Новый век со стремительным всплеском прогрессивных технологий и появлением новых профессий трансформировал основы медиаиндустрии, поставил новые вопросы, предъявил новые требования к масс-медиа, в том числе к системе законодательства в области СМИ, к профессиональной этике, к психологии журналистского творчества. С одной стороны, характерной приметой стало появление у человечества общих глобальных проблем, которые возможно разрешить лишь всем миром. С другой стороны, несмотря на смену эпох и веяний времени, человек остается человеком — с запрограммированными личностными концептами психики и веками сложившейся национальной ментальностью, сформированными государством идеологиями и потребительскими вкусами.
Динамичность развития зарубежных СМИ, постоянная изменчивость ситуации на медиарынке, связанная с процессами изменчивости мира, требует пристального внимания со стороны исследователей истории журналистики. Попробуем определить основные тенденции этого процесса.
В последние два-три десятилетия планета Земля оказалась свидетелем уникального переплетения гигантских по масштабам явлений и процессов, каждый из которых в отдельности можно было бы назвать эпохальным событием с точки зрения его последствий для всего мирового сообщества. В совокупности они создали качественно новую инфраструктуру мироустройства.
АРМЯНСКОЕ ТОК-ШОУ! ЭТО НАДО ВИДЕТЬ!!!
Как следствие этого, и все мировые СМИ становятся причастными к обсуждению общих проблем, которые затрагивают интересы всего человечества в целом и каждого человека в отдельности: терроризм, военные конфликты, угроза мировой войны, загрязнение окружающей среды, техногенные катастрофы и другие. Журналисты разных стран наряду с политиками, учеными, экономистами ратуют за согласованное совместное использование экономических, интеллектуальных, научно-технических ресурсов. Гораздо активнее, плодотворнее, чем в прошлом веке, они участвуют в решении конкретных общественных и политических вопросов. Благодаря их усилиям население получает информацию о наиболее значимых для его жизни явлениях и процессах, формируется общественное мнение, и под его давлением принимаются необходимые законы и решения, меняется ход развития событий. При этом, отражая суть глобальных проблем, мировые СМИ пестрят предложениями о путях предотвращения грозящих человечеству катаклизмов и последствий от них.
В начале третьего тысячелетия общение людей, опосредствованное техническими системами, приобретает массовый характер. Телевидение порождает символическую реальность, которая, «переступив» через экран, становится фактом субъективной реальности человека и создает коммуникативную ситуацию – «рядом, но не вместе». С помощью языка зрительных образов телевидение делает человека участником событий, происходящих на другом конце планеты, порождая феномен «достоверности» телевизионного изображения. Именно телевидение формирует особый тип восприятия, где «настоящее» становится самым важным для человека, а зрительные образы начинают доминировать среди языков культурной и информационной среды.
ОКНА — Лучшее Ток Шоу из 2000-х
В современных условиях, когда от числа реальных зрителей зависят доходы телестудий, возникла конкурентная борьба за внимание аудитории. Для привлечения аудитории телеканалы стараются включать в сетку вещания наиболее популярные, имеющие успех у зрителя программы. А значит, от создателей передачи требуется не просто высокий уровень профессионального мастерства, но и совершенно новый подход к профессии телевизионного журналиста, в особенности к ее творческой составляющей.
Любая творческая деятельность, в том числе и в журналистике, характеризуется тем, что ее результатом является качественно новый «продукт», специфический для этого рода деятельности. Телевизионная журналистика «выходит» на массовую аудиторию большой совокупностью различных по типу и жанру программ. Одним из самых рейтинговых и востребованных на сегодняшний день жанров является ток-шоу. Этот жанр активно развивается как на центральных, так и на местных телеканалах. Его отличительная черта – зрелищность, которая достижима только при наличии богатого творческого потенциала коллектива программы.
Интерес к ток-шоу не случаен: у этих программ есть свои сильные стороны и потенциальные возможности. Зрителю, сталкивающемуся с различными трудностями, дается понять, что его ситуация не уникальна, что он не одинок: есть еще люди, которых волнуют близкие вопросы, и те, кто готов поделиться с ними своим жизненным опытом. Именно ток-шоу позволяет моделировать ситуации, сообща переживать их, заручаясь поддержкой виртуального коллектива, и проговаривать допустимые линии поведения, что восполняет нехватку авторитетных суждений и указаний.
Что греха таить, всех нас порою тянет поговорить о своем житье-бытье, поругать начальство, поплакаться, наконец, в дружескую жилетку. Видимо, именно на эту черту национального характера (и не без основания) рассчитывали наши телевизионщики, когда десятилетие назад выпускали на российские телеэкраны первые ток-шоу (их у нас называли довольно точным по собственному смыслу термином «разговоры в студии»), причем весьма благоразумно назвав их для начала просто «авторскими программами». Впрочем, создатели первых отечественных «телеговорилен» нисколько не скрывали заморского происхождения своих детищ и даже использовали их американских «родителей» в качестве весьма наглядной рекламы своей продукции.
Это потом мы узнали, что американские ток-шоу предназначены в основном для тамошних домохозяек, что они идут сугубо в дневное время и используются американским государством в качестве очень тонкого механизма формирования или изменения общественного мнения. Интересно, что пик появления ток-шоу на отечественном телеэкране странным образом совпал с тяжелыми месяцами после августовского дефолта 1998 года. Наш искушенный зритель слишком хорошо знает правило: чтобы не решать проблему, ее нужно основательно «заболтать».
«Классическое ток-шоу представляет собой треугольник: ведущий — приглашенные собеседники (эксперты) — зритель в студии. Ток-шоу соединяет приемы журналистики и сценические приемы. И каждый из участников ток-шоу, какова бы ни была его служебная функция внутри программы, одновременно является персонажем с заданной ему авторами ток-шоу ролью».
Схема жанра довольно проста и беспроигрышна — герои, зрители, ведущий, вопросы и ответы. Но многие специалисты этого жанра считают, например, что залог успеха ток-шоу — юмор. Герой должен уметь смеяться над собой. К примеру, анализируя популярную в США развлекательную программу «Шоу Опры», Кузнецов Г.В. приходит к мнению, что «это именно журналистика, мастерски подготовленное общение с популярным человеком, сопровождаемое показом на большом экране фотографий и другого материала».
Ток-шоу отличается необычайной тематической и функциональной широтой жанровой разновидности. Исследователи считают, что ток-шоу сочетает сущностные признаки интервью, дискуссии, игры, а также концентрируется вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная экранная форма.
Взаимодействию формы и ее создателя в первую очередь способствуют необходимые личностные качества ведущего: ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно слушать, пластично двигаться и прочее. Существенны также и внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность, то есть регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния «нетерпеливого ожидания встречи».
Драматургия ток-шоу тесно связана с вопросно-ответной основой этого жанра. Именно форма, качество, вид и логика последовательности вопросов определяют интригу и динамику развития сюжетной линии программы. Основные вопросы задает ведущий, а отвечают на них разные категории участников ток-шоу (герои, эксперты, зрители и т.д.). В зависимости от той задачи, которую ставит ведущий на разных этапах программы, он использует различные типы вопросов.
Таким образом, место и роль ток-шоу, как одного из наиболее востребованных жанров телевизионной журналистики, представляют большой интерес для современной науки.
Объектом исследования является ток-шоу, как жанр современной телевизионной журналистики.
Цель курсовой работы – выявление характерных особенностей ток-шоу непосредственно как отдельного жанра телевизионных коммуникаций.
Глава 1. Возникновение ток-шоу. Ток-шоу как жанр коммуникационного телевидения. Специфика ток-шоу.
Жанр ток-шоу возник на американском телевидении в 60-х годах ХХ века, его создателем, как утверждают, был небезызвестный журналист Фил Донахью. Существует легенда: интервьюируя во время прямого эфира гостя своей программы, Фил Донахью в какой-то момент понял, что вопросы у него закончились. Тогда он подбежал к одному из зрителей, сидевших в студии, и спросил: «У вас есть вопрос к нашему гостю?» У зрителя вопрос оказался, и таким образом Донахью изобрел жанр ток-шоу.
Впервые программа Фила Донахью появилась на телевизионном канале WHIO-TV, там 1963–1967 годах он работал утренним ведущим и вел ток-шоу в прямом эфире с участием приглашенных в студию гостей. Это была провинциальная телестанция, бюджет выделили мизерный и заполучить себе гостей из числа звезд Донахью было нелегко.
Чтобы привлечь аудиторию, а вместе с ней и тех самых звезд политики и шоу-бизнеса, Донахью решился на принципиальное новшество. Он сосредоточил внимание в своем ток-шоу не на известных личностях, а на скандальных проблемах, которые открыто обсуждал в эфире. Дебют The Phil Donahue Show состоялся в Дейтоне (штат Огайо).
Первым гостем на Phil Donahue Show стала Маделин О’Хэйр, атеистка, с которой он обсуждал религиозные конфликты между учениками в колледжах. «В течение той же недели в ноябре 1967 года он выдал в эфир фоторепортаж из родильного дома с подробным показом всех деталей и обсудил процесс родов с собравшимися в студии». Так жанр ток-шоу приобрел некий статус, сближающий его с чертами сегодняшнего жанра. В конце 80-х гг. благодаря Филу Донахью жанр ток-шоу был настолько популярен, что практически на всех телеканалах США – от крупных, общенационального значения, до мелких провинциальных – появились свои ток-шоу. В ситуации негласного соревнования ток-шоу все меньше и меньше уделяли внимание социальным и политическим вопросам и все больше приобретали скандальный характер.
Российские телезрители познакомились с ток-шоу Донахью в 1986 году. Его имя связано с телемостами, соединившими в прямом эфире людей из Америки и СССР. Эти передачи остаются уникальными в тележурналистике.
В рекламных материалах, распространявшихся в Москве, отмечалось, что Донахью вел свои передачи из тюрьмы штата Огайо и из луна-парка Уолта Диснея, с парохода «Миссисипи Квин» и из пятитысячной аудитории, обсуждающей проблему равенства прав мужчин и женщин. «Гостями ведущего являются, как правило, выдающиеся специалисты, герои дня и знаменитости, а непосредственными участниками полемики становятся зрители — как в телестудии, так и у домашних экранов. Зрители прямо с мест (или по телефону) задают свои вопросы гостям, комментируют их мнения, выступают с собственными и подчас спорят друг с другом, что придает программе спонтанный характер и делает ее разнообразной». В рекламных проспектах говорилось, что «в выступлениях Донахью видится нечто и от психологической драмы, и от уличного театра, и от сеанса коллективной терапии».
Владимир Познер стал известен телезрителям как партнер Фила Донахью по телемостам (с советской стороны). После этих передач, Познер провел еще десятки различных ток-шоу с участием сотен людей разных национальностей профессий и возраста. Всякий раз передачи поражали широтой возможностей ведущего: его эрудиция, такт, доброжелательность в сочетании с сильной волей и ясным пониманием цели приводили к тому, что напряженное коллективное искание истины через диалоги Познера с собравшимися в студии людьми оказывало огромное духовное воздействие на телезрителей.
Не только имя Владимира Познера связано с зарождением подобных программ на советском телевидении. «Еще не было в нашем лексиконе броского англоязычного термина «ток-шоу», а обозначаемое им явление — телепрограммы, в которых в студии присутствовали зрители, горячо обсуждающие предложенную проблему, уже существовали». Это был «12 этаж» Э. Сагалаева, «Музыкальный ринг» Максимовой, перестроечный «Взгляд» с Листьевым, Любимовым и т.д. Можно утверждать, что жанр ток-шоу в нашей стране имел национальную самобытность, являлся трибуной для обсуждения действительно актуальных вопросов современности. Причем у зрителя сохранялось ощущение, что его голос может быть услышан.
Теперь Владимир Познер, человек, который считается создателем ток-шоу в России, говорит, что «ток-шоу – одна из самых демократичных форм, которая позволяет обыкновенным людям принимать непосредственное участие в телепередаче. Ее не заменит даже интерактивное телевидение».
Для современного этапа существования жанра подобное мнение представляется слишком оптимистичным. Во-первых, отечественные ток-шоу уже лишены местного колорита и общественной значимости. Во-вторых, они превратились в заурядные рекламные площадки. Этот процесс наметился в период с 1991 по 1993 годы.
Именно в это время возникла проблема экспансии иностранных (в частности, американских) жанров на российских каналах. На экране появились и продолжают появляться в настоящее время ток-шоу, телешоу, «реальные шоу», телевикторины, телеигры «в буквы и слова», телесериалы, западные видеоклипы, эротические программы, «телевизионные магазины» и т.п. Для ток-шоу в их зарубежном варианте этот период стал очень плодотворным в плане появления, завоевания эфирного пространства и зрителей.
Появление западных программ было вызвано рядом объективных и субъективных причин. Это и изменения в господствующей идеологии, и в экономике страны, и перестроечные процессы, затронувшие все стороны жизни, в том числе и систему телевещания. После августа 1991 г. в России открываются новые политические, экономические и творческие возможности развития всей системы СМИ.
Телевидение начинает буквально с нуля, открывая и постигая законы телевизионных жанров, драматургии и телевизионной деятельности в целом. Для подражания использовались любые приносящие успех и экономическую выгоду образцы. Так на российский экран попадают «Колесо фортуны» («Поле чудес»), «Женский вопрос» («Я сама») и др. Одни из сканированных с американского экрана программы прижились и удовлетворяют коммерческие интересы своих авторов, другие дали более низкий рейтинг, чем их иностранные «близнецы».
Источник: www.stud24.ru
Роль ведущего в ток-шоу
Ток-шоу, сочетая сущностные признаки интервью, дискуссии, игры концентрируются вокруг личности ведущего. О ток-шоу можно с достаточным основанием сказать: ток-шоу создает звезд, а звезды создают ток-шоу. Такому взаимовлиянию, взаимодействию формы и ее создателя в первую очередь способствуют необходимые личностные качества: ум, находчивость, обаяние, юмор, креативность. Также ведущий должен уметь заинтересованно слушать, «завести» аудиторию, уметь держать интригу и напряжение до конца передачи, следить за ходом дискуссии и направлять (если это необходимо) ее в другое русло.
В распоряжении тележурналистов есть разные средства выделения важных в смысловом отношении элементов беседы. Эти средства связны с индивидуальностью ведущего ток-шоу.
Именно ведущий, являющийся неповторимым лицом программы, потому что он:
1. Знает тему и участников разговора;
2. Главным правилом считает «развлекать, поучая»;
3. Предоставляет слово участникам программы и «забирает» его;
4. Выслушивает разные мнения по поводу обсуждаемой проблемы;
5. Удерживает течение разговора в нужном русле;
6. Пытается объединить разные точки зрения, задает уточняющие вопросы;
7. Делает выводы сам и подводит к выводам участников передачи.
Ток-шоу отличается необычайной функциональной широтой и тематической разновидностью. Исследователи считают, что ток-шоу концентрируется вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная экранная форма.
Важны также и внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность, т. е. регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на влияние сознания массового зрителя, которое создает эффект «нетерпеливого ожидания встречи». Драматургия ток-шоу тесно связана с вопросно-ответной основой этого жанра. Именно форма, качество, вид и логика последовательности вопросов определяют интригу и динамику развития сюжетной линии программы. Основные вопросы задает ведущий, а отвечают на них разные категории участников ток-шоу (герои, эксперты, зрители и т.д.). В зависимости от той задачи, которую ставит ведущий на разных этапах программы, он использует различные типы вопросов. (могилевская)
Обязательными «компонентами» ток-шоу, помимо ведущего, выступают гости («герои») — обычно, это либо известные в какой-либо сфере, либо интересные зрителям своими поступками, мыслями, образом жизни люди. Обязательно присутствие в студии нескольких десятков зрителей. Зрители не всегда вовлекаются в разговор, иногда их участие ограничивается аплодисментами, смехом, возгласами удивления — это создает особую атмосферу публичности, дает «эмоциональную подсказку» телезрителям.
На американском телевидении с появлением жанра ток-шоу возникает особая должность – модератор ток-шоу (от лат. «умеряю», «сдерживаю»). Это человек, который занимается «подогревом» аудитории. Он рассказывает о ходе программы, о роли зрителей, пытается призвать людей к диалогу, спрашивает, кто из присутствующих хочет высказаться на предложенную тему, учит обращаться с пультами для голосований, если их используют в программе. Организаторы ток-шоу на российском и белорусском телевидении активно пользуются услугами модераторов. (могилевская)
Помимо общения с аудиторией до начала программы, этот человек присутствует в зале на протяжении всей передачи. Он следит за ходом ток-шоу и первым начинает аплодировать в местах наибольшего эмоционального подъема беседы, помогает сформулировать мысли желающим рассказать свою историю. Кроме этого, модератор ток-шоу должен выполнять две основные задачи: а) уложиться в отведенное время эфира; б) равномерно и эффективно распределить его между всеми участниками.
На некоторых телеканалах существуют специальные отделы по работе с публикой. В отделе работает штат редакторов и модераторов, за каждым из которых закреплена своя программа. Они и приглашают зрителей в студию.
Большое значение для организации работы имеет компьютерная и печатная база данных по публике, которая позволяет подобрать зрителей по определенным критериям для каждой программы. Таким образом, зрителями в студии становятся люди, заинтересованные в обсуждении тех или иных тем. Однако стать участником программ, можно просто позвонив в редакцию.
В некоторых ток-шоу, идущих в прямом эфире, активно участвуют телезрители, которые могут дозвониться в студию по телефону и «громкой связи», высказать собственное мнение с помощью SMS и интернет-голосования.
Ведущий — это человек, которого мы часто видим на экране как автора идеи, создателя передачи, интересовал исследователей с самого начала работы телевидения в прямом эфире. Так, первого советского телекритика В.С.
Саппака вдохновила на размышления о ведущих на экране возможность телевидения показать зрительской аудитории автора программы в неповторимый момент реализации творческого замысла. Несмотря на то, что исследования Владимира Семеновича приходятся на 1950-е-1960-е годы, актуальность они не утратили по сей день. До сих пор является актуальным его мнение о небезвредности водворения на телеэкране «банально-фотогеничных» лиц, в которых проступает «типажно-массовидное, «такое, как все», чаще всего – никакое». (Саппак 2007, 149). Абсолютно современным нам представляется также сформулированный им «запрет» на «безукоризненную банальность» на телеэкране: «На телевидении нужны личности, индивидуальности, через которые можно что-то узнать о времени, создавшем их. И категорически не нужны манекенщицы, точно информирующие нас о модах сезона» (саппак).
Из высказываний В.С. Саппака можно сделать вывод, что ведущий—это не только обложка, не только лицо программы, но это ее символ, ум и душа. Выше уже упоминалось, что некоторые современные исследователи склонны считать, что вся зрелищная культура (кино, эстрада, радио, телевидение, политические ток-шоу) построены на персонификациях. Это значит, что при создании ток-шоу необходимо учитывать приписывание ведущему определенных свойств.
Например, в теории средств массовой информации и коммуникации эффект персонификации связан с разработкой социально-психологического подхода. На его основе данного подхода Н.Н. Богомолова выделяет целостную модель коммуникатора, которая представлена двумя рядами отношений: между коммуникатором и сообщением, коммуникатором и аудиторией.
В первом из них накапливаются характеристики коммуникатора (ведущего), которые включают эмоциональные, поведенческие и когнитивные аспекты. Такие качества, как адекватное отображение действительности, умение донести его до аудитории, правдивость, честность, убежденность, искренность, способствуют целенаправленной и эффективной персонификации ведущего, содействуют его активному восприятию аудиторией. Исходя из первого типа отношений, формируется второй ряд, он устанавливается между ведущим и аудиторией, который определяется по фактору уважения – привлекательности. Это представляет особую значимость для ведущего ток-шоу, ведь он — буфер между экспертами и зрителями. Принцип обратной связи позволяет сделать вывод о том, что если ведущий не обладает качествами первого ряда, то ему трудно рассчитывать на высокий уровень персонификации у аудитории (Богомолова 1990, 96–97).
С тезисом, что на телевидении сообщение неотделимо от его носителя, российский социолог П.С. Гуревич определил, что при условиях личностных, персонифицированных характеристиках коммуникатора оно приобретает смысл. Эффект завершенной персонификации, согласно его мнению, достигается при абсолютном слиянии телепередачи и ее ведущего, создающем подсознательное ощущение их единства. (см. Гуревич 1991, 201).
Развивая похожую мысль В.И. Михалкович вводит в научный оборот понятие «двойственность в единстве» (Михалкович 1982, 63). В этом случае ведущий воспринимается не как частное лицо, которым на телеэкране может быть любой зафиксированный в кадре человек.
Эффект персонификации срабатывает чаще всего на надличностном уровне, который обусловлен социальным статусом человека, его общественными функциями, профессией. В.И.
Михалкович подчеркивает: телеэкран не только допускает – требует, чтобы «приватная» индивидуальность «видимого» человека не сливалась с «публичной», «ролевой», а чтобы человек представал на экране в своей индивидуальности. Однако в создании образа на экране участвуют и зрители. В этой связи персонификация не может рассматриваться вне учета реакции аудитории, ее знаний, жизненного опыта, образно-эмоциональной памяти, которые неизбежно опосредуют восприятие любой информации и формируют отношение к ведущему. Этот момент В.И. Михалкович назвал «непреднамеренной образностью» (Михалкович 1983, 114).
Выдвинутые идеи были развиты А.А. Новиковой в концепции «социальной маски», которые исследователь сформулировал в монографии «Телевидение и театр: пересечения закономерностей» (см. Новикова 2004). Согласно этой концепции, растиражированный телеэкраном образ «живого» человека рано или поздно потеряет индивидуальные черты и превратится «в транслятора каких-то определенных идей и моделей взаимоотношения с окружающим миром» (Новикова 2004, 79). «Социальная маска», по ее мнению, предстает как определенный тип ведущего или участника телепередачи, который «своими взглядами и поведением (стилем общения с аудиторией) претендует на выражение общественного мнения, мировоззрения и социально-психологических установок определенной части аудитории, как бы представляет собой обобщенный портрет этой группы населения» (Там же, 79–80).
Для формирования «социальной маски» необходимо, чтобы ведущий регулярно появлялся в телевизионном кадре, был последователен в своей социальной позиции.
Концепции «социальной маски» не противоречит и практика белорусского телевидения. Действительно, телевидение эпохи социального застоя тиражировало образ советского человека, который представал, с одной стороны, «таким, как все» и в то же время идеальным современником. Ведущие телевизионных передач: дикторы, обозреватели, комментаторы – должны были соответствовать установленным образцам поведения на телеэкране. В то время нормой для ведущих была эмоциональная сдержанность, откровенная демонстрация экранного аскетизма.
Спасение от одиночества или гибель души? — психологи о том, зачем нужны ток-шоу
28.05.2022, 9:15 | Оксана Тарасова Оксана Тарасова Журналист, копирайтер Общество Эксклюзив 26 384 0
Психолог Коротина-Гессе назвала спорным предложение Шукшиной закрыть все ток-шоу
Фото, видео: www.globallookpress.com / Ricardo Rubio; 5-tv.ru
Читайте нас в: Дзен Новости
Эксперты рассказали, почему люди так любят наблюдать за скандалами героев передач, а также порассуждали об идее актрисы Марии Шукшиной закрыть развлекательные программы на телевидении.
Актриса Мария Шукшина , известная своей нелюбовью к ток-шоу, на днях заявила, что в непростые политические времена необходимо закрыть все развлекательные передачи на телевидении.
По мнению звезды, сейчас они вредны и неактуальны, а кроме того, дискредитируют институт семьи и взаимоотношения между людьми. Вместо «помойных» шоу она предложила показывать истории простых россиян, солдат, защищающих родину — это, полагает Шукшина, куда интереснее.
Нужны ли чужие скандалы?
Медицинский эксперт и психолог Ольга Коротина-Гессе считает мнение артистки спорным. В первую очередь потому что наблюдать за жизнью других — очень давняя забава человека. Чужие страсти интересуют большинство людей.
«Вспомним бои, кровавые бои со смертью, на которые приходили посмотреть, бои без правил, арены… Это старая-старая человеческая забава. Что же она дает? Человек освобождается от определенного одиночества, начинает входить в этот интенсив когнитивный и коммуникативный, который он видит на экране», — говорит психолог.
По словам Коротиной-Гессе, вовлеченный в происходящее зритель начинает идентифицировать себя с героями того же ток-шоу, даже когда осуждает их. И тем более, когда соглашается.
Замечательно изобразил такого персонажа, говорящего с телевизором, в свое время юморист Сергей Светлаков: «Ну давай, телевидение, просвещай молодежь», помните? Удовлетворение, с которым он ругает каждого, кто мелькает на экране, очевидно. Немного грустно, но до боли знакомо.
«Происходит завуалирование своего собственного одиночества. Эмоции бурлят, человек проявляет свои эмоции. Следующий положительный момент — это освобождает от внутренней агрессии. Если человек в плохом настроении, что-то у него в жизни не получается, он начинает смотреть эту программу и злорадствовать», — отмечает эксперт.
Как ни странно, злорадство — радость, что у кого-то дела идут еще хуже, чем твои собственные, психолог называет положительной эмоцией. В отличие от зависти, например, она психику человека не разрушает. Зачастую поругаться на телевизор, выходит, это не пустое времяпрепровождения, а терапия!
Много агрессии!
Психолог Виктория Девочкина с таким мнением готова поспорить. Передачи, в которых дерутся, выясняют отношения, оскорбляют, уверена она, оставляют нехороший след в душе зрителя и едва ли заслуживают права на существование.
«Зло, агрессия не требуют усилий. А любовь, доброта, сострадание — требуют, и это как раз про осознанность, другие структуры мозга и совершенно другой выбор. А в ток-шоу используются триггеры инстинктов — страха, ревности, они построены по принципу подглядывания в замочную скважину. Таким образом неосознанным человеком легко манипулировать», — полагает она.
фото, видео: 5-tv.ru
Коротина-Гессе в свою очередь не берется судить — стоит ли начисто отменить развлекательные шоу. Возможно, кому-то они действительно помогают мириться с давлеющим чувством одиночества и невовлеченности в жизнь общества. Хотя явно не решают его личностных проблем.
«Мне кажется, лучше делать так в обществе, в образовательных программах, в школах и семье, чтобы воспитывать вкус к хорошим программам, культурологическим, политическим, аналитическим, которые действительно являются когнитивным богатством, что формируется у человека, и он может мыслить критически, размышлять и воспринимать эту жизнь в реальности, а не в иллюзиях», — говорит психолог.
Запрет на ток-шоу со скандалами , интригами и расследованиями ничего не даст обществу, уверена эксперт. Люди все равно найдут себе развлечение — аналогично грязное. А воспитание хорошего вкуса, человечности, гуманности — это совсем другая задача, более сложная и долгосрочная, но способная искоренить со временем низменные пристрастия. Если это, конечно, возможно.
Ранее, писал 5-tv.ru, психолог Андрей Курпатов рассказал, почему человека привлекает треш и как выжить в агрессивной информационной среде.
Источник: www.5-tv.ru