Тяжелые годы войны. В военном городке под Свердловском, где мы тогда жили, почти единственной радостью бывало кино. Гарнизонный клуб не вмещал всех желающих; нам, ребятне, случалось уговорить военного «дяденьку» провести с собой в зал или пробраться темными переходами, чтобы постоять позади просвечивающего экрана.
Как-то я попросился в аппаратную будку, и киномеханик пустил меня в свое царство. Фильма я в этот раз не посмотрел: меня заворожила проекционная техника. В будке стояли, как аисты на одной ноге, невиданные аппараты. С бобины на бобину, со стрекотанием текла лента, механик открывал какие-то дверцы, регулировал угли дугового фонаря, смазывал механизмы. Он что-то объяснял мне, сказав, что аппараты называются «ТОМП-4».
Обычно сидящие в кинозале не ведают, что происходит сзади, за стеной с четырьмя окошками. Зритель видит только «конечный продукт» кино, развивавшийся от «великого немого» к звуковому, потом широкоэкранному, панорамному и т. д. Но ведь само развитие искусства кино обязано совершенствованию киноаппаратуры, скрытому от глаз зрителя. На пути этого процесса были и свои сложности, и свои находки — приходилось одновременно решать задачи оптики, светотехники, точной механики, электрики и много другого.
Кинопроектор КПШ 16-мм. (СССР, 1970-е годы)
Рассказать об интересной, непростой истории кинематографической техники лучше всего могла бы общедоступная музейная экспозиция. В нашей стране ее пока нет, но Госудорственный Политехнический музей уже ведет кропотливую работу по поиску образцов киноаппаратуры разных времен; настанет время, и любители кино смогут ознакомиться с такой экспозицией.
После революции в стране сохранился сравнительно малочисленный парк изношенной зарубежной аппаратуры, сосредоточенной главным образом в крупных городах. Нужно было наладить производство своих кинопроекторов, способных не только обслуживать стационарные городские залы, но и использоваться в передвижных киноустановках на селе.
В 1918 году инженер А. Павский сконструировал первый «немой» проектор «Русь». Аппарат, прототипом которому послужил французский «Патэ № 2», начал осваиваться на петроградском заводе, впоследствии вошедшем в состав известного ныне ЛОМО. Не хватало материалов для изготовления деталей, приходилось самим разыскивать нужные сорта стали где придется. К первой годовщине революции удалось выпустить партию из заказанной московским комитетом по кинематографии и Нарком-просом тысячи проекторов. Часть из них поставили на деревянные основания и приспособили для работы в передвижках.
Аналогичную конструкцию взялись осваивать фактически безработные сотрудники киномастерской, находившейся в Одессе на Греческой площади.
На первых порах не получался механизм прерывистого движения ленты, так называемый мальтийский крест, его приходилось приобретать у искусного одесского кустаря. Продукция будущего «Кина-па» позднее попадала и к немногим тогда кинолюбителям. Автор помнит, как до войны в семье имелся такой проектор. Родные и знакомые по многу раз с удовольствием смотрели «Броненосец «Потемкин», «Пышку», любительские ленты, снятые отцом. Ручной привод, ненадежная светозащитная заслонка, горючая пленка однажды чуть не привели к беде.
СРАВНИМ ПРОЕКТОР РУСЬ И YG600
Следующим шагом истории нашей кинотехники 20-х годов стала ленинградская модель «ГОЗ». Построенная специально в качестве передвижки, она имела максимально упрощенную и облегченную конструкцию, при перевозке размещалась в чемодане. Создавая ее, авторы А. Павский и А. Шелашев учитывали, что в то время рассчитывать на электроэнергию в деревнях, небольших городках не приходилось.
Аппарат снабдили маленькой динамомашиной; киномеханик сам приводил ее в действие совместно с лентопротяжным механизмом. Динамо питало лампочку проекционного фонаря. Шло время, оживала промышленность, росли требования к киноаппаратуре. Маленькие экраны уже не удовлетворяли запросам.
В 1923 году ленинградский оптический завод выпустил новую модель стационарного проектора «ТОМП-3». Этот аппарат имел более совершенную схему, его ремонт и наладка сделались проще, что облегчало разборку и сборку. Кроме того, установка кадра в рамку производилась перемещением ленты и не требовала дополнительной регулировки источника света — довольно мощной электродуговой лампы.
Вскоре завод перешел к массовому выпуску более совершенной модели «ТОМП-4» с мощной зеркальной дуговой лампой, улучшенной системой смазки, с упрощенной зарядкой. Впоследствии эти проекторы были оборудованы звуковыми приставками, долго и успешно работали в киносети предвоенных и военных лет. Зрители старшего поколения помнят популярные прежде фильмы «Аринка», «Петер», «Маленькая мама», но мало кто знает, что удовольствие смотреть их доставляли им проекционные установки «ТОМП-4» и последняя предвоенная модель «КЗС-22». В ней конструкторы объединили звуковую часть с проекционной, закрыли все движущиеся части механизма, увеличили отражательное зеркало, повысили мощность фонаря и светосилу оптики. В результате выросло качество проекции, работать с аппаратом стало удобнее и безопаснее.
А кинопередвижка «К-25», разработанная также ленин-градцами, могла бы рассказать об участии, которое принимал в организации ее выпуска, незадолго до гибели, нарком Г. К. Орджоникидзе.
Когда в начале 30-х годов в стране впервые приступили к выпуску негорючей 16-миллиметровой кинопленки, открылась перспектива широкой кинофикации школ, небольших клубов, воинских учебных подразделений, а также развития кинолюбительства. Поэтому достойное место в исторической экспозиции принадлежит первым нашим узкопленочным проекторам — «немому» «УП-2» и звуковому «16-ЗП», появившемуся несколько позже, когда освоили технологию звуковых фильмов на узкой пленке.
Особенностью аппарата «УП-2» было размещение на общих осях зубчатых барабанов и бобин с пленкой. Конструкция позволяла регулировать в широких пределах скорость протяжки пленки, производить неподвижную проекцию — качество, полезное при просмотре учебных фильмов. Имелась и моторная обратная перемотка ленты после демонстрации. Весь лентопротяжный механизм был заключен в масляный картер, что снижало уровень шума и износ деталей.
Узкопленочное кино быстро развивалось. Уже в середине 30-х годов кинопрокатная организация «Союзэкран» располагала для этой цели немыми фильмами 86 наименований. В их число входили кинокартины художественные, хроникальные, детские. Немало фильмов выпускалось военно-учебного назначения. Помнится, один из них посвящался гуманному обращению с военнопленными.
В те же годы сделана попытка дать кинолюбителям портативную узкопленочную съемочную камеру. Научно-исследовательский кинофотоинститут разработал такой аппарат под маркой «НИКФИКСК-16-15».
Камера имела пружинный привод, два зубчатых барабана, заряжалась на свету кассетой с пятнадцатью метрами пленки. В окне видоискателя виднелась шкала расхода пленки. По техническому уровню изделие примерно соответствовало популярной в Германии тех лет модели «Кинамо-10». Массовый выпуск любительских киносъемочных камер перед войной не состоялся, но эта камера как первая отечественная разработка такого рода по праву должна занять почетное место в летописи нашей кинотехники.
Источник: www.nkj.ru
Презентация, доклад — Кинопроекторы СССР
Слайд 2Фильмоскопы (диапроекторы) и кинопроекторы. С помощью чего мы смотрели диафильмы и
фотослайды в СССР
Слайд 3Сегодня я хотела бы вспомнить с Вами о фильмоскопе, кинопроекторе и диафильмах,
о том, как мы смотрели мультфильмы, сказки и разные истории на стене, завешенной белой простыней, так называемым — экраном, а некоторые из нас засыпали под голос своей мамы, которая озвучивала эти диафильмы, читая титры под слайдами. Правда, в ряде случаев, к диафильму прилагалось звуковое сопровождение на грампластинке, сигнал к смене кадра подавался «писком», записанным на пластинку. Кадры, естественно, менялись вручную, с помощью ручки-ролика.
Слайд 4Так что же такое фильмоскоп? Фильмоскоп — принятое в СССР название оптических приборов
разных классов. Аппарат, с помощью которого мы просматривали с Вами диафильмы, называется – диапроектор, хотя в народе его и называли фильмоскопом.
Слайд 5Диапроектор (фильмоскоп, слайдпроектор, кадропроектор) — разновидность проекционного аппарата для демонстрации диапозитивов, диафильмов
и других носителей на прозрачной основе. Наибольшую популярность приобрёл в XX веке. Некоторые фильмоскопы (например — «Чайка», «ФЭД-Микрон», «Агат-18»), для отображения могли принимать отдельные кадры пленки, которую вставляли в диапозитивные рамки. Хотя намного проще было пленку не резать, а просто воспроизвести ее на обычном детском фильмоскопе.
Слайд 6В продаже, помимо диафильмов для детей, имелись наборы диапозитивов на определенные
темы. Чаще всего это были — искусство, музеи, история, география. Учебные диафильмы и диапозитивы широко применялись в школах, средних специальных и высших учебных заведениях. Иногда, эти самые учебные диафильмы и диапозитивы самостоятельно изготовлялись студентами-фотолюбителями (студенческая научная работа на кафедрах, студенческом научном обществе, факультативы).
Подобное творчество было взаимовыгодным: с одной стороны ВУЗ получал в свое распоряжение учебный диафильм, с другой стороны студенту могла быть предоставлена возможность облегченной сдачи экзамена (по договорённости с кафедрой). В организациях и на предприятиях рабочим и служащим демонстрировались диафильмы по гражданской обороне и технике безопасности труда. Что тут еще добавить, давайте вспомним, какие фильмоскопы у нас были, а у некоторых, возможно и до сих пор есть.
Слайд 78 миллиметровые кинопроекторы – их основное предназначение – воспроизведение любительского кино.
Снималось оно на 8 мм кинопленку с помощью простых маленьких кинокамер («Кварц», «Аврора и т. д.). В основном люди снимали какие-то эпизоды из своей жизни, документальные сюжеты, кто-то делал короткометражные фильмы. Существовали и любительские киностудии.
Всего на 1980 год в СССР было около 16,5 тысяч самодеятельных киностудий, а ещё свыше двух миллионов человек занимались кино самостоятельно. Проявку и монтаж любители, в основном, делали дома, покупая в специальных магазинах химикаты, посуду и монтажный стол. К концу 80-х, с появлением доступных видеокамер и видеомагнитофонов, популярность съемки на пленку в виду трудоемкости процесса и низкого качества записи резко сошла на нет.
Источник: shareslide.ru
Топ-8 редкой советской видеотехники Проигрыватели лазерных дисков, проекторы и видеомагнитофоны
Большинство любителей домашнего видео, заставшие период расцвета формата VHS, уверены, что помимо «Электроники ВМ-12» жизни на рынке советской видеотехники не было. Однако, радиоэлектронная промышленность СССР начала выпуск видеовоспроизводящей аппаратуры задолго до утверждения единого формата видеокассет, более того, она успела выпустить несколько лазерных видеопроигрывателей и даже спутниковый тюнер.
8. Юпитер-205
Этот катушечный видеомагнитофон был разработан еще в 1973 году в Киевском НИИ электромеханических приборов, а опытные образцы производились Львовским Производственным объединением имени Ленина в 1974 году. Магнитофон позволял записывать телепрограммы в черно-белом формате с телевизора либо с камер, длительность записи и воспроизведения составляла 45 минут. Для записи использовалась специальная магнитная лента на основе оксида хрома, четкость изображения составляла 250 линий. Модель можно было использовать и как обычный четырехдорожечный катушечный магнитофон, в аппарате есть индикатор уровня записи и счетчик расхода магнитной ленты. Есть в модели и встроенный громкоговоритель.
7. Спектр-203
Первый советский кассетный цветной видеомагнитофон выпускался Львовским ПТО имени В.И. Ленина с 1977 года. Модель была предназначена для записи и воспроизведения цветных и чёрно-белых телевизионных программ, в ней был применен наклонно-строчный способ записи видео двумя вращающимися головками и продольный способ для записи звука.
Носителем выступала магнитная лента шириной 12,7 мм, помещенная в специальную кассету. Четкость изображения составляла 200 линий, рабочая полоса в аудиоканале от 120 до 12 500 Гц. Габариты аппарата составляли 560 х 355 х 167 мм, весил магнитофон 17 килограммов. Основным ограничителем широкого распространения являлась цена видеомагнитофона – целых 2 400 рублей!
6. Сатурн-505-видео / Электроника-505-Видео