Профессию видеоинженера чаще всего представляют туманно — человек возится с аппаратурой, соединяет провода, и на экране появляется изображение. На самом деле эта специальность куда интереснее общих представлений о ней, а ее возможности с недавних пор покрывают и такие потребности, как онлайн-мероприятия — от свадеб и поминок до корпоративов, подключиться к которым можно из разных стран.
МУЗЫКА, КВН И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Олегу Серебрякову 38 лет, и к профессии видеоинженера он пришел не сразу. Начался этот путь с музыки. Во время обучения в музыкальной школе Олег играл в оркестре на ударных инструментах. Так что в Институте автоматики и вычислительной техники под эгидой Московского энергетического института он стал главным по музыкальной части в вузовском КВН.
Это подразумевало музыкальное оформление выступлений команд, написание фонограмм и аранжировок. В 2007-м команда Олега стала чемпионом Высшей лиги. Между тем, поскольку для КВН требовалось снимать видеоролики и монтировать клипы, он начал постепенно изучать технологии работы с видео.
После трех лет в вузе Олег ушел оттуда и окончил курсы при Институте радио и телевидения. Там он получил диплом звукорежиссера телевидения, и хотя работа по этой специальности Олегу не понравилось, навыки были получены. А дальше все решил случай.
— У меня друг работал виджеем, и он рассказал, как на свадьбах постоянно хотят посмотреть различные фотофильмы, видеоролики, поздравления, — вспоминает Олег. — Друг предложил мне купить телеэкраны, чтобы предоставлять такую услугу и зарабатывать на этом деньги.
Техника была куплена вскладчину, идея себя оправдала, и, досконально разобравшись в технологиях, Олег решил стать индивидуальным предпринимателем. Видеоинженером он работает с декабря 2012 года. Также эту профессию называют “инженер трансляции” или “видеорежиссер трансляции”, если она ведется онлайн. Олег считает, что его путь не уникален: чтобы стать видеоинженером, можно получить радиотехническое образование или окончить Институт кино и телевидения (ГИТР), где есть соответствующая специализация. Но тонкости этой профессии осваивают уже в процессе работы.
— В основном узнаешь все сам, — поясняет Олег. — У кого-то спрашиваешь, чего-то сам добиваешься, где-то, естественно, ошибаешься, потом сидишь и думаешь, как сделать так, чтобы это не повторилось.
Именно поэтому конкуренции в этой профессии практически нет.
СПЕЦИАЛИСТ, РАБОТАЮЩИЙ САМ ПО СЕБЕ
В целом видеоинженер — это технический специалист, который обеспечивает передачу изображения от устройства воспроизведения на устройство отображения.
— Скажем, если ты хочешь посмотреть фильм на большом экране, например в кинотеатре, тебе нужно включить этот фильм на каком-то устройстве, а это устройство соединить с проектором, который будет все показывать на экран. Путь от цифровой копии до изображения на экране — это все видеоинженерия. То есть ты должен это пропустить через определенную систему аппаратов и проводов, чтобы изображение было правильным и красивым.
Работа видеоинженера совмещает множество смежных специальностей. Нужно разбираться в технике. Профессионал этого дела должен знать и уметь многое — от физики, химии и математики до графики и дизайна.
Эта специальность востребована во многих сферах: телевидение, кино, ивенты. Олег работает “в ивенте”, то есть занимается техническим обеспечением концертов, выступлений, конференций, иногда театральных постановок и выставок. Каждое мероприятие — это вызов для видеоинженера.
— Несмотря на то, что в принципе оборудование одно и то же, а задачи плюс-минус одинаковые, они каждый раз решаются по-разному, — рассказывает Олег. — Каждый проект — мини-вызов: как сделать красиво, но и не очень дорого, чтобы это смогли купить.
ЗА КОМПЬЮТЕРОМ И ПОД ПОТОЛКОМ
Работа видеоинженера — это, с одной стороны, работа за компьютером: требуется владение массой специализированных программ: для воспроизведения и настройки изображения (Resolume Arena), для работы с графикой и звуком (DaVinci Resolve), микшерами (например, vMix) и многими другими.
С другой стороны — порой эта профессия небезопасна и связана с физическими усилиями в неблагоприятных условиях. Провода могут лежать в грязи на улице, а тяжелую аппаратуру зачастую приходится таскать самому.
— Мне сложно делегировать другим операции, от которых многое зависит, — объясняет Олег. — Иногда проще сделать, нежели объяснять много мелких последовательных шагов. Например, как правильно повесить проектор, чтобы он максимально осветил нужную часть плоскости и при этом не потерялась яркость. Поэтому просто лезешь на восемь метров под потолок и сам там ковыряешься.
Но мне все это нравится. И потом, если плохо закрепленный проектор весом 60 килограмм упадет, его цена становится не важна, когда понимаешь, что могут пострадать люди. Поэтому техника безопасности должна быть на первом месте.
Видимо, по этой причине среди главных профессиональных качеств наш собеседник выделяет спокойствие и внимательность. Также, по словам Олега, видеоинженер должен уметь общаться с людьми для эффективного решения организационных вопросов и обладать пытливостью ума, чтобы непрерывно развиваться.
ДЕНЬГИ, ГЕОГРАФИЯ И КРЕДО ПРОФЕССИОНАЛА
— В своем первоначальном виде это не очень денежная работа, — считает Олег. — Наверное, некоторым кажется: чего там сложного, соединил устройства и все, работа закончилась, много за это не заплатят. Но если ты многое знаешь в сферах, смежных с профессией, то уже можно говорить про хороший уровень видеоинженера.
Зарплата такого специалиста может колебаться от 50 тыс. до 100 тыс. рублей в месяц, смотря в какой компании работать. Сдельная оплата за проект зависит от его сложности, в Москве выходит от 5 тыс. до 15 тыс. рублей за смену.
Олег же предпочитает индивидуальное предпринимательство постоянной работе в одной компании. По его словам, “чтобы была возможность побывать и поработать везде”.
И этот подход оправдывает себя. Наш собеседник не раз работал на спектаклях Большого театра, например в проектах народной артистки России Светланы Захаровой Amore и Моdanse — с первым из них он ездил в Италию. Он участвовал в проекте Фонда помощи детям и молодежи “Обнаженные сердца” Натальи Водяновой в Дохе (Катар), а также работал над проектами в Санкт-Петербурге, Сочи, Казани, Екатеринбурге, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском и других городах.
Олег вспоминает традиционную гонку на собачьих упряжках “Берингия”, которая проходит по полуострову Камчатский:
— Там мы делали сцену с огромным проекционным экраном. И все бы ничего, если бы не минус 20 градусов на улице. Для проекторов это экстремальные температуры, их надо и подогревать, и следить, чтобы они не перегревались. Кроме того, на морозе провода дубеют, превращаясь в арматуру, а оптика становится хрупкой. Словом, было холодно, солнечно и интересно.
Пандемия серьезно повлияла на труд видеоинженеров, переведя их работу из офлайна в онлайн. Сегодня, по словам Олега, офлайновые проекты — редкость. Теперь в любом проекте в том или ином виде обязательно есть онлайновая составляющая. Порой это касается самых неожиданных сфер жизни.
— В онлайне я с этого года вел поминки, — рассказывает Олег. — По эпидемиологическим причинам сейчас очень сложно передвигаться между странами, а поминки в онлайне позволяют из любой точки мира выказать дань уважения ушедшему. Не редкость сегодня и проведение в онлайне корпоративов, когда компания присылает всем сотрудникам алкоголь и призы, все собираются на онлайн-платформе и поздравляют друг друга, сидя у себя дома.
В будущем Олег не исключает смену деятельности. Инженер с широким диапазоном знаний и умений может найти себя во многих областях — и в музыке, и в кино, и в сфере информационных технологий. Пока же он настроен на активную работу в нынешней профессии:
— Я для себя сформулировал критерий качества моей работы: она выполнена хорошо, если про тебя не говорят, — размышляет Олег. — Если во время мероприятия не потух экран, не пропало изображение, словом, ничего не случилось — это означает, что ты все сделал правильно.
Источник: www.solidarnost.org
3D-дизайнер: кто это, чем занимается и как им стать
3D-графику применяют в разных областях — от архитектуры и дизайна интерьеров до компьютерных игр. Многие сферы деятельности сложно представить без объёмной визуализации.
Рассказываем про 3D-дизайнеров — специалистов, которые занимаются созданием трёхмерных объектов. Чаще всего их навыки необходимы в дизайне интерьеров и ландшафтов, создании рекламных баннеров, видеороликов и графики в видеоиграх.
Редакция Нетологии
Направления в 3D-дизайне
Профессия 3D-дизайнера включает в себя несколько направлений, требующих разного набора навыков. В зависимости от специализации, в которой работает дизайнер, различают следующие виды деятельности:
3D-визуализация
Основное занятие 3D-визуализатора — делать объёмные рисунки предметов, которые существуют только в виде эскизов и документации. Этот специалист утверждает планы ландшафтов, домов. Нередко взаимодействует с архитекторами, инженерами.
- В каких сферах можно работать: архитектура, строительство, создание мебели, дизайн интерьеров, ландшафтный дизайн, кино, видеоигры.
- Какие программы используются: 3ds Max, Alias, Arnold, Maya, Revit.
3D-анимация
3D-аниматор создаёт и анимирует трёхмерных персонажей для мультфильмов, игр. Также может заниматься созданием моделей для кино. Главная обязанность этой профессии — разработка движущихся объектов. Следует отметить, что хороший специалист этого направления должен иметь обширные знания в анатомии, а также психологии, чтобы анимированные персонажи выглядели реалистично и правдоподобно.
- В каких сферах можно работать: видеоигры, реклама, кино, мультипликация.
- Какие программы используются: 3ds Max, Arnold, Maya, Maya LT.
3D-моделирование
Главная задача 3D-моделлера — создание трёхмерных моделей, основанных на реальных или выдуманных объектах. Основная часть работы заключается в проработке мелких деталей. Работа моделлера требует от кандидата внимательности, а также усидчивости.
- В каких сферах можно работать: художественные направления, создание аксессуаров, ювелирных изделий, архитектура и скульптура.
- Какие программы используются: 3ds Max, Blender, Cinema 4D, Houdini, Maya, ZBrush.
Ключевые навыки 3D-дизайнера
Специалист должен уметь:
- создавать трёхмерные реалистичные изображения;
- работать в различных программах для визуализации, анимирования и моделирования;
- создавать 3D-модели с нуля;
- сотрудничать с другими людьми — как командой, так и заказчиками, в зависимости от того, на студию или на самого себя он работает;
- разбираться в художественных стилях;
- соблюдать поставленные сроки.
На первый взгляд кажется, что это достаточно сложно, но на самом деле всё куда проще, особенно если обучаться профессии не самостоятельно, а у специалистов. Хорошие курсы 3D-дизайна построены так, что студенты полностью погружаются в профессию и учатся тонкостям искусства на практике.
Но кроме практических навыков, у хорошего 3D-дизайнера должен быть сформирован ряд личностных навыков:
- живое воображение;
- высокий уровень внимательности;
- наблюдательность;
- креативность;
- усидчивость.
Не помешают также чувство стиля, насмотренность и чувство вкуса.
Насколько востребована профессия 3D-дизайнера
СпецпроектыЭто не так просто, как кажется: Творческие профессии в эру цифровизации
В современном мире все стремительно меняется. Появляются новые профессии, в которых могут реализоваться творческие люди. Для этого необходимо запастись терпением, быть готовым обучаться и столкнуться с трудностями.
Герои этого проекта прошли длинный путь прежде, чем стать специалистами в своей области. Они инвестировали свое время и силы в опыт, а финансы — в обучение и технику. В новом спецпроекте с ASUS они поделились аспектами своей профессии, рассказали о сложностях и дали советы молодым коллегам.
Фото: Диас Чапан
Продакшн и концепт: Дамели Тастан
Максим Черных, 28 лет
Путь в профессию был достаточно длинным. Я прошел все этапы создания контента, начиная от съемочной площадки и заканчивая постпродакшеном в крупной студии. В этой сфере мне удалось поработать бум-оператором и звукооператором на телеканалах. После занялся видеомонтажом, затем уволился с прежнего места работы и начал самостоятельно снимать видеоклипы и рекламные ролики. Как раз на последнем этапе меня заинтересовал моушн-дизайн и компьютерная графика.
Через какое-то время от знакомых узнал об одной крутой алматинской студии, и устроился туда работать. Там я и познакомился с профессией VFX-специалиста. Деятельность увлекла меня на долгих семь лет.
Сейчас я — фрилансер. Всегда хотел был независимым от начальства и графика. Очень рад, что мне это удалось. В самом начале пути просто делал то, что нравится. Теперь работаю с крупными и известными брендами.
Они не понимают специфику работы и думают, что мы все делаем нажатием одной кнопки
Они не понимают специфику работы и думают, что мы все делаем нажатием одной кнопки
Работа с супругой
Три года назад моя супруга Юлиана начала проявлять большой интерес ко всему, чем я занимаюсь. Вскоре стала участвовать в моих проектах. Поначалу как менеджер и организатор, а после — в качестве 3D-художника. Она училась с огромным рвением и интересом, а помощь с моей стороны в этом была минимальной. Так мы и стали командой.
Появилось приятное дополнение в виде работы с любимым человеком.
Сейчас Юлиана — SMM-специалист и совмещает свое хобби с нашей основной работой. Она берет на себя общение с клиентами и составление договоров. С такими задачами я бы вряд ли справился в одиночку.
Супружеские отношения влияют на работу только в хорошем смысле, ведь мы прекрасно понимаем друг друга. Вот уже на протяжении пяти лет удается находиться вместе, при этом не ругаясь.
Идеальный VFX — это как специя для блюда. Она незаметна, но дает вкус
Идеальный VFX — это как специя для блюда. Она незаметна, но дает вкус
О трудностях и достижениях
Основные сложности возникают во время коммуникации с клиентами. Когда работаешь на кого-то в студии, нет надобности общаться с заказчиками и решать спорные моменты. А когда уходишь из найма, уже напрямую сталкиваешься с некомпетентностью некоторых клиентов. Они не понимают специфику работы и думают, что мы все делаем нажатием одной кнопки. Желательно, чтобы по стоимости было недорого, а по качеству — как у мировых блокбастеров.
За все это время мы с женой дошли до уровня, когда можем выходить на площадку, как VFX-супервайзеры. Мы контролируем съемочный процесс, отвечаем за сцены, где в дальнейшем будет делаться графика. Для такой работы нужно понимание съемочного процесса, а также опыт и знания в постобработке на компьютере.
Разумеется, техника тоже имеет большое значение. К примеру, Zenbook Pro 14 Duo OLED (UX8402) от ASUS очень удобен при работе над сложными проектами. Чтобы видеть общую картину кадра, нужно высокое разрешение и полный спектр цветопередачи. В целом, работа становится очень приятной с хорошим ноутбуком, особенно если он легок в перемещении.
Источник: www.the-village-kz.com