Переворот в истории духовной культуры был ознаменован полтысячелетия назад изобретением книгопечатания (1440-е гг.). Но книге, а также газете, журналу был недоступен зримый образ движения, красок и звуков. И человеческий гений продолжал поиск способов отражения действительности, средств приближения к ней.
Вершиной этого поиска стало сначала кино (1895), а в середине нашего столетия — телевидение (ТВ). Оно доставило мир зримых и звучащих образов прямо на дом (см. Телевидение).
Однако телевизионная программа во всем многообразии тем и жанров (см. Телевизионные жанры) предоставляет миллионной аудитории одинаковую информацию: ту, что планируют, отбирают, производят и рассылают через эфир студии телевидения. Возможности выбора зрителем передачи жестко ограничены количеством программных каналов.
Качественный перелом наметился в 70-е гг., когда был изобретен бытовой кассетный видеомагнитофон — приставка к телевизору, позволяющая записывать на кассету и воспроизводить в удобное для телезрителя время любую зрительно-звуковуй) (аудиовизуальную) информацию. В 1973 г. японская фирма «Сони» начала массовое производство видеомагнитофонов и кассет. А через десять лет, в 1983 г., количество видеомагнитофонов, находящихся в индивидуальном пользовании во всем мире, превысило 20 млн. Предвидя стремительный рост интереса к этой информационно-развлекательной новинке, статистики предполагают, что к началу 90-х гг. их число возрастет до 100 млн.
ДУГИН о традиционных ценностях, замене человека машинами, Chat GPT, Путине, элитах России и Запада
Видеокассета как бы аудиовизуальное подобие книги, журнала. И это изобретение, как некогда книгопечатание, вероятно, начинает новый этап в истории культуры.
Ведь технические изобретения, непосредственно связанные с культурой человечества, вслед за типографским станком, тиражировавшим мысль и образ в символах слов, последовательно приближали человеческое восприятие к жизни, к реальному миру — такому, каким он есть в действительности: фотография, кино (немое, звуковое, цветное), радио, телевидение, видео. Но видео — это еще и новый способ хранения и воспроизведения информации. Развитие видеотелевидения (кассетного кино) идет по пути, пройденному некогда книгой, отчасти пластинкой или магнитофонной кассетой: совершенствуется процесс выбора, фиксации, хранения и распространения информации. Рядом с индивидуальными библиотеками и фонотеками встают ряды видеокассет — формируются собрания любимых произведений кино- и телеэкрана — видеотеки. Создаются общественные прокатные пункты — видеотеки государственные.
Наряду с программным, «эфирным» ТВ, формируемым не только для нас, но и за нас, появляется реальная возможность создания индивидуальных программ. А это значит, что в одной точке — на домашнем телеэкране — сходятся программы ТВ (общественные, государственные) и видео (индивидуальные). Такая новая информационная обстановка влияет на традиционное ТВ. Чем же будут заполнены программы «эфирного» ТВ, а что перейдет:в фонды личных и общественных видеотек?
Содержанием да и самим смыслом существования программного ТВ в такой ситуации становится разностороннее отображение актуальных событий и проблем жизни современного мира в его многообразии. Причем в значительной мере в формах и жанровых разновидностях прямого, репортажного ТВ — неповторимой «живой жизни в чуде телевидения» (С. М. Эйзенштейн). А в сфере художественно-игровой — телевизионный сериал, психология восприятия которого не может быть поколеблена ни видеокассетой, ни традиционным кинематографом. Выполняя различные функции (ТВ программное — массовую, общественную, а видео — индивидуальную), обе эти разновидности экранной информации, как печать и радио, ТВ и кино, взаимодополняют и обогащают друг друга.
Философия традиционного общества
А в обозримом будущем кассетное телевидение станет одним из элементов (наряду с «эфирным» и кабельным ТВ, телетекстом, видеотелефоном и т. д.) универсального видеотерминала — домашнего информационного центра, соединенного с компьютерной системой.
Источник: yunc.org
Ускользающая аудитория
«Год был непростой»: громче многих на этой традиционной части новогоднего телеобращения президента могут вздохнуть сами телевизионщики. На фоне падения рекламного рынка они вступили в борьбу за аудиторию и контроль над монетизацией контента в интернете. Это лишь начало пути: в 2020 году искать общий язык с интернет-пользователями телеканалам придется на фоне роста конкуренции в производстве контента. Но как создать контент, который привлечет онлайн-аудиторию, все еще мало кто понимает: этого не гарантируют ни опыт, ни лоббистские ресурсы, ни большие бюджеты.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына / купить фото
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
В 2019 году интернет в России, по данным Mediascope, обошел телевидение по суточному охвату: ежедневно онлайн выходят около 75% жителей крупных городов, а телевизор смотрят 70,4%. Аудитория перетекает не первый год, но в 2019-м, как никогда раньше, стало очевидно, что дальше игнорировать этот процесс, утверждая, что ТВ еще долго будет собирать бюджеты рекламодателей за счет исторических позиций, нельзя и пора переходить к попыткам запрыгнуть в уходящий поезд. Хотя бы потому, что эти самые бюджеты на ТВ почти наверняка сократятся в годовом выражении, чего не было с 2015 года.
Каналы действительно заметно мобилизовались. Одним из первых (и традиционных) средств стал государственный ресурс — законопроект о едином поставщике контента каналов первого и второго мультиплекса в интернете. В стремлении навести жесткий порядок с монетизацией каналы столкнулись с сопротивлением операторов, которые резко выступили против проекта. Каналы в ответ в конце года выдвинули операторам ультиматум, пригрозив с 1 февраля отключить от эфира тех, кто не начнет вещать в интернете через единую «Витрину ТВ».
Развернувшиеся боевые действия, судя по всему, будут продолжаться еще долго. От исхода спора зависит, смогут ли каналы в 2020 году начать контролировать, кто и как смотрит то огромное количество контента, которое они производят, в интернете.
Но даже если медиахолдингам удастся заставить операторов вещать только через «Витрину ТВ», а рекламодателей — убедить в том, что аудитория традиционного ТВ еще достаточно значительна, чтобы продолжать вкладывать в нее большую часть бюджетов, это будет только начало пути, и вот почему.
Во-первых, традиционное телесмотрение, как и во всем мире, продолжит неумолимо падать. Согласно прогнозу отраслевого доклада Роспечати, среднесуточное потребление ТВ-контента по итогам 2019 года упадет до 200 минут с 202 в 2018-м, а к 2020-му — до 198 минут. Потребление интернета при этом с почти 120 минут в 2018-м вырастет до 122,5 минуты в 2019-м и 126 минут в 2020-м.
Mediascope впервые представила данные по телепросмотрам по всей России
Во-вторых, есть опасение, что реальные доходы населения в 2020 году не покажут стремительного взлета, а это значит, что крупные рекламодатели по-прежнему будут много тратить на промоакции в местах продаж в ущерб поддержке бренда на ТВ. Источники в крупнейших рекламных группах рассказывали, что на фоне падения реальных доходов производители и ритейлеры нарастили вложения «в полку» на десятки процентов в ущерб затратам на ТВ (официально никто в этом не признался).
Кроме того, найти общий язык с интернет-аудиторией пытаются не только компании, которые занимаются производством контента много лет, но и десятки новых игроков, которые хотят стать «русским Netflix»,— ivi, Okko, «Яндекс.Студия», «МТС Медиа», «Триколор». В 2020 году таких желающих станет только больше.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
На одной из конференций, в ходе дискуссии с участием крупнейших медиахолдингов, когда количество упоминаний слова «диджитал» уже перевалило за миллион, из зала был задан вопрос: «Это все, конечно, хорошо, но что с контентом?» Действительно, пока риторика медиаменеджеров об уходе в интернет противоречит тому, что производят крупнейшие каналы, где годами идут одни и те же передачи и форматы, а прайм-тайм занимают обсуждения событий на Украине.
В теории главным средством борьбы телевизора за интернет-аудиторию должен стать именно новый контент, который заставит ее отвлечься от популярных блогеров и зарубежных сериалов. Но создать его — космически сложная задача, и мало кто понимает, что для этого нужно. Интернет-аудитория привыкла к отсутствию рамок, в том числе политических: даже намек на цензуру в онлайн-кинотеатрах — как, например, удаление с Premier эпизода сериала «Эпидемия» — привлекает внимание и не считается чем-то обыденным. Также ясно, что в интернете успех не определяют ни лоббистские ресурсы, ни большие бюджеты, ни опыт. Например, в 2019 году в рейтинг YouTube-блогеров с самыми большими заработками Forbes попала пятилетняя Анастасия Радзинская с простыми роликами о том, как она проводит время, а TikTok, в производство роликов для которого, как правило, не вкладывается почти ничего, в России уже смотрят 8 млн человек в месяц.
- Газета «Коммерсантъ» №240 от 27.12.2019, стр. 19
- Валерия Лебедева подписаться отписаться
- Рынок телевидения подписаться отписаться
- Онлайн-кинотеатры подписаться отписаться
- Интернет-бизнес подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru