Радио является вторым по времени появления средством массовой коммуникации после печати. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук. Радиосвязь позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или — при передаче на очень большие расстояния — с небольшой задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе.
Если первоначально радио было способно транслировать только речевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и принимающей радиотехники стала возможной передача звука всех типов — звучащей речи, музыки, шумов. Благодаря этому радио способно создавать полную звуковую картину мира. Изобретение различных способов записи звука позволило широко использовать возможности монтажа, воспроизводить полностью или «цитировать» давно прошедшие передачи, создавать «перемонтажные» произведения и т.д.
Евробарометр: жители Эстонии доверяют радио и ТВ больше, чем интернет-СМИ
Характерным для радио является вневизуальность. На первый взгляд это недостаток радио, на самом же деле, составляя глубокую основу специфики радио, вневизуальностьпозволяет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позволяет сделать это телевидение. Отсутствие видеоряда представляет слушателям радио две группы возможностей восприятия.
Первая связана с тем, что «чистый» звук воспринимается более полно и глубоко, поскольку слушатель не отвлекается от звучащей речи, музыки, «не делит» своего внимания к звуку с тем, что его сопровождает. Радио как бы отфильтровывает звук от всех других компонентов ситуации, неизбежно несущих при зрительном восприятии информацию, часто ненужную и даже нежелательную, и тем самым сосредоточивает восприятие на нем «самом по себе». Но «монополия» звука, разумеется, ограничивает возможности для аудитории «увидеть», как и кем создается «звуковая картина». Вторая группа возможностей восприятия, связанная с отсутствием видеоряда,— это активизация воображения слушателей, позволяющая им проявить свои способности «фантазирования» мысленного образа.
3. Специфика музыкального радиовещания в РК
. Музыкальное радиовещание.
Количество информации, включая короткие рубрики и выпуски новостей, не превышает 10-20% эфирного времени. Остальное время отдано музыке. Данный тип вещания превалирует в деятельности подавляющего большинства казахстанских радиоканалов. Следует отметить, что предпочтение отдается исключительно поп-музыке. Авангард, классика, джаз представлены слабо, либо не представлены вовсе.
Популярный казахстанский композитор Тлеухан Б. планирует создать радио, которое бы занималось исключительно классической музыкой, по типу «Франс мьюзик» во Франции и «Радио-3» в Англии.
Современные деятели радио определяют формат как «музыкальную политику, преимущество музыкальных стилей и направлений, которые звучат в эфире конкретной радиостанции», » стиль радиопрограмм, призванный удовлетворить вкусы своей целевой аудитории». Вместе с тем отождествлять принцип формата исключительно с музыкальными приоритетами не совсем верно. Как же тогда охарактеризовать новостные, разговорные, развлекательные форматы?
В Казахстане сегодня можно отметить радиостанции, работающие в музыкально-информационном формате: преобладающее время предоставлено музыке и меньше — информации. Наряду с этим прослеживается разделение на субформаты, ориентированные на ту или иную аудиторию, что выражается в подборе специализированной информации и тематических программ.
4. Информационные жанры. Радиоинтервью
|Радиоинтервью – коммуникативный акт между интервьюируемым, журналистом и слушателем. Его цель – получение актуальной, интересной информации от компетентного, сведущего человека. Суть этого жанра – чередование вопросов и ответов, которые представляют собой единое смысловое и эмоциональное целое, объединяемое одной темой.
Специфика радиоинтервью заключается в том, что корреспондент записывает материал на пленку или передает его сразу в эфир. Это живой, звучащий разговор. Если для газеты журналист заранее пишет текст, литературно обрабатывает материал, может уплотнять, сжимать фразы, сказанные собеседником, выражать его мысль более четко, может переписать, изменить форму своих вопросов, то радиоинтервью рождается во время проведения разговора. Техническая запись в таком случае становится творческим процессом, дающим конечный результат. Позже, если беседа идет в эфир не сразу, журналист может смонтировать ее, убрав второстепенное, некоторые длинноты, но изменить сам процесс разговора, характер беседы он не может.
Интервью, передающее живые голоса участников разговора, более документально и более эмоционально. Журналист в нем – посредник между носителем информации и аудиторией, и посредник активный, творческий. Работа над интервью требует от него большой подготовки и профессионального мастерства, особенно если передача идет в прямом эфире.
Структура радиоинтервью: 1) небольшое вступление; 2) основная часть; 3) заключение.
Во вступлении слушатели вводятся в тему, представляется собеседник, при этом важно подчеркнуть, почему журналист обратился именно к этому человеку, ссылаясь на его авторитет и компетентность.
Нередко вступление бывает затянутым, интервью в таком случае перегружается текстом корреспондента. Или, наоборот, – отсутствует концовка. В заключение обязательно нужно повторить фамилию собеседника. Если интервью звучит более 10 минут, собеседника следует еще раз представить в середине разговора.
Если читатель газеты всегда знает, с кем проводится интервью, то на радио слушатель может подключиться к передаче не с самого ее начала и не знать, кто у микрофона. На телевидении эта проблема решается бегущей строкой.
Часто интервью ошибочно принимают за беседу, однако это разные жанры. Они различаются ролью, какая отведена в них журналисту. В интервью журналист только задает вопросы, в беседе же он равноправный участник диалога: может высказывать свою точку зрения, проиллюстрировать мнение собеседника, спорить с ним. Беседа, как правило, жанр аналитический.
Наиболее распространенный объем интервью – от 2 до 8 минут. Оптимальное интервью содержит 5–6 вопросов.
Существует и проблемное интервью – с элементами анализа, оценкой ситуации. Интервью-портрет дает более полное представление о человеке, оно может звучать до 20 минут и содержать вопросы, направленные не столько на получение информации, сколько на раскрытие внутреннего мира героя. В таком интервью журналист помогает своему собеседнику проявить себя в полной мере.
Источник: infopedia.su
Возможности и ограничения средств массовой информации
Роль средств массовой информации колоссальна, знания и представления индивида о мире формируются в результате взаимодействия со СМИ, которые являются главным инструментом воздействия на сознание общественности.
Печатные издания, радио и телевидение относятся к группе традиционных СМИ и обладают каждый своими характерными особенностями, отражающимися в специфике и методах донесения информации до ее «потребителя», доступности, интерактивности, наличия обратной связи и возможностей влияния на массы. Бурное развитие за последние десять лет демонстрирует четвертый вид каналов передачи информации – Интернет, объединяющий в себе потенциал всех видов СМИ.
Особенности печатных средств массовой информации
- Автономность – информация представляется на бумажном листе, что позволяет воспринимать ее без посредников, таких как телевизор, магнитофон и так далее. Читательская аудитория – консервативно настроенная часть населения, доверяющая сообщениям, предоставляемым этим информационным каналом.
- Мобильность – печатные издания легко держать рядом и обращаться к представленной там информации в любой удобный момент.
- По сравнению с телевидением и радиовещанием пресса проигрывает в оперативности предоставления информации. Между подготовкой номера, его печатью и получением его читателем лежит большой отрезок времени.
- Важный недостаток – ограниченность воздействия сообщений на эмоции читателей и отсутствие прямой обратной связи с ними.
- Значительное ограничение потенциала печатных СМИ – ограниченность тиража и территории, на которой осуществляется распространение издания, что значительно сужает круг читателей.
Характерные черты радиовещания
- Оперативная передача информации на неограниченные расстояния – сообщение озвучивается практически в момент свершения события, чего невозможно добиться в прессе.
- С точки зрения наличия технических приспособлений радио доступно практически каждому, но не у всех есть время для восприятия передаваемых сообщений, поэтому среди слушателей преобладает неработающая часть населения. В иных условиях прослушивание радиопередач происходит либо в нерабочее время, либо при занятии другими делами, но тогда отсутствует должная концентрация на передаваемом сообщении.
- Специфической особенностью радио является восприятие сообщения на слух. Поэтому сообщения должны быть краткими и емкими (часто намеренно упрощенными), исключающими необходимость думать, сопоставлять и анализировать.
- Аудитория выступает объектом информационного воздействия и лишена возможности каким-либо образом оказывать влияние на информационную политику радиостанций (возможность совершить звонок в студию не говорит о наличии обратной связи).
- Главный недостаток радио заключается в том, что слушатель в конкретный временной период способен воспринимать только одну программу, он вынужден отказаться от других, одновременно идущих.
Специфика телевидения
- Телевидение – популярный и доступный канал информации, имеющий многочисленную аудиторию.
- Одновременное обращение и к многомиллионной аудитории, и к небольшой группе людей, контакт с которой поддерживается благодаря высокой степени доверия.
- Характерной чертой, доставшейся телевидению от радио, является отсутствие у зрителя возможности изменить время и порядок просмотра передач.
Преимущества Интернет-СМИ
- У аудитории Интернет-СМИ намного больше возможностей осуществления коммуникаций: самовыражение и формирование повестки дня, получение обратной связи. Аудитория является не только объектом воздействия, но и субъектом, самостоятельно формирующим повестку дня, осуществляющим межличностное общение.
- Экстерриториальность – доступ к Интернет-СМИ возможно осуществить практически везде, практически не осталось мест без точек доступа к сети Интернет.
- Интерактивность характеризуется переходом к такому взаимодействию, в котором обе стороны могут выступать в роли отправителя, получателя или посредника, передающего информацию.
- Оперативность публикации информации осуществляется практически мгновенно после произошедшего события или даже во время него, что способствует стремительному распространению данных среди миллионов пользователей.
Вклад участника
Источник: www.wikipro.ru
Размещение рекламы в СМИ: телевидение, радио, печать
Конечно, размещение рекламы на телевидении является затратным мероприятием. Но его привальное планирование, базирующееся на знаниях и опыте, позволит определить минимизировать размер целесообразных издержек.
Профессионально созданный ролик на основе лучшей из возможных концепций не будет навязчив, удивит, зажжет фантазию и найдет отклик у потребителя.
Реклама на радио воздействует на меньшее количество наших органов чувств, поэтому степень ее воздействия и уровень привлечения внимания у радиорекламы меньше, чем у рекламы на телевидении.
Но, не смотря на это, можно эффективно применять для формирования предпочтений потребителей. Для этого, всего-навсего, необходимо создать рекламу, учитывая при этом все психологические аспекты воздействия радио роликов. Также необходимо убедится, что формат радио подходит для вашей рекламы.
Радио лучше всего подходит для размещения рекламы следующих продуктов и услуг:
- недвижимости;
- автомобилей;
- наиболее популярных потребительских товаров;
- концертов, выставок и прочих развлекательных мероприятий для проведения досуга;
- лекарственных средств;
- медицинских услуг;
- туристических услуг;
- банковских услуг;
- страховых услуг;
- услуг связи.
Кроме того, радиореклама будет эффективным дополнением к рекламным роликам, размещенным на ТВ Такое совмещение создаст эффект погружения потребителя в мир, где продвигаемый продукт существует, говорит и напоминает о себе. В таком случае мы получаем то, к чему стремились привлечение внимания потребителей.
Но возможности радиорекламы на этом не заканчиваются. Реклама, размещенная на радиоканале, обладает следующими преимуществами перед ТВ-рекламой:
- Большая способность проникновения в подсознание. Чаще всего мы включаем радио, когда едем за рулем, выполняем работу по дому или отдыхаем. Радио выступает фоном, человек расслабляется и доверчивее относится к рекламе.
- Рекламное обращение воспринимается как персональное. Слушающий радио воспринимает радиопередачу, как обращенную лично к нему.
- Новые события отражаются более оперативно.
- Слушателю дается больший простор для воображения (описанное в радио ролике представляется человеком гораздо ярче и воспринимается лучше готового образа, предлагаемого нам телевидением);
- Разместить рекламу можно быстрее и дешевле, чем на телевидении, что никак не отразится на охвате аудитории.
Радио ролик – это маркетинговый информационный носитель. В рекламе на радио акцентируется внимание не на внешних характеристиках товара, а на его функциональных возможностях. Длительность рекламного ролика для радио составляет от 15 до 30 секунд, и поэтому только грамотный специалист сможет создать при помощи музыки, голоса, интонации, аудио-эффектов, ролик, который будет эффективно воздействовать на слушателей.
Для рекламы вашего бизнеса, продукции или услуги перспективным направлением является размещение рекламы в печатных средствах массовой информации.
Реклама в печатаных изданиях обладает следующими преимуществами:
- она массовая и характеризуется высокой степенью охвата целевой аудитории;
- газеты и журналы нацелены на определенную аудиторию (таргетированность).
Посредством печатных изданий возможно привлечь внимание, охватить всю территорию страны, любого региона или города, его части. Читательский адрес печатного издания определяет его аудиторию. Издание может быть предназначено как для массового круга читателей, так и для узкого круга специалистов. За счет этого можно четко нацелить вашу рекламу на определенную категорию людей, либо привлечь внимание широких слоев населения. Тем самым вы сами определяете круг людей, который вы хотите охватить, которым вы хотите предложить свой товар/услугу.
Воздействие рекламы в печатных СМИ:
- многократно воздействует на читателя (читатель может несколько раз перечитывать газету и журнал);
- его длительность неограниченна во времени;
- действует на вторичную аудиторию (читатель может посоветовать прочитать интересную статью другу, передать газету или журнал кому-то).
Сейчас очень распространено размещение в печатных СМИ рекламы, завуалированной под статью. Реклама, представленная таким образом, пользуется большим доверием у читателей и ненавязчива. А чтобы с вашей рекламой ознакомилась половина читательской аудитории издания, достаточно размещать ее всего 4-7 раз в месяц.
Рекламный ролик основывается на какой-либо рекламной идее. Обычно он представлен в виде короткого аудио- или видеофрагмента, конечная цель которого продать рекламируемый объект. Производство и размещение ролика должно окупиться. Поэтому главная задача рекламы данного формата — увеличение продаж и прибыли. Рекламный ролик должен быть сделан так, чтобы потенциальный потребитель убедился, что рекламируемый продукт качественный, уникальный по всем параметрам превосходит аналогичные ему продукты.
Создание роликов для рекламы — ответственный и трудный процесс, который лучше предоставить знающим, опытным профессионалам и специалистам.
Качественный ролик – эта залог успеха. Он стимулирует рост продаж, рост компании, ее популярности и известности. К диаметрально противоположному результату может привести некачественный рекламный ролик. Плохая реклама способна подорвать имидж компании, вызвать недоверие к ней со стороны потребителей.
Этапы создания рекламного ролика:
- Создание нескольких сценариев и выбор лучшего.
- Для видеоролика создается раскадровка или аниматика. Этот этап предназначен для того, чтобы дать клиенту представление о том, как будет выглядеть его реклама и предварительно протестировать ее, внести необходимые изменения.
- Подбор актеров, заказ съемочного павильона, реквизита, костюмов, подготовка оборудования.
- Окончательное согласование с заказчиком.
- Запись/съемка.
- Постпроизводственный этап. Видеоролик оцифровывается, озвучивается, монтируется. Аудиролик обрабатывает режиссер, акцентируется внимание на основных моментах ролика.
- Демонстрация готового рекламного ролика заказчику и его выход в эфир.
Источник: youpartner.pro