Олег Эдвардович Радзинский родился в 1958 году в Москве. Окончил филологический факультет МГУ. Поступил в аспирантуру, но в 1982 г. был арестован и осужден по обвинению в «антисоветской агитации и пропаганде». Лефортовская тюрьма, потом срок заключения на строгом режиме в Томской области, ссылка. Был освобождён в 1987-м, в том же году уехал в США.
Окончил Колумбийский университет по специальности «международные финансы». Работал на Уолл-стрит, был управляющим директором шестого по величине европейского банка. В 2002-м вернулся в Москву, чтобы возглавить Совет директоров российского мультимедийного холдинга Rambler. Оставался на этом посту до 2006 года. В настоящее время живёт попеременно то во Франции (Ницца), то в Шотландии (Эдинбург).
Похоже, занимая высокие финансово-административные посты, Олег Радзинский в душе всегда оставался филологом и литератором. Свои первые рассказы (они составили авторский сборник «Посещение», вышедший в 2000 г.) он писал в 1985 г. в ссылке, пряча рукопись в поленнице дров. Ещё три книги Радзинского вышли уже после того, как он отошёл от дел: мистический роман «Суринам» (2008), сборник повестей и рассказов «Иванова свобода» (2010), фантастический роман «Агафонкин и время» (2014). Все они написаны талантливо и необычны настолько, что ПИТЕРbook попросил Владимира Ларионова поговорить с их автором.
Эдвард Радзинский_о времени и о себе
В.Л.: Олег расскажите о своём детстве. Оно в Москве прошло?
О.Р.: В Москве — до трех лет. А в три года у меня диагностировали тяжелую астму и рекомендовали море. Родители увезли меня в поселок Аше Лазаревского района, где сняли комнату у милых людей — тети Фатимы и дяди Ислама. Сначала со мной жила мама, потом бабушки — по очереди, потом тетя, а иногда меня оставляли на тетю Фатиму и ее троих дочерей.
До шести лет я рос среди черкесов с редкими наездами в Москву. Я сносно говорил по-черкесски, до заморозков ходил босиком, ездил со старшими мальчиками «в ночное» — пасти лошадей, до конца октября купался в море. В шесть лет меня вернули в столицу — готовить к школе. В Москве было скучно и серо. Вокруг говорили только по-русски и о чем-то непонятном: книгах, театре, Брежневе.
Никто не говорил о лошадях и расписании остановок поездов на перегоне — выносить фрукты туристам. Неинтересная жизнь.
В.Л.: Пишут, что вы провели два года в гипсовом корсете. Что случилось?
.Р.: Мне только исполнилось 12. Выпрыгнул из окна на даче — с первого этажа, неудачно приземлился — на два металлических штыря, торчащие из асфальта. Результат — перелом позвоночника. В гипсе я, кстати, был один год, но до этого полгода лежал без движения в больнице «на вытяжке»: с поясом, к которому были прикреплены гири.
В.Л.: Как выдержали?
.Р.: «Выдерживать» было нечего: дети обладают способностью воспринимать происходящее как обыденное. Реальность как данность .
В.Л.: Я слышал, ваши родители были знакомы с братьями Стругацкими .
О.Р.: Да, отец тесно общался со Стругацкими, когда жил в Ленинграде в конце 60-х — начале 70-х. Мама, работавшая в литературно-драматической редакции Центрального ТВ в Москве, даже пыталась вместе с Аркадием Натановичем сделать инсценировку по одному из их произведений. Начальство, впрочем, инсценировку не позволило.
В.Л.: Ваш роман «Агафонкин и время» номинирован на Международную премию им. Аркадия и Бориса Стругацких. Дмитрий Быков писал, что в нём вы «продолжаете линию поздних Стругацких». А как вы относитесь к творчеству братьев?
О.Р.: Стругацкие определили возможности фантастики как социального жанра в СССР. Они сформировали иносказательность альтернативных миров как метафору разных аспектов советской жизни. Кроме того, их фантастика была тесно переплетена с реальностью и, таким образом, сильно отличалась от доминирующей в то время американской фантастики — Бредбери, Азимова, Сагана, где действие в основном происходило на других планетах, где земляне сталкивались с чужим космосом и пытались им овладеть. У Стругацких «чужое», иное приходило на Землю, и с этим нужно было жить, как в «Пикнике на обочине». Это чужое пыталось нас колонизовать, и человек должен был научиться оставаться человеком перед лицом этого чужого.
В.Л.: И всё-таки — на вас творчество Стругацких как-то повлияло? «Продолжаете линию»? Или не более, чем «линию» любого другого классика?
О.Р.: Безусловно повлияло, особенно «Трудно быть богом», «Пикник на обочине», «Понедельник начинается в субботу» и, конечно же, «Град обреченный». Особенно «Град обреченный». Линию не продолжаю, ибо бесполезно продолжать чужие линии, нужно искать свои.
В.Л.: Ваша специальность на филфаке МГУ?
О.Р.: Я учился по специальности «Русский язык и литература».
В.Л.: И что произошло? Как вы оказались за решёткой?
О.Р.: Я распространял запрещенную в то время литературу и читал лекции, которые были квалифицированы как антисоветские. Кроме того, я был членом пацифистской организации «Группа за установление доверия между СССР и США», само создание которой вызвало неудовольствие властей, т.к. нарушало их монополию на мирную деятельность.
В.Л.: Тюрьма, лагерь, ссылка. Что там было для вас самым страшным? Опять же — как выдержали?
О.Р.: Мне помогло легкомыслие: я относился ко всему происходящему с любопытством, словно смотрел кино, в котором сам же и снимался.
Страшно было, когда меня — как и всех диссидентов в СССР — во время следствия решили подвергнуть принудительной психиатрической экспертизе в Институте им. Сербского. Если бы признали душевнобольным, то, во-первых, сидел бы, пока власти было удобно меня изолировать, а, во-вторых, принудительно лечили бы психотропными препаратами, от которых и вправду легко сойти с ума. Меня, к счастью, признали до противности здоровым: как сказал известный советский психиатрический палач доктор Яков Лазаревич Ландау: «Вы, Радзинский, патологически нормальны: у вас нет даже психопатии, которая является современной психиатрической нормой».
В.Л.: В ссылке, в сибирской деревне, вы тайно писали рассказы о тогдашней вашей жизни, вошедшие позднее в сборник «Посещение». Название сборника подразумевает какой-то особый смысл?
О.Р.: В СССР мы были взращены общественными институтами в понимании, что являемся частью целого, как личности не представляем особой ценности, а представляем оную лишь как члены советского коллектива. Где-то после 60-х держава потеряла ощущение своей миссии. Те из нас, кого это беспокоило, пошел во чисто поле искать свой путь, свое предназначение, но поскольку в нас жило ставшее почти генетическим желание служить Отечеству, то многие подались в пассивные или активные инакомыслящие. Когда один из таких активных (ваш покорный слуга) прибыл «в народ», который он знал до той поры лишь понаслышке, его поразило, что народ глубоко клал на идеологические императивы, как внешние так и внутренние, взращенные интеллигентским чувством вины за свою привилегированность, и жил-выживал-добро-наживал (а чаще добро воровал).
Народ был озабочен экзистенциальным конфликтом — существование как борьба, и интеллигентские идеи о служении себе, народу, видал в гробу. Народ жил, соприкасаясь с идеологическим симулякром советской империи лишь поверхностно: это как перекреститься на икону в углу — никто и не помнил для чего это нужно, а как же без этого?! Положено.
Жизнь та была мною наблюдаема, и хоть я и сам её вел, но вел как сторонний, пришлый, я ту жизнь посетил. Отсюда и название сборника.
В.Л.: Вы сами из СССР уехали или вас фактически вышвырнули?
О.Р.: В октябре 1986-го Михаил Сергеевич Горбачев и Рональд Рейган встретились в Рейкьявике, где подписали Договор о сдерживании стратегических вооружений. Рейган передал Горбачеву список из 46 фамилий диссидентов, которых Конгресс США просил освободить. Горбачев пообещал. И освободил всех в декабре 86-го — январе 87-го. Я был освобождён в январе.
Мне зачитали указ Президиума СССР о помиловании (о котором я не просил) и попросили расписаться, что я ознакомлен с указом. А затем объяснили, что я, конечно, могу остаться в СССР, но никогда не вернусь в Москву и не смогу работать по специальности, а буду трудиться грузчиком, кочегаром или вальщиком на повале, чем я и занимался последние 5 лет. Или могу уехать из страны. Я согласился.
Мне тут же вручили заранее приготовленное приглашение из Израиля с красными сургучными печатями (почему-то именно эти печати произвели на меня неизгладимое впечатление), а через неделю выдали визу выезда на постоянное жительство. Пустили в Москву проститься с родителями, и я уехал.
В.Л.: Вы учились в США в Колумбийском университете. Проблемы с языком были? Легко ли вписаться после тюрьмы и ссылки в свободную жизнь, да ещё и в другой стране?
О.Р.: Проблемы с языком были, но меньше, чем у других эмигрантов: я все-таки учился в спецшколе, затем на филфаке МГУ и т.д. После тюрьмы можно вписаться куда угодно — было бы желание.
В.Л.: Но как филолог превратился в преуспевающего инвестиционного банкира? Филолог и Уолл-стрит… Как это возможно?
О.Р.: Приехав в Нью-Йорк, я с удивлением обнаружил, что ни вальщики леса, ни кочегары, ни грузчики, ни — тем более — преподаватели русского языка и литературы никому здесь не нужны. Спросил у друзей, кто нужен: оказалось, врачи, юристы, инвестиционные банкиры. Врачом я, понятное дело, стать не мог (учиться 12 лет, да и никакой склонности не было), решил стать юристом.
Но выяснил, что учиться на юриста три года, а магистерская программа обучения на финансиста занимает всего лишь два. Кто такие инвестиционные банкиры я не знал, никогда о них не слышал, но решил, что обучусь, заодно и пойму, чем они занимаются. Обучиться-то я обучился, но чем занимаются, так и не понял.
В.Л.: Компания Rambler. Пару слов об этом отрезке вашей жизни…
О.Р.: Самое большое впечатление на этом отрезке на меня произвели чиновники Минпечати и руководители телеканалов, радиостанций и газет, с которыми пришлось работать: нигде больше я не встречал такой концентрации умных и подлых людей. Были, конечно, и приятные исключения, люди порядочные — Михаил Сеславинский, Рафаил Акопов, Алексей Венедиктов, Александр Любимов, другие. Но в основном в этой индустрии работают очень умные негодяи.
В.Л.: Ваш первый роман «Суринам» в чём-то автобиографичен?
О.Р.: «Суринам» — книга о человеке, который верил, что за завесой видимой действительности скрывается чудесное, мистическое, трансцендентальное. И вот завесу подняли, и он увидел, что там. И какова цена за это знание. Относительно биографичности: я наделил героя какими-то фактами своей биографии, это правда. Там вообще много правды. Может быть, даже больше, чем нужно .
В.Л.: Родители главного героя «Суринама» расстались, когда ему было пять лет. Это тоже — факт вашей биографии? Может быть, поэтому вы уходите от ответов на вопросы о вашем отце, Эдварде Радзинском?
О.Р.: Меня воспитывал отчим, замечательный человек Рустем Губайдулин, которого обожало все Центральное Телевидение, где он работал. До сих пор, когда я встречаюсь с его друзьями по ТВ или авторами, с которыми он работал как редактор, они вспоминают его с любовью. Мой отец, Эдвард Радзинский стал активно участвовать в моей жизни, когда я стал подростком.
Думаю, до этого я был ему не очень интересен. Сейчас мы очень близки — настоящие друзья. Больше друзья, чем отец и сын.
В.Л.: Сборник «Иванова свобода» — шесть непохожих друг на друга историй, вы их написали примерно в одно время. Откуда к вам пришли их странные сюжеты?
О.Р.: Сел писать эту книгу, чтобы не простаивать, когда провалил роман о Кэт Марсден. Сюжеты как-то случились: что-то уже было в наметках, что-то пришло позже.
В.Л.: Кэт Марсден — это английская сестра милосердия, которая посвятила себя облегчению участи больных лепрой?
О.Р. Да, Мардсен в конце девятнадцатого века добралась до Якутии, чтобы помочь созданию в Вилюйском улусе колонии для прокажённых.
В.Л. Так вот откуда взялась якутская линия в романе «Агафонкин и время»! Кстати, а почему книга о Мардсен не получилась?
О.Р.: Слишком много исторического материала. Испугался, что не смогу адекватно отразить фактуру — что ели, что пили, что носили. Как говорили.
В.Л.: Ваш новый роман называется «Агафонкин и время». Что он для вас?
О.Р.: Это книга о возможности прожить разные жизни, сохраняя о них память, то есть ни как при реинкарнациях — вертикально, а горизонтально. Мечта о бессмертии.
В.Л.: У вас это хорошо получается — разные жизни проживать…
О.Р.: Об этом, собственно, и «Суринам», и «Агафонкин»: люди, живущие разные жизни. Остается только выяснить: какая из них твоя? Или они все твои?
В.Л.: В основе «Агафонкина» лежит огромный массив фактического материала. Как вы его собирали? Посещали Якутию?
О.Р.: Когда собирал материал, то ездил по Якутии, жил в Вилюйске, Хородогое (ныне — поселок Сосновка Вилюйского улуса), где когда-то стоял лепрозорий, а теперь находится Дом-Интернат для умственно отсталых и душевнобольных — Индом), ходил по окрестной тайге. Ездил в другие места, описанные в романе, встречался с людьми.
В Монголии, например, до сих пор существует село Семеновское, где живут потомки бежавших белогвардейцев и казаков из армии атамана Семенова, к которой, кстати, принадлежал и знаменитый барон Унгерн фон Штернберг, взявший Ургу и прогнавший оттуда китайцев. Эти потомки, выглядящие как монголы, но все еще кое-как говорящие по-русски, хранят ставшие почти легендой воспоминания о так называемом «Канинском Броске», когда атаману Канину удалось после провала под Вилюйском увести свой отряд в Монголию.
Его казаки вышли из Хэнтийских гор и присоединились к семеновской армии, а позже ушли с ней в Японию. Сам Канин остался в Хэнтийском ущелье, а что с ним там случилось, потомки семеновцев рассказывают по ночам шепотом — чтобы не пугать детей. Живая легенда. Мифотворчество. А, может, и правда.
В.Л.: И вы использовали эти легенды?
О.Р.: Нельзя было, эти легенды — тайна. Мне их доверили, но доверили хранить, а не делиться с другими. Я придумал свои.
В.Л.: Не кажется ли вам, что «Агафонкину » не повезло по времени с выходом? Нет резонанса, который (возможно) случился бы, не переживай Россия сейчас такие передряги.
О.Р.: По поводу правильного времени выхода книги: как его угадаешь? Вышла, когда вышла. Если книга хорошая, она — сразу ли, позже ли — произведет свое действие. А, может, и нет.
В.Л.: Важный магический артефакт в романе — маленький волчок, обычная детская юла, закрутив которую, можно изменить-поменять свою жизнь. Как придумалась юла?
Юла придумалась случайно. И случайно закрутилась.
В.Л.: Сложной художественной многоходовкой вы обосновываете главную (на мой взгляд) мысль книги, что, как ни крути, все эти магические артефакты, судьбовертящие юлы, чудесные Кареты и волшебные бурулганы бесполезны сами по себе. Мало проку и от бога, забывшего, зачем он начал свой долгосрочный проект. Нужен — человек! А человеком надо стать.
Только человек может совершить чудо. Да вот хотя бы — такую книгу написать.
О.Р.: Сказать тут нечего: Вы уже все сказали.
В.Л.: Вы давно и благополучно живёте с семьёй в Ницце, а ваши герои — в России, судьбы ваших персонажей так или иначе связаны с Россией…
О.Р.: Я — насколько благополучно может жить отец четырех детей — живу в Ницце и Эдинбурге, кочую между двумя городами, двумя странами, двумя языками, двумя культурами. Пишу по-русски оттого, что не могу писать художественную прозу по-английски. Мог бы — писал бы. Ситуация шизофреническая: мой опыт последних 30 лет — опыт западного жителя.
А писать приходится по-русски и для русскоязычного читателя. Оттого, думаю, и резонанса особого нет. Как говорил Владимир Ильич, «страшно далеки они от народа». Надеюсь, однако, что не разбужу очередного Герцена: пусть мирно спит.
В.Л.: О своих планах что-нибудь скажете?
О.Р.: Собираюсь написать реалистический роман. Пора.
Источник: krupaspb.ru
Эдвард Радзинский: «Познакомиться с девушкой и в тот же вечер переспать с ней – это был сюжет не для театра»
Эдвард Станиславович Радзинский, знаменитый советский и российский историк, появился на свет в Москве в конце сентября 1936 года. Отец Станислав Адольфович Радзинский был советским драматургом польского происхождения. А мать Софья Юрьевна Жданова, родом из Ярославской области, работала старшим следователем.
С детства Эдвард проявлял большие способности к учёбе, особенно к литературе, а также он занимался несколькими видами спорта. В 1952 году было напечатано первое произведение начинающего автора.
Эдвард Радзинский в молодости
После окончания школы Эдвард выбрал для продолжения образования Московский историко-архивный институт, в котором в то время преподавал один из ведущих специалистов в области истории А. А. Зимин.
Рождение дочери
А. Радзинская родилась в 2014 г. Врачи поставили девочке неутешительный диагноз, сказав родителям, что она больна детским церебральным параличом. Это случилось из-за травмы, полученной младенцем еще в утробе матери. Анну и Юрия врачи пугали тем, что ребёнок не сможет ни говорить, ни ходить. Но пара не опустила руки, родители лечили и развивали ребёнка. В 2 года девочка уже умела делать многое, как и её ровесники.
Тогда муж с женой решили укрепить результат. Они организовали для Насти канал на YouTube, чтобы таким образом она могла раскрепоститься, общаться посредством камеры со своими подписчиками, вести себя, как обычный ребёнок. Вскоре стало ясно, что эта идея приносит отличный доход. А первый заработок Насти был 20.000 в российских рублях. Такую сумму выплатили родителям девочки за рекламу видеохостинга.
Сейчас Радзинские сотрудничают с компанией Danone. Они не раскрывают коммерческую тайну относительно заработков, но, говорят, что подобные нативные рекламы стоят самое меньше 10 000 долларов. Недавно YouTube сообщил, что вскоре перенесет детский контент на YouTube Kids. Повлияет ли это как-то на заработки А. Радзинской, покажет время.
Сейчас пятилетняя Настя Радзинская, по мнению журнала Forbes, стоит на 4-ой позиции среди детей, приносящих родителям большие доходы. На первом месте находится восьмилетний мальчик Райен, который в год зарабатывает 26 млн долларов.
Анастасия Радзинская является самым высокооплачиваемым блогером в России, обойдя по этому показателю даже именитых взрослых видеоблогеров.
Драматургия
Эдвард учился с увлечением, для своей дипломной работы он выбрал тему творчества и биографии Герасима Лебедева, который жил в XIX веке. Этот ученый много работал в Индии, где изучал языки и наречия местного населения.
Радзинский создал не только научный труд, он написал первую свою пьесу по историческим мотивам, которая носила название «Мечта моя… Индия». В течении двух лет это произведение было поставлено на сцене столичного ТЮЗа, спектакль имел большой успех у публики. С тех пор помимо документальных трудов Эдвард начинает писать ещё и пьесы.
Эдвард Радзинский в молодости
Второй пьесой, которая сделала имя драматурга известным всей стране, стала работа «104 страницы про любовь». В 1964 году она была поставлена на сцене театра Ленком Анатолием Эфросом. В это же время пьеса вышла на подмостках Ленинградского БДТ, которым руководил в то время Георгий Товстоногов. По примеру популярных режиссёров последовали многие театральные коллективы СССР, и уже в течении полугода пьеса шла во всех больших городах.
Через 4 года по мотивам произведения Радзинского на экраны кинотеатров вышел фильм Георгия Натансона «Еще раз про любовь» с Татьяной Дорониной и Александром Лазаревым в главных ролях. В 2003 году появится еще одна кинолента, снятая по сценарию этой пьесы — «Небо, самолёт, девушка».
Эдвард Радзинский за работой
Спектакли, поставленные по произведениям молодого автора, каждый раз становятся событием в театральной жизни страны. Пьесы «Беседы с Сократом», «Обольститель Колобашкин», «Турбаза», «Чуть-чуть о женщине», «Продолжение Дон-Жуана», «Театр времен Нерона и Сенеки» ставятся не только в СССР, они также завоевывают симпатию западного зрителя. В 70-е годы эти произведения переводятся на разные языки и идут с успехом в Королевском театре столицы Дании, в Парижском Театре Европы, в театрах Нью-Йорка.
Эдвард Радзинский в театре
В 80-е годы Эдвард Радзинский осваивает новую область применения своим талантам: он становится кино- и телесценаристом. С его лёгкой руки появляются такие киноработы, как «Москва — любовь моя», «Каждый вечер в одиннадцать», «Чудный характер», «Улица Ньютона, дом 1», «День солнца и дождя», «Ольга Сергеевна».
Интересный сюжет, тонкая психологическая драматургия, неожиданная развязка — все это характеризует Радзинского, как опытного и талантливого мастера. Помимо кинематографа автор продолжает работать с ведущими театральными коллективами столицы.
Любовь Стриженова
Многие годы актриса Любовь Лифенцова играла во МХАТе им. М.Горького под руководством Т.Дорониной) ведущие роли. В кино снялась в картинах «Случай из следственной практики», «Земля, до востребования», «Каникулы Кроша«, «Нос», «Поворот» и др.
Актриса дважды была замужем. В первый раз за актером театра «Современник» Владимиром Земляникиным. Второй муж – знаменитый актер МХАТа, которого боготворили все советские женщины, Олег Стриженов. В этом браке, который тоже распался, родился сын Александр Стриженов, ставший успешным режиссером, актером, сценаристом и продюсером.
В 2008 году народная артистка России Любовь приняла постриг и ушла в Алатырский монастырь, в Чувашии, став матерью Иудифью. Актриса долго не решалась на этот шаг, путь в монастырь был долгим – 15 лет. Возможность видеться с любимыми детьми и внуками перевешивала. Сейчас же, когда внуки выросли, знаменитая актриса смогла посвятить себя служению Богу. «Мама ушла в монастырь для себя, – говорит Александр Стриженов. – Она захотела стать ближе к Богу, она стремилась к этому очень долго. Это ее осознанное решение, и мы все его уважаем».
Исторические труды
В конце 80-х годов по Центральному телевидению начинает выходить новая историческая программа, автором и ведущим которой стал Эдвард Станиславович. «Загадки истории» сразу получили большую известность среди зрителей. Помимо России исторический альманах транслировался также по западным каналам.
Особый интерес вызвали программы, в которых рассказывалось о русских царях, в том числе о Петре Первом и Иване Грозном, а также о советских правителях — о Сталине и о Ленине. Много споров вызвала программа о Распутине, в которой описывались нелицеприятные моменты жизни царского любимца. Неоднозначная оценка историческим событиям, которую давал в своих передачах писатель, вызывала среди критиков либо резкое неприятие, либо большой интерес, но равнодушных после просмотра рейтинговых программ не оставалось. За свою работу на телевидении Радзинский четыре раза получал премию «Тэфи».
Свои передачи Эдвард Радзинский создавал по мотивам собственных исторических трудов. Писатель никогда не забывал своей основной специальности, с определенной периодичностью в свет выходили новые исторические книги Радзинского. В них он рассказывал о жизни не только больших политических деятелей России, но и о других исторических личностях: Шатобриане, Моцарте, Сократе, Нероне.
Его произведения переведены на многие языки мира. Книги печатались в США, Франции, Германии, Великобритании, Испании, Португалии, Италии, Швеции, Дании и других стран.
Личная жизнь
В поисках счастья в личной жизни знаменитый драматург был три раза женат, и только третий брак оказался самым долговечным и стабильным. Первой женой Радзинского стала молодая артистка Алла Гераскина, дочь знаменитой детской писательницы Лии Гераскиной. Алла не только играла на сцене, но и занималась писательством. Она вошла в состав сценаристов «Кабачка «13 стульев», заведовала литературной частью Московского театра миниатюр. Позднее, в эмиграции в США, Алла начала писать мемуары о советских актёрах, а также о своей жизни в СССР и Америке.
Эдвард Радзинский и его сын Олег
В семье Радзинских вскоре после свадьбы родился сын, которого назвали Олег. Он пошел по стопам родителей и закончил филологический факультет МГУ. В молодости Олег увлекся запрещенной литературой, за что власти отправили его в сибирский лагерь для рецидивистов. Через шесть лет, с началом Перестройки, Олега выпустили из заточения, и он сразу уехал в США, где вскоре получил гражданство. Там сын Радзинского после окончания финансового университета несколько лет работал управляющим одного банка, а через некоторое время, накопив необходимую сумму, переехал на побережье Франции, где занялся литературным трудом.
Жена Эдварда Радзинского в юности была звездой фильма «Ищите женщину» (справа)
Второй раз Эдвард Радзинский женился на знаменитой советской актрисе Татьяне Дорониной. Их союз продлился всего шесть лет, после чего супруги разошлись, но остались друзьями.
Третьей женой писателя стала бывшая артистка кино Елена (Укращенок) Денисова, которая исполнила роль секретарши в знаменитом детективе Аллы Суриковой «Ищите женщину». Она младше Эдварда Станиславовича на 24 года, но это не мешает им жить в гармонии. На семейных фото видно, с какой нежностью относятся друг к другу Эдвард и Елена. Для Елены Денисовой это уже второй брак, от первого у неё остался сын Тимофей. Она уже давно не снимается в кино, а занимается благотворительностью.
Детство и семья
Будущий писатель появился на свет 23 сентября 1936 года в Москве и стал единственным выживших детей, рожденных в браке его родителей. Его мать, Софья Юлиановна, в девичестве Казакова, была родом из Ярославской области и происходила из купеческой семьи торговца пушниной. Работала в отделении милиции №106, дослужилась до старшего следователя по особо важным делам и была очень занятым человеком.
От предыдущего брака у нее подрастала на тот момент 9-летняя дочь Александра Щепкина-Куперник. Девочка приходилась племянницей писательнице Татьяне Щепкиной-Куперник из семьи видного адвоката Льва Куперника и Ольги Щепкиной, пианистки, ученицы Николая Рубинштейна, основателя Московской консерватории, и правнучки одного из основоположников русской актерской школы Михаила Щепкина.
Эдвард Радзинский в детстве
Отец, Станислав Адольфович Радзинский, был внуком бессарабского еврея, торговавшего зерном, и состоятельного одесского банкира, выходца из семьи польских текстильных фабрикантов. Он был высокообразованным коренным одесситом, окончившим юридический факультет Новороссийского университета. Но жизнь он посвятил писательскому творчеству – писал рассказы, очерки, рецензии, работал заведующим литературным отделом Одесской кинофабрики.
На становление Эдварда Радзинского огромное влияние оказал отец
Переехав в Москву в 1920-х, он занимался переводами пьес с французского, написанием киносценариев, дружил с Сергеем Эйзенштейном, Эдуардом Багрицким, Исааком Бабелем, в 1937 стал членом Союза писателей СССР. Был человеком высочайшей культуры, оказал на сына огромное духовное влияние, учил его «размышлять, вместо того, чтобы действовать».
В жизни он руководствовался девизом: «Любовь к живущим, ирония и сострадание». Этому изречению старался позже следовать и Эдвард. Когда началась война, их семья отправилась в эвакуацию в Ташкент. Вместе с представителями русской литературной элиты они жили в общежитии Союза писателей. Их соседями были Анна Ахматова, Елена Булгакова, Александр Хазин.
В конце 1942 Радзинские вернулись в столицу.
В школе, под влиянием отца и его окружения, Эдвард особенно полюбил литературу. В старших классах он «был помешан на Цицероне» и тренировался говорить с камнями во рту, как Демосфен, сообщив учительнице, что хочет стать оратором, очень ее этим озадачив. Другие, «нормальные» дети мечтали стать космонавтами, врачами, летчиками.
Эдвард обожал спорт: играл в футбол, занимался боксом, лыжами, бегом, плаванием. А еще ему нравилось подслушивать, когда отец часами беседовал с Юрием Карловичем Олешей. Правда, заметив его, взрослые переходили на непонятный ему французский, немецкий или английский язык, ведь они оба были выпускниками знаменитой царской Ришельевской классической гимназии, а он – всего лишь учеником советской школы, «справедливо носящей название средней», как впоследствии шутил писатель.
Эдвард Радзинский в юности
Писать он начал будучи подростком. Первый рассказ начинающего литератора был опубликован, когда ему едва исполнилось 16 лет.
Эдвард Радзинский в студенчестве
После получения аттестата юноша стал студентом историко-архивного института. Уже на первом курсе его невероятно увлекла судьба загадочного исследователя конца XVIII века, музыканта и пионера индологии Герасима Лебедева, создавшего на краю света, в Индии, первый национальный театр европейского типа. Раздинский посвятил ему дипломную работу, которую опубликовали в журнале ЮНЕСКО, выходившем на многих языках. Тогда он даже получил письмо от индийского профессора, также изучавшего деятельность Лебедева, и они начали обмениваться информацией и документами.
Эдвард Радзинский сейчас
В 2021 году Эдвард Радзинский справил свой 80 день рождения. С юбилеем его поздравили Владимир Путин, Владимир Мединский, а также коллеги по театральному и писательскому цеху. Но солидный возраст не становится для историка помехой в работе. Эдвард Радзинский создаёт ряд исследовательских фильмов под названием «Боги жаждут», он появляется в общественных и развлекательных программах, в том числе в передаче «Вечерний Ургант».
В начале 2021 года на Первом канале вышла программа Владимира Познера, в которой приглашенным гостем становится знаменитый юбиляр. Помимо этого, презентован новый документальный фильм Радзинского «Царство женщин», в котором рассказывается о времени правления царицы Елизаветы Петровны и её предшественниц.
Источник: svgorko.ru
Эдвард Радзинский
Радзинский Эдвард Станиславович (р. 1936) – знаменитый российский писатель и историк, драматург и сценарист, телевизионный ведущий. Является автором популярных книг и телефильмов, посвящённых российской истории.
Родители
Эдвард появился на свет в Москве 23 сентября 1936 года.
Его папа, Радзинский Станислав Адольфович, 1889 года рождения, имел польское происхождение, родом был из Одессы. В 1917 году окончил Новороссийский университет, получил образование юриста. С восторгом приветствовал Февральскую революцию, так как сам был интеллигентом-демократом, а своим идолом считал Павла Милюкова – вождя партии кадетов.
Несмотря на приобретённую профессию юриста, всю жизнь занимался литературной деятельностью. После революции его статьи и рецензии под псевдонимом Уэйтинг печатались в одесских изданиях «Шквал», «Одесский листок», «Жизнь». Во второй половине 1920-х годов, как и многие другие одесские литераторы, уехал в Москву. Здесь он тесно сдружился со знаменитыми советскими драматургами Юрием Олешей и Эдуардом Багрицким. Станислав Адольфович написал сценарии ко многим кинофильмам, в 1937 году стал членом Союза писателей СССР.
Мама, Радзинская Софья Юрьевна (девичья фамилия Жданова). Её родители были родом из Некоузского района Ярославской области. Потом они перебрались в Рыбинский район, где и появилась на свет Софья. Будучи взрослой, Соня уехала в Москву, получила профессию старшего следователя и познакомилась со своим мужем Радзинским Станиславом.
Детство и юность
Родители с ранних лет старались привить Эдварду высокие нравственные начала, которые не поддавались влиянию времени и государственного строя. Постоянное общение с отцом, представителем русской интеллигенции, способствовало тому, что мальчик рос развитым не по годам.
Когда началась война, Эдварду не было и пяти лет. Семью отправили в эвакуацию в Ташкент, где их соседкой была поэтесса Анна Ахматова. В конце 1942 года Радзинские вернулись в Москву.
В школе Эдвард учился хорошо, особенно любил литературу. Как и все друзья-мальчишки, обожал футбол, был вратарём дворовой команды. Также его увлекали и другие виды спорта – бокс, плавание, лёгкая атлетика, беговые лыжи. Но больше всего он любил бегать, этой привычки придерживается всю жизнь. Во всём и всегда стремился быть первым, с детства научился не останавливаться перед трудностями, а преодолевать их.
Литературная деятельность отца оказала огромное влияние на развитие творческого потенциала и у сына. Эдвард достаточно рано занялся сочинительством, а когда парню было шестнадцать лет, опубликовали его первое произведение.
Образование и студенчество
Получив аттестат о среднем образовании, Радзинский продолжил учёбу в Московском историко-архивном институте. Среди его преподавателей был знаменитый историк Зимин А. А.
В период студенчества молодой человек сильно увлёкся деятельностью и работами известного русского лингвиста, переводчика и театрального деятеля XIX века Герасима Лебедева, который был первым русским индологом, изучавшим калькуттскую грамматику и культуру Индии. Его творчество стало темой дипломной работы Эдварда, которую впоследствии перевели на несколько языков и напечатали в издании «ЮНЕСКО-информейшн».
После этого Радзинский познакомился и стал переписываться с учёным из Индии Магадевом Прасадом Саха, который также занимался изучением трудов Лебедева. Это увлечение позднее нашло отражение в произведении Радзинского «Мечта моя…Индия», поставленном в 1958 году в Московском театре юного зрителя. Спектакль имел такой успех, что Радзинской помимо документальных статей всё больше времени стал уделять написанию пьес.
Исторические труды
В конце 80-х годов по Центральному телевидению начинает выходить новая историческая программа, автором и ведущим которой стал Эдвард Станиславович. «Загадки истории» сразу получили большую известность среди зрителей. Помимо России исторический альманах транслировался также по западным каналам.
Особый интерес вызвали программы, в которых рассказывалось о русских царях, в том числе о Петре Первом и Иване Грозном, а также о советских правителях — о Сталине и о Ленине. Много споров вызвала программа о Распутине, в которой описывались нелицеприятные моменты жизни царского любимца. Неоднозначная оценка историческим событиям, которую давал в своих передачах писатель, вызывала среди критиков либо резкое неприятие, либо большой интерес, но равнодушных после просмотра рейтинговых программ не оставалось. За свою работу на телевидении Радзинский четыре раза получал премию «Тэфи».
Свои передачи Эдвард Радзинский создавал по мотивам собственных исторических трудов. Писатель никогда не забывал своей основной специальности, с определенной периодичностью в свет выходили новые исторические книги Радзинского. В них он рассказывал о жизни не только больших политических деятелей России, но и о других исторических личностях: Шатобриане, Моцарте, Сократе, Нероне.
Его произведения переведены на многие языки мира. Книги печатались в США, Франции, Германии, Великобритании, Испании, Португалии, Италии, Швеции, Дании и других стран.
Эдвард Радзинский: личная жизнь
Писатель не любит говорить о личной жизни. Он даже как-то признался в одном интервью: «Женщины, которые были со мной, подарили мне великое счастье. И самое время мне в который раз ответить: моя личная жизнь — всегда за занавесом. Я слишком уважаю женщин, которые наградили меня этим счастьем».
Я полностью разделяю эту философию. Здесь есть любовь. Но все же совсем немного приоткроем «занавес», потому, что всегда хочется знать больше о гениальном человеке.
Актриса Алла Гераскина взяла в браке фамилию мужа, Радзинского. Алла училась в Ленинградском пединституте, потом в Щукинском училище. Писала сценарии к популярному в СССР «Кабачку «13 стульев». Была завлитом в московском Театре миниатюр, переводила романы и стихи с французского.
Позже, уехав в США (1988), Алла Васильевна стала писать книги. «Не отражаясь в зеркалах» — это воспоминания об актерах, режиссерах, писателях, которые были ее друзьями: Андрее Миронове и Валентине Гафте, Михаиле Жванецком, Сергее Юрском, Александре Ширвиндте, Михаиле Козакове. «Я живу в Америке, на пятом этаже» (2002).
Мать Аллы — Лия Гераскина, замечательная писательница. По ее пьесе снят фильм «Аттестат зрелости». Ее сказка «В стране невыученных уроков» («Полтора землекопа», «Казнить нельзя помиловать» — это все оттуда) стала мультфильмом.
От брака с Аллой Васильевной в 1958 г. родился сын Олег. Он живет в Ницце. В его биографии немало драматических поворотов, начиная с 11 лет. Олег сломал позвоночник и два года прожил в гипсе.
Потом он окончил филфак МГУ, поступил в аспирантуру… и был арестован за чтение «антисоветчины». Дело политзаключенного состояло из семи томов. Лефортовская тюрьма, лагерь строгого режима для рецидивистов в Томской области.
Почти 6 лет лагерей. Потом, когда на волне перестройки советское правительство стало освобождать диссидентов, Олега Радзинского прямо из зоны вышвырнули в США. Это был 1987 год. (Мать поехала к сыну в 1988 и больше не возвращалась в Россию). Новая жизнь Олега началась с учебы в Колумбийском университете.
«Когда-то я был филологом, но потом жизнь стала суровой, пришлось стать инвестиционным банкиром», — вспоминает Радзинский-младший, ныне управляющий директор шестого по величине европейского банка.
В 2002-м Олег Эдвардович покупает российский «Рамблер». Через несколько лет продал компанию Потанину. Заработал на сделке около полумиллиарда долларов и решил, что хватит. Поселился с семьей во Франции и стал писать книги. Самая известная из них — «Суринам».
В ней есть и описание жизни самого Олега.
Второй женой Эдварда Станиславовича была Татьяна Доронина. Радзинский писал ей пьесы, она блистала, а потом они расстались. (Я, дорогой читатель, более написать не имею права. Это чужая личная жизнь). Но известно, что Радзинский остался для Дорониной «самым близким и родным».
Радзинский женат на бывшей актрисе театра и кино Елене Денисовой (Укращенок). Елена моложе мужа на 24 года. Она давно оставила театр и съемки в кино. Занимается благотворительностью, в чем всегда находит поддержку супруга.
Эдвард Радзинский сейчас
В 2016 году Эдвард Радзинский справил свой 80 день рождения. С юбилеем его поздравили Владимир Путин, Владимир Мединский, а также коллеги по театральному и писательскому цеху. Но солидный возраст не становится для историка помехой в работе. Эдвард Радзинский создаёт ряд исследовательских фильмов под названием «Боги жаждут», он появляется в общественных и развлекательных программах, в том числе в передаче «Вечерний Ургант».
В начале 2017 года на Первом канале вышла программа Владимира Познера, в которой приглашенным гостем становится знаменитый юбиляр. Помимо этого, презентован новый документальный фильм Радзинского «Царство женщин», в котором рассказывается о времени правления царицы Елизаветы Петровны и её предшественниц.
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
Лауреат Российской национальной актерской премии «Фигаро» имени Андрея Миронова в номинации «За служение русскому репертуарному театру» (2012)
Видео
Источник: fam-person.ru