Среди тех примет времени, к которым большинство людей уже настолько привыкло, что они воспринимаются как данность, можно отнести и такое явление, как всевозможные реалити-шоу, без которых сегодня уже и не мыслится телеэфир. А между тем явление это для России все-таки достаточно новое. И, кажется, до конца не осмысленное.
Подглядывать можно! Особенно — за компанию
Телевидение давно стало крупнейшим сегментом колоссальной индустрии развлечений. Но наряду с этим из некого сложного, комплексного «продукта потребления», из того, что нужно нам, оно постепенно эволюционировало в весьма действенный механизм навязывания определенных жизненных устоев. «Белого не надевать, обтягивающего не носить!». Из развлечения оно превратилось в способ зомбирования. Парадокс: люди зачастую смотрят телевизор не потому, что хотят, а потому, что не могут его не смотреть.
И все же любые развлечения быстро приедаются, а конкуренция между множащимися не по дням, а по часам каналами растет. Отсюда — и постоянное сползание телевидения куда-то в «преисподнюю». Сами развлечения становятся все изощреннее, в новостные блоках все больше кошмаров, крови и убийств, а на женщинах на телеэкранах — все меньше одежды. Апеллируя к инстинктам, телевидение идет самым простым путем. Как индустрия, оно жертвует всем, что было у него когда-то доброго, и прежде всего информативностью, в пользу одного — все той же развлекательности.
ОТ БРИГАДЫ ДО ФАБРИКИ ЗВЁЗД! Вся правда про реалити-шоу и фильмы нулевых | Документальный фильм
Одной из наиболее специфических сфер развлекательного стал жанр реалити-шоу — этакое узаконенное право подглядывать за чужой жизнью, вплоть до мельчайших и сокровеннейших ее подробностей, не испытывая при этом «ненужного» чувства вины. Ведь это показывают по ТВ — значит, можно!
О степени популярности реалити ярче всего свидетельствует статистика -среднемировой рейтинг подобных программ с 1999 года вырос до 20%. Иными словами, около 1,3 миллиарда человек сознательного населения Земли предпочитают их всем остальным. В Европе выпуск эфирных проектов данного направления составляет 40% от всего остального телепроизводства. Подавляющие воображение цифры.
Фактически реалити-шоу формируют сегодня определенный контекст, культуру общения, которая воспринимается культурой массовой и через СМИ, в полном смысле этого слова, «входит в каждый дом». Легкость и ее оборотная сторона — поверхностность — общения, сиюминутность отношений и как следствие безответственность в них — стиль, заданный этим жанром и имеющий все перспективы стать определяющим повседневную жизнь человека XXI столетия. В совокупности с прочими составляющими данного стиля — ориентированностью на внешнее, материальное, и деньги как ключевую его ценность, легкую, «сладкую жизнь», отношением к труду как к лишней трате времени — все это и является основой «нового, дивного мира» телевизионной индустрии. Но что же именно такое реалити-шоу?
От прочих телевизионных жанров рассматриваемый нами отличается следующими особенностями: отсутствием сценария, подачей материала в эфир с первого дубля, участием в шоу простых людей вместо профессиональных актеров, условиями съемок, максимально приближенными к реальным. Ключевой здесь становится имитация реальной жизни, как в визуальном, так и в психологическом наполнении — ведь именно реакция «настоящих» людей, их эмоции оказываются той «изюминкой», благодаря которой все смотрят подобные передачи.
Странные судьбы героев реалити-шоу. 10 самых
Если идти по пути классифицирования реалити-шоу, то можно выделить несколько отдельных его видов:
— программы, подготовленные с использованием скрытой камеры;
— любительское видео, на котором запечатлены незапланированные сюжеты;
— документальное наблюдение, не нарушающее привычное течение жизни (наблюдение за работой пожарных, полицейских, спасателей, врачей «Скорой помощи»);
— игровые шоу, в ходе которых люди специально более или менее длительное время находятся в замкнутом пространстве под наблюдением видеокамер.
От «Скрытой камеры» к «Большому брату»
Первое в истории телевидения реалити-шоу появилось на экранах американцев в 1948 году. Называлось оно «Скрытая камера» (Candid Camera). Зрителям демонстрировались ролики, отображающие реакции людей на неожиданные ситуации. Это самый старый жанр, теперь он может восприниматься как своего рода классика.
Следующим ярким явлением в жанре реалити стал документальный фильм «Seven Up!». Начиная с 1964 года, разработчики шоу фиксируют в небольшом фильме то, как живут 14 человек — его герои — и как меняется их жизнь каждые 7 лет. Последняя на сегодняшний день часть шоу, «49 Up», вышла в эфир в сентябре 2005 года.
В 1973 году на канале PBS состоялась премьера программы «Американская семья» (An American Family). Ее участниками стали члены простой американской семьи по фамилии Лауд (Loud). В течение семи месяцев зрители наблюдали за тем, как эта семья постепенно распадается, вследствие чего сын уходит из дома.
90-е стали пиком развития реалити. На канале MTV (Америка) выходит программа «Реальный мир» (Real World). Согласно ее замыслу, семеро незнакомых людей (модель, танцор, писатель, художник, рэппер и два певца) должны прожить в одной квартире определенное время.
Это шоу стало прообразом современных «застекольных» программ, суть которых — наблюдение за людьми, сознательно согласившимися жить ради денежного вознаграждения с порой очень странными, слишком эмоциональными и даже не вполне психически адекватными соседями. Один из принципов кастинга (подбора участников) для таких передач заключается в том, что героями реалити-шоу становятся, как правило, те люди, на которых интересно смотреть, то есть наиболее ярко выражающие себя личности. И потому совсем не удивительно, что, оказавшись вместе в замкнутом пространстве, такие люди зачастую ругаются, даже дерутся, совершенно забывают всякий стыд. В этом случае работает железная логика шоу: прежде всего развлечение, мораль второстепенна. Впрочем, на современном телевидении вопрос о морали уже давно не стоит: только развлечение, мораль — пережиток прошлого.
Еще одной из разновидностей реалити стало шоу «Выживший» (Survivor), запущенное в 1997 году в Швеции. Его сюжетное развитие строилось «по Дарвину»: выживает сильнейший. Группа людей высаживается на необитаемом острове, причем каждый снабжен комплектом снаряжения и лимитированными запасами продовольствия.
Высадившиеся делятся на две команды, их цель — продержаться как можно дольше, используя при этом по максимуму свою сообразительность, силу и выносливость. Однако не обязательно, что «побеждает сильнейший»: зачастую победителем становится тот, кто хитрее и расчетливее, причем принцип «фэйр плэй» (честной игры) здесь не действует. Это воспринимается как своеобразная «драматургическая находка» разработчиков игры. И поскольку выигравшего ждет значительное вознаграждение, то тем с большей готовностью участники идут на облегчающие путь к победе компромиссы с собственной совестью. А стоит ли того заявленный приз — вопрос сугубо индивидуальный и, к сожалению, во многом риторический.
Некоторую иронию по отношению к жанру реалити можно, кажется, усмотреть в названии программы, вышедшей в эфир в 1999 году в Нидерландах на канале Veronica — «Большой брат» (Big Brother). Для тех, кто не знает или не помнит — оно позаимствовано из романа Д. Оруэлла «1984», в котором повествуется о тоталитарном государстве, где все жители следят друг за другом, а за ними в свою очередь наблюдает их правитель — Большой брат. «Большой брат следит за тобой» («Big brother is watching you»): Большие или маленькие, но факт остается фактом: миллионы телезрителей усаживались 100 дней подряд перед экранами своих телевизоров, чтобы посмотреть, как будут развиваться взаимоотношения героев шоу в замкнутом пространстве дома или квартиры. Поэтому, если создатели «Big Brother» и были людьми с чувством юмора, работали они всерьез.
Российский опыт: чем откровенней, тем популярней
В России первой ласточкой в жанре реалити, впорхнувшей в телепространство, стало шоу «За стеклом» (ничего оригинального, калька с того же «Большого брата»). Три девушки и трое юношей поселились вместе в помещении гостиницы и стали теми первыми «подопытными кроликами», за личной жизнью которых со все возрастающим интересом долгое время наблюдали еще непривычные к таким зрелищам россияне. Когда герои шоу вошли во вкус жизни-игры и раскрепостились до последнего предела, рейтинг канала ТВ-3 подскочил до небес благодаря «обогатившей» программу эротике (доходящей практически до откровенной порнографии — ради приза ее участники не стыдились ничего).
Следующим известным российским проектом стал «Последний герой». 16 его участников должны были выжить в суровых условиях «островно-племенной» жизни (также калька, на этот раз с шоу «Survivor»). Они, безусловно, все выжили, да и проект имел продолжение, вышло 4 сезона, многие известные люди принимали в нем участие. Но и он ничего принципиально нового для самого жанра «Герой» не привнес — соревнования, задания: Этот жанр реалити оказался наименее гибким и практически не подверженным изменениям.
Еще один продукт творчества российских «мастеров реалити», созданный на манер «Большого брата», — проект «Фабрика» — тоже не назовешь шедевром. Молодые люди живут вместе и учатся на «звезд шоу-бизнеса». Гуманистическая сторона этого проекта — из любого человека можно сделать звезду — абсурдна, участники исчезают из этого проекта так же быстро, как и появляются на нем.
Вообще, сегодня на российском телевидении существует множество разновидностей реалити-шоу. Но самым скандальным и, следовательно, популярным до сих пор остается «Дом». Молодые люди, участники шоу, которые должны построить дом, построить любовь и выиграть этот дом, чтобы жить в нем долго и счастливо, меняются в программе, как и в случае с «Фабрикой», с поразительной скоростью.
Любовь — чудо, неожиданно приходящий в жизнь человека гость, но в нее, оказывается, не так уж и трудно играть. Впрочем, о любви говорить здесь вряд ли вообще стоит. Зато Интернет пестрит рекламой порнографии с участниками «Дома».
Изнанка того усердия, с которыми очередные жители вживаются в экранную роль, соткана из малопривлекательных вещей: заурядной жадности и тщеславия, готовности ради денег и сомнительной известности изображать серьезные, не многим в действительности доступные чувства. По сути — то, чему не существует денежного эквивалента. Все это распространяется СМИ, люди потребляют эту информацию, и подобное поведение закрепляется в обществе как конвенциональное, то есть общепринятое. Образуется порочный, замкнутый круг.
Если же говорить о положительных примерах, пытаясь как-то сгладить впечатление, то есть, пожалуй, всего один: «Звезды на льду». Особенность программы заключается в том, что профессиональные фигуристы должны научить непрофессионалов (звезд шоу-бизнеса) парному фигурному катанию. Каждая из пар представляет собой профессионала и непрофессионала, вместе они являются командой, конкурирующей с другой такой же парой. Его безусловный плюс — относительная «немеркантильность», обусловленная тем, что конкурс не предполагал первоначально никакого материального вознаграждения для участников и строился исключительно на интересе. К тому же, «Звезды на льду» способствовали развитию интереса людей к спорту, и это еще один плюс его разработчикам.
Источник: rusk.ru
Чем обусловлена такая популярность реалити-шоу
По подсчетам исследователей, на просмотр телевизора общество тратит в пять раз больше времени, чем на шоппинг и спорт. А это вполне внушительные цифры.
Медиа, учитывая этот факт, не теряют времени и выпускают все большее количество шоу и программ. Заинтересовать аудиторию сейчас не так просто, поэтому приходится постоянно анализировать интересы общественности.
Все большее количество людей сейчас обращают внимание на реалити-шоу. По определению, реалити-шоу — это телевизионный жанр, в котором главными героями становится группа лиц, которая помещается в условия, приближенные к реальности. Вполне логично, что именно такие программы набирают свою популярность. Людей интересует не красивая картинка, с персонажами, действующими по сценарию, а живая действительность.
Реалити-шоу «Дом-2» — одна из самых скандальных телепередач. Равнодушных к ней нет, так как аудитория либо любит ее, либо категорически отвергает. Скандальные сюжеты, жизненные ситуации, искренние чувства — это то, что скрывается за лозунгом «Построй свою любовь».
Проект существует с 2004 года. В мае 2018 ему исполнилось уже 14 лет. За это время множество людей нашли своих половинок и покинули проект уже семьями. Кто-то продолжает строить свои отношения под надзором камер. Кто-то так и находится в одиночестве, ожидая свою любовь.
За время существования реалити-шоу, проект столкнулся с множеством проблем. Связано это с сюжетом программы. Закон запрещал показывать данное шоу в детское время. Но организаторы и продюсеры проекта сделали все возможное, чтобы добиться справедливости. И вскоре дневные выпуски были возвращены в эфир.
Не смотря на такие инциденты и множество негатива в адрес телепрограммы, «Дом-2» продолжает существовать до сих пор.
Рейтинги программы достаточно высокие, так как продюсеры постоянно добавляют новизны в выпуски. Существует несколько сюжетов данного шоу, каждый из которых имеет свои особенности. Последнее нововведение, например, это съемочная площадка на острове. Данный сезон так и называется «Остров любви». Участники все так же постоянно находятся под пристальным взором камер и проходят все трудности и испытания вдали от цивилизации.
Источник: vechor.ru
Реалити-шоу: Индустрия низменности
Мода на реалити-шоу, как известно, пришла к нам с Запада. Падение «железного занавеса», который ограждал советских людей не только от созерцания десятков сортов колбасы и сыра, но и от различных телевизионных программ, привело к тому, что на наши головы хлынул поток не только познавательных передач, но и программ, разжигающих самые низменные человеческие чувства и инстинкты: зависть, жадность, цинизм, похоть и бесчестие.
Вскормленные «демократизацией» и «реформами» продюсеры-режиссёры принялись с бешеным усердием плодить программы, нашедшие в сердцах простого неискушённого зрителя самый широкий отклик.
Основной видимый смысл реалити-шоу довольно прост. Это создание эффекта присутствия в жизни незнакомых людей. Аналог из жизни – подглядывания в замочную скважину к соседу.
Только у соседа бывает не так интересно, как в экране телевизора. Чтобы зрителю было особенно интересно, шоу дополняют различными «перчинками»: конфликт героев, погоня за наживой, стремление выжить, поглотить соперников и т. д.
Сегодня можно немного утешиться тем, что наши доморощенные постановщики пока ещё не догнали «просвещённый» Запад (но всё ещё впереди, будьте уверены!), о чём пишет в своей статье “Вольные узники или реальная биография «реалити-шоу» Р. Ковальский: «Взглянув на реалити-шоу реально, вы не увидите в них ничего шокирующего, ничего сверхъестественного, ничего экстраординарного. Кроме, конечно, самого непривычного факта “реальности”.
Но даже и он в конечном итоге до неузнаваемости переиначен – невозможностью вещания в прямом эфире и бесконечными дотошными монтажами. Вот вам очередной показатель, немыслимо отличающий российское “реальное” телевидение от зарубежного. “Там”, на родине таких шоу, реалити – прежде всего скандал, взрыв.
Конкурсы, которыми пичкали нашего брата с голубых экранов,- лишь жалкое подобие того шокирующего и масштабного действа, которое творится на телевидении западном. В большей части проектов крупнейших американских телеканалов центральной идеей и ведущим мотивом шоу стали унижение, стыд и позор. По мнению американских телемагнатов, именно унижение и прилюдный срам могут максимально заинтересовать и привлечь наибольшую аудиторию. Путем изучения общественного мнения было однозначно установлено, что самые постыдные и оскорбительные действия, к исполнению которых привлекаются (но, заметьте, не принуждаются!) герои реалити-шоу, не только не отталкивают, а, напротив, невероятно разжигают и возбуждают интерес».
Реалити-шоу, как я писал выше, активно используют приём, который называется «эффект присутствия». Суть его в том, что зрителя как бы погружают в реальность, он становится соучастником некоего действа. Ещё один приём называется «как все». Зритель особенно доверяет рекламе или телевизионному персонажу, если он узнаёт в нём себя – простого человека из народа.
Есть реалити-шоу, в которых принимают участие известные люди (артисты, певцы, телеведущие), но в основном в программах снимаются рядовые граждане. Многих из них приглашают из глубинок России, тем самым ещё более усиливая эффект «как все».
Родственниками реалити-шоу по праву можно назвать телевизионные сериалы. Помните, как вся страна спешила к экранам, чтобы увидеть очередную серию «Богатые тоже плачут», «Рабыни Изауры» или «Санта-Барбара»? Сейчас сериалы по прежнему популярны, но тогда это было в новинку и затрагивало всё тот же интерес к личной жизни посторонних людей.
Многие из вас оказывались вблизи произошедшей автомобильной аварии. Как ведут себя окружающие люди? Первый тип людей – люди с большой буквы. Они вызывают «скорую», стараются оказать первую медицинскую помощь. Второй тип людей –”зеваки”.
Эти просто стоят и смотрят, удовлетворяют своё любопытство. Третий тип – безразличные, эти просто едут мимо.
Мне кажется, что среди людей второго типа (зевак) встречается наибольший процент зрителей сериалов и реалити-шоу. Они получают удовольствие не только от созерцания чужой трагедии, но и любовной драмы, борьбы за выживание и т. д. И для них, думаю, не суть важно, происходит ли действо на улице или за стеком экрана телевизора.
Реалити-шоу идут нога в ногу с близким по замыслу типу передач – разговорными шоу (ток-шоу). Разговорные шоу имеют весьма широкий диапазон: от серьёзных политических программ до постановок уровня американца Джерри Спрингера, в передачах которого представители самых низших слоёв общества прилюдно и охотно демонстрируют всю «прелесть» своего падения.
Аналоги передач Спрингера с выяснением сугубо личных отношений, оскорблениями и драками появились и у нас в России.
Особо хочется остановиться на персонажах, которые принимают участие в реалити-шоу. Один человек очень точно охарактеризовал этот тип людей: «в реалити-шоу принимают участие те, кто получает удовольствие от публичного унижения».
Лучше не скажешь! У каждого здорового индивида есть принципы, не позволяющие ему даже за приличное вознаграждение поступаться своей моралью и совестью. Это в первую очередь интимность личной жизни. Для здравого человека это сокровенное, за границу которого не разрешается заходить никому, за исключением любимых и близких Выше я писал о том, что реалити-шоу разжигают в людях низменные страсти и инстинкты.
Перечислим некоторые из них:
Жадность
Ради вожделенного приза участники передачи готовы буквально сожрать друг друга, втоптать в грязь, унизить, выкинуть из своего круга. Выживает сильнейший, в том числе подлейший, хитрейший, жаднейший и т. д. Телевидение внушает зрителю, что для выживания хороши практически любые способы.
Нигилизм
Отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культурных традиций и т. п. Нигилизм проявил себя в известном лозунге времён «перестройки» – «разрешено всё, что не запрещено законом». Именно под этим аморальным лозунгом, помимо грабежа страны и народа, на наши головы начали обрушиваться потоки грязи, по какому-то недоразумению именуемые «неформальным искусством», «свободой самовыражения», «прогрессивным творчеством» и т. п.
Хищность
Поглотить соперника всеми возможными способами: подлость, обман, сплетни и интриги. В вышеуказанной статье “Вольные узники или реальная биография «реалити-шоу» автор приводит пример, когда участник американского шоу «За стеклом» (в России уже был показан доморощенный аналог) Джастин Себик в один прекрасный момент накинулся на другого участника с кухонным ножом. Все обошлось без жертв, но с немалыми телесными повреждениями. О хищности и я скажу ниже и более подробно.
Психологический мазохизм
Готовность быть публично втоптанным в грязь и при этом получить удовольствие. Этот мазохизм низводит живые человеческие трагедии (горечь расставания, ревность, безответную любовь и т. п.) до самого низшего уровня. Одна из участниц реалити-шоу в телевизионном репортаже о бывших участниках реалити-шоу призналась, что (дословно) «над нами проводили психологический эксперимент: не подерутся ли, не поедет ли крыша».
Реалити-шоу переросли из обычных телевизионных программ в целую индустрию. Это реклама, издание специальных журналов, выпуск кассет и дисков. Естественно, что в этом бизнесе крутятся громадные денежные средства.
Вообще, если сравнивать отечественное реалити-шоу и западное, то испытания Большого Брата, “Голод”, жесткие условия в Последнем герое лишь цветочки по-сравнению с фантазией западных продюсеров. Там понятие реалити-шоу несколько иное. Реалити – это, во-первых, скандал. Центральной идеей является унижение участников.
По мнению американских телемагнатов, именно унижение и прилюдный срам могут максимально заинтересовать и привлечь наибольшую аудиторию. Путем изучения общественного мнения было однозначно установлено, что самые постыдные и оскорбительные действия, к исполнению которых привлекаются (но, заметьте, не принуждаются!) герои реалити-шоу, не только не отталкивают, а, напротив, невероятно разжигают и возбуждают интерес.
Судите сами:
Наиболее шокирующим стало шоу “Сart House”, снятое скрытыми видеокамерами в одном из борделей Лос-Анджелеса. На пленку запечатлевался весь процесс пребывания клиента в этой своеобразной “студии” – приход, выбор проститутки, торг и доже сами любовные утехи. Любопытно, что из 50 “счастливчиков”, попавших под прицел невидимых камер, лишь трое отказались подписать документ, дающий телеканалу право транслировать в эфире компрометирующие материалы.
- Шоу “The Bachelor” (“Холостяк”) ставило перед своим главным героем непростую задачу: выбрать даму сердца из представленных на его суд 25 претенденток. Одну за другой каждый день в прямом эфире молодой человек прилюдно отвергал, красочно и подробно объясняя причины своего поступка (все недостатки каждой барышни грязно обмусоливались им перед телезрителями). В итоге в финал вышли две барышни. И еще неизвестно, что доставило 26-миллионной зрительской аудитории большее удовольствие – радость победительницы или слезы отвергнутой финалистки? Феноменальный успех программы был настолько предсказуем, что сразу после оглашения результатов, было заявлено, что оставшаяся не у дел финалистка станет героиней следующей серии шоу – “The Bachelorette” (“Незамужняя”) и выбирать из 25 претендентов придется уже ей!
- Но и такого успеха производителям реалити-шоу оказалось недостаточно. Решив затянуть петлю ещё туже, английские продюсеры и сценаристы решили добавить в действие немного садизма. Так появился проект “Exhausted” (“Истощенный”). Его участников (борющихся за приз в 100 тысяч фунтов) лишили не еды, не возможности помыться, не свободы выбора второй половины, а простого человеческого сна! Днем и ночью героям приходилось выполнять всевозможные задания, зачастую связанные с сильнейшими физическими нагрузками. Небольшой отдых уставшим участникам-таки предоставляли, однако и он был весьма специфичен: например – лицезрение свежевыкрашенной стены или просмотр занудного монотонного ролика со сладко зевающими людьми. Прикорнуть разрешалось максимум на час. Тех, кто уснул, отправляли “на волю”.
- В планах американских телевизионщиков создать новое реалити-шоу «Роды в дикой природе» после появления спорного видеоролика, в котором женщина успешно рожает ребёнка на берегу ручья. Ролик набрал более 20 млн. просмотров на YouTube. Американский телеканал Lifetime хочет рассказать историю будущих матерей, которые планируют родить ребенка без медицинской помощи, облегчения боли и больничной палаты. «Съёмочной площадкой» станут реки и тропические леса Америки.
В одном американском фантастическом фильме жителям планеты Земля предлагалось получить услугу от «Фабрики грёз». Любого желающего за скромную плату погружали в фантазии, которые он сам для себя заказывал. Сегодняшнюю индустрию реалити-шоу можно назвать «Фабрикой параллельной реальности». Непосредственно погрузиться в эту реальность дано далеко не каждому, но зато каждый желающий может её созерцать.
Границы параллельной реальности постоянно расширяются. Если раньше это были простые квартиры, в которых помещали подопытных героев, то сегодня их могут забросить даже на необитаемый остров. Воистину безграничная и могущественная империя!
Куда через несколько лет забросят очередных желающих поучаствовать? В космос, под землю, на дно океана? Маньяки, серийные убийцы, садисты и прочие дегенераты получают удовольствие от мучения и смерти своих жертв. Телевизионные маньяки (модные продюсеры, постановщики, режиссёры и т. д.) удовлетворяют свои потребности тем, что организовывают представления, в которых люли являются подопытными животными. Нет, далеко не только жажда наживы движет этими с позволения сказать «людьми», но и желание возвысится, устроить шоу людских страстей, вывернуть наизнанку любые человеческие чувства.
Борис Диденко в свей книге «Этическая антропология» очень точно охарактеризовал процесс превращения людей в быдло посредством так называемого «искусства» (в кавычках!): “И колесо искусства — ярко раскрашенное, звенящее шутовскими бубенчиками, кривоватое, похожее на неудачное приспособление для решения задачи квадратуры круга, это пьянорождённое дитя цивилизации, подталкиваемое гогочущими хищными авторами и функционерами (продюсерами, импрессарио…), стремящимися к славе и обогащению любыми путями, катится в болото произвольных аномальных оформлений. В большинстве случаев это – похабные ревю, бессмыслицы, ужасы”.
Всё это создаётся для продления возможности воздействия на публику. А та, несчастная, быдловатая, привыкая к этим мерзким шоу и пакостным зрелищам, пресыщаясь ими, тем самым повышает свою «художественную толерантность» — устойчивость к потреблению и перевариванию «эстетической дряни». Основная масса населения, в т. ч. телезрителей – простой народ.
Я сейчас не говорю о естественной элите (именно о элите общества, а не о современных «звёздах» экрана, кино и политики, которые по какому-то недоразумению именуются «элитой») — людях духовных, критически и самостоятельно мыслящих, самосовершенствующихся и т. д. И не говорю о люмпенах – самых низших слоях человеческого сообщества (пьяницы, наркоманы, бездельники, преступники и т. п.). Простой народ подвержен воздействию самого широкого спектра манипуляций: от предвыборных агитаций до рекламного прессинга. Более того, на манипуляции общественным сознанием строится вся система так называемой «демократии», ибо при этой системе большинство полагает, что делает свой выбор сознательно и независимо. А это есть самая большая иллюзия, на которой стоит любой режим, где больше всего кричат о «демократических ценностях».
Кроме воздействия манипуляторов самых различных уровней, народ испытывает воздействие телевизионных маньяков, о которых я сказал выше. В результате происходит «охищение» народа, то есть приобщение к нормам поведения нелюдей. Из-за невозможности основной массы населения (и не только в России!) критически мыслить и развивать в себе способность отсеивать информационный хлам, происходит втягивание народа в сферы интересов телевизионных, газетных и иных «деятелей». А если у последних развязаны руки (благодаря так называемой «свободе слова и информации»), то мы получаем горы самой отвратительной бумажной и телевизионной продукции. Уверен, что если завтра начнут транслировать прямой репортаж из общественного туалета или раздевалки (вполне возможно, что уже начали), рейтинг такой передачи будет постоянно высоким!
Означает ли это, что народ изначально порочен и лишён каких-либо внутренних сдерживающих тормозов? Отнюдь! Это говорит лишь о лёгкости скатывания вниз и трудности поднятия наверх. Мне могут возразить, что реалити-шоу всего лишь удовлетворяют естественные потребности толпы, следуют за её желаниями — «если вы хотите уничтожения этого вида программ, то пусть люди сначала повысят свой культурный уровень, после чего популярность реалити-шоу сойдёт на нет».Чтобы культурные уровень повысился, телевизионные передачи должны быть на несколько пунктов выше, чем средний уровень культурных и развлекательных потребностей населения.
Программы не должны способствовать скатыванию вниз, но должны постоянно вести вверх. Призвание культуры состоит не только в том, чтобы «консервировать» великие и неповторимые достижения прошлого, но и «подтягивать» вверх уровень духовных потребностей населения.
Если это будет так, а не иначе, то мы получим хоть и медленно, но всё же растущий уровень культуры. Но до тех пор, пока мы будем созерцать на экранах компанию всевозможных телевизионных вредителей и их «нетленные» творения, светлые времена возрождения общественной нравственности не настанут.
Мне могут припомнить, что система цензуры, существовавшая в СССР, привела к излишней идеологизации, в том числе закрыла доступ к лучшим мировым достижениям современной культуры. Да, ошибки и перегибы существовали. Но идеология и запреты ушли в прошлое, зато лучшие образцы отечественного массового искусства остались. Именно того искусства, которое испытывало цензуру, столь ненавистную современным безголосым и бесстыдным «звёздам». До сих пор популярны кинофильмы и песни прошлых лет. Прекрасные актёры, незабываемые сценарии, сильные голоса, прекрасные песенные стихи…
А что нынешнее поколение оставит в наследство своим потомкам? Тысячи километров плёнки с записями реалити-шоу, вечных сериалов и бездарных песен в исполнении безголосых «певцов»?
Психолог С. Ю. Ключников в своей книге «Мастер жизни» даёт такой совет относительно нашей темы: «Относитесь к телеинформации как к концентрированной иллюзии, которая порой бывает очень ядовита и которая нередко относится к реальной жизни с ее проблемами и трагедиями примерно так же, как пятая бледная машинописная копия к первому четкому экземпляру».
В заключение и хочу посоветовать читателям учиться отсеивать информационный и развлекательный хлам, который льётся мутным и незатухающим потоком с экранов телевизоров, газет и журналов. Анализировать смысл показа той или иной передачи (в том числе развлекательной!), искать истинные замыслы их создателей, распознавать методы воздействия. Думающий и анализирующий информацию человек никогда не станет послушной пешкой в руках умелых манипуляторов. Более того, такой человек никогда не станет «овощем», потребности которого ограничены диваном, пивом и телевизором.
По материалам статьи А. Белояра “Индустрия низменности”
Источник: whatisgood.ru