Влияние ТВ на формирование

Данная статья представляет собой практическое исследование, целью которого было подтверждение теории о том, что телевидение воздействует на формирование языковой личности ребенка как участника юмористического дискурса. Для проведения работы над материалом исследования были выбраны эмпирические и теоретические методы — наблюдение, сравнение, анализ, абстрагирование, выдвижение гипотез.

Материалом исследования послужили некоторые выпуски юмористической программы «Вечерний Ургант. Взгляд снизу», где дети отвечают на вопросы известного телеведущего, стараясь при этом быть смешными. В результате исследования было проанализировано смеховое языковое поведение юных участников телешоу в возрасте от 3 до 10 лет, произведена аналогия между теми вербальными и невербальными языковыми средствами, которые встречаются в речи известных юмористов, и теми, которые используются детьми. Таким образом, выводом исследования стало подтверждение теории о воздействии телевидения на формирование языковой личности ребенка, выявление особенностей интерпретации детьми такого жанра юмористического дискурса как взрослый анекдот. На основе полученных данных могут быть проведены дальнейшие исследования не только в области лингвистики, но также социологии, психологии и педагогики.

Как телевидение влияет на мозг?

Представление о языке как о социальном явлении пронизывает работы многих ученых. В частности, в работах В.И. Карасика отмечается, что социальная сущность языка состоит в том, что он фиксируется в сознании как отдельного человека, так и общества в целом. При этом говорится, что «носителем языкового сознания является языковая личность, т. е. человек, существующий в языковом пространстве — в общении, в стереотипах поведения, зафиксированных в языке, в значениях языковых единиц и смыслах текстов» [1, с. 8].

В процессе воспитания и взросления человек усваивает набор языковых и внеязыковых средств, присущих тому или иному социуму. Причем они могут варьироваться в рамках не только целой языковой культуры, страны, но и даже в пределах одного города. Языковые средства, используемые в тех или иных ситуациях представителями различного этноса, отличаются от таковых в языке другого этноса, так же, как и речевое поведение членов различных слоев населения представлено неодинаковыми языковыми и внеязыковыми средствами. Таким образом, вслед за В.В. Красных мы полагаем, что сознание человека напрямую связано с культурой, с комплексом «социально транслируемых знаний и отношений, со стереотипами поведения (в том числе и речевого), с системой знаков и значений, т. е. с языком» [2, с. 37].

Для изучения языкового сознания в науке используется различный материал, применяются разнообразные методы. Одним из наиболее интересных проявлений языка, по нашему мнению, является юмор, поскольку он встречается практически во

всех коммуникативных ситуациях, отражает культурную специфику общества, его ценности.

Социальный аспект языка прослеживается, в том числе, в коммуникативном поведении человека в той или иной ситуации общения, где он проявляется как «совокупность норм и традиций общения народа» [4]. Юмор представляет собой особый вид коммуникации, охватывающий различные стороны жизнедеятельности человека, который является неотъемлемым компонентом творчества, образования и социализации. Таким образом, юмор — это «уникальный показатель зрелости людей», поскольку отражает способность осмысления и передачи фрагментов действительности [1, с. 8].

«Юмористический акт» [6] представляет собой индивидуальную реакцию адресанта на некую смешную, по его мнению, ситуацию [1, с. 65]. Таким образом, можно говорить о юмористическом дискурсе как о тексте, «погруженном в ситуацию смехового общения» [1, с. 252]. При этом важными особенностями такого вида дискурса являются наличие «коммуникативного намерения участников общения уйти от серьезного разговора, юмористическая тональность общения, наличие определенных моделей смехового поведения, принятого в данной лингвокультуре» [1, с. 252].

Выделяется множество жанров юмористического дискурса, такие как анекдот, шутка, сарказм и др. Согласно В.Г.Раскину, можно выделить восемь типов юмористических высказываний: 1) намеренное высмеивание; 2) мягкое, любящее высмеивание в стиле Марка Твена; 3) смех над самим собой; 4) пренебрежительный смех над собой; 5) загадка; 6) голоBulletin of the South Ural State University. Ser. Linguistics.

2016, vol. 13, no. 2, pp. 78-81

Влияние телевидения на формирование языковой личности ребенка как участника юмористического дискурса

воломка с каламбуром; 7) чистый каламбур; 8) юмор как сублимация протеста [6, с. 25-26]. По нашему мнению, данная классификация не является исчерпывающей и нуждается в доработке.

Способность использовать различные типы юмористических высказываний формируется у человека не сразу, и способы их репрезентации отличаются в зависимости от возраста участников общения. К примеру, в работе В.И. Карасика говорится о том, что детские анекдоты «отражают в мифологической форме мир, часто строятся на основе сказок, в них действуют сказочные персонажи (либо герои популярных мультфильмов), для таких анекдотов характерно переведение юмора в розыгрыш или шутовство, они легко переходят в загадки, дразнилки и пустоговорки» [1, с. 271].

С социолингвистической точки зрения В.И. Ка-расиком подмечается интересный факт. Он отмечает, что анекдоты и шутки различаются в зависимости от возраста рассказчика и других социолингвистических критериев (пол, социальный статус, профессия и др.). Так, специфика старческих анекдотов, например, заключается в самоиронии по поводу оценки здоровья и душевного состояния человека [1, с. 272].

В данной статье рассматривается влияние телевидения, юмористических программ на формирование языковой личности ребенка как участника современного юмористического дискурса. Гипотезой нашего исследования послужила теория о том, что языковое сознание современной молодежи формируется в значительной степени под воздействием СМИ, в большей мере под воздействием телевидения, которое в том числе способствует становлению юмористического сознания человека.

Как уже было отмечено, языковое сознание носит социальный характер. Это означает, что речь человека, живущего в определенном обществе, ассимилируется и уподобляется тому, как говорят в этом обществе, какие языковые и внеязыко-вые средства используют в том или ином дискурсе, в том числе в юмористическом.

По данным исследований Э. Эриксона, «самые важные качества в индивиде образуются в период детства, когда закладывается фундамент его будущей личности». Первые стадии развития складываются под воздействием общения ребенка со взрослыми, причем с матерью в первую очередь. Позже возрастает значение трудовой и учебной деятельности ребенка [5, с. 210]. В возрасте от 3 до 11 лет у детей начинают складываться коммуникативные умения и навыки [3]. Именно в этот период ребенок начинает формироваться как личность и на него в большей мере влияют не только окружающие его люди, но и телевидение, формируя образ окружающего мира.

Материалом для нашего исследования послужили различные выпуски юмористической программы «Вечерний Ургант. Взгляд снизу», где Иван Ургант разговаривает с детьми в возрасте от 3 до 10 лет, задает им вопросы различной тематики, в том числе политические и экономические. Данная программа существует уже более 3 лет. За это время в ней участвовало множество различных детей. Однако есть несколько детей, которые являются участниками рубрики «Взгляд снизу» на протяжении долгого времени, что дает возможность оценить их речь с точки зрения формирования и развития юмористического сознания и речи, характерной для данного вида коммуникации.

Как уже было отмечалось, детские анекдоты отличаются от анекдотов, встречающихся в юмористическом дискурсе взрослого человека. В.И. Карасиком в большей степени исследовались именно детские анекдоты, однако дети слышат и пересказывают и взрослые шутки.

Наше внимание привлек выпуск программы «Взгляд снизу. Анекдоты от детей» от 15.11.2013, где юные юмористы рассказывают совсем не детские анекдоты и дают собственное объяснение того, что же именно для них кажется смешным.

Кира Чеботарева 7 лет:

Муж спрашивает жену:

— Жена. дорогая, можно я поеду на выходных на рыбалку?

— Конечно, дорогой, я же тебя за рога не держу.

При уточняющем вопросе: в чем, по ее мнению, здесь юмор, Кира отвечает так: «Юмор в том, что человек. что муж ее хочет поехать на рыбалку, а она не хочет. И она такой юмор сделала: «Я ж тебя за рога не держу». А у него же нет рог, он же не корова». Иван Ургант, пытаясь навести девочку на мысль об имплицитном значении данной шутки, спрашивает: «А бывают ли случаи, когда у человека могут вырасти рога?». На что Кира отвечает, что нет, только если в сказках.

Ника Ляпичева 7 лет:

«Как обманчива природа», — подумал ёжик, слезая с кактуса.

Смысл анекдота поясняет так: « Что ёжик как будто настоящий, он подумал, что кактус — это тоже ёжик».

Иван Ургант: А зачем ежику на ёжика залезать?

Ника: Ну, может он подумал, что это девочка. скорее всего.Нууу, их проблемы!

Виталик Олечкин 3 года:

Я знаю смешную песню: «Кони в яблоках не прожарились.Ха!» (поет на мотив песни «Кони в яблоках» В. Салтыкова)

В видеоролике отсутствуют дополнительные комментарии к этой шутке. Тем не менее, мы полагаем, что для ребенка смешным показалось именно то, каким образом поется эта песня, особенно завершающее «Ха» на подъеме голоса и сопровождающееся своеобразным пугающим жестом рук — неожиданное раскрытие ладоней. Нашу теорию подтверждают комментарии к ролику на сайте YouTube.com, где и другие люди смешное находят именно в этом.

Таким образом, мы делаем вывод о том, что даже если шутка непонятна детям с точки зрения

Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». 2016. Т. 13, № 2. С. 78-81

взрослого человека, они так или иначе наделяют ее понятным им смыслом и воспринимают речевое сообщение как смешное. Тем не менее, мы обратили внимание на то, что передать анекдот смешно юным юмористам не так просто. Из четырех детей, рассказывающих анекдоты, только у одного мимика, интонация и жесты соответствовали тому, каким образом должен передаваться юмористический текст. Остальные же дети передавали только текст без эмоционального и смехового его наполнения.

Говоря о невербальном наполнении юмористического дискурса, мы хотели бы обратиться к выпускам программы «Взгляд снизу», в которых снимаются одни и те же дети, чтобы проследить, каким образом меняется или нет их речевое поведение со временим.

В рубрике «Взгляд снизу» Иван Ургант ведет себя сдержанно, общается с детьми как со взрослыми. Мы полагаем, что такое его поведение накладывает отпечаток и на детей. Иван — известный, успешный телеведущий, поэтому дети, проводя с ним достаточно долгое время, начинают подражать ему. Особенно это заметно на старших детях.

Еще по теме:  Как отключить телефонию ростелеком

Ребята, которые начали участвовать в данной рубрике в 2012 году и продолжают работать в настоящий момент, переняли манеру речевого поведения ведущего. Например, Влад Сметанин точно так же, как и Иван поднимает брови и щурится после того или иного утверждения, он максимально старается быть серьезным и сдерживает улыбку.

Сравнивая вербальное наполнение речи детей и ведущего, следует отметить, что большинство реплик, в которых Иван чаще задает вопросы, короткие. Его маленькие оппоненты на них отвечают в соответствии с жанром интервью. Иван часто использует сложные, скорее всего, непонятные детям термины, что, по нашему мнению, способствует словотворчеству у детей, которые, стараясь быть такими же серьезными и умными, как известный телеведущий, используют свои выдуманные термины.

Безусловно, материал данной программы можно считать спорным, так как есть вероятность того, что детей заранее готовят к интервью, что означает, что многие их шутки на самом деле не являются интеллектуальной продукцией ребенка. Однако проанализировав выпуски «Взгляд снизу. Кастинг», где дети, участвующие в программе с момента ее основания, выбирают новых ребят, мы пришли к выводу о том, что дети понимают суть программы, свою роль и каким должно быть их поведение и речь. Так, обсуждая выступление того или иного претендента, который не понравился ребятам, они говорили, что можно было бы не просто ответить на вопрос, а пошутить, а также предлагали свои варианты шуток.

Специфика телевидения

Телевидение, являясь самым обширным и востребованным СМИ в нынешней современной России, обеспечивает общество информацией, а так же влияет на культурно-коммуникативную ситуацию в российском современном обществе. Телевидение развивает общество, заполняет его досуг, а так же информирует о происшествиях в стране, развлекает, а зачастую обучает. Телевидение главным образом воздействует на духовные ценности общества, на стиль мировосприятия людей, на весь строй мышления, на культуру нашего времени. И поэтому современная культура формируется, во-первых, из совокупности созданных и освоенных ценностей, а во-вторых, развивается средствами массовой коммуникации, то есть телевидение выступает механизмом распространения данных ценностей.

Формирование информационной цивилизации помогает возникновению, развитию информационной культуры, от их уровней зависит возможность современного человека к принятию и обработке данной информации, владение новыми, модными средствами, методами и технологиями работы. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура / Пер. с англ.- М.: ГУ ВШЭ, 2005. — с 60

Культурно философский интерес к телевизионным коммуникациям определяет интенсивное развитие масс-медиа, появляются общие изменения мест и ролей коммуникаций в разных общественных сферах.

Ни одно достижение научно-технической революции не оказало на развитие общества такого огромного влияния, не вошло так быстро в быт жизнедеятельности общества, и не отразилось на его формирование всеобъемлющего влияния, как телевизионное вещание — самое демократичное средство информации.

Телевидение является одним из самых совершенных на данный момент средств отражения действительности, жизнедеятельности общества в ее различных проявлениях, а так же оно является удобным инструментом изучения общества и развития. Телевидение одновременно и оказывает большое и важное влияние на формирование определенных потребностей у различных слоев общества и отражает все проблемы современной жизни, является одним из новейших коммуникативных инструментов в воспитании человека.[Свободин 2007, с.209]

Телевидение способно охватить самые широкие слои населения, даже те, которые остаются за пределами влияния других средств массовой коммуникации. Эта способность ТВ объясняется его спецификой как средства создания, передачи и восприятия информации.

Во-первых, эта специфика заключается в способности электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, проникать в любую точку пространства в зоне действия передатчика. С появлением спутникового телевидения последнее ограничение отпало, еще более усилив позиции ТВ.

Во-вторых, специфика ТВ (в отличие от радио) в его экранности, то есть, в передаче информации посредством движущегося изображения, сопровождаемого звуком. Именно экранность обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов, а значит и их доступность для самой широкой аудитории.

В отличие, например, от радио, телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях: вербальной (словесной) и невербальной, зрительной. Звукозрительный характер телевизионной коммуникации усиливается персонификацией информации, телевидение в большом числе случаев подразумевает личностные контакты автора или ведущего и участников передачи с аудиторией.

В-третьих – способность в одновременности действия, события и отображения его на экране – уникальном качестве телевидения. Оно обнаруживается только в процессе прямой («живой») передачи, когда изображение идет в эфир непосредственно с телевизионных камер, без опосредования предварительной фиксацией, т. е. в настоящем времени. Мы называем способность к созданию и распространению нефиксированных сообщений непосредственностью телевидения. Непосредственность неразрывно связана с симультантностью телепередачи (т. е. одновременностью наблюдения и показа, трансляции); это две стороны одного феномена.

Симультантность присутствует в телевизионных передачах не постоянно, однако, имеет большое значение для психологии зрительского восприятия, как бы напоминая о достоверности действия, происходящего на экране. Симультантность, создающая эффект присутствия зрителя на месте событий, придает, как уже отмечалось выше, телевизионному сообщению особую достоверность, документальность, реалистичность, что обеспечивает исключительность в решении информационных задач телевидением как одной из разновидностей СМИ. [Клопов 2000 с. 50]

Возвращаясь к понятию «персонификация», которое тесным образом связано с симультантностью, важно отметить, что персонифицированный подход можно заметить не только в работе автора-журналиста, но и в телерекламе, и в детских передачах («телевизионный персонаж» может быть постоянной куклой вроде Хрюши и Степаши), и в так называемых «массовых» передачах – особенно в телеиграх. Запомнившиеся зрителю игроки – капитаны команд КВН («Клуб веселых и находчивых») 60-х годов, эрудиты клуба «Что?

Где? Когда?» конца 70-х были популярны не меньше, чем эстрадные певцы. Для этих телеигр было характерно сочетание социально-педагогических и развлекательных функций. Когда же игры соскользнули на путь чистой потехи – говорить о сколько-нибудь заметном эффекте персонификации более не приходилось.

В самом деле, захочет ли зритель отождествлять себя с участником игры, который старается за считанные секунды съесть в кадре курицу с гарниром, а из динамиков несутся в это время чавканье и хрюканье. Впрочем, такие игры находятся далеко за пределами телевизионной журналистики.

Персонификация телевизионного сообщения утвердилась во всем мире как принцип вещания, как сущностное отличие телевизионной журналистики от других ее родов. Грамотное применение принципа персонификации возможно даже в небольшом информационном видеосюжете, а в так называемом «специальном репортаже» современных теленовостей наличие главного персонажа – участника событий – считается необходимым. Прохожий на улице и свидетель необычного факта, человек, переживший сложную операцию или пострадавший от урагана, космонавт и студент, ученый и художник, государственный чиновник и коммерсант на перепутье новых социальных связей – таковы носители персонифицированной информации. Все они несут с экрана помимо «прикладной» информации по теме данного сюжета еще и нечто большее: свидетельствуют о настроении народа, о его духовном облике. [Кузнецов 2011, с. 115]

Обратимся теперь к рассмотрению особенностей природы телевидения, связанных с тем его специфическим свойством, которое мы определили как непосредственность. Отметим, что непосредственность телевидения (как и радиовещания) определяет принципиальную возможность предельно оперативного получения и распространения информации; это, разумеется, исключительно важно для телевидения как рода журналистики.

Не менее важно, что симультанность прямой телепередачи выступает как фактор, создающий «эффект присутствия», т. е. придающий телевизионному сообщению особую достоверность, документальность – качество, также чрезвычайно существенное для успешного решения информационных и социально-педагогических задач.

Говоря о специфических особенностях телевидения, мы вели речь только о прямой («живой») телепередаче. Однако современная практика тележурналистики далеко ушла от положения, существовавшего в 50–60-е годы, когда прямая передача была основой программы: ныне значительно более половины объема вещания во всем мире составляют предварительно зафиксированные передачи. Первоначальной формой предварительно зафиксированных телевизионных сообщений стал телефильм, т. е. фильм, снятый с помощью кинокамеры, но предназначенный для показа не в кинотеатре, а на телеэкране. С появлением видеомагнитной записи (ВМЗ) стало окончательно ясно, что когда общественная ценность сообщения о событии достаточна велика, то факт записи не меняет отношения к телеэкрану (хотя зрителю заведомо известно, что он видит событие не в момент его свершения, а позже). Непосредственность создает у телезрителя психологическую установку на «эффект присутствия», на особое доверие к телевизионной программе в целом. В силу такой установки даже предварительно зафиксированная передача часто воспринимается многими зрителями как сообщение, безусловно, достоверное. [Лапина 2006, с. 148]

Вездесущность, экранность, непосредственность, симультантность и персонификация — именно от этих специфических свойств телевидения зависят, в свою очередь, многие функциональные, структурные, выразительные, эстетические особенности и возможности телевидения, занявшего по мере развития и совершенствования своей технической базы особое место в системе средств массовой коммуникации.- http://jyrnalistedu.ru/gurnal/125-specifika-televideniya-kak-vida-smi.html (14.03. 2013)

Наличие возможностей определяет и те функции, которые выполняет телевидение в современном мире. Начнем с пожалуй главной функцией ТВ — информационной. Говоря об информационной функции телевидения, необходимо, вероятно, ограничиться узким и конкретным толкованием самого понятия «информация».

Регулярное получение людьми экономической, политической, социальной и культурной информации в современном мире стало нормой жизни. Отсюда проистекает тот факт, что информационные программы являются опорными точками сетки вещания любой телекомпании, а все остальные передачи располагаются в интервалах между выпусками новостей.

Особого рассмотрения требует акцентированное обращение телеинформации к отклоняющимся от нормы событиям: вооруженным конфликтам, катастрофам, природным катаклизмам и т.д. Можно объяснить это явление погоней за сенсационными материалами ради повышения зрительского интереса, поднятия рейтинга и, соответственно, прибыльности вещающей компании.

Однако, признавая этот фактор, необходимо отметить и другое. Для любой системы — от технического устройства до биологического организма и человеческого общества важна информация именно об отклонениях от нормы. Машина сообщает об этом включением соответствующего индикатора, живой организм – болевым ощущением.

Стремление отражать ненормативные явления в жизни общества можно считать таким «индикатором», «болевым ощущением» социума. Эту информативную функцию и выполняют телевизионные выпуски новостей. Это общемировая практика, которая не допускает подмены информации агитацией. Другое дело – найти необходимую тональность для сообщений о катастрофах и войнах.

Еще по теме:  Как подключить Триколор ТВ к Андроид ТВ

Мировой стандарт, проверенный десятилетиями: выпуск новостей, невзирая на обилие новостей плохих, не должен оставлять у зрителей настроения подавленности и безысходности. Все хорошо в меру. Для оперативного освещения событий такого рода, о которых, естественно, ничего не известно заранее, необходимы три условия: профессионализм сотрудников, техническая оснащенность телекомпании и высокий уровень организованности.

Любая телепередача в какой-то мере приобщает человека к культуре. Даже информационные программы демонстрируют зрителю участников событий, ведущих, их стиль общения, степень грамотности и т.д. Все это влияет на зрительские установки и напрямую, и как отрицательный пример. Как мы выяснили ранее, в большей степени эталонно воспринимаются ведущие программ.

Этот факт, кстати, был и остается поводом для тревоги телевизионных критиков, так как появление множества телеканалов разного уровня породило, в свою очередь, обилие малокультурных и недостаточно грамотных ведущих. Естественно, что культурно-просветительскую функцию ТВ выполняет трансляция любых культурных мероприятий: спектаклей, концертов, кино- и телефильмов. Говоря о приобщении аудитории к искусству посредством телевидения, нельзя, конечно, не отметить некую «неполноценность» такого знакомства с прекрасным, однако, следует признать: для огромного множества людей это едва ли не единственная возможность познакомиться с теми или иными произведениями искусства. В культурно-просветительских программах очень часто присутствует элемент дидактики, назидательности. Задача авторов – сделать его ненавязчивым, предельно деликатным.[Лакан 2003, с. 78]

Все СМИ поддерживают нормальное функционирование общества, на которое распространяется их воздействие. Определенная общность людей, составляющих аудиторию телевизионного СМИ, складывается уже из того факта, что некое количество людей сознательно смотрит ту или иную программу. Задача телевидения — развитие этого ощущения сопричастности каждого ко всем.

Усиление общих для аудитории ценностных установок (на общечеловеческие, общенациональные и др. системы ценностей), как и противодействие деструктивным в отношении общества тенденциям, должны быть доминантой ТВ, как и любого другого СМИ. И в этом смысле выполнение интегративной функции ТВ значительно усложняется там, где сложен состав зрительской аудитории: в национальном, конфессиональном отношении. Необходим также учет интересов различных социальных и возрастных групп.

Телевидение также выполняет социально — педагогическую или управленческую функцию, которая предполагает прямую вовлеченность в ту или иную систему воздействия на население, на пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических, моральных и духовных ценностей. Степень этой вовлеченности и мера воздействия ТВ на аудиторию в плоскости выполнения этой функции зависят от той системы, в которой действует данное телевизионное СМИ.

Впрочем, даже в самых демократических государствах телевидение в значительной части своих программ служит проводником государственной политики. Так, лозунгом Би-Би-Си, например, являются слова: «Сообщать. Поучать. Развлекать».

Впрочем, в факте сотрудничества телевидения (или отдельно взятого журналиста) с государством нет ничего аморального: в том случае, если не аморально это государство. Наиболее очевидно управленческая функция ТВ может быть реализована в информационных и других общественно-политических программах. О ТВ говорят как о средстве контроля народа за действиями властей (говоря языком телевизионной терминологии — аудитории за системой). Управленческая функция телевидения (как и любого другого СМИ) не обязательно действует в схеме «государство – СМИ – народ». Телевизионным средством массовой информации могут управлять те или иные партийные, финансово-олигархические, региональные и т.п. группировки.

Организаторская функция ТВ возникает в том случае, когда телевидение само становится инициатором той или иной общественной акции. Примером осуществления этой функции могут быть, скажем, многочасовые телемарафоны с благотворительными целями. Следует четко отличать ее от функции управленческой, где телевидение служит скорее инструментом. — http://www.evartist.narod.ru (02.04.2013)

Выполняя вышеперечисленные функции, телевидение не перестает развиваться, оказывая различную степень воздействия на общество. В начале поговорим о положительной стороне развития, о новых горизонтах на рубеже двух веков. Именно этим были озабочены разработчики Федеральной целевой программы (ФЦП) развития телевидения на ближайшие годы. В ее формировании приняли участие ведущие отечественные специалисты — ученые, инженеры, связисты, тележурналисты.

Основной задачей будущего развития телевидения России, по их мнению, является увеличение охвата населения существующими государственными программами. При этом усилия должны быть направлены на обеспечение всего населения страны передачами так называемого социально-гарантированного блока, который включает необходимый минимум общественно-политического, информационного, культурно-просветительского, художественного, спортивного и образовательного вещания.

В социально-гарантированный блок входят телевизионные программы «Россия», некоторые передачи Первого канала и по одной местной программе в каждом регионе страны. Их прием должен быть обеспечен без дополнительных финансовых затрат со стороны абонента (например, на приобретение спутникового приемного устройства, на замену телевизора или на приобретение дополнительных устройств к существующим)

Имея собственные сети, региональные ГТРК становятся свободными в определении объемов и содержательной структуры вещания. Его продолжительность можно будет существенно увеличить, поскольку расширение числа источников формирования программ снимает проблему создания собственного значительного творческого и технического потенциала.

По данным опроса 2000 года, большинство региональных ГТРК предполагает переход на собственный канал распространения к 2012 году со значительным увеличением объемов вещания. При этом ряд регионов предпочитает оставить некоторую часть объема вещания на канале «Россия» до создания собственной сети, равноценной ему по охвату телезрителей. Значительная часть региональных компаний ориентируется на спутниковые каналы.

Телевизионная программа «Россия» (ВГТРК) — основная общественно-политическая, информационная, культурно-просветительная и художественная программа Российской Федерации. Объем вещания — 17,3 часа в сутки. Программа распространяется на пять вещательных зонах в виде основной программы и четырех дублей. Для вещания используется сеть наземных и спутниковых каналов связи, телевизионных передатчиков и ретрансляторов, которая обеспечивает возможность приема программы для 98,7 процента населения страны. Программа «Россия» ретранслируется также в государствах ближнего зарубежья: Азербайджане, Таджикистане, Кыргызстане, Узбекистане, Белоруссии, Армении, Грузии в полном объеме и Казахстане, Украине в сокращенном объеме.

Телевизионная программа «Первый канал», создаваемая общероссийской телерадиовещательной организацией — акционерным обществом «Общественное российское телевидение». Объем вещания 18,5 часа в сутки. Распространяется на территориях РФ и стран ближнего зарубежья. Охват населения России — около 99 процентов. Телевизионная программа «Петербург — 5 канал», создается общероссийской государственной компанией «Петербург — 5 канал» в объеме 12,8 часа в сутки и принимается на территории Российской Федерации, где живет 53 процента населения.

Программы регионального телевидения (республик, краев, областей, автономных округов) создаются 90 государственными телерадиокомпаниями и распространяются, как правило, по каналам ВГТРК в пределах своих регионов. В большинстве регионов охват населения местной программой ниже, чем по общероссийским каналам. Это объясняется в первую очередь тем, что программа РТР передается как по наземным линиям, так и через спутники на приемные станции и ретрансляторы, а местные программы используют только наземные линии. Кроме того, в некоторых местах отсутствуют радиорелейные линии для охвата всего региона местными программами. Разница по охвату населения общероссийской программой и местной составляет по этим регионам от 10 до 30 процентов.

Федеральная целевая программа развития телевидения и радиовещания, одобренная в сентябре 1996 года коллегией ФСТР, предусматривает также увеличение количества государственных каналов. При этом программную политику государственного телерадиовещания следует рассматривать не как экстенсивное увеличение количества теле- и радиопрограмм, а как разгрузку существующих каналов «широкого профиля», их дифференциацию по направлениям вещания. Для этих целей будут использованы новые технические возможности распространения телеизображения с целью обеспечить широкий выбор тематики для всех слоев и групп населения.

Так, недостаток информации на федеральных каналах о событиях, происходящих в регионах России, должны восполнить зональные каналы регионального телевидения, которые охватили бы вещанием не одну область или республику, а несколько соседних (например, Урал или Поволжье).

Большие размеры территории, многонациональность, многоукладность, этнические и религиозные различия требуют от регионального вещания большой специфики, что, конечно, не сможет обеспечить единая программа.

Таким образом, зональные каналы должны создаваться не вместо, а наряду с региональными. При этом задача организации собственных каналов распространения в процессе развития местных сетей является приоритетной.

Источник: mydocx.ru

Влияние телевидения и интернета на развитие детей и подростков

Skuratovsr

«Влияние телевидения и интернета на развитие детей и подростков».
Доклад был прочитан на Втором Съезде Международного общественного Движения
«ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!», который прошёл 6 июня в Риге (Латвия).

Влияние телевидения и интернета
на развитие детей и подростков

Одна из особенностей современной цивилизации заключается в переходе к информационному обществу, в бурном развитии телевидения и интернет-технологий.

Появление в каждом доме телевизора привело к тому, что значительную часть свободного времени многие люди проводят перед телеэкраном. Встречи с друзьями, прогулки, чтение книг, занятия спортом заменяются многочасовым просмотром телепередач. Почему люди так быстро изменили свой образ жизни? Оказывается, этому есть научное объяснение.

Учёные считают, что такое влечение к телевидению формируется благодаря врождённому свойству человека – так называемому исследовательскому рефлексу, который был заложен природой как защитная реакция для быстрой слуховой и зрительной реакции на неожиданный или новый раздражитель, который мог сигнализировать об опасности.

Ещё в 1986 году учёные из Стенфордского университета и университета Миссури (США) пришли к выводу, что такие эффекты телевидения, как монтаж, смена планов, наезды, шумы, свет, воздействуют на исследовательский рефлекс человека и способны долго удерживать его внимание. Например, в рекламных роликах, музыкальных клипах планы и ракурсы меняются со средней скоростью один объект в секунду, раздражая исследовательский рефлекс безостановочно. Именно задействованным на полную мощь исследовательским рефлексом объясняется распространённые ответы телезрителей: «Когда я смотрю телевизор, чувствую себя загипнотизированным», «Если телевизор включён, я не могу отвести от него взгляд» и т. д. (1).

Гипноидное состояние резко ограничивает восприятие и переработку информации, но усиливает процессы её запечатления и программирование поведения.

Но есть и более глубинное влияние рекламы на человека. Красочность, яркость рекламы приводит к сильному перекосу в сторону товарного потребления, стимулирования не духовных, а исключительно материальных интересов. Заведующий кафедрой психоэкологии Российского университета дружбы народов, академик И.В.

Еще по теме:  Nvidia shield TV характеристики

Смирнов рассказывает, что в ходе каждой процедуры диагностики, проводимой учёными, обязательно тестировались высшие нравственные сферы: идея Бога, идея семьи, идея Родины и ещё ряд подобных базовых идей. Результаты показали, что у людей отрицаются высшие, базисные понятия. Обесценено то, ради чего человеку имеет смысл жить. Вместо этого подставляются ценности материальные, такие как потребление, развлечение, накопление.

Идея Бога – не на словах, а как глубинное восприятие, отмечает И.В. Смирнов, совершенно убрана из душ большинства наших современников. Даже среди священнослужителей, которые проходили диагностику на кафедре психоэкологии, ни один этой идеи не имел (2).

Этому очень тревожному результату воздействия рекламы способствует, очевидно, ещё одна телекоммуникационная технология – технология «встраивания» определённых сценариев в жизненный цикл человека.

Российский академик, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России В.С. Собкин отмечает, что: «Трансляция сцен насилия и эротики достаточно чёт­ко соответствует дневному и недельному жизненному цик­лу. Сцены насилия и эротики «встраиваются» в жизненный цикл человека как раз в те моменты, когда предполагается наибольшее расслабление, снижение контроля сознания (фазы подготовки ко сну, утренние часы выходных дней)». На вечерние часы приходится наиболее интен­сивная трансляция насилия и эротики, что приводит к тому, что эти сцены на­чинают усваиваться телезрителем на подсознательном уровне. «Таким образом, мы наблюдаем особую социокуль­турную технику работы телевидения по внедрению офи­циально табуируемых норм и образцов поведения в массо­вое сознание» (3).

Но, к сожалению, в последнее время какой канал не включи – обязательно кого-то убивают, рассказывается об авариях и катастрофах. В масс-медиа преподносится такая картина: «везде всё плохо». И у людей возникает и апатия, и агрессия одновременно. Профессор Прихожан А.М. из Института психологии им. Л.С. Выготского (г.

Москва) отмечает, что телевидение играет роль стимулятора, пробуждающего негатив в человеке за счёт уровня криминальных сюжетов на телевидении. Постоянное повторение одних и тех же сцен, например, насилия и жестокости, не только снижает внимание и реакцию на них, но, главное, резко понижает сочувствие к жертвам и делает насилие и жестокость обыденностью, признаком повседневной жизни (4).

По мнению профессора, выход из сложившейся ситуации есть – не смотреть телевизор вообще!

Прихожан А.М. отмечает: необходимо, чтобы количество позитивных с эмоциональной и нравственной точки зрения сюжетов резко перевесило поток негативной телеинформации.

Но если технологии телевидения так влияют на взрослых, то какое же влияние они оказывают на только формирующийся организм и психику ребёнка, у которого ещё не сформированы защитные механизмы?

Мозг ребёнка генетически запрограммирован на развитие в условиях постоянного взаимодействия с окружающими взрослыми, а позже – со сверстниками. Без такого взаимодействия ребёнок, каким бы гениальным он ни родился, не сможет реализовать свой потенциал – вспомним известные нам истории про детей-маугли, которые с раннего детства воспитывались в среде животных и затем, попав в человеческую среду, так и не смогли освоить речь и человеческие формы поведения.

Это связано с тем, что именно в первые годы жизни в процессе общения и взаимодействия с окружающими происходит наиболее эффективное формирование нейронных связей в коре головного мозга, благодаря чему ребёнок быстро развивается, познаёт окружающий мир. Для нормального развития ребёнку просто необходимо эмоциональное и речевое общение с окружающими, совместная деятельность, игры со взрослыми и сверстниками – но не с телевизором!

Исследователь из Соединённых штатов Мэри Винн отмечает: «Самое главное, что должен получать ребёнок отсутствует: при просмотре телевизора ребёнок не участвует в вербальной коммуникации – сотни или тысячи слов не произносятся и, следовательно, не имеют обратной реакции, вопросы не задаются и не отвечаются, диалог отсутствует» (5).

Результатом такого одностороннего общения, как отмечает одна из ведущих учёных Англии в этой области Салли Уорд, становится отставание в развитии уже с первого года жизни. А к 3-м годам дети, родители которых в качестве няни использовали телевизор, отставали от своих сверстников по данным её исследования, уже на 1 год (6).

Поэтому понятным становится мнение Сьюзен Джонсон, исследовательницы из Калифорнии, изучающей взаимодействия мозга и телевидения, что «телевизор нельзя использовать даже для кратковременного отдыха ребёнка. Детские глаза от рождения предназначены для того, чтобы смотреть на человеческие лица. Поэтому лучший отдых для маленького ребёнка – тихое общение с матерью или отцом» (7).

Фундаментальность принесённых телевидением и информационными технологиями влияний учёные сравнивают с «визуальной», или «графической революцией». В результате этой визуальной революции, как отмечает американский социолог и культуролог, специалист в области медиакультуры Постман, единицей передаваемой информации стало не слово, как это было многие сотни тысяч лет до этого, а визуальный знак, к тому же по преимуществу рекламный (8). Что это меняет для развития ребёнка?

Во-первых, в отличие от высказывания, изображение нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть – оно просто предъявляется зрителю. Но дети в дошкольном и младшем школьном возрасте, как отмечают психологи, не умеют отличить вымысел от реальности, критически отнестись к получаемой информации. Эти особенности восприятия телеинформации детьми необходимо учитывать.

Во-вторых, вопреки наличию познавательных и образовательных передач, телевидение не способствует развитию устойчивого интереса к окружающему миру, другим людям. Оно пробуждает лишь любопытство, которое тут же удовлетворяется часто поверхностными, а иногда и искажёнными сведениями, к тому же поданными в занимательной форме. Научные наблюдения доказывают, что увлечение телевизором в возрасте от одного до трёх лет приводит к проблемам с концентрацией внимания к седьмому году жизни, то есть к моменту поступления в школу. А дети, которые не могут сосредоточиться, попросту теряют возможность что-либо узнать и запомнить.

В-третьих, с широким распространением телевидения и интернета связана, как отмечают учёные,проблема исчезновения детского любопытства. Окружающий мир всегда представлял для ребёнка множество загадок, а взрослый был авторитетом, способным раскрыть эти загадки для ребёнка. Интернет и телевидение делают информацию общедоступной, хоть далеко не всегда достоверной. И взрослые престают быть авторитетным источником знаний для ребёнка. В результате, часто детское любопытство сменяется цинизмом или самонадеянной заносчивостью.

В-четвёртых, поток информации с экрана телевизора намного превышает возможность ребёнка воспринимать её и самостоятельно обрабатывать. Сам по себе зрительный ряд телеэкрана требует непрерывного осознания визуального материала, порождаемые им ассоциативные образы требуют определённых интеллектуальных и эмоциональных усилий по их оценке и затормаживанию. Нервная система (особенно у детей), будучи не в силах выдержать такой интенсивный процесс осознания, уже спустя 15-20 минут формирует защитную тормозную реакцию в виде гипноидного состояния, которое резко ограничивает восприятие и переработку информации, но усиливает, как мы уже отмечали, процессы её запечатления и программирования поведения.

Согласно социологическим исследованиям, проведённым учёными ряда стран, ребёнок, выросший в таких условиях, во взрослой жизни постоянно ждёт, что необходимая информация поступит извне. Он практически неспособен самостоятельно генерировать собственные идеи и суждения. Более того, он не имеет желания к этому.

И ещё одно следствие влияния телевизионных технологий на ребёнка. Вы, конечно, слышали о таком очень распространённом в настоящее время явлении среди детей, который медики и психологи называют «синдром гиперактивности и дефицит внимания». Детей с подобным синдромом становится с каждым годом всё больше.

Ученные склонны считать, что феномен «детской невнимательности» в определённой степени связан именно с эффектом мелькания. Всё дело в быстрой и неожиданной смене картинок на экране, а это дестабилизирует внимание и сосредоточенность ребёнка. Ребёнок становится таким же импульсивным, не способным долго концентрироваться на каком-либо занятии. Ему необходима постоянная внешняя стимуляция, которую он привык получать с экрана.

Важно помнить: то, что окружает ребенка в детстве, определяет всю его последующую жизнь.

Величайшее изобретение человечества – глобальные компьютерные сети – также хранят в себе потенциальные угрозы. В книге «іВгаіп: Как пережить технологическое изменение мозга» её авторГарри Смолл пишет: «…поскольку Интернет уменьшает способность концентрироваться и созерцать, то… мышление становится отрывочным, чтение – поверхностным. Пользователи лишь по диагонали просматривают заголовки и аннотации. А зоны мозга, отвечающие за абстрактное мышление и сопереживание, практически атрофируются» (9).

«Интернет создаёт лишь иллюзию доступности информации и технической оснащённости, – говорит автор монографии «Происхождение мозга» Сергей Савельев, сотрудник Научно-исследовательского института морфологии человека РАМН. – У так называемых «цифровых аборигенов» нагрузка на мозг непрерывно снижается. Даже от программистов сегодня не требуется того интеллектуального уровня, который был им необходим 10-15 лет назад. Они пишут программы – как складывают кубики. Интеллектуальная деградация в таких условиях гарантирована» (10).

Формирующаяся теле- или интернет-зависимость меняет не только способности и психологические качества, но изменяют даже мозг человека. Группа китайских ученых из Центра магниторезонансных исследований в г. Ухань сканировала мозг 17 взрослых людей, у которых была выявлена Интернет-зависимость. Эти результаты учёные сравнили с данными 16 здоровых людей. Исследования медиков убедительно показали, что у тех, кто проводит в Интернете много времени, быстро развивается две области головного мозга – часть, отвечающая за кратковременную память, и центр, ответственный за принятие быстрых решений. Однако те зоны мозга, которые ответственны за детальный анализ, глубокое продумывание проблемы, по существу, остаются без нагрузки (11).

Развитие культуры, духовности, интеллекта, науки – это вопрос будущего страны. Не может существовать государство, если не будет способствовать развитию духовности, культуры и интеллекта своих членов. Не сможет государство лишь деньгами или военной силой, тем более диктатурой власти, укрепить свои позиции в мире.

Вопросы культуры сегодня переплетаются с вопросами политики и национальной безопасности. В современном мире могущество и будущее страны определяют не ресурсы и производительные силы, а в большей степени наука и искусство, духовность нации.

Пусть наши дети будут завтра среди тех, кто будет покорять просторы космоса, строить города, создавать прекрасные картины и делать землю прекрасной. Но сегодня для начала нужно просто выключить телевизор и помочь нашим детям сохранить свою неповторимую уникальность.

Bookmark the permalink.

Оцените статью
Добавить комментарий