«Первая программа Центрального телевидения СССР» — советский телеканал. Начал вещание 22 марта 1951 года. Прекратил вещание 27 декабря 1991 года.
Страна | СССР |
Зона вещания | СССР |
Время вещания | 06:30-01:00 (пн-сб) 08:00-01:00 (вс) |
Язык вещания | русский |
Формат изображения | 4:3 SDTV |
Штаб-квартира | Москва, ул. Академика Королёва, 12, телецентр «Останкино» |
Тематика канала | общая |
Дата начала вещания | 22 марта 1951 года |
Дата окончания вещания | 27 декабря 1991 года |
Причина закрытия | Распад СССР Создание РГТРК «Останкино» |
Заменил | Телевидение имени Горького |
Заменён | Первый канал Останкино |
Основатель | Центральная Студия Телевидения |
Владелец | Всесоюзная ГТРК |
Руководители | Григорий Шевелёв — зампредседателя Гостелерадио СССР |
СССР — общество без кризисов (1977)
РАРИТЕТ! Начало передачи Сельский час (ЦТ 198? или 9? г.)
- 1 История
- 2 Хронология названий телеканала
- 3 Оформление
- 3.1 Логотипы
- 3.2 Часы
- 3.3 Настроечные таблицы
История
Канал начал вещание 22 марта 1951 года.
В 1956 году на ЦСТ начала выходить информационная программа «Последние известия». Поначалу она выходила один раз в день, а с июля 1956 — дважды в день. В 1960 году она была заменена на «Новости». С 1 мая 1960 на канале стали транслироваться различные мероприятия. Так, в 1962 году был передан репортаж с борта космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4».
С 1955 по 1967 год телеканал начал расширять географию вещания. В 1955 году началось вещание в Калинине, в 1956 году — во Владимире, Рязани и Туле, в 1957 — в Ярославле, Калуге и Смоленске, в 1958 — в Иваново, Костроме и Воронеже, в 1959 — в Орле, Курске и Белгороде и в 1960 — в Тамбове, Липецке, Ростове Великом и Брянске, в 1960 году — в Ростове-на-Дону, в 1961 — в Горьком, Вологде и в Республике Мордовия, в 1962 — в Чувашии, Северной Осетии и Татарстане, в 1963 — в Удмуртии, Кургане и Пскове, в 1964 — в Куйбышеве, в 1965 — в Пензе, Саратове, Дагестане и Карелии, в 1966 — в Башкортостане и Оренбурге, в 1967 — в Кирове. Со 2 ноября 1967 года «Первая программма» стала вещать на всей территории СССР.
В это время появляется множество программ, которые позже на долгие годы станут визитной карточкой канала: «Здоровье» (с 1960), «Клуб путешественников» (с 1960), «КВН» (с 1961), «Голубой огонёк» (с 1962), «Кинопанорама» (с 1962), «Музыкальный киоск» (с 1962), «Сельский час» (с 1963), «Будильник» (с 1965), «Кабачок «13 стульев»» (с 1966) и другие. С 1960-х начался выпуск телевизионных художественных фильмов (до этого на ТВ были только кинофильмы, которые ранее показывали в кинотеатрах). Поначалу фильмы были только полнометражными, а позже появились и сериалы. Первым советским телесериалом стал сериал «Вызываем огонь на себя».
В 1967 году телевидение получило в распоряжение новый АСК в Останкино. В эти годы в эфире появляются такие программы как «Служу Советскому Союзу!» (с 1967), «В мире животных» (с 1968), «Международная панорама» (с 1969), «Человек и закон» (с 1970), «От всей души» (с 1971), «Песня года» (с 1971), «Очевидное-невероятное» (с 1973), «9 студия» (с 1974), «Утренняя почта» (с 1974), «АБВГДейка» (с 1975), «Что? Где? Когда?» (с 1975), «В гостях у сказки» (с 1976), «Вокруг смеха» (с 1978), «До 16 и старше…» (с 1983) и другие.
Распространение репортажных установок привело к появлению в 1968 году большой информационной программы, получившей название «Время», а также новых тематических передач и увеличению выпуска телефильмов. Появление нескольких аппаратных видеозаписи привело к сильному сокращению прямых передач, которыми остались только передачи дикторского текста, а также трансляции отдельных мероприятий и спортивных состязаний. Московский телецентр стал общесоюзным и получил наименование «Телевизионный технический центр Останкино имени 50-летия Октября», его передающая часть была переподчинена минсвязи.
25 января 1971 года по системе «Орбита» запустило дубль «Первой программы ЦТ» — программу «Восток»: она предназначалась для Урала, Средней Азии и части Казахстана и учитывала разницу часовых поясов (+2 часа от московского времени). С 1 января 1976 года ЦТ запустило ещё три дубля «Первой программы ЦТ» (программы «Орбита-1,-2,-3») специально для восточных территорий СССР с временным сдвигом +8, +6 и +4 часа. В 1984 году охват вещания «Первой программы ЦТ» достиг 92% населения СССР.
Во второй половине 1980-х годов вновь стали появляться значимые телепередачи — «12 этаж» (в 1985), «Взгляд» (в 1987), «Пресс-клуб». Одновременно с тем начала изменяться информационная служба — в 1986 году появилась утренняя информационная программа «60 минут», в 1987 году переименованная в «90 минут», а позже «120 минут», ещё позже — «Утро», в 1989 году была создана информационная программа «Телевизионная служба новостей», выходившая в эфир ежедневно поздно вечером, ведущими которой стали ведущие программы «120 минут», информационно-аналитическая программа «7 дней» (в следующем году её выпуск был прекращён), ведущими которой стали Эдуард Сагалаев и Александр Тихомиров.
В 1988 году для продажи передач другим телеорганизациям и закупки телепередач у них было создано объединение «Совтелеэкспорт», а для осуществления обмена передачами с ними — фирма «Совтелевидео». Итальянское рекламное агентство получило право на размещение рекламы «Прогресс, информация, реклама», производившейся Главной редакцией научно-популярных и просветительских программ ЦТ, при его поддержке на ЦТ появилась телевикторина «Счастливый случай». Также Главная дирекция программ ЦТ была реорганизована в Генеральную дирекцию программ ЦТ, ТО «Экран» в ТПО «Союзтелефильм».
Частью сотрудников Главной редакции программ для молодёжи ЦТ были учреждены телекомпания ВИD и АТВ, для закупки передач у которой вместо самой редакции были созданы соответственно студия «Эксперимент» и «Новая студия», получившая статус юридического лица и право на размещение рекламы в рамках передач, которое переходило к телекомпании ВИD и АТВ в обмен на подготовленные передачи, несколько позднее статус юридических лиц получили Главная редакция информации ЦТ и Главная редакция телепрограмм для Москвы и Московской области, реорганизованные соответственно в Студию информационных программ и Студия московских программ. Среди прочих телекомпания ВИD стала подготавливать телевикторину « Хронология названий телеканала
- 22 марта 1951 года 13 февраля 1956 года — «Центральная Студия Телевидения».
- 14 февраля 1956 года — 15 мая 1957 года — «Первая программа ЦСТ».
- 16 мая 1957 года — 27 декабря 1991 года — «Первая программа ЦТ СССР».
Оформление
Телеканал сменил шесть логотипов
- Первый логотип с 1951 по 1956 год представлял из себя вогнутый квадрат, повёрнутый на угол и разделённый на 4 части. Левая верхняя и правая нижняя части светло-серые, левая нижняя — тёмно-серая. Правая верхняя часть отсутствует и заменена на подписи «СССР» и «ТВ» друг над другом. В эфире логотип не появлялся.
- Второй логотип с 1956 по 1967 год был похож на первый, но части квадрата были раздвинуты от центра в стороны, а подписи сменили шрифт. В эфире логотип не появлялся.
- Третий логотип с 1967 по 1982 год был похож на второй, но подписи и левая верхняя часть квадрата стали красными, левая нижняя часть — зелёной, а правая нижняя часть — синей. В эфире логотип не появлялся.
- Четвёртый логотип с 1976 по 1980 год представлял из себя изображение земного шара. Над ним была бежевая подпись «ТВ СССР», где слова были расположены друг над другом». От шара вверх расходилось несколько кругов разного цвета: светло-серый, тёмно-серый, бежевый, светло-коричневый и коричневый. По текстуре этих кругов было заметно множество кружков, которые были чуть ярче цвета на их фоне. Чем выше расположены шарики, тем они меньше. В эфире логотип не появлялся.
- Пятый логотип с 1980 по 1991 год представлял из себя красную пятиконечную звезду, верхняя вершина которой была вытянута вверх. От центра звезды вверх расходятся пять тонких колец белого цвета. В эфире логотип не появлялся.
- Шестой логотип в 1991 году представлял собой сиреневую цифру «1», составленную из параллелограммов. В нижней части логотипа два параллелограмма были заменены на подпись «ЦТ». В эфире логотип не появлялся.
Источник: telehist.fandom.com
Скончался ведущий программы «Сельский час»
Умер известный журналист, писатель и общественный деятель Юрий Черниченко.
Скопировать ссылку
(Казань, 14 июля, «Татар-информ»). В Москве на 81-м году жизни после длительной болезни скончался журналист, писатель и общественный деятель Юрий Черниченко, сообщает ИТАР-ТАСС.
Юрий Дмитриевич Черниченко родился в 1929 году. В журналистику пришел в 50-е годы. Публиковался в газетах «Правда», «Советская Россия», журнале «Знамя». На протяжении многих лет вел на советском телевидении передачу «Сельский час». Был удостоен премии Союза журналистов СССР.
В 1989-м году Юрий Черниченко стал депутатом Первого Съезда народных депутатов, в 1990-м — сопредседателем всесоюзной Ассоциации писателей в поддержку перестройки «Апрель». Вместе с Егором Яковлевым, Александром Гельманом, Юрием Левадой и другими он вошел в состав учредителей газеты «Московские новости». В 1990-е годы Юрий Черниченко создал и возглавил Крестьянскую партию России, был членом Совета Федерации, сообщает Союз журналистов РФ.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»
Источник: www.tatar-inform.ru
«ВЫСТАВБУРА» И ПРОЧАЯ МУРА СОВЕТСКОГО ТВ
10 мая 1932 года на ленинградском заводе «Коминтерн» собрали первую двадцатку советских телевизоров.
Телевизор в 1980-ые занимал второе место в списке моих интересов после улицы. Программа передач на неделю становилась хитом и помню радость, когда родители оформили годовую подписку на еженедельник «Говорит и показывает Москва», который был посвящен телепрограмме почти полностью.
Тем удивительнее, что некоторые детские передачи я не просто не смотрел, я о них даже не слышал.
О них и поговорим, оставив популярные «В гостях у сказки» да «Будильники» за рамками поста.
Вот передачка «В каждом рисунке – солнце». Выходила свыше 10 лет – с 1975 по 1986. В первой половине 1980-ых вышло 218 (!) эфиров. Решительно ее не помню, хотя большинство эфиров падало на будний вечер.
Передача строилась на демонстрации рисунков юных Карандашей, сопровождаемой чтением их писем. Создатели даже определили возраст аудитории (12-14 лет) и смысловой контент (передача для любителей рисования). Как замысел я могу это заценить на кол с минусом по пятибалльной системе. Может, в самой передаче и присутствовала добродушная милота, но ведь не только я ее не смотрел, другие тоже. Ни от кого не слышал: «Включай скорей телевизор! «В каждом рисунке – солнце» начинается!» Следовательно, было за что эту передачу игнорить.
В заставке ее, кстати, звучала пугачевская песня «Рисуйте, рисуйте!», которую я помню по передаче «В гостях у сказки», где я и рисунки с удовольствием разглядывал.
Еще одна передача для любителей рисования «Выставка Буратино» выходила почти тридцать лет (1958-1985). В первой половине 1980-ых выдержала 134 эфира.
Буратино я любил и не понимал на фиг он залез в компанию юных художников и ведущего Вадима Курчевского (создатель «Моего зеленого крокодила» и «Бедокуров», он был мотором передачи).
Пару выпусков я посмотрел, еще не ходя в школу, в напрасном ожидании, что Буратино с голосом Евы Синельниковой достанет золотой ключик. Нет, он мешал краски, искал правильный колорит и похваливал нарисованное другими.
В заставке передачи звучала песня, доказывающая, что сочинители ее не больно перед зрителями миндальничали:
Выставбура, Выставбура,
Бура, Буратино,
Нам прислали малыши,
Чудные картины.
Я всегда за новые словообразования, особенно в детской поэзии. Но «Выставбура» рождено не фантазией, а ленью напрягаться.
Здесь должен сказать, что даже при желании посмотреть «Выставку Буратино» у меня бы не получилось. Шла она по утрам то пятницы, то субботы, когда основная часть ее аудитории сидела за партой в школе (тогда была шестидневка, а не нынешняя лафа). Для кого, в таком случае предназначался эфир? Для безработных алкоголиков и тунеядцев? Думаю, для учащихся во вторую смену, их тоже следовало развлекать, но развлекали их, как правило, неликвидом типа «Умелые руки» по пятницам с утра.
«Умелые руки» еще одна передача для юных Карандашей и Самоделкиных, любителей клея да ножниц. Вели ее в разное время Валентина Леонтьева, Светлана Жильцова, Владимир Ухин, а я не видел ни разу.
Загадкой, которую не хочется разгадывать остался для меня и тележурнал «Звездочет», выходящий с 1977 по 1986 год. Там объединяли юных любителей на звезды поглазеть, показывая их снимки и зарисовки астрономических объектов. Вел передачу космонавт Юрий Глазков. 140 эфиров прошло в первой половине 1980-ых, ни одного не видал.
Теперь о том, чего старался не смотреть, но было сложно. Передачу «Веселые нотки» любила моя бабушка, вздыхающая «Хорошо поют!». Как Горький, способный прослезиться от любого прочитанного автором вслух четверостишия, не взирая на качество стихов, бабушка была поклонницей беспредметного пения. Ей одновременно нравились фольклорные коллективы, Алла Пугачева, Елена Образцова, детский хор Попова и Вячеслав Бутусов.
«Веселые нотки» в том изводе, что я смотрел урывками, показывали правильных детей с первобытным репертуаром. Никто не решался на трансформацию, проделанную двумя-тремя годами позднее Андреем Разиным, — взять неправильных детей с современным репертуаром и подсадить страну на «Ласковый май». Позже концепцию «Веселых ноток» взяли «Утренняя звезда» и «Фабрика звезд». То есть, идея-то была годная, исполнение подкачало.
Были также передачи, которые смотрелись, если больше делать нечего. Я говорю о «Веселых стартах» и «Мама, папа и я – вместе дружная семья». Там наличествовал здоровый соревновательный элемент, можно было выбрать команду и за нее болеть. Но эти передачи целиком проигрывали ГДР-овской «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас» с ее живчиком ведущим Ади (Герхард Адольф).
Таковы не самые удачные, скажем так, детские проекты советского ЦТ, которые мне удалось вспомнить.
Источник: ygashae-zvezdu.livejournal.com