Структура рынка платного ТВ

Аудитория телевидения — это социокультурная общность, представляющая собой совокупность людей, не обязательно связанных прямыми контактами, но объединенных общей практикой телепотребления, в ходе которой они включаются в процесс социального общения на макро-уровне и приобретают сходный социокультурный опыт.

Социологами замечено, что особенно сильное влияние на поведение телезрителя оказывают социальные силы: референтные группы, семья, социальные роли и статусы. В странах с разными типами культур соотношение этих сил меняется. Например, на Востоке определяющее значение — у семьи, рода.

Во всем мире телевидение можно разделить на коммерческое и бесплатное. К коммерческому относится спутниковое, кабельное, цифровое и все те каналы, на которые абоненту нужно подписаться и оплачивать. К некоммерческому относятся государственное телевидение. Коммерческое телевидение основной доход получает от размещения рекламы, некоммерческое существует за счет государства и его оплата закладывается в сумму налога государству.

Видео с началом доклада на тему Основные тренды рынка платного ТВ Украины

Современное телевидение финансируется разными способами. Традиционно, к наиболее важным — рекламе и абонентской плате — сегодня добавляются и новые формы, вызванные прогрессом технологий ТВ и появлением новых форм доставки телесигнала. В развитых странах структура телевизионного рынка постепенно изменяется в сторону доли платного ТВ, что связано с растущим предложением технологически продвинутых телеслужб, фрагментацией массовой аудитории и индивидуализацией потребления.

Реклама. Эта форма финансирования традиционна для коммерческого вещания, где она является или единственной, или доминирующей. Наличие рекламы в программах телеканалов не зависит от того, каким техническим способом распространяется телесигнал — эфирным, кабельным, спутниковым, хотя ее объем четко соотносится с размером и характеристиками аудитории.

Рекламное финансирование оказывает прямое воздействие на программные стратегии телеканалов. Создавая зрительскую аудиторию, которая впоследствии будет «доставлена» рекламодателям, ТВ стремится максимизировать ее объем за счет разнообразных демографических групп. В результате программная политика ТВ становится более однообразной, рассчитанной на усредненный вкус. Телевидение, финансируемое за счет рекламы, объективно не в состоянии обеспечить разностороннюю программную политику, удовлетворяющую всем вкусам и интересам, существующим в обществе.

Спонсорство. Спонсорство было характерно для ранней стадии развития телевизионного бизнеса, однако и сейчас в телеиндустрии оно используется в качестве источника финансирования. В США оно составляет около 10% от всех рекламных доходов ТВ.

Отличие спонсорства от рекламы заключается в том, что компания-спонсор принимает на себя всю финансовую ответственность за производство программы, а также предоставляет рекламные ролики для нее. Правда, стоимость и спонсирование телепрограмм в современных условиях часто оказываются слишком дорогими, поэтому часто в одной программе участвуют несколько спонсоров. Например, при создании спортивных репортажей спонсоры делят между собой программу на отрезки, пропорциональные их финансовым вложениям. Спонсорство — также допустимый источник доходов для многих общественных вещателей, при условии, что информация о спонсоре не прерывает программу.

Абонентская плата. Эта форма финансирования ТВ представляет своего рода налог на всех владельцев телевизоров за пользование определенными каналами национального телевидения — общественными, хотя юридически абонентская плата налогом не является нигде. Несмотря на то, что в абсолютном большинстве стран именно абонентская плата является основным способом финансирования общественного телевидения, не во всех странах она остается единственным источником.

Подписка. Подписка на телеканалы представляет собой относительно новый способ финансирования телеиндустрии, имеющий свои слабые и сильные стороны. Для зрителей недостаток этого способа заключается в высокой стоимости первоначального подключения, для телеиндустрии недостатком является необходимость быстрого привлечения значительного инвестирования для создания первичной абонентской базы. С другой стороны, возможность самим формировать или, во всяком случае, выбирать свою сетку вещания является для современных зрителей столь привлекательным преимуществом, что многие все чаще становятся подписчиками платных телевизионных услуг.

Оплата за просмотр (pay-per-view). Оплата за просмотр возможна в условиях, когда между телевизионным провайдером и зрителем существует интерактивная связь. В этом случае зритель может «заказать» в соответствии со своим вкусом и желанием любую программу в любое удобное время. Хотя массового характера эта форма телевидения еще не приобрела, в технологически наиболее развитых странах Западной Европы и США многие вещатели уже предлагают аудитории художественные фильмы, спортивные соревнования, музыкальные концерты в режиме «поштучной» оплаты.

Еще по теме:  Усилитель ТВ сигнала selenga отзывы

Возможность почасовой оплаты предлагается каналами двух типов. С одной стороны, это эфирные каналы, получившие название «почти видео по заказу» (near-video-on-demand). Они предлагают зрителям определенное количество программ (кинофильмов, спортивных соревнований), которые постоянно транслируются по многим каналам, начинаясь с небольшой задержкой по времени, например, в 10 или 15 минут. Это означает, что зрители могут «успеть» к началу программы на протяжении долгого периода времени. Подобного рода услуги начали предлагать многие традиционные вещатели, однако до настоящего времени экономически успешного воплощения эта модель не получила вследствие низкого уровня интереса к ней.

Технически система «видео по заказу» (video-on-demand), несмотря на сходство в форме оплаты с системой «почти видео по заказу», базируется на телефонных и кабельных линиях. Именно это придает ей интерактивный характер, поскольку зрители могут позвонить кабельному оператору и заказать требуемую программу. В результате по кабельной сети они получают программы, с которыми могут производить все те же действия, что и с видеокассетой, — записывать, останавливать, перематывать. Вартанова Е.Л. [электронный ресурс]: Медиаэкономика зарубежных стран/Учебное пособие

М.: Аспект Пресс, 2003. URL: googlib.ru›book…mediayekonomika…vartanova-e-l.html (дата обращения: 27.12.12)

Герхард Цайлер, исполнительный директор, люксембургского медиа-холдинга RTL Group и британский журналист Рея Снодди едины во мнении, что «За исключением Великобритании, Франции и Италии, мы не можем сказать, что большие платные ТВ-платформы пользуются успехом».

Доклады и обсуждения на данную тему прозвучали на международной телевизионной выставке-обсуждении IBC 2010, она проводится под эгидой сообщества International Broadcasting Convention, 43 по счету сбор сообщества состоялся в Амстердаме в октябре 2010 года.Bbroadcast [электронный ресурс]: Конфликт платных и бесплатных ТВ-07.10.2010. URL: http://www.broadcast.telekritika.ua/show/Infrastruktura/271-konflikt_platnyh_i_besplatnyh_tv-platform_(дата обращения: 27.12.12)

Специалистов живо интересовал конфликт платных и бесплатных ТВ-платформ. Два противостоящих лагеря выясняли, кто из них имеет лучшие перспективы в будущем. По мнению Майка Дарси, главного операционного директора британского платного вещательного гиганта BSkyB, бесплатное телевидение будет переживать упадок «постоянно, в течение следующих 10 лет», так как доходы коммерческих вещателей могут снизиться. «Финансовая тенденция в телевидении определена», сказал Дарси. «Доходы бесплатного телевидения идут на убыль, в то время, как они стабильно растут для платной модели бизнеса».

«Это не так», — считает Герхард Цайлер, исполнительный директор люксембургского медиа-холдинга RTL Group, самой большой коммерческой медиа-группы в Европе. «Будущее телевидения в самом телевидении. Я действительно в это верю. Бесплатную его модель уже дважды объявляли мертвой. А она жива, как никогда».

Дарси сообщил, что операторы платного телевидения имеют больше возможностей для применения новых технологий, таких как 3D и дорогих программных жанров. Бесплатные трансляторы остаются в стороне из-за их валового дохода. «В бесплатной модели телевидения успех можно измерить лишь вечерними просмотрами: чем выше рейтинг, тем выше доход. Таким образом, они охотятся за рейтингами. Количество побеждает качество

В 2012 году Азии платное ТВ охватит 67% семей (в 2011 году удельный вес смотрящих платное ТВ составил только 57% от общего удельного веса). Такой вывод сделали аналитики ведущего рейтингового агентства, занимающегося изучением информационной сферы в Китае. Аg0ny.com/ [электронный ресурс]: Цифровое телевидение переживает в Азии настоящий бум 17.08.2012. URL: http://www.ag0ny.com/v-mire/2138-cifrovoe-televidenie-perezhivaet-v-azii-nastoyaschiy-bum.html (дата обращения: 24.12.12)

В Великобритании телевидение — часть национальной культуры. Цензуры на британском телевидении нет, но традиционно какие-то каналы могут позволить себе больше свободы, какие-то меньше. Политической цензуры нет вообще. Если зрителям какая-то вещь в эфире покажется оскорбительной, они могут пожаловаться в Ofcom (Управление связи).

Ofcom проведёт расследование и выпишет штраф, если это необходимо. Зрительский рейтинг телепередач считает BARB (Бюро по изучению телеаудитории), исследования которого общедоступны — их можно посмотреть на сайте бюро или на сайтах крупных газет. Согласно данным BARB, сегодня самые популярные передачи у британских зрителей — это реалити-шоу и бесконечные мыльные оперы.

Телевидение в Соединенных Штатах Америки является одним из основных средств массовой информации. Девяносто девять процентов американских домохозяйств имеют по крайней мере один телевизионный приёмник, а большинство имеют более чем один. В целом телевидение в США является самым синдикационным в мире. Телевизионная синдикация (англ.

Еще по теме:  Как заблокировать МТС ТВ

Broadcast syndication) — продажа права показа одних и тех же телевизионных передач сразу нескольким вещателям. Это распространенная в США и в некоторых других странах мира система показа телевизионного контента. Проекты, идущие в синдикации, продаются студиями-производителями местным телекомпаниям-партнерам для трансляции в основном вне прайм-тайма.

Цена того или иного сериала для продажи в синдикацию определяется его популярностью в повторах и рейтингами оригинальной премьеры эпизодов. Именно продажа прав на синдикацию шоу каналам и является главным доходом для студий-производителей контента. wikipedia [электронный ресурс]: Телевизионная_синдикация 2012.

URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Телевизионная_синдикация (дата обращения: 24.12.12) Большинство доходов эфирным сетям приносит реклама. По данным исследований 2001 года на час эфирного времени от 16 до 21 минуты отводится на рекламные ролики. Большинство кабельных сетей также получают доходы от рекламы, хотя также получают доход от платы за подписку. Однако каналы премиум класса, такие как HBO не размещают рекламу и их прибыль зависит исключительно от количества подписчиков.

В марте 2012 г. маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка платного телевидения в России и в мире. На мировом рынке платного телевидения в 2011 году особых изменений не было. По-прежнему ведущие рынки — Северная Америка и Западная Европа. В Восточной Европе у России одни из самых высоких показателей по абонентской базе.

Основной сегмент в мире — кабельное телевидение, при этом все аналитические компании отмечают, что в последние годы доля кабельного телевидения падает: в Америке говорят о тренде «обрезания кабеля», в странах Африки и Латинской Америке все больший спрос предъявляется к спутниковому телевидению, также во всех регионах быстрыми темпами растет IP-телевидение.

Одной из основных тенденций 2011 года является вынужденная ориентация операторов на предложения пакетированных услуг. Также в мире все большее количество стран развивает проекты перехода на цифровое вещание, не исключение и Россия.

На конец 2011 года уровень проникновения платного телевидения в России приблизился к 50%. По различным оценкам абонентская база платного телевидения в России составила от 24 до 26 млн. абонентов, рост по различным оценкам составил от 10 до 20%, при этом темпы роста рынка замедлились.

По-прежнему, две трети рынка платного телевидения приходится на кабельное телевидение, причем в 2011 году выросла доля цифрового кабельного телевидения. Менее трети приходится на спутниковое телевидение, и примерно 5% составляет IP-телевидение. Наибольшие темпы роста отмечаются именно в данном сегменте.filter-tv.ru [электронный ресурс]: Исследование рынка платного телевидения в России и в мире 29.03.12. URL: http://filter-tv.ru/news/read/Issledovanie_rynka_platnogo_televidenija_v_Rossii_i_v_mire.html (дата обращения 24.12.12)

Стоит также упомянуть, что появление такого медиасредства, как интернет отражается на телевизионной деятельности. Константин Эрнст, генеральный директор Первого канала в России высказался следующим образом: «Когда говорят, что интернет убьет телевидение, это глупость».

И действительно, многие специалисты считают эффективным симбиоз телевидения и интернета, когда два медиа канала взаимоустраняют недостатки друг друга. Лепикова Я. //Эффективный медиамикс — телевидение и интернет// Рекламодатель. теория и практика 2012. №9. С.83 Современные технологии позволяют смотреть вещание каналов через интернет.

По оценкам специалистов компании J`son https://studbooks.net/841407/marketing/analiz_rynka_televizionnoy_reklamy» target=»_blank»]studbooks.net[/mask_link]

Текущее состояние и прогнозы рынка цифрового телевидения

По оценкам J’son Partners Consulting, рост абонентской базы цифрового телевидения в России продолжится и к 2018 году количество абонентов увеличится до 36,0 млн ДХ, а проникновение услуги платного телевидения достигнет 66%.

НАТ Live | Все о рынке платного ТВ

По оценкам J’son Partners Consulting в своей методологии исследования рынка подразделяет пользователей телевидения на следующие категории:

АБОНЕНТЫ ПЛАТНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ — это пользователи услуг связи для целей телевизионного вещания, поставщиком которых выступает оператор, предоставляющий возможность просмотра большого числа преимущественно неэфирных (платных) телеканалов (более 30).

АБОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОГО МАЛОКАНАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ — это пользователи услуг связи для целей телевизионного вещания, поставщиком которых выступает независимый городской (сельский) кабельный оператор, предоставляющий возможность просмотра небольшого (менее 30) числа преимущественно эфирных (бесплатных) телеканалов (но не предоставляющий возможность просмотра многоканального телевидения), оплата за пользование которыми, как правило, включена (в случае наличия) в единый платежный документ и соответствует тарифам на услуги связи по распространению общероссийских телерадиопрограмм.

Еще по теме:  Как разместить репост в контакте

АБОНЕНТЫ БЕСПЛАТНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ — это пользователи эфирного аналогового телевидения, а также услуг связи для целей телевизионного вещания, в рамках которых пользователь получает доступ к открытым телеканалам без абонентской платы.

К подписчикам цифровых пакетов относятся абоненты цифрового кабельного телевидения, абоненты IPTV и все абоненты спутникового телевидения, поскольку на данный момент аналоговое спутниковое телевидение на территории России полностью заменено цифровым.

Структура рынка цифрового телевидения по технологиям

По итогам первого полугодия 2014 года на сегмент спутникового телевидения приходится 65% всего рынка цифрового ТВ, показатель снизился на 4 процентных пункта в сравнении с 2013 годом. Доля кабельного цифрового телевидения составила 12%. Доля IPTVза тот же период выросла с 19% до 20%.

Текущее состояние и прогнозы рынка платного телевидения

Одним из факторов, оказывающих влияние на аудиторию цифрового телевидения в России, является уровень развития рынка платного телевидения. Российский рынок платного ТВ является одним из самых крупных в мире: по итогам первого полугодия 2014 года он насчитывает 37,1 млн домохозяйств (ДХ), подключенных к технологиям кабельного, спутникового и IP-телевидения. Для сравнения — в США абонентская база платного телевидения составляет 100 млн ДХ при проникновении услуги на уровне 84%, в Польше аналогичный показатель достиг отметки в 11,4 млн ДХ; проникновение составляет 73%.

На конец 1 полугодия 2014 года абонентская база пользователей услуги платного ТВ в России составила 37,1 млн ДХ, что на 6% выше, чем в начале 2014 года. Проникновение платного ТВ составило 68%.

По оценкам J’son Partners Consulting, на конец первого полугодия 2014 года проникновение ШПД достигло 53%. Одним из основных преимуществ IPTV является возможность предоставления услуги «видео-по-запросу» и доступа к интерактивным сервисам. Лидерами на рынке IPTV являются операторы «Ростелеком», «ВымпелКом» и МТС.

Темпы роста кабельного ТВ существенно ниже, чем в прочих сегментах платного ТВ. В сегменте кабельного телевидения происходит активная трансформация, связанная с модернизацией сетей операторами и переходом на технологию DVB-C, которая позволяет предоставлять услугу цифрового ТВ с дополнительной возможностью доступа к таким сервисам, как видео по запросу, catch-up-ТВ и прочим.

В перспективе рост рынка платного телевидения в России будет обусловлен постепенным перетоком абонентов из социального малоканального телевидения в сегменты спутникового ТВ, кабельного цифрового ТВ и IPTV. Данная тенденция будет обусловлена политикой операторов — в борьбе за удержание абонентов операторы продолжат предлагать все больше дополнительных сервисов, например, таких как видео-по-запросу. Наблюдается расширение спутникового платного телевидения за счет населенных пунктов менее 100 тысяч жителей. Сохранится тенденция развития контента операторов в ожидании перехода на цифровое вещание.

Основные итоги исследования аудитории цифрового телевидения в России

Итоги и тенденции развития:

  • Темп роста абонентской базы цифрового телевидения в первом полугодии 2014 года составил 16% по сравнению с 2013 годом. По прогнозам J’son https://tv-digest.ru/archive/id/45750/» target=»_blank»]tv-digest.ru[/mask_link]

    Анализ российского рынка платного ТВ в 2021 году от аналитического агентства «ТМТ Консалтинг»

    Рост рынка платного ТВ почти остановился: по предварительным итогам 2021 года, абонентская база увеличилась всего на 0,5% (против 1,8% в 2020 году) и достигла 46,4 млн. Проникновение услуги зафиксировалось на уровне 82%. Практически единственной точкой роста остался перевод операторами ШПД своих пользователей на пакетные тарифы с IPTV. Отток в сегменте КТВ несколько замедлила продолжающаяся пандемия COVID-19 и вызванные ею низкая мобильность граждан и повышенный интерес к телесмотрению как к одному из основных видов досуга.

    В свою очередь, негативное влияние на динамику абонентской базы платного ТВ оказал рост числа конкурирующих предложений со стороны не операторских видеосервисов.

    Объем рынка вырос на 1,5% и составил 106,1 млрд руб. На замедление роста выручки повлияло не только сокращение притока новых абонентов, но и существенное замедление роста ARPU — в 2021 году операторы очень осторожно, во избежание усиления оттока, подходили к вопросу повышения тарифов. К снижению доходности услуги также привели многочисленные акции и льготные периоды, особенно часто предлагаемые операторами в прошедшем году. С целью повышения ARPU крупные операторы еще больше внимания стали уделять развитию VoD (видео-по-запросу), расширяя собственные библиотеки и заключая партнерские отношения с онлайн-кинотеатрами.

    Источник: www.tvbs.ru

Оцените статью
Добавить комментарий