В Музейно-храмовом комплексе ВС РФ Минобороны России состоялась военно-историческая реконструкция, посвященная 78-ой годовщине Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. Участники показали момент захвата немецких позиций российскими военнослужащими.
В мероприятии приняли участие 60 реконструкторов из военно-исторических клубов Москвы, Московской, Калужской, Орловской и Смоленской областей. Программа включала в себе атаку на немецкие позиции, рукопашный бой и многое другое, при этом действие сопровождалось звуковыми и пиротехническими эффектами. Во время представления в небе над площадкой появилась авиация времен Великой Отечественной войны — Як-52 и Як-18Т.
Традиционно мероприятие завершилось минутой молчания в память о погибших бойцах Красной Армии.
По окончании представления все желающие смогли сфотографироваться с участниками и побывать на месте импровизированного сражения. Также на «Поле Победы» весь день работали интерактивные и анимационные площадки: «Артиллерийская дуэль», «Береговая оборона Черноморского флота», «Зенитная огневая точка».
[Реконструкция] Начало эфира ТВ-6
В Москве вовсю идет подготовка к празднованию Дня Победы. Музей «Главные Оружейные Реликвии Армии» сообщил, что отменит плату за вход в день праздника и проведет большую бесплатную праздничную программу.
Материал подготовили Анастасия Бобылева и Николай Баранов.
Источник: tvzvezda.ru
Путешествие во времени. Съемка военно-исторических реконструкций
Отсутствие машины времени отнюдь не запрещает людям переноситься на много лет назад. Достаточно иметь желание. Другая эпоха существует у них в душе, поэтому все внешние проявления такие отчетливые — раздолье для фотографа
Текст Екатерина БЫКОВА
Людям свойственно обращаться к прошлому. Каждый человек, семья, страна имеют свою историю, и относиться к ней можно по-разному: стремиться понять, пробовать переписать, стараться отбросить как неактуальный опыт. Наконец, можно просто гордиться историей и попытаться оживить ее страницы. Сторонники этой идеи объединяются в движение исторических реконструкторов.
Основной принцип реконструкторов — «все по-настоящему». Одежда, быт, военное снаряжение, культура, традиции определенной эпохи — все должно быть воспроизведено в точности, воссоздано до мелочей. Одни пытаются оживить знаменитые военные сражения (вернее, эпизоды из них), другие сосредоточены на повседневной жизни выбранной эпохи.
Как стать реконструктором? Историчческая реконструкция
Без показательных турниров и настоящих состязаний по установленным правилам не обходится ни один фестиваль реконструкторов. Боевые эпизоды, конечно, инсценируются, а на бытовые условия обращается особое внимание — на виду не должно быть никакой пластиковой посуды, современной мебели, электронной техники и других атрибутов XXI века. Хотя, по признанию участников, все же приходится делать исключения для мобильных телефонов и фотокамер. В интересах безопасности на мероприятиях присутствуют сотрудники правоохранительных органов — увы, не в исторических костюмах.
Основные участники реконструкций — исторические клубы. Каждый клуб выбирает себе свой «кусочек прошлого»: Древняя Русь, Средневековье, войны времен Наполеона, Великая Отечественная война. Клубы соревнуются между собой не только в силе и ловкости владения оружием, но и в аутентичности, максимальном приближении к эпохе. Воспроизведение деталей — один из ключевых моментов воссоздания живой истории.
На первый взгляд, большинство реконструкторов — мужчины. Но это не так. Просто мужчины больше находятся на виду у зрителей — на полях сражений. А девушки заняты «в тылу»: обустраивают быт, шьют, стирают, готовят еду, оказывают медицинскую помощь, как можно точнее следуя традициям и духу былых времен.
Военные реконструкции обычно строятся по одному сценарию: участники заранее приезжают на место, разбивают лагерь, и начинается жизнь по правилам исторической эпохи. Обычно «посторонние» в лагерь не допускаются, дабы не нарушать хрупкую атмосферу прошлых лет. Но поскольку одна из задач мероприятия — демонстрация своих умений и навыков, выделяется время, когда участники делятся ими не только с коллегами по клубам, но и с широкой публикой.
Ключевой момент реконструкции — сражение. Оно требует тщательной подготовки и разработки сценария. Участники должны строго подчиняться командованию и соблюдать правила безопасности. Увы, без небольших травм не обходится практически ни одно сражение.
Один из вариантов реконструкции — «военные игры» соревновательного характера. Участники наряжаются воинами определенной эпохи и ведут сражение по заранее установленным правилам. Основная задача такой игры — занять как можно больше позиций противника в отведенное время, имитируя бой, с использованием военной техники, снайперов, саперов.
Военные хитрости и засады также допустимы. За соблюдение правил, прежде всего, требований аутентичности и безопасности, участникам начисляются баллы, а нарушения караются штрафами. В финале военно-исторической игры судьи определяют и награждают победителей.
Реконструкции мирного времени сопровождаются турнирами по фехтованию, конкурсами костюма, выступлениями лучников и стрелков, огненными шоу, взятием крепостных ворот, ярмарками, концертами. Список мероприятий очень разнообразен, вплоть до научно-практических конференций. Среди участников — экономисты, инженеры, дизайнеры, актеры, историки, облаченные в латы, древнерусские рубахи и средневековые платья. Удивительно, как внешность и выражение лиц выступающих порой соответствуют той эпохе, которую они представляют.
Не менее увлекательно наблюдать за зрителями — для них это и «театр под открытым небом», и ожившая на глазах история. Желание лучше разглядеть действие загоняет зрителей не только на трибуны, поближе к сцене, но и на расположенные рядом деревья, стены и мосты.
Фестивали и сражения проходят в известных исторических местах. Выборгский замок, село Бородино, Новгородский Кремль, Куликово поле давно стали постоянными площадками для проведения реконструкций. Оружейные залпы у древних стен, боевой клич и звон доспехов, выдержавших не одно сражение, усиливают впечатление от удивительного зрелища, а дух истории наполняет всех присутствующих.
Для самих реконструкторов «путешествие во времени» начинается с изучения литературных источников, благодаря которым воссоздается историческая обстановка. Процесс изготовления одежды, обуви, домашней утвари и оружия — также часть «живой истории» и уникальный опыт. В свободное от фестивалей время «люди из прошлого» не скучают. Они совершенствуют боевые навыки, снимаются в кино, участвуют в праздниках и украшают их своим присутствием.
Погружение в каждую эпоху оставляет свое впечатление. Далекие события времен Древней Руси и Средневековья выглядят романтично и поэтично. Атрибуты времен Великой Отечественной войны пробуждают иные чувства — гордость за победу и боль потерь.
Отношение к воссозданию эпизодов военных событий XX века неоднозначно. Возможно, потому что прошло еще слишком мало времени. Но энтузиазм участников и приверженность их своему делу не могут не восхищать.
«Ожившая история» — уникальный сюжет для фотосъемки. Можно сделать «аутентичные» снимки «с места событий». Наиболее реалистично выглядят панорамы и общие планы. Но перед фотографом, как и перед реконструкторами, стоит непростая задача — исключить из поля зрения «неисторические» объекты: автомобили, металлические заграждения, провода и проч.
Реконструкция — удивительно красивое зрелище, которое хочется увидеть снова и снова. Это и живой урок истории, и акт творчества.
Сегодня исторические реконструкции собирают все больше и больше зрителей. Крупные клубы имеют сайты в интернете, репортажи с военно-исторических фестивалей можно увидеть в теленовостях. В организации фестивалей часто принимают участие государственные музеи и местная администрация. Часто эти мероприятия являются открытыми как для публики, так и для новых участников, приезжающих со всех концов света: из России, Белоруссии, Украины, Прибалтики, Финляндии, Германии, США, Австралии. География контактов постоянно расширяется.
Свой вклад в продвижение реконструкций вносит и телевидение. Так, героев британского документального фильма «Дом 1900 года» («The 1900 house»), семью Боулер, на три месяца поселили в обстановке, где во всех деталях воспроизведены условия жизни «среднего класса» викторианской эпохи. Герои с энтузиазмом взялись за преодоление неудобств и решение проблем, о которых в современной жизни просто не задумывались: отсутствие центрального отопления, мобильной связи и супермаркетов с огромным выбором товаров.
Интересный опыт английской семьи, истинных любителей истории, оценили и российские зрители. Хотя в конце концов герои, которые старались не терять оптимизма и вместе преодолевать все трудности, все же не скрывали желания вернуться в свой дом XXI века. Похожие мысли возникают и у участников реконструкторских фестивалей. Они с удовольствием погружаются в историю на несколько дней, но быт предков кажется им очень и очень нелегким.
Впрочем, быт — это внешняя сторона реконструкций. Не менее важны правила общежития и человеческих отношений, лучшие образцы которых порой остается черпать лишь из истории. Например, рыцарство предполагает не только ношение доспехов, но и соблюдение кодекса чести, предписывающего благородным мужам особые правила поведения, в том числе в отношениях с женщинами. Сняв доспехи, настоящие рыцари не забывают этот кодекс.
Современная жизнь богата событиями не менее, чем дни минувшие. Интересно, как будут выглядеть реконструкции эпохи XXI века в исполнении будущих поколений любителей истории?
Fhttp://www.foto-video.ru/art/pract/35840/» target=»_blank»]www.foto-video.ru[/mask_link]
«Можно нарядиться во что угодно и остаться обычным гопником» Как зарождалась и развивалась историческая реконструкция в России
В Москве с 1 по 12 июня проходит фестиваль «Времена и эпохи. Собрание». Как ожидается, на него съедутся до 10 тысяч исторических реконструкторов и других участников. На 12 отдельных площадках они воспроизведут 12 эпох, включая железный век, античность, петровское время, Отечественную войну 1812 года и другие.
В последние годы реконструкции исторических баталий становятся все популярнее. Бородинская битва, штурм Берлина, сражения Первой мировой войны — эти масштабные представления привлекают публику. Но кто они, российские реконструкторы? Как зародилось это движение? С какими проблемами сталкивались реконструкторы в СССР, какие у них трудности сейчас?
На эти вопросы в интервью «Ленте.ру» ответил кандидат исторических наук Олег Соколов, один из основоположников движения военно-исторической реконструкции в России, объединяющего военно-исторические клубы страны.
«Лента.ру»: Кто и как приходит в историческую реконструкцию?
Соколов: Почему человек становится физиком? Один потому, что без физики жить не может, другой — потому, что его интересуют какие-то конкретные проблемы, третьего интересуют деньги, которые можно тут заработать. Так же и реконструкторами движут разные мотивы.
Я являюсь родоначальником этого движения в нашей стране. Произошло это ровно 40 лет назад, когда 18-летний парень и еще четверо его друзей добыли копии старинных мундиров наполеоновской эпохи и устроили бивак на развалинах старинного замка. Для нас это было возможностью перенестись — по крайней мере, в мыслях, мечтах — почти на 200 лет тому назад.
Думаю, лучшие реконструкторы занимаются этим потому, что им хочется увидеть, почувствовать, как все было раньше. Именно такие люди основали это движение, а дальше все уже пошло само собой. Сейчас многие приходят, например, в уже сложившуюся группу, где все хорошо знают друг друга.
Вот у нас ребята делали полк Нассау на службе наполеоновской Франции. Немцы на службе Наполеону, да еще какое-то Нассау… Кто это, что это такое? Один парень спросил: «А что это вы тут делаете?» Ему объяснили. Он напросился посмотреть и просто приехал на Бородино. Компания оказалась настолько веселой, что он остался.
Есть и увлеченные чисто военной стороной дела, особенно в реконструкции событий ХХ века. Есть и конъюнктурщики. Великая Отечественная война сейчас у нас популярна, и все, что с ней связано, поддерживают власти. Это, конечно, хорошо, но из-за этого в движение попадают люди, которым просто нужно попиариться или заработать какие-то копейки.
В общем, реконструкторы — это люди, которые хотят отправиться на «машине времени» в другую эпоху. Кого-то привлекает рыцарство, кого-то — XVII век, кого-то — наполеоника. И когда это делают хорошо, получается настоящий живой музей, своего рода наглядное пособие по быту того времени.
Трудно было заниматься исторической реконструкцией в советские времена? И насколько это было популярно?
Когда я взялся за это в 1976 году, ничего подобного еще не было. И нами сразу заинтересовались компетентные органы. К их чести, впрочем, стоит сказать, что когда они поняли, в чем дело, быстро от нас отстали, препятствий не чинили. Хотя и намекнули, что если слишком афишировать это дело, возможны проблемы.
По тундре, по широкой дороге… Вот такого характера проблемы.
И как вы работали?
Практически в подполье. Сложился некий закрытый клуб, объединявший несколько десятков человек из разных городов. В 1988 году, во время перестройки, один из моих друзей, капитан десантных войск Анатолий Новиков, сказал: «А давай мы это сделаем уже при поддержке властей?»
У него были определенные связи. При поддержке властей мы провели открытый поход. Нас было 80 человек, и все это освещалось в прессе, по телевидению. После этого буквально как грибы после дождя выросли десятки, а то и сотни клубов по всей стране. Прежде всего, конечно, интересовала война 1812 года.
Потом уже занялись средневековьем, Первой мировой, Второй мировой и так далее.
То есть началось все именно с наполеоновских войн?
Да. Мы не создавали никакого конкретного полка, просто нашли в старых театральных мастерских костюмы, сделанные в 1912 году на столетие войны 1812 года. Я, тогда еще мальчишка, взял мундир французского генерала, а мои друзья — офицеров разных полков. Как я стал тогда командиром, так и остался. Конечно, теперь мой мундир сделан лучшими современными мастерами, но по типу тот же — дивизионного генерала наполеоновской армии.
С какими проблемами сталкиваетесь сейчас?
Они перешли в совершенно иную плоскость. Прежде всего движение разрослось, и власти обращают на него внимание. Возникли обычные человеческие проблемы: борьба за влияние, кто сумеет лучше «подлизнуть» чиновникам, получить денег. Ваш покорный слуга оказался в роли жертвы этого процесса. Через несколько дней я еду в Польшу командовать битвой.
Туда меня приглашают, а в России, к сожалению, кое-кто умеет лучше работать локтями и входить во властные кабинеты. Когда речь идет о зарабатывании денег, слова «великодушие» и «благородство» мало значат. Хотя начиналось все с рыцарства, романтики.
Насколько исторически точны оружие и костюмы реконструкторов?
Каждый клуб — это свой мир. Есть клубы, занимающиеся Великой Отечественной, там берут гимнастерку и каску и идут куда-нибудь за деньги выступать. Ценность такой реконструкции не просто нулевая, а даже отрицательная со всех точек зрения.
Но есть клубы, где все реконструируется до мельчайших подробностей, вплоть до содержания солдатского ранца. Некоторые даже перегибают палку в этом смысле, учитывая каждую пуговичку и стежок, но при этом за своим поведением на биваке, в том числе за разговорами, не особо следят.
Когда я был главой движения, прежде всего стремился к воссозданию не только внешнего облика (хотя это, конечно, очень важно), но и морального. Если люди занимаются, скажем, гусарами 1812 года, мало напялить на себя гусарские мундиры и пить водку. Надо знать, кто такие гусары, что они делали, какие вели разговоры — согласно времени реконструкции. А не «Э, Петька, че там у тебя, на хрен?!» Если человек сказал такое, то он может нарядиться во что угодно, но останется обычным гопником.
Зрители легко понимают то, что им показывают? Узнают противостоящие стороны, эпоху?
Все зависит от комментатора мероприятия, его организаторов. Было дело — на Бородинском поле стоят две тетки. Одна говорит:
— Слушай, а там кто?
— По-моему, русские, — отвечает вторая.
Раз напали, значит, немцы должны быть! Таких случаев полно. В чем бы ни шли реконструкторы событий 1812 года, для всех они всегда «гусары», а то и «ковбои». Даже говорили: «Вон, Печорины пошли!»
Реконструкторство — это для себя, или реконструкторы ставят перед собой общественные задачи?
Конечно, прежде всего это удовольствие для себя — очутиться в любимой эпохе. В то же время хочется рассказать о ней и показать ее другим. Есть и такие, кто просто старается зарабатывать на этом деньги, и такие, для кого все это лишь забавный туризм. Нет общей объединяющей задачи. Все клубы разные, в том числе и по уровню морального духа, по знаниям.
Скажем, мы очень хорошо узнали, как устроен рыцарский доспех, как его сделать. У меня есть товарищ, которого я привел в реконструкцию. Сейчас он, Клим Жуков, знаменитый реконструктор и историк, выдающийся специалист в области доспехов, в Эрмитаже работал. Реконструкторство помогло ему понять, как все это функционирует.
А что дало участие в исторической реконструкции вам?
Без нее я никогда не смог бы ощутить то, что ощутил. Когда командуешь большими сражениями (например, я командовал полуторатысячным французским соединением) и проводишь восемь часов в седле во главе войска под пушечную канонаду, сталкиваешься практически с теми же задачами, что и реальный генерал французской армии. Конечно, все это стоит делить на двадцать, поскольку тут люди не погибают по-настоящему. Но атмосфера! Грохот боя, все опьянены сражением, не слышат приказы, солдаты палят, и офицер не может остановить их.
Мои книги о наполеоновских войнах изданы на разных языках. Они написаны во многом благодаря тому, что я почувствовал во время реконструкций. Я реализовал свою мечту побывать в той эпохе.
Видите ли вы какие-нибудь новые возможности для реконструкторов, которые может открыть фестиваль «Времена и эпохи», проходящий в Москве в эти дни?
Я приглашен и буду участвовать в нем. Мне кажется, что он положительно повлияет на движение. То, что его проводят в Москве на таком уровне, — наверно, это и есть реализация тех задач, которые я ставил перед собой много лет назад. Я не вхожу в число организаторов, но надеюсь вновь влиться в процесс создания последующих фестивалей.
Фестиваль «Времена и эпохи» пройдет на 30 площадках по всему городу и завершится 12 июня, в День России, масштабным представлением на Тверской улице.
Источник: lenta.ru