Первый проектор появился в 1640 г. Его изобрел немецкий физик и математик, монах Афанасий Кирхер (1601-1680). В латинском трактате «Великое искусство света и тени» А. Кирхер назвал свой аппарат «волшебный фонарь». Аппарат позволял создавать теневые проекции изображений вырезанных из картона. Источником света служила свеча.
В 1839 г. французский художник Л. Дагер изобрел фотографию. Это позволило демонстрировать изображения на стеклянных диапозитивах. В проекторах конца XIX в. в качестве источника света уже использовались электрические лампы двух типов: угольная лампа накаливания (изобретатель — русский электротехник А.Н.Лодыгин (1847-1923) и дуговая лампа, или «свеча Яблочкова» (изобретатель — русский электротехник П.Н.Яблочков (1847-1894). Лампа накаливания была изобретена в 1872 г., а дуговая -в 1875 г. В 1879 г. лампа накаливания была значительно усовершенствована Т. Эдисоном, который заменил уголь в лампе на вольфрамовую нить; лампа почти без изменений применяется в современных проекторах.
В 1895-1898 г. русский изобретатель Е.А.Малиновский совместно с другим изобретателем разработали и изготовили, а затем усовершенствовали первые эпипроекционные аппараты. Их использовали в малых аудиториях или для индивидуальной работы, так как создаваемое ими изображение на экране не превышало 70 х 70 мм.
В начале Х1Х века в Москве уже существовало производство черно-белых и раскрашенных учебных диапозитивов по предметам школьной программы. В 1904-1905 годах появились первые диафильмы на целлулоидной пленке.
Первые диафильмы на 36 мм целлулоидной плёнке появились в России в 1904 – 1905 гг., и назывались они «проекционные фотограммы».
Проекция (от лат. projectio — выбрасываю вперед) — оптическое изображение объекта увеличенного размера на рассеивающей поверхности, служащей экраном.
Неподвижное (статическое) изображение на экране можно получить двумя способами проекции: диапроекцией и эпипроекцией. Подвижное изображение — это кинопроекция немого кино и неозвученных анимационных фильмов.
Различают проекции диаскопическую и эпископическую, плоскую, стереоскопическую и голографическую, статическую и динамическую.
При диаскопической проекции изображение на экране создается световыми лучами, проходящими сквозь прозрачный носитель информации.
При эпископической проекции изображение на экране создается световыми лучами, отражаемыми и рассеиваемыми непрозрачными источниками информации.
Плоская проекция обеспечивает получение двухмерного изображения соответствующего объекта.
Стереоскопическая (от греч. stereos — объемный, пространственный) проекция обеспечивает получение изображения, создающего иллюзию объемности объекта, пространственности наблюдаемой картины.
Носителями информации для стереоскопической проекции служат плоские цветные или черно-белые стереопары — совокупность двух изображений одного и того же объекта (как правило, на прозрачной основе), полученных с двух ракурсов.
Голографическая (от греч. holos — весь, полный и grapho — пишу) проекция обеспечивает получение объемного изображения объекта.
Для голографической проекции носителями информации служат голограммы — зафиксированные излучения, рассеиваемые объектом, на плоской (как правило, прозрачной) основе.
К числу статических экранных средств обучения и воспитания относятся диапозитивы, диафильмы, транспаранты, эпиобъекты.
Диапозитивы (слайды) (от греч. dia — через и лат. positivus — положительный) — фотографическое позитивное изображение на прозрачной основе (стекло, пленка), рассматриваемое на просвет или проецируемое на экран, предназначенное для учебных и воспитательных целей. Могут быть черно-белые и цветные, озвученные и неозвученные.
По характеру изображений диапозитивы бывают штриховые и полутоновые. На штриховых диапозитивах изображение выполняют линиями, штрихами, точками и сплошной заливкой. Так выполняют схемы, чертежи, штриховые рисунки, таблицы, текст. Полутоновые диапозитивы — это фотографии, рисунки, выполненные карандашом с растушевкой, тушью с плавным переходом от затемненных участков к свету.
Транспаранты (кодопособия) — изображения на фолиях — прозрачной термоустойчивой пленке, выполняемые полиграфическим и фото графическим способами или напечатанные на принтере, ксероксе. Раз меры кадров транспарантов широко варьируются. Максимальные размеры кадров ограничиваются площадью стола графопроектора — 250×250 мм.
Применяют транспаранты, состоящие из одного кадра или серии 2-6 накладывающихся один на другой кадров (многослойные) или смонтированные на непрерывной прозрачной ленте шириной 260 мм и длиной до 30 м.
Эпиобъекты — изображения (тексты, фотографии, рисунки, репродукции и т.п.) на непрозрачной основе или плоские натуральные объекты, выполненные в формате приемного окна эпископа, проецируемые на экран в отраженном свете. Могут быть как черно-белыми, так и цветными. Существенный недостаток эпипроекции — малая освещенность изображения на экране. Поэтому повышаются требования к затемнению помещений, использовать эпипроекцию возможно только для небольшой аудитории.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
В каком году появился проектор
Кинопроекторы.
Кинопроектор, кинопроекционный аппарат — это аппарат, предназначенный для воспроизведения движущегося изображения и звука, записанных на киноплёнке.
Большинство кинопроекторов предназначены для демонстрации изображения на большом экране диаскопическим методом, то есть при помощи света, проходящего через прозрачную киноплёнку.
Для массового просмотра кинофильмов устраиваются кинотеатры, оснащенные кинопроекторами. Один или несколько кинопроекторов — основа киноустановки. Специалист, управляющий кинопроектором, называется киномехаником.
Кроме обычных кинопроекторов существуют телекинопроекторы, предназначенные для преобразования изображения на киноплёнке в телевизионный видеосигнал.
История проекторов.
История развития проекционного оборудования относительно невелика. Но где его истоки и что было в начале?
Любая проекционная система это три элемента: источник света, проецируемый объект (носитель изображения) и линза.
Конечно, в начале — был свет! А принцип проекции первым сформулировал Платон. Платон предложил такую аллегорию: человечество сидит у входа в пещеру и смотрит на ее дальнюю стену, повернувшись спиной к внешнему миру. Все, что в этом мире происходит, отражается на стене пещеры в виде теней.
Первый проекционной прибор, под названием «волшебный фонарь» был создан Христианом Гюйгенсом в середине 17 века. Этот прибор был нужен Гюйгенсу для научных лекций, но как это часто бывает, прибор стал более известен благодаря шарлатанам. Аппарат очень скоро был приспособлен для показа пляшущих привидений и скелетов. В Европе появилось множество бродячих иллюзионистов, путешествующих с волшебным фонарем и набором картинок.
В 18 веке, в связи с ростом интереса к естественным наукам, волшебный фонарь стали больше использовать в научных и образовательных целях.
В 19 веке Эдисон создал кинетоскоп, а братья Люмьер открыли эру кинематографа.
Братья Огюст и Луи Жан Люмьер.
Первые кинопроекторы.
22 марта 1895 года в Париже состоялась публичная демонстрация первого кинофильма. Автором этого фильма, а одновременно и актером, был французский изобретатель Луи Люмьер.
На первых порах для съемки фильма, и для его показа применялся один и тот же аппарат, лишь дополненный дуговой лампой. Вся механика приводилась в действие рукояткой, а просмотренный участок ленты спускался в «корзину». Пока длительность первых фильмов не превышала одной минуты, все было нормально. Но при увеличении длины кинопленки резко возрастала нагрузка на перфорации, и лента быстро приходила в негодность. Преодолеть эти трудности удалось, лишь создав специальный демонстрационный аппарат, получивший название кинопроектор.
А тем временем десятки обученных операторов, распространяли аппарат Люмьера по всему миру. Они и создали известность в большей части земного шара слову «синематограф» (или его производным «синема», «сине», «кино» и т. д.), означающему новый вид зрелища. Всем хотелось посмотреть на диковинную новинку.
Вскоре лидерство в создание и производстве киноаппаратуры перехватила французская фирма «Pathе». В кинопроекторах фирмы «Pathе» были применены два зубчатых барабана, которые позволяли формировать между ними петлю пленки. Благодаря этому емкость бобины с лентой больше не ограничивалась. Просмотренная часть фильма аккуратно сматывалась на приемную бобину. А киномеханик, вращая рукоятку, приводил в действие не только механизм подачи пленки, но и электрогенератор для питания лампы.
Кинопроектор «Pathе». 1914.
Конструкция кинопроекторов «Pathе» оказалась столь удачной, что ею оснащались кинематографы многих стран. Было немало подражаний, среди них была и серия проекторов «Монарх», выпущенных в России в годы первой мировой войны. Однако для демонстрации полнометражных фильмов, появившихся в 1920-х годах, подобная аппаратура уже не подходила, так как повысились требования к качеству картинки на экране. И поскольку электричество перестало быть редкостью, кинопроекторы начали оснащать электромоторами, а мощная лампа позволила более четко передавать записанное на кинопленке изображение.
В России (СССР) в 1924 году был создан проектор «ТОМП-4», который на многие годы стал основным оборудованием советских кинотеатров. Проектор «ТОМП-4» обеспечивал проекцию в крупных кинозалах на экране до 5 метров шириной. Вскоре его дополнили звуковой приставкой, так как с начала 1930-х годов началось быстрое распространение звукового кино.
После второй мировой войны, в ряде стран было налажено производство новых художественных фильмов, для демонстрации которых требовались надежные современные пленочные кинопроекторы. И кинопроекторы продолжили развиваться и совершенствоваться, впитывая в себя все достижения технического прогресса!
Кинопроекторы круговой кинопанорамы на ВДНХ.1959.
Кинопроектор стационарный КПК-23. 1984.
Современные пленочные стационарные кинопроекторы.
Цифровые кинопроекторы.
Развитие радиоэлектронной техники привело к появлению цифровых кинопроекторов, которые вместо кинопленки используют электромагнитные и электронные элементы памяти.
Цифровой кинопроектор — это видеопроектор с высокой разрешающей способностью и мощным световым потоком, специально спроектированный для демонстрации цифровых кинофильмов на большом экране в кинотеатре. Цифровой кинопроектор является конечным устройством технологии цифрового кинематографа, позволяющего при производстве и демонстрации фильмов обходиться без кинопленки.
Цифровая кинопроекция стала возможна после появления технологий, обеспечивающих на большом киноэкране световые потоки, сопоставимые с традиционными пленочными кинопроекторами при высокой разрешающей способности и точной передаче градаций яркости.
Две основные технологии в цифровой кинопроекции: DLP (Digital Light Processing), запатентованная компанией «Texas Instruments» и основанная на применении отклоняемых микрозеркал, а также SXRD (Silicon X-tal Reflective Display), использующая вместо микрозеркал жидкокристаллические ячейки и разработанная фирмой «Сони».
Третья технология D-ILA (Direct Drive Image Light Amplifier), разработанная компанией JVC, сочетает принципы двух предыдущих. Жидкие кристаллы наносятся на металлическую пластину и так же, как в DLP, работают на отражение.
Современные цифровые кинопроекторы обеспечивают высокое разрешение демонстрируемого изображения.
Большинство современных кинотеатров уже оснащено цифровыми кинопроекторами и технологиями цифрового кинопоказа. Эти технологии позволяют значительно повысить качество изображения по сравнению с пленочной. Реконструируемые и строящиеся кинотеатры так же оснащаются цифровыми кинопроекторами вследствие многочисленных преимуществ.
Цифровые кинопроекторы в современном кинотеатре.
Достоинства цифровых кинопроекторов.
Цифровой кинопроектор, в отличие от традиционного, не нуждается в перезарядке частей фильма, поскольку вся фильмокопия хранится на одном сервере воспроизведения. Это делает ненужной установку в аппаратной нескольких постов кинопроекции, обеспечивавших в пленочную эпоху бесперебойный кинопоказ.
Цифровой кинопроектор обладает значительно более низким уровнем производимого шума, благодаря чему цифровой кинопоказ обеспечивает более высокое качество звука и комфорта зрителей.
Кроме того, цифровая копия фильма не подвержена механическому износу и обрывам, в отличие от кинопленки, которая имела ограниченный прокатный ресурс и значительное снижение качества изображения после многочисленных сеансов.
Цифровое копирование файлов фильма гораздо дешевле, чем печать на киноплёнке и экологичнее, потому что исключает лабораторную обработку, дающую токсичные отходы.
Благодаря цифровым методам передачи данных, появилась возможность легко проводить мировые кинопремьеры одновременно в любой точке земного шара. Фильмокопия разрешения 2К, занимающая объем в 160-200 Гб, может быть передана во все нужные кинотеатры по защищенному каналу одновременно.
Кинопроекторы, кинопроекционные аппараты. История появления и развития кинопроекторов.
Источник: i-kiss.ru
Эволюция проекторов — от масляных ламп до 4К
Есть в проекторах какая-то магия. Включаешь — и помещение наполняется особой атмосферой, что бы вы ни смотрели: хоть технические схемы, хоть сказку, хоть боевик про пришельцев на ламах. Рассказываем об эволюции проекторов: с чего всё началось и как сегодня выглядят самые топовые устройства.
XVII век: «волшебный фонарь»
Отцом современных проекторов можно считать голландского ученого Христиана Гюйгенса. Его изобретение 1659 года работало так: изображение, нанесенное на стекло, проецировали на поверхность с помощью объектива и луча света, источниками которого выступали масляные лампы или свечи. Этот принцип лег в основу работы почти всех последующих проекторов.
Гюйгенс придумал устройство, чтобы демонстрировать материалы во время научных лекций, однако «волшебный фонарь» быстро приспособили и для развлечений. Устройство использовали иллюзионисты: показ огромных танцующих скелетов, призраков и других устрашающих картинок стал самой впечатляющей частью шоу.
XVIII век: эпископ
Более сложное устройство для проекции непрозрачных объектов: как правило, листа бумаги с текстом или рисунком. Его помещают в корпус устройства под луч света, который, отражаясь, попадает на зеркало, затем проходит через объектив — и изображение проецируется на экран. Чем ярче свет, тем лучше качество проекции.
Конец XIX века: кинопроектор
Прибор появился вместе с кинематографом, а самое известное такое устройство — аппарат братьев Люмьер «2 в 1». Он совмещал в себе кинокамеру и кинопроектор: внутри горит фонарь → свет проходит через пленку и линзы → изображение появляется на экране. Именно так братья демонстрировали зрителям первые видеоролики, включая знаменитую ленту «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Аналоговые кинопроекторы совершенствовали вплоть до 2000-х годов, а потом их вытеснили цифровые устройства.
Конец XIX века: Диаскоп
Та самая гудящая и горячая штука, с помощью которой советские дети смотрели диафильмы «Ну, погоди» и «Крошка Енот». Устройство обрело в СССР невероятную популярность и было почти в каждом доме, а называется диаскопом, потому что изображение проецировалось с прозрачного носителя — диапозитива. Обычно в роли диапозитива выступала фотопленка, реже использовали стеклянную фотопластину.
В целом всё работает так же, как в кинопроекторе: свет от лампы проходит через пленку с изображением, потом через объектив попадает на экран — и вуаля!
В детских диаскопах пленку приходилось прокручивать вручную. Но были и аппараты посерьезнее, где картинки загружали в отдельную секцию и меняли с помощью пульта управления. Такие диаскопы часто показывают в старых комедиях: слайды непременно застревают и всё ломается.
Середина XX века: кодоскоп, или накладной проектор
Изображение наносили на прозрачные листы формата А4 с помощью принтера или вручную. Пленку крепили на светящуюся рабочую поверхность, свет через линзу объектива попадал на отражатель, а затем — на экран. Эти проекторы с середины XX века активно использовали в школах и университетах, пока в конце 1980-х их не начали вытеснять ЖК-дисплеи, демонстрирующие изображения с компьютеров.
Вторая половина XX века: Кинескопный видеопроектор
Относится к профессиональной технике, но работает довольно просто. Устройство состоит из трех электронно-лучевых трубок — кинескопов. Каждый воспроизводит изображение в «своем» цвете: красном, зеленом или синем, а на экране они сливаются в одну полноцветную картинку. У дорогих моделей высокое разрешение и хорошая передача черного цвета.
Но недостатков больше: слабая яркость, большие размеры и необходимость в регулярной калибровке. А еще кинескопы со временем выгорают, и тогда их надо менять.
Конец XX — начало XXI века: цифровой проектор
Всё еще работает по принципу проектора, но на современный лад. Источник света — лампа. Свет от лампы попадает на цветную жидкокристаллическую матрицу, на которой создается изображение. Далее, проходя через объектив, оно и попадает на экран. Эта технология называется LCD: она считается устаревшей из-за высокого шума при работе и низкой контрастности.
Более новые устройства обеспечены светодиодным источником света (LED): они дают более яркое изображение, почти не нагреваются и гораздо компактнее. Совместно с LED-светодиодами в проекторах чаще используется технология DLP. Такая матрица подразумевает множество микрозеркал, которые поворачиваются, создавая черное или белое изображение.
Крутящийся цветовой диск превращает черно-белое изображение в цветное. Такие аппараты отличаются контрастной картинкой. Проекторы с D-ILA-схемой являются усовершенствованной версией LCD-проекторов. Но по-настоящему качественная картинка — у следующего героя.
Наше время: лазерный проектор
Самый современный и впечатляющий тип проекторов. Источник света здесь — не лампа или светодиод, как в классических устройствах, а лазер. Линза делит луч на красный, синий и зеленый (а в случае The Premiere LSP7T к ним добавляется четвертый — желтый, что помогает создавать более насыщенные и четкие цвета). Они попадают на зеркала DLP-чипа, затем в отражатель линзы объектива и в итоге — на стену. Вся прелесть в том, что эти проекторы могут выдавать изображение в сверхвысоком разрешении 4К, как в кинотеатре!
Именно так работает новинка Samsung — проектор The Premiere LSP7T. Он поражает исключительной цветопередачей, высокой яркостью, для создания которой даже не нужно зашторивать помещение, и изображением диагональю до 120 дюймов — была бы светлая матовая стена без шероховатостей подходящего размера. А 30-ваттные 2.2-канальные встроенные динамики радуют глубоким звуком с эффектом присутствия — отдельная акустическая система не понадобится. В «старшей» же модели, The Premiere LSP9T, реализована технология тройного лазера: для красного, синего и зеленого цветов в ней применяются отдельные лазеры, что позволяет преодолеть цветовое ограничение и наслаждаться максимально четким и контрастным изображением диагональю до 130 дюймов.
Такому проектору не нужно большое расстояние до экрана: установите его прямо перед стеной и наслаждайтесь картинкой кинематографического качества. А само устройство станет самостоятельным предметом интерьера благодаря светлому корпусу с тканевой отделкой и элегантному, минималистичному дизайну.
Источник: www.samsung.com