Установка проектора на сцене

Использование проекционного оборудования для сцены началось в 1860х годах, то есть, раньше, чем появились лампы накаливания. С тех пор искусство проецирования прошло большой путь. Появился огромный диапазон сценических материалов, театрального оборудования и технологий, способных удовлетворить всех – от самого маленького театра до крупнейшей Бродвейской площадки.

Сколько существует технология проецирования, столько же возникают вопросы, и самые частые из них: «Как выбрать проектор? «, «Как подготовить изображения? » и «На какой фон проецировать? «. Так как ответить на все вопросы в данной статье невозможно, мы попытаемся ответить на самые основные, относящиеся к одной неотъемлемой части проекционной технологии – проекционным экранам.

В качестве фона для проекции некогда использовался и муслин, и холст, и разрисованные декорации, и туман, и даже тела актеров. Но ни один из этих материалов не может сравниться со специально разработанным проекционным экраном с точки зрения максимального отражения идей режиссера. Ни один из вышеуказанных материалов не может использоваться для рир-проекции или по причине их непрозрачности, или потому что цвет изображения не может быть передан достаточно четко. Для правильного выбора поверхности проекционного экрана необходимо вначале выбрать способ проецирования.

Основные определения:

  • Проектор – источник света (диапроектор, видеопроектор, проектор PANI), используемый для проецирования изображения для аудитории.
  • Слайд – трафарет (картина), который проецируется на экран при помощи источника света.
  • Проецируемое изображение – изображение, которое видит аудитория.
  • Проекционный экран – материал, на котором появляется проецируемое изображение.

Фронтальная проекция

Фронтальная проекция

При фронтальной проекции проектор находится в зале, и проекция отражается от экрана назад к зрителю. В этом случае, поверхность экрана должна иметь высокий коэффициент отражения для получения изображения наибольшей яркости. При равной интенсивности, расстоянии и размере изображения фронтальная проекция дает лучшие результаты, чем проекция «на просвет» (обратная проекция). При фронтальной проекции требуется меньшая мощность проектора для получения изображения равного качества. При фронтальной проекции изображение сохраняет свою интенсивность, четкость и контраст с большим углом обзора, то есть сидящие с правого и левого края проекционного экрана будут видеть изображение почти так же хорошо, как и сидящие по центру экрана.

Однако у фронтальной проекции есть свои недостатки. Во-первых, наличие большой светлой поверхности на сцене может отвлекать внимание зрителя. По словам некоторых режиссеров, зрители «ждут, что сейчас начнется кино». Кроме того, яркая поверхность отражает окружающий свет, из-за чего изображение «размывается», если не подсветить области, соседние с экраном.

Необходимо также учитывать возможные тени от находящихся на сцене актеров и декораций. Выбор места расположения источника с точки зрения минимизации теней может привести к искажению получаемого изображения и потребовать внесения корректировок в исходное изображение.

Проекция «На просвет» (обратная проекция)

Обратная проекция

Обратная проекция

При обратной проекции изображение передается к зрителю от источника света сквозь проекционный экран. В этом случае, экран должен обеспечивать передачу изображения с необходимой оптической четкостью и яркостью. Для этого требуется проектор повышенной мощности, так как на пути к зрителю световые лучи проходят сквозь экран. Более темные цвета экранов для рир-проекции позволяют удачно маскировать их среди декораций. Актеры могут стоять перед экраном, не создавая помех проекции изображения.

Так как изображение обычно проецируется строго перпендикулярно к экрану, искажение минимально. Можно достичь интересных эффектов при проецировании изображения сквозь экран, расписанный красками, например, эффект перехода от дня к ночи.

У рир-проекции также есть свои недостатки. Из-за того, что проектор работает с повышенной мощностью и зритель смотрит через экран практически на источник, в центре экрана часто появляется яркое пятно. Плотность материала должна обеспечивать рассеяние изображения и предотвращать перегрев проекционного экрана, поэтому качество изображения резко ухудшается для зрителей, сидящих вне угла обзора от 60 до 110 градусов от центральной оси. Реальный угол обзора зависит от цвета экрана: более темные (и, следовательно, более плотные) поверхности «выпадают» из угла зрения гораздо ближе к центральной оси.

Экраны только для фронтальной проекции

  • Экраны Front White (Фронтальные Белые) производятся из хорошо отражающего светонепроницаемого материала. Они обеспечивают наибольшую яркость получаемых изображений при самом широком угле обзора. Из-за высокой отражательной способности эти экраны отражают также и окружающий свет. Поэтому, необходимо позаботиться об его минимизации (см. раздел «Как ослабить отражение рассеянного света»).

Экраны только для проекции «на просвет» (обратной проекции)

  • Проекционные экраны Black (Черные) лучше всего использовать при большой освещенности. Темно-серый цвет позволяет получить хорошее разрешение при проецировании сквозь него ЯРКОГО изображения. Такой экран незаметен среди декораций, однако, угол обзора у него ограничен 60 градусами. Прямая светопередача составляет всего около 6%, но контраст между темным фоном и светом от источника позволяет проецировать изображения с более высокой степенью разрешения. Черные экраны особенно подходят для балетных и оперных постановок, где их темная поверхность абсорбирует отражение лучей прожекторов следящего света от пола.
  • Проекционные экраны Grey (Серые) обладают многими преимуществами черных экранов, но дают более широкий угол обзора. Средне серый цвет помогает замаскировать экран на фоне декораций, позволяет добиться реалистических цветов и четкости изображения. Угол обзора увеличивается до 120 градусов, а более светлый цвет экрана обеспечивает лучшую светопередачу и, следовательно, более яркое изображение.
  • Light Translucent (Полупрозрачные экраны) имеют слегка матовую, светло-серую поверхность и применяются для различных целей. Их лучше всего использовать при большой освещенности рассеянным светом, особенно, при проведении уличных мероприятий (см. инструкции по уходу и эксплуатации). Эти экраны имеют повышенную степень светопередачи, а получаемое изображение оказывается достаточно ярким даже при повышенной внешней освещенности. Следует, однако, позаботиться о том, чтобы избежать появления в центре экрана напротив источника яркого пятна, видимого зрителю из-за высокой прозрачности экрана.
  • Sky Blue (Экран «Голубое небо»). Новый цвет, который без освещения имеет небесно-голубой оттенок, а при проецировании картин и цветной заливке экрана придаёт изображению «холодный» оттенок. Предоставляет художникам-постановщикам возможность воссоздания на сцене иллюзии дневного освещения.
  • Misty Blue (Экран «Голубой туман»). Новый цвет, придающий проецируемым изображениям интригующий туманно-голубой оттенок.

Данные экраны могут также применяться в качестве диффузионных материалов для равномерной световой заливки задника.

Экраны для фронтальной и/или обратной проекции (для двухсторонней проекции)

  • Экран Rosco Twin White (Двусторонний Белый) – самый универсальный проекционный экран из предлагаемых Rosco. Его молочно-белый цвет позволяет получать одинаково яркие изображения и при фронтальной проекции, и при проекции «на просвет». Это значит, что режиссер может без проблем переходить от одного вида проекции к другому. Угол обзора для данного экрана составляет почти 180 градусов, то есть, практически каждый сидящий в аудитории может видеть неискаженное изображение. Так как экран слегка окрашен для улучшения отражения при фронтальной проекции, на качество изображения может повлиять отражение рассеянного света, поэтому следует позаботиться о снижении освещенности вокруг экрана.

Как ослабить отражение окружающего света:

  • Освещенность сцены менее влияет на обратную проекцию, чем на фронтальную проекцию, поэтому, по возможности используйте технологию рир-проекции.
  • Все экраны Rosco имеют матовую поверхность, уменьшающую отражение окружающего света.
  • Постарайтесь уменьшить отражение от пола путем использования грунтовки Rosco Tough Prime Black, или краски Supersaturated Black с матовой закрепляющей глазурью Rosco Clear Flat.
  • Повесьте бесшовную сетку на расстоянии не менее 5 см перед экраном. Сетка поглотит бликующий свет, не ухудшая при этом качество полученного изображения.
  • Проецируйте изображение или повесьте экран на высоте не менее 60 см от пола, чтобы отраженный от пола свет не попадал на экран.
  • Убедитесь, что осветительные приборы вблизи экрана расположены таким образом, чтобы уменьшить прямое попадание света на экран.
  • Используйте шторки осветительных приборов для фокусировки света вовне или вокруг экрана.
  • Располагайте актеров не ближе 1,2 м от экрана, чтобы их было легче подсвечивать сзади и сбоку.
  • Для получения максимальной яркости изображения используйте высококонтрастные изображения. Постарайтесь максимально сфокусировать изображение за счет уменьшения размера получаемого изображения и использования линз с соответствующим фокусным расстоянием. Установите проектор как можно ближе к экрану.
Еще по теме:  Dlp проектор что это значит

Рекомендации по хранению проекционных экранов и уходу за ними

  • После получения экрана, оставьте его на ночь при комнатной температуре (в случае, если экран транспортировался при пониженных или повышенных температурах).
  • Как только экран достигнет комнатной температуры, распакуйте его. Долговременное хранение может привести к образованию неустранимых складок.
  • Разверните экран или извлеките его из упаковки и повесьте на опорную конструкцию. Для равномерного натяжения рекомендуется использовать эластичные растяжки на крючках.
  • Не складывайте экран надолго, так как это может привести к образованию на виниле неустранимых складок.
  • Храните экран накрученным на бобину в горизонтальном положении. Вертикальное хранение может привести к нежелательной деформации материала.
  • При длительном хранении старайтесь поддерживать постоянную температуру.
  • При растяжке экрана снизу с помощью трубы, она не должна превышать размер 1S”, так как это может привести к растяжению виниловой ткани. При большой ширине экрана обеспечьте поддержку трубы с обеих концов, чтобы экран висел строго горизонтально. В противном случае он может деформироваться на краях.
  • Проекционный экран следует развесить на ровной поверхности на 8-12 часов, в зависимости от условий. Фокусировка света на экран позволяет ускорить процесс.
  • Для удаления загрязнений с экрана используйте влажную тряпочку и мягкие моющие средства. Убедитесь, что вы полностью удалили следы моющего средства после очистки. Не замачивайте экран в воде.

Использование экранов ROSCO на открытом воздухе

  • Длительное экспонирование УФ лучами разрушает любой продукт из винила. Экраны Rosco сохраняют свои качества под воздействием УФ лучей в течение примерно 3 лет, в зависимости от условий.
  • При сильно пониженных температурах винил замерзает. Экран можно развешивать только после того, как он достигнет комнатной температуры, иначе материал потрескается.
  • Необходимо учитывать силу ветра во избежание образования разрывов, неровности краев, для предотвращения повреждения несущих конструкций и растяжек.
  • Вода не оказывает вредного воздействия на материал при условии, что с него аккуратно удаляется любой осадок и/или чистящие вещества.

Использование проекционного экрана в качестве циклорамы

Использование проекционного экрана в качестве циклорамы

Использование проекционного экрана в качестве циклорамы

Двусторонний белый проекционный экран является идеальной циклорамой для кинотеатров, видеостудий и театральной сцены. Молочно-белый цвет идеально рассеивает свет и не создает гребешковых искажений. Превосходные многообразные эффекты могут быть достигнуты при фронтальном освещении экрана снизу и освещении задней поверхности экрана сверху.

*** На левом рисунке показана обычная установка телевизионного света. Экран прокинут через рельс внутри осветительной канавки. Освещение фронтальное. Нижний край экрана выдвинут вперед (к камере) и заглублен в осветительную канавку.

*** Освещение в студии при наличии винилового экрана показано на рисунке справа. Проблема освещения заднего плана сильно упрощается, так как экран является также диффузионным (рассеивающим) материалом. При этом осветительные приборы скрыты от съемочной площадки самим экраном.

Осветительные приборы можно скрыть от зрителя при помощи самого экрана, или путем отклонения нижней части экрана вперед на 5 градусов. Виниловые экраны отличаются долговечностью, могут достигать в длину 60 м при практически неограниченном лимите ширины, кроме того, за ними легко ухаживать. Если на муслиновом заднике появилось пятно, его очень трудно удалить без специальной чистки. Виниловый экран можно протереть раствором мягкого моющего средства и накрутить на валик для длительного хранения.

Источник: doka-art.ru

Установка проектора на сцене

Проектор для сцены – ключевой элемент сценического оборудования. От качества и технических характеристик модели зависит многое: успех театральной постановки, признательность зрителей. Перед совершением покупки необходимо найти надежного продавца, изучить ассортимент предлагаемого товара и выбрать устройство, максимально соответствующее запросам и ожиданиям.

Основными критериями отбора являются как эксплуатационные требования, так и особенности каждой модели. Во внимание принимают:

  • Условия работы. Учитывают все нюансы: размер предполагаемого помещения, уровень его освещенности, схему размещения зрителей и крепления;
  • Яркость. Напрямую зависит от внутреннего освещения. Чем оно приглушенней, тем более контрастной должна быть картинка;
  • Цветопередача. Связана с ценой. Модели с реалистичным, насыщенным цветовоспроизведением стоят дороже;
  • Разрешение. Выбирают наиболее подходящее из стандартных;
  • Количество разъемов, интерфейс. Оценивают, планируя подключение других устройств;
  • 3-Dподдержка;
  • Особенности обслуживания.

Экран для проектора для сцены устанавливают с учетом типа проецирования: фронтальный или обратной проекции («на просвет»). В первом случае проектор устанавливают в самом зале, а зритель видит проекцию, отраженную от экрана назад. Для этого подбирают экраны с высоким коэффициентом отражения, что гарантирует высокую яркость и качество картинки. Прямая проекция не требует установки проектора высокой мощности (за исключением случаев вынужденной удаленности проекционного оборудования от экрана).

Главными преимуществами этого метода являются:

  • Получение четкого, насыщенного, яркого изображения;
  • Лояльные требования к мощности проектора;
  • Широкий угол обзора.
  • Смещение акцента с действия, происходящего на сцене, на экран (из-за большой площади поверхности);
  • Размытость картинки при отражении рассеянного света;
  • Наличие теней, падающих от актеров, осветительных приборов, декораций.

Однако, при грамотном подходе недочеты сводят к минимуму, подсвечивая, например, отдельные участки полотна, рационально размещая проекционное оборудование.

Купить проектор для сцены, предполагая получение картинки «на просвет», означает приобретение мощного и профессионального устройства. Цветопередача обеспечивается прохождением световых лучей через пространство за экраном, после чего они попадают на его поверхность с обратной стороны. Свет идет «навылет», поэтому артисты, стоящие перед экранной поверхностью, не отбрасывают тени. Среди преимуществ также выделяют:

  • Вариативность получения неожиданных сценических эффектов при использовании окрашенного экрана (смена дня и ночи, контрастные переходы);
  • Маскировка сценической техники;
  • Расширенные возможности расположения актеров, их свободное перемещение по сцене без боязни перекрыть изображение.
  • Образование яркого пятна по центру из-за прямого расположения проектора;
  • Требования к размерам помещения;
  • Уменьшение обзорного угла и потери в качестве картинки для зрителей, сидящих за его пределами;
  • Тщательный подбор экранного полотнища: с высокой плотностью, обеспечивающего достаточное рассеивание света (чтобы предупредить перегрев проектора).

Проектор для сцены дворца культуры должен не только удовлетворять основным требованиям, предъявляемым к подобной аппаратуре, но и обладать расширенными возможностями. В отличие от профессиональных проекторов для театральных подмостков, здесь требуется выполнение дополнительных функций: смена проекции в такт музыке, анимационное лазерное сопровождение. Для этих целей иногда отдельно приобретается специализированное оборудование. Приветствуется возможность разных способов крепления, синхронизация одновременной работы различных устройств. Желательна также реализация функции включения проектора и управления им дистанционно с нескольких устройств. В приоритете всегда:

  • Яркая картинка;
  • Расширенные возможности;
  • Простота в подключении, обслуживании;
  • Универсальность;
  • Разумное соотношение цены и качества.

Большинство моделей оснащено встроенными динамиками, обеспечивая глубокий, реалистичный звук. Предполагается трансляция контента с переносных накопителей информации и карт, проекционные системы приспособлены для вывода черно-белого или цветного изображения на любые поверхности.

Проектор для сцены актового зала обладает усиленной цветопередачей. Он не требует особого ухода, а у большинства моделей на оптику нанесено специальное покрытие для упрощения очистки стекла. Обработка обычными бытовыми средствами по уходу не причинит вреда просветляющей пленке, что только положительно сказывается на итоговом качестве изображения.

Для создания объемной картинки учитывают охват площади помещения, выбирая устройства, предназначенные для трансляции на нужную квадратуру. Если размеры актового зала превышают стандартные, задумываются о приобретении дополнительных моделей, позволяющих расширить угол обзора и добиться полноформатной проекции. При этом желательно учитывать возрастающий объем энергопотребления (мощность указана в паспорте каждого образца). В некоторых случаях выгодней пересмотреть схему расположения зрителей и месторасположения экрана, добившись нужного эффекта и не переплачивая за специализированную технику.

Перед покупкой рекомендуется составить для себя полный перечень требований, предъявляемых к оборудованию. Проектор для задника сцены требует достаточной глубины и свободного пространства. Предпочтительнее использовать систему обратной проекции для исключения нежелательной подсветки со стороны экрана.

Отдельные расчеты проводят для экранного полотнища, учитывают размер предполагаемого изображения и установленного в проектор объектива. В расчет берут соотношение сторон полученной картинки. Например, для демонстрации HD сигнала, отношение высоты и ширины должно составлять 16:9. Формат экрана подбирают с учетом этих данных.

Еще по теме:  Проектор acer x138wh обзор

В ассортименте представлены модели разных производителей. Наряду с продукцией известных фирм есть бюджетные модели с похожими техническими характеристиками. Ценовой диапазон широк, поэтому каждый покупатель способен подобрать для себя оптимальный вариант, удовлетворяющий как по стоимости, так и по выходным данным. Однако нужно помнить: цена может варьироваться в некоторых пределах, но она никогда не упадет ниже определенного уровня. Стоимость профессионального оборудования – вполне фиксированная величина.

Проектор для сцены дворца культуры, цены указаны в прайсе, одна из наиболее востребованных позиций. Он соответствует самым высоким запросам и является профессиональным оборудованием. При разработке подобной техники во внимание принимается специфика работы устройства: малые размеры сценического пространства, отсутствие профессионального освещения и квалифицированных специалистов, которым знакомы все нюансы обслуживания оптических осветительных устройств. Проектор максимально приспособлен к изменяющимся условиям и соответствует самым строгим требованиям пожарной безопасности.

Продуманная система креплений предполагает возможность фиксации на поверхностях разного типа. Для обслуживания оптики не нужен специально обученный персонал, что особенно важно, например, при использовании проекторов в сельских клубах или дворцах культуры небольших городов. Универсальность, практичность, неприхотливость в работе и компактность – вот основные качества данной линейки. Это тот случай, когда оптика полностью отрабатывает свою стоимость.

Проекторы для сцены концертного зала отлично зарекомендовали себя как при использовании на сценах крупных театров, так и при эксплуатации в небольших помещениях. Важно правильно подобрать оптическое устройство, приняв во внимание масштаб помещения, характеристики предполагаемого изображения. К каждой модели прилагается подробная инструкция, в которой указаны все технические данные устройства. Сопоставив их со своими запросами, можно совершить по-настоящему выгодную сделку, приобретя за умеренную сумму высокопрофессиональное проекционное оборудование.

На все позиции действует гарантия, однако, как показывает практика, покупатели не спешат ею воспользоваться. В течение гарантийного срока (а при правильном использовании и в течение последующих лет) оптическое устройство работает без нареканий. Дополнив проектор экраном, получают качественную установку для создания полноформатных декораций и спецэффектов. Спектр возможностей широк: это плавные переходы цвета, иллюзия природных явлений, достижение глубины и насыщенности оттенков.

Лазерный проектор для сцены позволяет получать изображение разных типов. В некоторых моделях предусмотрено проецирование картинок на поверхностях с малого и большого расстояния. Лазер выдает множество картинок, как статичных, так и сменяющих друг друга.

Он может переключаться и работать в режиме «лазерного шоу», сопровождая звуковое оформление соответствующей картинкой. Большинство устройств рассчитаны на разные типы крепления, их можно монтировать на вертикальной поверхности и закреплять на горизонтальных балках.

К устройству прилагается пульт дистанционного управления, позволяющий переключать режим, запускать таймер из любой точки. Идеально подходит для светового оформления концертов, шоу, дискотек. Уникальное световое сопровождение театрализованных постановок позволит сделать представление по-настоящему незабываемым. Лазерные установки выпускаются из расчета сочетания нескольких цветов или в монохромном варианте. Стоимость зависит от производителя и количества предполагаемых эффектов.

Источник: www.inter-systems.ru

Театральное освещение / Театральное освещение

Использование проекционного оборудования для сцены началось в 1860 х годах, ещё до появления ламп накаливания. С тех пор появилось множество сценических материалов, оборудования и технологий, спо собных удовлетворить всех — от самого маленького до самого «Большо го» театра.

Художник, желающий овладеть искусством проекции, неизбежно задаётся вопросами: как выбрать проектор, как подготовить картинки и на какой фон проецировать. В этой главе мы дадим информацию о важ ной составляющей проекционной технологии — проекционных экра нах, и подробно рассмотрим виниловые экраны ROSCO.

В некоторых случаях роль экрана могут выполнять кулисы и падуги, но их возможности с точки зрения максимально полного воплощения идей режиссёра не идут в сравнение со специально разработанным про екционным экраном. В частности, никакие элементы традиционного сценического оформления не годятся для проекции изображения «на просвет»: они либо непрозрачны, либо окрашены, и цвет проектируе мой картины искажается.

Для правильного выбора проекционной поверхности необходимо вначале выбрать способ проецирования.

При фронтальной проекции проектор и зрители находятся по одну сторону экрана. Проектор обычно скрыт от аудитории — находится по зади зрителей — и удален от экрана. Чем больше это расстояние, тем мощнее должен быть проектор.

При фронтальной проекции изображение сохраняет свою интенсив ность, чёткость и контрастность с большим углом обзора, то есть сидя щие перед правым и левым краями экрана будут видеть изображение почти так же хорошо, как и сидящие по центру.

Экран для фронтальной по верхности делается из материала с высокой отражательной способ ностью, чтобы получить достаточ но яркое изображение даже с ма ломощным проектором.

У фронтальной проекции есть

и свои недостатки. Во первых, на личие большой светлой поверхно сти на сцене может отвлекать вни мание зрителя. По словам некото рых режиссёров, зрители «ждут, что сейчас начнётся кино». Во вторых, приходится освещать об ласть вокруг экрана, так как иначе из за сильного отражения проек

ция «размывается». В третьих, если в луч проектора попадают актёры или предметы, на экране появляются тени. Выбор места расположения источника с точки зрения минимизации теней может привести к иска жению проекции. В этом случае приходится корректировать исходное изображение.

ПРОЕКЦИЯ НА ПРОСВЕТ

Чтобы получить проекцию «на просвет», экран помещают между проектором и зрителями, которые видят изображение сквозь экран. Эк ран должен быть из материала с малыми коэффициентами отражения и поглощения, тонкий, чтобы получить изображение с необходимой оп тической чёткостью и яркостью. Экран может быть тёмного цвета, что

позволяет замаскировать его среди декораций. Проектор устанавливают так, чтобы люди, перемещающиеся позади экрана, не попадали в проек ционный луч. Предметы и люди перед экраном не создают помех проек ции.

Можно достичь интересных эффектов при проецировании изобра жения сквозь экран, расписанный красками, например, эффект пере хода от дня к ночи.

У проекции «на просвет» также есть недостатки. Во первых, так как источник мощный и луч его направлен на зрителя, в центре проекции образуется яркое световое пятно. Во вторых, размеры сцены в глубину не позволяют устанавливать проектор достаточно далеко от экрана (как при фронтальной поверхности), поэтому экран должен иметь теплоза щитный слой. Из за этого качество изображения резко ухудшается для зрителей, сидящих сбоку от экрана.

При равной интенсивности, расстоянии и размере изображения фронтальная проекция даёт лучшие результаты, чем проекция «на про свет». Для получения изображения равного качества при фронтальной проL

екции требуется меньшая мощность проектора.

Пример световой проекции

ЭКРАНЫ ДЛЯ ФРОНТАЛЬНОЙ ПРОЕКЦИИ

Экраны Front White (фронтальные белые) производятся из хорошо отражающего светонепроницаемого материала и обеспечивают на ибольшую яркость получаемых изображений при самом широком угле обзора. Из за высокой отражательной способности эти экраны отража ют также и паразитный свет. Поэтому необходимо позаботиться об его минимизации.

ЭКРАНЫ ДЛЯ ПРОЕКЦИИ «НА ПРОСВЕТ»

Проекционные экраны Black ( чёрные ) лучше всего использовать при большой освещённости. Прямая светопередача составляет всего около 6%, но контраст между тёмным фоном и светом от источника позволя ет проецировать изображения с высокой степенью разрешения.

Тёмно серый ( почти чёрный ) цвет экрана позволяет получить хорошее разре шение при проецировании сквозь него контрастного изображения. Та кой экран незаметен среди декораций. Чёрные экраны особенно подхо дят для балетных и оперных постановок, где их тёмная поверхность по глощает отражение лучей прожекторов следящего света от пола. Угол обзора у этого экрана ограничен 60 градусами.

Проекционные экраны Grey ( серые ) обладают многими преимущес твами чёрных экранов, но дают более широкий угол обзора. Средне се рый цвет помогает замаскировать экран на фоне декораций, позволяет добиться реалистических цветов и чёткости изображения. Угол обзора увеличивается до 120 градусов, а более светлый цвет экрана обеспечива ет лучшую светопередачу и, следовательно, более яркое изображение.

Еще по теме:  Часы с проектором детские инструкция

Light Translucent ( прозрачные ) экраны имеют слегка матовую, светло

Пример световой проекции

серую поверхность и применяются для различных целей. Их лучше все го использовать при большой освещённости рассеянным светом, осо бенно при проведении уличных мероприятий. Эти экраны имеют повы шенную степень светопередачи, а получаемое изображение оказывает ся достаточно ярким даже при повышенной внешней освещённости. Следует, однако, позаботиться о том, чтобы избежать появления яркого пятна в центре экрана напротив источника. Оно может быть видимо зрителями из за высокой прозрачности экрана.

Экраны всех трёх типов могут также применяться в качестве диффу зионных материалов для равномерной световой заливки задника.

Экран Twin White ( двусторонний белый ) — самый универсальный про екционный экран, предлагаемый ROSCO. Его молочно белый цвет по зволяет получать одинаково яркие изображения и при фронтальной проекции, и при проекции «на просвет». Это значит, что режиссёр мо жет без проблем переходить от одного вида проекции к другому. Угол обзора для данного экрана составляет почти 180 градусов, то есть прак тически каждый зритель в зале может видеть неискажённое изображе ние. Так как экран слегка окрашен для улучшения отражения при фрон тальной проекции, на качество изображения может повлиять отраже ние рассеянного света, поэтому следует позаботиться о снижении осве щённости вокруг экрана.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДВУСТОРОННЕГО ЭКРАНА ROSCO В ЦИКЛОРАМЕ

Двусторонний белый экран является идеальной циклорамой для ки нотеатров, видеостудий и театральной сцены. Молочно белый цвет идеально рассеивает свет и не создаёт гребешковых искажений. Пре

Пример световой проекции

восходные эффекты могут быть достигнуты при фронтальном освеще нии экрана снизу и освещении задней поверхности экрана сверху. Осве тительные приборы можно скрыть от зрителя при помощи самого экра на или путем отклонения нижней части экрана вперед на 5 градусов.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ С ВИНИЛОВЫМИ ЭКРАНАМИ

Виниловые экраны долговечны, и за ними легко ухаживать. Если на муслиновом заднике появилось пятно, его очень трудно удалить без специальной чистки, а виниловый экран можно протереть раствором мягкого моющего средства. Его можно накрутить на валик для длитель ного хранения. Виниловые экраны имеют длину до 24 м при практиче ски неограниченной ширине.

При работе с ними нужно хорошо знать особенности этого материа ла и владеть приёмами, позволяющими уменьшить или компенсировать недостатки экранов.

1. Освещённость сцены менее влияет на проекцию «на просвет», чем на фронтальную проекцию, поэтому, по возможности, используйте тех

нологию проекции «на просвет».

2. Все экраны ROSCO имеют матовую поверхность, уменьшающую отражение окружающего света.

3. Постарайтесь уменьшить отражение от пола. Для этого применя ют специальные суперматовые грунтовки для сцены типа ROSCO Tough Prime Black или профессиональные театральные краски типа ROSCO Supersaturated Black с матовыми закрепляющими глазурями (например, ROSCO Clear Flat).

4. Повесьте бесшовную сетку на расстоянии не менее 5 см перед эк раном. Сетка поглотит бликующий свет, не ухудшая при этом качество полученного изображения.

5. Подвесьте экран так, чтобы проекция находилась на высоте не ме нее 60 см от пола, и отражённый от пола свет не попадал на экран.

6. Располагайте осветительные приборы таким образом, чтобы уменьшить прямое попадание света на экран.

7. Используйте шторки для осветительных приборов для фокусиров ки света вблизи или вокруг экрана. Располагайте актёров не ближе 1,2 м от экрана, чтобы их было легче подсвечивать сзади и сбоку.

8. Для получения максимальной яркости изображения используйте высококонтрастные картинки. Постарайтесь максимально сфокусиро вать изображение за счет уменьшения его размера. Используйте линзы

с соответствующим фокусным расстоянием. Установите проектор как можно ближе к экрану.

§ 3. ТРАНСПАРАНТНАЯ ПРОЕКЦИЯ

Транспарантная проекция основана на получении теневого изобра жения объекта, находящегося на пути световых лучей. Это простое све тотехническое устройство — оптическая система, состоящая из источ ника света, отражателя, металлического или прочного негорючего ма териала слайда маски (современное название — «гобо») внутри одного корпуса. Отсутствие сложных оптических элементов позволяет избе жать световых потерь и получить достаточно яркое изображение. Транс парантная проекция применяется для выявления бликов на плоскости живописного задника.

Для получения необходимого изображения нужны объект, экран или задник, на который проецируется изображение и источник света. Объ ектом, как правило, служит специальный шаблон (например, «облако» или «силуэт корабля»). Шаблоны вырезают из жести или выпиливают из фанеры по рисунку.

Если рисунок настолько сложен, что отдельные его части не соединяются друг с другом, делают шаблон раму. В этом случае части рисунка вырезают из чёрной бумаги и наклеивают на стек ло. Можно нанести рисунок прямо на стекло чёрным лаком. При помо щи ажурных шаблонов изображают на сцене тени от листвы деревьев, добиваются иллюзии солнечных бликов на плоскостной декорации.

Этот прием нашел широкое применение в западноевропейской и американской театральной практике. Для транспарантной проекции

Осветительная арматура транспарантной проекции

создавались специальные приборы.

К достоинствам транспарантной проекции надо отнести, во первых, её выразительность (благодаря контрастности силуэтного рисунка), во вторых, возможность её установки в любом месте сцены, в третьих, воз можность увеличения или уменьшения изображения даже при малой глубине сцены и, в четвёртых, простоту оборудования и эксплуатации.

Недостатком является то, что при больших масштабах увеличения изображение становится расплывчатым. Наиболее чёткие проекции по лучаются при освещении транспаранта точечным источником света.

Иногда расплывающаяся проекция нужна по замыслу. Например, режиссёр С. Радлов совместно с художником И. Рабиновичем в поста новке оперы Р. Вагнера «Гибель богов» создали световой горизонт, на котором по мере развития музыкальной темы и сценического действия мягкими бликами выступали и сменялись различные цветовые сочета ния.

Контуры рисунка были размыты, цветовые фрагменты сливались, перетекали друг в друга, исчезали и появлялись вновь. По существу, это был опыт светомузыки: ни художник, ни режиссёр не ставили задачи создать самостоятельную живописную сюжетную композицию, а хоте ли выразить характер и настроение музыки с помощью цветовых соче таний. Идея, к которой уже неоднократно обращалась художественная мысль, была воплощена в данном случае с необыкновенной простотой. На арьерсцене развесили обычные лампы с матовыми колпаками, кото рые были окрашены прозрачными красками. Включая и выключая их в заданном порядке через темнитель света, создавали нужные цветовые и теневые сочетания на горизонте.

Вид теневого или силуэтного рисунка зависит от взаимного располо жения экрана задника, предмета и источника света. Как правило, они находятся на одной прямой (оси). Объект располагается между источ ником и экраном. Если ось перпендикулярна поверхности экрана, мы получим силуэт, точно воспроизводящий форму предмета. Чем ближе предмет к источнику света, тем крупнее проекция, и наоборот.

Используя эту закономерность, можно получать на экране разно масштабные теневые фигуры, например, одновременно две человечес кие тени — гигантскую и небольшую. Для этого каждый объект нужно

Пример теневого изображения

Пример теневого изображения

осветить отдельным источником. Размещая предметы на разных рас стояниях от источников, можно получить, в частности, очень отчётли вую удалённую перспективу. В зависимости от условий можно прибли жать объект к источнику или источник к объекту, результат будет оди наковым.

Множественные тени можно получить, если осветить объект не сколькими источниками, расположенными на одной прямой парал лельно экрану.

Если расположить экран под углом к оси «источник света — объект», то теневой рисунок исказится, приобретёт некоторый ракурс. Накло ном экрана можно создать, например, гротесковый силуэт того или

Тени могут быть как статичными, так и движу щимися. Движущиеся те ни — выразительный эле мент спектакля. Чтобы их получить, не обязательно перемещать объект. Мож но, во первых, переме щать по сцене источник света. Изменяя угол осве щения, мы получим эф фект движения теней.

Та ким приёмом создают, на пример, иллюзию движе ния поезда: тени пересека ют сцену и скрываются за кулисами.

Источник: studfile.net

Оцените статью
Добавить комментарий