О том, что разрешение матриц, частоты процессоров и емкость дисков растут не по годам, а по месяцам, мы все хорошо осведомлены. Но как только дело касается качественной стороны — цветопередачи, тут же прогресс как будто бы останавливается. Десятки лет мы там же, где начинали первые телеинженеры. Однако новые технологии и стандарты наконец раздвинут границы видимого в буквальном смысле — мы увидим больше цветов и более точные цвета. Предлагаю вашему вниманию первую часть статьи «Ultra HD 4K TV color, part I: Red, green, blue and beyond».
С тех пор как начались первые телевизионные трансляции, прошло уже 50 лет, а настоящих прорывов в сфере цветопередачи практически нет. Даже первые модели плоских HD-телевизоров, появившихся в начале в 2000-х, ничего не поменяли в наших представлениях о цвете. Картинка на экране стала четче, но не обзавелась натуральными цветами. На самом деле, технологии в телевизорах высокого разрешения тех лет были уже устаревшими.
Сейчас наконец-то все может измениться. Новые цветовые стандарты значительно улучшат картинку, сделают ее реалистичной. Это первый серьезный шаг со времен появления HD.
Моментальный тест яркости телевизора,монитора,смартфона
Тестовый паттерн Philips PM5544
Тема, затронутая мной, довольно обширна, поэтому я разделю статью на две части. Сейчас поговорим о природе цвета и о том, как цвета передаются экраном телевизора. Во второй части я расскажу о будущем цветного телевидения.
«Что такое хорошо, а что такое плохо?»
Есть два типа создания определенного цветового оттенка: аддитивный и субтрактивный. В системе субтрактивного синтеза основными являются голубой, пурпурный и желтый (CMY) — оттенки появляются как результат вычитания из белого света спектральных составляющих (отражение). Тогда как в системе аддитивных цветов оттенок получается путем смешивания трех основных — красного, зеленого и синего (RGB). Именно смешиванием световых лучей мы и получаем на мониторе, телевизоре или другом экране цвета, отличные от тройки «главных».
Например, если соединить красный и зеленый — получится желтый. Намешаешь зеленый и синий — увидишь голубой. Пурпурный — это результат соединения синего и красного. Если добавить какого-то цвета больше, а другого меньше, то получатся более тонкие оттенки.
Выходит, что при смешивании основных цветов получается окружающее нас цветовое разнообразие. Кстати, любопытный факт — дополнительные аддитивные цвета — это основные субтрактивные цвета (и наоборот).
Наверное, проще все это понять на картинках. Используем диаграммы Венна:
Основные субтрактивные цвета (голубой, пурпурный, желтый) и их дополнительные цвета (красный, зеленый, синий)
Основные аддитивные цвета (красный, зеленый, синий) и их дополнительные цвета (желтый, пурпурный, голубой)
Главный вопрос: что такое цвет?
Если говорить научно, цвет — это характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона. Однако помимо научной объективной части, когда дела касается систем отображения, интересна и часть субъективная. Если я попрошу вас, например, подумать о чем-нибудь красном, то вы подумаете о яблоке? Или для вас эталоном «красного» является пожарная машина?
ЦВЕТА И ОТТЕНКИ. ТЫ НЕ ПОВЕРИШЬ: СКОЛЬКО ИХ? КАК КЛАССИФИЦИРОВАТЬ?
Бывает кирпичный красный, малиновый, алый и т.д. О каком именно красном идет речь? Вот в этом и проблема. Тут нужны еще дополнительные пояснения, а не просто «красный».
Тестовый паттерн LCG 16:9
Если бы в мире телевидения у всех было свое собственное видение красного, получилась бы полная неразбериха. Один телеканал показывал бы более-менее натурально, другой бы превращал все в кислотный тон и так далее. В итоге нам пришлось бы настраивать телевизор отдельно под каждый канал.
Но существует стандарт Rec.709. Он-то и определяет, какими должны быть основные цвета (красный, зеленый и синий) и их дополнительные (пурпурный, голубой и желтый). В соответствии с этим стандартом работают все телекомпании и производители телевизоров.
Телевизоры не способны передавать все цвета, что мы видим глазами в реальной жизни
Как правило, новый телевизор не будет сразу (без настройки) отображать цвета корректно (так, как вам нужно). Однако сейчас производители с завода встраивают различные готовые режимы цветопередачи: кино, стандарт, динамический, игры и т.д., которые подходят под определенные условия просмотра и тип контента.
Тестовый паттерн телекомпании Deutscher Fernsehfunk (DFF)
К сожалению, стандарт Rec. 709 устарел. Он основан на возможностях цветопередачи ЭЛТ-телевизоров тех лет. Таких телевизоров уже давно нет, а стандарт все еще жив. На самом деле нельзя сказать, что Rec. 709 — ужасный формат. Он вполне адекватен обычному телевидению.
Но ведь телевизоры не способны передавать все цвета, что мы видим глазами в реальной жизни — по-настоящему глубокий красный, зеленый и синий цвета попросту невозможны в рамках этого стандарта.
И вот наступило время перехода на новые 4К/Ultra-HD-телевизоры. Это отличный повод сменить наконец и цветовой стандарт, заменив на что-то более прогрессивное. Хорошо, что это поняли и производители телеоборудования. Сейчас идут обсуждения и уже формируются стандарты, призванные улучшить цветопередачу.
О том, что уже есть и какие выгоды получит потребитель, я расскажу во второй части статьи. А пока затрону тему важности цветопередачи.
Почему важны правильные цвета?
Во всех телевизорах задействован один и тот же принцип. Каждый пиксель дисплея разбит на три ячейки (субпиксели) — для красного, зеленого и синего цветов соответственно. Все цвета получаются в результате того, сколько света подается на каждую ячейку.
Но кто должен определять, какими должны быть цвета и какой яркости им быть?
Давайте я покажу вам два изображения — на каком из них цветопередача верная?
Правильные цвета — это те, которые видел и хотел передать автор фотографии. В данном случае первый вариант — правильный. Хотя вторая картинка более сочная и яркая, но действительности она не соответствует.
Хорошо, а что насчет этого:
Здесь вообще дело серьезное. От достоверности цветопередачи зависит то, как выглядит весь пейзаж. На второй картинке все правильно. А если ваш телевизор сам подберет настройку и покажет первую (с яркой зеленью), то выйдет, что замысел автора (например, показать высыхающие деревья) не будет передан.
Не так важна контрастность изображения, как правильная цветопередача. На первом месте должны быть правильные цвета. А результат (в идеале) должен быть таким, чтобы зритель видел мир в буквальном смысле глазами съемочной группы.
Многие годы нам приходилось мириться с тем, что наши телевизоры передают ограниченное количество цветов, но все меняется.
ТРЕХКОМПОНЕНТНОЕ ЦВЕТНОЕ ЗРЕНИЕ, СИСТЕМА RGB
Понятие о цвете. Световые излучения, которые воспринимает глаз человека, лежащий в диапазоне волн 380-780 нм принято считать видимым спектром. При этом ощущение цвета зависит от спектрального состава этого излучения. Если все составляющие спектра имеют одинаковую мощность, то мы будем ощущать белый цвет.
Ощущение цвета, отличного от белого, возникает, когда излучение содержит не все длины волн либо является неравномерным. Предельный случай неравномерного излучения – монохроматическое (одного цвета). Монохроматические излучения разной длины волны вызывают у человека ощущение различных спектральных цветов, обладающих максимальной насыщенностью.
Насыщенность — цветовой параметр, обозначающий степень разбавленности монохроматического цвета белым. Насыщенность белого = 0. Спектр монохроматических излучений условно разбит на 7 главных цветов (радуга), названия которых могут служить приблизительным обозначением цветового тона.
Цветовой тон и насыщенность не зависят от интенсивности излучения и характеризуют качество цвета. Количество цвета связано с величиной светового потока – светлота. Эти три параметра – субъективные. Им соответствуют физические величины – яркость (светлота), преобладающая длина волны (цветовой тон) и чистота цвета (насыщенность). Очень часто сочетание цветового тона и насыщенности, т.е. качественную характеристику цвета, называют цветностью.
Количество различимых глазом цветов велико – около 10 млн., различающихся по трем указанным параметрам. Описание такого множества оттенков невозможно без их классификации и символического обозначения. Цветовая система, позволяющая дать наиболее точное численное описание цвета, была создана на основе экспериментальных и теоретических работ многих ученых. Наука об измерении цвета– колориметрия, основанная на теории трехкомпонентного зрения и трехмерном цветовом пространстве.
Физиологические основы цветового зрения базируются на теории трехкомпонентного зрения, выдвинутой М.В. Ломоносовым в 1756 г. и развитой через 150 лет Г. Гельмгольцем. Согласно этой теории в сетчатке глаза имеется три вида колбочек, обладающих различной спектральной чувствительностью.
Изолированное возбуждение одного из этих видов дает ощущение одного из трех насыщенных цветов – красного, синего, зеленого. Обычно воспринимаемое нами излучение содержит весь спектр видимого диапазона волн, но с разной спектральной интенсивностью. Это приводит к раздражению не одного, а двух или трех видов колбочек одновременно, но в разной степени. Различное соотношение возбуждений вызывает ощущение определенного цвета.
Колориметрическая система RGB использует координаты трех основных цвета R,G,B, и при графическом представлении цвета образует равносторонний цветовой треугольник RGB. (рис.5.1).Внутри него лежат все цвета, которые могут быть правильно воспроизведены смешением этих основных. С помощью треугольника можно наглядно представить себе количественные и качественные соотношения колориметрии и по нему удобно изучать законы смешения цветов.
При перемещении по сторонам треугольника будут меняться цвета, в центре будет находиться точка белого цвета, и при перемещении от сторон к центру будет меняться насыщенность, т.е. разбавление цвета белым. Любой цвет в системе описывается f’F = r’R + g’G + b’B. Причем нормируют не абсолютные значения единичных цветов, а из соотношение. Его выбирают таким, чтобы при сложении в численно равных количествах получилось ощущение равноэнергетического белого цвета.
Рис.5.1. Система RGB
Где величины представляют собой цветовые свойства среднего наблюдателя, фиксирующего достижения цветового равенства — удельных цветовых коэффициентов или удельных координат от длины волны (кривые смешения), которые были стандартизированы в 1931 г. МКО на основе экспериментальных результатов, полученных Райтом и Гилдом.
Отрицательные участки кривых показывают, что в цветовом уравнении величины коэффициентов имеют отрицательное значение, т.е. не все цвета могут быть получены смешением основных реальных цветов системы.
Колориметрическая система RGB (рис.5.1.)удобна для проведения экспериментальных исследований, т.к. ее основные цвета являются реально существующими, однако наличие отрицательных участков затрудняет создание измерительных приборов – колориметров. Кроме того, для определения яркости цвета необходимо знать величины всех трех основных потоков.
5.3. МЕТОДЫ СМЕШЕНИЯ ЦВЕТОВ
В ТВ используют локальное, пространственное и бинокулярное смешение цветов.
Локальное может быть одновременным (оптическим), когда на одну поверхность (рис.5.2,1) проецируется два или несколько излучений, вызывающих каждый в отдельности ощущение разных цветов, и последовательным, когда излучения воздействуют на глаз одно за другим. При быстрой смене излучений в зрительном аппарате возникает ощущение единого результирующего цвета.
Рис.5.2. Принцип локального смешения цветов
При пространственном смешении участки, окрашиваемые опорными цветами, имеют достаточно малые размеры, и глаз воспринимает их как единое целое – мелкие штрихи, мозаика и т.д. Чаще всего такой метод используется для воспроизведения цветного изображения на ТВ экране.
Бинокулярное смешение – смешение двух или нескольких цветов путем раздельного раздражения левого и правого глаза разными цветами, в результате чего возникает ощущение нового цвета. Для получения цветного ТВ изображения датчики ТВ сигналов должны не только осуществлять поэлементный анализ, но и спектральное разделение воздействующего излучения на три составные части, аналогично нашему зрительному аппарату. На приемном конце требуется обратное действие.
Установлено 3 закона смешения цветов:
1. Для всякого цвета имеется другой цвет, от смешения с которым может образоваться белый цвет. Такие 2 цвета называются дополнительными.
2. При смешении 2 различных цветов, лежащих по спектральной шкале цветов ближе друг к другу, чем цвета дополнительные, образуется новый цвет, по тону лежащий между смешиваемыми цветами
3. При смешивании 2 одинаковых цветов образуется смесь того же цвета.
В основном законе смешения говорится, что любые 4 цвета находятся в линейной зависимости, т.е. любой цвет может быть выражен через любые 3 взаимнонезависимых цвета: f’F = r’R + g’G + b’B. Здесь F, R, G, B – единицы излучения произвольного и трех основных цветов, а f’, r’, g’, b’ – множители, указывающие количество этих излучений, — модули этих цветов или цветовые коэффициенты.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Основы цветного ТВ
1. Колориметрия
2. Трехкомпонентное цветное зрение. Система RGB.
3. Методы смешения цветов.
4.Способы получения цветного изображения
5. Цветопередача в ТВ
6.Основные требования к вещательной системе ЦТВ.
7. Яркостной и цветоразностные сигналы.
2. КОЛОРИМЕТРИЯ
Световые излучения, которые воспринимает глаз
человека, лежащий в диапазоне волн 380-780 нм
принято считать видимым спектром. При этом
ощущение цвета зависит от спектрального состава
этого излучения. Если все составляющие спектра
имеют одинаковую мощность, то мы будем ощущать
белый цвет. Ощущение цвета, отличного от белого,
возникает, когда излучение содержит не все длины
волн либо является неравномерным. Предельный
случай
неравномерного
излучения
–
монохроматическое
(одного
цвета).
Монохроматические излучения разной длины волны
вызывают
у
человека
ощущение
различных
спектральных цветов, обладающих максимальной
насыщенностью.
3.
• Насыщенность — цветовой параметр, обозначающий
степень разбавленности монохроматического цвета
белым. Насыщенность белого = 0. Спектр
монохроматических излучений условно разбит на 7
главных цветов (радуга), названия которых могут
служить приблизительным обозначением цветового
тона.
• Цветовой тон и насыщенность не зависят от
интенсивности излучения и характеризуют качество
цвета. Количество цвета связано с величиной
светового потока – светлота. Эти три параметра –
субъективные.
Им
соответствуют
физические
величины – яркость (светлота), преобладающая
длина волны (цветовой тон) и чистота цвета
(насыщенность). Очень часто сочетание цветового
тона
и
насыщенности,
т.е.
качественную
характеристику цвета, называют цветностью.
4.
Количество различимых глазом цветов
велико – около 10 млн., различающихся по
трем указанным параметрам. Описание
такого множества оттенков невозможно без их
классификации
и
символического
обозначения.
Цветовая
система,
позволяющая
дать
наиболее
точное
численное описание цвета, была создана на
основе экспериментальных и теоретических
работ многих ученых. Наука об измерении
цвета– колориметрия, основанная на
теории
трехкомпонентного
зрения
и
трехмерном цветовом пространстве.
5.
Физиологические основы цветового зрения
базируются на теории трехкомпонентного зрения,
выдвинутой М.В. Ломоносовым в 1756 г. и развитой
через 150 лет Г. Гельмгольцем. Согласно этой теории
в сетчатке глаза имеется три вида колбочек,
обладающих
различной
спектральной
чувствительностью. Изолированное возбуждение
одного из этих видов дает ощущение одного из трех
насыщенных цветов – красного, синего, зеленого.
Обычно воспринимаемое нами излучение содержит
весь спектр видимого диапазона волн, но с разной
спектральной интенсивностью. Это приводит к
раздражению не одного, а двух или трех видов
колбочек одновременно, но в разной степени.
Различное соотношение возбуждений вызывает
ощущение определенного цвета.
6.
Колориметрическая система RGB использует
координаты трех основных цвета R,G,B, и при
графическом
представлении
цвета
образует
равносторонний цветовой треугольник RGB.
Внутри него лежат все цвета, которые могут быть
правильно
воспроизведены
смешением
этих
основных. С помощью треугольника можно наглядно
представить себе количественные и качественные
соотношения колориметрии и по нему удобно изучать
законы смешения цветов. При перемещении по
сторонам треугольника будут меняться цвета, в
центре будет находиться точка белого цвета, и при
перемещении от сторон к центру будет меняться
насыщенность, т.е. разбавление цвета белым.
7.
8.
9.
Любой цвет в системе описывается
f’F = r’R + g’G + b’B.
Где величины представляют собой цветовые
свойства среднего наблюдателя, фиксирующего
достижения цветового равенства — удельных
цветовых коэффициентов или удельных координат от
длины волны (кривые смешения), которые были
стандартизированы в 1931 г. МКО на основе
экспериментальных
результатов.
Отрицательные участки кривых показывают, что в
цветовом уравнении величины коэффициентов
имеют отрицательное значение, т.е. не все цвета
могут быть получены смешением основных реальных
цветов системы.
10. МЕТОДЫ СМЕШЕНИЯ ЦВЕТОВ
Локальное может быть одновременным (оптическим), когда на
одну поверхность проецируется два или несколько излучений,
вызывающих каждый в отдельности ощущение разных цветов, и
последовательным, когда излучения воздействуют на глаз одно за
другим. При быстрой смене излучений в зрительном аппарате
возникает ощущение единого результирующего цвета.
11.
Бинокулярное смешение – смешение двух
или нескольких цветов путем раздельного
раздражения левого и правого глаза разными
цветами, в результате чего возникает
ощущение нового цвета. Для получения
цветного ТВ изображения датчики ТВ
сигналов должны не только осуществлять
поэлементный анализ, но и спектральное
разделение воздействующего излучения на
три составные части, аналогично нашему
зрительному аппарату. На приемном конце
требуется обратное действие.
12.
Основной закон смешения цветов:
любые 4 цвета находятся в линейной
зависимости, т.е. любой цвет может
быть
выражен
через
любые
3
взаимнонезависимых цвета: f’F = r’R +
g’G + b’B. Здесь F, R, G, B – единицы
излучения
произвольного
и
трех
основных цветов, а f’, r’, g’, b’ –
множители, указывающие количество
этих излучений, — модули этих цветов
или цветовые коэффициенты.
13. СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ЦВЕТНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ
Системы ЦТ по принципу передачи и
воспроизведения цветов разделяются на 2 класса:
последовательные
(поочередные)
и
одновременные.
14.
Последовательные системы. Принцип действия
такой системы, заключается в последовательной
передаче цветных полей, строк или элементов.
15.
С помощью вращающегося диска с тремя цветными
светофильтрами
изображение
превращается
в
последовательное чередование отдельно красного, синего и
зеленого, а на приемном конце опять проходит через такой же
диск. При синфазном вращении дисков зритель видит три
цветных изображения и благодаря инерционности восприятия
возникает впечатление изображения в натуральных цветах. Для
незаметности мельканий необходимо, чтобы смена всех трех
цветных изображений прошла за время смены кадра, т.е.
требуется в 3 раза повысить частоты развертки и ширину
спектра сигнала. Недостатки: — несовместимость с вещательной
системой черно-белого ТВ из-за разности параметров развертки
и ширины спектра сигнала;
при быстром перемещении объектов на изображении
появляется цветная «бахрома», т.к. следующие друг за другом
изображения в трех основных цветах оказываются не
совмещенными;
применение дисков со светофильтрами ограничивает
размеры экрана кинескопа.
16.
Одновременная система. В общем случае может быть создана путем
механического соединения трех стандартных черно-белых ТВ систем.
Данный способ передачи и воспроизведения основных цветов требует
точного оптического и электрического совмещения трех растров передающих и
приемных трубок, так как нарушение совмещения может привести к потере
четкости и появлению цветовых окантовок.
17. ЦВЕТОПЕРЕДАЧА В ТВ
При выборе параметров отдельных звеньев ЦТ
системы важно установить, к какому идеалу
точности
цветовоспроизведения
следует
стремиться.
Существует три критерия точности:
физический – когда одинаковы спектральные
составы и мощности излучений;
физиологический – когда зрительные ощущения
от оригинала и репродукции идентичны;
психологический
–
когда
изображение
оценивается как высококачественное.
18.
В ТВ стремиться к физической точности нет
смысла, т.к. одинаковые ощущения цвета могут
быть получены при воздействии излучения разного
состава, физиологическую точность мы не
получим, т.к. из-за выбора треугольника основных
цветов мы не можем воспроизвести часть реальных
цветов, и диапазон воспроизводимых яркостей не
может быть столь велик, как яркости реально
существующих объектов. Поэтому при разработке
вещательных систем ЦТ имеют в виду, что ТВ
изображение имеет меньшие размеры деталей,
чем объекты, заключено в ограничивающую рамку,
яркость фона обычно мала. При этих условиях
надо учитывать адаптацию глаза и относительность
наших зрительных ощущений, что позволяет не
воспроизводить абсолютное значение яркостей, а
сохранить лишь соотношения между яркостями
отдельных элементов и их цветности.
19. К вещательным системам ЦТВ предъявляются следующие требования:
• Совместимость с системой черно-белого ТВ, под которой
понимается возможность приема без помех черно-белым
приемником ЦТ программ в черно-белом виде. Этот принцип
обеспечивает возможность одновременного функционирования
цветных и черно-белых приемников. В связи с этим при
разработке принципов построения систем ЦТВ должны быть
учтены параметры стандартов черно-белого ТВ. Основные
параметры – это частота строчной и кадровой разверток и
полоса частот, занимаемая спектром.
• Высокое качество цветовоспроизведения, которое оценивается
степенью соответствия ТВ изображения оригиналу. Это
означает, что цветность каждого элемента изображения не
должна отличаться от соответствующего элемента оригинала.
• Относительная простота цветного ТВ приемника при его
надежности при его экономической доступности.
• Перспективность ЦТВ системы с точки зрения ее дальнейшего
развития, включающее повышение качества преобразования,
обработки и передачи изображения, а также передачу зрителю
дополнительной информации с выводом ее на ТВ экран.
• Совместимость стандартов для обеспечения возможности
обмена программами с другими странами.
20. ЯРКОСТНОЙ И ЦВЕТОРАЗНОСТНЫЕ СИГНАЛЫ
21.
Человеческий глаз плохо воспринимает цвета мелких
деталей. Многочисленные опыты показали, что с уменьшением
размеров деталей их видимая цветовая насыщенность
становится меньше, причем для разных цветов эти размеры
различны. Подобное явление потери цветового зрения связано
с различной спектральной чувствительностью глаза
(наибольшая для зеленого цвета, средняя для красного и малая
для синего).
22.
Зеленые мелкие детали сохраняют
различимость цвета почти до верхней
границы ТВ спектра, в то время как для
красных различимость падает около 1,4-1,6
МГц, а для синих вообще на 0,6-0,8 МГц. Это
позволяет передавать цветовую информацию
о двух основных цветах не в полном спектре.
Кроме того, т.к. яркостной сигнал несет
полную
информацию
о
яркостных
соотношениях
передаваемых
элементов
изображения, ее можно исключить из
сигналов основных цветов. Т.е. по каналу
связи можно передавать ЕУ, ЕВ-У и ЕR-У. Эти
два
сигнала
получили
название
цветоразностных сигналов.
23.
Преимущества передачи цветоразностных сигналов:
Вследствие того, что из этих сигналов частично исключена
избыточная информация о яркости, их амплитуда обращается
в 0 при передаче серых и белых деталей (на белом
амплитуды основных цветов равны = ЕУ) и мала на
слабонасыщенных местах;
Цветоразностные
сигналы
упрощают
построение
декодирующих устройств приемника, т.к. исходные цвета
могут
быть
получены
простым
суммированием
цветоразностных сигналов с яркостным. Причем, сигналы
основных цветов восстанавливаются сразу в полной полосе
частот (высокочастотная часть спектра из яркостного), что
упрощает схему декодирования.
В приемном устройстве цветоразностный сигнал получают из
первых двух в соответствии с выражением
ЕG-Y = -0,51ER-Y – 0,19EB-Y
24.
Уплотнение ТВ спектра. Хотя ограничение спектров
цветоразностных сигналов и дает выигрыш по спектру, но
все еще сумма полос частот трех сигналов больше, чем
одного яркостного. А это не отвечает условию
совместимости. Дальнейшая возможность сокращения
полосы
частот
основывается
на
специфической
особенности спектра ТВ сигнала – его линейчатости. Т.к.
составляющие яркостного сигнала не заполняют всю ось
частот, в промежутках можно разместить спектры
цветоразностных сигналов.
Амплитуды цветоразностных сигналов заметно
меньше основных сигналов (разность), но все равно на
экране черно-белого ТВ будут видны дополнительные
шумы и мелькания. Чтобы устранить, или хотя бы снизить
эту заметность, спектры цветоразностных сигналов
помещают на поднесущих частотах как можно ближе к
верхней границе ТВ спектра, где в области мелких
деталей восприимчивость глаза снижена.
25. Уплотнение спектров сигналов основных цветов
26. Структурная схема совместимой системы ЦТ. Структурная схема преобразования и передачи трех сигналов основных цветов по одному каналу свя
Структурная схема совместимой системы ЦТ. Структурная
схема преобразования и передачи трех сигналов основных цветов
по одному каналу связи, является общей для всех современных
совместимых систем ЦТ. Различие между системами заключается
в методах передачи информации о цветности в спектре яркостного
сигнала.
27.
На вход декодирующей матрицы М1,
подаются прошедшие обработку и коррекцию
в камерном канале сигналы основных цветов.
Матрица преобразуется их в сигналы
первичных цветов передачи – яркостной и
два цветоразностных, в соответствии с
выражениями:
EY = 0,30ER + 0,59EG + 0,11EB
ER-Y = 0,70ER — 0,59EG — 0,11EB
EB-Y = -0,30ER — 0,59EG + 0,89EB
Сформированные
сигналы
трех
первичных цветов поступают в кодирующее
устройство КУ, где формируется полный
цветной ТВ сигнал.
28. Полный цветной ТВ сигнал (ПЦТВС) содержит:
1. Яркостной сигнал в полной полосе частот;
2. 2 цветоразностных сигнала (R-Y и B-Y) в
ограниченной до 1.5 МГЦ полосе частот,
которые посредством модуляции одной или
двух поднесущих частот, для уплотнения
спектра яркостного сигнала размещаются в
его высокочастотной части;
3. Сигналы синхронизации приемника;
4. Сигналы цветовой синхронизации.
29. Спектр ТВ сигнала цветного изображения
30.
С выхода кодирующего устройства ПЦТВС
через
канал
связи
поступает
на
декодирующее устройства телевизора, где
производится обратная операция выделения
из общего спектра яркостного сигнала
цветовых
поднесущих
частот,
их
детектирования
для
получения
двух
цветоразностных
сигналов
с
помощью
которых в матрице М2 формируется третий
цветоразностный сигнал G-Y. Затем при
помощи матрицы М3 из яркостного и 3
цветоразностных
сигналов
формируются
исходные RGB сигналы.
Источник: ppt-online.org