Тренды онлайн-образования отражают тенденции в развитии обучения в целом. Будущие студенты стали более требовательны — уже недостаточно записать серию видеоуроков с заданиями. Да и экономические реалии не обошли EdTech стороной: спрос меняется в сторону прикладной пользы, а для продвижения нередко приходится осваивать альтернативные площадки и пересматривать стратегию. Поговорим о современных подходах к организации образования: какие онлайн-курсы востребованы и отвечают сегодняшним запросам аудитории.
Какие ниши будут востребованы в онлайн-обучении
Переподготовка кадров и повышение квалификации — актуальное направление в разных нишах. Сегмент ДПО в 2022 году показывал наиболее активную динамику и занимает самую устойчивую позицию в EdTech. По мнению экспертов в 2023—2024 гг. рост этого сегмента будет продолжаться несмотря на прогнозы о возможном общем экономическом спаде в стране.
НИУ ВШЭ и Сбер назвали самые востребованные профессии 2023−2024 годов .
Наиболее перспективны 12 сфер:
Почему Запад скупает мозги и технологии? (Познавательное ТВ, Денис Соколов)
кибербезопасность
здравоохранение
урбанистика
юриспруденция
менеджмент в сфере досуга
agile: специалисты по гибкой разработке программного обеспечения
ESG – «зеленая экономика»
Помимо дополнительного образования и поиска новых источников дохода, людей интересуют здоровье, психология и хобби.
Тренды в онлайн-обучении: подходы, инструменты, форматы
Непрерывное обучение
Стремление учиться в любом возрасте — это уже само по себе тренд: постоянное саморазвитие ценно и престижно.
Получить образование один раз и оставаться всю жизнь востребованным специалистом уже не получится — слишком динамично развивается среда. Если своевременно не апгрейдить знания и навыки, можно выпасть из рынка.
Отсюда актуальность непрерывного образования, в том числе ДПО — на курсы повышения квалификации или переподготовки приходит опытный специалист, чтобы прокачать навыки и расти дальше.
Асинхронное обучение
Заранее записанное обучение — альтернатива привычному общению с преподавателем в режиме реального времени:
— даёт свободу от расписания и географии;
— позволяет выбирать порядок изучения материалов и темп обучения;
— помогает учиться тем, кому трудно это делать в группе.
Гибридное обучение
Это комбо теории и практики — сочетает очное обучение и онлайн-формат. Гибрид применим не везде — у школы должны быть и офлайн-пространство, и техническая возможность учить удалённо. Если такая база есть, то часть занятий, — например практические мастер-классы, можно проводить очно, при этом ученик вправе выбирать способ участия.
Больше о реалиях гибридного формата — в исследовании ВШЭ и «Росатом» : Мировые тренды образования в российском контексте — 2023 .
Наставничество
Формат онлайн-обучения под конкретный запрос. В отличие от групповых курсов, наставничество подразумевает проработку персональных потребностей и достижение конкретной цели. Наставник может вносить актуальные корректировки непосредственно в процессе обучения.
Как технологии меняют образование? ЭтоИзи
Для ученика плюс в узкой специализации, решении точечных запросов, экономии времени и плотной работе с наставником.
Для онлайн-школы — это премиальный и маржинальный продукт, который привлекает аудиторию с более высоким уровнем дохода и мотивации.
Микрообучение
Люди хотят сменить профессию или научиться чему-то новому быстро, чтобы вложения начали окупаться в ближайшее время. Весь ритм сегодняшней жизни задаёт тренд на оперативность. Актуальные онлайн-курсы делают упор на короткие модули.
Разбить длинный видеокурс на кусочки — это ещё не микрообучение. Каждый урок объясняет что-то конкретное и формирует один навык. Принцип в повторении и усложнении маленьких порций информации.
Здорово, если можно выбрать удобный формат: предлагаем на усмотрение ученика посмотреть, прочитать или прослушать урок.
Обучение в соцсетях
Социальные сети сегодня — ежедневная «среда обитания» для пользователей. Это одновременно источник информации и площадка для коммуникаций, в том числе в контексте обучения. Блогеры активно используют соцсети для марафонов и курсов, стирают грань между досугом и работой и выходят за рамки привычных форматов обучения.
Плюсы такого подхода:
— обучение доступно и удобно для молодой аудитории;
— привлекает трафик и строит активное сообщество, из которого вырастают амбассадоры бренда;
— снимает страх, что учиться — слишком сложно и скучно.
Есть нюанс: ученикам требуется больше самодисциплины и мотивации, чтобы не отвлекаться на развлекательный контент в той же соцсети. Тут особенно важно не оставлять учащихся один на один с учёбой. Нужно подстёгивать интерес, давать поддерживающую обратную связь и стимулировать стремление дойти до финиша.
Адаптивное обучение
Технология адаптивного обучения учитывает особенности каждого ученика. Преподаватель общается с малыми группами или одним учеником, помогает и подстраивается под уровень знаний, особенности и целевые запросы.
В адаптивном подходе учитываются и личные особенности. Кому-то нужно делать паузы в изучении материала и систематизировать теорию, а кому-то необходимо собственное пространство, консультация или чей-то пример.
Адаптивные технологии дают онлайн-школе конкурентное преимущество — тот самый индивидуальный подход, которого часто не хватает в массовых курсах.
Эдьютейнмент и геймификация в образовании
Игровые механики и эдьютейнмент (применение развлекательного компонента в обучении) мотивируют, расслабляют учеников, поддерживают дружелюбную атмосферу и помогают легче пройти этапы программы, и самое ценное — безопасно выработать первый опыт. Так они повышают лояльность к онлайн-школе, а в перспективе и шансы на дополнительные продажи.
Есть опасность в погоне за трендом перестараться с игровым и развлекательным контентом. Сначала убеждаемся, что это интересно и нужно аудитории, а потом внедряем. Иначе можно получить саботирование и негатив учеников.
VR- и AR-технологии в образовании
Виртуальная (VR) и дополненная (AR) реальность упрощают восприятие сложных материалов и стимулируют запоминание. С ними легче добиться наглядности и реалистичности.
Совершить виртуальную экскурсию в музей дизайна или оказаться в другой языковой среде куда интереснее, чем смотреть видеоролик или, уж тем более, читать методичку на эту тему.
Применять виртуальную реальность технически непросто, поэтому позволить себе такое обучение могут школы с весомым бюджетом. А вот с дополненной реальностью справляются и приложения в смартфоне. Это модели, карты, объекты, которые можно подвигать, покрутить и даже примерить. Технологии особенно выручают, когда у ученика нет прямого доступа к инструментам или изучаемой среде.
Образовательные сообщества
Поддержка и общение — тренд на ближайшие годы. Поэтому так ценно прохождение обучения в комьюнити единомышленников. В сообществе ищут ответы на вопросы, обмениваются мнениями, выстраивают профессиональные связи и даже находят друзей. Важно закладывать этот подход на этапе разработки курса, учитывать общение как с одногруппниками, так и с кураторами.
Ученики могут начать знакомиться и общаться в чате ещё до начала обучения, и поддерживать общение после выпуска, трансформировать связи в профессиональное сообщество.
Причем, совсем не показательно, что активна лишь часть участников того же чата, а кто-то ни разу в него не напишет: большинство учеников остаются «в тени», но регулярно читают все рекомендации и дискуссии.
Упор на практику и помощь с трудоустройством
Студентам нужна не просто база знаний. Им важно изучать и нарабатывать кейсы, получать чёткое представление о профессии, возможно, окупить затраты на обучение.
Стажировка после курса или работа над групповым проектом добавляет баллов в копилку успешных кейсов, работает на имидж и узнаваемость школы. Выполнение поэтапных домашних заданий может вылиться в тестовый проект, который отражает запросы реальных работодателей.
Отдельный плюс — если из обучения студент выходит с готовыми кейсами и примерами работ. Ещё круче, если он может прийти со своим проектом и довести его до ума в процессе обучения.
Крупные онлайн-школы организуют центры трудоустройства, помогают ученикам получить первых клиентов и сменить работу после успешного окончания обучения.
Можно начать с малого:
— научить составлять резюме и портфолио;
— подготовить к собеседованию, провести мини-тренинги по общению с первыми заказчиками или работодателями;
— составить список актуальных ресурсов с вакансиями.
Чем больше выпускников находит работу по новой специальности или достигает другой цели, тем ощутимее результативность курсов. Поэтому так полезны коллаборации с потенциальными заказчиками:
клиенты получают исполнителей с нужным уровнем подготовки по невысоким расценкам;
— ученики сразу применяют знания, зарабатывают опыт и деньги;
— онлайн-школа выполняет обещания — даёт необходимое для старта. Например, в новой профессии.
Soft-skills
Мягкие или гибкие навыки. Они не относятся к конкретной сфере или профессии, но без них сложно выстраивать деловые связи или адаптироваться к новой деятельности. Поэтому тренд на формирование софт-скиллз только укрепляется.
Работа с мягкими навыками — долговременная инвестиция в себя. Выступить на большую аудиторию, работать в команде, вести переговоры, разрешать конфликтные ситуации или совершать холодные звонки — тоже софт-скиллз. Такому можно и нужно учить — в рамках полноценного курса или отдельных уроков.
Тренды EdTech не универсальны. Важно учитывать и общие принципы:
Доверие. Люди стали больше учиться в онлайне, потому что поверили — такое обучение тоже может быть качественным. Задача школы — не подорвать доверие и выполнить заявленные обязательства.
Баланс. В образовательном процессе — между теорией и практикой, сложностью материала и уровнем подготовки учеников, обучением «за ручку» и самостоятельной работой.
В обучении как бизнесе — получить прибыль и дать клиенту обещанное решение.
Система. Любое нововведение, которое внедряется в онлайн-курс, нужно рассматривать как элемент всей экосистемы школы. Что даст новый формат обучения? Как отреагируют студенты или преподаватели? Оправданы ли эти изменения и как они скажутся на качестве обучения — лучше взвесить за и против.
Источник: zenclass.ru
Цифровизация образовательного процесса в школах
«Цифровизация образовательного процесса в школах» – онлайн-курс, направленный на развитие навыков и компетенций педагогов и представителей администраций школ в сфере цифрового образования, повышение квалификаций в области использования новых цифровых инструментов и сервисов, образовательных инноваций и технологий в… Ещё
4 недели, по 5 уроков в неделю
14 847 учащихся
О курсе
«Цифровизация образовательного процесса в школах» – онлайн-курс, направленный на развитие навыков и компетенций педагогов и представителей администраций школ в сфере цифрового образования, повышение квалификаций в области использования новых цифровых инструментов и сервисов, образовательных инноваций и технологий в учебном процессе и профессиональном саморазвитии.
Основная часть контента курса была сформирована весной 2020 года в режиме массовых ограничений, введенных из-за распространения COVID-19, поможет в адаптации к новым форматам организации образовательных процессов, упорядочить и структурировать опыт и знания, полученные в процессе стихийного перехода на дистанционные форматы обучения, внедрить использование полезных цифровых новаций в традиционный образовательный процесс и подготовиться к возможным повторным локдаунам.
Для кого предназначен курс?
Для учителей. Педагоги любого профиля и направления смогут переосмыслить и структурировать имеющийся опыт дистанционного обучения, познакомиться с новыми цифровыми инструментами, внедрить их в традиционный образовательный процесс, а также освоить проектный подход.
Для административного персонала. Курс поможет оптимизировать стандарты коммуникации, сформировать оптимальную систему взаимодействий в рамках дистанционного формата, комфортную для всех участников процесса обучения: учителей, учеников, родителей. Представители администрации школ узнают, как организовать процесс обучения школьных команд, внедрить изменения в организацию и реализовать стратегические проекты в школах.
Как создавался курс?
Онлайн-курс создан по итогам экспериментальной образовательной программы в рамках проекта “Город, который учится. Цифровое образование” Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга, которая состоялась в онлайн-формате с 2 по 11 июня 2020 года и получила высокие оценки от 95 слушателей программы, а также по итогам цикла вебинаров “Лучшие практики онлайн-образования” на образовательной платформе Лекториум.
Особенности курса
Курс содержит видеоматериалы, собранные в условиях локдауна весной 2020: лекции экспертов в области образования с экспериментальной образовательной программы, вебинары из цикла “Лучшие практики онлайн-образования”, выступления экспертов педагогического сообщества на тему онлайн-образования.
Курс ориентирован на проектную деятельность, которая адаптирована для самостоятельного прохождения учителями или командами школ, и включает в себя разработку учителями или школьными командами проектных инициатив, направленных на решение реальных проблем школ, внедрение инноваций и оптимизацию текущих учебных процессов, и их последующую реализацию на базе школ. Проектные инициативы могут затрагивать такие направления, как оптимизация учебных процессов или организационной модели, здоровье и мотивация учеников, использование платформ, разработку онлайн-курсов или видео-уроков и др.
Структура курса
В каждом уроке вы найдете:
● видеоролики, отражающие основные теоретические положения и необходимую информацию по теме;
● упражнения и мини-тесты на усвоение материала;
● открытые вопросы для дискуссий;
● практические задания на отработку компетенций проектной деятельности;
● дополнительные материалы для изучения.
Модули курса
Модуль 1: Введение в проблему нового цифрового образования, цифровой образовательной среды, новых условия функционирования школ в 2020 году.
Модуль 2: Общефилософские и социальные вопросы современного образования: глобальные изменения и тренды, цифровизация, электронное обучение, переход школы в онлайн.
Модуль 3: Электронные ресурсы и дистанционные технологии обучения.
Модуль 4: Инструменты и методы обучения онлайн, использование дистанционных образовательных технологий для учителей школ.
Модуль 5: Необратимые изменения в мире после пандемии, а также в образовательных организациях в условиях пост-COVID.
Модуль 6: Доработка творческих образовательных проектов слушателей и их итоговой презентации.
По итогам прохождения онлайн-курса Вы:
● Переосмыслите полученный опыт дистанционного обучения и внедрите прогрессивные цифровые инструменты в традиционный образовательный процесс.
● Запустите и реализуете проектные линий на базе ваших учреждений, внедрив при этом изменения в образовательные процессы.
Для кого этот курс
Педагоги, административно-управленческие работники образовательных организаций
Начальные требования
Педагогическое образование, наличие административно-управленческих знаний на базовом уровне
Источник: stepik.org
Тв технология в образовании
В современной системе образования огромную роль приобретают информационные и педагогические технологии обучения, раскрывающие творческий потенциал, индивидуальность и талант личности. К ним относятся различного рода тренинги, контролирующие программы, лабораторные практикумы, тренажеры, игровые программы, предметно-ориентированные среды, учебное моделирование, деловые игры, групповые семинары, разбор ситуаций (кейс-стади), мультимедийные технологии, психологическое тестирование и т.д.
Информационные технологии открыли реальные перспективы для системы образования, а именно: широкое внедрение средств информационных мультимедиа-технологий для наглядного, динамичного представления учебной информации с использованием видеоизображений, звука и удаленного доступа к информационным ресурсам; непрерывность и преемственность компьютерного обучения на всех уровнях образования — от дошкольного до послевузовского — за счет компьютерной поддержки всех предметов и дисциплин учебного процесса; обеспечение свободы выбора методики, стиля и средств обучения для раскрытия и выявления творческих индивидуальных способностей обучаемого; создание научно и методически обоснованной системы базового образования на основе новых информационных технологий.
Уровень использования компьютерных технологий в большинстве ВУЗов, пока отстает от темпов роста оснащенности компьютерной техникой и темпов появления новых технологий и соответствующего программного обеспечения.
В данной статье рассматриваются результаты внедрения информационных мультимедиа-технологий в учебный процесс Волгоградской академии государственной службы (ВАГС) и обсуждаются пути повышения эффективности подобных работ.
Работы проводятся в следующих основных направлениях:
- Повышение квалификации преподавателей и сотрудников ВАГС в области современных компьютерных технологий, реализуемое на основе циклов учебных курсов и семинаров. Это направление рассматривается в качестве приоритетного, поскольку недостаточная подготовленность и информированность значительного числа преподавателей является основным препятствием на пути внедрения новых информационных технологий.
- Постановка и включение в учебные планы ряда специальностей новых учебных дисциплин («Перспективные технологии обработки информации», «Информационные технологии в юриспруденции», «Информационная безопасность корпорации» и др.), в которых даются общие представления о современных компьютерных технологиях и практические навыки работы с оболочками операционных систем и прикладными пакетами для решения различных классов задач: текстовые процессоры, растровые и векторные графические редакторы, электронные таблицы, математические пакеты (численные расчеты, аналитические преобразования, статистическая обработка данных, построение двумерных и трехмерных графиков), программы работы с электронной почтой.
- Использование компьютерных обучающих программ (компьютерных мультимедийных учебников и лабораторных практикумов) при проведении практических занятий и для организации самостоятельной работы студентов в учебных аудиториях, входящих в компьютерную сеть ВАГС.
- Контроль знаний с применением контролирующих и тестирующих программ (UniTest v.3.0), используемый как в качестве текущего, так и итогового контроля по ряду дисциплин.
- Использование мультимедийных технологий при чтении лекций: лекционные демонстрации с использованием вывода компьютерного изображения на переносные экраны, подготовка иллюстративного обеспечения лекций и раздаточного материала с использованием презентационных пакетов (например, Microsoft PowerPoint 2003), демонстрация мультимедиа продуктов.
Информатизация образования объективно влечет за собой реорганизацию учебно-методической работы, повышение требований к преподавателю и изменение его роли.
Источник: top-technologies.ru