованные денежные средства в сумме 50 руб. внесены работником на карту через банкомат и в этот же операционный день зачислены на лицевой счет учреждения. На основании авансового отчета канцтовары были приняты к учету, а потом выданы в пользование сотрудникам учреждения.
В соответствии с Инструкцией №162н в бюджетном учете отразятся следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Перечислена на банковскую карту учреждения подотчетная сумма на покупку канцтоваров | 1 210 03 561 Забалансовый счет 17 | 1 304 05 346 | 5 000 |
Получена работником подотчетная сумма через банкомат | 1 208 34 567 | 1 210 03 661 Забалансовый счет 18 | 5 000 |
Приняты к учету канцтовары на основании авансового отчета | 1 105 36 346 | 1 208 34 667 | 4 950 |
Внесен неиспользованный остаток подотчетной суммы на банковскую карту | 1 201 23 510 Забалансовый счет 17 | 1 208 34 667 | 50 |
Зачислены неиспользованные денежные средства на лицевой счет учреждения | 1 304 05 346 | 1 201 23 610 Забалансовый счет 18 | 50 |
Списаны на расходы выданные канцтовары | 1 401 20 272 | 1 105 36 446 | 4 950 |
* * * Отнесение канцтоваров к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) входит в компетенцию образовательного учреждения, которое принимает решение по данному вопросу в соответствии с положениями действующих нормативных правовых актов по ведению учета и несет ответственность за правильность принятого им решения.
Канцелярские принадлежности, которые планируется использовать в деятельности учреждения более года, учитываются в составе основных средств на счете 0 101 06000, расходы на их приобретение отражаются по КВР 244 и статье 310 КОСГУ. Принадлежности со сроком использования менее года — в составе материальных запасов на счете 0 105 06 000 с отнесением расходов на их приобретение на КВР 244 и подстатью 346 КОСГУ.
[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
[2] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.
[3]Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.
[4]Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.
[5] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.
[6] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы», утв. Приказом Минфина РФ от 07.12.2018 № 256н.
[7] Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ,
утв. Приказом Минфина РФ от 06.06.2019 № 85н.
[8] Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.
- канцтовары
- бюджетное учреждение
- учет в госсекторе
Источник: www.klerk.ru