работник СМИ, отвечающий за публикацию материалов печатном издании или онлайн-выпуске.
• проверяет фактуру в материалах,
• проверяет, насколько тема и идея материалов соответствует общей концепции номера,
• придумывает яркие названия текстов,
• организует работу творческого коллектива,
• составляет тематический план публикаций,
• вычитывает и вносит правки в текст,
• выпускает издание в свет.
Профессионально важные качества
должен уметь работать с огромным объемом информации, обладать высокой скоростью и точностью в работе,
должен уметь в материале разглядеть сенсацию,
должен знать историю происхождения той или иной новости.
Базовое образование
Неплохо иметь образование журналиста. Но возможны варианты. В любом случае это должен быть грамотный человек. Плюсом будет владение знаниями в области литературного редактирования.
Перспектива в карьере
В оффлайн прессе: журналист – редактор отдела – выпускающий редактор – заместитель главного редактора (реже – шеф-редактор).
Своё ТВ ищет выпускающего редактора
В интернет-СМИ: редактор – выпускающий редактор – шеф-редактор, курирующий одно направление.
Источник: kemstat.ru
Как выбрать профессию Выпускающий редактор
Работа с художественными произведениями просит очень личной отдачи. Тут работает вся гуманитарная часть тебя.
Кто такой?
Редакторы бывают различные. Они могут работать на телевидении, на радио, в киноиндустрии. Также в книжных издательствах и периодике.
Я – редактор-издатель. Моя стихия – тексты, книжки и журнальчики (в том числе электрические). Художественный редактор. к примеру, тоже работает с изданиями. Но мое отличие в том, что я работаю большей частью с текстами.
(Нужно сказать, что в западной практике есть два вида редакторов. 1-ые (copy editor ) готовят рукописи к печати. Их также можно назвать литературными редакторами. Вторые (commissioning editor ) специализируются на формировании редакционного портфеля: отбирают или заказывают рукописи авторам, разрабатывают идеи будущих книг.)
Но! Руководство жизнью периодического издания или сайта – это тоже редактирование.
Поэтому, если кто-то говорит: «Петр Иванов редактирует газету», — вовсе не обязательно, что он вычитывает все тексты, выправляя огрехи. Это может означать, что он руководит процессом в целом. Он определяет концепцию, направление, ему подчиняются редакторы разделов, колумнисты, выпускающие, ответственный секретарь, литературные редакторы, корректоры, дизайнеры. верстальщики … Т.е. все специалисты, отвечающие за творческую и техническую сторону процесса.
Свой юбилей отметила Елена Сурняева, выпускающий редактор нашего телеканала.
Многие издания настолько объемны, что один человек спланировать, заказать, оценить все тексты, а потом к тому же выправить их – просто не может. Этим занимается целый коллектив.
Мне больше нравится работать с отдельными проектами – книгами, текстами. На 200% нравится работа с художественными произведениями. Они требуют какой-то глубинной, очень личностной отдачи. Здесь работает вся гуманитарная часть тебя.
Хотя сайтом заниматься мне тоже очень нравится. Но по другим причинам: это как lego. конструктор из текстов, картинок, концепций, тем… И многое в твоих руках. Не всё, но многое.
Главный поединок
Как я уже сказала, редактор работает с авторами. Дело это нелегкое и часто превращается в настоящий поединок. С одной стороны — редактор со своими эстетическими принципами и концепцией издательства, с другой – автор. У автора есть полное право отстаивать свой художественный стиль, свой замысел или главную идею.
Но для редактора самое трудное – не тогда, когда автор упирается, а когда он писать не умеет вовсе. Но почему же издательство с ним работает? А для этого есть разные причины.
Нас учили в институте, что редактор не должен писать за автора. Но не всегда получается соблюдать этот принцип. Автор может быть большим спецом в своей области. Кладезем информации. И нужно помочь ему этой информацией поделиться.
Но совсем ужасно, когда автор, писать не умеющий, сражается за каждую запятую. Даже вопреки законам русского языка.
А бывает ли легкий автор? Да! Бывает! Вдумчивый, талантливый, умный автор без мании величия. С такими людьми легко работать – и не только лишь редактору.
С такими людьми вообще легко.
И все-таки я очень хорошо понимаю авторов, которые с подозрением относятся к каждому редакторскому исправлению. Так как ведь и редакторы бывают плохими. Не каждому можно свой текст доверить без потерь. И не каждому издательству. Не каждому журналу или сайту.
С другой стороны, у каждого издания свои особенности, требования. Слово «формат» ведь не с неба упало – это реальность. Т.е. взаимопонимание между сторонами – вещь трудная.
Читать или писать?
Плох тот редактор, который сам писать не любит. Это значит, что он отводит себе роль судии, не понимая ни природы творчества, ни чувств автора – ничего! Если б Чехов не был писателем, он бы не мог дать Пешкову никакого совета. Так как такой совет нужно выстрадать.
Есть такая категория редакторов – пишущий редактор.
Это не просто редактор, который любит временами писать. Это тот, чья работа состоит в составлении обзоров и написании статей.
Еще одна ипостась профессии – рерайтер. Это тот, кто вгрызается в текст гораздо глубже, чем того требует простое литературное редактирование. Он может вообще всё в тексте переделать, поменять что-то местами, что-то вписать… Т.е. практически пишет заново. (Потому он так и называется.) Если тема интересная, то и работа доставляет удовольствие.
Я совершенно не понимаю редакторов, которые писать не любят. Такой коллега обязательно возразит что-то в том духе, что «он не писатель, он читатель». Очень глупо. И бездарно, доложу я вам.
Профессиональная деформация
Бывает ли у редакторов профессиональная деформация?
Да, бывает. Во-первых, если ты редактор, то каждую фразу услышанную взвешиваешь на весах. На предмет логичности, стиля, грамотности. На предмет банальности/оригинальности.
И ляпы всевозможные, которых пруд пруди вокруг, вгоняют в тоску. И мысль при всем этом гложет такая: «Вот! Приучают людей! Неприкосновенных называют неприкасаемыми (противоположные по смыслу слова), говорят «одевать» вместо «надевать»… Куда катится мир. »
Ну и людей уже оцениваешь по тому, как они разговаривают. Если человек не звонит, а зво нит, – пиши пропало. Хоть ты тресни, но я уже не могу воспринимать его всерьез. И это ужасная нелепость с моей стороны, и я с этим борюсь.
Еще есть большой грех для редактора – вообразить себя судьей автора. Вот это как раз свойственно редакторам, которые сами не пишут.
А еще редакторы любят цепляться за формальности: «Ах! У вас в абзаце слово «редактор» повторяется пару раз! Ах, у вас тут стоит «во-вторых». А где «во-первых». » Чтобы объяснить такому редактору его неправоту, нужно дать ему образование, заставить читать классику и научить писать.
Такие редакторы – это мученики, которые при всем этом мучают других.
Но даже у талантливого редактора с течением времени может появиться зашоренность. Непосредственность восприятия уменьшается, съеживается и с возрастом, я боюсь, может исчезнуть вовсе. Чтобы этого не случилось, рецепт один: читать хорошие книги – ту же классику.
Хорошие книги – это ключевая вода для редакторского ума. Она смывает налет рабочей рутины, информационного шума, в каком все мы живем.
И тысячу раз счастлив тот редактор, что работает с талантливыми авторами.
Печальные моменты
Поверхностные авторы часто бывают очень плодовиты. Это проблема. Открываешь текст, продираешься сквозь сложные наукообразные фразы, и обнаруживаешь, что там нет ни одной свежей мысли. Вот такие моменты доводят до отчаяния. Столько трудов – и все впустую?!
И еще ненавижу читать неряшливые тексты, написанные одной левой. Иногда открываешь, а там – сарай, а не текст. Куча опечаток, точки стоят в километре от фразы и пр. Сижу и ставлю точки на место. Бредовое занятие.
И бросить не могу, так как корректор, даже если он очень хороший, может что-нибудь пропустить. Ну и невежливо это – отдавать корректору текст в таком виде.
В бумажных или интернет-изданиях, в информагентствах редакторами часто становятся журналисты .
Карьерная лестница может быть такой: корреспондент – редактор отдела – выпускающий редактор.
(Выпускающий редактор отвечает за размещение материалов, соблюдение сроков и пр.)
Кроме того, существуют литературные редакторы (заняты исключительно текстами), ответственные секретари (координаторы процесса: задания, сроки и пр.).
Ответственного секретаря иногда путают с выпускающим редактором. В их обязанностях действительно есть много общего. Но есть одно важное различие: ответсек текстом как таковым обычно не занимается.
И наконец, главный редактор – это вершина. Должность главреда сопряжена с администрированием и с публичной деятельностью. По идее он тоже должен читать статьи, поступающие от авторов, давать им задания и пр. Но я знаю примеры, когда главный редактор ограничивается общим руководством, контактами с властью и другими СМИ.
В книжном издательстве в наши дни тоже всё может выглядеть по-разному.
В маленьких издательствах редактор может быть и литературным редактором, и ведущим (руководит работой над изданием). Он же отчасти корректор и даже дизайнер. Он же контактирует с типографией.
В крупных издательствах существует разделение труда – это добавляет порядка и заметно облегчает жизнь.
В книжном издательстве свои силы можно попробовать в качестве внештатного редактора. Или, если позволяет образование, устроиться младшим редактором – человеком, который помогает ведущему редактору в организационных вопросах.
С течением времени можно стать ведущим редактором – так называется редактор книги, который отвечает за ее выпуск в целом, в отличие, например, от художественного редактора, который отвечает лишь за художественное оформление.
Ведущий редактор решает, публиковать произведение или нет, работает с автором и т.п. и т.д. Он же организует работу других сотрудников над изданием. Иными словами, занимается полноценной редакторской работой.
Как стать редактором?
Надо начать с вопроса: «А могу ли я быть редактором?»
Можете, если вас интересует литература, если вы любите и читать, и писать, если у вас достаточно усидчивости и въедливости, если вас привлекает творчество и не пугает рутина.
Очередной важный момент – грамотность. Вы не сможете работать редактором, если пишете жи/ши через ы . а запятые расставляете по законам симметрии, а не русского языка.
Чтобы стать профессиональным редактором, нужно получить образование по специальности «издательское дело». Лично я училась в вузе, который в наши дни называется Московским государственным университетом печати (МГУП) .
Но также хорошие редакторы получаются из дипломированных филологов и литераторов. Из журналистов, если говорить о периодике.
Но образование – это только база. К ней нужно приложить опыт, профессиональную и общую эрудицию, пытливый ум и постоянную работу над собой.
Начинающему редактору важно определиться, какая тема ему ближе. Экономика? Политика? Экология? Религия?
Художественная литература?
Иначе получится, что редактор – это всё и ничего, на все руки мастер, профессиональный дилетант.
Тема – это вообще главный вопрос жизни. Даже когда профессия уже выбрана.
Источник: www.obrazilla.ru
Выпускающий редактор тв это
Интервью Павла Ведерникова, шеф-редактора компании «Кинобайт», куратора интенсива «Супер-редактор кино и ТВ».
Павел, кто такой редактор кино? Чем он занимается? В чем особенность работы редактора кино?
Если г оворить о некой идеальной работе, задача редактора — помочь автору рассказать историю так, чтобы до зрителя «дошло». Редактор должен быть помощником, союзником автора, в чем-то — его учителем, а в чем-то — подмастерьем. Работая с автором, редактор всегда должен помнить, что он именно помогает автору сделать историю максимально понятной, интересной, острой, а не пытается переделать текст «под себя». Идеальному продюсеру, нанявшему идеального автора, я думаю, редактор не нужен. Но много ли идеальных авторов? И уж тем более — идеальных продюсеров?В реальности же
редактор, работающий в сфере кино и телевидения, чаще всего занимается двумя вещами:
– поиском новых авторов и проектов, подходящих под стратегию студии или под формат канала, с которым работает студия;
– работой по текущим проектам с авторами, с текстом и с визуальным материалом – от проверки фактов и реалий и помощи в оформлении текста до помощи автору в создании жанровой чистоты истории, в доводке структуры сюжета или помощи в создании закадрового текста.
Без сценариста, режиссера и других членов съемочной группы «кина не будет». Насколько важна профессия редактора?
«Кино» — понятие растяжимое. Фильм с производственным и маркетинговым бюджетами по 5 миллионов долларов и сборами в 10 тысяч долларов — это «кино»? Если такой проект сделан исключительно ради удовлетворения авторских амбиций создателя, то редактор на нем, конечно, не нужен. Редактор нужен, если его вклад на проекте необходим исходя из тех критериев качества, которые себе обозначает студия во главе с продюсером и художественным руководителем. Ведь, по большому счету, некий текст на
60 страниц, который условно можно назвать «сценарием», может написать любой человек. И чисто теоретически такой сценарий даже можно будет снять, а если есть деньги — даже поставить в нескольких кинотеатрах «полным экраном»…
Редактор в зрительском, жанровом кино — специалист, который помогает разработать сценарий и по-роденовски отсечь от текста все лишнее. Обычно редактор задает автору вопросы, делает предложения и приводит примеры, которые, как ему кажется,
подтолкнут автора к тому, чтобы убрать неудачные и развить удачные находки в героях, в сюжете, в содержании конкретных сцен и в диалогах будущего фильма.
В авторском кино редактор важен как соучастник процесса: если не соавтор, то важный собеседник, понимающий зритель для
автора. Может быть, даже немного психотерапевт. Редактор в авторском кино может помочь автору (часто — режиссеру и сценаристу в одном лице) вытянуть идею на тот уровень понимания, когда она «сработает» в фильме, зацепит зрителя.
А вот на телевидении без редактора,который часто выполняет и часть продюсерских задач, некоторые проекты вообще не
смогут существовать. Например, если на каком-нибудь ток-шоу так называемый «гостевой редактор» не сделает свою работу — в студии некого будет снимать, и работа встанет. Или если шеф-редактор не сможет найти замену внезапно ушедшим в запой авторам и не сможет сам дописать серии — слетят несколько съемочных дней, каждый из которых стоит десятки тысяч долларов.
В начале 90-х все почему-то решили, что редактор в кино — профессия необязательная. Сейчас снова возникла острая потребность в киноредакторах. С чем, по вашему мнению, это связано?
В 90-х как-то везде и сразу решили избавиться от «необязательных вещей» — от ученых, культурологов, редакторов. И вместе с водой, кажется, выплеснули ребенка. Я уверен, что почти полное выпадение редакторов из творческого процесса в 90-х годах болезненно сказалось на культуре России в целом — в литературе, в кино, в телесериалах.
Звучит, конечно, жутко пафосно, но такова реальность: отсутствие редакторского фильтра в целом и в частностях внутри каждого фильма, программы или сериала постепенно, незаметно, неощутимо снижает художественную ценность проектов, которые доходят до зрителя. А ведь и элитарный, и массовый зритель всегда вместо некачественного продукта будет выбирать качественный — даже если он сделан в другой стране и для России не такой злободневный. И проигранное сражение за национальный кинопрокат, когда при значительной государственной поддержке доля сборов российского кино в прокате уже несколько лет не поднимается выше 15-20% — отличный этому пример. Ведь в американском кинематографе, с которым российский почему-то так любят сравнивать, работа редактора в разном виде существовала и в 40-х, в 90-х — и существует сегодня.
Сегодня особенно остро чувствуется нехватка редакторов на ТВ — как на производящих студиях, так и на самих каналах. Между каналами растет конкуренция, особенно за молодого зрителя. Продюсеры делают ставку на качество — и редактор становится просто необходимой фигурой в телепродакшне.
Есть ли особенности работы редактора в кино- и телепроектах?
В работе над киносценарием важно понимать продюсера и автора, с которым ты работаешь. Важно понимать потенциальную аудиторию, жанровую нишу и конкурентное окружение вашего будущего фильма — а внутри самого сценария можно достаточно неспешно искать необычные решения, вдумчиво работать с историей, эмоциями, идеей, темой будущего фильма.
И требовать от автора дорабатывать сценарий. Иногда — десятки раз. Причем в кино работа редактора обычно после переписывания сценария заканчивается. А на телевидении редактор работает и на площадке, и на монтаже. При этом на телесериалах, к сожалению, над всем довлеют дедлайны, формат и пресловутое горизонтальное программирование. В телесериалах жанр, структура серии, хронометраж, возраст и количество героев, даже количество локаций на каждую серию — строго регламентированы, и нужно
выстраивать работу так, чтобы авторы сдавали работу в срок и соблюдали формат. Организация достаточно жесткая, но если все хорошо спланировано и авторы вдохновлены героями и историей, то результат будет не только «форматный», но и талантливый. А значит, сериал принесет зрителю удовольствие, а продюсерам — доходы.
К тому же в последние сезоны на российском телевидении появляются очень разные проекты-эксперименты — «После школы», «Без свидетелей», «Реутов-ТВ», — не говоря уже о великолепных прорывных сериалах канала ТНТ. Плюс появляются нишевые каналы с необычным контентом. Эти изменения постепенно меняют и ожидания аудитории, и подход всех телеканалов к работе — так что в ближайшие годы российское телевидение будет становиться все интереснее и для работающих на ТВ редакторов и, надеюсь, для зрителей.
Из других важных особенностей разницы работы редактора в кино и на ТВ — необходимость все время напоминать авторам, что сам подход к рассказу истории в кино и в сериале — различен. И что если в кино сценарий нужно писать от идеи, то в сериале — от героя. К слову, это один из вопросов, который мы разберем в рамках интенсива. Мы научим будущих редакторов обращать внимания на эту разницу.
На что нацелен интенсив «Супер-редактор кино и ТВ»? Что получат слушатели? nbsp;
Может быть, во мне говорит профессиональное когнитивное искажение, но важно будет познакомиться с аудиторией, понять, за чем студенты пришли на лекции. В чем-то ожидания наверняка придется подкорректировать, в чем-то — постараться оправдать.
Если говорить о содержательной сверхидее интенсива, то преподаватели постараются дать будущим редакторам начальный навык различать, что такое хорошо и что такое плохо в сценарии, как искать эти материи в тексте и как тактично давать по ним автору обратную связь. А значит, дадим студентам шанс получить работу.
Вообще же, мы делаем курс максимально прикладным: лекции и мастер-классы ведут только практикующие редакторы, а не кинокритики или теоретики искусства. Всю «теоретическую» базу работы редактора мы постараемся давать на конкретных примерах — и российских, и зарубежных, и успешных, и провальных. Так что на выходе у студентов будет понимание, что и зачем сейчас снимают на разных каналах и на разных студиях. Плюс — контакты действующих профессионалов отрасли.
В качестве итоговой работы курса студенты должны будут написать редакторское заключение – и по сценарию телесериала, и по сценарию полного метра. Подобное заключение – один из основных инструментов работы редактора, так что студенты смогут окунуться в работу редактора.
Были ли у вас или ваших коллег интересные истории, связанные с работой киноредактора?
Работа редактора — специфическая вещь: с одной стороны, соприкасаешься с творческим материалом, с другой — редактор все-таки больше менеджер и медиатор творческого процесса, иногда даже формалист. Такие увлекательные истории, которые случаются с режиссером и со съемочной группой где-нибудь в тайге, когда медведи съедают недельный запас еды и вместо документального фильма о сибирской природе приходится снимать хоррор о голодном продюсере, — у редактора редкость.
Из действительно интересного — могу вспомнить своеобразные «торги» между продюсерами за сериал: когда нескольким студиям проект так понравился, что сценарист оказался в удивительной для нашего рынка ситуации, когда он сам выбирал заказчика и диктовал продюсерам свои условия работы. Посмотрим, что в итоге получится, — проект еще не снят, но своего зрителя он найдет совершенно точно. Даже если это будет тот самый выбравшийся из тайги голодный продюсер.
Источник: avtoram-com.livejournal.com