Режим с приоритетом выдержки TV

Данная статья предназначена для тех фотолюбителей, которые уже сделали первые шаги в фотографии и находятся на грани перехода на следующую ступеньку — «продвинутый любитель». В данной статье будут освещены тонкости при работе с фотоаппаратом в творческих (полуавтоматических) режимах. Кроме того мы остановимся на вопросе управления глубиной резкости и четкости картинки. Третьим вопросом, освещенным в статье, будет выбор режима замера экспозиции.

Зачем нужны творческие режимы?

  • Программируемая экспозиция (P)
  • Приоритет выдержки (TV, S)
  • Приоритет диафрагмы (AV, A)
  • Полностью ручной режим (M)

Сравнение возможностей автоматического и творческих режимов

Так в каком же режиме снимать?

Для повседневной съемки, на мой взгляд, является режим приоритета диафрагмы (AV). Выбирайте нужную вам диафрагму (исходя из того, какую хотите получить ГРИП), а выдержку фотоаппарат подберет сам. Режим P (программный) хоть и позволяет менять выдержку диафрагму, но делает это в паре.

Приоритет выдержки. Режимы управления экспозицией. Хитрости с экспозицией. Тонкости ξ001

При съемке следующего кадра выдержка и диафрагма опять будут установлены автоматически, и, возможно опять придется их корректировать. Ручной режим (М) неудобен из-за того, что требует слишком много манипуляций и вероятность ошибки при ручной установке экспопары намного больше, чем при автоматической установке.

Важно, чтобы режим экспозамера соответствовал снимаемому сюжету — если все освещено более-менее равномерно, выбирайте оценочный, если присутствуют объекты, контрастирующие с общим фоном — частичный или точечный. Если примерно поровну и ярких и темных объектов, выбирайте центрально-взвешенный замер. Словом, здесь единого рецепта нет, экспериментируйте! И, напоследок, еще один важный совет — снимайте в RAW! Этим вы существенно расширите свои возможности по «спасению» композиционно удачных снимков с техническими проблемами.

Источник: artem-kashkanov.ru

О фотографии. Часть 4: Режимы съёмки фотоаппарата

Режимы съёмки
О том, какими функциями можно управлять и как их использовать в режиме М (Manual/ручной) я рассказал во 2 части. В этой части я хочу рассказать о других не менее полезных режимах фотокамеры.

Как заметил, один из моих подписчиков, далеко не всегда есть смысл использовать ручной режим, где мы порой тратим драгоценные секунды на то, чтобы выставить диафрагму, выдержку и ИСО. Конечно, просто замечательно, когда есть время, чтобы заранее подготовиться и безошибочно настроиться в ручном режиме.

Но порой бывают такие случаи, когда фотоаппарат выключен, находится в рюкзаке, да и ещё в этот момент вы ведёте машину, а именно тогда у вас появляется возможность сделать уникальный кадр, на который у вас есть 4 секунды времени. То конечно нет смысла крутить кольцо в режим М и судорожно там всё настраивать. Куда проще и разумнее перейти в режим P, Av, Tv (специально не пишу сюда полностью автоматический режим, потому что о его обидных ошибках и совершенно своему видению миру можно посветить отдельный пост). Обо всём по порядку.

Что такое Приоритет Диафрагмы и Приоритет Выдержки

За ранее оговорюсь, что в этих режимах мы можем менять и баланс белого, и режим съёмки (серийный, покадровый, таймер), и формат изображения (jepg или raw) и многое другое, но в данной статье мы обсуждаем именно те параметры, которые влияют на количество света в фотографии.

Режим Av (приоритет диафрагмы).
В этом режиме мы можем устанавливать значение только диафрагмы. В большинстве случаев, если я снимаю не на М, то снимаю именно на данный режим. Он удобен тем, когда, к примеру, на улице достаточно светло, и нам абсолютно не важно, какое значение выдержки поставит фотоаппарат (ведь при достаточном освещении выдержка будет короткой, и изображения не будет смазываться). Мы будет управлять только глубиной резкости на фотографии (диафрагмой). Т.е. устанавливать минимальной значение диафрагмы (к примеру, F1.4 или F2.8) – чтобы максимально размыть фон, или зажимать диафрагму (к примеру, F5.0 или F16.0), чтобы добиться более чёткого заднего плана.

Так же такой режим достаточно удобно использовать при переменной облачности. Когда мы снимаем на солнце, необходимо устанавливать более короткую выдержку, чтобы не было пересветов (белых пятен на фотографии), а когда солнце заходит за облака, необходимо увеличивать выдержку, чтобы не было чёрных дыр (тёмных пятен на фотографии). А на это требуется тратить драгоценные секунды. Когда съёмка при таких погодных условиях длится несколько часов и нельзя упускать важные моменты, Аv нереально выручает — о выдержке и не задумываешься.

Еще по теме:  Лучшая ТВ реклама в России

Режим Tv ( приоритета выдержки).
Благодаря данному режиму, управляя только выдержкой мы облегчаем себе работу, к примеру, на каких-либо спортивных соревнованиях, на детской фотосессии и на других подвижных видах съёмках, где нам важно, чтобы объект который мы снимаем, был максимально чётким (глубина резкости фотографии нам не важна), ставим нужную короткую выдержку (к примеру, 1/250, 1/1000) и смело жмём на кнопочку.

Режим Р (программный режим/полуавтоматический).
В этом режиме мы можем сами устанавливать всё, кроме выдержки и диафрагмы. Такой режим полезен, когда важно использовать, к примеру, постоянное значение ISO, которое вы выбрали. Чтобы постепенно перейти в режим М (полностью ручной), начать можно именно с режима Р, для того чтобы почувствовать как значение ISO влияет на фотографию (увеличивается или уменьшается количество шума).

На сегодня всё. 🙂 Спасибо всем кто читает! 🙂
В следующей части я расскажу: «Какой формат выбрать: jpeg или raw?»

Источник: www.drive2.ru

Режимы «P», «Tv», «Av» и «M»: практика использования

Выбор режима работы камеры

Я предполагаю, что большинство читателей, занимающихся фотографией, знает, что такое экспопара, выдержка и диафрагма. В этой статье я не буду рассказывать про основы, сосредоточась вместо этого на особенностях практического использовании режимов «P», «Tv», «Av» и «M».

Режим «P» — «Programm», «Программный». Камера сама выбирает нужную экспопару, исходя из освещения. Эту экспопару можно двигать в сторону большей/меньшей выдержки, большей/меньшей диафрагмы с помощью колёсика (на некоторых камерах — кнопками).

В этом режиме вы никогда наперёд не знаете, какая у вас будет диафрагма и, соответственно, глубина резкости. Про выдержку тоже не знаете. Так что элемент «русской рулетки» присутствует. Однако этот режим полезен при съёмке со вспышкой. Камера считает, что вспышка в этом режиме главнее всего, и что надо высветить сцену как надо.

Поэтому она жёстко управляет мощностью вспышки, подсвечивая объект, на который вы навелись, и оставляя тёмным фон. Удобно при репортажной съёмке.

Также режим полезен, когда освещение может скакать непредсказуемо, в большом диапазоне яркости. Если «запереть» диафрагму на маленьком числе в режиме «Av», есть риск, что даже при самой короткой выдержке для камеры света будет слишком много, и кадр окажется засвеченным. В какой-то мере эту проблему решает опция «Safety shift» — «Безопасный сдвиг». Если её включить, камера, в случае пересвета/недосвета, наплюёт на ваши настройки диафрагмы (и выдержки) и зажмёт её покрепче, чтобы спасти кадр.

Примечание. У Canon в новых камерах появился странный мутант «P» — режим «CA» («Creative Automatic»). По сути это тот же «зелёный» режим, в котором можно дополнительно управлять глубиной резкости и ещё кое-чем — опосредованно, через ползунки на LCD. Мне этот режим нигде и никогда не пригождался, он явно «юзеровский» и расчитан на мыльничную аудиторию.

Режим «Tv» (на Никонах «Sv») — «ShuTter Value», «Приоритет выдержки». Этот режим большинство почему-то не жалует и не очень понимает. Я сам долгое время к этому большинству относился, а теперь распробовал, вошёл во вкус и за уши не оттянешь. В нём вы выставляете нужную выдержку, а камера, тихо ругаясь, пытается подобрать такую диафрагму, чтобы кадр был нормально экспонирован.

Две тонкости этого режима такие. Во-первых, установка «Safety Shift» (см. выше) на этом режиме в большинстве случаев бессмысленна и рушит всю идею. Во-вторых, в этом режиме неожиданно полезной оказывается функция «Auto ISO» — автоматическая установка ISO. К сожалению, Canon (по сравнению с Nikon) эту функцию реализовал довольно скверно — например, в 50D ISO не поднимается выше 1600. Так что на тёмных сценах приходится выставлять ISO 3200 и посылать лучи счастья Кэнону, в надежде, что они образумятся в следующих моделях.

Несколько ситуаций, когда полезно контролировать именно выдержку:

  • Съёмка «с проводкой» — когда камера следует за движущимся объектом, он получается резким, а фон — размытым. Выдержка зависит от скорости движущегося объекта, но на практике для докосмических скоростей, это диапазон от 1/15 до 1/80 с. Автофокус нужно ставить на «следящий», съёмку — серийную, чем быстрее, тем лучше. Фокусное расстояние — так, чтобы объект, проносясь рядом, попал в кадр целиком. Снимать сериями по три-четыре кадра. Как правило, синхронизируешься по скорости с объектом не на первом кадре. Ещё одна особенность — если сбоку-спереди светит солнце, то часто лучше вообще выставить и выдержку и диафрагму вручную, потому что многие камеры при серийной съёмке делают экспозамер по первой сцене и не меняют его на всех следующих кадрах. Результат: если в первом кадре было солнце, а потом вы отвернулись, всюду будет недосвет. И наоборот, если в первом кадре темно, а потом вы поворачиваете объектив под солнце, будет засвет.
  • Передача движения в кадре. Фактически, обратная ситуация к «проводке». Мир неподвижен, объект размыт от движения. Диапазон выдержек примерно тот же. Снимать такое легче, но для конкретного объекта надо подбирать свои условия, чтобы он сохранял остатки чёткости. Иначе это будет просто размытая лента. Хотя иногда и такое полезно (улица и ленты огней автомобилей). Приём годится и при съёмке людей, однако здесь лучше стремиться к тому, чтобы лицо было неподвижным, а размытыми оказывались другие органы. Приём довольно выразителен и создаёт хороший контраст при съёмке неподвижного человека в толпе. Для ещё большего контраста здесь, как и в проводке, можно использовать вспышку. Та самая «синхронизация по второй шторке» означает, что вспышка сработает в последний момент съёмки, зафиксировав финальную стадию движения. В результате будет реалистичный «болид» с размытым хвостом и чётким ядром. Вспышку лучше ставить в режим «скоростной синхронизации», чтобы камере были доступны очень короткие выдержки. Я упомянул далеко не все ситуации, где важно передать движение. Можно добавить про съёмку салютов, фонтанов, прибоя, огня. С фонтанами обычно не делают слишком короткой выдержки, чтобы не было «хрустальной» неподвижной воды, однако иногда и такое бывает интересным.
  • Гарантированная минимальная выдержка в тёмном мире. Особенно это актуально при уличной фотографии. Именно здесь «Safety Shift» может сыграть злую шутку. Вы рассчитываете, что выдержка равна 1/125 (минимум, необходимый для резкой съёмки умеренно движущихся людей), а камера — бац! — меняет выдержку на 1/30. Кадр по экспозиции хороший, а по резкости — муть. Камера злобно хикикает, а вы рвёте на себе волосы. Примечание: при съёмке из движущегося автомобиля минимальная выдержка начинается от 1/500.
  • Гарантированная минимальная выдержка в тёмном мире, часть вторая. При съёмках мероприятий, даже со вспышкой, тоже нужно быть уверенным, что выдержка не опустится ниже какого-то цивилизованного уровня. Если поставить выдержку на 1/200, камера будет управлять вспышкой так, чтобы света было достаточно при такой выдержке. Однако если объектив светосильный, то камера выставит слишком открытую диафрагму, неприемлемую для портретов. Тогда переходите на режим «M».
Еще по теме:  Mi TV моргает индикатор

Режим «Av» — «Apperture Value», «Приоритет диафрагмы». Один из самых используемых режимов, в котором задаётся значение диафрагмы, а камера мучается, выставляет соответствующую выдержку. Очевидное применение — управление глубиной резкости, т.е. насколько далеко будет распространяться зона резкости от той точки, на которую вы сфокусировались. Неочевидное применение — добиться максимальной резкости от объектива — у каждого из них есть своя диафрагма, на которой картинка самая чёткая. Конкретное число для многих объективов можно узнать на SLRGear, общая тенденция такая: у Canon, Panasonic, Sigma, Zeiss, Tamron пик резкости на f/8.0, у Nikon, Tokina — на f/5.6.

При портретах, когда нужно размыть задний фон, диафрагма обычно ставится в диапазоне от f/4.0 до f/5.6. Исключений полно, многое зависит от кадрирования. Всякие фотостоки обожают утрированные портреты с очень открытой диафрагмой и размытым не только задним фоном, но и частью переднего.

При пейзажах, когда все объекты далеко, диафрагму лучше зажимать до «пика резкости» или чуть больше. Если в сцене есть ближние объекты, тут уж что поделаешь — или «focus blending», или зажимать диафрагму так, чтобы более-менее резкими оказались и дальние, и ближние объекты.

«Safety Shift» здесь может быть полезен, особенно при ярких сценах. Если вы открыли диафрагму и навелись на солнце, выдержка мгновенно выскочит за диапазон, доступный камере (как правило это 1/8000 с). И тогда, если «Safety Shift» установлен, камера сама подзажмёт диафрагму.

Режим «M» — «Manual», «Ручной режим». Полностью ручная установка выдержки и диафрагмы. «M» боятся, его бегут, его не понимают. А зря: этот режим может быть крайне полезен в ряде случаев.

Во-первых, сложные условия съёмки при крайне неоднородной сцене и непредсказуемом освещении. Думаете, такое бывает редко? Как бы не так — это практически любая съёмка концертов и дискотек. Экспозамер многих камер часто просто не справляется со сценами, когда весь фон тёмный, а центральный объект высвечен прожектором. Даже точечный экспозамер тут не всегда спасает.

Еще по теме:  Ростелеком что такое интерактивное ТВ

Поэтому вы выставляете диафрагму пооткрытей, выдержку такой, чтобы схватить движение (начните с 1/125 и экспериментируйте в обе стороны) и ISO таким, чтобы сцена была освещена нормально.

Про съёмку дискотек будет отдельный пост, пока напомню только про стробоскопическое освещение, популярное на танцплощадках.

Также сложные условия съёмки — когда вы снимаете с проводкой и поворотом камеры от солнца или на солнце. Здесь можно использовать ручной режим, заранее настроив его по освещённости самого длинного и интересного вам участка пути снимаемого объекта. А можно «зафиксировать» экспозицию — на всех камерах для этого есть кнопка. Если вы на неё нажимаете, камера в течение нескольких секунд, как бы вы ни снимали, оставляет экспозицию такой, какой она была на момент нажатия этой кнопки. Выбрал сцену — зафиксировал экспозицию, быстро снял несколько кадров, перефиксировал экспозицию, сделал ещё несколько кадров.

Во-вторых, при студийной съёмке. Если вы работаете с импульсным светом, ваш диапазон выдержек в большинстве случаев ограничен сверху 1/320 с. И световой поток вы регулируете мощностью вспышек, ISO (как правило, равное 100) и зажатой диафрагмой. Кроме того, камера не знает заранее, насколько будет освещена сцена, так что все значения подбираете заранее — вручную или экспонометром.

Все эти ETTL — не для серьёзной студии. Сделать действительно качественный свет с помощью четырёх-пяти «родных» маломощных вспышек SpeedLight наверное можно. Для небольшой сцены. Но цена вопроса такая, что дешевле и проще ставить обычные вспышки и пользоваться «ручным режимом».

С прожекторами много легче, вы можете использовать любые выдержки и любые режимы.

В-третьих, при работе световой кистью. Этот случай похож чем-то на студийную съёмку с прожекторами, с той разницей, что выдержки тут уж очень длинные. Минута, две минуты — нормальное явления. Поэтому для световой кисти обычно используется внешний пульт, позволяющий задавать такие выдержки. Камера ставится в режим «M», выдержка в «Bulb», диафрагма — как вам нравится.

Никон за эту пару лет и тут обошёл Кэнон — по крайней мере в D300 я видел встроенную возможность задавать выдержки длиннее 30 секунд без необходимости покупать пульт.

В-четвёртых, при съёмке панорам. Не всегда, но бывает. Особенно когда часть панорамы освещена хорошо, а часть — тёмная. Помимо этого, полезно делать брекетинг в несколько ступеней. Кэноны умеют две ступени и три кадра, старшие Никоны — много больше, и не три кадра, а пять-семь (ну вы поняли, кого я хотел пнуть).

В-пятых, при съёмке молний, салютов и т. п. Особенно при съёмке молний. Камера на штативе ставится на долгую выдержку и ждёт. Как молния пыхнет, объектив закрывается. Я видел варианты светосинхронизации по вспышке, но сам ещё не пробовал.

В-шестых, как я уже писал, при работе со вспышкой на камере, ручной режим может быть очень полезен, чтобы дать гарантированную выдержку при приемлемой диафрагме. Выставляете 1/320 (или выше, при включенной «скоростной синхронизации»), выставляете диафрагму f/4.0 и идёте снимать репортажи с лицами.

Вполне возможно, что я перечислил не все особенности каждого из режимов. Но, надеюсь, дал идею и импульс исследовать тему самому. Каждый из режимов может быть чем-то полезен и хороший фотограф должен понимать и уметь использовать преимущества каждого из режимов.

Я буду дополнять эту статью по мере придумывания новых способов и вспоминания новых особенностей.

Источник: akry.livejournal.com

Оцените статью
Добавить комментарий