Настоящий материал (информация) произведен иностранным агентом Алексеевым Андреем Викторовичем либо касается деятельности иностранного агента Алексеева Андрея Викторовича.
В Минкульте заявили, что «Барби» (12+) и «Оппенгеймер» (16+) не соответствуют традиционным ценностям, поэтому фильмам не разрешили выдать принудительную лицензию. Ранее мы общались с критиками о том, что в картинах могло не понравиться министерству и какова судьба «серого» кинопроката в России.
Но какова судьба кинотеатров, которые официально не могут показывать главные зарубежные премьеры, и удастся ли все-таки посмотреть нашумевшие фильмы на большом экране? Об этом мы поговорили с Андреем Алексеевым* — кинопредпринимателем из Ярославля.
— Что такого может быть в фильме, чтобы его не допустили к прокату из-за несоответствия традиционным ценностям?
— Мне кажется, нам просто дают понять, что прокат таких фильмов, пусть и нелегальный, нежелателен. Таким образом начинается борьба с расцветшим бурным цветом пиратством, которое у нас в последние 1,5 года вынужденно присутствует в кинотеатрах с прокатом голливудского кино. Видимо, решили начать борьбу, и начать именно с этих ярких фильмов, каждый из которых по-своему пропагандирует, скажем так, ценности, которые признаны у нас нежелательными.
«Оппенгеймер» — другое дело. Во-первых, это история про сильную личность, которая противодействует системе и общечеловеческие ценности ставит в итоге во главу угла. А с величием своего государства — в данном случае США, но тем не менее — борется, и параллели с сегодняшним днем напрашиваются сами собой. Пропаганда всего, что сейчас признано враждебным, заставляет Минкульт эти формулировки произносить публично.
При этом кинотеатры всё равно будут показывать как минимум «Барби», потому что сейчас всё это происходит без ведома Минкульта. Появились организации, которые предлагают дубляж этих фильмов, и, соответственно, дата проката в России уже заявлена — кинотеатры ждут и подставляют мешки с деньгами.
Всё это произошло опять же нелегальным способом, но тем не менее определенные кинотеатры уже заключают договор с этими пиратами и готовы к этому прокату. Впервые Минкульт формулирует свои постулаты про несоответствующие ценности. И непонятно, как будет себя вести в данном случае министерство и надзирающие органы. Потому что если кинотеатры все-таки решатся показывать, например, «Барби», они могут столкнуться с неплановыми прокурорскими проверками, штрафами и так далее.
— Я помню, были скандалы с «Кроликом Джоджо» (фильм про мальчика, укрывающего еврейку у себя дома во время Второй мировой войны. После скандала с фильмом прокатчики сами решили не показывать фильм) или с «Капитан Волконогов бежал» (кинокартина о репрессиях 1937 года в СССР, официальная причина отмены показов — отсутствие «прокатных перспектив»), где Минкульт даже не принимал прямого участия.
— Кстати, «Смерть Сталина» (Минкульт отозвал лицензию после скандала. — Прим. ред.) была в этом же списке. А теперь они пошли дальше и, судя по всему, объявили войну именно содержанию голливудского кино, которое признали опасным и нежелательным. То есть если раньше, условно говоря, «Аватар» терпели, то теперь и он может попасть под каток.
— Это, наверное, приносит прокатчикам большие убытки?
— Это наносит урон кинотеатрам прежде всего, которые пытаются выжить. Они пытались выжить после пандемии и, соответственно, после ухода Голливуда тоже пытаются. Им очень тяжело.
Я думаю, что государство нас готовит к тому, что кинотеатры из коммерческих структур постепенно превратятся в государственные.
— Другие эксперты говорят, что Минкульт таким образом лоббирует фильмы отечественного производства, которые готовятся к прокату. Уже выходил, например, «Чебурашка», который собрал большую кассу.
— Да, всё верно. У них есть, конечно, свои интересы, и их задача — демонстрировать и рапортовать наверх, что доля российского кино стремительно повышается: «смотрите, у нас доля отечественных фильмов составляет уже 80%». Но, когда речь заходит о финансовых выражениях, что для кинотеатров является важнейшим показателем, здесь мы приходим к печальным выводам. Денег, которые собирают российские релизы, даже во всём своем количестве не хватает на то, чтобы содержать такое количество кинотеатров в стране.
Второй сценарий наиболее вероятен, и в этом случае просто не будет варианта показывать голливудское кино — неважно, пиратское или нет, его просто не будет.
* Признан в РФ иноагентом.
Ранее мы рассказывали, как фильм «Барби» повлиял на выбор мебели у россиян. Также прочитайте, почему музей истории ГУЛАГа отменил показы фильмов о репрессиях «Капитан Волконогов бежал» и «За нас с вами».
Источник: ngs.ru
В этом году по телевизору не покажут фильмы о Гарри Поттере
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ, /НИА-КРАСНОЯРСК/. Они вошли в список «запрещенки».
Warner Bros. запретила ТВ-каналам «Национальной медиа группы» показывать свои фильмы. Соответствующее письмо поступило даже несмотря на то, что срок лицензионных соглашений действует до 2024 года. Это значит, что больше телезрителям не будут создавать новогоднее настроение фильмы о мальчике, который выжил.
О поступившем запрете сообщает «Бюллетень кинопрокатчика» со ссылкой на источники, которые знакомы с ситуацией. Собеседники издания уточнили, что библиотека мейджора с октября отсутствует, в частности, на СТС. Также в холдинг входят РЕН ТВ, «Домашний», Пятый канал, видеосервис more.tv и другие медиаактивы.
По данным Mediascope, в телерейтинг третьего квартала 2021 года в топ-50 самых популярных кинофильмов и анимационных картин вошли восемь фильмов франшизы «Гарри Поттер», «Чудо-женщина», «Аквамен», «Лига справедливости», «Годзилла 2: король монстров». Именно эти кинокартины регулярно были популярны на СТС, а также становились одними из наиболее популярных фильмов в новогодние каникулы.
За первую половину 2022 года крупные онлайн-кинотеатры – «Кинопоиск»,«Иви», Wink и Okko, согласно оценкам TelecomDaily, потеряли от 5% до 42% библиотечного контента. Как сообщают собеседники «Бюллетень кинопрокатчика», у некоторых крупных онлайн-кинотеатров контракты по библиотекам Warner Bros. и Disney истекают в четвертом квартале этого года и первом квартале 2023 года соответственно. При этом отсутствует открытая информация о том, какое количество мейджорских проектов больше не показывается на российском телевидении.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Независимый Красноярск» в telegram.
Почему документальное кино напрочь пропало из репертуаров отечественных кинотеатров
Документальное кино на Западе сейчас переживает настоящий бум. Достаточно вспомнить ошеломляющий успех ленты Майкла Мура «Фаренгейт 9/11», бокс-офис которого составил более 200 млн. долларов. Неплохо обстоят дела и с прокатом не столь нашумевших неигровых лент – они не только находят своего зрителя, но и приносят прибыль. В России же документалистика отнюдь не в фаворе.
Большинство авторских лент не доходят до широкого экрана, посмотреть их можно только на специализированных фестивалях. Почему так происходит и есть ли шанс у отечественного неигрового кино вернуть былые позиции, выяснял корреспондент «Нашей Версии».
Вистории отечественного кинематографа было несколько моментов, когда на первый план выходило именно документальное, а не игровое кино. Так было в 20-е годы с лёгкой руки известного документалиста Дзиги Вертова или, например, в 60-е, после выхода на экраны «Обыкновенного фашизма» Михаила Ромма. Появление этих лент не было случайностью: кинематограф искал новые способы освоения реальности, и полем для экспериментов становилась именно документалистика.
пока документальное кино не приносит своим творцам ни большой славы, ни больших денег. Многие его творцы умерли в забвении и бедности. И тем не менее этот вид кино не перестаёт привлекать к себе того зрителя, который приходит в кинозал не только ради развлечения, и тех творцов, которые видят в нём уникальное средство познания мира и самовыражения
Сегодня ситуация изменилась кардинально. Неигровое кино можно увидеть по ТВ. Но оно сильно отличается от авторских лент, которые берут призы на фестивалях. Теледокументалистика же снимается по заказу того или иного канала и ориентируется исключительно на рейтинг. Главный критерий отбора таких картин – «формат».
А вот то, что показывают на фестивалях, до эфира не доходит, так как эти фильмы не вписываются в «формат» телевещателей.
«Точного определения, что такое «неформат», телевизионщики дать не могут, – говорит режиссёр Анатолий Балуев. – И это понятно. Дело в том, что ТВ готово показывать лишь свою продукцию. К тому же, к сожалению, на наших каналах часто путают понятия телевизионной документалистики и спецрепортажа. Если выраженного авторского взгляда в представленном материале нет, а есть лишь комментарий по какой-то проблемной теме, то это скорее развёрнутый спецрепортаж, чем настоящее неигровое кино».
Но теледокументалистика в последнее время ищет новые пути привлечения внимания зрителей. В прошлом году на канале «Россия» вышла картина «Моцарт», сделанная в модном жанре «документальной иллюзии».
«Неигровое кино в ближайшее десятилетие будет двигаться в сторону развлечения, – уверен заместитель генерального директора канала «Россия» Александр Любимов. – От документа к придуманному: к постановкам, историческим реконструкциям, привлечению актёров. Вопрос только в том, как далеко можно заходить. Чтобы зритель не потерял ощущения реальности».
Кстати, в последнее время неигровые телевизионные ленты всё чаще становятся многосерийными. А порой в них играют актёры. Эти картины подчас заменяют в эфире линейки некоторых игровых сериалов. Хотя, по идее, в документальном кино в отличие от художественных сериалов нельзя переписать жизнь героя. К примеру, в неигровых картинах не может появиться ребёнок, который много лет назад был выкраден из роддома и вот наконец, серии к 10-й, обрёл своих родителей.
Но интерес зрителей к «теледоку» достаточно большой, так что следует ожидать, что этот вид неигрового кино будет активно развиваться. С «неформатом» же дела обстоят совсем по-другому. «Дело в том, что телефильм зритель воспринимает ушами.
Он может находиться в соседней комнате, на кухне, может отвлечься на телефонный звонок, но не терять нить, – говорит известный документалист Виталий Манский*. – По сути, «теледок» – это такой радиоспектакль. Настоящий же документальный фильм в большей степени оперирует изобразительными образами. Вообще, большое количество картин, в том числе на наших фестивалях, идёт вообще без дикторского текста. Это не значит, что его не должно быть в помине. Однако текст должен быть авторским, личностным, а не усреднённым, который просто держит зрителя в курсе сюжетной линии повествования».
Запланированный на 10 июня концерт группы «Би-2», который должен состояться на московском стадионе «Лужники», может сорваться. Билеты на мероприятие пропали из продажи.
Увы, но именно авторское «я» зачастую мешает выходу на большие экраны неигрового кино. «Серьёзные» продюсеры, прокатчики и, как ни странно, журналисты о документальном кино в кинопрокате вообще предпочитают не вспоминать. «У него нет своего зрителя», «оно недостаточно зрелищно» – такие аргументы можно нередко услышать. Одним словом, есть достаточно предлогов, чтобы не обсуждать проблемы с прокатом неигрового кино. И есть ли у него вообще шанс дойти до широкого зрителя?
А тем временем во всём мире наблюдается настоящий бум документального кино. Как утверждает вице-президент Гильдии неигрового кино и телевидения, продюсер Григорий Либергал, средняя документальная лента вполне может рассчитывать на бокс-офис от 3 до 10 млн. долларов в мировом прокате. Это показатель, которого в России достигает далеко не каждый игровой фильм.
Что уж говорить о мировом рекордсмене Майкле Муре, фильм которого «Фаренгейт 9/11» давно перевалил через 200-миллионную отметку по сборам. Причём многие ленты раскупаются ещё до их показов на фестивалях. И хотя проблем у западного неигрового кино, конечно же, тоже хватает, и общественный резонанс, и зритель у него есть. Более того, оно приносит прибыль, особенно ощутимую в процентном соотношении к производственным затратам: 3 млн. долларов при средних затратах в 200–500 тыс. долларов.
В Америке и Европе существуют специальные кинозалы, где успешно показывают неигровое кино. «Доходит до смешного, – поделился Виталий Манский. – Я не хочу себя рекламировать, но большинство моих авторских фильмов идут в прокате в Европе: в Германии, Франции, Голландии, Швеции, Финляндии. Да, не буду лукавить, очереди в кинотеатры не стоят. Кроме того, там небольшие залы.
20–40 зрителей на сеансе. Но люди приходят. Причём я никогда не делаю фильмы о каких-то неизвестных мне заграничных проблемах. А вот полуторачасовой фильм о моих одноклассниках «Наша Родина» показали не только в кино, но и по телевидению в восьми странах мира, включая Францию, Германию, Израиль и другие».
В России же неигровые ленты, побывавшие в прокате, можно пересчитать по пальцам. «Накойкаци», «Птицы», «Фаренгейт 9/11», «Боулинг для Колумбины», «Двойная порция». Причём все эти ленты – зарубежные. И ни одна из них не была успешной в отечественном прокате с точки зрения бокс-офиса. Неудивительно, что в прошлом году на широких российских экранах не демонстрировалось ни одной документальной картины.
«Даже те многозальники, которые изначально декларировали показ авторского кино, были вынуждены признать, что заполнить кинотеатры с помощью таких фильмов очень сложно, – отмечает Либергал. – Между тем западная практика показывает, что, как только заполняемость залов достигает определённой критической отметки, появляется место для документального кино. Во всяком случае, все крупные неигровые фильмы, которые в последние 10 лет вышли в прокат на Западе, шли именно в мультиплексах».
Прокатчики уверяют, что документальное кино в нашей стране до сих пор не имеет своего зрителя. Программный директор компании «Парадиз» Армен Бадалян так говорит о работе с неигровым кино, которое после «Фаренгейта 9/11», имиджевого для «Парадиз», он пытался продвинуть в кинотеатры: «Залы, в которых идёт картина, не могут держать её бесконечно долго.
А зрители, не имеющие возможности узнать о фильме, стекаются на сеансы тоненькими ручейками. Однажды мы были просто вынуждены убрать авторскую ленту из репертуара. «Фаренгейт» – единичный случай, выводить из работы с ним какой-то единый для всех закон бессмысленно. У картины была слава, о которой могли бы мечтать сотни игровых картин, поэтому с ней всё получалось легче. Но как работать с высококачественными неигровыми фильмами, которые по метражу соответствуют часовому сеансу? Если мы выпускаем картину продолжительностью меньше часа, возникают проблемы с ценообразованием».
Впрочем, эти технологические трудности преодолимы, уверены прокатчики. Но они же признаются и в том, что систематической работы в этом направлении не ведётся. Случаи, когда некоторые кинотеатры ставят в репертуар не игровое кино, бывают крайне редко.
Так что пока настоящее документальное кино можно посмотреть лишь на фестивалях. «Если у автора есть желание попасть на фестиваль, скорее всего его ленту куда-нибудь да возьмут, – считает Либергал. – К тому же у нас продвижением фильма вообще никто не занимается. А если картина произведена не для телевидения, то откуда брать деньги на её раскрутку? Можно, конечно, взять деньги из производственного бюджета и потратить их на печать плакатов, но зачем, если фильм всё равно не покажут в кинотеатрах? Дальше фестивалей он не пойдёт».
Тем не менее многие эксперты уверены, что ситуация будет меняться. «Я думаю, что уже в ближайшие годы прокат документального кино в нашей стране будет организован, – уверен Манский. – Но этому должны содействовать либо государство, либо муниципальные образования, например Москва. Профессиональное продюсерское чутьё подсказывает мне, что скоро возникнут прокат документального кино, кинотеатры документального кино, но очень хотелось бы, чтобы они не оказались формальной галочкой в бюрократических отчётах, а пульсировали бы реальной жизнью и зрительским интересом».
Понятно, что Неигровое кино может быть очень разным – и пропагандистским, и политически ангажированным, и спекулятивно-сенсационным, и исполненным подлинного трагизма, и комедийным, и поэтически-философским – всяким. Большая часть специалистов в области документалистики убеждены, что именно со скандальных фильмов начинается бум неигрового кино в стране. И не важно, идёт ли речь при этом о ленте «Легко ли быть молодым?» или картине «Боулинг для Колумбины». И ещё не стоит забывать, что во времена перестройки документальные фильмы Подниекса, Голдовской, Учителя, Говорухина собирали в кинозалах гораздо больше зрителей, чем многие игровые картины.
* Виталий Манский внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Источник: versia.ru