Система жанров в целом и тележурналистики, в частности, с одной стороны, обладает относительной устойчивостью, а с другой – находится в постоянном развитии. Устойчивость, на наш взгляд, проявляется в преемственности и относительном консерватизме основных телевизионных жанров − информационного сообщения, репортажа, интервью. Подвижность же заметна в жанровой диффузии – взаимодействии жанров друг с другом и появлении новых жанровых форм, слиянии сразу нескольких жанров (например, частью прямого включения корреспондента становится его же репортаж), в пике и спаде популярности отдельных жанров.
В отечественных и англо-американских исследованиях существуют различные подходы к типологии жанров тележурналистики. Подробнее мы рассмотрим их ниже.
Для эмпирической части нашего исследования важна также типология телевизионных новостных каналов, которые мы, ориентируясь на наиболее актуальные для нас критерии, разделили на коммерческие телеканалы, работающие на рынках с высокой конкуренцией, и государственные каналы в условиях низкой прямой конкуренции. В качестве наиболее показательных образцов подобных телеканалов были выбраны информационные круглосуточные каналы со сходным форматом вещания – Си-эн-эн/Ю-Эс ( CNN / U . S .) (далее Си-эн-эн) и «Россия 24». Мы предположили, что эфирный продукт государственного российского и коммерческого американского информационного канала обладает некоторым сходством в жанровой типологии, но отличается в области жанровой диффузии и жанровых инноваций.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ: ОБЗОР | ПУШКИНСКАЯ СТУДИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ
Си-эн-эн – классический пример круглосуточного информационного кабельного канала, положивший начало данному формату вещания в 1980 г. Канал функционирует на коммерческой основе в условиях жесткой конкуренции на рынке США, где важную роль для рекламодателей играют рейтинговые показатели. Этот канал был выбран нами в качестве объекта исследования по нескольким причинам.
Во-первых, бренд Си-эн-эн является одним из старейших и наиболее известных на мировой арене информационного вещания (по сравнению с брендами других информационных каналов США, например «Фокс Ньюс Чэнел» ( Fox News Channel ) и Эм-эс-эн-би-си (MSNBC)). Во-вторых, многие традиции, заложенные Си-эн-эн как пионером круглосуточного телевещания, сохранялись на канале и на момент нашего исследования. В-третьих, этот канал, в отличие от «Фокс Ньюс» и Эм-эс-эн-би-си, не является политически ангажированным, подчеркивает свою нейтральную позицию, а следовательно, исключает возможное влияние политических интересов на жанровую специфику эфира. Иными словами, по нашим предположениям, нейтральная позиция предопределяет более классическую жанровую структуру.
«Россия 24» − российский круглосуточный информационный канал, дебютировавший в 2006 г. Реклама не является основным источником дохода, так как канал входит в состав холдинга ВГТРК. Жесткой конкуренции в данной нише на российском рынке пока не наблюдается. Примечательно, что в момент дебюта канал анонсировался как «русский» Си-эн-эн (отметим, что формат вещания и дизайн студии более близки не к домашней, а к международной версии «Си-эн-эн Интернешнл» ( CNN International )).
Видеолекция «Жанры, форматы и стили новостной тележурналистики». Часть 1
Степень разработанности темы. В отечественной журналистике теория жанров имеет литературоведческие корни. Общепринятым является условное деление жанров на информационные, аналитические и художественно-публицистические. Такой подход характерен для многих исследователей как общежурналистских, так и специализированных жанровых теорий: М.Н. Кима, А.А.
Тертычного, В.В. Смирнова, В.Л. Цвика. Вместе с тем нельзя не отметить и новые концепции жанровой теории, представленные в работах Л.Е. Кройчика, Г.В.
Лазутиной и других исследователей. В них наблюдается отход от традиционной триады, вводятся новые типологические принципы жанровой классификации. Так, Л.Е. Кройчик использует параметры оперативности, исследовательского компонента и образности и выделяет пять различных жанровых групп. Г.В. Лазутина и С.С.
Распопова рассматривают журналистику в целом как совокупность шести видов журналистского творчества (наряду с новостной журналистикой авторы выделяют, например, смеховую и интерактивную), определяя в каждом присущие ему основные жанровые модели. В отечественной науке поднимался вопрос и о введении группы интегральных жанров. Процесс гибридизации жанров был описан еще в конце прошлого века В.В. Ученовой на примере репортажа.
Теория непосредственно телевизионных жанров была впервые разработана Р.А. Борецким во второй половине XX в.Современная типология четко сформулирована В.Л. Цвиком, который придерживается традиционной классификации жанров по трем группам и в своих исследованиях отражает как традиции советского, так и трансформации российского телевидения конца XX в. Этот же подход наблюдается и в работах О.Ф. Майдуровой, которая, рассматривая информационные жанры тележурналистики, отмечает новые приоритеты и невостребованные на современном телеэкране жанры (например, отчет).
В американских исследованиях система деления жанров на три группы отсутствует. Традиционной западной классификацией является отнесение новостных текстов по параметрам оперативности, срочности, развлекательности к «жестким» ( hard ) и «мягким» ( soft ). Сами эти параметры до сих пор являются предметом научных обсуждений. Многие американские учебники тележурналистики имеют прикладную направленность и следуют принципу категоризации различных «видов» новостей − интервью, репортаж, сообщение ( readers ) и т.д. − без какой-либо весомой жанровой теории. Само понятие «жанр» в этих учебниках, как правило, даже не упоминается.
Так, у М. Стивенса мы находим интервью, документалистику, мнение редакции (аналог газетной редакционной статьи), а также тематическую классификацию журналистских материалов: трагедия, криминал, политика. При этом в политике автор выделяет следующие типы новостей: официальные встречи и выступления, пресс-конференции, избирательные кампании, опросы, расследования, протесты, экономику, проблемно-аналитические материалы ( features ) и прямой репортаж. Как видим, в них в качестве однородных фигурируют как традиционные для отечественной тележурналистики жанры (пресс-конференции, прямой репортаж, отчеты о встречах и выступлениях), так и тематическая классификация новостных материалов (экономика, протесты).
Попытка классификации материалов американской прессы представлена у С. Крампа. Основными признаками классификации новостной информации, в терминологии С. Крампа, становятся: срочность, уровень и подход к написанию (тип). Так, по срочности новости могут быть «устаревающими» и «неустаревающими» (″ timely ″ and ″ timeless ″).
Среди примеров «неустаревающих» − рецензии на театральные постановки, новости о домашних питомцах, хобби и др. По уровню С. Крамп делит информацию на «жесткую» и «мягкую», относя к «жесткой» события первостепенной важности, которые подлежат обязательной публикации. Соответственно, «мягкой» является второстепенная, необязательная информация.
При этом степень важности определяется корреспондентом и редактором. Наконец, по подходу к написанию (или типу журналистского произведения) С. Крамп выделяет: объективные, интерпретационные, «адвокативные», «новый» журнализм и редакционные статьи и колонки. Объективный тип подразумевает поверхностную презентацию основных фактов без их анализа и оценки.
Интерпретационный – сбор дополнительной информации для более глубокого объяснения, интерпретации фактов. При этом журналист должен быть справедливым (так как полная объективность в данном случае невозможна в силу человеческой природы). «Адвокативными» С. Крамп называет материалы, в которых журналист открыто занимает определенную позицию и защищает ее без претензий на объективность. «Новый» журнализм использует художественные приемы, допускает создание собирательного образа, использование вымышленных имен и участие журналиста в событии. Редакционные статьи выражают мнение руководства газеты, а колонки имеют своих постоянных авторов.
Несмотря на разность подходов, жанры телевизионной (и любой другой) информации пересекаются как в отечественной, так и в западной системе. Разногласия исследователей зачастую возникают в вопросе их классификации.
В рамках данной статьи мы в качестве единого основания для сравнительного анализа придерживаемся теории телевизионных жанров, сформулированной В.Л. Цвиком, по отношению как к российскому, так и к американскому каналу. Такой подход к изучению канала Си-эн-эн, принадлежащего к отличной от отечественной медиасистеме, мы считаем обоснованным по нескольким причинам.
Во-первых, современное отечественное телевидение подвергается влиянию зарубежного: сама модель информационного телеканала была создана в России по западным стандартам. Во-вторых, как уже отмечалось, в американских исследованиях отсутствует разработанная жанровая теория, на которую мы могли бы опираться.
В-третьих, для сравнительного анализа представителей двух различных медиасистем нам представляется наиболее оптимальным применение единого инструмента. При этом мы, безусловно, учитываем специфику американского телевещания.
Важно также отметить, что, на наш взгляд, данный классификатор на сегодняшний день является наиболее разработанным и апробированным, однако не вполне совершенным. Заметно расхождение между теорией и практикой в самой терминологии (конкретные примеры мы рассмотрим ниже). Не отражены тенденции телевизионной журналистики последнего десятилетия (например, отчет как жанр почти не используется в современных информационных программах). В статье мы проводим незафиксированный ранее сравнительный анализ двух национальных примеров информационного телевещания, выявляем жанровые инновации.
Цель работы – определить жанровые приоритеты на разных типах информационных телеканалов, выявить инновации и мультижанровые формы, а также обнаружить возможное влияние модели информационного вещания на жанровую специфику.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- провести жанровый анализ новостных материалов исследуемых телеканалов;
- определить количественное соотношение жанров в выборке;
- обнаружить примеры жанровой гибридизации и инновационные жанровые формы;
- провести сравнительный анализ двух каналов через призму их жанровой специфики.
Эмпирическим материалом для нашего исследования послужили информационные выпуски телеканалов Си-эн-эн и «Россия 24», вышедшие в эфир в течение 2013 г. Было отобрано по 20 (10 дневных и 10 вечерних) программ. Из них половина отражает типовую неделю (с 4 по 8 февраля − для Си-эн-эн и с 11 по 15 февраля − для «России 24»), оставшиеся 10 формируют искусственную неделю из пятимесячного периода с августа по декабрь 2013 г. Важным фактором при формировании выборки являлось отсутствие (либо небольшой объем) срочных новостей ( breaking news ). Примером дневного эфира канала Си-эн-эн были информационные часы с 13:00 до 14:00 и с 14:00 до 15:00 (по времени восточного побережья США), а вечернего – с 20:00 до 21:00 (программа «Андерсон Купер 360º» (Anderson Cooper 360°). Все они имеют 60-минутный хронометраж (включая рекламу). Дневные выпуски телеканала «Россия 24» выходили в эфир в 13:00 и в 14:00 по московскому времени, вечерние − в 21:00. Их хронометраж отличается от формата Си-эн-эн: типичный информационный выпуск открывает каждый час и длится в среднем около 30 минут (до первой рекламной паузы).
Такая выборка, на наш взгляд, является репрезентативной для круглосуточных информационных каналов. Во-первых, хронологические рамки выборки охватывают годовой период. Во-вторых, контент эфира является типовым: информация обновляется по мере ее поступления, меняются ведущие и их стиль подачи. В выборке учтены небольшие форматные отличия утреннего/дневного (более интенсивная подача материала, большее количество материалов в выпуске и их краткий хронометраж) и вечернего эфира (размеренность в подаче материала, больший хронометраж и меньшее количество новостных сюжетов).
В ходе исследования мы использовали методы сравнительного анализа и контент-анализа, а также опирались на многолетний опыт работы в редакции канала Си-эн-эн.
Результаты исследования. Контент-анализ информационных выпусков телеканала Си-эн-эн позволил нам обнаружить 332 новостных материала следующих жанров:
- информационное сообщение, или видеосюжет (154);
- выступление, в том числе прямое включение (83);
- репортаж, в том числе трансляция (19);
- интервью (54);
- комментарий (13);
- дискуссия (2);
- беседа (2).
Кроме того, на стыке художественных и информационных жанров мы обнаружили инновацию канала, которую предлагаем условно определить, как «информационный фельетон» (5). Это регулярная рубрика, завершающая программу «Андерсон Купер 360º», где вокруг одного конкретного факта или ситуации совмещаются индивидуальная позиция автора, элементы сатиры и непринужденная, разговорная речь. Наиболее распространенными жанрами как в дневных, так и в вечерних выпусках, являются информационное сообщение, выступление (с преобладанием прямого включения) и интервью (рис. № 1).
Рисунок № 1. Долевая структура жанров телеканала Си-эн-эн
В выпусках канала «Россия 24» мы обнаружили 280 материалов:
- информационное сообщение или видеосюжет (185);
- выступление, в том числе прямое включение (18);
- репортаж, в том числе трансляция (67);
- интервью (7);
- обозрение (1).
На стыке художественных и информационных жанров мы также обнаружили инновационную форму, которую предлагаем условно назвать «информационной зарисовкой» (2). К ней мы отнесли монтаж фотографий (например, о падении метеорита) с наложенным музыкальным фоном, без закадрового текста. В теории жанров, на которую мы опираемся, зарисовка относится к художественной публицистике и не имеет четко определенного событийного повода, но в данном случае событийный повод вполне очевиден, поэтому мы предлагаем рассматривать зарисовку в рамках информационных жанров.
Основными жанрами эфира отечественного круглосуточного новостного канала являются информационное сообщение и репортаж (рис. № 2). Примечательно, что некоторые рассмотренные нами выпуски (как правило, вечерние) полностью построены лишь на них. Обратимся теперь к более детальному рассмотрению обнаруженных жанров и их сравнительному анализу.
Рисунок № 2. Долевая структура жанров телеканала «Россия 24»
Информационное сообщение. На обоих каналах жанр обладает сходными чертами: четко определенным информационным поводом, небольшим (по сравнению с другими жанрами) хронометражем. Информационным поводом, как правило, является событие или факт, непосредственно имевшее место сегодня (либо имевшее место ранее, но ставшее известными сегодня).
Хронометраж информационных сообщений может колебаться от 15 секунд до 1:50 на Си-эн-эн и почти трех минут на «России 24», при этом более длинный формат включает в себя один или несколько синхронов.
Текст сообщения строго фактологичен, читается ведущим в студии. Среди визуально-изобразительных средств, используемых в информационном сообщении на обоих каналах, можно выделить:
- видеоряд (смонтированный заранее), часто в сочетании с синхронами;
- видеоряд с места события, передаваемый в прямом включении ( livepictures );
- фотографии или фотомонтаж (при отсутствии видео);
- инфографику или анимацию.
Некоторые информационные сообщения подаются в устной форме ведущим в кадре, однако используется такая форма довольно редко (мы обнаружили по три примера на обоих каналах). Наиболее существенным отличием между каналами является более частое использование так называемого живого видеоряда (то есть передаваемого с помощью прямого включения с места события): на канале Си-эн-эн − 8 (5%), на канале «Россия 24» −2 (1%). В таких случаях он часто сопровождается вербальной ссылкой ведущих, обращающих внимание зрителя на то, что изображение на экране передается в реальном времени.
В рамках жанра информационного сообщения на основании проведенного анализа мы предлагаем далее выделить следующие разновидности:
- краткое информационное сообщение, или заголовок;
- полное информационное сообщение: с использованием синхронов; без использования синхронов; «досье».
Краткие информационные сообщения, или заголовки ( headlines ), используются, как правило, в начале каждого получаса. В вечерних выпусках Си-эн-эн – на отметках :15 и :45, однако они не являются строгими.
На канале «Россия 24» такие сообщения нам встретились после основного информационного выпуска и первого рекламного блока (на отметках :30, :33 и :36) лишь в трех из рассматриваемых 20 случаев. Для этих сообщений на обоих каналах характерен краткий хронометраж (10−15 секунд), обязательное наличие видеоряда (ведущий в кадре не появляется вообще), динамичная подача ведущим, как правило, сопровождаемая фоновой музыкой. На Си-эн-эн допускается использование краткого синхрона. Такие сообщения действительно играют роль газетного заголовка: дают зрителю самую необходимую информацию, во многом анонсируя более полные версии далее в программе.
Полные информационные сообщения также имеют сходные признаки на обоих каналах. Одним из главных отличий оказалось преобладание полных информационных сообщений без синхронов на канале Си-эн-эн, в то время как на «России 24» почти половина материалов этого жанра содержит один или несколько синхронов (см. табл. № 1).
Таблица № 1. Типология полных информационных сообщений (ИС) на Си-эн-эн и «России 24»
Источник: adview.ru
Глава 8 жанры телевизионной журналистики
Глава 8 жанры телевизионной журналистики: Телевизионная журналистика, Г.В. Кузнецов, 2002 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон В учебнике рассматриваются специфика и общественные функции телевидения, его место в системе средств массовой информации, изобразительно-выразительные средства, перспективы, открывающиеся с развитием кабельных сетей, .
Глава 8 жанры телевизионной журналистики
Журналистика как явление и как профессия подразделяется на информационную, аналитическую и документально-художественную. Это три способа освоения жизненного материала, проявляющиеся в трех группах жанров. Вне системы жанров наша профессия не существует. Серьезное представление о жанрах — свидетельство профессиональной квалификации журналиста.
Жанр справедливо называют памятью культуры. В чем причина сохранения старой формы в новом явлении? Почему первые автомобили походили на конные экипажи, а электрические люстры — на люстры свечные? Вероятно, причина состоит в общности функций — автомобиль так же служит перевозке людей, как и конный экипаж, а люстра — освещению, независимо от источника света.
Значение функции не менее существенно и в духовной жизни. Телевидение, возникшее как электронный способ распространения звукозрительных образов реального мира на расстояние и ставшее новым средством массового общения, восприняло функции, методы и формы творчества своих предшественников — печати и радиовещания, значительно обогатив их со временем.
Журналистика, как уже отмечалось, не только творчество (зачастую не столько), но и сфера политической деятельности. Прямая, но чаще скрытая политическая детерминированность обусловлена интересами реальных владельцев СМИ, будь то газета, журнал, радио и телестудия. Ими могут быть и государство, и партия, финансовая группа или даже отдельная личность.
Проявляется такая зависимость в программной политике, в перспективном и текущем планировании, в верстке реальной каждодневной программы. Но программа — это некая целостная содержательная форма, которая как мозаичное панно складывается из отдельных, и также целостных, фрагментов. Каждый из них выполняет свою функцию, каждый наделен определенными признаками и качествами. То есть, иначе говоря, принадлежит к тому или иному жанру.
Теоретические основания для определения жанра, его признаков следует искать в искусствоведении и литературоведении, откуда понятие «жанр» пришло в теорию журналистики. Условимся, что под жанром мы будем понимать исторически определившийся тип отображения реальной действительности, обладающий рядом относительно устойчивых признаков.
В основу жанрового деления положена не только уже упоминавшаяся нами мера типизации. Здесь учитывается также способ отражения реальной действительности, функциональные особенности тех или иных передач, их частей, тематическое своеобразие, технические условия создания телепроизведения.
Таким образом, все разнообразие телевизионной продукции можно классифицировать по ряду формальных признаков. Это позволяет выделить определенное количество жанров, что важно не столько для теоретического осмысления проблем телевизионной журналистики, сколько для практической деятельности телевизионных журналистов. Ведь в адекватном понимании жанровой природы заложены возможности и наиболее полной реализации мастерства, и выполнения редакционного задания.
Сама теория жанров, отличающаяся чрезвычайной сложностью, многоаспектностью, находится в постоянном процессе развития, видоизменяясь вместе с живой и изменчивой практикой. Становление и развитие, возникновение новых и отмирание старых жанров — процесс исторически неизбежный.
Практика нашего телевидения убеждает в несостоятельности раз и навсегда данной, застывшей жанровой схемы. У нас на глазах появляются формы, которым не отыскать аналогий не только в газетах или радио, но и в телевидении прошлых лет. Диффузия жанров характерна для публицистики в целом, но особенно очевидна именно в телевизионной публицистике — в силу не столько новизны телевидения как рода журналистики, сколько благодаря огромному богатству языка — движущихся зрительных образов, сопровождаемых звуком. На стыке жанров, на их сломе подчас точнее отражаются сложные жизненные отношения, драматические коллизии нашего времени.
Телевидение развивалось, идя по пути освоения традиционных жанров. Затем — их преломления согласно своей изобразительно-выразительной природе, а также особенностям отношений с телевизионной аудиторией. Поэтому в ТВ-программе стали в равной степени привычными как репортажи или интервью, так и экранные игры, конкурсы или ток-шоу (также модификация жанра интервью).
Но сколь бы сложной ни была конструкция телевизионной передачи, в ее основании всегда можно обнаружить устойчивые жанровые признаки.
К информационным жанрам относят оперативные устные сообщения, видеосюжеты, короткие интервью и репортажи; к аналитическим — то, что в практике часто называют «передача». Здесь можно выделить видеокорреспонденцию, беседу, комментарий, обозрение, дискуссию, пресс-конференцию, ток-шоу. Художественная документалистика включает в себя зарисовки, очерки, эссе, фельетоны, памфлеты.
Жанр — категория историческая. Причем историзм здесь проявляется не только в отборе и закреплении его качеств (устойчивых признаков). Системы жанров — и это относится именно к журналистике — могут служить своеобразным индикатором эпохи. Так, замечено, что во время ограничения информационных свобод преобладают жанры аналитические, оценочные, назидательные. И напротив, информационная насыщенность, господство репортажа демонстрируют пору свободы слова.
Публицистика (от лат. publicus — общественный, народный) — род произведений, посвященных актуальным проблемам и событиям текущей жизни; играет важную роль, влияя на деятельность социальных институтов, служа средством общественного воспитания, способом организации и передачи социальной информации. Публицистика существует в разных формах: словесной (письменной и устной), графически-изобразительной (плакат, карикатура), фотои кинемато (видео) графической (документальное кино и телевидение), театрально-драматической и др. Основополагающие признаки здесь — актуальность тематики и масштаб осмысления конкретных проблем и событий окружающего мира.
Возникновение различных творческих подразделений, занимающихся телевизионной публицистикой (общественно-политических, художественных, научно-просветительских студий, объединений, редакций) напрямую зависит от общественных функций, выполняемых домашним экраном, степени осмысления этих функций, социально-политических задач, выдвигаемых временем, запросов, потребностей, интересов всей аудитории и различных демографических и социальных групп, входящих в нее.
Понятием «документальные программы», принятым на телевидении как синоним журналистики, нередко объединяют информационные и художественно-публицистические передачи. Но все же более оправдано разделение журналистики на информацию (объект которой — единичный факт, конкретное событие, а метод — по преимуществу констатация совершившегося) и публицистику (объект которой — группа причинно связанных фактов, тенденции в жизни общества, а метод — исследование, анализ, авторская оценка).
Это разделение сложилось исторически. Информация призвана отвечать на вопросы: что? когда? где? А публицистика, вскрывающая причинно-следственные связи между явлениями, дающая им социально-политическую оценку, отвечает на вопросы: как? почему? с какой целью? Значит, в первом случае факт, событие — не только объект, но и цель, во втором — факты становятся еще и средством обоснования позиции журналиста, аргументами в цепи выстраиваемых им доказательств. Принцип «отделения фактов от мнений» исходит из того, что информация (факты), — это объективная картина жизни и каждый волен сам судить о том, что происходит.
Трансляции или отчеты о заседаниях высшего законодательного органа, комментарии о тех или иных правительственных решениях, беседы с известными общественными деятелями, журналистские расследования нерешенных проблем общественной жизни, «круглые столы» специалистов, пресс-конференции лидеров зарубежных стран, прибывших с официальными визитами, — все это телевизионная публицистика.
Еженедельные аналитические программы и путевые очерки, снятые в экзотической стране, подборка видеосообщений, полученных по каналам спутниковой связи, и беседа с западным бизнесменом, инвестирующим свои капиталы в развитие нашей экономики, — это публицистика, созданная тележурналистами.
Комментарий на экономические темы, хроника полевых работ, биржевые новости, телевизионный портрет рабочего или фермера, рассказ о благотворительной деятельности отечественного бизнесмена, беседа юриста, толкующего новое законодательство, — это телевизионная публицистика.
Выступление известного писателя на актуальную тему, репортаж со съемочной площадки киностудии, зарисовка о гастролях талантливого музыканта, сообщение о вернисаже молодых художников — все это также телепублицистика.
К публицистическим программам мы можем отнести передачи для подростков типа «. До шестнадцати и старше», «Взгляд», снискавший особую популярность в конце 80-х годов, а также программы «Как это было», «Старая квартира», «Мы», «Процесс», «Глас народа» и др.
Как видим, главным, определяющим признаком публицистичности здесь служит обращенность сразу к множеству людей (публичность). Но все эти передачи неодинаковы по форме и по методам их создания, по особенностям журналистской работы. Иначе говоря, они выполнены в разных жанрах.
В общей теории журналистики проблема деления публицистических сообщений на жанры рассматривается, во-первых, по своеобразию предмета (объекта) познания, отображения; во-вторых по познавательно-воспитательным задачам; в-третьих, по широте освещения действительности, т.е. по масштабу выводов и обобщений; наконец, в-четвертых, по своим выразительно-изобразительным средствам.
Разумеется, определение жанра телевизионного произведения происходит не по одному какому-то признаку, но по всей их совокупности. Иначе говоря, жанровая принадлежность зависит от всех четырех признаков. При этом следует помнить, что для журналистских жанров (информационных, аналитических и художественных) непременное, самоочевидное условие существования всегда, во всех без исключения случаях — документальность, невымышленность, фактичность материала.
Именно из определения жанра как типа отражения действительности вытекает необходимость рассматривать его в соответствии с объективными процессами и явлениями, которые лежат в основе отображения.
Говоря о системе жанров, мы различаем три основных принципа подхода к изображению реальности, закрепленных соответственно в композиционной организации телематериалов.
Во-первых, группа жанров, выражающих стремление к простой фиксации реальности. Здесь автор идет за конкретным событием, явлением. Композиция таких материалов, их организация диктуются самим строем происходящего события. Это относится к информационным жанрам.
Во-вторых, тип сообщений, в которых автор анализирует реальные факты, явления в соответствии со своей творческой задачей. При этом композиция сообщения зависит не от фабулы события, но от замысла автора. Это жанры аналитической публицистики.
Наконец, в-третьих, сообщения, композиция которых зависит от образной системы, предложенной автором. При сохранении документальности материала автор пользуется средствами художественной выразительности вплоть до актерской игры. Такие сообщения относятся к жанрам художественной публицистики. Определяющим здесь является наличие образа, а сообщение и анализ фактов имеют второстепенное значение. Можно сказать, что очерк, эссе, зарисовка есть результат художественной организации фактического материала, тогда как аналитические жанры (комментарий, обзор, корреспонденция) не претендуют на образность, ограничиваясь анализом фактов, событий, явлений.
Функция художественной публицистики — в раскрытии типического, общего через индивидуальное, отдельное. Достигая полноты обобщения, выявляя характерное, художественная публицистика использует образное отражение реальности, причем образ этот создается из невымышленного, фактического материала.
В журналистской практике на выбор жанра нередко влияет не только характер изображаемого объекта, но и место будущего материала в эфире, в рамках сложившейся рубрики, т.е. реальная производственная задача. Два журналиста могут быть направлены на один и тот же объект — на завод, в универмаг или порт, на испытание нового самолета или вагона метро.
Однако один из них делает «сюжет» для информационной программы с заданным хронометражем в 50 секунд, а другой — 30-минутный очерк. Понятно, что исходная направленность работы, сам характер журналистского поиска у этих двух коллег будут различны. Отражать жизнь, констатируя факты, не так уж и сложно; куда труднее отбирать среди них такие, за которыми стоит явление.
Но тем и отличается публицист от информатора, что умеет видеть типическое, в любой теме найти общечеловеческое, социальное, волнующее всех и каждого. Только тот может считать себя профессиональным журналистом, кто овладел приемами, методикой публицистического творчества. Сама же публицистика столь разнолика и многогранна, что внутри нее найдется поле деятельности для любых журналистских пристрастий, интересов и индивидуальных особенностей работы.
Источник: uchebnik.biz
Жанровая система современного российского телевидения
Коммерческая модель телевидения, появившаяся в нашей стране в начале 90-х годов, провозгласили принцип: «Привлечение внимания зрителей, а через него — рекламы любой ценой». Беспамятнова. Г.Н. Российский телевизионный infotainment: истоки и особенности коммуникации в современном мире: матер. Рос. научн.-практ. конф. «Проблемы массовой коммуникации», 11-12 мая 2005./ Под ред. Проф.
В.В. Тулупова. Воронеж: ВГУ, факультет журналистики, 2005. С.4.
Телевизионный эфир заполнился доселе неизвестными жанрами и формами. Произошли изменения в отечественной телевизионной практике, связанные не столько со «свободой слова», сколько с ориентацией на коммерческую прибыль.
Культурно-рекреативная функция современного телевидения реализуется в развлекательных передачах (ток-шоу, телесериалы, телевикторины и пр.). В такого рода телепрограммах всё большую роль играют интерактивные технологии, с помощью которых телезритель может не только наблюдать за ходом игры, принимать в ней участие, но и влиять на ход программы в целом.
Многие телевикторины помогают телезрителю расширить свой кругозор, обогатить знания, повысить эрудицию. Например, телеигры «О, счастливчик!», «Кто хочет стать миллионером?» (ОРТ, НТВ), «Алчность» (НТВ), появившиеся на нашем телевидении сравнительно недавно (в 2000 — 2001 годах).
Вместе с тем исследователи довольно четко определяют структуру жанров на телевидении в настоящее время. Рассмотрим важнейшие из них.
Информационное сообщение (видеосюжет)
На телевидении в этом жанре выступают устное сообщение и видеозаметка. В документальном кинематографе видеозаметку часто называют хроникальным репортажем: это короткие материалы, показывающие основные моменты события в их естественной последовательности. Что же касается практиков телевидения, то в их обиходе бытуют названия «информация» (о любом хроникальном сообщении, в том числе устном), «сюжет» (как правило, о видеозаметке, иногда об отдельной «страничке» сложной сценарной передачи). По-видимому, нет особой необходимости ломать обиходные привычки практиков и бороться за искоренение хотя и неточно употребляемого, но столь широко распространенного термина.
Видеосюжеты можно условно разделить на две разновидности.
Первая — сообщение об официальном, традиционном по форме событии: от сессии высшего законодательного органа до пресс-конференции. При съемке таких мероприятий опытный оператор не нуждается в указаниях журналиста. Стандартный монтажный лист включает в себя несколько общих планов зала, крупный план выступающего, панораму по президиуму, несколько кадров слушающих, конспектирующих выступление участников встречи (в первом случае — депутатов, во втором — журналистов); вопрос с места — ответ с трибуны. Таков визуальный материал, поступающий в редакцию. Дальнейшая работа состоит в монтаже отснятого на кино- или видеопленку и написании закадрового текста.
Тематическая основа отчета, как правило, официальное событие значительного социального, нередко государственного значения. Этим и объясняется необходимость «протокольной» фиксации, детального и длительного показа.
Сценарный план отчета обычно не пишется заранее, однако целесообразно, чтобы журналист присутствовал на съемке: это поможет ему при написании текста, которым сопровождается показ отснятого материала.
Отчет может выйти в эфир и без журналистских комментариев. Так поступают в тех случаях, когда необходимо продемонстрировать непредвзятость в освещении события. Нередко отчетом также называют прямую трансляцию того или иного официального события.
Выступление (монолог в кадре)
Любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, когда сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре.
В основе любого публичного, в том числе телевизионного, выступления, безусловно, лежит идея, мысль, раскрываемая при помощи строго отобранных и расположенных соответствующим образом фактов, аргументов, доказательств. Именно доказательств, потому что в процессе публичного выступления всегда должна присутствовать необходимость убедить в чем-то, есть убеждающий и убеждаемый, идет борьба взглядов, мнений — и победа должна быть достаточно убедительной. Стало быть, текст выступления должен быть «активным», наступательным, а само выступление строиться по законам драматургии.
Журналист получает необходимую информацию, присутствуя на важных событиях, знакомясь с документами и другими источниками, но, прежде всего, общаясь с людьми — носителями информации. Любой процесс человеческого общения, как правило, протекает в форме диалога — вопросов и ответов.
Интервью (от англ, interview — буквально встреча, беседа) — жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам. Дмитриев Л.А. Телевизионные жанры. М., 1991. С.91.
Интервью для журналиста — это, с одной стороны, способ получения информации путем непосредственного общения с человеком, владеющим этой информацией; а с другой — публицистический жанр в форме беседы, диалога, в котором журналист на экране с помощью системы вопросов помогает интервьюируемому (источнику информации) как можно полнее, логически последовательно раскрыть заданную тему в процессе телевизионной передачи.
Как справедливо предупреждают многие опытные интервьюеры, чтобы добраться до глубинных свойств личности собеседника, от интервьюера требуется особый душевный настрой. Иначе все будет как будто правильно, может быть даже непринужденно, но не взволнует, не затронет, не вызовет ответных чувств.
Интервью как жанр занимает особое место на телеэкране. Фактически нет ни одного выпуска новостей, где бы журналисты ни задавали вопросов компетентным людям, ни обращались к участникам различных событий, ни интересовались мнением окружающих о тех или иных важных событиях. Интервью — непременный элемент многих сложных телевизионных форм. Реже оно используется для создания самостоятельной передачи.
Протокольное интервью проводится для получения официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики государства. Интервьюируемый — соответственно официальное лицо высокого ранга.
Информационное интервью. Цель — получение определенных сведений («интервью-мнение», «интервью-факт»); ответы собеседника не являются официальным заявлением, поэтому тон разговора близок к обычному, окрашен различными эмоциональными проявлениями, что способствует лучшему восприятию информации. Входит в состав информационно-публицистических программ.
Интервью-портрет — особая разновидность телевизионного интервью с целью по возможности всестороннего раскрытия личности собеседника. Преимущественное значение приобретают социально-психологические эмоциональные характеристики, выявление системы ценностей интервьюируемого. Нередко выступает как составная часть экранного очерка.
Проблемное интервью (или дискуссия). Ставит задачу выявить различные точки зрения или пути решения социально значимой проблемы.
Интервью-анкета проводится для выяснения мнений по определенному вопросу у различных собеседников, не вступающих в контакт друг с другом. Обычно это серия стандартизированных интервью, в которых всем участникам задается один и тот же вопрос. Скорее всего, именно эта разновидность телевизионного интервьюирования может стать первым самостоятельным заданием начинающего репортера. Интервью-анкета проводится, как правило, за пределами студии. Выполняя это задание, репортер должен уметь вступать в контакт с людьми, располагать их к себе, добиваться поставленной цели.
Термин «репортаж» происходит от фр. reportage и англ. report, что означает сообщать. Общий корень этих слов — латинский: reporto (передавать). Дмитриев Л.А. Телевизионные жанры. М., 1991.
С. 99.
Таким образом, репортаж — жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. Особо отметим последнее обстоятельство, ибо сообщение новостей является целью и других информационных жанров. Но в репортаже на первый план выходит личностное восприятие события, явления, отбор фактов автором репортажа, что не противоречит объективности этого информационного жанра.
В сущности, вся история журналистики — история становления и совершенствования репортажа, характеризуемого максимальной приближенностью к естественной жизни, способного представлять явления реальной действительности в их естественном развитии.
Комментарий
Комментарий (от лат. commentarius — толкование) — одна из форм оперативного аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно-политического события, документа и т. п.
Телевизионный комментарий — это чаще всего разновидность выступления в кадре. Впрочем, все шире используется закадровый комментарий, иллюстрируемый специально подобранными видеокадрами.
Комментарий относится к аналитической публицистике потому, что при достаточно широком охвате событий комментатор, следуя своей главной цели, освещает, прежде всего, причинно-следственные связи между событиями, говорит о возможных последствиях происходящего. Основу комментария как жанра составляет открытая авторская оценка, анализ.
В перечне журналистских профессий на телевидении (о них речь пойдет в специальной главе) вслед за репортером, комментатором следует обозреватель. Наличие такой должности есть объективное свидетельство, что в телевизионной практике прочно утвердился этот специфический жанр.
Обозрение — один из традиционных, устойчивых жанров аналитической публицистики. Перечислим основные особенности, которые его характеризуют.
Во-первых, оно строго фактологично, причем факты отбираются и группируются в соответствии с определенной авторской целью; во-вторых, обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии, вскрывает существующие между ними причинные связи, отыскивает в единичном общее; в-третьих, обозрение отличается широтой исследования материала в отличие от комментария, в центре которого может быть единичный факт или событие; в-четвертых, материал обозрения ограничен нередко хронологическими рамками («Сегодня в мире», «Пора страды»). Дмитриев Л.А. Телевизионные жанры. М., 1991. С. 103.
Беседа, пресс-конференция и дискуссия носят диалогический характер и ведут свою родословную от интервью.
Таким образом, беседа — это специфический телевизионный жанр аналитической публицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения. Там же. С. 106 Широко представлен в программах. Посвящен темам, представляющим общественный интерес: политическим, экономическим, социальным, морально-этическим, научным и т. д. Нередко перерастает в дискуссию.
Растущая распространенность и популярность жанра дискуссии вполне закономерны и соответствуют самому стилю современной жизни с его напряженными поисками истины.
Дискуссия (от лат. discussio — исследование, рассмотрение, обсуждение) — жанр, притягательный для телеэкрана, ибо демонстрирует процесс живой мысли, ее рождение, развитие и движение к цели, происходящее на глазах у зрителей. Столкновение различных мнений включает телеаудиторию в процесс исследования, активизируя интеллектуальную деятельность, преодолевая пассивность, характерную для восприятия готовых истин.
Отсюда высокий познавательный потенциал жанра. Дмитриев Л.А. Телевизионные жанры. М., 1991. С. 114.
Предмет спора должен отвечать тем требованиям, которые приводились выше применительно к интервью-анкете: тема достаточно дискуссионна, предполагает, по крайней мере, несколько вариантов возможного ее решения, она понятна зрителям настолько, что они могут чувствовать себя арбитрами. Наконец, предмет дискуссии, безусловно, должен быть общеинтересным, социально значимым.
Диалогические (разговорные) жанры телевидения на протяжении полустолетия сохраняют традиционную структуру и прежние названия. Однако в последние годы в наших программах все более заметное место занимают передачи с новым для нас названием — ток-шоу. В переводе с английского дословно — разговорное зрелище, разговорное представление. Кузнецов Г.В.
Ток-шоу: неизвестный жанр? //Журналист. 1998. №11. С. 26. Перенесенное с подмостков эстрады в телевизионные павильоны ток-шоу завоевало широкую популярность у зрителей уже в 60-е годы: сначала в США, затем в Западной Европе, наконец, во всем мире.
Ток-шоу, сочетая сущностные признаки интервью, дискуссии, игры концентрируются вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная экранная форма. О ней можно с достаточным основанием сказать: ток-шоу создает звезд, а звезды создают ток-шоу. Такому взаимовлиянию, взаимодействию формы и ее создателя в первую очередь способствуют необходимые личностные качества: ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно слушать, пластично двигаться и прочее. Существенны также и внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность, т. е. регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния «нетерпеливого ожидания встречи».
Ток-шоу Владимира Познера или Юлии Меньшовой на одном полюсе, Артура Крупенина или Елены Ханга на другом — свидетельствует о необычайной тематической и функциональной широте этой жанровой разновидности. Но ее интенсивная экспансия практически на всех телеканалах — свидетельство открытости миру и одно из следствий коммерциализации наших СМИ, борьбы за массового зрителя (как потребителя рекламы) любой ценой.
Непременными «компонентами» ток-шоу, кроме ведущего, выступают гости («герои») — люди, чем-то прославившиеся или просто интересные своими поступками, мыслями, образом жизни. Обязательно присутствие в студии нескольких десятков «простых зрителей», возможно и наличие компетентных экспертов. Зрители не всегда вовлекаются в разговор, иногда их участие ограничивается аплодисментами, смехом, возгласами удивления — это создает особую атмосферу публичности, дает «эмоциональную подсказку» телезрителям.
Иногда термином «ток-шоу» обозначают любую «разговорную» передачу, например беседу за круглым столом или даже простое интервью в студии, если его берет достаточно популярный, свободно ведущий себя журналист — «звезда» экрана или радиоэфира.
Пресс-конференция — разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам.
Любая пресс-конференция может стать одновременно телевизионной передачей — в том случае, если ее тема представляет всеобщий интерес. Возможен и такой путь, когда работники телевидения сами становятся организаторами пресс-конференции как своеобразного телевизионного жанра аналитической публицистики. В этом случае, пригласив в студию выдающегося политика, общественного деятеля, ученого, писателя, художника, организаторы передачи не ограничиваются интервьюерами от телевидения, но предоставляют возможность задать вопросы также представителям известных периодических изданий, журналистам, чьи острые материалы на соответствующую тему завоевали популярность. Такая телевизионная пресс-конференция иногда превращается в острую дискуссию, становится необычайно интересной для телеаудитории, захватывает зрителей драматургией развития темы, коллективным поиском истины. Телевизионная пресс-конференция, требующая, как и каждая студийная передача, режиссерского монтажа, обычно не подвергается сокращениям или идет в прямой эфир.
Подобно другим жанрам аналитической публицистики, корреспонденция пришла на телевидение из газеты и радиовещания. Но этот термин не прижился на ТВ. Вместо «корреспонденция» принято говорить просто: «передача»» Это жанр аналитический, разрабатывающий на конкретном материале ту или иную актуальную проблему, взятую в достаточно ограниченном масштабе. Тематика корреспонденции практически безгранична: сельское хозяйство, искусство, бизнес, изобретательство, события международной жизни и т.д.
В телевизионной публицистике, имеющей стабильное стремление к персонификации сообщения, жанр корреспонденции получил широкое распространение в программах в виде публичных размышлений, телевизионных расследований острой проблемы конкретным, как правило, уже составившим себе имя журналистом. В сущности, телевизионная корреспонденция — экранный эквивалент газетно-журнальной корреспонденции или проблемной статьи.
Особое место в экранной публицистике занимает сатирический раздел программы. И хотя экранная сатира нелегко и непросто отыскивает конкретные формы своего существования, хотя в программах телестудий она все еще эпизодична, объективная социальная значимость для телевидения сатиры как своеобразного метода отражения действительности не подлежит сомнению. Дмитриев Л.А.
Телевизионные жанры. М., 1991. С. 128.
Своеобразие сатирических жанров в телевизионной программе объясняется тем, что именно сатира призвана выполнять труднейшую и важнейшую функцию социального «чистильщика», обличая пороки. Документальная природа телевидения многократно увеличивает действенность сатирических телепередач и одновременно требует огромной ответственности журналиста, его предельной честности как перед теми, кого он критикует, так и перед зрителями. Это делает процесс создания сообщений в сатирических жанрах чрезвычайно трудоемким, а с творческой точки зрения предполагает природный талант, большое мастерство, остроту восприятия, глубину осмысления.
Почти все из рассмотренных нами телевизионных жанров в чистом виде встречаются крайне редко. Чаще они служат своеобразными кирпичиками, составными частями для создания более сложных телевизионных конструкций, которые телевизионные практики часто называют передачами, программами, а с конца 80-х годов и видеоканалами.
По-видимому, можно говорить о вполне определенных особенностях видеоканала: это весьма протяженная по времени «сборная» телевизионная программа, включающая в себя иногда вполне самостоятельные передачи (составные части), но тем не менее обладающая легко обнаруживаемым единством — либо территориального, либо тематического характера, да вдобавок имеющая одного или нескольких популярных ведущих, которые своеобразным конферансом объединяют разнородные элементы в нечто целостное.
Наконец, следует назвать многочисленный класс передач, называемых шоу (прообраз на советском телевидении — передача «На огонек»). Сегодня это многочисленные, по преимуществу музыкальные и, безусловно, развлекательные передачи. Создание сценария подобной программы требует незаурядной выдумки, безукоризненного знания технических возможностей телевидения.
Сюда же следует отнести многочисленные телевизионные игры, жанр которых (задолго до телевидения) определил М. Кольцов удачным словом «викторина». К этому жанру с полным правом можно отнести и КВН, и интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?», и простенькую «Любовь с первого взгляда», и передачу «Счастливый случай».
Освоив на практике составные части таких передач — телевизионные жанры в их относительно чистом виде, начинающий журналист более успешно может дерзать на ниве создания больших форм, самая сложная из которых — фильм.
Таким образом, эволюция отечественного телевидения затронула такие стороны его существования, как формы собственности и организации, управленческие механизмы, способы трансляции и передача сигнала, принципы программирования, методы и творческие подходы к производству продукции, что неизбежно привело к изменениям в форме, тематике и проблематике программ, а также внесло существенные коррективы в развитие функций самого вещания.
Источник: studentopedia.ru