В СССР была реклама по ТВ

  • Трансляция из студии
  • Трансляции деловых мероприятий
  • Трансляция из павильона
  • Онлайн-концерты
  • Медицинские трансляции
  • Спортивные трансляции

Реклама в СССР

Сегодня реклама — неотъемлемая часть любого бизнеса. Грамотно выстроенная рекламная кампания позволяет в разы увеличить прибыль, привлечь новых клиентов и удержать прежних, рассказать о новых услугах и продуктах организации, найти партнеров.

Виды рекламы

Для этого используется множество инструментов, выбор широк:

  • контекстная реклама в поисковых сервисах;
  • посты в социальных сетях;
  • публикация видеороликов;
  • организация онлайн трансляции конференций;
  • использование ресурсов других часто посещаемых сайтов;
  • реклама в мобильных приложениях;
  • офлайн-реклама: на ТВ, радио, в печатных изданиях, с использованием наружных рекламных площадок.

Какой была реклама в начале СССР

РЕКЛАМА СССР 70-х и 80-х. Подборка самых лучших роликов рекламы: конфет, игрушек, бытовой техники…

Начиная с 1917 г. на уличных рекламных стендах России висели плакаты об участии в Гражданской войне, борьбе с белогвардейцами и прочими политическими призывами. Для продвижения торговли люди на базарах использовали устные приемы — выкрикивали информацию, зазывали покупателей.

Только спустя 5 лет, в 1922 г. одновременно с образованием СССР власти отменили запрет на торговую рекламу. В газетах появились объявления о продаже продукции, на уличных стендах — баннеры, в печатные издания вкладывались буклеты о новых книгах, в магазинах раздавались листовки, презентующие новые продукты.

В 20-х г.г. были открыты первые рекламные агентства. Они работали только на государство и занимались продвижением его товаров, услуг, лотерей, книг и т.д. Частная торговля была по-прежнему запрещена, вплоть до перестройки.

Эфиры теле- и радиопередач транслировались практически без пауз. Редко пред началом фильма можно было увидеть короткий ролик, презентующий новый продукт. Впервые такая реклама появилась в 1964 г. Она рассказывала о кукурузе.

Источник: broadcaststudio.ru

Смеяться или все же плакать над советской рекламой?

Интересный рассказ о рекламе, которая была в СССР. «Реклама — это средство одурачивания покупателей и навязывания им часто бесполезных товаров сомнительного качества», БСЭ.

Ну и реклама :-)

Однокласники

Спустя десятилетия над нашей старой рекламой можно добродушно умиляться, но нельзя отрицать, что ее образцы, над которыми трудились известные художники и литераторы, можно отнести к произведениям искусства. А если кто-то считает, что рекламы в СССР не было, то он просто не углублялся в ее достаточно длинную и интересную историю. Как это не было? Так вот же она!

Поющая кукуруза (первая реклама в СССР)

Изучение тенденций развития современной рекламы не проходит без последствий. Начинает интересовать история, корни. Волнует вопрос: а что было в нашей стране? Была ли реклама в Советском Союзе?

Определения

Во-первых, хочется вспомнить, как определяли рекламу в одном из основных источников знания и справки в то время – в Большой Советской энциклопедии. «Реклама — это средство одурачивания покупателей и навязывания им часто бесполезных товаров сомнительного качества»

Иначе определяет рекламу ведущий политический деятель СССР, Анастас Микоян: «Задача советской рекламы в том, чтобы дать людям точную информацию о товарах, находящихся в продаже, помочь им сформулировать новые требования, привить новые вкусы и запросы, стимулировать продажи новых видов товаров и объяснить способы их использования потребителю».

Сам отец рекламной мысли – Д. Огилви в своей книге говорит, что не мог бы ее определить лучше. То есть понимание того, что такое реклама, было у избранных, причем довольно точное. Массам же пропагандировали рекламу как корень зла наравне с другими идеями капитализма. Или нет?

  • в большинстве случаев рекламируются категории товаров;
  • слоганы не отличаются разнообразием;
  • часто используются императивы: покупайте, пейте, пользуйтесь, курите, летайте и др.;
  • часто употребляют слово «лучший»;

Удовлетворило ли это пытливый ум заинтересованного рекламой Страны Советов? Конечно нет! Идем дальше и открываем учебники по истории рекламы.

История советской рекламы. 1917-1991

1917 г. – издан декрет «О введении государственной монополии на объявления». Он вводит монополию на «печатание за плату объявлений в периодических изданиях печати, а также сдача объявлений в киоски, конторы и т.п. учреждения». Имущество всех рекламных агентств в соответствии с данным распоряжением конфисковывалось.

1918 г. — принимается еще один декрет – «Об организации управления почтово-телеграфным делом Советской республики». В нем предусматривалась организация во всех почтово-телеграфных конторах страны приема объявлений от всех лиц и учреждений для помещения в советских печатных изданиях. Однако начавшаяся гражданская война и политика военного коммунизма так и оставили решения этого декрета на бумаге.

1918-1922 гг. – рекламы как таковой в СССР не существует. Исключение составляет политическая реклама. Основной предпосылкой ее бурного развития стал появившийся выбор у бывших подданных Российской империи. Различные политические силы предлагали согражданам совершенно противоположные сценарии будущего страны.

Естественно, что целью политической рекламы в комплексе с агитацией и пропагандой было привлечение населения на свою сторону. Именно к этому периоду относится знаменитый плакат «Ты записался добровольцем?» Моор (Орлов) Д. С. 1920, «Даешь» Дейнека А. А. 1929.

1922 г. – переход к Новой экономической политике (НЭП) и возрождение торговой рекламы. Государство временно допускает существование частного собственника. При этом государственные предприятия вынуждены были конкурировать с частным сектором. Для этого образован ряд крупнейших государственных синдикатов. Как следствие, в стране возрождается торговая реклама.

При Высшем Совете Народного Хозяйства (ВСНХ) в 1922 году была сформирована комиссия по рационализации рекламы.

Реанимация рекламы в прессе. В ноябре 1921 года в центральной газете «Известия» публикуется сообщение о начале приема объявлений. А уже в 1923 году поступления рекламы в газету составили более двух третей доходов от ее издания.

Создание рекламных контор. В 1922 году при газете «Экономическая жизнь» была создана государственная контора объявлений «Двигатель». Это агентство призвано было координировать всю рекламу промышленных товаров для сельских жителей.

Появляются другие рекламные конторы:- «Рекламтранс» (при Наркоме путей сообщения),
— коммерческое агентство «Связь» (при Наркоме почт и телеграфов, почтовая реклама);
— «Викреклама» (изготовление и размещение рекламных плакатов в регионах);
— «Промреклама» (при ВСНХ, размещение рекламы промпредприятий);
— «Мосторгреклама» (при Бюро по торговой рекламе, реклама на индивидуальных потребителей).И по тем временам советские рекламные агентства имели немалый размах. Например, «Мосторгреклама» изготавливала различные рекламоносители и использовала для их размещения 1 000 трамвайных вагонов, 30 000 столбов, арендовала вестибюли и фойе 6 театров и 40 гостиниц. «Мосторгреклама» оказывала также консультационные услуги государственным и кооперативным предприятиям.

Советские львы 1920. Если бы таковые вручались, их непременно бы забрали В. Степанов, А. Левина, Л. Лисицкий, С. Игумнова, А. Мандрусова и, конечно Маяковский и Родченко.

Отдельно о творческом содружестве В. Маяковского и А. Родченко

В паре они создали более 300 работ. Причем уровень их рекламы был настолько высоким, что получил даже международное признание. Так, в 1925 году на Международной художественно-промышленной выставке в Париже цикл плакатов этих авторов был удостоен серебряной медали. Их работы, выполненные для Моссельпрома, Резинотреста, ГУМа, признаны классикой советской рекламы.

Сам В. В. Маяковский в статье «Агитация и реклама» писал: «Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы… Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь — хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама – это имя вещи. Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи… Думайте о рекламе».

Однако так, как выдающийся пролетарский поэт, воспринимали рекламу далеко не все.

«Где достать?» или «что достать?» Стоит также отметить, что советская реклама зачастую развивалась в условиях, когда актуальнее было бы сообщать с плакатов «где достать?», а не «что достать?».

Еще по теме:  Лучшие спортивные ТВ каналы

Реклама проста и незамысловата. Она скорее напоминает агитационный призыв, используя в слоганах императивы: «Покупайте лотереи ОСОАВИАХИМА», «Пейте «Советское шампанское»!», «Летайте самолетами «Аэрофлота»!», «Храните деньги в сберегательных кассах и т.п.

1935 г. — Наркомат внутренней торговли СССР издает постановление «Об использовании методов рекламы для расширения товарооборотов».В соответствии с этим решением создана контора «Торгреклама». Ее целями стали рекламное обслуживание производства рекламного инвентаря и его сбыт. Возникает несколько филиалов этой всесоюзной конторы.

Отношение к рекламе

Отношение к рекламе того периода характеризуется серьезным скепсисом. Рекламу игнорировали и хозяйственные руководители и население. Обязательным в специальной литературе того времени было противопоставление рекламы социалистической и капиталистической с обязательной критикой последней.

Личный переводчик Сталина В. М. Бережков вспоминает рекламу того периода в своих мемуарах: «Уже стемнело, площадь освещали яркие фонари, горела пестрая реклама на крыше Политехнического музея: «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы», «А я ем повидло и джем», «Нужен вам гостинец в дом? Покупай донской залом». Это все идея Микояна, курировавшего также и внутреннюю торговлю. Он приглашал знаменитых поэтов придумывать броскую рекламу, наподобие Маяковского: «Нигде кроме, как в Моссельпроме»

1960-е – экономический подъем в СССР. Возросло индивидуальное потребление населения, увеличился спрос на качественные товары.

Возникают специализированные организации: Внешторгреклама (1964), Союзторгреклама (1965), Главкоопторгреклама (при Центросоюзе), рекламные организации «Аэрофлота», Министерства культуры и др.

Для координации рекламной деятельности в масштабах страны учреждается Межведомственный совет по рекламе при Минторге СССР. Скорее всего, именно это агентство упоминает Дэвид Огилви, говоря о советской рекламе: «…помимо кампаний, направленных на благие цели, например на борьбу с алкоголизмом, в Советском Союзе практически не существовало рекламы, хотя иностранным компаниям было разрешено рекламировать свои промышленные товары. Существовало даже государственное агентство, сотрудники которого отличались вежливостью, всегда были готовы помочь».

1970-е — начинается издание журналов о рекламе. Первым в 1971 г. выходит журнал «Реклама», позже — «Коммерческий вестник», «Панорама», «Новые товары» и др. В 70-х — начале 80-х годов в СССР выпускается свыше 70 специализированных рекламных изданий. В основном – это приложения к областным и вечерним городским газетам.

1985 г. – Перестройка.

1988 г. — Закон «О кооперации». Легализация частнопредпринимательской деятельности. В новых условиях свои коммерческие коммуникации вынуждены были формировать уже не только кооператоры, но и государственные предприятия. Главными средствами рекламы стали телевидение и пресса (газеты общеполитической направленности, журналы; возникшие многочисленные коммерческие издания).

На телевидении выходят рекламные ролики. В советской рекламе появляются копирайтеры, дизайнеры, клипмейкеры и фотомодели. Активизируется выставочная деятельность, PR-кампании, внедряется спонсорство. Назревает необходимость идентификации торговых марок, формирования фирменного стиля.

7 марта 1991 г. — Верховным Советом страны принят Закон СССР «О товарных знаках».

8 декабря 1991 г. – советская реклама прекращает свое существование.

  • Существовали агентства (конторы) и журналы на эту тему, существовала координирующая эту деятельность организация.
  • Была печатная реклама, реклама на радио и тв, реклама в транспорте.
  • Существовала реклама СССР за рубежом, реклама импортных товаров, адаптированная для СССР и реклама отечественных товаров для внутреннего рынка.

Да реклама, была подконтрольна гос институтам. Да она в большинстве своем была примитивна. Кстати, далеко ли сейчас наша реклама ушла от этой оценки? Да, она была развита гораздо слабее, чем на западе. И основная причина такого положения – отсутствие конкуренции и частной собственности.

Но, как только рынку давали сделать хотя бы глоток свежего воздуха возрождалась и реклама.

Источник: interesno.cc

Как состоялась видеореволюция в СССР

Видеосалоны и пункты проката кассет, бар «Интер» на Пушкина, магазин «Мираж» на Элеваторе – все это было частью нашей жизни в конце 80-х — начале 90-х, когда Советский Союз и молодую Россию, как впрочем и Улан-Удэ, охватил настоящий видеобум

Конец 80-х годов прошлого века был временем больших перемен. Стремление к западному стилю жизни (в нашем его понимании) прежде всего ярко проявлялось в молодежной среде, менее подверженной догмам заскорузлой морали. Субкультура улиц с первым дуновением ветра свободы стала необратимой движущей силой социокультурных процессов, лавинообразно наползающих на Страну Советов.

Панки, рокеры, металлисты, байкеры, да и все те, кто не был носителем форматного мышления, «требовали перемен», тем самым подталкивая к самотрансформации железные механизмы экономико-политической системы. У них были свои хеви-метал-символы — AC/DC, Iron Maiden, Black Sabbath, Accept…кожаные куртки с металлическими заклепками и шипами, эракезы… — отличные от тех, которые пылились в красных уголках.

С другой стороны, в одной лодке под названием «меломания» находились менее радикальные представители молодежи, те, кто боготворил итальянскую модель и певицу Сабрину Солерно или немецкую Сандру Крету, они же были поклонниками евродиско-команд – Modern Talking, C.C. Catch, Bad Boys Blue, Joy…

И где-то посередине находились те, кто слушал синти-поп-команды — YELLO, Kraftwerk, Depeche Mode. Зарождение электронной музыки, брейк-данса, атмосфера того времени удивительно точно переданы в фильме Карена Шахназарова «Курьер». Недаром он стал лучшим фильмом по опросу журнала «Советский экран» в 1988 году.

Пожалуй, и тех и других объединяло одно – они считались неформалами, не согласными со всем официальным, общепринятым, «колхозно-пролетарским», то, что так долго спускалось сверху административно-командными методами, и казалось, что они, представители современной молодежи, лучше седовласых членов ЦК понимают, как им жить дальше.

Наверное, одну из решающих ролей в контркультурной революции сыграла тогда видеоиндустрия, точнее, ее первые прорывающиеся сквозь асфальтовую толщу масскультурного вакуума ростки.

Выход из-под запрета

У меня теперь миллион друзей,

Их привёл ко мне новый чародей.

Всё, что захочу, мне покажет он,

Мир осветит нам он со всех сторон.

Видео, видео — снова я вижу мерцающий свет.

Видео, видео — стоит включить — и меня с вами нет.

Видео, видео — это не сказка, это не сон.

Видео, видео — стану такой, как она и как он.

Этот, казалось бы, незамысловатый набор слов был больше, чем просто песня из дебютного альбома популярной в Союзе поп-группы «Мираж». Появление видео вообще походило на некую сказку, поверить в существование которой мог только ее заветный обладатель. В начале 80-х, на закате брежневской эпохи, видеомагнитофонов в стране почти не было. Их попросту не продавали в СССР, а стоили они тогда как «Жигули», да и достать вожделенный «джапоновский видак» можно было только из логова загнивающего капитализма. Те же, кто смог быстро сориентироваться в условиях перестройки, всякими правдами и неправдами завозили в страну чудо-технику.

Необходимо отметить, что советское руководство все же попыталось уловить тенденцию и в 1984 году приступило к выпуску отечественного аналога японского Panasonic NV-2000. «Электроника ВМ-12» стал первым советским бытовым кассетным видеомагнитофоном формата VHS. Но и стоил он недешево по тем временам – 1200 советских рублей.

И даже за эти деньги, а точнее, за чеки «Внешпосылторга», приобрести его было непросто – что уж говорить, в дефиците было практически все – мебель, ковры, холодильники… Право на приобретение имели ветераны войны и герои труда. Остальные вынуждены были записываться в долгую очередь или же пользовались услугами спекулянтов. Кстати, с рук «Электронику ВМ-12» можно было взять за 1800 рублей. Импортные видеомагнитофоны стоили в два-три раза дороже. Однако можно было пойти по другому пути – обменять свой автомобиль на японский видеомагнитофон (!).

Социальную значимость видеомагнитофона можно оценить даже по тому факту, что поначалу в телепередаче «Поле чудес» видик разыгрывался в суперигре наравне с главным призом – автомобилем!

Еще по теме:  Когда путин выступит по ТВ

О носителях информации, то бишь о видеокассетах, и говорить не приходилось. В свободной торговле они практически отсутствовали, исключение – комиссионные магазины, барахолки, некоторые знали точки, где можно урвать кассету «из-под полы». Цена одной чистой видеокассеты, какой-нибудь National, Grundig или TDK, равнялась среднестатистической месячной зарплате – 100 — 120 рублей (!).

Но, даже став обладателем заветного видика, люди не могли оценить все его возможности. Дело в том, что советские телевизоры были несовместимы с импортной видеотехникой. В СССР действовала устаревшая система SECAM, а на западе – PAL и NTSC. Потому первое время приходилось смотреть фильмы в черно-белом варианте.

Однако наши телемастера и просто народные умельцы стали изобретать декодеры – специальные платы, вшиваемые в телевизор и раскодирующие видеосигнал в цвете. Стоил декодер ни много ни мало, а целую зарплату – 150 — 200 рублей.

Если кто-то из ваших знакомых или родственников имел возможность выехать в загранкомандировку и привезти «оттуда» видик, ваша квартира могла вмиг стать самым популярным в округе местом. Когда же доблестная милиция при поддержке дружинников накрывала такой домашний видеопритон, первым делом отключала электричество.

Дело в том, что кассета из «Электроники» извлекалась механической кнопкой. А из более продвинутых импортных аппаратов – электроприводом. И когда проходил такой «крестовый поход», кассеты из видика извлечь было уже нельзя. И если там, не дай бог, обнаружат «Крестного отца» или «Калигулу», вам не поздоровится.

Правда, особо предприимчивые граждане загодя снимали верхнюю и нижнюю крышки с видика, чтобы «в случае чего» можно было без труда вытащить кассету.

Во второй половине картины Владимира Меньшова «Зависть богов», герои которой живут в Советском Союзе 1983 года, есть примечательная сцена изъятия видеокассеты с фильмом «Последнее танго в Париже» Бернардо Бертолуччи. Помните?

Однако, несмотря на все запреты, препоны и заслоны, уже в перестроечное время «Великая иллюзия» стала-таки ближе к простому человеку.

До середины 80-х зрелищного западного кино на больших экранах СССР практически не было. Прорывом можно считать американскую ленту Джона Гиллермина «Кинг-Конг» (King Kong) 1976 года, которая с опозданием более чем на 10 лет вышла в советский прокат. У кинотеатральных касс «Дружбы» стояли толпы народа, чтобы попасть на сеанс сентиментальной истории про гориллу.

Фильм, кстати, занял 22-е место по посещаемости среди зарубежных лент в советском кинопрокате. Чуть позже вышло продолжение фильма «Кинг Конг жив» (King Kong Lives), популярность которого была настолько высока, что вторая часть заняла уже 15-ю позицию. В 1988 году в советский прокат вышел «Данди по прозвищу Крокодил» (Crocodile Dundee), чуть позже появились и другие заокеанские картины, на которые зрители буквально ломились толпами.

Однако пустующую кинотеатральную нишу к концу перестроечного десятилетия с легкостью заняли видеосалоны. Именно в этот период резко упали общие сборы в кинопрокате, год от года уменьшалось количество проданных билетов, и это несмотря на то, что, например, «Маленькую Веру» (1988 г.) посмотрели 56 млн человек, а «Интердевочку» (1989 г.) и «Меня зовут Арлекино» свыше 40 млн зрителей. Про центральное ТВ, когда в стране было всего две кнопки, и говорить не приходилось.

В 1986 — 1988 годах видеосалоны росли как грибы после дождя. Видео, например, крутили в общежитии ВСТИ в 18 квартале, в пединституте и даже рядом с кинотеатром «Прогресс» (там, где сейчас располагается Республиканский центр медицинской профилактики). Чуть ли не в каждой общаге, подвале, ДК и даже в школах появлялись комнаты просмотра видео, где зрителям открывался новый, доселе неизведанный голливудский или азиатский киномир.

Новый «храм кино» имел до неприличия аскетичный вид и представлял собой небольшой зал с парой десятков потертых кресел, взятых с какого-нибудь актового зала или ленинской комнаты. В центре на столе стоял отечественный телевизор «Горизонт» и видеомагнитофон Panasonic.

Толпа молодежи, примчавшаяся на очередной сеанс, протягивала «билетеру» заветный рубль, усаживалась на свободные места, свет выключался, и в лучах кинескопа зрители наблюдали почти священное действо – настоящую магию. Благодаря гнусавому голосу Леонида Володарского и искрометному юмору переводчика-синхрониста Алексея Михалева миллионы советских зрителей смогли вкусить запретный плод.

В перерывах между сеансами крутили видеоклипы, записанные с эфирного вещания западных музыкальных каналов, в т.ч. и с MTV. Можно было воочию увидеть зарубежных кумиров, которых в жизни доводилось только слушать на кассетах. И ведь никто особо не переживал по поводу кучности и прыгающих кадров. Все лицезрели чудо из-за голов в небольшой экран метров эдак за десять.

И, поверьте, для советских подростков это было круче, чем всякие современные 3D-технологии для детей поколения нулевых. Это был настоящий прорыв, в котором чувствовался вожделенный аромат свободы, независимости и самостоятельности.

Цена заветного билета в видеосалон в один рубль не мешала заполнять залы до отказа. Между прочим билет в кино в то время стоил 20 копеек в «Эрдэме» и 70 копеек в современной тогда «Дружбе».

Организаторы видеосалонов незамысловато разрисовывали «афиши» от руки, выводя фломастерами: «20.00 «Красная жара». В гл. роли А. Шварценеггер. Супербоевик». Эти творения затем развешивали на остановках, столбах, заборах, в близлежащих магазинах. Обычно анонсировали три фильма – первым, как правило, шли диснеевские мультики или «Том и Джерри», вторыми – «каратэшные» фильмы типа «Их звали костоломы» либо боевики наподобие «Кобры» и, наконец, третьими — какие-нибудь «Эммануэль», «Греческая смоковница» или «Кошмар на улице Вязов» с «Пятницей 13».

Буквально в одночасье культовыми героями советских школьников стали Брюс Ли, Джеки Чан, Чак Норрис, Сильвестр Сталлоне и Арнольд Шварценеггер. На школьных переменах нередки были споры: «Кто круче? Рэмбо или Шварц?» (были и другие варианты). Мальчишки поголовно хотели стать похожими на шаолиней, быстрых ниндзя или самураев, как Шо Косуги (Сё Косуги) или Майкл Дудикофф, восхищались и ловкостью Синтии Ротрок.

Снимки с их изображениями, перефотографированные с восточноевропейских и западных кино и музыкальных журналов, наводнили город. Черно-белые, а затем и цветные фотки можно было купить за все тот же рубль (цветные стоили дороже – около 3 рублей), например, в магазине «Полет» напротив «Бурятгражданпроекта» (кстати, там продавались фотопленки «Свема» и «Тасма», фотобумага «Березка»), возле универмага «Юбилейный» или в киосках, именуемых студиями звукозаписи, на остановке Центрального рынка.

Неудивительно, в это время в Улан-Удэ появляется первый видеобар под названием «Интер», который находился на остановке «Одон», точнее, возле сельхозинститута по ул. Пушкина, 25. Там впервые можно было посмотреть видеофильмы в отдельных кабинках и, похоже, впервые встретить бармена за стойкой. Цена посещения «Интера» была выше, чем в обычном видеосалоне, ведь посетителю предлагался повышенный сервис. Это была уже не общага, а двухэтажное здание с гардеробом, красивыми деревянными дверьми, выполненными в средневековом стиле.

Время кабельного ТВ и 9 канала

В дальнейшем идея видеосалонов несколько трансформировалась и перешла на другой уровень. Доставка видео была организована на дом. К локальной кабельной сети (небольшой, по сегодняшним меркам) подключался видик из видеосалона и вечером, когда сеансы прекращались, запускалась трансляция на дом или даже микрорайон.

Конечно, делалось это не безвозмездно. «Подписка» на кабельное стоила денег. Говорят, своя сеть была в военном городке Звездный, на ПВЗ и в других местах. Жильцы даже приобретали отдельную программу кабельного ТВ, отпечатанную на пишущей машинке.

Еще по теме:  Когда плачут цикады ТВ

Как вспоминает то время генеральный директор «Тивикома» Александр Левашов, кабельное телевидение просуществовало недолго.

— По-моему, в мае 1990 года начал вещать «Тивиком» и все видеосалоны умерли, «прикончили» мы и местечковое кабельное ТВ. У моих знакомых был видеосалон в зеленом зале кинотеатра «Прогресс», и вот как мы ни увидимся, они пеняли, что я их бизнес похоронил. «Тивиком» был создан при молодежном творческом объединении «Импульс» и там были замечательные комсомольцы Александр Елгин, Евгений Степанов, Володя Саганов и другие. Они получили какое-то временное разрешение в качестве эксперимента и с этой бумагой пришли к связистам и сказали: «Вот мы хотим попробовать», — рассказывает Александр Левашов.

«Попробовать» получилось, хотя и не сразу.

— Первые передачи снимали и монтировали на квартире. В конце 1990 года заехали в здание на улице Борсоева, 13, там находился военно-патриотический клуб афганцев, который курировал «Импульс». Они потеснились, пустили нас, потом мы начали у них комнату за комнатой отвоевывать, — с улыбкой говорит руководитель канала.

Кстати, первоначально в народе название «Тивиком» не прижилось, коммерческое телевидение люди называли просто – 9 канал.

— Помню лето 1990-го, когда «Тивиком» начинал вечерами вещать, город просто пустел, — рассказывает Александр Левашов. — Фильмы мы специально не подбирали. К тому времени были свои друзья-фарцовщики, которые и занимались продажей видео, заказывали в Иркутске, Москве. По несколько блоков видеокассет получали в неделю. Лично мне нравились боевики, фэнтези, помню «Чужого», «Омен»… Сергей Добрынин вел программу о кино, сначала она называлась «Видеофлэш», потом «Видеонеделя», это была очень популярная программа, зрители ее ждали. Он очень серьезно этим занимался, много читал о кино, многие фильмы видел, писал рецензии, формировал хороший вкус.

Эра домашнего VHS

Уже в самом конце 80-х – начале 90-х, когда люди постепенно обзаводились личной техникой типа Akai, Toshiba, Fisher или JVC, видеосалоны начали сокращаться. На смену им пришли пункты видеопроката. Одно из самых популярных мест было на Элеваторе, по пр. 50-летия Октября, 8, где в то время находилась видеоточка под вывеской «Мираж». Для любителей посмотреть видео у себя дома имелась достаточно обширная картотека фильмов: комедии, кун-фу, боевики, фантастика, приключения, эротика, «спагетти-вестерны», фильмы о Джеймсе Бонде с Шоном Коннери, Роджером Муром и Тимоти Далтоном, криминальные детективы с Чарльзом Бронсоном, Клинтом Иствудом, Анни Жирардо…

Другие же, наоборот, охотились за западным фестивальным кино, фильмами, прогремевшими в Америке, но находившимися под советской цензурой: «Крестный отец», «Пролетая над гнездом кукушки», «Охотник на оленей», «Последнее танго в Париже», «Почтальон всегда звонит дважды», «Двадцатый век», «Однажды в Америке», «Лицо со шрамом»… У этой публики были свои кумиры – Джек Николсон, Роберт Де Ниро, Аль Пачино.

Тогда же появляются первые видеоманы, которые обмениваются кассетами друг с другом. Смотрели фильмы, что называется, «до дыр», кассета возвращалась хозяину полностью заезженной. Несмотря на то что изображение и звук «плыли», кассету продолжали нещадно эксплуатировать.

Ближе к середине 90-х видеотехника начала поступать в розничную продажу, стали открываться первые магазины, торгующие бытовой электроникой. В страну буквально хлынул массовый поток относительно недорогих видеоплееров Philips, Funai, GoldStar и Daewoo. Чуть позже появились так называемые видеодвойки – телевизор и видеоплеер – 2 в 1. Тогда уже не было надобности искать знакомых, которые могли бы достать аппаратуру, кино наконец-то пришло в дома наших граждан.

Спрос на видеокассеты рос стремительными темпами. Неудивительно, что в середине 90-х в «Гостиных рядах» Улан-Удэ открывается небольшой магазинчик «Акцент». Почти все меломаны и видеоманы города устремляются туда в поисках последних хитов кинопроката, классики и авторского кино, а также лучшей зарубежной музыки.

С другой стороны «Гостиных рядов», где сегодня находится железное «Дерево любви», открывается киоск, буквально забитый видеокассетами под логотипом «Студия ПИК». В центре города, и не только, появляются люди с раскладными прилавками, продающие видеокассеты с записями американских фильмов.

«Видео-АСС» и «Тихий дом»

Возрастающий интерес к заграничным фильмам и сопровождавший его настоящий видеобум приводят к тому, что в сентябре-октябре 1990 года в газетных киосках «Союзпечати» появляется первый журнал о видеофильмах «Видео-АСС Экспресс». Восемнадцатистраничное черно-белое издание распространяется по стране 200-тысячным тиражом и продается за 2 рубля. Хотя до этого выходили журналы «Советский экран» и «Спутник кинозрителя», но именно «Видео-АСС» был пионером и смог сходу занять новую издательскую нишу. Словно почувствовав всплеск интереса к видеофильмам, подростковый журнал «Ровесник» на последней странице открывает рубрику «Видеоклуб», а внутри публикует постеры голливудских звезд. Специальный раздел о кино есть и в роccийcко-амеpиканcкой газете «We/Мы».

Чуть позже издательский дом «Видео-АСС» выпускает собственные киноальманахи и начинает издавать глянцевый журнал «Видео-АСС. Premiere», где публикует свои обзоры и составляет списки-рейтинги известный кинокритик и киновед Сергей Кудрявцев. Появляются и другие видеокаталоги.

Не отстает от Москвы и Улан-Удэ. 19 июня 1991 года в столице Бурятии выходит в свет газета «Видеонеделя», издает которую только что образовавшийся первый коммерческий телеканал города «Тивиком». Основа газеты – телепрограмма с мини-рецензиями на каждый фильм. Издание знакомит неискушенного читателя и зрителя с голливудскими актерами и актрисами, публикует их полные фильмографии. Главный редактор газеты, он же ведущий телепрограммы «Видеофлэш» Сергей Добрынин.

Одновременно издательскую видеоволну подхватывает центральное телевидение. В 1991 году на втором канале образуется студия «К-2» («Команда-2»). Под этим брендом вечерами выходят в эфир аж целых девять (!) авторских программ о кино: «Фрак народа», «Колизей», «Ню», «Персона», «Перпендикулярное кино», «Уловка 22», «Абзац», «Поцелуй в диа¬фрагму», «Сюжет». Авторы последних трех — Борис Берман и Ильдар Жандарев.

Просветительскую работу также ведет кандидат искусствоведения Сергей Шолохов, популярный в конце 1980-х как один из авторов и ведущих публицистической программы «Пятое колесо» на ленинградском телевидении, а с 1991 года начавший выпуск на телеканале «РТР» собственной программы о кино «Тихий дом». Он рассказывает о том, что происходит в зарубежном искусстве вообще и в кинематографе в частности.

В начале 1990 годов в рамках «Тихого дома» выходит программа, посвященная Международному кинофестивалю в Каннах, которая стала отправной точкой создания целой серии «фестивальных» выпусков «Тихого дома» и обозначила новый формат репортажей о крупных кинособытиях. До сих пор у многих поклонников программы музыкальная композиция I Me Mine югославского коллектива Laibach ассоциируется именно с фирменной заставкой «Тихого дома».

На ОРТ (сегодня – «Первый канал») выходит художественно-публицистическая культурологическая передача Константина Эрнста «Матадор». Программа была посвящена преимущественно кинематографу, но круг тем не был только «киношным» и охватывал музыку, рекламу, моду и светскую жизнь.

Также на ОРТ выходит программа журналиста Игоря Мальцева «Видеодром». Чуть позже на канале «ТВ-6 МОСКВА» появляется авторская передача Петра Шепотинника «Кинескоп».

Лавина новых мыслей, свежих идей о кино на телевидении приводит к тому, что в 1995 году закрывается старейшая на советском ТВ передача «Кинопанорама».

«Кооператив, как первичное звено системы кооперации в СССР, призван активно участвовать в экономическом и социальном развитии страны и достижении высшей цели общественного производства при социализме – наиболее полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей людей. В составе кооператива могут создаваться структурные подразделения, отделения, цеха, фермы, мастерские, ателье, магазины, видеосалоны и другие, действующие, как правило, на началах коллективного, семейного или индивидуального подряда».

Из закона «О кооперации в СССР», который стал одним из главных документов перестройки.

Фото автора, kinopoisk.ru

Источник: www.infpol.ru

Оцените статью
Добавить комментарий