Список профессий на ТВ

Среди современные амплуа, в которых журналист предстает перед зрителем, наиболее выделяются следующие основные специализации: обозреватель, репортер, комментатор, интервьюер, редактор и ведущий программы (передачи, ток-шоу, новостей).

Практика отечественного телевидения не всегда дает возможность увидеть ту или иную специальность в “чистом виде”. Сама форма телепередачи «требует от журналиста переключения на ту или иную роль: скажем, некоторые ведущие московского городского канала выполняют обязанности интервьюера, комментатора, порой модератора, не говоря об их непременном редакторском участии в отборе и компоновке материала» Телевизионная журналистика.

Под ред. Г.В. Кузнецова и др. — М., 1998. С. 89. С. 216..

Вместе с тем страдает качество телепередач, когда, например, один из блестящих мастеров обдуманного до последней фразы комментария на международные темы вдруг берется вести телемост, где требуются молниеносная реакция и способность к остроумной импровизации. И наоборот, хорошо работающий в уличных репортажах, в общении с собеседникам на поле или на стадионе репортер, часто не выдерживает студийного монолога. Бывает, что интервьюер-портретист, снискавший славу светскими беседами с деятелями искусства, терпит провал, взявшись за интервью с политиком. А отличный ведущий-информатор оказывается смешон в роли комментатора- аналитика или неловок в ток-шоу.

Профессии на телевидении: какую выбрать

Это происходит по многим причинам. Среди них: и недостатки профессиональной подготовки журналистов, и неразвитость необходимых личностных свойств, и отсутствие всесторонней практики работы, и инертность мышления, и то, что «пока журналисты по привычке думают в первую очередь не об интеллектуальном импульсе, а о том, что доступно показу, исходя из возможностей техники» Кузнецов Г.В. ТВ-журналист. — М., 1980. С. 9..

В то же время логика технического развития телевидения и требований к специалистам уже сегодня подсказывают, что тележурналист должен уметь многое, владеть сразу несколькими специальностями.

Корреспондент телевидения завтрашнего дня, как представляется, будет сочетать в себе качества и комментатора, и обозревателя, и интервьера, и ведущего телепрограммы. Несомненно на отечественное телевидение придут и продюсеры, и модераторы, и универсальные редакторы, и шоу-аналитики. В недалеком будущем практика работы в глобальных информационных сетях и острая конкуренция “заставят” тележурналиста стать универсальным работником, способным, не выходя из студии, подготовить и провести любую телепередачу.

Особый акцент будет сделан на обеспечение интеграции высокого технического уровня и художественности материала, выходимого в эфир, компьютерной грамотности, компетентности и редакторской подготовке тележурналиста.

Источник: studbooks.net

Глава 9. Журналистские профессии на телевидении

В шестидесятые годы любого журналиста, работающего в кадре, называли «комментатор». С течением времени более точно определились основные «амплуа», в которых журналист предстает перед телезрителями. Каждому из видов экранной деятельности присущи особая методика работы, особые правила, соответствующие его специализации; смешивать их было бы непрофессионально.

1. Телерепортер (корреспондент).

4. Интервьюер (мастер больших интервью, аналитик или «портретист»).

5. Ведущий (дискуссии или иной диалогической передачи; за рубежом именуется модератор).

6. Ведущий ток-шоу.

7. Ведущий информационной программы (в США бытует термин «анкормэн», что означает «человек-якорь», или словосочетание «ньюз презентер» – «представляющий новости»; иногда используют образное выражение «человек, делающий погоду», но всегда решительно отделяют данного специалиста от комментатора, репортера и т.п.).

Практика отечественного телеэкрана не всегда дает возможность увидеть какое-либо из перечисленных «амплуа» в идеальном, чистом виде. Иногда сама форма сложной, комбинированной передачи требует от журналиста «переключения» на ту или иную роль: скажем, некоторые ведущие московского городского телеканала выполняют обязанности интервьюера, комментатора, порой модератора, не говоря об их непременном редакторском участии в отборе и компоновке материала. Важно лишь, чтобы в каждый из моментов передачи выдерживались законы жанра, например интервьюирование не смешивалось бы с комментированием (а такой недостаток присущ в том же московском канале нескольким ведущим на протяжении многих лет. Да и в других программах случается, что интервьюер говорит значительно больше, чем его собеседник, считает себя обязанным высказаться по каждому поводу, заявить о себе и своих мыслях).

Молодой журналист рано или поздно определяет для себя некие рамки профессиональных возможностей, т. е. старается делать то, что лучше удается. С возрастом амплуа журналиста может измениться, но пределы изменений все же существуют: это психофизиологические особенности организма, которые не следует игнорировать. Один из блестящих мастеров обдуманного до последней фразы комментария на международные темы вдруг оказывается беспомощным, взявшись вести телемост, где требуются молниеносная реакция и способность к остроумной импровизации. И наоборот, хорошо работающий в уличных репортажах, в общении с собеседниками на поле или на стадионе репортер часто не выдерживает студийного монолога, крупный план угнетает его, за столом, в кресле он выглядит неестественно, неорганично.

Еще по теме:  Спорт комментатор на ТВ 5 букв сканворд

Даже в театре понятие амплуа связано не только с внешними данными и психофизиологическими особенностями актера. Теоретики театра подчеркивают, что важен синтез физических, моральных, интеллектуальных и социальных черт. Не учитывать этого нельзя и в журналистике.

Бывает, что интервьюер-портретист, снискавший славу светскими беседами с деятелями искусства, терпит провал, взявшись за интервью с политиком, а отличный ведущий-информатор оказывается смешон в роли комментатора-аналитика или неловок в ток-шоу. Таких примеров, к сожалению, достаточно: никто не помогает журналистам «найти себя», свое амплуа, свой осознанно формируемый экранный имидж. Сказывается нехватка режиссеров, которые были бы заинтересованы в такой работе с экранными персонажами – журналистами.

Знаменитый Уолтер Кронкайт, чья внешность вселяла успокоение и чувство надежности в американскую телеаудиторию 60–70-х годов, был допущен к пульту ведущего информационной программы Си-би-эс лишь после многолетней работы в качестве корреспондента. Ставка на молодых ведущих в США не оправдала себя: американцы склонны больше доверять в политическом анализе и отборе новостей мужчинам среднего возраста.

Размышляя о своих преемниках, Кронкайт с некоторой горечью писал: «Много молодых людей из тех, что раньше шли на сцену или снимались в кино, теперь приходят на телевидение. Это красивые люди, которые хотят быть «звездами», но они мало заинтересованы в журналистике. Их гораздо больше интересуют деньги, слава, популярность.

Они проходят обучение в «коммюникейшн скулз», которое не приносит особой пользы, так как никто не учит там молодых людей, как надо писать. А без этого невозможно стать хорошим журналистом». Среди студентов в России тоже распространено мнение: на телевидении необязательно уметь писать. Глубочайшее заблуждение! Обилие мало что умеющих людей на телевидении России в начале 90-х годов было связано со сменой политических структур и с уходом профессиональных, но политически неуместных в новой обстановке журналистов и режиссеров.

В романе Артура Хейли «Вечерние новости» упоминается, что молодым людям с дипломом журналиста на американских телестанциях предлагается поначалу черновая работа, вроде просмотра местной прессы и сбора материала для штатных репортеров. О самостоятельных репортажах они только мечтают, такая работа достается не всем и не сразу. Это объясняется высокими профессиональными стандартами, выработавшимися в условиях конкуренции телестанций и сетей. Рядовой американский телекорреспондент в конце 80-х годов зарабатывал около 100 тысяч долларов в год (в 7–8 раз больше среднестатистического американца), ведущие общенациональных сетей – до трех миллионов долларов в год.

Восхождение будущей телезвезды начинается, как правило, на небольшой провинциальной телестанции, затем следует переезд в более крупный город, и уже потом замеченный талант получает приглашение на общенациональную сеть. Вообще американское общество более мобильно хотя бы из-за отсутствия системы прописки и «квартирного вопроса», это обеспечивает приток лучших сил из провинции, чего так не хватает российским центральным учреждениям.

Путь из американской глубинки к вершинам популярности прошли Питер Дженнингс, Дэн Разер, Том Брокау, Фил Донахью. В США репортер, интервьюер, комментатор так и именуется – «талант», без всякой иронии, поскольку талант является непременным профессиональным качеством человека, претендующего на регулярное присутствие в миллионах домов. На «таланта» работают остальные участники сбора новостей, так как от него зависят рейтинг программы и доход станции. Способность работать в коллективе – необходимое качество тележурналиста, оно неизменно присутствует в списке обязательных профессиональных качеств во всех пособиях по тележурналистике. Приведем один из таких списков полностью:

«Кроме физических данных – хорошей внешности, приятного голоса и правильного произношения – диктору-журналисту нужны: широкое образование, знание жизни и людей; ум и находчивость; чувство юмора; терпение; воображение; энтузиазм; скромность, основанная на вере в себя; способность работать в коллективе». Авторы пособий единодушны в том, что большинство этих качеств – суть самой личности: либо они есть, либо их нет. Однако и то, что дано природой, необходимо развивать в течение всей профессиональной журналистской жизни.

Еще по теме:  ТВ что это география

Источник: poisk-ru.ru

Подробный обзор профессии телеведущая (+куда поступать)

Девушки, зачарованные красивой картинкой на экране телевизора, мечтают приобрести профессию телеведущей. Специальность связана с постоянным общением и появлением на публике. Респектабельные, элегантные наряды – это не ключевой признак профессии. Тяжелый труд, ненормированный рабочий день, многочасовые съемки и постоянные командировки – ежедневная рутина.

Первые телеведущие появились в 30-х годах 20 века, когда телевидение начинает развиваться. Одни и те же лица на экране появлялись каждый день годами, поэтому к ним относились, как к родственникам. Во второй половине 20 века количество каналов и передач увеличилось, появились специализации в профессии. Ведущие музыкальных каналов и новостей, погоды и шоу выглядят так, как требует направление передачи, от этого зависит манера разговора и речь.

Чем занимаются представители профессии телеведущий

Телеведущая работает в студии, берет интервью, освещает новости, проводит шоу. Средства массовой информации влияют на сознание людей и предлагают пример внешности, поведения, моды. В функциональные обязанности телеведущей входит подготовка передачи и ее проведение. В студенческие годы можно получить должность ассистента.

Ведущие отличаются от дикторов, которые зачитывают готовые новости по написанному шаблону. Они сами находят материал, собирают его, участвуют в монтаже и предлагают на суд зрителей. Пик деятельности телеведущего – авторская программа. В ней рассматриваются злободневные темы, интересные обществу.

Начинать работу перед камерой рекомендуется с должности редактора или корреспондента, чтобы знать основу профессии

Публичный человек постоянно находится на виду. Ему необходимо безупречно выглядеть, следить за речью и высказываниями, публикациями и фотографиями в социальных сетях. Вместе с популярностью приходят осуждение и негативная оценка деятельности, к чему тоже надо быть готовым.

Ненормированный рабочий день, ночные и утренние съемки сильно физически выматывают.

Телеведущий, несмотря на усталость, остается сдержанным и тактичным

Необходимость держать себя в руках воспитывает упорный и устойчивый характер.

Не каждый известный ведущий окончил специализированный ВУЗ или получил профессиональное образование. Нужный типаж и талант решают все. В развлекательные программы люди приходят из кино и театра, шоу-бизнеса и спорта. При наличии необходимого шарма телеведущие прекрасно справляются со своими обязанностями и нравятся зрителям. Такие передачи, как «Поле чудес» и «Пусть говорят», собирают возле экранов тысячи почитателей.

Какие перспективы для обладателя профессии

В профессию приходят люди из разных сфер, не всегда относящихся к телевидению. Тем не менее, они успешно работают и становятся медийными личностями.

Федеральные каналы стремятся взять на работу популярных и известных личностей. Это поддерживает престиж СМИ.

Молодые специалисты начинают с региональных каналов или сопутствующих профессий.

Востребованность ведущих

Претенденток на профессию телеведущей много. Чтобы получить работу, надо пройти конкурс и соответствовать требованиям, предъявляемым к программе.

Молодые специалисты пробивают дорогу на экран через кастинги и профессиональные отборы

Несмотря на наличие конкуренции, человек, умеющий креативно подходить к работе, импровизировать и выходить из сложных ситуаций, сможет реализовать свои способности. Ведь это одно из главных качеств ведущего на телевидении.

Уровень зарплаты

Об оплате труда телеведущего можно сказать, что нет предела совершенству. На небольшом региональном канале она рядовая, в пределах 30 тысяч рублей. Верхняя планка не установлена, так как зависит от популярности СМИ, профессионализма телеведущего. На федеральных каналах заработная плата превышает 150000 рублей у ведущих авторских программ. Чтобы достигнуть высоких заработков, надо пройти длинный путь к вершине.

График работы

У телеведущей ненормированный рабочий день. Передачи, проходящие в прямом эфире, бывают рано утром или поздно вечером. Съемки продолжаются в течение нескольких часов, в эмоциональном напряжении, что действует изматывающе на организм.

Вести программу – это не просто читать текст, а быть компетентным во всех вопросах

В промежутках между эфирами журналист готовится к теме передачи.

Особенностью профессии является работа в выходные дни и праздники, ночью и в ранние утренние часы. Съемки не возможно отменить, даже по причине нездоровья телеведущего. Отпуск незапрограммированный, а спонтанный.

Популярные телеведущие, связанные обязательствами, не покидают телеэкран надолго.

Возможность работы на фрилансе

Постоянное появление на экране – это залог успешности телеведущей. Сопутствующая деятельность: блогерство. Но эта сфера деятельности не дает таких заработков и популярности. Работа фрилансера не совместима с удаленными видами труда.

Где работать новичку

У популярной телеведущей нет недостатка в предложениях, сложнее пробиться на экран молодому специалисту. Начинающие журналисты работают репортерами, редакторами передач. Возможен карьерный рост. Ведущий авторской программы может стать продюсером, режиссером или директором телеканала. Начинать деятельность надо на телевидении и в поисках возможностей.

Еще по теме:  Почему прерывается спутниковое ТВ

Повышение квалификации

На курсах, навыки приобретаются в общении с коллегами и во время постоянной практики. Для прессы проводятся семинары по новым медиа технологиям.

Для успешного продолжения деятельности телеведущей надо быть в курсе событий, обладать техникой общения, иметь психологические навыки

Назвать такое повышение квалификации курсами нельзя.

Профессиональные конкурсы

Телеведущая всегда находится в поле зрения. Она принимает участие в развлекательных шоу по своему усмотрению или направлению канала. Профессиональные конкурсы проходят средства массовой информации, передачи. Ведущие получают номинации, как представители канала.

Часто проводятся кастинги и конкурсы для подбора новых лиц. В них участвуют молодые специалисты, желающие сменить условия труда и перейти с регионального на федеральный вещательный канал.

Перспективы для телеведущей

Работа на телевидении связана с популярностью и узнаваемостью. На успех в специальности за рубежом влияет отличие менталитета, разница в чувстве юмора и взглядах на жизнь.

У профессиональных ведущих с большим послужным списком нет недостатка в поклонниках, но и в этом случае трудно предположить, как сложится карьера за границей

Зачастую опытные телеведущие остаются невостребованными за пределами родины и могут играть роль аналитиков на передачах, связанных с вопросами о своей родине.

Если позволяет мировоззрение и убеждения, есть возможность перестроиться, то можно стать успешной на телевидении за границей

Молодые специалисты имеют больше шансов получить работу в иностранных государствах, так как не скованы стереотипами. Телеведущая работает на злобу дня, и должна соответствовать социальному заказу.

Получение смежной профессии, куда поступать

Телеведущая должна обладать качествами, которые присущи и представителям других профессий. Получение дополнительного образования позволяет расширить собственные горизонты и разнообразить род занятий. Телеведущая может переквалифицироваться на смежную специальность.

  1. Диктор зачитывает текст в радио и телепередачах. Профессия не требует актерских данных.
  2. Актер задействуется в театральных и кинопостановках. Специальность сходная по творчеству с телеведущей.
  3. Журналист занимается сбором, подготовкой и публикацией материалов.

Не всегда ведущие телепередач имеют соответствующее образование. В профессию приходят медики, биологи, юристы. Представители этих специальностей ведут тематические передачи. А помимо этого есть еще много женских профессий.

Где и как учат на ведущего

А где учиться, в профессию приходят из театра и кино, спорта и шоу бизнеса. Если нет такой возможности, то надо получать образование. Куда поступать: в высших учебных заведениях есть факультет тележурналистики, где сдавать нужно экзамены. Обязательные занятия: основы сценической речи, ораторское искусство, актерское мастерство.

Для будущей профессии нужны практика и бесценный навык

Во время учебы студенты не просто получают нужные для работы навыки, но и заводят полезные знакомства. На последних курсах устраиваются работатьна телевидение. Не имея опыта, студенты получают низшие должности, вроде помощника или ассистента.

Получая образование студенты участвуют в программе обмена или проходят стажировку за границей. Те, кто собирается работать на родине, ищут возможности опробовать себя на российском телевидение.

Большое количество предметов, требующих непосредственного контакта, не позволяют обучаться дистанционно. В ВУЗах столичного региона преподают профессионалы, имеющие заслуги и возможность поделиться опытом.

Кому подходит специальность

Не зря говорят, что важное значение для телеведущей имеет картинка. Она должна быть красивой, чтобы привлекать взгляды. Внешность играет не последнюю роль в успешной карьере.

Правильная дикция и грамотная речь необходимы для профессионального роста. Телеведущая не работает одна, она полноценный член команды, поэтому умение выстраивать отношения – бесценно. Профессионал должен уметь держаться перед камерой, уметь себя вести естественно и непринужденно.

Телеведущая должна быть ухоженной, обладать шармом и обаянием

Для телеведущей обязательно грамотно излагать мысли и уметь доносить ее до зрителя. Важно удерживать внимание публики, заставлять передачу идти по намеченному плану. Чувство юмора и умение импровизировать приветствуются. Постоянный контакт со зрителями требует коммуникабельности, обаяние и харизма.

Помимо личностных качеств, надо обладать хорошей памятью, уметь сдерживать эмоции, иметь стрессоустойчивость, быть тактичным и воспитанным

Каждое слово телеведущей имеет значение, поэтому речь надо обдумывать. Бывают случаи, когда после эфира фразы становятся крылатыми и подхватываются фанатами.

К минусам профессии относится публичность. Телеведущая постоянно на виду, подвергается тщательному изучению, начиная от внешности и заканчивая творчеством. Из-за популярности появляются слухи, домыслы, происки желтой прессы. Также сложность состоит в:

  • ненормированном рабочем дне;
  • постоянных командировках;
  • большой конкуренции при приеме на работу.

Для девушек профессия телеведущей – мечта. За внешним лоском скрывается многочасовой труд под лампами и камерами. Съемки продолжаются долго, но еще больше времени занимает подготовка программы. Огромным плюсом профессии является творчество, возможность самовыражения и перспективность.

Источник: topobrazovanie.ru

Оцените статью
Добавить комментарий