«Он выливает на горящую жаровню два стакана крови, бутылку серной кислоты, двенадцать капель азотной кислоты и туда же швыряет два экземпляра „Журналь дез ом либр“. Тут же мало-помалу начинает вырисовываться маленький мертвенно-бледный призрак в красном колпаке, вооруженный кинжалом. Это призрак Марата; он ужасающе гримасничает и исчезает». Так современники описывали представление с использованием волшебного фонаря — устройства, заменявшего нашим предкам кино, ютуб и PowerPoint. Вспоминаем его историю и репертуар.
Волшебный фонарь, он же laterna magica — по сути, прообраз современного кинопроектора. Самый примитивный вариант волшебного фонаря представлял собой устройство, в корпусе которого располагался источник света (свеча, лампада, масляная лампа), а в лицевой части — отверстие, через которое на экран проецировались изображения, нанесенные на стеклянные пластины. В более поздних устройствах уже использовались вогнутые зеркала, а еще позже — системы линз.
Мнения касательно того, кто первым изобрел волшебный фонарь, расходятся. По самой распространенной версии, его придумал голландский ученый Христиан Гюйгенс ван Зёйлихем (1629–1695), механик, математик, физик и изобретатель. Этому человеку наука вообще много чем обязана: он был одним из основоположников теоретической механики, совершил множество открытий в области молекулярной физики и оптики, значительно усовершенствовал телескоп, открыл кольца Сатурна и Титан и, наконец, изобрел первую работающую модель часов с маятником.
Волшебный фонарь — Сборник серий по мотивам мифов, эпоса и сказок народов мира — Часть 1
Волшебный фонарь он сконструировал примерно в 1659 году (судя по оставшимся в его архиве наброскам) и сам же нарисовал несколько эскизов для слайдов к нему (двигающиеся скелеты, черепа и прочие ужасы).
Но Гюйгенс никогда не относился к своему изобретению серьезно — наоборот, он считал, что занятие такими «глупостями» может повредить его репутации серьезного ученого, и не хотел, чтобы его с ним ассоциировали. Поэтому первым популяризатором изобретения стал не он, а датский математик Томас Расмуссен Вальгенстен.
По всей видимости, об изобретении Вальгенстен узнал от самого Гюйгенса, с которым состоял в переписке. В 1664–1670 годах Вальгенстен разъезжал по европейским городам — Париж, Лион, Рим, Копенгаген и другие — устраивая демонстрации волшебного фонаря (в том числе при королевских дворах) и тут же продавая устройство всем, кто мог заплатить. Вальгенстен же, по всей видимости, придумал и название laterna magica, под которым устройство вошло в историю. Вскоре его начали продавать и другие производители.
Поначалу волшебные фонари были развлечением для элит. Французская писательница, хозяйка литературного салона Франсуаза де Графиньи, вспоминала, что волшебным фонарем любил развлекать гостей Вольтер. Так, рассказывает она, одним декабрьским вечером 1738 года философ «…дал нам волшебный фонарь с целью заставить нас похохотать.
Он показал сюжеты о приверженцах герцога Ришелье, историю аббата Дефонтена и всевозможные комические рассказы. Правда, желая подправить фитиль лампы волшебного фонаря, он опрокинул ее на руку. Это немного омрачило наше веселье, но вскоре Вольтер снова начал показ».
Волшебный фонарь — Сборник по мотивам мифов, эпоса и сказок народов мира — Часть 3
Однако довольно быстро из новинки для аристократии волшебные фонари превратились в развлечение для народа. Бродячие антрепренеры носили с собой по городам проектор и набор слайдов и демонстрировали их на ярмарках и в пабах. Правда, если образованной аристократии фонари показывали как технологическую новинку — с демонстрацией самого устройства и принципов его работы, — то на показах «для народа» само устройство скрывали от зрителей, так что им все происходящее казалось настоящей магией.
Что же показывали при помощи волшебных фонарей? Главным образом, как мы бы сейчас сказали, хорроры: разнообразные сюжеты с участием призраков, скелетов и чудовищ (недаром за устройством быстро закрепилось неофициальное название «фонарь ужасов»).
Кстати, не всегда ужастики из волшебных фонарей служили лишь для развлечения. Так, иезуиты иногда использовали их в пропагандистских целях: демонстрируя грешникам муки ада и ужасы преисподней, они хотели напугать их до полусмерти и вернуть в лоно церкви.
Существует легенда, что ученый и монах-иезуит Атанасиус Кирхер — один из ранних популяризаторов волшебного фонаря, который подробно описал устройство в своей книге (и которому некоторые историки приписывают само изобретение), — по ночам проецировал изображение Смерти на окна нерадивых прихожан. В результате к следующему воскресенью его церковь снова была забита под завязку.
Этьен-Гаспар Робер: мастер хоррора
Человек, который сумел превратить волшебный фонарь из дешевого ярмарочного представления в настоящее шоу — бельгийский физик Этьен-Гаспар Робер, более известный под творческим псевдонимом профессор Робертсон.
Робер был человеком многих талантов: еще до тридцатилетнего возраста он успел сменить профессии священника, художника и преподавателя физики и оптики (а еще был большим поклонником и пропагандистом воздухоплавания). Он значительно усовершенствовал волшебный фонарь (свою версию он называл фантаскопом, а представления — фантасмагориями). Главное отличие состояло в том, что фантаскоп крепился к тележке, которая ездила вперед-назад по рельсам в полу. Это позволяло добиться анимационного эффекта: когда платформа двигалась по рельсам, изображение резко увеличивалось, и бедным зрителям казалось, что призраки и прочая нечисть набрасываются на них. Второе важное отличие — фантаскоп был отделен от зрителей экраном, изображение проецировалось на него сзади, а не спереди.
Профессор Робертсон был гениальным шоуменом, поэтому прекрасно понимал важность атмосферы. Свои представления он устраивал уже не на ярмарках, а в готической часовне близ площади Вандом в Париже. Сначала зрители долго шли по развалинам и таинственным коридорам, потом через покрытую иероглифами дверь попадали в помещение, обитое черной тканью.
Зал для представлений тускло освещался лишь одной кладбищенской лампадкой. В общем, еще до начала шоу зрители уже были настроены на нужный лад. Кроме того, Робертсон не просто показывал картинки, а ставил полноценные спектакли, активно используя самые разные спецэффекты: игру света, задымление, крики, раскаты грома, шум дождя… Впрочем, если поначалу шоу были сугубо развлекательными, позже Робертсон ставил уже спектакли на актуальные политические темы и нравоучительные пьесы с моралью в конце.
Автор книги «Всеобщая история кино» Жорж Садуль приводит такое описание его представления из газеты «Эспри де Луа»:
С середины XIX века волшебные фонари стали активно использовать для просвещения неграмотных или полуграмотных народных масс. Так, французский аббат Муаньо в 1870-х замахнулся на создание целой сети «залов прогресса», где можно было бы читать лекции с использованием волшебных фонарей. В 1872 году он действительно открыл в предместье Сент-Оноре Театр иллюстрированной науки.
Жорж Садур в книге «Всеобщая история кино» приводит программу одного из его сеансов:
Музыкальная увертюра.
Обзор новостей.
Иллюстрация научных сведений (около часа).
Интермедии (пение, чтение, около 15 мин.).
Историко-географический обзор.
Объединенные оптические игры: хроматрон, фантаскоп, эйдотроп.
Выход: народные песни и мелодии.
Волшебные фонари как инструмент народного просвещения активно использовались и в других странах. В Великобритании этим занималось в первую очередь местное общество трезвости: к 1855 году оно проводило по всей стране более 10000 еженедельных «народных чтений» с волшебным фонарем.
Были подобные инициативы и в Российской империи. Лекции с использованием волшебных фонарей сначала опробовали на солдатах полков, расквартированных в Петербурге, а потом испросили у Александра II разрешения проводить аналогичные чтения «для народа».
Правда, на чтения с использованием волшебного фонаря нужно было получить разрешение властей, а тексты читались только по брошюрам, утвержденным Министерством просвещения.
Кроме того, оставалась проблема финансовой доступности. Хотя к концу XIX века в продаже появились недорогие и простые в применении «школьные фонари», не у всех школ и приходов хватало на них денег. Поэтому часто один волшебный фонарь покупался на несколько школ, а слайды они одалживали друг у друга. Столичным школам повезло больше: они могли брать слайды по абонементу в педагогических музеях (в Петербурге, например, это был Педагогический музей военно-учебных заведений в Соляном городке, в Москве — Политехнический музей).
Чтения были устроены следующим образом: в аудитории затемняли окна, вешали экран (белое полотно, смазанное глицерином), устанавливали фонарь, отлаживали проекцию. В больших столичных аудиториях подготовку брал на себя специальный техник, а в качестве чтецов иногда даже приглашали «артистов Императорской сцены», которые декламировали отрывки из классики. В сельских и уездных городах подготовкой и отладкой вынуждены были заниматься сами лекторы — священники или учителя; они же были и чтецами.
Впрочем, к тому моменту закат славы волшебных фонарей был уже близок. Изобретение братьев Люмьер мгновенно вытеснило их с рынка. Начиналась эпоха кино.
Источник: knife.media
Волшебный фонарь
«Волше́бный фона́рь» ( лат. Laterna magica ; магический фонарь, фантаскоп, skioptikon, lampascope, туманные картины и др.) — устройство для проекции изображений, распространённый в XVII—XX вв., XIX в. — в повсеместном обиходе. Создание «волшебного фонаря» стало значимым этапом в истории развития оптики, в создании эпидиаскопа и даже кинематографа. Как предшественник современного слайд-проектора, волше́бный фона́рь вызвал у людей потребность в использовании раскрашенных картинок на прозрачных материалах, что послужило толчком к созданию диапозитива, фотопластинки, диафильма и слайда.
- 1 История
- 1.1 Этьен Гаспар Робертсон и «фантаскоп»
- 1.2 История и практика применения «волшебного фонаря»
- 6.1 На русском языке
- 6.2 На английском языке
История [ править | править код ]
«Волшебный фонарь» в разрезе
- 1558:Джованни Батиста Делла Порта описал проекцию с помощью лампы в 4-м томе своего труда Magiae naturalis (Неаполь, 1558). Китаевед en:Joseph Needham сообщал, что подобное устройство впервые было описано в Китае.
Изобретение «волшебного фонаря» нередко связывают с именем голландского учёного Христиана Гюйгенса; датский математик Thomas Walgensten впервые ввёл в обиход термин Laterna magica и стал главным популяризатором аппарата, путешествуя с показами по городам Европы.
Магическая лампа в музее en:Wymondham
В раннем периоде использования фонаря устроители представлений скрывали фонарь от глаз зрителей проецируя образы на клубы дыма добиваясь таким образом эффекта присутствия в затемнёном зале светящихся фантасмагорий (от греч. φάντασμα — призрак и ἀγορεύω — публично выступаю, см. иллюстрацию показа фантасмагорий в Париже в 1797 г.), что вызывало приступ страха у тогдашних зрителей и дало аппарату имя «фонарь ужаса», вместе с тем превратив демонстрации с помощью фонаря в профессиональную деятельность в сфере развлечений. Наибольшего расцвета демонстрации «фантасмагорий» достигли в XVII и XIX вв.
В XIX в. подобные сюжеты отступили на задний план, уступив место сказочным и историческим сюжетам, а так же использованию спецэффектов — демонстрацию образа из множества объективов на облака дыма произведённом с помощью машин (отсюда: туманные картины 1 ).
Изобретение и развитие фотографии способствовало появлению и массовому производству пластин с фотографическими изображениями, частично вытеснив таким образом рисованые сюжеты. С появлением кинематографа волшебный фонарь утратил своё значение, положив начало проекционной технике. Диапроектор — наиболее близок по принципу работы и по конструктивному решению к волшебному фонарю.
Этьен Гаспар Робертсон и «фантаскоп» [ править | править код ]
Этьен Гаспар Робертсон (1763—1837; Etienne Gaspard Robertson) один из известнейших демонстраторов фантасмагорий, впервые использовавший особую подвижную конструкцию проектора — «фантаскоп» (phantаscope) в котором размещались приспособления позволяющие создавать примитивную анимацию изображения. (см. иллюстрации). Со своими представлениями Робертсон побывал в Санкт-Петербурге.
История и практика применения «волшебного фонаря» [ править | править код ]
Демонстрации обычно проводились на ярмарках, выставках, в театрах варьете, так же могли проводится в церквях. Сеанс длился до 2 часов и часто сопровождался музыкой, рассказами и чтением. Массовое производство пластин с изображениями привело к стандартизации последних. К пластинам прилагались тексты, тематика была самой разнообразной: развлекательной, политической, социальной, превратив тем самым волшебный фонарь в средство массовой информации.
Конструкция «волшебного фонаря» [ править | править код ]
Прототип Кирхера, 1671 г.
Изображения для «волшебного фонаря» [ править | править код ]
Размещались на стеклянной основе, ручным или печатным образом. Поздние фотографические изображение были колорированы. Среди последних в XIX в. был распростронён жанр Life Model Slides — отснятые в студиях с участием актёров иллюстрированые рассказы на определённую тематику.
Форматы пластин варьировались в зависимости от области применения.
Литература [ править | править код ]
- 1 Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- Михельсон. Словарь иностранных слов.
- Бенуа Александр. Жизнь художника. В: К. 1. Г. 28. Оптические игрушки
- Hepworth, Thomas Cradock. The book of lantern.— London: Wyman Chalkley, 1905. — 37 с — [2].
- Dwight Lathrop Elmendorf. Lantern slides, how to make and color them.— New York: E. https://traditio.wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%88%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%8C» target=»_blank»]traditio.wiki[/mask_link]
Фантасмагория и оптические призраки
Парижский шарлатан Поль Филидор и физик Этьен-Гаспар Робер представили миру волшебный фонарь ― устройство, которое познакомило людей с первыми в истории хоррорами ещё до появления такого понятия и даже кинематографа. Самиздат копнул в историю оптического устройства и разобрался, кто завёз его в Россию и к чему это привело.
На рубеже XVIII и XIX столетий жители Парижа неоднократно наблюдали на улицах скелетов, демонов, привидений ― иногда с лицами уже покойных деятелей недавней Французской революции. Другие очевидцы вспоминали о куда более трогательных моментах: например, о явлении призрака молодой девушки своему ещё живому возлюбленному. В действительности все эти привидения были продуктом воспалённой фантазии, безудержной изобретательности и умелого обращения с оптикой отдельно взятых парижан.
При помощи особого проекционного устройства — волшебного фонаря, отдаленно напоминающего современный мультимедиа-проектор, — «призраки» выводились на невидимый для зрителей экран. Когда поставленный на деревянные колёсики фонарь резко отъезжал назад, изображение так же резко увеличивалось — и не посвящённым в чудеса механики и оптики казалось, что призраки на них буквально бросаются.
В начале XIX века эти и другие подобные трюки смогли увидеть в России: их создатель — физик бельгийского происхождения Этьен-Гаспар Робер, позже известный как профессор Робертсон, и весь коллектив оптических привидений впоследствии перебрались в Петербург.
Фантасмагория и волшебный фонарь
Оптическое устройство, которое использовал Робертсон, ― это простой проекционный аппарат. Он появился в середине XVII века и состоял из источника света ― свечи или лампады, объектива и слайдов — рисунков на слюдяных пластинах, стекле или полупрозрачной бумаге.
Одним из претендентов на звание изобретателя волшебного фонаря был немецкий иезуит Атанасиус Кирхер, который с его помощью демонстрировал прихожанам «ужасы преисподней». В XVIII веке технологию взяли на вооружение разъезжие шарлатаны, выдававшие себя за чародеев, способных взаимодействовать с потусторонним миром, и таким образом вымогавшие деньги у непросвещённой публики. Наконец, в конце того же столетия проекционный аппарат лёг в основу нового представления.
Начиная с 1792 года некто Поль Филидор устраивал в Париже демонстрации «оптических призраков», которые он называл фантасмагориями. Своё название спектакли получили благодаря использованию в них готической образности и не вполне ясной зрителю природе оптической иллюзии. В ходе представлений антрепренёр с помощью волшебного фонаря проецировал на плоскую поверхность портреты Робеспьера, Дантона или Марата. С началом Эпохи Террора Филидор покинул Францию и отправился в Лондон, где продолжил выступать уже под именем де Филипсталь.
Освободившуюся нишу поспешил занять профессор Робертсон. Чтобы «отделить» свои сеансы от показываемых прежде фантасмагорий Филипсталя (phantasmagorie), он называл их fantasmagorie, а своё устройство ― fantascope.
Фантаскоп и хорроры до кинематографа
Фантаскоп в отличие от волшебного фонаря скрывался от зрителей за экраном, на который проецировалось изображение. Экран, то есть отрез светлой материи, иногда пропитывался воском «для прозрачности». Иногда проекция выводилась на клубы дыма — и тем более напоминала «настоящее» привидение.
Волшебный фонарь был оснащён особыми слайдами с непрозрачным чёрным фоном. Именно это отличие от обычного фонаря позволяло скрывать истинную природу изображений, которые он проецировал. Явление призраков сопровождалось довольно жуткими звуковыми эффектами: выкриками, раскатами грома, игрой на хрустальной гармонике, запрещённой в некоторых странах, — считалось, что от её странных звуков люди сходили с ума. Да и сама заброшенная часовня капуцинского монастыря, в которой проходили сеансы, настраивала собравшихся на нужный лад.
Несмотря на популярность фантасмагорических представлений у парижской публики, успех Робертсона был омрачён «делом о фантасмагории». Всё началось, когда один из его ассистентов попытался присвоить изобретение фантаскопа себе. Хотя профессору удалось отстоять своё первенство, в процессе судебных разбирательств многие из его профессиональных секретов стали достоянием общественности. Потому он решил оставить Париж и отправился в Санкт-Петербург, куда его уже давно зазывали.
Путешествие в Петербург
Робертсон уехал в Россию по приглашению Императорской академии наук, где в это время обсуждали возможное использование воздушных шаров для изучения состава атмосферы. Антрепренёр интересовал членов академии как воздухоплаватель и счастливый обладатель воздушного шара ― его он приобрёл на доходы от парижских фантасмагорий. Помимо шара, однако, профессор взял с собой в Россию физический кабинет, фантаскоп и свою беременную спутницу жизни.
По прибытии в Петербург осенью 1803 года профессор объявил о наборе на свой курс увеселительной физики, где обещал показывать «весьма любопытные оптические опыты» и «опыты соединения огня с водою». Однако высокая цена подписки отпугнула публику, даже несмотря на возможность «бесплатно привести с собой даму». Тем, кто не был готов покупать абонемент на пять лекций, антрепренёр предлагал посмотреть хотя бы «опыт невидимой женщины». На сеансах выяснялось, что зрители будут наблюдать пустой стеклянный шар, из которого доносится женский голос, описывающий всё, что происходит вокруг, и отвечающий на вопросы зрителей.
В петербургском репертуаре Робертсона была и фантасмагория: сеансы проходили несколько раз в неделю по вечерам в специально отведённой для этого зале в его доме на Невском проспекте. В Петербурге, а затем и в Москве он демонстрировал оптических призраков Адмирала Нельсона и окровавленной монахини Агнес, героинь готического романа М. Г. Льюиса «Монах» (1796) и «явления… какие имели место у древних и какие воображают себе ныне Иллюминаты».
Приключения волшебного фонаря в Москве
Перебравшись в 1805 году в Москву, Робертсон столкнулся с непредвиденными сложностями. По его воспоминаниям, суеверные москвичи поначалу отказывались иметь с ним дело, опасаясь связываться с нечистыми силами, из-за чего он даже не смог снять жильё и был вынужден его покупать.
Основную публику первых представлений профессора в Москве составляли «mougiks», то есть слуги и крепостные, поскольку более высокопоставленные особы решались посетить представление лишь после того, как прислуга возвращалась оттуда живой. Не исключено, что подобные легенды придумывал в том числе и сам Робертсон для поддержания образа.
Со временем в его репертуаре появились и специфические русские сюжеты. Например, однажды он решил доставить удовольствие русской публике, продемонстрировав фигуру Александра I. К несчастью для француза, император носил тёмно-зелёный мундир, в то время как краска такого оттенка, нанесённая на стекло, очень плохо пропускала свет. Профессор не растерялся и решил поправить ситуацию, переодев императора в более актуальные оттенки. Исходя из практических соображений, он выбрал алый — самый «светящийся» цвет в его арсенале. К несчастью, бдительные столичные полицейские решили, что антрепренёр решил посмеяться над императором, выставив его якобинцем, разодетым в карманьолу и красный колпак.
«Только Сибирь могла искупить моё преступление! — восклицал потом Робертсон. — Именно это, по крайней мере, обещал мне городской губернатор в случае повторного проступка…»
На первый же раз дело ограничилось тем, что стражи порядка закрыли оптический кабинет на несколько дней и потребовали от его содержателя список всех привидений, которых он демонстрировал публике.
Придворный фонарщик
Несмотря на инцидент, через некоторое время Александр I и сам заинтересовался фантасмагорией и даже пригласил Робертсона дать несколько представлений в эрмитажной библиотеке. В числе преданных поклонниц антрепренёра была также императрица Мария Фёдоровна (в мемуарах просто La Fedorowna), а среди своих подражателей он называл графа А. Г. Бобринского, внебрачного сына императрицы Екатерины II и Г. Г. Орлова, который запомнился профессору своим назойливым желанием выведать его профессиональные секреты.
Всего Робертсон провёл в России почти шесть лет и уехал только осенью 1809 года. После указа от 28 ноября 1806 года «О высылке из России всех подданных французских» он принял российское гражданство. Антрепренёр женился на своей возлюбленной, которая за проведённые на русской земле шесть лет родила ему троих детей. Их младшего сына назвали Дмитрием, впоследствии он приезжал в Россию с обновлённой программой фантасмагории.
После окончательного отъезда из страны теперь уже большого семейства «придворного фонарщика» фантасмагорические сеансы продолжили показывать его подражатели ― первые из них появились в Петербурге уже в 1805 году. Несмотря на весьма специфическое применение, педагоги осознали образовательный потенциал волшебного фонаря.
Объяснение механизма фантаскопа вошло в программу популярных образовательных курсов для юношества, которые проводились в Петербурге с конца 1810-х годов физиком Антоном Росписи. В «Плане учения», составленном В. А. Жуковским в 1826 году для цесаревича, будущего императора Александра II, в программе для второго класса упоминается «соединение самых игр с некоторою учебною целию», с пояснением: «Волшебный фонарь. Фантасмагория. Косморама».
Ближе к середине XIX века просветителям удалось переместить внимание с устройства фантаскопа на производимые им изображения, сделав их пригодными для объяснения физики и других дисциплин. Хотя от готической образности пришлось отказаться совсем, фантаскопы и фантасмагорические слайды приспособили для объяснения астрономических явлений.
Сперва организация подобных мероприятий была частной инициативой, однако после начала правления Александра II волшебный фонарь был осознан в качестве инструмента просвещения широких масс. Его широко использовали на «народных чтениях» ― это распространённая форма внеклассного обучения в царской России. В XX веке устройство превратилось в диапроектор, который некоторые из нас ещё застали, а тот, в свою очередь, приблизил нас к появлению современных мультимедиа-проекторов, которые мы теперь используем, как правило, не опасаясь столкнуться с «вооружёнными скелетами».
Волшебные фонари, фантаскопы и более современные проекционные аппараты, например полиораму или проекционный микроскоп, стали использовать в научно-популярных лекциях подобно тому, как сегодня мы используем современные проекторы ― в университетских аудиториях или конференц-залах.
Источник: batenka.ru