В условиях все возрастающих требований к процессу обучения решение стоящих перед школой задач становится невозможным без хорошо оборудованных кабинетов по предметам [4]. Современные требования к химическому кабинету наиболее полно и обоснованно сформулированы в книге А.
А. Грабецкого и Т. С. Назаровой «Кабинет химии»50 [4]. В настоящее время это единственное руководство такого рода для учителя. В нем впервые дано четкое определение химического кабинета: «Школьный химический кабинет — это специальное помещение с рационально размещенным комплектом учебного оборудования, мебелью и приспособлениями, обеспечивающими эффективное преподавание предмета».
Химический кабинет — это комплекс помещений, состоящий как минимум из двух комнат: класса-лаборатории и лаборантской комнаты, оборудованных всем необходимым для обучения химии. В классе-лаборатории (площадью 70—72 м51) проводятся уроки, а в лаборантской комнате (площадью от 16 м2) работают лаборант и учитель, подготавливая к уроку все необходимое. В лаборантской комнате хранится основная часть реактивов, материалов, посуды, инструментов и другого обо- рудования. Ученикам доступ в лаборантскую комнату должен быть запрещен.
Как и все средства обучения, химический кабинет служит целям воспитания, образования и развития учащихся. Важнейшие требования, предъявляемые к кабинету химии, разделяются на четыре группы: 1.
Научно-методические. Кабинет химии должен удовлетворять требованиям химического содержания, дидактики, психологии, теории воспитания. 2.
Эргономические, гигиенические и по технике безопасности. Кабинет должен удовлетворять требованиям научной организации труда и обеспечивать охрану здоровья учителя и учащихся. 3.
Технические, технологические, экономические. Элементы оборудования должны быть просты в изготовлении, разработаны с учетом возможностей современного производства, изготовлены из недорогих материалов, надежны в эксплуатации и долговечны. 4.
Специфические, обусловленные своеобразием тех или иных средств обучения, например, использование прокладок для хрупких стеклянных деталей с сочленениями и т. д.
Для школьного оборудования разработаны государственные стандарты (ГОСТ) и технические условия (ТУ).
При создании кабинета химии специально подбирают такое помещение, которое позволяет наилучшим образом использовать учебное оборудование для осуществления учебно-воспитательного процесса.
Рассмотрим систему учебного оборудования по химии (схема 2.7.).
Система учебного оборудования
Ни один элемент учебного оборудования не может ВЬІПОЛі нить самостоятельно образовательную, воспитывающую и раз-| вивающую функции в учебном процессе. Они занимают под- чиненное положение по отношению к методам обучения. Однако наличие и дидактические возможности средств обуче ния и воспитания определяют выбор методов. В этом их диалектическое единство.
Так, например, внедрение в учебный процесс телевидения как средства обучения и воспитания создало телеуроки. Использование графопроектора позволило внести коррективы в традиционные наглядные методы: про ецирование химических опытов и заданий для самостоятельной работы, самопроверки. Размещение на ученических столах реактивов, посуды и принадлежностей позволило шире внедрить в учебный процесс лабораторные опыты.
Совершенно иных методов обучения требует использование компьютерных программ и других интерактивных пособий.
Именно сочетание методов и средств обучения позволяет ‘ успешно решать проблему реализации триединой функции обучения. Например, специфический интерьер химического кабинета, справочные таблицы на стенах, оборудованные столы учителя и учащихся, удобно расположенный вытяжной шкаф, рационально размещенное и доступное для пользования оборудование создают определенный деловой настрой, способствует трудовому воспитанию.
Рабочие места учителя и учащихся
Рабочий стол учителя называют демонстрационным столом.
Само название говорит о его предназначении. Все то, что хочет продемонстрировать учитель, должно быть хорошо видно всем ученикам в классе. Длина стола около 3 м. Он устанавливается стационарно на невысоком подиуме (высотой 20—30 см). Поверхность его решена в двух уровнях.
Верхняя часть — демонстрационная, где осуществляется непосредственный показ учащимся объектов наблюдения, на нижней размещают вспомогательные предметы, которые скрыты от учащихся бортиком. Внимание учащихся сосредоточивается только на изучаемом объекте. При таком оборудовании рабочего места рационально организованный труд учителя оказывает большое воспитательное воздействие, способствует формированию серьезного отношения к предмету. Проекционная аппаратура находится у противоположной стены класса и управляется дистанционно. Использование демонстрационного вытяжного шкафа при проведении опытов с ядовитыми газами убеждает учащихся в необходимости соблюдать правила техники безопасности.
Вытяжному устройству в химическом кабинете уделяется особое внимание, потому что, выполняя свою основную функцию — удаление из помещения вредных паров и газов — оно не должно мешать наглядности демонстрируемых опытов. Поэтому демонстрационный вытяжной шкаф устанавливается в кабинете рядом с демонстрационным столом, под углом к аудитории и имеет две открывающиеся стенки — переднюю и заднюю. Последняя используется учителем, чтобы проводить работу в шкафу, не загораживая собой находящегося внутри шкафа оборудования. Ученики за опытом наблюдают через закрытую стеклянную переднюю стенку. В этом отношении типовые школьные вытяжные шкафы, установленные между классом и лаборантской комнатой, с методической точки зрения не отвечают своему назначению.
Некоторые учителя изготавливают самодельные подвесные вытяжные устройства в виде колпака на шарнирах, которое можно разместить над демонстрационным столом во время проведения опыта, а когда надобность исчезает, отодвинуть. Такое устройство способствует наглядности опыта.
Классная доска должна иметь три щита, магнитную часть поверхности и экран над доской.
Под доской размещают плоские ящики для хранения таблиц.
Рабочее место учащегося также оборудовано специально разработанными лабораторными принадлежностями и способствует формированию и развитию практических умений и навыков, развитию интереса, самостоятельности, обеспечивает самостоятельность работы, делает более убедительными полученные знания.
На каждом лабораторном столе учащихся в кабинете химии установлены два шкафчика: один — с реактивами, другой — с посудой, инструментами и материалами. Набор тех и других продуман так, чтобы в основном обеспечить большинство проводимых на уроках химических опытов. Однако перечень необходимых для работы реактивов гораздо больше, и недостающие реактивы в каждом конкретном случае выдаются дополнительно. В наборы запрещается включать опасные и ядовитые вещества.
Такое оборудование рабочих мест учащихся является важным элементом научной организации труда (НОТ) учителя и учащихся, так как требуется совсем немного времени, чтобы подготовить кабинет к лабораторному или практическому занятию и убрать его по окончании работы. Комплексы средств обучения
В обучении химии на каждом уроке используется не одно, а несколько разных средств обучения, которые взаимно дополняют друг друга, способствуя формированию у учащихся возможно более объективных и четких представлений об изучаемом предмете или явлении. Так, например, при демонстрировании работы прибора небольшого размера, когда издали плохо просматриваются детали, может быть показана и плоскостная модель прибора, смонтированная на магнитной доске, фланелеграфе или нарисованная мелом на доске.
Впечатления от опыта с малыми количествами веществ, например взаимодействия натрия с водой, усиливаются при проецировании его на экран через графопроектор.
В VIII классе при изучении химических реакций последовательно используют несколько средств обучения. Химический эксперимент позволяет внешне увидеть проявление реакции, материальные модели позволяют объяснить этот факт на уровне атомно-молекулярного учения как процесс перегруппировки атомов и изменения состава веществ и, наконец, с помощью знакового моделирования выводят сущность реакции — составляют химическое уравнение.
В органической химии для создания объективных представлений о молекулах органических веществ также применяют разные модели.
Так, направление связи и значение валентного угла лучше всего показать на шаростержневых моделях, образование 7г-связи и пространственную изомерию — на картонных плоскостных моделях и т. д. Каждая модель отражает лишь отдельную характеристику вещества.
При изучении химического производства используют статические таблицы с условной схемой производственной линии, объемные макеты, позволяющие представить внешний вид и устройство отдельных аппаратов, действующую модель, в которой воспроизводятся химические реакции, происходящие в производственных условиях, в нужной последовательности, видеофильмы (в некоторых школах сохранились еще учебные кинофильмы, демонстрируемые через кинопроекторы, но пользоваться ими можно после внимательного предварительного просмотра, потому что большинство из них устарело), где отсняты производственные объекты в естественном виде в динамике. Вместо таблиц используют и другие статические средства — слайды и диафильмы, наилучшим образом реализующие методическую идею.
Не обязательно применять все средства обучения, которые имеются в распоряжении учителя, или рассматривать одну и ту же сторону объекта при помощи разных средств — это приведет только к потере времени на уроке. Не следует думать, что чем больше средств наглядности на уроке, тем лучше. Все должно быть методически обосновано и целесообразно. Таким образом, при подготовке к уроку средств обучения учитель продумывает их наилучшие сочетания, подбирает так называемый комплекс, который может быть разным в классах одной и той же параллели.
Входящие в комплекс средства имеют разное дидактическое назначение — для изучения нового материала, для за-крепле- ния или контроля. Иногда дополнительно изготавливают средства определенного дидактического назначения, например опорные схемы для закрепления знаний и умений, специальные карточки с контрольными заданиями. Иногда для контроля знаний демонстрируют кинофильм (видеофильм) с выключенным звуком и предлагают ученику его прокомментировать или показывают таблицу с закрытыми надписями.
Важным средством наглядности, о котором незаслуженно мало говорится, хотя учитель пользуется им постоянно, является указка.
Иногда это просто деревянная или сделанная из другого материала палочка, но в последнее время появились и все шире используются лазерные указки, проецирующие на нужный объект яркую красную точку лазерного луча. Преимущество в том, что он достигает любой высоты и дальности. Важно только следить, чтобы он не направлялся в глаза — это опасно. Такая указка максимально компактна (помещается в руке).
Организовать труд учителя во время урока невозможно без тщательной предварительной подготовки, которая предусматривает подбор необходимых средств обучения, хранящихся в лаборантской комнате. Эта комната небольшая, поэтому размещение в ней оборудования должно быть тщательно продумано.
Лаборантская комната должна иметь два выхода — в класс- лабораторию и в коридор, чтобы не нужно было проходить через класс во время урока. В ней должен быть препараторский стол для подготовки и проверки планируемого эксперимента.
Для хранения раздаточных склянок и банок с реактивами, которые редко используются и поэтому не входят в ученические наборы на столах, предназначен емкий лоточный шкаф. Реактивы в нем хранятся в выдвижных лотках (в виде полок с бортиками). Нужный лоток с банками вынимают, выносят в класс и реактивы расставляют по столам. В шкафу также размещены в поролоновых укладках некоторые виды посуды, стеклянные приборы.
В лаборантской комнате находится сейф для хранения легко возгорающихся жидкостей (JIBJK) и ядовитых веществ.
В лаборантской комнате учитель размещает пособия, необходимые ему для подготовки к урокам: небольшую библиотеку методической, химической и научно-популярной литературы, комплекты научно-популярных журналов и журнала «Химия в школе», газеты «Химия» (Приложение к газете «1 сентября»)и др.
Особого внимания заслуживает письменный стол учителя. На столе находятся картотеки различного назначения, которыми учитель пользуется при подготовке к очередному уроку. Письменный стол — это рабочее место учителя в лаборантской, который должен быть обеспечен всеми необходимыми канцелярскими принадлежностями. Тетради учащихся учитель хранит на полках в шкафу или на специальной этажерке.
Источник: uchebnikfree.com
Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности
С помощью этого видеоурока учащиеся смогут познакомиться с химической лабораторией, химической посудой и некоторым лабораторным оборудованием. Большая часть урока отводится на изучение основных правил техники безопасности, которые должен знать каждый учащийся.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет.
Получите невероятные возможности
1. Откройте доступ ко всем видеоурокам комплекта.
2. Раздавайте видеоуроки в личные кабинеты ученикам.
3. Смотрите статистику просмотра видеоуроков учениками.
Получить доступ
Конспект урока «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности»
Вещества и их превращения изучают в специально оборудованных помещениях, которые называют химическими лабораториями. Они оснащены различными приборами, оборудованием, химической посудой из различных материалов, набором реактивов.
В кабинете химии вы сможете познакомиться с некоторыми веществами, узнаете назначение химического оборудования, научитесь использовать химическую посуду и работать с реактивами.
Большинство химических опытов проводят в стеклянной посуде, потому что она прозрачная и можно наблюдать, что происходит с веществами. Иногда вместо стеклянной посуды используют пластмассовую, она, конечно же, не бьётся, но её нельзя нагревать.
Как правило, химические реакции проводят в пробирках или колбах. Различают колбы плоскодонные и конические.
Если нужно нагреть содержимое пробирки, то используют специальные держатели. Колбы также можно нагревать, но они должны быть сделаны из термостойкого стекла. Всю посуду, сделанную из термостойкого стекла, помечают специальным знаком – матовым прямоугольником.
Для измерения объёмов жидкости используют посуду, имеющую специальную градуировку. К такой посуде относят: мерный стакан, мерную колбу, мензурку, мерный цилиндр.
Круглодонные колбы имеют круглое дно, поэтому их нельзя поставить на стол, для их закрепления используют лапки, которые находятся на металлических штативах.
Рассмотрим устройство лабораторного штатива. Штатив состоит из основания и стержня. С помощью зажимов к стержню крепятся лапки и кольца. Эти лапки можно использовать для закрепления круглодонных колб, а также колб Вюрца.
Колба Вюрца – это круглодонная колба с газоотводной трубкой. С помощью колбы Вюрца удобно собирать газы. Чтобы охладить эти газы, то есть сконденсировать их в жидкость, в химической лаборатории используют стеклянные холодильники. Они устроены таким образом, что по внешней трубке их течёт холодная вода, которая охлаждает газы, находящиеся во внутренней трубке холодильника.
Для того, чтобы перелить жидкость из одного сосуда в другой, используют конусные воронки. С помощью таких воронок ещё проводят процесс фильтрования. Фильтрованием разделяют твёрдые частицы от жидкости. Например, методом фильтрования можно разделить смесь песка и поваренной соли с водой.
Для разделения двух несмешивающихся жидкостей используют делительные воронки. Тяжёлая жидкость сливается в делительной воронке через нижнюю трубку, снабжённую краном, а жидкость с меньшей плотностью остаётся в воронке.
В химической лаборатории используют стеклянную ёмкость, похожую на миску, её называют кристаллизатором. Благодаря её большой площади растворитель быстро испаряется, а растворённое вещество в виде кристаллов остаётся на стенках. Кристаллизатор нагревать нельзя, так как его стенки при нагревании трескаются.
Кроме стеклянной посуды, в лаборатории используют и фарфоровую посуду. Например, ступку и пестик, которые используют для измельчения кристаллических веществ. Стеклянную посуду для этих целей использовать нельзя, так как она не выдерживает такого давления.
Широко используют и фарфоровые чашки, которые можно нагревать, для выпаривания растворов.
В кабинете химии следует строго соблюдать меры предосторожности при работе с химической посудой, реактивами и оборудованием. Кабинет химии оснащён вытяжным шкафом, так как многие вещества имеют неприятный запах и их пары токсичны. При проведении опасных опытов используют защитные очки. Некоторые вещества ядовиты, разъедают кожу, поэтому обращаться с ними следует осторожно. Для этого на этикетках таких веществ имеются соответствующие знаки.
Например, перечёркнутая рука означает, что данное вещество нельзя брать руками. Если знак с перечёркнутой открытой склянкой, то он означает, что запрещается оставлять открытыми склянки с реактивами. Если красный треугольник с надписью «Кислота», то этот знак обозначает, что в сосуде едкое вещество – кислота. Кислота разрушает и раздражает кожу, слизистые оболочки.
Если на склянке надпись «Щёлочь», то это означает, что в сосуде едкое вещество – щёлочь. Щёлочь также разрушает и раздражает кожу и слизистые оболочки. Если в красном треугольнике стоит чёрный крестик, то это означает, что в сосуде токсичное и физиологически опасное вещество.
Рассмотрим правила техники безопасности в кабинете химии. Во-первых, в кабинет химии можно входить только с разрешения учителя или лаборанта. Каждый учащийся должен находиться на своём рабочем месте, переходить на другое место можно только с разрешения учителя. В кабинете химии необходимо соблюдать порядок и чистоту, не загружать стол посторонними предметами.
В кабинете химии нельзя принимать пищу, класть на стол продукты питания, пить воду их химической посуды. Категорически запрещается пробовать любые реактивы на вкус. Перед выполнением каждого опыта необходимо ознакомиться с его описанием. В кабинете запрещается самостоятельно брать реактивы и начинать работу с ними без разрешения учителя.
При выполнении опыта следует брать столько реактива, сколько указано в опыте. Все манипуляции нужно проводить над столом. Излишек реактива нельзя выливать обратно в склянку. Рассыпанные вещества также нельзя собирать в исходный сосуд. Если вы пролили (рассыпали) реактив или он попал на одежду, кожу, следует немедленно сообщить об этом учителю или лаборанту.
Закончив эксперимент, приведите рабочее место в порядок.
Кроме того, для удобства используют знаки, которые показывают правила техники безопасности при выполнении химических опытов. Первый знак означает, что попавшие на кожу капли раствора кислоты следует смыть струёй холодной воды, а затем повреждённую поверхность обработать 2 %-м раствором питьевой соды.
Второй знак означает, что попавшие на кожу капли щёлочи нужно смыть струёй холодной воды, а затем обработать повреждённую поверхность 2 %-м раствором уксусной кислоты. Третий знак показывает, как правильно следует определять запах вещества. При этом сосуд следует держать на расстоянии 15—20 см от лица и лёгкими движениями руки направлять воздух от отверстия сосуда к носу.
Четвёртый знак говорит о том, что пробирку следует закреплять в пробиркодержателе у отверстия. Пятый знак показывает, что спиртовку зажигают только спичкой, а гасят спиртовку, накрывая пламя колпачком. Шестой знак показывает, как правильно следует нагревать пробирку. То есть сначала прогревают всю пробирку, а затем ту часть, где находится вещество.
Седьмой знак означает, что вещество следует нагревать в верхней части пламени, так как она самая горячая. Восьмой знак указывает на то, что для удержания нагреваемых предметов используют тигельные щипцы. Девятый знак показывает, что необходимо использовать шпатель для твёрдых веществ.
Источник: videouroki.net
Правила поведения в кабинете Химии
Правила поведения в школьном кабинете химии
Одной из самых интересных наук о природе, химию делает, конечно же, ее объект исследования – вещества. Разнообразные эксперименты с веществами могут быть зрелищными, эффектными и запоминающимися. Однако необходимо помнить о соблюдении определенных правил поведения учащихся в кабинете химии и при выполнении экспериментальных работ.
- Входить в кабинет химии можно только с разрешения учителя
- В кабинете химии нужно ходить размеренным шагом. Ни в коем случае нельзя резко двигаться, так как можно опрокинуть оборудование и реактивы, стоящие на столах
- В кабинете химии категорически запрещается принимать пищу
- Во время проведения экспериментальных работ в кабинете химии необходимо находиться в халате.
- При проведении экспериментальных работ приступать к работе можно только после разрешения учителя
- При выполнении экспериментов работайте спокойно, без суеты. Не толкайте соседа по парте. Помните! Аккуратность – залог успеха!
- После завершения экспериментов необходимо привести рабочее место в порядок и тщательно вымыть руки с мылом
Приемы обращения с лабораторной посудой и веществами
При выполнении химического эксперимента используется разнообразная химическая посуда.
Она может быть изготовлена из стекла, пластика, фарфора.
Стеклянная посуда имеет разнообразное предназначение. Например, с помощью мерного цилиндра отмеряют необходимый объем жидкости, а в колбах хранят растворы веществ и проводят превращения одних веществ в другие.
Пробирки используют для проведения опытов с малым количеством веществ, воронки – для переливания жидкостей. Если условия опыта требуют больших количеств веществ, используют колбы, стаканы. Небольшие объемы жидкостей удобно отмеривать пипетками. Сыпучие вещества удобно отбирать при помощи шпателя.
Фарфоровая посуда менее разнообразна, чем стеклянная. Ступка с пестиком используется для измельчения веществ. Фарфоровая чаша необходима для нагревания веществ, а тигель – для прокаливания веществ в специальных печах при высоких температурах.
Пластиковая лабораторная посуда изготавливается из различных полимерных материалов, обеспечивающих легкость и прочность. Такой вид посуды пригоден для разбавления концентрированных растворов химических веществ, а также для проведения некоторых лабораторных операций.В химической лаборатории все вещества хранятся в плотно закупоренных банках, как правило, изготовленных из стекла. Перед началом эксперимента из банки берут необходимое количество вещества. Банку с остатком вещества сразу убирают на место.
Каковы же основные правила, которые необходимо соблюдать при работе с веществами? Крышку от банки, из которой вы берете вещество, необходимо класть на стол резьбой вверх, это необходимо для того, чтобы частицы вещества, находящиеся на крышке, не попали на стол.
Сыпучие вещества необходимо насыпать с помощью ложечек или согнутого листа бумаги, избегая рассыпания. Если кусочки вещества слишком крупные, не бросать их в стеклянный сосуд, так как стекло от удара может треснуть. Жидкости необходимо наливать аккуратно, прислоняя горлышко одного сосуда к другому, чтобы избежать разбрызгивания.
Жидкости можно переливать, используя стеклянную палочку: по ней жидкость стекает равномерно и не происходит разбрызгивание. При растворении веществ в жидкостях перемешивайте смесь аккуратно, с помощью вращательных движений сосуда, или помешивая жидкость стеклянной палочкой. Нельзя закрывать отверстие сосуда пальцами, ладонью, и после этого производить перемешивание, едкое вещество может причинить вам химический ожог. Для обнаружения запаха вещества необходимо расположить отверстие сосуда на уровне лица, на расстоянии 10–15 см, и при помощи взмахов ладони, «захватить» воздух, содержащий запах, и направлять его к носу.
Приемы обращения с лабораторным штативом
Лабораторный штатив – приспособление, с помощью которого можно выполнить множество различных экспериментов. Благодаря многофункциональности в штативе можно закреплять как стеклянную, так и фарфоровую посуду, различные приборы, необходимые для опытов. Рассмотрим устройство штатива. На рисунке схематично обозначены его части:
При помощи лапки в штативе можно закрепить различную стеклянную посуду. На штативное кольцо ставится, как правило, фарфоровая чаша. Стеклянную посуду закрепляют в лапке штатива на расстоянии нескольких сантиметров от отверстия пробирки или колбы. С помощью поворотов лапки в муфте закрепляют сосуд под нужным для опыта углом.
Например, на рисунках 17–18 показано правильное закрепление стеклянной посуды в штативе. При закреплении стеклянной посуды в лапке штатива важно помнить, что стекло довольно хрупкое.
Чтобы избежать растрескивания стекла, не закручивайте винт лапки слишком туго. Фарфоровую чашу и вовсе не нужно крепить, ее достаточно поставить в углубление штативного кольца.
Источник: idaten.ru