Лучшие проекторы для домашних кинотеатров, главные их отличия, важнейшие критерии выбора.
В этом году приятно и просто писать о проекторах, потому что у каждого производителя есть, как минимум, одна выдающаяся модель с очень конкретными и понятными преимуществами, которые можно смело рекомендовать покупателям, и не мучится придумыванием мутноватых достоинств типа «нативной» контрастности.
- сначала пробежаться по ценам, чтобы получить примерное беглое представление, что, и за какие деньги можно получить
- затем рассмотреть, что важно при выборе проектора (удаленность от экрана, LED или лампы, LCD или DLP, 2D или 3D, имитация контрастности, Wi-Fi, сглаживание кадров), а чем можно полностью пренебречь, как откровенной рекламной ерундой (яркость, контрастность, срок службы ламп, уровень шума вентиляторов)
- подробнее рассмотреть каждую ценовую категорию и назвать лучшие модели
Можно уверенно сказать, что при выборе проектора первым всплывающим в голове словом является термин «Full HD», который обещает высокое разрешение (1920х1080) и подсознательное ощущение быстрого наступления полного видео-счастья. Такие проекторы начинаются от 30000 рублей, и если вся ваша видеотека или большая её часть состоит из фильмов с качеством 1080p, то покупать вы будете только FullHD проектор и можете смело перепрыгнуть несколько абзацев, пропустив описание недорогих проекторов.
Всем, кто рассматривают возможность приобретения проектора дешевле 30000 рублей, мы напомним, что главное достоинство проектора — это большой размер изображения. Это настолько впечатляющий и весомый фактор, что даже если вы зададитесь целью купить самый плохой проектор, то все равно останетесь довольны и навсегда превратитесь в приверженца проекторов, потому что благодаря огромному размеру изображения вы присутствуете в действиях фильма, а не подглядываете за ними через «замочную скважину» экрана телевизора. Второй важный фактор в пользу бюджетных проекторов заключается в том, что качество изображения фильма на экране на 80% зависит от качества источника (в каком разрешении записан фильм) и только на 20% от разрешения проектора.
В диапазон цен от 10000 до 15000 рублей попадают бюджетные проекторы универсального назначения с разрешением 800х600 и 1024х768. Критерий выбора достаточно прост — проектор должен обязательно иметь HDMI вход версии 1.4 и использовать технологию DLP. Вход HDMI 1.4 обеспечит подключение ко всем типам устройств, включая самые современные 3D плееры. DLP технология даст 3D и слитность изображения (в LCD проекторах расстояние между пикселями в три раза больше и на проецируемом изображении видна межпиксельная решетка). Для просмотра 3D фильмов понадобятся активные 3D очки (любого производителя) с технологией «DLP-link».
В диапазоне цен от 15000-25000 рублей можно купить уже специально созданные для домашних кинотеатров проекторы с HD (1280х720) разрешением. Среди них есть ламповые и безламповые (LED) модели. Если вы хотите сделать домашний кинотеатр, пусть с недорогой, но многоканальной акустикой, и с экраном шириной 2,5м или больше, то однозначно выбирается ламповый проектор. LED проектор можно рассматривать кандидатом в «персональный» кинотеатр с небольшим импровизированным на светлой стене экраном шириной 2м при полном затемнении и 1м днем (при задернутых занавесках).
1LCD за 200$ лучше DLP за 1000$! WZATCO C3 vs Changhong M4000!
Сумма 30-40 т.р. позволит выбрать проектор с Full HD (1920×1080) разрешением. Выбор между кандидатами определяется количеством HDMI входов, наличием 2D-3D конвертации.
40-60 т.р. дают возможность купить проектор со сглаживанием кадров в быстрых сценах и беспроводным HDMI подключением.
К категории цен 80-100т.р. относятся проекторы традиционно «бюджетных» брендов очень похожие по набору функций на «небюджетные» проекторы. Главные отличия этих моделей от проекторов «благородных кровей» заключаются в рафинированности функций улучшения изображения и в 1.5-кратной разнице в цене.
От 100т.р. начинаются модели проекторов для классических домашних кинотеатров с хорошей акустикой и чувственной эйфорией полного погружения в тот заветный «эффект присутствия» в происходящих на экране чудесах.
НЕНУЖНЫЕ КРИТЕРИИ ВЫБОРА ПРОЕКТОРОВ
В этом месте делаем наш главный новогодний подарок читателям и говорим о проекторах, как и обещано в названии статьи, откровенно, фактически, на грани стриптиза, избавляясь почти от всех рекламных покровов.
В первую очередь, покончим с контрастностью, яркостью и сроком жизни ламп. Не используйте эти параметры при выборе проекторов для дома.
Главное заблуждение о контрастности заключается в том, что о ней пытаются судить по каким-то непонятным образом измеренным цифрам. Это полный бред, потому что на 90% она зависит от типа дисплея (сколько света он пропускает в закрытом для прохождения света состоянии). Существует всего 2 типа дисплеев с жидкими кристаллами и с металлическими зеркалами, т.е.
LCD (в разных модификациях) и DLP. Соответственно, существует всего два типа и два реальных значения контрастности — «LCD контрастность» и «DLP контрастность». Одна из них выше другой в два раза, но не имеет никакого смысла даже задумываться какая из них лучше, потому что уже давно всем понятно, что имитация контрастности с помощью динамических диафрагм, прикрывающих лампу в темных сценах, намного больше и эффективней влияет на глубину черного цвета на экране. Отсюда вывод — хочешь контрастный проектор — смотри на наличие динамической диафрагмы (не путать с «динамической контрастностью» — это управление яркостью через мощность лампы, что из-за большой инерционности ламп работает только на статичных кадрах).
Теперь о яркости. Все проекторы для домашнего кинотеатра отличаются друг от друга по яркости, но заметить это можно только с помощью измерительных приборов. Уточним — ламповые проекторы с заявленным световым потоком 2000-3000лм отличить по яркости без приборов сможет только психологически настроенный на это человек (или эксперт, зарплата которого зависит от рекламодателей). Без приборов обычный человек сможет заметить явную разницу в яркости только между LED проекторами и ламповыми проекторами. Последние заметно ярче LED моделей со световым потоком 500-1000 лм.
Следующая жертва наших разоблачений — указываемый в спецификациях срок жизни ламп. Во всех проекторах используются лампы одинакового типа и служат они тоже примерно одинаково: по 2000-3000 часов. Происхождение рекордных цифр 5000-10000 часов всегда поясняется в инструкциях к проекторам, как показатели в супер экономичных режимах, когда проектор не светит, но держит лампу подогретой для моментального увеличения яркости до рабочего состояния. Исключением являются только LED проекторы. Они используют другой тип источника света и он действительно служит 20000-30000 часов.
Последний участник нашего рекламного стриптиза — уровень шума систем охлаждения проекторов. Если вы не носите постоянно с собой шумометр и не являетесь жертвой научных экспериментов булгаковского профессора Преображенского, то на слух вы сможете отличить по уровню шума три категории проекторов — офисные проекторы шумят, как компьютер-десктоп, домашние до 100т.р. — как не перегретый ноутбук, домашние дороже 100т.р. — как ноутбук в выключенном состоянии или чуть-чуть громче. Это слегка утрированное представление, но оно намного практичнее при выборе проекторов, чем сравнение децибелов из тестов и спецификаций.
ВАЖНЫЕ КРИТЕРИИ ВЫБОРА ПРОЕКТОРОВ
Фокусное расстояние объектива
Так как речь идет в основном не о VIP проекторах, а о моделях для обычных жилых комнат, то возможность установить проектор там, где хочется, является, наверное, самым главным фактором. Большинство проекторов устанавливается на расстоянии от экрана, равном 150% ширины изображения. Полезно знать, что есть модели, которые можно установить дальше (200%) или ближе к экрану (70-100%). Важно представлять, что проектор не может, как фотоаппарат, сильно увеличивать или уменьшать изображение. Большинство проекторов могут изменить размер изображения только на 20-30%.
DLP или LCD технология
Обе технологии в моделях дороже 100т.р. используют изощренные, и, надо сказать, эффективные, методы борьбы со своими недостатками, поэтому в этом ценовом диапазоне (больше 100т.р.) они будут сосуществовать еще очень долго.
В проекторах дешевле 100т.р. DLP серьезно теснит LCD и особенно в секторе проекторов для домашних кинотеатров. Причины очевидны и ясны. В DLP проекторах критикуют «радугу», но видят её почему-то только единичные пользователи (или думают, что видят). Второй предмет критики DLP — эффективность использования яркости лампы (это про «цветовую яркость»).
Представляется, что большинство покупателей не примут во внимание, что DLP проекторы при той же яркости расходуют на 50Вт больше, чем LCD.
Недостатки бюджетных LCD проекторов более заметны. При разрешении меньше 1920×1080 на экране отчетливо видна (всем без исключения) межпиксельная решетка (изображение в клеточку), и также без исключения, все эксперты (независимо от своей рекламной принадлежности) в публикациях упоминают проблемы с 3D изображением в LCD проекторах, которых в принципе не существует при использовании DLP технологии.
С другой стороны, чтобы не тратить время на споры, мы готовы согласиться со всеми, кому не нравится такая трактовка вопроса LCD-DLP достоинств (или наша рекламная принадлежность) и посоветовать читателям посмотреть открытую статистику поисковых запросов на Яндексе или Google. Не очевидно, что пользователи этих поисковиков знают об обсуждаемых в этой статье технических тонкостях, но очень очевидно, что все больше и больше их интересуют DLP проекторы.
По умолчанию вся современная видео техника выпускается с возможностью показа 3D изображений, но многие не считают это особенным достоинством. Причина такого отношения очень проста и понятна. Она заключается в том, что в маленьких размерах (телевизоры и мониторы) 3D изображение не воспринимается полноценно, потому что вокруг существует обстановка комнаты, в которое оно никак не вписывается по пропорциям. Совершенно по-другому 3D фильмы смотрятся на большом экране, когда изображение занимает все поле зрения и объекты на нем имеют «натуральную величину». Этот довод подтвердят многие, у кого есть 3D телевизор и есть 3D-опыт посещений больших кинотеатров.
К выбору проектора эти рассуждения не имеют отношения, потому что 3D возможности уже существуют, практически, во всех проекторах изначально. Важно другое. При 3D проецировании существенно падает яркость, поэтому рассчитывать на хороший 3D эффект при использовании LED проекторов не стоит, а поклонникам LCD технологии лучше приготовиться к сюрпризу с увеличением шума вентиляторов охлаждения при просмотре 3D фильмов, потому что из-за большего, чем в DLP, падения яркости многие LCD-проекторы увеличивают в 3D режиме яркость лампы.
2D-3D конвертация
Некоторые проекторы могут «на ходу» преобразовывать 2D фильмы в 3D проекции. Эта функция присутствует во многих моделях Acer (H5370BD, H7532BD, H6510BD, H9501BD).
Имитация контрастности
Обычно глубокий черный цвет в темных сценах фильмов — это ценнейшее достоинство дорогих (>100т.р.) кинотеатральных проекторов. Для тех, кто ценит это качество, но рассчитывает на более скромный бюджет, может быть полезной информация, что некоторые модели традиционно недорогих брендов обладают такой функцией. Из их числа самый доступный по цене (40-45т.р.) проектор — это Acer H7532BD. Эта функция присутствует также в моделях Acer H9501BD и BenQ W7000+, относящихся к диапазону цен 80-100т.р.
Плавное движение
Движение без дергания в быстрых сценах достигается в проекторах созданием дополнительных промежуточных кадров. Часто эту функцию называют интерполяцией кадров. В дорогих проекторах она есть всегда, а в бюджетных встречается исключительно редко. Чтобы сократить время поиска называем эти бюджетные модели — BenQ W1400 и W1500 (диапазон цен 50-60т.р.).
Беспроводное подключение
Для дорогих проекторов эта функция не актуальна, потому что для них специально готовят помещение. Значительно важнее её наличие в бюджетных моделях, которые покупают для обжитых жилых комнат и прокладывать лишние провода обычно там никому не хочется. Сразу в комплекте с Wi-Fi HDMI передатчиком, который вставляется в источник сигнала, поставляется проектор BenQ W1500. Приемник сигнала интегрирован в проектор.
Если вы активно используете телефоны, компьютеры и ресиверы с технологией Miracast, то следует обратить внимание на проекторы Acer (LED модели — K132, K135; ламповые — H5370BD, H7532BD). К ним дополнительно поставляется приемник WiFi HDMI сигнала, который вставляется в HDMI вход проектора.
Встроенная в проектор акустика
Даже недорогая внешняя акустика всегда лучше встроенной в проекторе, поэтому этот фактор выбора стоит принимать во внимание только если вы планируете часто перемещать проектор и использовать его в комнатах, где внешней акустики нет. Если такая необходимость возникает, то сообщаем, что громкие, 6-10 Вт, динамики в своих проекторах устанавливают BenQ и Vivitek.
Вроде бы ничего лишнего, но статья получается очень длинная, а мы еще обещали подробно поговорить о конкретных ценовых категориях. Учитывая приближающийся конец года и, как нам кажется, большую полезность информации, публикуем статью в таком виде. Рассмотрение категорий допишем позже, но в кратком виде их описания уже доступны на нашем сайте в разделе ПОДБОР ПРОЕКТОРА.
Ниже пока представим краткий навигатор по категориям с упоминавшимися в статье ценовыми диапазонами.
Глобально все проекторы делятся на три категории
- 130000р. — полный набор функций и отсутствие компромиссов
- есть еще категория дорогих проекторов с фирменными технологиями, но она в этой статье не рассматривается, так как их покупатели опираются на рекомендации специализированных салонов
ЦЕНОВЫЕ КАТЕГОРИИ
Источник: www.allprojectors.ru
Надёжность LCD — проекторов
За три-четыре года LCD матрицы изменились сейчас другое поколение не совсем коректное сравнение получиться.
2. Лучше дождаться Hitachi TX100 должен появиться в ближайщие дни в Москве, а возможно уже есть. По тестам на сайте www.cine4home.de Hitachi показал лучшие результаты.
Конь в пальто
Пользователь
24-06-2004 09:32:49
Ничего, если я и тут свои 5 копеек вставлю? Будучи владельцем Z2 (правда, пока что только пол-года), не мог пройти мимо.
Скажите, пожалуйста, какие именно слабые места у LCD проекторов в надёжности, и можно ли эти компоненты заменить в ремонтном центре? А то выкинешь 2000 дол, а годика через три-четыре у тебя либо пиксели битые будут, либо обьектив какой-нибудь ослабнет )) |
Битые пиксели, скорее всего, будут (у меня уже есть 2-3). НО! Могу поклясться, что при таком разрешении на экране 92 дюйма с трех метров их АБСОЛЮТНО не видно. Одно из преимуществ этих аппаратов перед проекторами с разрешением, скажем, 800х600 или 1024х768. А объективы тут совсем не при чем — и у DLP тоже есть объективы.
Все хвалят Panas 500 и Sanyo Z-2 — намного ли первый лучше второго, стоит ли переплачивать 200 баксов |
К сожалению, лоб в лоб их не сравнивал (когда покупал, Панаса вообще еще не было в продаже). Но для меня лично решающим фактором в пользу Z2 стало наличие сдвига линз — суперфича! Без нее мой аппарат так и стоял бы сейчас в коробке, ибо пока что (по некоторым причинам) я его не смонтировал стационарно. А так — поставил на сбоку на столик, подкрутил картинку — и вперед, смотреть кино! Да и когда будешь устанавливать стационарно, возможность немножко сдвинуть картинку — очень пригодится.
Говорят, что их потока света (600-700) хватает только для нормального изображения 2 метра. А как же с их предельной диагональю 5 м? Совсем плохо будет? |
Тут дело такое. На всех прокторах есть возможность уменьшить световой поток и увеличить при этом контраст. У меня он уменьшен по максимуму (люблю хороший черный), и яркости в притык хватает на 2-метровый экран. Можно, конечно, поднять её более чем вдвое, но и контраст при этом упадет (и уменьшится срок службы лампы). Вобщем, для 2-2.5 метрового экрана эти проекторы пойдут, а вот для 5-метрового советую поискать что-нибудь поярче.
По тестам на сайте www.cine4home.de Hitachi показал лучшие результаты. |
Прочитал я этот обзор, но нигде не нашел упоминания, что «Hitachi показал лучшие результаты». В чем-то лучше, в чем-то хуже. Более новый — это да. Радует, что у него есть сдвиг линз (хотя и не такой мощный, как у Z2); плохо, что нет пониженного режима у лампы (хотя и так срок службы лампы и уровень шума у него нормальный). ИМХО — смотреть, смотреть и смотреть.
Alexsei Anisimov
Пользователь
24-06-2004 09:46:45
Александр Шалимов
Прочитал я этот обзор, но нигде не нашел упоминания, что «Hitachi показал лучшие результаты» |
Вы прочитайте сравнительный тест проекторов Hitachi TX100, Sony NS20, Panasanic 500 и Sanyo Z2 поймете почему он показал лучшие результаты
Конь в пальто
Пользователь
24-06-2004 11:01:46
Да, действительно, не заметил. Прочитал. Вы уж извините, но это просто бред собачий, а не тест. Скажу сразу — это НЕ защита инвестиций, мне как-то все равно, что там пишут про мой проектор хорошего/плохого. Но этот тест не выдерживает просто никакой критики. по пунктам:
1) Сама идея назначать ФИКСИРОВАННЫЕ очки за СОВЕРШЕННО различные вещи — полный идиотизм. Дать 4 очка и за удобство пульта (которым после настройки почти не пользуешься), и за контраст, а потом их тупо складывать — все это очень и очень далеко от реальности.
2) В разделе «подсоединение» почему-то не упомянули, что у Z2 на DVI-I есть и компонент, и VGA, и RGB (конечно, нужны переходники, но они же ЕСТЬ!). Налицо умолчание «ненужных» фактов.
3) Пульт. Написано, что у Z2 небольшой диапазон и медленная реакция на нажатия. Чушь. Диапазон такой, что проектор спокойно управляется ОТРАЖЕННЫМ сигналом (т.е. пульт направляется на экран, а от него сигнал отражается и попадает на проектор) — и это с 3-4 метров! Какой-либо задержки также не наблюдал.
4) Т.н. «Screendoor effect», т.е. сеточка от матрицы. Давать 4 балла только за то, что проектор их слегка размазывает (причем без возможности отключить эту функцию)? Того же можно добиться, чуть-чуть расфокусировав картинку. Впрочем, с расстояния 3 метра на 2-метровом экране никакой сеточки я не вижу, т.е. проблема эта (для данных проекторов) достаточно надуманная.
5) Цветовая температура. Да, такие проблемы были у первой партии Z2; сейчас их уже нет. Просто надо знать, как посмотреть версию фирмвари проектора.
6) Контраст. У занявшего 1-е место он (после всех калибраций) 800:1, у занявшего последнее Z2 (и набравшего в 4 раза меньше баллов) — 700:1. Нужны еще какие-то доказательства предвзятости и необъективности этого теста?
7) Гамма. Вы заметили какую-нибудь разницу между этими двумя графиками? Я — с трудом. А второй получил вдвое меньше баллов, чем первый! И это при том, что (по собственному заявлению проводивших тест) его можно запросто подправить.
И последнее. Я вовсе не хочу сказать, что Z2 — супер-пупер проектор, который на голову и плечи выше всех остальных. У него есть свои плюсы и свои минусы. Я вполне даже допускаю, что новый Хитачи даст несколько лучшую картинку (кстати, сколько он стОит?). Единственное, что я хочу сказать — данный тест весьма необъективен, а методика подсчета очков не может вызвать ничего, кроме смеха.
Свалить в одну кучу коммутацию, удобство управления и качество картинки без каких-либо весовых коэффициентов. Короче, я бы не в коем случае не стал бы доверять такому тесту. Единственный его плюс — там четко определены критерии, на которые нужно смотреть при покупке проектора. Однако прежде я бы посоветовал определиться с собственными приоритетами, чтобы не получилось так, как в этой статье, где скорость реакции пульта или красивость менюшек может перевесить качество картинки.
Источник: www.hi-fi.ru
Проекционные технологии на современном рынке профессионального оборудования
За годы развития проекционных технологий пользователи успели узнать и запомнить множество аббревиатур: CRT, LCD, LCOS, DLP, LDT. Сейчас еще выпускаются и продаются CRT-проекторы, уже выпускаются и продаются лазерные LDT-проекторы, но для конечного пользователя выбор не так уж и очевиден. Попробуем определить, что в реальности у нас сейчас есть.
DLP (digital light processing, цифровая обработка света) – технология проецирования оцифрованных изображений, запатентованная американской корпорацией Texas Instruments, изобретенная в 1987 году доктором Ларри Хорнбеком и реализованная в 1996. Каждый DLP-проектор имеет внутри DMD-чип – один, два или три.
DMD (digital micromirror device, цифровое микрозеркальное устройство) – матрица с зеркальными пикселями, способными менять свое положение в пределах двадцати градусов и отклонять луч с линзы на светопоглощающий радиатор light dump и обратно. Легкие безынерционные алюминиевые зеркала с поверхностью, обработанной до высокого коэффициента отражения, качаются на осях, закрепленных на основе матрицы, и приводятся электрическим полем, создаваемым электродами, подключенными к ячейкам SRAM, адресуемым стандартным для массивов методом. DMD-чипы выпускаются со стандартным разрешением.
Наиболее распространенными размерами DMD являются 800×600, 1024×768, 1280×720, и 1920×1080 для HDTV. В DLP-кинопроекторах DMD-чипы имеют 2k и 4k пикселей по длинной стороне. Миллионы зеркальных пикселей размером 16х16 микрон с микронным зазором между ними располагаются на поверхности одного DMD-чипа. Каждый зеркальный пиксель в зависимости от частоты смены своего состояния: 0-1, закрыто-открыто, свыше 10 000 раз в секунду, – способен генерировать 1024 оттенка в диапазоне от белого до черного.
Одночиповый ламповый DLP-проектор показывает цвета последовательно подобно системе последовательного цветного телевидения американской телерадиовещательной компании Columia Broadcasting System. После DND-чипа в одночиповом проекторе располагается колесо цветового светофильтра, или цветовое колесо, поделенное на сектора образующих цветов и синхронизированное с чипом. Слабым местом одночиповой DLP-проекции является эффект радуги, возникающий по краям движущихся на экране объектов. Изображение складывается из поочередных вспышек каждого цвета, а смешиваются цвета уже в нашем восприятии благодаря некоторой заторможенности зрения.
Но если экран на мгновение закрыть, можно увидеть только два цвета из трех. На первых цветовых колесах было по одному из RGB-сегментов, и они делали оборот за кадр, потом добавили прозрачный сегмент для увеличения яркости, затем стали появляться двойные сегменты и увеличилась частота вращения колеса, позже прибавили CMYK-сегменты и т.д.
В последних моделях DLP-проекторов вращающийся цветовой диск заменяет блок сверхъярких RGB-светодиодов. Благодаря тому, что светодиоды быстро включаются и выключаются, можно еще больше увеличить частоту смены цветов и полностью избавиться от механического шума. Отказ от лампы также облегчает тепловой режим работы матрицы.
Двухчиповые DLP-проекторы имеют выделенную DMD-матрицу для красного цвета, а синий и зеленый обрабатываются второй матрицей вместе.
Трехчиповые ламповые DLP-проекторы имеют призму для разложения белого света и раздельной одновременной подачи R-, G- и B-лучей на свои отдельные DMD и далее, после смешивания – на экран. В трехчиповых проекторах частота кадров не завязана на скорость вращения цветового колеса. Три DMD-чипа позволяют использовать LED-источники света сразу нужных цветов и обходиться без цветового колеса.
В сравнении с LCD-проекторами DLP-устройства:
– отличаются большей яркостью изображения, свет проходит не сквозь матрицу, а отражается без рассеяния на матричной решетке; контрастность достигает 2000:1;
– технологические зазоры между пикселями DMD–чипов меньше зазоров в LCD-чипах, изображение получается не таким пикселизированным, менее дробным;
– компактность DMD-матриц позволяют миниатюризировать проекторы; уже сейчас DLP-проекторы встраиваются в телефоны, и это не предел; срок службы Pico DLP со светодиодным источником 20 тыс. часов;
– нагревание DMD-матрицы меньше, чем у LCD, при работе DLP-проектор производит намного меньше шума из-за меньшей необходимости в интенсивном принудительном теплоотводе.
LCD (liquid crystal display, жидкокристаллическое отображение) – технология получения проекций за счет пропускания света через жидкокристаллическую решетку. Модуляция светового потока производится вращением угла поляризации каждого пикселя, управляемыми электрическими сигналами. Модулирующая ЖК-структура с элементами системы управления LCD-матрицы наносится на стеклянную подложку, чем достигается стабильность геометрии получаемого изображения и некоторых других параметров, настраиваются только яркость и контраст картинки.
В случае трехматричных проекторов добавляется точная подстройка сведения цветов, необходимая для компенсации погрешностей крепления матриц и изготовления зеркал. В ранних образцах LCD-проекторов применялись многослойные TFT-матрицы, сейчас применяются поликремниевые, или P-Si TFT-матрицы, по три в одном проекторе. При этом трехматричный проектор маркируется как 3LCD и обладает улучшенными характеристиками в сравнении с одноматричными.
Существует консорциум 3LCD Group, созданный производителями 3LCD-проекторов для продвижения трехматричной технологии путем разъяснения ее преимуществ в виде десятков квинтиллионов оттенков серого и одновременного проецирования на экран всех трех цветов, позволяющего получать яркие краски без эффекта радуги, присущего DLP–конкурентам нижнего ценового диапазона.
Как и в случае с DLP, каждая из трех таких высокотермоустойчивых матриц пропускает один базовый цвет. Белый свет разделяется дихроичными (поглощающими треть светового спектра) зеркалами на RGB – красный, зеленый и голубой. Каждый луч пропускается через свою P-Si TFT LCD-матрицу, состоящую из LCD-пикселей с регулируемой прозрачностью. Поликремниевые матрицы обеспечивают очень яркую и насыщенную цветопередачу — это особенно важно при проецировании компьютерной анимации.
Между пикселями в одной с ними плоскости находятся непрозрачные управляющие элементы, уменьшающие заполняемость матрицы, из-за чего часть светового потока расходуется впустую. С развитием LCD-технологии межпиксельные пространства сократились, но стать совершенно незаметными им не суждено – размер управляющих элементов бесконечно уменьшать невозможно. Еще одним способом снижения потерь светового потока является размещение перед LCD-матрицей массива микролинз.
Примером может служить MLA-технология 1998 г. от Epson, где каждая линза массива, расположенного напротив ЖК-пикселей, собирает и фокусирует свет на центральную зону «своего» пикселя, таким образом увеличивая заполняемость на 30-50%. Однако в целом коэффициент заполнения для LCD-матриц (отношение суммарной площади жидких кристаллов к общей площади ЖК-матрицы), работающих «на просвет», до сих пор составляет 40-60%.
LCoS (Liqued Crystal on Silicon, жидкие кристаллы на кремнии) – проекционная технология, появившаяся в конце 90-х и обладающая чертами как LCD-, так и DLP-проекторов. Для модуляции светового потока и получения градаций серого применяются жидкие кристаллы, но в данном случае они работают не «на просвет», а образуют над зеркалом сетку пикселей, изменяющих его отражающую способность.
Основной недостаток «просветных» LCD-матриц преодолевается тем, что в отличие от LCD-матриц управляющие элементы LCOS находятся не на одном уровне с жидкими кристаллами, а позади них, что позволяет довести коэффициент заполнения до 95%.
Профессиональные LCoS-проекторы обычно строятся по трехчиповой схеме с использованием монохромных LCoS-матриц. Подобно тому, как это происходит в 3LCD, в формировании полноцветного изображения применяются дихроичные зеркала, призмы, три LCoS-матрицы и RGB-светофильтры. Одночиповые LCoS-схемы с LED RGB в качестве источников мощного светового потока не получаются.
Существует одночиповое LCoS-решение от JVC, для цветоделения света в котором используются HCF-фильтр (hologram color filter — голографический цветовой фильтр) непосредственно на самой LCoS- матрице. У этой технологии есть собственная торговая марка SD-ILA (single D-ILA, direct drive image light amplifier). Одночиповые LCoS-проекторы характерны трехкратной потерей светового потока (фильтр – ЖК – фильтр) и перегревом матрицы, невысокими качеством и реалистичностью цветопередачи, сложной технологией производства LCoS- чипов.
Для LCoS-проекторов SONY использует собственный зарегистрированный торговый знак SXRD (silicon x-tal reflective display, кремниевое кристаллическое отражающее отображение) для устройств, позволяющих достичь высокого качества изображения в блоках из 8,85 млн. пикселей с шагом в 8,5 микрон, контраста 4000:1 и плотности 4к. Долгое время LCoS-технология лидировала в коэффициенте заполнения и светосиле проекторов, самые мощные инсталляционные проекторы делали именно по LCoS-технологии.
LCoS-чипы показывали большую устойчивость к мощному излучению, чем LCD-матрицы и даже первые DLP. Также LCoS-технология долго опережала LCD и DLP по максимально доступному разрешению, сейчас передний край мощности и разрешения занят проекторами с DLP-чипами и совершенствуются в основном источники света. Проекторы по технологии LCoS (D-ILA, SXRD) выпускают компании JVC, Canon, Sony, LG, Barco, CrystalView, DreamVision.
Все ламповые проекторы, по какой технологии показа они бы ни работали, имеют общую «ахиллесову пяту» – лампу. Высокотехнологичные, дорогие, точные, управляемые, ртутные либо галогеновые – они все лампы, а лампы перегорают. Какие бы фильтры, защиту и охлаждение вы бы ни установили, с самого первого включения новая лампа перестает быть новой и начинает свой путь в корзину.
И чем лучше лампа, тем она дороже и тем дороже ее замена. Износ и срок службы ламп может быть нанесен на график, представляющий собой классическую кривую. Через 10 часов лампы теряют лишь часть яркости, через 200 часов уже порядочно. Если лампы и служат по 3000 часов, то с рядом оговорок и натяжек.
DLP и 3LCD позволили задуматься о лазерах в качестве источников света для проекторов. Если сильно упрощать, такие лазерные проекторы – это обычные проекторы, работающие «на отражение» с блоком лазерных светодиодов и световодами вместо ламп и дихроичных зеркал. Твердотельные полупроводниковые лазеры производят мало лишнего тепла и способны работать сутки напролет по 20 тыс. часов без перерыва, два с половиной года с яркостью 3-6 килолюменов и выше при любой внешней освещенности.
Если же твердотельные лазерные источники света в проекторах со временем деградируют, изменение их характеристик можно легко скомпенсировать. Достаточно установить датчики, заведенные на алгоритм обратной связи, и cкомпенсировать изменения излучения, поддержание заявленных параметров происходит в штатном режиме.
LDT (laser display technology) – лазерная проекционная технология, при которой три самостоятельных RGB-потока лазерной природы формируют полноцветное (или черно-белое) экранное изображение. Лазерная технология проецирования изображений на экран способна обеспечить еще более широкую гамму воспроизводимых цветов, высокую степень градаций черного цвета (проекционная поверхность может быть черной), сверхвысокую четкость и низкую зернистость картинки.
Современные LDT-проекторы создают световой поток яркостью свыше 6000 ANSI люменов (одночиповый Panasonic RZ670 имеет яркость 6500 лм при разрешении 1920 х 1200) при ресурсе лазеров свыше 20000 часов.
Помимо зеркальных матриц и оптических систем проекторов для модуляции лучей лазеров применяются гальванометрические сканеры, электромагнитный привод зеркал, отклоняющих лазерные лучи для образования узоров, текста и анимированных изображений обычных шоу-лазеров.
В GVL-проекторах зеркала также крепятся на управляемых электромагнитных сервоприводах. При достаточной скорости срабатывания и точности настройки GVL-системы способны создавать яркие полноцветные изображения, сравнимые с проекционными. Поэтому по этой технологии тоже делают проекторы с многообещающими характеристиками, о них – в будущих публикациях.
Источник: www.show-master.ru