Совершенно очевидно, что кино – искусство синтетическое; в нем можно найти качества и литературы, и изобразительного искусства, и театра, и музыки. Но эти качества приобретают на экране новые, специфические черты; они выражены новыми, кинематографическими средствами, которые по-особому сочетаются. Телевидение, как и кино, способно отобразить реальную действительность на экране посредством движущихся зрительных образов, сопровождаемых звуком.
Телевидение заимствовало у кино, вместе с экраном, богатейший арсенал гибких, емких, сильных выразительных средств и приспособило его к своим специфическим особенностям.
Основа языка кино и языка телевидения общая, ведь и здесь и там перед зрителем двухмерный экран. Однако эстетические различия между кино и телевидением все же существуют. Они не коренные, не принципиальные, как, например, различия между литературой и изобразительным искусством, между кино и театром.
Некоторые из выразительных средств кино при перенесении в телевидение претерпели весьма существенные изменения, другие были сохранены в неприкосновенности, а от третьих пришлось вовсе отказаться. Чем же обусловлен этот процесс, какие особенности телевидения сделали его необходимым? Ответить на этот вопрос – значит, определить, в чем состоит специфика телевидения.
Как сложилась жизнь участников «прямых линий» с президентом / Редакция
Подобно радио, телевидение обладает и одновременностью и способностью прийти в дома людей. Поэтому оно и стало одним из главных средств информации. Характер аудитории, условия приема передач определяют также общность многих жанров и форм радиовещания и телевидения и, главное, совпадение их общественных функций.
Отличие телевидения от радиовещания – в средствах выражения. Единственное средство радио – звук; телевидение воздействует и изображением.
Телевидение способно охватить самые широкие слои населения, даже те, которые остаются за пределами влияния других средств массовой коммуникации. Эта способность телевидения объясняется особенностями его физической природы, определяющими специфику телевидения как средства создания и передачи сообщения.
Первое – способность электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, принимаемый телевизором, проникать в любую точку пространства (в зоне действия передатчика). Мы называем эту способность вездесущностью телевидения. Второе – способность передавать сообщение в форме движущихся изображений, сопровождаемых звуком.
Мы называем это свойство экранностью телевидения. Благодаря экранности телевизионные образы воспринимаются непосредственно-чувственно, а потому доступны самой широкой аудитории. Третье – способность сообщить в звукозрительной форме о действии, событии, по словам Эйзенштейна, «в неповторимый момент самого свершения его».
Одновременность действия, события и отображения его на экране – уникальное качество телевидения. Оно обнаруживается только в процессе прямой («живой») передачи, когда изображение идет в эфир непосредственно с телевизионных камер, без опосредования предварительной фиксацией, т. е. в настоящем времени. Мы называем способность к созданию и распространению нефиксированных сообщений непосредственностью телевидения. Непосредственность неразрывно связана с симультанностью телепередачи (т. е. одновременностью наблюдения и показа, трансляции); это две стороны одного феномена. Он проявляется в реальных программах не постоянно, однако имеет весьма существенное значение для психологии зрительского восприятия, так как обусловливает особую достоверность телевизионного зрелища.
Телевидение свободно приходит в каждый дом, человек может приобщиться к транслируемому действию, не покидая домашнего очага. Это позволяет телевидению выполнять функции, общие для всей журналистики.
Телевидение вернуло человечеству возможность, которая была утрачена по мере вытеснения ораторского искусства литературным творчеством. Звукозрительный характер телевизионной коммуникации потребовал восстановить личностные контакты аудитории с коммуникатором, чтобы составить суждение о нем и о ценности его сообщения.
Именно этим объясняется значение и привлекательность для аудитории телевизионной информации, персонифицированной (т. е. олицетворенной) ее автором и участниками события. Этим объясняется стремление крупнейших телекомпаний иметь таких постоянных ведущих и репортеров, личность которых привлекала бы симпатии и доверие зрителей.
Знакомый человек в кадре служит для зрителя, прежде всего ориентиром в пестром мире телевизионных передач, благодаря тому, что всякий раз его появление сопровождается интересной для данного зрителя информацией. Более высок уровень персонификации тогда, когда журналист выступает как участник экранного действия (острое интервью, репортаж-расследование и т. п.) и становится объектом сочувственной идентификации. Иначе говоря, зритель начинает сопереживать ему, как бы представляя себя на месте «положительного героя» документального драматического действия. Здесь очевидно сходство журналиста с героем театрального зрелища или произведения художественной литературы. И, наконец, третий, высший уровень персонификации – когда журналиста ждут на экране ради него самого, ждут как лидера мнения, истолкователя сложных проблем, как личность значительную в нравственном, духовном плане.
Телеигры и ток-шоу, где участники получают настоящую возможность публичного самовыражения, олицетворяют в представлениях публики характерные черты (как положительные, так и отрицательные) наших современников, позволяют аудитории увидеть себя – типизированной – на экране. Таковы телемосты СССР – США 80-х годов, лучшие выпуски «Темы» и «Поля чудес» 90-х.
Говоря о специфических особенностях телевидения, мы вели речь только о прямой («живой») телепередаче. Однако современная практика тележурналистики далеко ушла от положения, существовавшего в 50–60-е годы, когда прямая передача была основой программы: ныне значительно более половины объема вещания во всем мире составляют предварительно зафиксированные передачи. Первоначальной формой предварительно зафиксированных телевизионных сообщений стал телефильм, т. е. фильм, снятый с помощью кинокамеры, но предназначенный для показа не в кинотеатре, а на телеэкране.
Непосредственность создает у телезрителя психологическую установку на «эффект присутствия», на особое доверие к телевизионной программе в целом. В силу такой установки даже предварительно зафиксированная передача часто воспринимается многими зрителями как сообщение, безусловно, достоверное.
Телевизионная система, ее функциональная схема.
Объектив – оптико-электронный преобразователь сигнала – развертывающее устройство (трубка) – синхрогенератор – усилитель изображения – передающее устройство – канал связи – приемное устройство – видеоусилитель – преобразование эл сигнала в световой – селекторный импульс – развертывающее устройство, с которого изображение передается на экран – это полный телевизионный сигнал.
Телецентр. Назначение и состав.
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
ТВ система — комплекс технических средств, обеспечивающих процессы, лежащие в основе передачи и приема информации.
Основные части системы ТВ: телецентр — передающая сеть — приемная сеть. В зависимости от технического выполнения телепередачи выделяют комплексы производственнно-технического обеспечения студийных и внестудийных передач.
Студийные передачи используют в качестве основного места проведения АСБ (аппаратно-студийный блок), основное оборудование: камеры, светотехническое и звукотехническое оборудование. АСБ — аппаратно-студийный блок. В студии — 2-6 камер, свето- и звукотехническое оборудование. Камеры — для преобразования элементарных световых потоков в электрические сигналы.
Пульт видеорежиссера — творческий процесс формирования телепередач. Коммутацию источников изображения осуществляет ассистент с 9 микшерными потенциометрами, за каждым м.п. закреплено по видеоконтрольному устройству. На трех из них — студийные камерные каналы, на остальных — другие источники сигнала: видеомагнитофоны, телекинопроекторы. Здесь же пульт звукорежиссера, магнитофоны, громкоговорители.
Синхрогенератор — чтобы воспроизведение было синхронным и синфазным, синхрогенератор вырабатывает синхронизирующие и гасящие импульсы.
С пульта видеоинженера производится контроль и управление работой датчиков сигнала и их настройки. Переход на резервные комплекты оборудования и координация действия технического персонала в студию Для визуального контроля — видеоконтроль устройства.
В телецентр входит: камера со светотехническим и звукотехническим оборудованием. Предварительно видеосигнал поступает по кабелю в техническую аппаратную и в режиссерскую для контроля и обработки.
Основное оборудование телестудии.
Заглянем в павильон студии телевидения. Три стены павильона — глухие, без окон, в четвертой стене, примерно на половине ее высоты, прорезано большое, почти во всю длину стены, окно. Там, за окном — аппаратная. Пол павильона идеально гладкий; телевизионная камера катится прямо по полу, у нее особый штатив — на пневматических шинах.
От каждой камеры (а их может быть от двух до пяти) тянется по полу толстый кабель и уходит куда-то в стену. Непременные принадлежности павильона — осветительные приборы и маленькая тележка, с установленным на ней «журавлем» — длинным рычагом, на конце которого висит микрофон.
Внестудийные телевизионные технические средства.
Передвижные телевизионные станции (ПТС) — АСБ на колесах. В основном автобусе размещаются техническая и режиссерская аппаратные, а во вспомогательном — ТВ камеры, штативы и пр. Сигналы ПТС передаются по радиолинии или кабелю на телецентр. Для записи передачи на месте используются передвижные видеозаписывающие станции с одним, двумя видеомагнитофонами (в техническом отсеке ПТС) на борту. Кроме редакционно-издательских систем, обеспечивающих во многих газетных редакциях подготовку номера — от набора и корректуры текстов до получения форм для печати;
ПТК (передвижных телевизионных камер) и другой сложнейшей техники, которой оборудованы технические телецентры, в арсенале непосредственно журналиста имеется немало облегчающих его труд различных средств малой оргтехники. К ним относятся персональные компьютеры и ксероксы, автоответчики, диктофоны, видеомагнитофоны.
Сегодня подавляющее большинство телевизионных программ записывается на видеокамеру. Технологию телевизионного вещания коренным образом изменило появление видеомагнитофона, позволившего сводить на одну ленту сюжеты с разных источников, повысить качество передач, расширить творческие возможности тележурналиста.
Хотя принцип записи изображения на магнитную ленту (как и записи звука) достаточно прост, студийный цветной видеомагнитофон — сложное устройство, содержащие системы преобразования сигналов, точнейшие механические узлы, электронные системы автоматического регулирования работы двигателя. Электронный монтаж программ с помощью внешних программных устройств и встроенных в магнитофон электронных блоков позволяет решить наиболее трудную задачу —составление программы из отдельных кусков.
А четыре вращающиеся головки и экономичная поперечно-строчная запись обеспечивает высокое качество работы. Но есть и видеомагнитофоны с так называемым сегментным способом записи двумя головками, каждая из них записывает часть телевизионного полукадра (сегмент), а диск с головками охватывается лентой на угол, несколько больший 180 градусов.
В этом случае используются более рациональный формат записи, новые ферритовые магнитные головки с большим сроком службы. Еще большую экономичность имеют сегментные двухголовочные видеомагнитофоны («Кадр-103»), позволяющие записывать цветные телепрограммы на ленте шириной в один дюйм (25,4 мм). Для получения высокой стабильности воспроизводимого сигнала к таким видеомагнитофонам подключают цифровые корректоры временных искажений. Телевизионный сигнал в них сначала преобразуется в цифровую форму, а затем закладывается в «память» запоминающего устройства. При считывании сигнала из запоминающего устройства цифровой сигнал преобразуется в аналоговый цветной телевизионный сигнал, но уже без искажений.
Для облегчения процесса подготовки программы разработаны кассетные видеомагнитофоны, могущие непрерывно передавать в эфир программы, составленные из пятиминутных частей.
С появлением цифровых корректоров временных искажений появилась возможность передавать в эфир сигналы, записанные уже на бытовую видеокамеру. В последней обычно применяется лента шириной в полдюйма (12,7 мм). Магнитные строчки записываются на ней двумя вращающимися головками под острым углом к базовому краю ленты .
В конце 60-х гг. в стране начался процесс миниатюризация телевизионного оборудования, ставший возможным благодаря появлению интегральных радиосхем. Уже в 1967 г. существовали репортажные камеры, а первый видеомагнитофон был выпущен в 1969 г.
А сегодня весьма перспективен портативный ноутбук — персональный компьютер в виде небольшого кейса. Находясь на задании вне редакции, корреспондент, подключив ноутбук с помощью модема (переходного устройства) к телефонной сети, может передать свое сообщение на редакционный компьютер. И фотографию, снятую цифровой фотокамерой, подключенной затем к тому же ноутбуку.
Техническое обеспечение передачи телевизионных программ. Радиорелейные и кабельные линии, космическая система теле связи
В стране к 1997г. была создана уникальная распределительная сеть:
10 спутников связи, свыше 100 тысяч километров наземных радиорелейных линий связи, 12 тысяч телевизионных и 1600 радиовещательных передатчиков. С помощью такой сети осуществляется пятизонное вещание — доведение теле- и радиопрограмм, формируемых в Москве, до любого из 10 часовых поясов в удобное для населения время. Благодаря такому техническому комплексу 98% населения устойчиво принимают одну программу телевидения, 94% — две программы и 36% — три и более программ.
Для телевидения сначала были выделено 12 каналов в метровом диапазоне, но вскоре этот частотный спектр был исчерпан и потребовалось освоение дециметровых волн, без чего невозможно увеличение числа передаваемых программ. А тем временем возникло и продолжает возникать немало негосударственных телекомпаний. Предоставить каждой из них канал становится все более сложной задачей.
Проблему стали решать с помощью сетей кабельного телевидения и спутниковых систем непосредственного вещания. Города Европы буквально увешаны приемными спутниковыми антеннами. С 1990г. наземная сеть телевидения сократилась, есть прогноз, что к 2010 г. принимать наземное вещание будет всего 8 процентов телевизоров.
Однако на орбите не хватает места для размещения новых спутников из-за возможных помех между спутниковыми сетями. Дефицит каналов, а также необходимость использования антенны, отсутствие мобильного приема, ограниченность в трансляции программ — все это побуждает искать иные способы телевещания. Самым эффективным из них является цифровое телевидение.
Телевидение сегодня стоит перед новым революционным скачком — переходом не просто к цифровому телевидению, когда выделяемый спутниковыми и наземными системами спектр используется более эффективно благодаря применению метода сжатия сигнала. Цифровой видеосигнал подвергается компрессии, что позволяет передать через спутник или по кабельному каналу вместо одной телевизионной программы до десяти цифровых. При этом на телеэкране достигается очень высокая четкость изображения. Даже кабельная сеть станет многопрограммной и начнет передавать огромные массивы информации.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
- Реферат Телевидение в структуре средств массовой информации. Технические средства производства и распространения телепрограмм. От 250 руб
- Контрольная работа Телевидение в структуре средств массовой информации. Технические средства производства и распространения телепрограмм. От 250 руб
- Курсовая работа Телевидение в структуре средств массовой информации. Технические средства производства и распространения телепрограмм. От 700 руб
Источник: students-library.com
Механизм создания новостных программ на телевидении новостной программа телеканал
Программа на телевидении — это результат труда многих специалистов. Выделяют следующие профессии на телевидении: режиссёр и монтажёр; операторы и звуковики; референты и диспетчеры; видеоинженеры и супертехники; художники и транспортники; визажисты и сотрудники справочной службы — десятки и сотни людей обеспечивают бесперебойный выход в эфир информационных телепрограмм.
И всё-таки новости делают репортёры и корреспонденты: именно они осуществляют поиск и обработку информации Вартанов А.Б. Актуальные проблемы телевизионного творчества. М.: ВШ, 2003. C. 69..
Подготовка новостной информации осуществляется в редакции (службе новостей), куда стекаются все материалы: пресс-релизы, письма, телефонограммы, «наводки», проверенные и непроверенные факты. Очень важно, чтобы существовала система оценок поступающим сведениям для распределения их по назначению или сохранения с целью последующего использования.
Некоторые службы новостей ведут специальный редакционный дневник, в который в письменной или электронной форме загодя заносятся события, ожидаемые на тот или иной день Вартанов А.Б. Актуальные проблемы телевизионного творчества. М.: ВШ, 2003. C. 69..
В коллективном телевизионном творчестве очень важно, чтобы все его участники разделяли основные принципы общего дела. И главная роль в достижении такого понимания принадлежит продюсерам и редакторам.
Редактирование на телевидении начинается с составления планов рубрики (а иногда и ее концепции), с подбора авторов — исполнителей замысла редактора, а заканчивается корректировкой сценария прямой передачи или отснятого и смонтированного видеоматериала в соответствии с поставленными задачами. Редактор может потребовать от репортера сократить материал или изменить его компоновку; он, может и вовсе не выпустить репортерскую работу в эфир Кузнецов Г.В. Так работают журналисты на ТВ. М.: Изд-во Моск. университета, 2000. С. 41.
Выезжая на съемку, репортер в мыслях уже видит в общих чертах будущий экранный материал, поскольку съемка и монтаж всегда подчинены определенным закономерностям, оставляющим, впрочем, достаточный простор для репортерской изобретательности и операторского творчества. Закономерности связаны с ограничениями по времени: если планируется 20-секундный сюжет, то придется ограничиться самым общим представлением о событии; в наиболее распространенном, 60-75-секундном, уже надо заботиться о композиции и элементах драматургии.
«Каждый информационный сюжет должен иметь четкую структуру и конфликт, проблему и ее разрешение, развитие и свертывание действия, т. е. начало, середину и конец», — пишет продюсер вечерних новостей Эн-би-си Ройвен Франк Там же..
Авторы и российских и зарубежных пособий по тележурналистике с редким единодушием советуют репортерам (если речь не идет о съемках пожара) провести на объекте предварительную разведку, познакомиться заранее с участниками предполагаемого события, наметить план съемок и кандидатуры собеседников для интервью, продумать вопросы к ним, общий сценарный «ход» репортажа, все «повороты» и «изюминки» Кузнецов Г.В. Так работают журналисты на ТВ. М.: Изд-во Моск. университета, 2000. С. 48.
Репортеры отечественного телевидения почти столь же единодушно считают это «выдумкой теоретиков» и являются на съемку сразу с группой. Результат — шаблонно снятый материал, но не это самое огорчительное. Таким методом работы репортер ставит преграду на пути развития собственной личности. Он уже не станет исследователем, автором фильмов, не имея навыка искать суть за внешними проявлениями Там же..
Свое понимание, видение будущих событий и желаемого их отображения репортер должен еще до съемок передать оператору. С одного и того же объекта два оператора могут привезти совершенно разные кадры. Поэтому так важны для репортера знание возможностей камеры и полное взаимопонимание с оператором, владеющим средствами экранной выразительности.
В отечественной практике на съемках любого события работает несколько человек — репортер, оператор, его ассистент, видеоинженер, звукооператор, осветители, шофер. Если группа слаженная, работать репортеру легко и приятно.
Еще одно репортерское правило. Хорошее начало вызовет интерес, благодаря хорошей концовке материал останется в памяти. Остроумная, оригинальная фраза значит не меньше, чем оригинальный кадр.
Монтаж на телевидении занимает много времени и сил. В крупных компаниях монтажом занимаются отдельные лица, в более мелких — операторы и репортеры, которые снимали сюжет. Это предотвращает многие конфликты, ведь в эфир идут именно те лучшие кадры, которые планировал автор Кузнецов Г.В. Так работают журналисты на ТВ. М.: Изд-во Моск. университета, 2000.
С. 49.
Репортеру маленькой станции приходится так или иначе освещать все темы, быть в курсе всех событий. Когда у журналиста есть специализация, определенная тематика, в которую он углубляется, это способствует повышению качества информации в новостях. Однако каждый человек в штате должен иметь представление обо всем, что происходит в городе и должен уметь выполнять различные действия Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 84.
Телевизионные новости — освещение событий, которые происходят 24 часа в сутки и 7 дней в неделю, даже если выпуск новостей происходит через день. Поэтому самостоятельные и независимые действия работников отдела новостей необходимы для формирования позитивного имиджа у целевой аудитории — зрителей, в том числе чиновников.
Отдел новостей — это большая команда. Но эта команда должна придерживаться одной политики. Политика заключается не только в выборе новостей, но и в ракурсе, с которого они будут освещены. Директор отдела новостей должен расставить приоритеты, показывая то, что имеет значение для зрителей. Новости должны быть о людях и для людей.
Кроме того, нужно всегда учитывать специфику телевидения и говорить даже о сложных вещах простым и доступным языком. Ведь зритель не может перелистнуть страницу, как в газете, перемотать обратно и посмотреть непонятный сюжет ещё раз. Но если он что-то пропустил и не смог понять, то работа журналистов прошла впустую Кузнецов Г.В. Так работают журналисты на ТВ.
М.: Изд-во Моск. университета, 2000. С. 51.
Необходимо построить рабочий процесс так, чтобы максимально использовать возможности видео, уметь показывать новости, а не скучные картинки с говорящей головой.
Интервью не должны быть длинными. Если журналист задает правильный вопрос и собирает всю информацию, которая ему нужна, ему просто не может понадобиться для новостей интервью на две минуты
Задача сотрудников отдела новостей состоит в том, чтобы отсеять всё лишнее.
При создании сюжета нужно руководствоваться тем, что он создается не для абстрактных зрителей, а для друзей, родственников и знакомых. Ведущий новостей не должен читать лекцию безликой аудитории, но представить, что это разговор, беседа.
Оформление новостных сообщений — особая забота автора-корреспондента и редактора. Простейшей формой новостного сообщения является текст, написанный для диктора, ведущего информационную программу Там же..
Телевидение выполняет различные функции: информационную, познавательную, образовательную, развлекательную, рекреационную. И все эти функции направлены на освещение жизни социума, формирование общественного мнения.
Источник: studentopedia.ru
Превращаем традиционную редакцию в мультимедийную
Для производства мультимедийных материалов недостаточно взять одного мультимедийного журналиста или начать публиковать тексты радионовостей с фотографиями. Переход на мультимедийные принципы требует пересмотра всей производственной цепочки.
Менеджмент мультимедийной редакции
на примере Формулы 1
3 тропинки
Каждая редакция по-своему входит в мультимедийный мир. На сегодня сложились три стандартные модели перехода от традиционной редакции к мультимедийной:
Материалы «традиционных» СМИ выкладываются на сайт
Для этой механической работы достаточно нанять одного контент-менеджера, который копирует тексты из сверстанной полосы, Фабрики новостей или из файлов выпуска на общем редакционном диске. Через некоторое время анализ посещаемости такого сайта вызывает у редакторов недоумение:
«Зачем?».
Для массовой интернет-аудитории сайт-архив радионовостей или газетных публикаций малоинтересен. И закономерен вопрос: «Зачем нам сайт, который дублирует то, что мы делаем на ТВ, радио или в газете?». В печатных СМИ журналисты часто обвиняют интернет-версию в том, что она «отлучает читателей от бумаги». Складывается ощущение, что читатель откажется покупать бумажный выпуск, если существует бесплатная электронная версия газеты.
Создается отдельная интернет-редакция
Журналисты и редакторы информационного сайта отвечают преимущественно за наполнение ленты новостей. Для этого они используют материалы агентств, собственную информацию, переписывают тексты своих коллег из ТВ, радио или газеты.
При такой модели внутри компании часто возникают конфликты и споры о «праве первой публикации». Над редакторами сайта висит дамоклов меч скорости, и они до последнего отстаивают необходимость сначала давать новость в Сеть, а потом уже публиковать ее на традиционных носителях.
При этом в случае с радио конфликты случаются по нескольку раз на дню — радио легко соревнуется с Интернетом в скорости передачи сообщений.
Журналисты получают дополнительную нагрузку в виде обязательных публикаций на сайте
Конфликт «где публиковать историю сначала — на сайте или в газете» переносится из кабинетов редакторов в голову журналиста. Из-за сложности выбора развивается шизофрения или (что встречается чаще) один из носителей становится главным, а второй — второстепенным, необязательным.
В этой модели чаще всего победит «традиционная» платформа. Она журналисту ближе, роднее, да и зарплата платится чаще всего на основе работы в базовом СМИ — газете, радио или ТВ. Для редакторов, работающих по этой модели, привычным становится требование журналиста заплатить за материал дважды, ведь он вышел и на бумаге, и в Сети.
Зачем мы собираемся меняться?
Какие истинные причины нашего желания стать мультимедийной компанией? Мы рассчитываем за счет новой платформы быстро заработать деньги? Хотим привлечь дополнительную аудиторию в Интернете? Нам необходимо иметь информационный сайт, потому что он есть у всех? На отраслевой конференции коллеги показали презентацию, как они работают с молодежью, и мы «загорелись»?
Владельцы сказали: «Нужно сделать так же, как у «Нью-Йорк таймс» или РИА «Новости»? Надо начинать сейчас, потому что потом будет поздно?
На эти вопросы можно ответить так:
— Нам не нужен мультимедийный сайт, нам достаточно сайта-визитки нашей радио- или телекомпании, где подробно и красиво будет рассказываться о нас, наших программах и где можно вывесить прайс-лист. Если потребности, ресурсов или желания делать самостоятельный медиапродукт в Сети у вас нет — не стоит тратить время, силы и деньги на создание мультимедийного сайта. Как далеко не у всех редакций газет есть свое телевидение и не у всех радиокомпаний есть свои журналы, так и не все медиакомпании создают свои информационные сайты.
Интернет-ресурс — самостоятельный продукт. Найти для него нишу на рынке, придумать, разработать, просчитать бизнес-модель и запустить не легче, чем сделать то же самое для нового телеканала или радиостанции.
Что мы будем создавать?
Возможных вариантов ответа — сотни. Лента новостей — лишь один из них. При обилии сходных медиапродуктов на рынке — не факт, что самый правильный. Сайт сообществ людей по интересам, ответы на важные вопросы, база знаний о жизни в городе, дискуссионный клуб вокруг злободневных региональных новостей, место, где можно встретить нетрендовых людей, спикеров, деятелей, навигатор по востребованным темам, электронная книга жалоб и предложений, сетевой журнал мнений, место, где помогут разобраться в ежедневных проблемах, сайт викторин и конкурсов, справочник спортивных секций…
Любой из форматов возможно выпустить под вашим брендом. Универсального ответа, что именно вам нужно, никто извне не даст. Четкая формулировка, какой именно медиаресурс вы собираетесь строить, поможет вам не разбрасываться ресурсами.
Какие из наших существующих носителей являются приоритетными?
Рассматривайте вопрос с точки зрения тактики (приносят больше дохода сейчас, приносят больше информационного влияния сейчас), а какие — с точки зрения стратегии (какую тенденцию в развитии информационного бизнеса нам нельзя пропустить)?
Умение расставлять приоритеты сильно помогает в работе. Сейчас количество сетевых платформ настолько велико, что невозможно занять их все разом. Куда вы пойдете в первую очередь? Будете создавать полноценный сайт или группу в Фейсбуке? Заведете Твиттер или начнете проект на базе Ушахиди?
Запустите онлайн-вещание или подкасты? Или совместите первое, третье и шестое?
Для того чтобы принять решение, какую сетевую платформу выбрать, нужно сформировать свое понимание рынка и свою маркетинговую стратегию.
Какова существующая нагрузка на журналистов и редакторов?
Если вы планируете задействовать в новом проекте уже существующих журналистов, важно понимать, какова трудоемкость при производстве информационных и рекламных материалов до запуска мультимедийного проекта. Для того, чтобы это рассчитать, необходимо разбить все материалы, которые вы выпускаете, на 3—4 категории в зависимости от сложности их производства. Например, «информационное сообщение — интервью —аналитический материал — цикл материалов». Или «новостной сюжет — сообщение с синхроном — репортаж с места события — запись в студии».
Посчитайте, сколько каких материалов вы выпускаете сейчас, сколько времени в среднем уходит у журналиста на подготовку материала одного типа.
Какова квалификация существующей редакции?
Разработайте список компетенций, которыми обладают ваши сотрудники.
Сформируйте «квалификационную сетку» из 3—4 категорий профессионализма. Например, «новичок — продвинутый — мастер — монстр».
Для каждой категории пропишите, что человек должен уметь и делать для того, чтобы соответствовать статусу. В дальнейшем эта разбивка вам очень поможет при расчете нагрузки и создании финансовой модели мультимедийной редакции.
Чем занимаются наши журналисты и редакторы?
Совместите две таблицы — посчитайте, сколько новостных сообщений пишут ваши «монстры», сколько «мастеров» заняты созданием аналитических материалов. Пусть более опытные занимаются более сложными форматами. Поищите несоответствия. Часто анализ показывает, что «монстры» тратят много времени на написание информашек, а эту задачу вполне можно делегировать менее «продвинутым» сотрудникам.
Какое количество материалов должно выходить на вашем мультимедийном ресурсе и с какой частотой обновления?
Отвечая на этот вопрос, вы создаете будущее своего мультимедийного ресурса. Если у вас на сайте будет лента новостей, сколько публикаций в день там должно быть? Сколько фоторепортажей? Конкурсов? Тем дня/недели? Аналитических обзоров? Авторских колонок? Рейтингов?
Онлайн-конференций?
Составьте план на воображаемую неделю/месяц. Попробуйте смоделировать, что и когда будет на вашем сайте выходить.
Задайте себе вопрос: почему такой план сделает ваш ресурс уникальным и запоминающимся для вашей аудитории? Не повторяете ли вы то, что уже есть на том рынке, на который вы планируете выйти?
При этом помогает выклейка вашего будущего ресурса.
Походите по разным сайтам (не только информационным). Распечатайте тест-страницы, которые вам по какой-то причине понравились. Вырежьте блоки, которые, как вам кажется, должны быть на вашем будущем сайте. Ответьте на вопрос: как этот информационный блок соотносится с той целью, с той целевой аудиторией, которую вы для себя определили?
Попробуйте «пожить» с этими выклейками — повесьте их в редакции, пообсуждайте, поредактируйте, посомневайтесь. Меняйте блоки местами. Обсуждайте снова.
Как будут пересекаться темы и форматы существующих СМИ и нарождающегося мультимедийного ресурса?
Постарайтесь избежать полного дублирования. Придумывайте сочетания между существующими носителями и новым медиа. Отдавайте Интернету то, ради чего он придуман и в чем он хорош — интерактив. В Сети гораздо проще, чем на всех остальных медиаплатформах, организовать обратную связь — сбор мнений, комментариев, голосов по теме.
Там проще создать информационные базы — афишу, календарь знаковых событий, список детских кружков, таблицу ответственных за конкретные вопросы по ЖКХ в городской администрации. Интернет отлично подходит для спецпроектов, когда вы через текст, фото, видео, голосования, досье, коллекции ссылок, презентации, инфографику раскрываете «долгую тему».
В Сети легче «нарастить» сюжет и связать несколько информационных сообщений в единую историю. Используйте эти достоинства при планировании своего мультимедийного ресурса.
Кто будет работать над созданием мультимедийного проекта?
Учитывая вашу модель, рассчитайте, сколько журналистов какой квалификации вам необходимо для регулярной работы мультимедийного сайта. Если у ваших сотрудников есть четкое разграничение по тематике, учитывайте это при расчетах. Три журналиста, пишущих о туризме, не заменят одного политического обозревателя.
Определите не только тематику и уровень квалификации, но и функциональные роли сотрудников. Входит ли монтаж сюжета в их обязанности? Они сами будут обрабатывать фотографии и выкладывать их на сайт или этим будет заниматься бильд-редактор?
Как будет организован процесс производства материалов для мультимедийного ресурса?
Самый лучший способ — нарисовать этот процесс, конкретно указывая, кто с какой регулярностью какие материалы (тексты, видео, фото, интерактив) будет готовить, кто выполняет редакторскую правку, кто имеет право и при каких условиях материалы публиковать.
Если вы объединяете бизнес-процессы по созданию мультимедийного ресурса с существующим производством, чаще всего полезно обрисовать все бизнес-процессы (и существующие, и планируемые), и перестроить их так, чтобы не было дублирующих функций, двойного подчинения и перегрузки «узких мест».
«Узкими местами» в объединенных редакциях часто становятся дизайнеры, аниматоры, верстальщики, бильд-редакторы. Учитывайте их нагрузку.
Кто кому будет подчиняться?
Как будут решаться споры между медианосителями? Споры все равно будут, как бы вы ни разводили процессы и ответственность. Договоритесь «на берегу», кто будет арбитром, если возникнет конкуренция за ресурсы (съемочное время, время в студии, время работы дизайнера) или вопросы по содержанию (какая часть истории на каком носителе в каком порядке выйдет). Решения арбитра должны исполняться беспрекословно всеми сторонами.
Нарисуйте наглядную схему редакционной иерархии. Обсудите ее со всей редакцией. Рядом с каждым сотрудником на схеме напишите его ключевые обязанности и зоны ответственности. Пусть на время реформ эта схема будет у каждого. Эта визуализация поможет закрепить новую организационную структуру в умах, поможет ориентироваться, если возникнут вопросы по бизнес-процессам.
По каким стандартам будем работать?
Распишите требования к основным форматам, которые составят скелет вашего мультимедийного ресурса. Из каких элементов должно состоять интервью при публикации на сайте? По какому принципу вы публикуете ссылку на ваш материал ВКонтакте? Какие требования к фотографиям и к фоторепортажу должны беспрекословно выполняться?
По какому принципу платить сотрудникам редакции?
Самый задаваемый вопрос. Универсального ответа, естественно, не существует, но чаще всего для журналистов в мультимедийной редакции имеет смысл разрабатывать систему фиксированных окладов в зависимости от уровня квалификации (смотри пункт 5). Работая на окладе, журналист должен иметь предсказуемый план по форматам и объему задач.
Важно сформулировать понятные и прозрачные критерии перехода из одной категории в другую. Что должен сделать «новичок», чтобы получить статус и зарплату «продвинутого»? Через какое время он может претендовать на повышение в статусе? Какую аттестацию он должен для этого пройти? Какими компетенциями должен обладать?
Это — открытый документ внутри редакции, это понятный маршрутный лист для тех, кто хочет в редакции расти. Если журналисты работают на несколько площадок, у них должен быть предсказуемый план нагрузки, рассчитанный на это.
Конечно, цифры эти будут приблизительными, люфт в 10—15 процентов нужно закладывать. Редакторам и менеджерам важно понимать, что задача — наладить стабильно работающий конвейер по производству качественного и востребованного контента, а не загнать имеющихся журналистов в состояние перегруза, невроза, депрессии и ненависти ко всему живому.
При создании мультимедийного ресурса не нужно писать больше, можно делать проекты точнее — для разных целевых групп. Премиальный фонд при такой системе, несомненно, нужен, но премия должна начисляться за конкретные результаты. Здесь надо вспомнить пункт 2.
Поощрять стоит ту работу журналиста и редактора, которая направлена на развитие проекта, на укрепление его специфики, уникальности, соответствия редакционным и бизнес-целям. Люди активно развивают ту деятельность, за которую их поощряют. Очень важно четко сформулировать, за что вы готовы платить дополнительно. Будете платить за посещаемость отдельной статьи — сайт превратится в хроники происшествий и рассказы о котиках — эти темы вызывают стабильный интерес.
Будете платить за привлечение нераскрученных экспертов — журналисты активно начнут искать новые лица в качестве комментаторов. Будете приветствовать большое количество комментариев — сотрудники будут поднимать своих знакомых на комментирование статей.
Определитесь, что в данный момент вам выгодно с точки зрения развития проекта. Критерии премий могут меняться. Ни к чему пересматривать их чаще, чем раз в полгода.
Как мы решаем, какие из наших действий приводят к успеху?
Определитесь, когда и как вы будете судить об эффективности своих решений и начинаний. Ставьте реальные цели. Не замахивайтесь на весь рынок и всех русскоязычных пользователей в первый месяц. Нарисуйте этапы, расставьте в календаре контрольные точки. Хвалите за положительную динамику, в первый год не ругайте за неудачи.
Работа в Сети — сама по себе задача экспериментальная. Готовых, однозначно работающих решений нет.
То, что вызвало бурю откликов среди интернет-пользователей в одном регионе, может оставить равнодушным сетевое сообщество на другой территории. Слишком много факторов влияет на успех и неуспех, поэтому будьте аккуратны в определении показателей. Попробуйте собрать небольшую группу «разведчиков», которые заинтересованы в создании и тестировании новых идей на базе вашего ресурса. Дайте им свободу творчества и экспериментов при работе с аудиторией.
Те ходы, которые найдут отклик, включайте в базовые планы, от идей, которые не сработали, спокойно отказывайтесь. В Интернете и социальных медиа команды идут порой на ощупь, и никто не может предсказать, какой именно ход сработает в каждом конкретном случае.
Какое оборудование и мебель нужны для работы?
Теперь, когда вы знаете, кто что и в каких объемах будет создавать на старте вашего мультимедийного проекта, вы можете рассчитать, сколько цифровых фотоаппаратов и видеокамер вам нужно докупить, кому раздать и зачем. Сколько компьютеров требует апгрейда, какое программное обеспечение понадобится журналистам для работы.
Отрисованные бизнес-процессы и расчеты нагрузки дадут вам основу для аргументированных решений.
Постарайтесь подойти к задаче творчески — если по формату журналисты будут сами монтировать видеосюжеты для сайта, совсем не обязательно проводить апгрейд каждого компьютера в редакции до уровня «видеомонтажной» машины. Достаточно для начала выделить один-два мощных компьютера для аудио- и видеомонтажа на редакцию и пользоваться ими по мере надобности / по расписанию. Так будет ощутимо дешевле.
Источник: sila.media