Телевидение – это одно из самых популярных развлечений в мире. Для миллионов людей телевизор стал неотъемлемой частью жизни. Сегодня оно выглядит и работает по-другому, но его начало было скромным и простым. Одним из наиболее значимых моментов телевизионной истории было появление первого цветного телевизора.
Первый цветной телевизор был создан в середине 1950-х годов компанией RCA. На тот момент черно-белое телевидение уже полностью завоевало мир, но возникла необходимость в совершенствовании технологий и улучшении качества изображения. Первая профессиональная трансляция в цвете состоялась в 1953 году.
Цветной телевизор отличался от черно-белого тем, что в зоне видимости зрителя находились три телевизионных трубки, каждая с своей светофильтрацией: красная, зеленая и голубая. Благодаря этому изображение получалось цветным. Первые цветные трансляции включали образцы презентации цвета, танцы и кинопоказы, которые позволяли зрителям увидеть краски на большом экране. Однако изображение было не совсем качественным – цвета не были насыщенными, а трехтрубная конструкция делала телевизор громоздким и дорогим.
Первая система цветного телевидения PAL
История первого цветного телевизора в мире
Первый цветной телевизор был создан в 1953 году американской корпорацией RCA и назван RCA CT-100. Это был прорыв в телевизионной технологии, поскольку до этого момента все телевизоры были черно-белыми.
CT-100 представлял собой огромный прибор весом более 90 кг и размерами 32 х 42 дюйма. Его экран имел диагональ 15 дюймов и мог отображать изображение разрешением до 525 линий.
Однако, изначальная цена CT-100 была слишком высокой для большинства домашних пользователей и составляла около 1000 долларов США. В связи с этим первые цветные телевизоры были доступны только для богатых людей и использовались в основном для коммерческих целей, например, в кино-театрах.
С течением времени, технологии телевизоров улучшались и цены снижались. Сейчас цветные телевизоры доступны практически для всех и стали неотъемлемой частью домашнего развлечения.
Появление цветного телевидения
История цветного телевидения началась в середине 1920-х годов, когда были созданы первые теории о том, как можно передавать цветное изображение через электронный сигнал.
Несмотря на то, что первые эксперименты с цветным телевидением были проведены еще в 1940-х годах, широкое распространение цветное вещание получило только в 1960-х годах.
Один из первых цветных телевизоров был выпущен компанией RCA (Radio Corporation of America) в 1954 году. Новый телевизор стал довольно популярным, но стоил значительно дороже, чем его чёрно-белые аналоги.
Позже, компания RCA разработала и запатентовала технологию NTSC (National Television System Committee), которая стала стандартом для цветного телевидения в Северной Америке. В Европе стандартом стал PAL (Phase Alternating Line), а в Японии — NTSC-J.
Несмотря на высокую стоимость первых цветных телевизоров, новинка получила широкое распространение в нашей жизни и стала само собой разумеющейся частью быта.
Цветное телевидение
Изобретение первого цветного телевизора
Первый цветной телевизор был изобретен в 1953 году американским инженером Ренди Рэнделлом. Перед этим, телевизоры были только черно-белыми, и их изображение было далеко от того, что мы видим сегодня.
Рэнделл создал телевизор с тремя электронными пушками, каждая из которых излучала свой цвет: красный, зеленый и синий. Благодаря этому, телевизор мог смешивать эти цвета для создания полноцветного изображения.
Модель первого цветного телевизора была довольно громоздкой и дорогой для того времени, и использовала множество электронных ламп и других компонентов для работы. Однако, это открытие стало отправной точкой для развития телевидения в целом.
Сегодня, благодаря первому цветному телевизору и многочисленным улучшениям, телевизоры способны показывать ошеломляющую картинку высокого качества, и являются неразрывной частью нашей жизни.
Характеристики первого цветного телевизора
Модель: RCA CT-100
Год выпуска: 1954
Диагональ экрана: 15 дюймов
Разрешение экрана: 525 строк, 1440 точек на линию
Цветность: поддерживался только один цветовой стандарт — NTSC
Технология: три трубки, каждая из которых отвечала за воспроизведение одного цвета — красного, зеленого или синего
Цена: первоначально продавался за 1000 долларов (эквивалентно более 10 тысячам долларов сегодня)
Особенности: был крупным и тяжелым — весил около 90 кг и требовал специализированной установки. Кроме того, для совершенствования цветопередачи требовалась регулярная калибровка телевизора.
Источник: 1quincy-robot.ru
Создание цветного телевидения
Что касается первой проблемы, то она была связана с тем, что существовавшая механическая развертка предполагала поочередную передачу телевизионных сигналов от «отдельных элементов изображения», в результате чего световой поток от отдельных точек этого изображения поочередно проецировался на фотоэлемент[743]. Иначе говоря, в каждый данный момент на фотоэлемент поступал свет только от одной его точки, поэтому основная масса отражаемой от предметов световой энергии в этом процессе не участвовала[744].
Несмотря на то, что Б. Л. Розинг сумел вывести изображение на экран, ему не удалось передать его в движении. Характеризуя позднее те проблемы, с которыми ему пришлось столкнуться, он особо отмечал две: недостаточную чувствительность фотоэлемента и отсутствие необходимой синхронности действия передающего и приемного устройств[742].
Чтобы представить себе, что это значит, воспользуемся примером, который в свое время приводил Дионис Михали. Если взять изображение размером 5´5 см, т. е. 50´50 мм, это даст примерно 2500 точек. А если исходить из того, что развертка осуществляется со скоростью не менее 10 точек в секунду, мы получим, как минимум, 25 тыс. световых импульсов. Это значит, что при поочередном проецировании отдельных точек изображения в каждый данный момент на фотоэлемент воздействовала 1/25-тысячная доля отражаемой от объекта световой энергии[745].
Возникавшая в селене (при подобном воздействии на него света) ЭДС была настолько мала, что происходившие в фотоэлементе под влиянием световых колебаний изменения силы тока не могли изменять яркость свечения дуговой лампы так, чтобы можно было передать оттенки изображения в динамике[746].
В таких условиях не давал желаемого эффекта и тот прием, который давно использовался в фотографии. Речь идет о специальном освещении фотографируемого объекта.
Следующая проблема заключалась в том, что скорость световых импульсов зависела от скорости движения развертывающего устройства, например, скорости вращения диска П. Нипкова, а скорость изменения ЭДС селена – от скорости протекающих в нем физико-химических процессов.
К середине 20-х годов было опубликовано более 200 исследований, посвященных изучению селена[747]. Их итоги подвел Chr. Reis, издавший в 1918 г. капитальную обощающую работу «Селен»[748]. В результате было установлено, что хотя селен и способен изменять под влиянием света проводимость электрического тока более чем в 20 раз[749], скорость этих изменений не поспевала за скоростью развертки. В связи с этим началось изучение фотоэлектрических свойств других веществ.
Казалось бы, если возникающие в селене под влиянием света изменения ЭДС слишком малы, чтобы заметно отразиться на изменении яркости электрической лампочки, необходимо усилить изменение яркости свечения лампочки другим путем. Такую возможность открыло изобре-тение радиолампы[750].
Другой проблемой, которая стояла на пути создания телевидения и которую долгое время не удавалось решить, была проблема достижения синхронности и синхфазности работы передающего и приемного устройств[751].
Создавая свой проект, П. Нипков предложил использовать для синхронизации процесса передачи и приема изображения тот метод, который к середине 80-х годов XIX в. существовал в телеграфии («der Methode von P. la Cour und Delany»)[752]. Так в проектах телевизионного аппарата появилось «колесо Лакура»[753].
Все это вместе взятое открыло возможность для практической реализации идеи электромеханического телевидения.
В вопросе о том, кто сумел передать на расстояние движущееся изображение первым, нет единства. Одни авторы называют шотландца Джона Бэйрда (Baird) (1888–1946)[754], другие американца Чарльз Дженкинса (Charles Jenkins) (1867–1934)[755], третьи пишут, что они сделали это «почти одновременно» в 1925 г.[756]
В 1925 г. в Германии сумел передать движущееся изображение Дионис Михали[757]. В самом общем виде его телевизионный проект был создан к 1918 г. В 1922 г. автор подготовил его популярное изложение и в 1923 г. опубликовал[758]. Но реализовать свой замысел практически ему удалось только через два года.
В СССР первая передача движущегося изображения на расстояние была продемонстрирована студентом Ленинградского электротехнического института Л.С. Терменом (1896–1993) в 1926 г.[759].
Характеризуя качество первых телевизионных передач, один из историков связи С.В. Новаковский пишет: «В телевизоре передаваемое изображение имело размер спичечной коробки, на красном фоне (неоновая лампа) передвигались черные фигуры»[760].
Поэтому если первоначально публика встретила появление телевидения с восторгом, то «когда перестал действовать фактор новизны, раздались возгласы разочарования маленьким, тусклым и нечетким изображением, а слово «телевидение» стали произносить без первой буквы «елевидение»[761].
Одна из причин невысокого качества передаваемого изображения заключалась в том, что первоначально оно развертывалось только на 30 строк. Для сравнения – сейчас развертка составляет более 600 строк. Между тем если бы на диске Нипкова размещалось 600 отверстий с диаметром в 0,1 мм, он должен был бы иметь в диаметре 28 м и при вращении с необходимой скоростью разлетелся под действием центробежных сил.
Существует мнение, что первая удачная передача движущегося изображения на расстояние была произведена в апреле 1927 года, когда компания Bell Telephone осуществила трансляцию выступления президента США Герберта Гувера из Вашингтона в Нью-Йорк[762]. В 1928 г. Д. Бэйрд осуществил первую трансатлантическую телевизионную передачу из Лондона в Нью-Йорк[763].
Предпринимавшиеся в дальнейшем попытки увеличить экран и повысить качество изображения вели к тому, что телевизор становился более дорогим и громоздким. Так, если в телевизионном аппарате Л. Бэйрда 20-х годов было 2100 ламп, то выпущенный в 30-е годы немецкий телевизор А. Каролуса насчитывал 10 тыс. ламп, а аппарат телевизор германской фирмы «Фернзее» – 123 тыс.[764].
Одно это свидетельствует, что развитие электромеханического телевидения имело тупиковый характер.
6.3. От электромеханического телевидения к электронному
Автором первого, правда, неосуществленного, проекта полностью электронной телевизионной системы был английский инженер Алан Арчибальд Кэмпбелл-Суинтон (Swinton). В 1908–1912 гг. он предложил использовать электронно-лучевую трубку и в качестве приемника, и в качестве передатчика[765].
В 1923 г. подобную систему телевидения запатентовал бывший ученик Б. Розинга В. К. Зворыкин, оказавшийся после революции в США. Однако на основании анализа ее технических данных П. К. Горохов показал, что предложенный В. К. Зворыкиным проект не мог быть практически реализован, точно так же, как невозможно было реализовать и его проект, запатентованный в 1925 г.[766]
По всей видимости, подобным же образом обстояло дело и с другими проектами электронного телевидения, появившимися в 20-е гг.[767].
Эти проекты остались на бумаге, так как они не решали одну из важнейших проблем – создание эффективной передающей трубки.
Поиски путей устранения недостатков селенового фотоэлемента привели к мысли о необходимости перейти «от принципа мгновенного действия», который использовался во всех телевизионных проектах до этого, «к принципу накопления энергии» на фотоэлементе и тем самым повышению его чувствительности [768].
Существует мнение, что впервые идею накопления энергии в 1928 г. выдвинул Ч. Дженкинс, который для повышения светочувствительности телевизионной аппаратуры решил, во-первых, раздробить фотоэлемент на множество мелких фотоэлементиков, а во-вторых, присоединить каждый из них к коммутатору через конденсатор[769].
Смысл этого вполне понятен. Если при поочередном проецировании света от отдельных точек изображения на фотоэлемент в этом участвовала совершенно ничтожная часть световой энергии, то увеличение количества фотоэлементов означало увеличение объема световой энергии, вовлекаемой в процесс передачи изображения на расстояние.
Что же касается конденсаторов, то их предназначение заключалось в том, чтобы усилить возникающие в фотоэлементе электрические сигналы. Предполагалось, что под воздействием света на фотоэлемент конденсатор будет заряжаться, а затем, когда возникающие в фотоэлементе электрические колебания начнут переходить на коммутатор, то конденсатор, разряжаясь, будет увеличивать силу электрического сигнала.
Это действительно способствовало повышению эффективности электромеханического телевидения, но Ч. Дженкинс не был оригинален. Имеются сведения, что английский инженер Г. Рауд выдвинул идею подобного накопления энергии, на 2 года раньше Ч. Дженкинса[770], а советский инженер М. А. Бонч-Бруевич уже в 1921 г. сконструировал «радиотелескоп», который имел 200 фотоэлементов и к каждому из них был подключен конденсатор[771].
Идея мозаичного фотоэлемента и принцип накопления зарядов не только открыли возможность существенного повышения чувствительности передающего устройства[772], но и натолкнул сторонников электронного телевидения на мысль, реализация которой привела к созданию «иконоскопа».
Иконоскоп – это «передающая электронно-лучевая трубка, в которой фотокатод разбит на большое число мельчайших фотоэлементиков (мозаичный фотокатод). Электрические заряды за счет фотоэлектрической эмиссии накапливаются на фотоэлементике непрерывно, а снимаются только при касании его электронным лучом»[773].
В связи с этим произошло принципиальное изменение развертки изображения. Если раньше его разными способами пытались разбить на множество световых сигналов, каждый из которых поочередно воздей-ствовал на фотоэлемент и в таком порядке передавался на приемное устройство, теперь весь поток света направлялся на мозаичный фотокатод и уже отдельные его конденсаторы сами заряжались в зависимости от яркости или же интенсивности падающих на него лучей света.
В результате изображение передаваемого объекта, распадаясь на отдельные точки, преобразовывалось в совокупность электрических зарядов разной силы, накапливающихся на отдельных конденсаторах. Поэтому когда электронный луч строка за строкой скользил по мозаичному фотокатоду, то, заставляя конденсаторы поочередно разряжаться, он снимал с них и направлял в сеть разнородные электрические сигналы. На приемном устройстве эти сигналы соответствующим образом воздей-ствовали на электронную лампу и заставляли ее с разной интенсивностью бомбардировать электронами покрытый люминофором экран, вызывая соответствующее свечение отдельных его точек.
Одна из первых попыток создания передающей электронной трубки с накоплением энергии была сделана венгерским инженером К. Тиханьи, за ним последовал канадский инженер Ф. Анрото. В 1930 г. появился проект советского инженера А. П. Константинова[774]. В сентябре 1931 г. ее усовершенствовал другой советский ученый С. И. Китаев, в ноябре того же года – В. К. Зворыкин[775].
В 1932–1933 гг. В. К. Зворыкин изготовил первый иконоскоп и 26 июня 1933 г. доложил о нем на съезде американских радиоинженеров[776].
И хотя в том же году советские ученые П. В. Шмаков и П. В. Тимофеев запатентовали более совершенный иконоскоп, а в 1934 г. его изготовили Б. В. Круссер и Н. М. Романов[777], поворотную роль в переходе от электромеханического телевидения к электронному сыграло изобретение В. К. Зворыкина, а той страной, которая первой начала переходить к электронному телевидению, стали США.
В США и Великобритании регулярное вещание с использованием электронного телевидения началась в 1936 г.[778], в СССР[779] и во Франции[780] – в 1938 г., в Канаде – в 1952 г.[781], в Японии – в 1953 г.[782]
Накануне Первой мировой войны телевизор был редкостью. К 1995 г. в мире на полтора миллиарда семей приходилось уже около миллиарда телевизоров[783]. Следовательно, к этому времени телевизор стал таким же обычным явлением, как радио и телефон.
Первоначально телевидение было черно-белым. Затем удалось добиться передачи на расстояние цветного изображения[784].
Идея передачи цветного изображения возникла еще в XIX в.
Но как это сделать, если в природе существуют десятки цветовых оттенков? В свое время И. Ньютону удалось разложить световой луч на семь цветов: фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый и красный. Все другие цвета, которые нам известны, это результат сочетания названных цветов.
Позднее М. В. Ломоносов (1711–1765) высказал догадку, что свет делится на три цвета: красный, желтый и голубой, а все остальные являются результатом их комбинаций[785]. К такому же выводу пришел английский ученый Томас Юнг (1773–1829)[786], по мнению которого, в основе солнечного спектра лежат три цвета: красный, синий и зеленый[787].
Если М. В. Ломоносова и Т. Юнга интересовала физическая сторона этого вопроса, то немецкий ученый Герман Гельмгольц (1821–1894) подошел к нему с точки зрения физиологии и в 1859–866 гг. создал учение о цветовом зрении[788].
Г. Гельмгольц установил, что ощущение цвета возникает не просто в результате раздражения сетчатки глаза, а в результате раздражения находящихся внутри него рефлекторов, которые подразделяются на три вида. Таким образом, под физические наблюдения М. В. Ломоносова и Т. Юнга он подвел физиологическую основу[789].
Еще И. Ньютон констатировал, что свет разного цвета имеет разную скорость и разные углы преломления. Назвав зависимость показателя преломления света от его цвета дисперсией, он установил, что «показатель преломления зависит от скорости света в веществе»[790].
После того как был доказан волновой характер света, дисперсией стали называть «зависимость показателя преломления света от частоты колебаний (или длины волн)»[791].
Следовательно, касаясь человеческого глаза, лучи света разного цвета воздействуют на него с разной частотой колебаний и, тем самым по-разному раздражая сетчатку глаза, вызывают разные цветовые ощу-щения[792].
В связи с этим родилась идея сохранить при преобразовании отдель-ных световых колебаний в электрические сигналы их индивидуальные особенности с тем, чтобы при обратном преобразовании электрических сигналов в световые колебания можно было бы восстановить их первоначальную частоту, а следовательно, способность вызывать у человека те же цветовые ощущения, которые возникают у него, когда он смотрит на сам предмет.
П. В. Шмаков так характеризовал эту технологию: «Сейчас уже найдены технические пути передачи телевизионных изображений в натуральных цветах. Физическая основа этого дела та же, что и в цветной печати или цветном кино. Разница лишь в том, что в последних случаях мы имеем дело со смешением красок или эмульсий, а телевидении – со смешением цветных лучей, т. е. непосредственно колебательных процессов»[793].
И далее: «В телевидении, – писал П. В. Шмаков, – под смешением цветов подразумевается смешение колебательных процессов, т. е. световых лучей с разной длиной волн, воздействующих на сетчатку нашего глаза»[794].
Цветное телевидение «основано на возможности разложения всех природных цветов на три основных цвета. В современной системе цветного телевидения изображение проецируется на экраны трех передающих телевизионных трубок через три светофильтра (красный, синий и зеленый). Электрические сигналы от этих трех трубок преобразуются в яркостный сигнал и два сигнала цветности.
Суммарный сигнал модулирует передатчик телевизионного центра. В приемнике цветного телевидения сигналы трех основных цветов управляют интенсивностью трех электрон-ных лучей трехлучевой приемной телевизионной трубки, экран которой покрыт мельчайшими зернами люминофора красного, зеленого и синего свечения. Электронные лучи попадают каждый на зерна люминофора только своего цвета. В проекционной системе приема применяются три трубки с одноцветным (красным, зеленым, синим) свечением экрана; изображения с их экранов проецируются на один экран. Такая так называемая совместимая система цветного телевидения дает возможность принимать цветную передачу в виде черно-белой на обычный телевизор и, наоборот, на цветной телевизор принимать черно-белую программу»[795].
Существует мнение, что первая «реальная, пригодная для практичес-кого осуществления система цветного телевидения» была предложена А. А. Полумордвиновым. Она «базировалась на теории трехкомпонентного цветового зрения Ломоносова–Юнга–Гельмгольца и была представлена мировому сообществу на IV Международном электротехническом кон-грессе (Париж, 1900) в докладе К. Д. Перского»[796].
А. Ф. Орлова утверждает, правда без указания источника, что оставав-шийся до начала Первой мировой войны нереализованным патент А. А. Полумордвинова в 1915 г. приобрел Джон Бэйрд, который исполь-зовал его для создания цветного телевидения[797].
Но мы не имеем полного представления о проекте А. А. Полумордви-нова. Между тем в феврале 1925 г. подобный же проект 3-цветной телевизионной системы был предложен советским инженером О. А. Ада-мяном[798]
В связи с этим более правдоподобным является мнение, что, разра-батывая свою систему цветного телевидения, Д. Бэйрд опирался не столько на проект А. А. Полумордвинова, сколько на проект О. А. Адамяна[799]. Впервые Д. Бэйрд продемонстрировал передачу на расстояние цветного изображения в Глазго 3 июля 1928 г.[800]
До тех пор пока существовало электромеханическое телевидение, качество цветного изображения оставляло желать лучшего. Новые возможности в этом отношении открыло электронное телевидение.
Правда, в 1939 г. началась Вторая мировая война, которая, с одной стороны, затормозила работу в этом направлении, с другой стороны, привела к тому, что центр исследований по цветному телевидению переместился в США. Уже в 1940 г. фирма CBS осуществила передачу цветного изображения на расстояние, подготовленную П. Голдмарком[801].
Цветное телевещание началось в США в 1951 г. Вскоре CBS вынуждена была прекратить его. Причина этого заключалась в несовместимости цветного телевещания с черно-белым[802]. И только после того, как эта проблема была решена, с декабря 1953 г. в США началось регулярное цветное телевещание[803]. Затем оно появилось в других странах и вскоре заменило черно-белое.
Более полувека основу телевизора составляла электронно-лучевая трубка (кинеском). В 90-е годы был создан телевизор на жидких кристаллах[804], который быстро оттеснил своего предшественника на второй план[805]. Между тем появились конкуренты и у него. Ими стали плазменный[806] и лазерный телевизоры[807].
Тем временем на телевидение тоже распространилась цифровая революция. Начался переход от аналогового телевещания к цифровому.
Понравилась статья? Не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Кто и когда изобрел первый телевизор в мире? Сложный путь от механических ретро-моделей до прогрессивных ЖК-панелей
Мечта о передаче изображения и картинки захватила умы человечества еще в 19-м веке.
Ранние разработки в этом направлении принадлежат немецкому инженеру Паулю Нипкову. Он уже в 1884 году создал первый механизм по воспроизведению изображений. В истории науки даже сохранилось техническое решение, которое так и называется «диск Нипкова». Пример того, как работает эта система, можно найти в видеоролике
Примечательно, чтобы повысить контрастность первого демонстрируемого изображения, лица дикторов необычно гримировали. Наибольший эффект достигался за счет использования краски фиолетового цвета.
В советской истории есть несколько важных событий, которые заложили фундамент для создания и развития системы телевещания:
- 1900 год – предложена идея телевидения с передачей цвета по принципу трехкомпонентной системы. Сделал это Александр Полумордвинов – инженер и технолог.
- 1911 год – первый публичный запуск изображения на телевизоре. Его провел Борис Рогозин в Санкт-Петербурге.
- 1926 год – разработка телефота (еще одного устройствоа для передачи картинки). Изобретателем решения стал Борис Грабовецкий, однако до применения устройство он не довел, так как пару лет спустя программу его изысканий свернули.
- 1931 год – вышла телепередача, которая стала первой трансляцией в СССР.
- 1932 год ознаменован выпуском телевизора модели «Б-2», он стал пионером в серийном производстве. Работало устройство в паре с радиоприемником. Телевизионный экран в здесь был совсем крошечным – 3 на 4 сантиметра и то за счет применения увеличивающей линзы.
- 1938 год – запуск первых телевизионных трансляций для широкого вещания. Телевизоры выпускались нескольких видов и работа их привязана к географическим точкам. В это время стандарты телецентров были разными (отдельные для Москвы и Ленинграда).
- 1940 год – появляется первый универсальный телеприемник «17ТН-1», выпускаемый серийно.
- 1967 год – на советских экранах телевидении появляется цвет вместе с моделями серии «Радуга» и «Рубин».
Чтобы в телевизоре самой первой модели «Б-2» подключить аудио эффекты, нужно было дополнительно использовать еще один радиоприемник. Таким образом, рабочая станция состояла стразу из трех устройств.
Информативное и короткое видео о фактах из истории телевидения вы можете посмотреть по ссылке
Предпосылки к появлению телевидения
Важно знать, что перед изобретением непосредственно телевизора, техники сделали радио. По поводу этого изобретения мнения о создателе разнятся: соотечественники называют изобретателем аппарата Попова, в других странах же эту честь отдают Бранли, Маркони и Тесла. Но и на вопрос о человеке, кто придумал и конкретно изобрёл телевизор, сложно дать конкретный ответ. Многие техники долгие годы работали над этой технологией и заимствовали разработки друг у друга.
В первую очередь следует сразу сказать, что первый телевизор изобрел гениальный техник Пауль Нипков. Он придумал специальный диск, который впоследствии назвали его именем. Это изобретение представили на обозрение 1884 году.
В результате чего механическая развертка и привычный на тот момент радиосигнал в последствие повлекли к созданию телевизора. С использованием диска Нипкова, получилось передавать картинку после считывания на экран.
Как работал первый телевизор
Рассмотрим три принципиальных способа действия – на основе диска Нипкова, первого телевизора конструкции Рогозина и первого устройства, которое смогло встроиться в систему телевещания и войти в жизнь обычных обывателей.
Принцип действия диска Нипкова был основан на том, что на вращающийся непрозрачный диск наносили перфорацию, которая помогала переводить картинку в электрический сигнал. Проводилось разложение на 30 строк. Фотоэлементы устанавливали за диском. Впоследствии именно это решение станет основой для запуска первого механического телевидения.
Первый телевизор Рогозина также оказался весьма примитивен и не отличался четкостью картинки. Первый запуск системы заключался в транслировании изображения в виде четырех светлых полос, которые были размещены на четном фоне. Изображение было неконтрастным и статичным.
Первые телевизоры (как и многие другие товары) в Советском Союзе нельзя было купить. Их выпускали строго по государственному заказу и устанавливали во Дворцах культуры.
Устройство «Б-2» работало по принципу диска Нипкова (производился из бумаги) и классифицировалось как приставка. Радиоприемного тракта у нее не было, поэтому нужно было подключаться через стандартный радиоприемник. Звук передавался по другой частоте, и чтобы его воспроизводить, требовался еще один радиоприемник. За время производства было собрано порядка 3000 устройств этой марки.
Только в 50-60-е годы телевизор стал доступен для широкого круга советских граждан.
Во время войны телетрансляции не велись. С середины 1941 до конца 1945 годов передача телевизионного сигнала на территории СССР в буквальном смысле замерла.
Видео ремонта Телевизора КВН — 49. 1956 года выпуска.
Правда ли что идею телевидения придумали советские ученые?
Не смотря на то, что идея передачи на большие расстояния не только звука, но и изображения, появилась еще в конце XIX века, практическую реализацию она получила в 30-х годах ХХ века. Русский эмигрант Владимир Козьмич Зворыкин при поддержке радиооператора, изобретателя радоприемника, а затем генерального менеджера Radio Corporation of America (RCA) Дэвида Сарнова в США и С.И. Катаев в СССР создали иконоскопы – устройства, транслировавшие изображение. С этого момента начинается «эра телевидения».
Первый телевизор в СССР
Революцией в области явился переход на новую конструкцию кинескопа на основе нового принципа действия — электронно-лучевых трубок. Пионерская конструкция вышла в свет в 1933 году. Изобретателем считается ученый Семен Катаев. Однако запатентовали изобретения тремя годами позже другие ученые – Тимофеев и Шмаков.
Бурное развитие телевидение получило после окончания Wow. Даже в самые тяжелые времена государство вкладывало в науку и инфраструктуру телевещания. Специально для проведения профильных исследований было открыто профильное НИИ.
В 1946 году на рынок поступил ультрасовременный по тем временам «Москвич-Т1». Здесь уже встроен приемник с частотной модуляцией, было предусмотрено гнездо для адаптера, чтобы проигрывать граммофонные пластинки. Главная причина, по которой это устройство не стало массовым – высокая цена и низкая долговечность.
Кинескоп телевизора «Москвич-Т1» приходил в негодности и больше не работал через 4-6 месяцев после покупки. А ведь стоило устройство в размере нескольких месячных окладов первоклассного инженера.
Когда и где появился первый цветной телевизор
Цветное телевидение для современного человека – норма, но в середине 20 века получить такое изображение было настоящим открытием. Разработал систему цветного телевидения российский ученый и инженер, который работал в США, – Владимир Зворыкин.
Как всем известно, черно-белые и цветные телевизоры долгое время работали параллельно. Информация о цвете передавалась с помощью отдельного сигнала, который регистрировали только цветные модели.
В первом цветном телевизоре также использовался диск Нипкова, но с тремя спиральными группами дырочек, которые были последовательно закрыты светофильтрами: красным, зеленым и синим. Трансляцию и изобретение прибора приписывают Джону Бэрду, который продемонстрировал свою систему в Шотландии в 1938 году.
Первый цветной механический телевизор CBSRX – 40 выпустили американцы в 1950 году.
Сейчас актуальны три стандарта аналогового вещания в мире: PAL, SECAM и NTSC. Самым первым стал – американский NTSC.
Кто изобрёл цветное телевидение
Попыток передать цветное изображение было много, однако успеха достиг лишь Ованес Адамян. Несколько десятилетий упорных исследований не прошли даром. В 1908 году ему удалось получить патент на своё изобретение.
Несмотря на это, признанным создателем цветного телевизора стал Джон Брэд. Он же являлся изобретателем механического приёмника. В 1928 году у него получилось собрать устройство, которое могло передавать изображения красного, синего и зелёного цвета.
Самый большой прорыв в развитии ТВ произошёл после окончания Второй мировой войны в США. Именно в эти годы производства телевизоров появились по всей стране. После того, как американская промышленность переключилась с гражданского производства на военное, она внесла неоценимый вклад в развитие сферы телевидения. Уже в 1940 году была представлена система под названием “Тринископ”.
Когда появился первый цветной телевизор в СССР
Самый первый советский цветной телевизор назывался романтически — «Радуга». Однако, по сути он был черно-белым. Цветной эффект здесь достигался за счет системы светофильтров, которые работали по механическому принципу.
Первая передача в цвете вышла в 1960 году. Для унификации вещания был принят стандарт SECAM, который СССР разработал в партнёрстве с Францией.
Серийное производство первых цветных телевизоров было организовано в Москве на телевизионном заводе. С выходом в массовую продажу модели «Рубин-401», жизнь каждого гражданина союза сильно изменилась. Однако, чтобы уловить изменение цвета, требовалось смотреть трансляцию в темном помещении.
В целом советский союз был в авангарде внедрения и развития телевидения. Опередила мировые державы только Япония, которая уже в 1960 году начала вещать программы в цветном формате.
Популярные модели
Конструкция телевизора претерпела сильные изменения. Сначала выпускались ламповые модели, затем транзисторные. Переход на новый стандарт цветного вещания стал причиной роста выбора моделей устройств. Сор временем качество картинки улучшалось, а количество функций возрастало. Рассмотрим самые популярные модели советских телевизоров в виде таблицы.
Название телевизора | Цветной или черно-белый | Изготовитель | Год выпуска |
«Луч» | ч/б | Московский радиотехнический завод | 1955 год |
«Радуга» | цвет | Ленинградский завод им. Козицкого | 1957 год |
«Темп-22» | цвет | Московский завод № 528 | 1959 год |
«Беларусь» | ч/б | Минский приборостроительный завод им. Ленина | 1963 год |
«Березка» | ч/б | Харьковский | 1967 год |
«Рубин-401» | цвет | Московский телевизионный | 1967 год |
«Каскад» | ч/б | Куйбышевский завод Экран | 1969 год |
«Электроника» | ч/б | Харьковский (ПО «Элитан») | 1969 год |
«Фотон» | ч/б | Симферопольский завод телевизоров имени 50-летия СССР | 1970 год |
«Рекорд-101» | цвет | Александровский радиозавод | 1970 год |
«Электрон» | ч/б | Львовский телевизионный завод | 1971 год |
«Весна» | ч/б | Днепропетровский радиозавод | 1983 год |
Моделей ТВ советского производства более 30-ти. Нередко отечественные разработки занимали призовые места на международных выставках и по праву считались образцом качества и надежности.
Самыми массовыми для населения телевизорами стали модели «Рекорд В-312» (1975) и линия устройств «Рассвет-307» и «Рассвет-307-1» (1975 и 1982 соответственно).
Число телевизоров в обычных семьях также стремительно росло: если в 1957 году среди населения можно было насчитать около 1 миллиона телеприемников, то в 70-е годы эта цифра составила 6 миллионов, еще через 10 лет она возросла до 50 миллионов цветных устройств.
Один из самых массовых ТВ — «Рубин-714/Д» — был цветным. За 9 лет, пока его производили, выпустили почти 1,5 миллиона штук.
Уже в 60-е годы 20 века советские власти запустили спутниковое телевидение в стране. Сеть называлась «Орбита», а используемые спутники связи – «Молния-1». Полноценный запуск системы состоялся в 1967 году. Она предназначалась для обеспечения связи в труднодоступных и отдалённых районах страны.
История российского тв 1930-69
С развитием возможностей телетрансляции – в первую очередь это связано со строительством Останкинской телебашни – изменяются и телеприемники. С 1953 года в СССР самым популярным (а, точнее, единственным в СССР, в силу особенностей плановой централизованной экономики) становится телевизор «Зенит», с 1962 года уступивший место лидера «Рекорду».
По-настоящему революционным событием стало появление цветного телевидения. В 50-летнюю годовщину Октябрьской революции была проведена масштабная акция под названием «Радуга, зажгись!». В витринах магазинов были установлены телевизоры, на экранах которых – одновременно на всех! – черно-белое изображение (транслировали спектакль Большого театра) вдруг сменилось цветным… Одним из первых цветных телевизоров стал телеприемник «Минск-1», на смену ему пришел – и долгое время оставался единственным – телевизор марки «Рубин» во множестве модификаций.
Источник: pristavkatv.ru