Выступление на ТВ или по ТВ

Любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, когда сам этот человек является основным (чаше всего единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре. Практически такое обращение не столько жанр, сколько метод донесения до зрителей любой информации: от прямого включения телерепортера с места события до монолога в портретном очерке. Но в любом случае выступление содержит не только информацию, но и отношение к ней, авторскую оценку [45, с. 179]. В плане техники показа выступление в кадре — самая простая форма передачи. Для выступающего — это максимальная реализация всех его духовных и творческих возможностей.

«На всеобщее обозрение, “на всенародные очи” общественный деятель

выносит не только свою речь, декларацию, свое мнение — всего себя, свой

человеческий облик, свой интеллект, свою искренность» (В. Л. Саппак).

Специфика телевизионного выступления:

  • — масштаб публичности: в отличие от ораторов, выступающих перед публикой в зале, находящийся в кадре человек обращается к объективу телекамеры, мысленно представляя себе многочисленную аудиторию, рассредоточенную в пространстве;
  • — отпечаток диалогической природы телевидения: предполагается своеобразный диалог между выступающим и аудиторией, диалог мысленный, когда выступающий заранее старается предположить, какие вопросы могут возникнуть у зрителей, и отвечает на все эти вопросы, выстраивая свою речь соответствующим образом;
  • — высокий эффект эмоционально-логического воздействия на зрителей, связанный с такими свойствами телевизионного сообщения, как его персонифицированность, разговорность стиля и интонация.

Выступление — одна из форм ораторского искусства, известного с древнейших времен, и поныне является важнейшим средством воздействия на общественное сознание. В 335 г. до н.э. Аристотель в своей «Риторике» назвал три составные части ораторского искусства: личные свойства и способности оратора, принципы построения публичных выступлений, технику ораторской речи.

Особые требования к выступающему:

  • — выступающий должен быть личностью, представляющей интерес для зрителей: носитель эксклюзивной информации, известный человек со своим взглядом на происходящие события, высокопоставленный государственный или общественный деятель, чье появление на экране носит официальный характер;
  • — основанием для появления оратора на телеэкране служит его умение ярко и оригинально мыслить, глубоко и многосторонне анализировать известные события и явления, делать верные выводы;
  • — текст выступления должен быть «активным», наступательным, а само выступление строиться по законам драматургии;
  • — внешний облик выступающего, мимика, жесты, речевое поведение должны соответствовать содержанию излагаемого материала.

Эти же требования были сформулированы и в старинном сочинении «Физиономист»; «Твой лик, о человек, есть зеркало твоей души и духа твоего, на котором Господь собственным перстом начертал, что ты есть перед ним и всяким творением, живущим на земле, чтобы каждый узнавал — кто ты в добре и зле».

Любое телевизионное выступление основано на утверждении какой-либо концепции, идеи, которая раскрывается в ходе авторского рассуждения, подкрепляемого необходимыми доказательствами.

Этапы работы над выступлением определили еще древние риторы:

  • — инвенцио (изобретение мыслей);
  • — диспозицио (расположение мыслей);
  • — елокуцио (словесное выражение);
  • — моториа (запоминание);
  • — акцио (произнесение).

Подготовка телевизионного выступления — это конструирование текста в соответствии с творческой задачей журналиста и интересами целевой телевизионной аудитории. На этот процесс действует несколько групп факторов;

  • — генетические: журналистский замысел и авторская концепция, масштаб проблемы, объем собранной информации, оперативность материала;
  • — целевые (связанные с предназначением текста): констатация, утверждение, отрицание;
  • — формальные (связанные с формой и внешними параметрами текста): жанр, размер, использование иллюстративного материала, место выступления в программе передач.

Эти факторы тележурналист учитывает изначально, приступая к процессу создания своего выступления.

Важнейшим организующим элементом выступления, определяющим его содержательную цельность, логичность изложения и завершенность материала в виде мотивированных выводов, является композиция. Она должна соответствовать следующим требованиям:

  • — наличие трехчастной структуры;
  • — вступление содержит определение темы, знакомит телезрителей с кругом обсуждаемых вопросов;
  • — основная часть излагает факты и доказательства авторской концепции в трактовке этих фактов;
  • — заключение предлагает краткие и точные выводы из сказанного;
  • — способы смыслового решения заключительной части выступления: дидактический (делается однозначный вывод), приглашение телезрителей к дискуссии, «неустойчивая нота» (автор не делает однозначных выводов);
  • — составные части должны быть соразмерными;
  • — в телевизионном выступлении доминирующий элемент — слово, но при необходимости возможно использование изобразительного материала, как иллюстрации, соответствующей слову, подтверждающей и аргументирующей его, способствующей более полному и эффективному восприятию передачи.

Типы структурных моделей выступления определяются с помощью формальных характеристик. Одна из них — порядок расположения наиболее активно действующих аргументов:

  • — «антикульминационная модель» (сильные аргументы даются в начале выступления);
  • — «пирамидальная модель» (сильные аргументы — в основной части);
  • — «кульминационная модель» (сильные аргументы — в конце).

Выступление может быть построено на основе включения в него «односторонних» и «двусторонних» сообщений: первые содержат только сообщения автора, вторые наряду с ними содержат и контраргументы мнимого или реального оппонента.

Виды телевизионных выступлений:

  • — текстовые, написанные самим выступающим и отредактированные телевизионным редактором (выдаются в эфир с помощью телесуфлера);
  • — тезисные, где обозначена тема, намечен основной ход мысли, прокомментированы центральные вопросы, которые затрагиваются в ходе выступления; текст рождается импровизационно;
  • — импровизированные, где обозначены только тема и хронометраж выступления, требуют тщательного подбора выступающих (уровень компетентности, речевая культура, телегеничность и т.д.).

Выступление в кадре (речевая деятельность) по своей сути является произнесением заранее подготовленного текста. Текст — мысль, облеченная в определенную (словесную) форму.

Основные характеристики текста:

  • — цельность (проявление единства авторского замысла);
  • — связность (необходимое условие цельности);
  • — завершенность (наличие выводов, связывающих воедино начало и конец).
Еще по теме:  Стрим не работает ТВ

Общие правила речевой деятельности:

  • — не содержать отступлений от языковых норм;
  • — адекватно передавать авторскую мысль;
  • — экономно использовать выразительно-изобразительные языковые средства;
  • — текст должен быть понятным и интересным аудитории телезрителей.

Правила, продиктованные функциональным стилем:

  • — сообщение представляет актуальное событие;
  • — привлекает и удерживает внимание целевой аудитории;
  • — воздействует на мировоззрение телезрителей.

Условие успеха любого выступления — умение выступающего публично думать, просто говорить о сложном, убеждать без дидактики. Вот почему оратор должен владеть в высокой степени мастерством убеждения, пользоваться речью как средством взаимного общения, в котором мысли, слова, манеры, жесты рассчитаны на зрителей и предназначены им.

«Поскольку выступающий “приходит домой” к зрителю, он не должен забывать о тоне выступления. Любая аудитория всегда чувствует подготовленность. широту’ кругозора оратора. Для этого совсем не требуется обилия цитат, наукообразных выражений, иностранной терминологии. Гораздо более действует на людей честное освещение фактов и явлений» [7, с. 43].

Самое главное и самое трудное — с первых слов завоевать внимание аудитории. Чтобы найти такое начало, надо продумать основные положения будущей речи, определить, какой из тезисов поставить на первое место. Выступающий в эфире должен в совершенстве владеть нормами устной речи (текст предназначен для ушей), знать основные риторические правила, делающие сообщение не только убедительным, но и эмоциональным, экспрессивным.

Умение использовать основные риторические операции (члени- мость речи, соотносимость текста с его материалом, избыточность текста, редукция — сведение сложного к простому и т.д.) и типы риторических фигур (метафора, метонимия, синекдоха, синонимия, гипербола, литота, эвфемизм), а также чисто технические приемы произнесения текста выступления (дикция, правила литературного произношения, логическое чтение сложных периодов, интонация) в немалой степени определяют уровень методологической культуры «говорящей головы».

Источник: ozlib.com

Особенности выступления по радио и телевидению

Эмоджи

Зарегистрируйся в два клика и получи неограниченный доступ к материалам,а также промокод на новый заказ в Автор24. Это бесплатно.

Публичное выступление — это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь.
Одним из наиболее существенных признаков современного развитого общества является наличие широко функционирующих средств массовой информации (прессы, радио, кино, телевидения).
Цель контрольной работы – рассмотреть особенности выступления по радио и телевидению.
Объект изучения в контрольной работе – деловые коммуникации. Предмет изучения – выступления по радио и телевидению как методы деловых коммуникаций.
В соответствии с поставленными задачами определена структура контрольной работы, которая состоит из введения, основной части и заключения, списка использованных источников.
Источниками информации для написания работы базовая учебная литература, статьи и обзоры в периодических изданиях.

Особенности выступления по радио и телевидению
Выступление на радио
Радио как канал коммуникации имеет множество плюсов. Слушая радио, можно одновре­менно заниматься массой других дел. Именно поэтому радиоохват населения довольно широк. Заметим, однако, что радиоаудитория не является целевой. Но случайный разброс здесь настолько велик, что ра­дио заслуживает самого пристального внимания.
Радио как средство коммуникации имеет следующие преимущества:
• дешевизна — изготовление и пе­редача в эфир радиопрограмм намного дешевле, чем телевизионных;
• охват и воздействие — радиосообщения могут до­стигать людей, не пользующихся другими средствами массовой информации или находящихся в пути (в ав­томобиле, поезде, идущими пешком).
• человеческий голос и музыка. Хотя возможности радио в создании эффектов, оказывающих воздейст­вие на аудиторию, ограничены по сравнению с телеви­дением, однако они намного превосходят возможности печатных носителей информации (газеты, журналы).
• отсутствие исключительных требований к внима­нию — в отличие от чтения газет или просмотра телепе­редач, радио не посягает на все внимание слушателя. Слушая радио, человек может заниматься каким-то де­лом, например, работать или вести машину.
• интерактивность — современное радио делает воз­можным открытый диалог в эфире между слушателя­ми, ведущим и гостями студии.
Планируя выступление на радио, следует по­лагаться только на смысл сказанного. В отличие от пе­чатной прессы, на радио не любят длинных фраз и стремятся излагать только факты, заинтриговав первым же абзацем
Существует целая теория радиообращений. Так, до­статочно эффективными считаются радиоролики в 10, 20 и 30 секунд, особенно если они наполнены не только словами. Запомнившаяся радиослушателю мелодия – это ключ к сознанию слушателя.
Выступление на телевидении
Массовость телевизионной аудитории, масштаб публичности выступления по телевидению выдвигает особые требования к личности выступающего. Прежде всего, это должна быть личность, то есть человек, представляющий безусловный интерес для многих либо в силу своего общественного положения (политические, государственные деятели), рода деятельности (изобретатели, ученые, артисты, писатели), либо обладающий ценной — эксклюзивной, информацией (типичная или уникальная биография, свидетели исторических или редких событий).
Наконец, поводом для появления на телеэкране нередко служит умение выступающего ярко и оригинально мыслить, анализировать известные события глубоко и всесторонне, делать неожиданные и верные выводы

Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы

50% реферата недоступно для прочтения

Закажи написание реферата по выбранной теме всего за пару кликов. Персональная работа в кратчайшее время!

Источник: author24referat.ru

Выступление на тв или по тв

Аннотация. Данная статья посвящена анализу особенностей телевизионной речи и рассматривает ее с точки зрения формата коммуникации, лексических, невербальных и грамматических особенностей, целей и функций. Представленный анализ является основой для анализа современной устной публичной речи.

Ключевые слова: телевизионная речь, устная речь, публичная речь, устная коммуникация.

Для определения специфики телевизионной речи следует в первую очередь соотнести ее с понятием «речь».
Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом) [1, с. 1].

Еще по теме:  Яндекс ТВ не загружается

Анализ телевизионной речи можно проводить на нескольких уровнях:

  • по видам коммуникации (монолог, диалог, полилог);
  • по целям и функциям;
  • по используемым лексическим особенностям;
  • по особенностям используемых грамматических конструкций;
  • по невербальным средствам.

Основываясь на определении речи, можно сказать, что телевизионная речь – это речевая деятельность, осуществляемая в устной форме. Существует три формы устной коммуникации:

  • монолог (от греч. monos – один и logos – слово, речь) – речь одного человека, обращенная либо к себе, либо к окружающим;
  • диалог (от греч. dialogos – беседа, разговор двоих) – форма (тип) речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата;
  • полилог (от греч. polys – многочисленный и logos, здесь – разговор) – разговор между несколькими лицами.

Сегодня на отечественном телевидении представлены программы всех вышеперечисленных форматов. Однако наиболее распространенный и естественный формат телевизионной речи – это диалог.

Монолог ведущего или приглашенного к участию в эфире гостя только по форме является монологом, хотя по сути – это диалог, т. к. речь рассчитана на зрительскую аудиторию, более того, на аудиторию массовую. Тем самым мы можем отметить для телевизионной речи такое ее свойство, как имплицитная диалогичность.

Такая речевая ситуация является прямым следствием главной цели телевидения – воздействовать на аудиторию. И следует заметить, что зрительская аудитория у экранов несоизмеримо больше аудитории в телевизионной студии, поэтому воздействие на невидимого зрителя явно приоритетнее воздействия на зрителя студийного. То есть истинный адресат любой программы ТВ – это телевизионный зритель. Чтобы суметь оказать воздействие через экран и вызвать реакцию у аудитории, с которой нет непосредственного контакта, необходимо уметь предугадывать возможную реакцию аудитории, вероятные вопросы и возражения и вовремя на них реагировать. Тем самым монолог превращается в скрытый диалог с массовым собеседником.

Для достижения своей главной функции (воздействующей) необходимо говорить с аудиторией на одном языке.

Многие исследователи считают, что язык современного общества – это разнородное явление, которое состоит из множества составляющих: заимствованных слов, узкоспециальных терминов, жаргонизмов и т. п.

Сегодня телевидение многоформатно. В зависимости от формата, программы, темы программы, целевой аудитории трансформируется язык телевидения. Так, например, в развлекательных программах, ток-шоу и других подобных форматах сегодня все чаще можно услышать обиходный язык, что говорит о снижении общей культуры речи общества. Так, например, в программе «+100500» на канале «Че» можно услышать следующие примеры: здоро́во вместо здравствуйте, старичок вместо друг, братва вместо компания, в натуре вместо по-настоящему, угораем вместо смеемся и т. п. Свидетельством того же является множество речевых ошибок, встречающихся в устной публичной речи в данных форматах. Социальная культура является одним из основных факторов, влияющих на речь.

Язык – явление динамическое, он никогда не стоит на месте и развивается под воздействием многих факторов, в том числе исторических и социальных. В частности, Е.А. Земская говорит о следующих изменениях в устной публичной речи:

  • расширение рамок публичной речи (телевидение, радио, митинги, собрания) дало возможность приобщить к ней новые слои населения;
  • увеличилось число участников-коммуникантов устной публичной речи;
  • люди теперь не читают по бумажке написанное заранее, а говорят спонтанно (т. е. изменился сам характер речи) [4, с. 1].

Еще одной особенностью телевидения, непосредственно влияющей на телевизионную речь, является регламент. В отличие от Интернета, для телевидения обязательными являются временны́е рамки, следствием которых является сегментирование речи (под рекламные паузы и окончание эфира). Из-за таких временны́х рамок в современной устной публичной речи широко используются клише, которые особенно характерны для ток-шоу и новостных жанров (комплекс мер, делают все возможное, пока информации нет, как стало известно из достоверных источников, заверили, разобраться в хитросплетениях, не имеет аналогов, не переключайтесь, все самое интересное – после рекламы и др.).

Телевизионная речь является одной из разновидностей устной речи. Г.Л. Ковальчук отмечает, что многие исследователи предлагают даже выделить телевизионную устную публичную речь в отдельный жанр [5, с. 1].

Устная речь делится на публичную речь и разговорную (обиходную) речь. Они имеют ряд серьезных различий.

Во-первых, несмотря на то, что в устной публичной речи могут встречаться элементы спонтанности, она в основном является подготовленной, стратегически и тактически продуманной и направленной на достижение какой-либо цели, а точнее, на достижение какого-то результата (оказания определенного влияния).

Во-вторых, публичная речь, хотя иногда и содержит элементы разговорной речи (вводные конструкции, междометия, вводные слова, слова-паразиты), но их количество не сопоставимо с тем, сколько их употребляется в разговорной речи.

В-третьих, устная публичная речь регламентирована: она ориентирована на нормы языка и не должна выходить за рамки, установленные литературной нормой (в ней неприемлема нецензурная и пейоративная лексика).

В-четвертых, в отличие от устной разговорной речи, для устной публичной речи недопустимо перескакивание с мысли на мысль, как это часто происходит в разговорной речи, неприемлемо нарушение логики речи, которая должна быть продумана заранее и должна выдерживаться, в противном случае зрительская аудитория может не понять говорящего.

В-пятых, как отмечалось выше, в устной публичной речи широко распространены устоявшиеся конструкции, которые помогают облегчить восприятие материала. Однако в устной разговорной речи такие конструкции, как правило, не применяются.

Н.Ю. Горчакова выдвигает следующие критерии устной публичной речи: она должна быть конкретной, максимально информативной и ясной. Длинное витиеватое предложение будет сложным для восприятия аудиторией [2, с. 2].

Еще по теме:  Как удалить корзину на Андроиде

Помимо основной (воздействующей), можно также выделить и другие функции телевизионной речи: коммуникативную, когнитивную, фатическую (контактоустанавливающую), эмотивную (эмоционально-экспрессивную, конативную (усвоения информации адресатом), апеллятивную (призыва, побуждения к действиям), аккумулятивную (хранения и передачи информации), метаязыковую (речевого комментария), эстетическую (эстетического воздействия).

Как уже оговаривалось выше, устная публичная речь является частью устной речи, но имеет ряд существенных отличий от устной разговорной речи. В первую очередь, эти различия проявляются на уровне расстановки целей. Устная разговорная речь может преследовать любую цель, в то время как основная цель устной публичной речи – воздействие на зрителя. Тем самым спецификой телевизионной речи является ее скрытая диалогичность.

Особенность телевизионной речи заключается в формате ее подачи, в сочетании «картинки», звука и текста. Поэтому для этого жанра очень важны такие вербальные средства, как тембр голоса, интонация, динамика и сила речи, но не менее важными являются и невербальные средства: мимика, жесты и позы – все это формирует уникальный образ говорящего, т. е. происходит персонификация. Зрители узнают ведущих, героев программ, формируют определенное отношение к ним (доверяют или не доверяют, прислушиваются или, наоборот, пренебрегают мнением тех или иных людей).

Картинка не должна противоречить тому, что говорится, однако она не может дублировать текст, т. е. нельзя описывать то, что происходит на экране. Говорение (аудио), видео и текст должны быть отдельными элементами, сочетающимися друг с другом для достижения наибольшего эффекта, однако они не могут заменять или дублировать друг друга.

Для достижения максимального контакта с аудиторией, для облегчения понимания сути высказывания разными членами общества и для достижения диалогического построения коммуникации с аудиторией используются различные грамматические приемы, например, инверсия (Потрясающе просто! Или Поверить не могу!); словосочетания с постпозитивным определением (Видео, конечно, эпичное вышло); риторические вопросы (Ну, а кому это не понравится? Или Ну, кто от такого откажется?); вводные слова и конструкции (Это, пожалуй, самый простой способ. Или Ну, конечно же, мы туда и отправимся).

Таким образом, по виду коммуникации устная публичная речь тяготеет к жанру диалога со зрительской аудиторией. Основная цель и функция телевизионной речи – это воздействие на зрительскую аудиторию.

Сегодня телевидение неоднородно. На нем представлены различные форматы, в зависимости от формата меняется и сам язык. Развлекательные программы стремятся к сближению с аудиторией, в частности, через использование ее лексики. Отступление от литературного языка в телевизионной речи развлекательных программ вызвано стремлением к сближению со зрительской аудиторией, что требует разговора на понятном ей языке. Однако более серьезные форматы, например, новостные программы, политические программы, пресс-конференции, политические интервью, круглые столы, дебаты, некоторые политические ток-шоу стремятся придерживаться языковых норм, и речевые ошибки в передачах данного формата допускаются редко.

Телевизионная речь направлена на диалог с аудиторией, поэтому ее задача всевозможными способами взаимодействовать с аудиторией, вовлекая последнюю в этот процесс. Для этого могут использоваться вопросы, обращенные к зрителю, пояснения, с целью достичь максимального понимания зрителя. Если говорить о грамматике, то в основном используются простые предложения, а также предложения, не перегруженные причастными и деепричастными оборотами. Короткие предложения легче воспринимаются на слух.

«Картинка» в телевизионной речи играет не менее важную роль, чем текст, поэтому очень важен образ говорящего, его вербальные и невербальные средства общения, поскольку они могут повлиять на восприятие информации аудиторией в не меньшей степени, чем сам текст.

Features of television speech based on speech communication theory

Belaya A.N.,
master of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Yarygina Elena Sergeyevna,
Professor of the Department of Russian Language and Methods of Teaching of Philological Disciplines of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Doctor of Philological Sciences, Professor

Annotation. This article is devoted to the analysis of features of television speech and considers it in terms of communication format, lexical, non-verbal and grammatical features, goals and functions. The presented analysis is the basis for the analysis of modern oral public speech.
Keywords: television speech, oral speech, public speech, oral communication.

  1. Большой энциклопедический словарь. 2009. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/es/48973 (дата обращения: 29.11.2019).
  2. Горчакова Н.Ю. Особенности телевизионной речи как разновидности устной публичной речи. Полилингвиальность и транскультурные практики. ВАК 2007. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-televizionnoy-rechi-kak-raznovidnosti-ustnoy-publichnoy-rechi (дата обращения: 29.11.2019).
  3. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов. М., 2000. 287 с.
  4. Земская Е.А. Активные процессы в русском языке последнего десятилетия XX века. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/gramota/28_55 (дата обращения: 29.11.2019).
  5. Ковальчук Г.Л. Телевизионная речь: особенности формирования // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2008. № 1. С. 67-71.
  6. Светана С.В. Телевизионная речь // Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. М., 1980. С. 194-196.
  1. The Great Encyclopedia Dictionary. 2009. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/es/48973 (date of appeal 29.11.2019).
  2. Gorchakov N.Y. Features of television speech as a form of oral public speech. Polylinguiality and transcultural practices. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-televizionnoy-rechi-kak-raznovidnosti-ustnoy-publichnoy-rechi (date of appeal 29.11.2019).
  3. Dobrosklonskaya T.G. Questions of Media Research. M, 2000. 287 pages.
  4. Zemskaya E.A. Active processes in Russian of the last decade of the 20th century. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/gramota/28_55 (date of appeal 29.11.2019).
  5. Kovalchuk G.L. Television speech: peculiarities of formation // Journal of VSU. Series: Philology. Journalism. 2008. № 1. Page 67-71.
  6. Svetana S.V. Television speech // Language and style of media and propaganda. M, 1980. Page 194-196.

Источник: mgpu-media.ru

Оцените статью
Добавить комментарий