Я люблю этот звездный мир,
хоть его и не понять.
Свет. Свет упал давно.
Тусклый свет луны скупой, разлучивший нас с тобой.
Как же так?
Кто же вдруг посмел
так тебя заколдовать?
Свет. Свет слепил меня.
Отражаемый тобой, свет волшебно голубой.
Не вижу, ты или нет.
Как с картинок старых книг,
в прекрасном платье.
Ты или нет, но пробежала дрожь,
— «Ты не моя. Меня не узнаёшь»..
Я люблю этот звездный мир,
хоть его и не понять.
Свет. Свет упал давно.
Тусклый свет луны скупой, разлучивший нас с тобой.
Не вижу, ты или нет.
Как с картинок старых книг,
в прекрасном платье.
Ты или нет, но пробежала дрожь,
— «Ты не моя. Меня не узнаёшь»..
Источник: mp3minus.ru
Ты или нет
«Маленький принц»: кого и почему раздражает эта книга?
Удивительно, но одна из самых популярных книг про детство, дружбу и любовь у многих взрослых людей нередко вызывает разочарование, а то и раздражение — достаточно почитать читательские отзывы на «Маленького принца» в интернете, чтобы в этом убедиться. Почему так происходит? Об этом мы беседуем с филологом и переводчиком Николаем Эппле.
Фото Андрея Рушайло-Арно
— «Маленький принц» имеет, кажется, вполне реальную биографическую основу. В 1935 году самолет Экзюпери упал в ливийской пустыне, вдвоем с механиком они провели в пустыне несколько дней, мучаясь от жажды. Некоторые исследователи полагают, что замысел «Маленького принца» мог быть связан с галлюцинациями, посещавшими писателя в те дни.
Что касается войны и политики, тут связь куда более опосредованная. После оккупации Франции нацистами писатель жил в США и переживал отдаление от родины и невозможность принимать участие в боевых действиях. Предложение друзей написать детскую книжку в этих условиях было для Экзюпери скорее способом побороть депрессию, чем поводом сформулировать свою философию. Впрочем, много великих книг было написано в стремлении преодолеть депрессию и выйти из персонального тупика.
— Почему, на Ваш взгляд, эта сказка Сент-Экзюпери и сейчас, спустя 75 лет после первой публикации, настолько популярна и среди взрослых, и среди детей? Какой нерв она задевает?
— «Маленький принц» безусловно задевает какой-то важный нерв, его всемирный успех слишком феноменален, чтобы это было простой случайностью. Думаю, дело в том, что Экзюпери удалось каким-то образом создать нечто подобное мифу, выйти на какой-то трудно достижимый уровень обобщения при описании реальности. Отсюда обилие самых различных интерпретаций этой короткой книжки: для кого-то это антивоенная притча, для кого-то манифест о ценности детства, для кого-то психоаналитический трактат или экологический манифест. Гуманизм «Маленького принца» с его представлением о бесконечной ценности отношений двух личностей, бесконечной же глубине каждого человека, и о ребенке как человеке par excellence, то есть в высшей степени, о превосходстве «простых вещей и ценностей» над суетой и сложностью «мира взрослых» — все это по жанровой природе сродни мифу в греческом смысле слова как красивого сказания о природе вещей. Это «отлично сказано» и безотчетно трогает каждого — а вот поверки рациональным анализом выдерживает далеко не всегда.
Маленький принц Ты или нет 2
«Мы навсегда в ответе за тех, кого приручили» — это не просто красиво, эта фраза, пожалуй, входит в набор этических принципов современного человека. Но если задуматься, к этой фразе очень много вопросов, главный из которых — почему человеческие отношения тут представляются не союзом равных, а союзом «приручившего и прирученного»? И как любая не очень добросовестно продуманная этическая максима, эта фраза едва ли не большей частью используется с целью призвания к ответственности других, но не себя. Как написал в комментарии один из моих фейсбучных друзей: «Все манипуляторы мира потихоньку заменили в этой цитате “Мы” на “Вы” и сделали из нее свою главную надпись на майке».
«Дети должны быть очень снисходительны к взрослым» — красиво, как и вся философия детства Экзюпери. Но у него детей не было, а у меня их трое и мне кажется, что эгоист и чревоугодник Карлсон — куда более точный (и более привлекательный!) портрет ребенка, чем маленький философ в шейном платке.
«Знаешь, отчего хороша пустыня? Где-то в ней скрываются родники»; «Хотел бы я знать, зачем звезды светятся. Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог снова отыскать свою» — очень хорошие сентенции для сборника афоризмов на каждый день. Спорить с этим трудно, но попробуйте прочитать это кому-нибудь вслух — ручаюсь, что вы испытаете при этом чувство неловкости.
«Когда он зажигает свой фонарь — как будто рождается еще одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь — как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво» — «хм, ну ок», или «ну такое» как пишут в таких случаях сегодняшние подростки.
И так далее, и тому подобное. Может быть, это моя личная проблема и это я лишен какого-то духовного органа, воспринимающего такого рода философию. Но берусь утверждать, что это далеко не только моя проблема. С «Маленьким принцем» связан странный эффект.
Эта книга принадлежит к разряду неоспоримой и безусловной классики, которую принято любить и которой восторгаться —но, если спросить читателей, окажется, что очень у многих (в том числе среди моих друзей и знакомых, которых я (здесь была удалена ссылка на организацию, запрещенную в РФ), готовясь ответить на вопросы»Фомы») «Маленький принц» с детства вызывает безотчетное раздражение. Вот типичный отзыв с просторов интернета: «Повесть значится у меня среди прочитанных и высоко оцененных, но я не могу с уверенностью сказать, была ли это моя оценка или мне просто однажды сказали, что это хорошая книга, а я приняла это на веру».
Искренний гуманизм Экзюпери
— Согласны ли Вы с мнением, что из «Маленького принца» выросли Пауло Коэльо и Ричард Бах? Имеется в виду художественная литература, в простой и занимательной форме доводящая до масс какие-то глубокие метафизические идеи.
— О да! Мне это не приходило в голову, но это, по-моему, очень верное замечание. Впрочем, могу говорить только про Баха, точнее, только про «Чайку по имени Джонатан Ливингстон», ни одной книги Коэльо и других книг Баха я не читал. «Чайка» — явление по-своему уникальное в смысле переоцененности, довольно пустое сочинение, поднявшееся благодаря моде на восточную мистику, визионерство и поиски путей «расширения сознания», или же уловившее то, что носилось в воздухе. Воистину «метафизика для обывателей».
Конечно, «Маленький принц» — явление другого ряда, в нем нет намеренного желания мистифицировать глубокомыслием. Экзюпери вполне искренен в своем гуманизаторстве. Но вольно или невольно «Маленький принц» протаптывает дорожку к «Чайке» и «Алхимику», изобилующим отсылками к книге Экзюпери, без него их, вероятно, не было бы, или их успех не был бы таким впечатляющим.
— Есть ли какие-то интересные моменты, связанные с русскими переводами «Маленького принца»?
— Тут история та же, что со всеми настоящими книжками, захватывающими и заставляющими терять голову. Первый и поныне канонический перевод Норы Галь был сделан для себя и без всякого издательского заказа, просто от восторга, и опубликован только несколько лет спустя, в 1959 году. С тех пор появилось еще несколько переводов, в том числе неплохой Андрея Шарова, но простота и изящество перевода Норы Галь остаются, кажется, до сих пор непревзойденными.
Эффект мифа
— Как Вам кажется, Сент-Экзюпери сознательно закладывал в текст какие-то философские и религиозные аллюзии, или то, что мы их сейчас находим в таком обилии — это эффект вчитывания, последствие рационального подхода?
— Тут, по-моему, дело в том самом эффекте мифа, о котором я сказал в начале. Сама форма этой повести предполагает такое вчитывание. То есть, в каком-то смысле это и есть самый адекватный способ чтения «Маленького принца». И какой именно смысл вкладывал в свою притчу сам Экзюпери (кажется, прежде всего антивоенный и примитивно-гуманистический) — в данном случае довольно вторично.
— Известно ли что-то о мировоззренческих взглядах Сент-Экзюпери? Понятно, что он вырос в культуре, имеющей христианские корни, но как он сам относился к христианству? Были ли у него вообще какие-то четкие и внятные убеждения?
— Он не просто вырос «в культуре, имеющей христианские корни». Он происходил из аристократической католической семьи (его полное имя Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сэнт-Экзюпери, он имел право именоваться графом), и учился в католических пансионах. Однако о его сколько-нибудь последовательных христианских убеждениях в сознательном возрасте ничего не известно. Его образ жизни не соответствовал ни образу романтического героя, ни строгим католическим принципам — как и брак с Консуэлло Сандоваль, Розой «Маленького принца». Наверное, можно сказать, что религией Экзюпери был гуманизм, впрочем, довольно расплывчатый.
— В чем лично Вы видите основной духовный посыл этой сказки? Можно ли его считать христианским?
— Трудно сказать, в том-то и дело, что вся эта книга в некотором смысле о «духовности», но именно так понимаемая «духовность» мне лично глубоко не близка. Одна из главных идей книги — о ценности детства как главного периода человеческой жизни и о детях как природных пророках и философах-тайнозрителях — кажется мне сомнительной. Хотя с большинством утверждений книги — хрупкое нужно беречь, о слабых заботиться — спорить трудно, однако и особенные откровения среди этих утверждений мне разглядеть трудно.
Пусть дети прочтут и увидят свое
— Как Вы думаете, когда пятиклассники читают «Маленького принца», нуждаются ли они в каких-то комментариях взрослых, или лучше пускай просто читают, а понимать начнут, когда станут постарше?
— Мне кажется, комментировать такого рода тексты — всегда значит сообщать им свой собственный, субъективный смысл. Это полезно (и неизбежно) при чтении для самого себя и довольно безответственно при чтении другому.
Для чтения с детьми вполне достаточно «реального комментария», рассказа о том, что автор действительно был летчиком и его самолет действительно потерпел крушение в пустыне, а прототипом Розы была его жена Консуэло (правда, тогда стоило бы сказать, что пять тысяч роз розового сада — тоже мотив вполне автобиографический). Насчет «поймешь, когда вырастешь» — не думаю, что это правильно. Глубина этой книги, якобы, скрытая от глаз и раскрывающаяся со временем — по-моему, ее главная мистификация. В действительности тех, кто перечитывает Экзюпери в «сознательном возрасте», слишком часто постигает жестокое разочарование. Думаю, 10-13 лет — самый подходящий возраст для чтения «Маленького принца».
Но я бы посоветовал лучше читать с детьми этого возраста О’Генри и Рэя Брэдбери; «Дары волхвов» и «Электрическое тело пою!» — самые настоящие философские притчи, лишенные манипуляторства и ложного глубокомыслия «Маленького принца». Сентиментализм — вполне почтенная традиция, важный вклад в которую принадлежит именно французским авторам XX века; но лично мне в ней куда ближе мистерии Шарля Пеги или, если говорить о наших современниках, «Дитя Океан» Жан-Клода Мурлева. Если же хочется познакомить детей с настоящим романтизмом и качественной мистикой, — чем маскировать это желание, в общем вполне оправданное, стоит обратиться к признанным образцам жанра, Гофману и Новалису («Золотой горшок» в переводе Владимира Соловьева отлично читается с детьми), или «Черной курице» Погорельского, если говорить об отечественных примерах.
Беседовал Виталий Каплан
P.S. Наш разговор — не попытка «разоблачить» автора, которого искренне любят и почитают многие. Это скорее — начало диалога о том, как литературные «хиты» могут не открывать нам глаза на мир, а иногда затуманивать наш взгляд. Приглашаем вас, читателей «Фомы», присоединиться к этому диалогу в комментариях к публикации.
Источник: foma.ru
Группа «Маленький принц» – состав, фото, личная жизнь, новости, песни
На пике популярности группа «Маленький принц» давала на гастролях до 10 концертов в день. Полуторачасовое выступление сменялось кратким перерывом, во время которого зал заполняли новые желающие спеть в унисон с солистом Александром Хлопковым, что «жизнь – это вечный большой карнавал».
Группа «Маленький принц»
Сочетание лиричных текстов о любви с энергичной музыкой диско, а также неповторимый образ вокалиста стремительно завоевали симпатию поклонников по всему Союзу. Однако наступавшая эпоха перемен вынудила музыкантов оставить сцену. К выступлениям «Маленький принц» вернулся лишь в «нулевых» — на волне растущей популярности ретро.
Состав
Для большинства поклонников коллектива «Маленький принц» — это прежде всего бессменный вокалист Александр Хлопков. Артист с детства увлекался музыкой, окончил музыкальную школу по классу гитары и фортепиано и планировал связать жизнь с искусством. После окончания общеобразовательной школы играл в любительских коллективах.
Александр Хлопков
Поворотным моментом в его судьбе стало участие в концертах гастрольной группы «Трамвай «Желание». Несколько шоу коллектив отыграл совместно с группой «Мираж». Во время одного из них талантливого 20-летнего клавишника заметил основатель культового коллектива, продюсер и композитор Андрей Литягин. В конце весны 1988 года Хлопков стал участником «Миража».
За клавишами Хлопков оставался недолго. В августе того же года «Мираж» гастролировал в Крыму. Знаковый для истории «Маленького принца» концерт завершался совместным исполнением песни «Замыкая круг». Вместе с девушками-солистками к микрофону вышел и Хлопков. Его голос и манера пения произвели впечатление на Литягина, и тот решил: вакансия клавишника «Миража» вновь открыта, а Хлопков потянет собственный проект.
Андрей Литягин
Автором музыки для всех песен первого и единственного альбома «Маленького принца» стал сам Андрей Литягин. Тексты писала Елена Степанова. К записи композиций привлекли гитариста Алексея Горбашова, в то время игравшего в группе «Мираж».
До сотрудничества с коллективами Литягина музыкант играл в группе «Альфа», а также участвовал в записи первых пластинок Дмитрия Маликова и «Любэ». Издание «МК» в 1988 году упомянуло Горбашова в числе лучших гитаристов Советского Союза.
Алексей Горбашов
На концертах же вместе с Александром Хлопковым выступали гитаристы Валерий Стариков и Николай Ракушев. На ударных играл Кирилл Кузнецов, а место клавишника занял Сергей Крылов – тезка шоумена и певца Сергея Крылова. Вопреки распространенной практике того времени состав «Маленького принца» миновали текучка и скандальные уходы. Некоторые музыканты участвуют в выступлениях коллектива на ретро-проектах и сейчас.
Музыка
История «Маленького принца» начинается с записи музыкального материала, созданного Литягиным и Степановой. Первая композиция – «Я не знаю, зачем мне ты» — записывается еще до появления официального названия группы.
Песня «Я не знаю, зачем мне ты» группы «Маленький принц»
Уже в ней прослеживаются стилистические черты грядущего музыкального проекта: общее меланхоличное настроение, страстность исполнения, противоречивость лирического героя. В конце года на студии в столице Эстонии записываются остальные 7 композиций дебютного альбома «Мы встретимся снова», названного по одной из песен.
Имя группы Хлопкову подсказывает его знакомый, любитель произведений французского писателя. Литягин соглашается на «Маленького принца». Чтобы проверить реакцию публики, дебютантов допускают до выступления на разогреве у «Миража». В августе 1989-го, спустя год с памятного исполнения песни «Замыкая круг», Александр Хлопков выходит на сцену в сольном проекте.
Песня «Мы встретимся снова» группы «Маленький принц»
Одобрение зрителей утверждает Андрея Литягина в решении продюсировать проект, и в том же году он организовывает сольный концерт «Маленького принца» в спорткомплексе «Олимпийский». Издается записанный ранее альбом. Группа отправляется на гастроли. Как упоминается в программе «Привет, Андрей!», вышедшей на телеканале «Россия 1» 2 мая 2018 года, в день команда отыгрывает до 10 концертов в одном городе.
Стиль вокалист продумывает сам, где-то копируя западных звезд, где-то реализуя собственные находки. Знаменитая кожанка с бахромой – совместный «проект» с соседкой, работавшей в Доме моды Вячеслава Зайцева. Широкий пояс с заклепками, декорированный металлическими звездочками, — аксессуар, купленный на гастролях в Прибалтике. А вот красные штаны со звездами, признается Хлопков в одном из интервью, скопированы с наряда Фредди Меркьюри.
Александр Хлопков на сцене
Популярность «Маленького принца» растет, несмотря на отсутствие нового музыкального материала и клипов в полном смысле этого слова. Видео, которые выпускает команда, представляют собой нарезки кадров с концертных выступлений. Подобный видеоряд сопровождает клипы на песни «Ты или нет», «Прощай», «Я не знаю, зачем мне ты», «Мы встретимся снова».
В 1994 году, незадолго до ухода со сцены, «Маленький принц» переиздает дебютный альбом, дополняя его тремя композициями. Это «Мокрый асфальт» и «Осень» авторства Игоря Николаева, а также «Ты предала любовь», написанная Сергеем Трофимовым.
Песня «Прощай» группы «Маленький принц»
В том же году Александр Хлопков оставляет карьеру музыканта ради бизнеса. Чтобы поправить материальное положение, он открывает магазин модной одежды, но дело не становится прибыльным. В 1998 году «Маленький принц» отправляется гастролировать в Германию вместе с «Миражом». Вокалист знакомится с будущей супругой Полиной.
Завязавшийся роман заставляет его задуматься о месте жительства. Вскоре пара расписывается в Москве и возвращается в Германию. Хлопков остается жить в Баден-Вюртемберге.
Группа «Маленький принц»
Здесь ему удается вернуться к музыкальной деятельности, но уже в качестве продюсера. Совместно с супругой Хлопков создает концертное агентство «Алексис Entertainment». Пара удочеряет дочь Александра Яну от первого брака, а вскоре рождается их общий ребенок – девочку называют Витой. На этом биографию «Маленького принца» можно было бы считать завершенной, если бы не волна ностальгии по хитам начала 90-х.
Песня «Ты или нет» группы «Маленький принц»
Первое крупное возвращение на сцену состоялось в 2004 году. На 18-летие группы «Мираж» Андрей Литягин собрал в одном концерте всех участников легендарного коллектива. Выступил и «Маленький принц». В 2006 году из-за тяжелого материального положения Литягин продал авторские права на произведения, исполнявшиеся группой, бессменному солисту «Маленького принца».
Хлопков таким образом получил полную свободу в использовании все еще любимых публикой хитов. Позднее Литягин пытался добиться через суд признания сделки незаконной, но проиграл.
«Маленький принц» сейчас
Александр Хлопков вместе с семьей по-прежнему живет за рубежом. Старшая дочь Яна работает бортпроводницей, Вита еще учится. Артист снимается в передачах, посвященных звездам прошлого столетия, иногда к Александру присоединяется Вита. В эфире программы «Первого канала» «Мужское/Женское» девочка как-то рассказала, что дала послушать папины записи подругам в Германии, и те назвали его «русским Дитером Боленом».
Александр Хлопков («Маленький принц») в 2018 году
Хлопков приезжает не только ради эфира на телевидении. «Маленький принц» — постоянный участник ретро-дискотек, которые проводят известные радиостанции. Кроме того, команда поддерживает проект Сергея Васюты «Дискотека СССР», когда на совместные гастроли отправляются несколько исполнителей или групп, завоевавших сердца слушателей в далеких 90-х.
Александр Хлопков не зарегистрирован в «Инстаграме», зато ведет аккаунт во «ВКонтакте». Здесь зарегистрировано и официальное сообщество, посвященное «Маленькому принцу». Выкладываются новости участников группы, ностальгические фото и видео, а также афиша выступлений.
Клипы
- 1989 – «Я не знаю, зачем мне ты»
- 1990 – «Прощай»
- 1990 – «Мы встретимся снова»
Дискография
- 1989 – «Мы встретимся снова»
- 1994 – «Маленький принц» (дополненное переиздание первого альбома)
Источник: biografii.net