Взгляд передача на ТВ

Динамичная заставка, раскованные ведущие, запретные темы – такой предстала в октябре 1987 года новая вечерняя программа «Взгляд».
Передача задумывалась «в верхах» как противостояние пятничной передаче Севы Новгородцева на Би-Би-Си. Инициатором такого «ответа Чемберлену» было КГБ. Но делали ее талантливые люди, и цензура особенно не вмешивалась – время уже было не то.

В первом выпуске – Александр Градский, «Рок-ателье» и Элтон Джон, собачьи бега и боевые искусства, видеоклипы и интервью: с биологом Лазарем Метлером и артистом балета Владимиром Васильевым. Прямо с телетайпной ленты читаются новости. Ведущих четверо, они молоды и умны: Александр Любимов, Владислав Листьев, Дмитрий Захаров и Олег Вакуловский – по ощущениям их можно было сравнить только с битлами. Действие происходит на кухне, и вокруг – рабочий бардак: бумаги, экраны, телетайп, книги, пишущие машинки.
Этот «набор свободы» подействовало убийственно. На следующее утро все разговоры начинались с «А ты видел?» Видел, конечно, вся страна видела. Через 10 лет после первого эфира «Взгляда» «Огонек» писал о ведущих передачи: «Они стали народными героями, олицетворявшими перемены внутри страны, так же, как символом перестройки за границей был Горбачев. Потому что вместе с ними, смелея от пятницы к пятнице, мы учились говорить не кухонным шепотом, а вслух: в СССР все-таки есть секс, у капитализма тоже бывает человеческое лицо, рок-н-ролл жив, Чернобыль не авария, а трагедия… Но когда мы вместе прошли почти весь демократический букварь и научились громко говорить, было уже почти все равно, кто говорит с нами из студии «Взгляда». За что всем, кто когда-либо делал это, большое человеческое спасибо».

Взгляд. Специальный выпуск. Эфир 09.10.1989 (1989)

Кликните на фото для просмотра Фото к статье: 7

Оценка: нет
  • Телепередача «В гостях у сказки»
  • Утренняя почта — музыкальная передача с Юрием Николаевым
  • Передача Кинопанорама

Внимание,

для выполнения этого действия вам нужно войти или зарегистрироваться. В этом случае история ваших комментариев сохраняется в личном кабинете

Пройдя несложную регистрацию, Вы сможете самостоятельно размещать на портале свои фотографии, статьи, любимую музыку, коллекции, отправлять сообщения другим зарегистрированным пользователям, вести блог.

Пользователи всех стран, соединяйтесь!

Комментарии:

взгляд из телевизора

Действительно, программа «Взгляд» стала властителем умов. Это там впервые можно было услышать песни «Наутилуса», узнать новости о которых не писали в газетах, и еще много всего честного и откровенного. Я еще помню, как взглядовцы звали людей на баррикады, и что из этого вышло.

Фотоархив

Передача «Взгляд». Первый выпуск. Эфир 02.10.1987 (1987)

Предметы эпохи

Советский настольный хоккей

Торты и пирожные советского времени

Советские бренды

Черная икра - советский деликатес. Зернистая и паюсная

Черная икра — советский деликатес. Зернистая и паюсная

«Икру зернистую и кетовую подавать в икорницах, — учила хозяек советская кулинарная книга. – Отдельно дать мелко нарезанный зеленый лук

Мороженое Лакомка.

Мороженое Лакомка.

Истории из советских времен иногда сильно смахивают на сказку. Например, был когда-то в стародавние времена на ВДНХ павильон «Мороженоеhttp://22-91.ru/statya/bitly-nashego-televidenija-programma-vzgljad/08.02.2011″ target=»_blank»]22-91.ru[/mask_link]

«Это не продукт, это общественное явление. «

20 лет «Взгляду» — цифра, кажущаяся едва ли не страшной для тех, кто еще разделяет собственную судьбу и миф истории. На вопрос о роли самой известной телепрограммы перестройки отвечают Радик Батыршин, Олеся Бондарева, Дмитрий Быков, Ясен Засурский, Дмитрий Захаров, Михаил Леонтьев, Анатолий Лысенко, Александр Любимов, Леонид Радзиховский.

Радик Батыршин, заместитель генерального директора ВГТРК, директор филиала ВГТРК «Радиостанция «Маяк»

Когда мне задают такой вопрос, у меня возникают встречные — в сетке какого канала вы видите эту программу, в каком тайм-слоте, в какой день недели? Если получить ответы на эти вопросы, я смогу ответить на поставленный. Сейчас телевидение не выполняет функции коллективного пропагандиста и агитатора. Нужно четко понимать формат программы.

Формат программы «Взгляд» был всегда разным, он никогда не был одинаковым. Кроме того, менялись ведущие, менялись ее создатели. Это, скорее, вопрос компетенции Анатолия Григорьевича Лысенко и Эдуарда Михайловича Сагалаева. И я думаю, что такие взглядовцы, как Александр Михайлович Любимов, четко могут разделить историю «Взгляда» на периоды.

В свое время я, как и весь Советский Союз, с удовольствием смотрел и восхищался смелостью этих ребят. Они же каждый раз выходили в эфир, как в последний. Хотя сам по себе прямой эфир не был тогда чем-то удивительным. Даже мы на башкирском телевидении работали в прямом эфире, потому что у нас не было денег на пленку.

На центральном телевидении деньги на пленку были, конечно, но не самым фактом прямого эфира это было удивительно. Удивляла смелость и острота обсуждений. После каждого эфира все удивлялись: и как передачу еще не закрыли. А сейчас я даже не знаю, чем можно так удивить нашего зрителя.

Сейчас каждая программа — это продукт, который появляется на рынке, и он совершенно конкретно оценивается в пунктах рейтинга. А «Взгляд» не был продуктом, это было общественное явление.

Олеся Бондарева, специальный корреспондент, режиссер «Взгляда»

На современном телевидении стало больше профессионализма и меньше романтики и интерактивности, в особенности на центральных каналах. Та программа «Взгляд» шла три часа, и там было творческое пространство для эксперимента. Нечто похожее потом пытались возродить — «Открытый проект» и прочие попытки в молодежном формате. Сейчас на центральных каналах муха не пролетит без коммерчески оправданного гарантированного формата.

Конечно, по мере роста профессионализма шло переосмысление видения самой программы. Когда мы отмечали десятилетие «Взгляда», появилась идея взять какой-то сюжет из тех самых старых выпусков и поставить в эфир без монтажа, как вечнозеленую историю. Но мы поняли, что лучше этого не делать, это выглядело очень наивно, просто и доверчиво; такой сюжет, будучи вырван из контекста, совершенно не смотрелся. Феноменом тех лет была сама возможность трехчасового формата, формата эксперимента на центральном канале. За все годы существования «Взгляда» в его основе всегда лежала идея новизны и выхода за рамки стереотипов.

Сейчас я испытываю определенную ностальгию и желание создать такой формат, в котором ничего не гарантировано, не отстроено, не прописано, с новыми лицами, молодыми и яркими. Формат «Взгляда» отрицал всякие форматы: сегодня это ток-шоу, завтра — музыкальная программа, и всегда это было осознанной редакционной политикой. И даже в последние годы, когда он шел не три часа, а меньше часа и все находились в гораздо более жестких рамках, когда приходилось резать «по-живому», выкидывая из шестиминутного сюжета полторы минуты, все-таки была политика, что мы каждый раз должны делать все по-новому, так, как мы еще не делали. В этом, мне кажется, была большая ценность «Взгляда».

Еще по теме:  Медиатека Apple TV что это

Но это однозначно не коммерческое пространство. За все семь лет моей работы во «Взгляде» не было никаких коммерческих сюжетов. Много раз мы снимали что-то интересное, что было связано с вполне обеспеченными людьми, и они задавали вопрос: сколько мы вам должны? А мы белозубо улыбаясь, отвечали: нисколько. Этот проект был некоммерческим, дорогостоящим и честным.

У этого «неформатного» формата есть своя аудитория. Да, на одном из экспериментов он загнулся, но если б я была продюсером Первого канала, я бы его оставила и дала возможность проходить этот творческий кризис. В этом состояла бы «хорошая карма» канала — это как в одном восточном фильме рыбаки три конца невода завязывали, а один оставляли свободным, чтобы у рыб был шанс, считая, что в этом заключается их хорошая карма. Иметь формат, в котором ты рискуешь, значит, что в какой-то момент у тебя может выйти полный бред, а в следующий — нечто совершенно гениальное. Это полигон для разных форматов, и иметь такую передачу — сильный ход, сильная позиция для продюсера крупного канала.

Дмитрий Быков, писатель, публицист

Такая передача не просто возможна, она необходима. Но для того, чтобы появился «Взгляд», нужно как минимум три условия: готовность телевизионного начальства хотя бы к косметическим разоблачениям, достаточно воспитанная аудитория, которая ждет не только ток-шоу о сосках, а в-третьих, кадровый резерв.

Сейчас такого кадрового резерва, эдаких «умных евреев при губернаторе» уже фактически нет. Сейчас уже невозможно сочетание ума и лояльности, как это было, например, в 70-80-е годы. Тогда существовала некоторая прослойка умных, но лояльных, которые при желании в нужное время могли были быть мобилизованы на такое дело. Сегодня «лояльный» в 90 случаях из 100 означает «кретин».

Поэтому сейчас программа «Взгляд» делалась бы качественно хуже, уровнем ниже, но она была бы очень востребована. И я убежден, что когда нынешняя бездарность, тупость и трусость закончится (а она закончится очень скоро, и Россия будет отряхивать этот омерзительный тлен), тогда эта программа «Взгляд» будет очень востребована. Я надеюсь до этого дожить.

Дмитрий Захаров, ведущий программы «Их нравы» на канале НТВ, автор и ведущий «Взгляда»

Я думаю, вряд ли «Взгляд» сегодня возможен. Я говорил об этом много раз — такой формат не то чтобы невозможен, а просто не востребован. Это все равно что делать 403-й «Москвич» в XXI веке. «Взгляд» был передачей своего времени и соответствовал задачам этого времени. Сейчас все по-другому.

Те монополии, которые принадлежали «Взгляду» в течение первых двух-трех лет, постепенно стали утрачиваться. В свое время «Взгляд» был инструментом информационного прорыва. Мы первыми давали политическую информацию о том, что происходило в стране и за ее пределами. Затем информационной составляющей «Взгляда» пришлось конкурировать с новостными программами на других каналах.

Как только появились специализированные музыкальные каналы, мы потеряли монополию и в этой сфере. Особой ностальгии по «Взгляду» я не испытываю — слишком много времени прошло.

Михаил Леонтьев, публицист, телеведущий

Я знаю почти всех людей из «Взгляда», и они считают, что это передача, конечно, смешная и наивная и что сейчас это смотреть невозможно. Так думают, во всяком случае, все вменяемые взглядовцы. Придурковатая цельность сознания периода ранней перестройки, к счастью, к нам больше не вернется.

Для своего времени она, как и все прочие передачи, была на месте, потому что «свое время» обладало совершенно фантастической степенью кретинизма. Вы же помните, что мы в это «свое время» сделали с собой, со своей страной? Это был ребенок, который решил сделать себе операцию без наркоза, потому что ему интересно, что там внутри.

Анатолий Лысенко, член правления Академии российского телевидения, президент Международной телеакадемии, создатель и руководитель «Взгляда»

Сейчас «Взгляд» невозможен. Потому что уровень интересов и политической активности общества снизился не то что до нормальной температуры, а я бы сказал — до температуры замерзания. В те годы политический интерес общества был огромен, тогда «Взгляд» был нужен, сейчас — нет. А кроме того, сегодня ни один из каналов не заинтересован в потрясении устоев. Они и тогда-то не были заинтересованы, но в то время все-таки можно было власть имущих перехитрить, а сегодня нельзя, власть стала более сообразительная.

Александр Любимов, президент «Медиасоюза», председатель Совета директоров ЗАО «ВИД», вице-президент Академии российского телевидения, автор и ведущий «Взгляда»

Воспоминания о «Взгляде» мне милы, но уж слишком это было давно. Сейчас эту передачу, к счастью, реанимировать невозможно. Почему? Потому что нет необходимости бороться с правящей партией.

Если рассматривать «Взгляд» не просто как антикоммунистическое шоу, коим он был, а как программу новых идей, поиска новых форматов для программ любого характера — политических, творческих, культурных, то тогда в передаче «Взгляд» можно найти много полезного для сегодняшнего дня. Однако общество еще должно для этого созреть.

В настоящее время, я думаю, может быть востребован подобный молодежный антибуржуазный продукт. Я видел на канале «Культура» подобную попытку — передачу «Большие», но коллектив, который это делал, мне кажется, не дотягивает до того уровня интереса, который необходим, чтобы работать на федеральном телевидении.

Это не значит, что у нас бездарная молодежь, но теперь нужны люди, которые не просто умеют задавать вопросы, а сами могут что-то сказать. Когда был «Взгляд», было достаточно уметь спрашивать, а теперь нужно и уметь говорить.

Анархизм, идейные поколенческие ценности, которые наверняка уже сформировались, отношение к потребительской революции, к карьере, к гламуру, к богатству и, конечно, к вечным ценностям — все это может стать тематикой подобной передачи. Эти темы могут раскрываться не только в передачах — это может быть, к примеру, линейка документальных фильмов.

Мы сейчас делаем для одного из каналов некое переосмысление фильма «Легко ли быть молодым», который был снят 21 год назад. Его делают уже люди нового поколения, с которыми мы работаем над ним в течение нескольких лет. Посмотрим, что они нам сваяют. Это будет наш вклад в создание «Взгляда» третьей версии. Для начала это уже будет неплохо.

Леонид Радзиховский, политолог

К счастью, такая передача невозможна. Потому что передача «Взгляд» была передачей революционной, она существовала в революционную эпоху для скорейшего доламывания и раскачивания падающей системы. Сейчас революцией не пахнет, соответственно, такая передача невозможна. А что касается ее творческой составляющей, то таких можно наклепать тысячу, и даже более талантливых.

Во «Взгляде» по-настоящему творческими людьми были Влад Листьев и Дмитрий Захаров. Я, естественно, излагаю свою точку зрения. Но талантливые люди есть и сейчас, но эпоха не та. Эпоха сейчас скучная. По-настоящему талантливый актер никогда не станет играть перед зевающим залом.

Еще по теме:  Пакет все ТВ лайф как отключить

А аудитория сейчас зевает. Тут все адекватно — каждый народ достоин своего правителя, каждая телепередача достойна своего зрителя. Сейчас время передач вроде «Дом-2». И безумная тоска политических шоу, где мухи дохнут, несмотря на то, что все участники визжат. Талантливые люди никуда не делись, они как были, так и есть.

Но время сейчас иное — скучное. Если хотите, назовите его стабильным. В такое время такие взрывные передачи невозможны.

Ясен Засурский, декан факультета журналистики МГУ

Такая передача сейчас невозможна. Почему? Простой ответ — журналисты стали очень трусливые. Для меня «Взгляд» был возможностью насладиться прямым эфиром, в котором происходили какие-то события, ведь передачи тогда шли живьем. Теперь это, к сожалению, невозможно.

Беседовала Ольга Шляхтина

Источник: lenizdat.ru

Александр Гапоненко: Советское радио и телевидение

История советского радио и телевидения не написана, между тем они сыграли важнейшую роль в формировании советской нации и предопределили тенденции развития российской нации. Дадим краткий обзор истории эти СМИ с точки зрения их влияния на процессы этногенеза.

В 1921 г. в СССР началось регулярное массовое проводное вещание. Звук из студий передавался по проводам на расположенные в людных местах громкоговорители. Содержанием передач было зачитывание новостей, газетных статей, выступления руководителей страны и партии, музыкальные концерты, транслировавшиеся из студии, где шло «живое» исполнение.

В 1922 г. радиовещание стало вестись из Москвы с Шухавской башни и радиоволны охватывало уже практически всю территорию страны. Прием передаваемых сигналов можно было вести как на громкоговорители местных радиотрансляционных сетей, так и на индивидуальные радиоприемники, хотя последних было еще крайне мало. Через пару лет в стране приняли программу массового производства радиоприемников. Однако вплоть до начала войны до 80% радиоустройств в СССР (из 7 млн) были проводными. Ретрансляционные же сети распространялись в основном в городах, поскольку тянуть провода к каждому селу было дорого.

Радиовещание в эфире включало в себя речевые программы: «Радио всем» и «Новости радио», зачитывались статьи из газет, осуществлялась трансляция революционных песен и классической музыки. Русская народная музыка не звучала. Радиостанцию нарекли именем Коминтерна и она реально могла донести звуки «Интернационала» до Парижа и Берлина. Этот радиоканал получил название Всесоюзное радио.

Постепенно в программе Всесоюзного радио начинают появляться литературно-музыкальные передачи, прямые репортажи с парада на Красной площади в Москве и с других важных событий, зачитываться сообщения правительства.

В это время большевики осознают значимость радио и принимают программу насыщения его идеологией. В 1920-1940-е гг открываются радиостанции во всех союзных и автономных республиках, крупных городах страны. Они ведут ретрансляцию программ Всесоюзного радио в диапазонах длинных, средних и коротких волн.

В 1930-е гг складывается культура семейного слушания радио в тех семьях, где были радиоприемники. Это по-прежнему были семьи интеллигенции и квалифицированных рабочих, которые жили в крупных городах. Радиопередачи отличались высоким уровнем лингвистической грамотности и способствовали распространению литературного русского языка. Эта традиция пойтом перейдет и на телевидение, когда оно станет значимым средством массовой коммуникации.

Наличие единой централизованной сети радиовещания позволило поддерживать коммуникацию властей с населением в годы Великой Отечественной войны. Диктор Всесоюзного радио Ю.Левитан регулярно зачитывал сводки Совинформбюро и приказы Верховного Главнокомандующего И.Сталина. В эфире появились выступления простых людей с фронта, писателей.

Велись регулярные передачи для жителей оккупированных территорий и партизан. Немцы даже конфисковали у населения оккупированных советских территорий радиоприемники, чтобы уменьшить влияние коммунистической пропаганды. Однако и советские власти конфисковали радиоприемники, опасаясь вражеской пропаганды и вещание шло только по проводным системам, одного существующего канала.

В 1945 году радиовещание в России стало двухпрограммным — была запущена «2-я программа Всесоюзного радио» (с 1964 года — Радиостанция «Маяк»).

В 1947 г. радиовещание стало трехпрограммным, началось вещание в УКВ диапазоне.

В 1960 г. в Москве году была запущена 4-я программа Всесоюзного радио. Это была переориентация на более широкий круг слушателей эфирного вещания, которых не удовлетворяла простота однопрограммного радио.

Возникла проблема проникновения зарубежных «радиоголосов», которые подрывали идейное единство советской нации. Причиной этого было то, что промышленность выпускала радиоприемники, принимавшие КВ сигналы. С этой бедой стали боролись с помощью «радиоглушилок», которые размещались на границах страны и у крупных городов. Запрет выпуска радиоприемников без КВ диапазона был признан малоэффективным, поскольку любой радиолюбитель мог впаять несколько деталей и получить возможность принимать радиопередачи в коротких диапазонах.

Проблема снабжения всего населения радиоприемниками была еще не решена, и в 1962 г. власти принимают решение снабжать все строящиеся многоквартирные дома радиотрансляционными точками.

Официоз первой программы радиовещания в 60-70-е гг перекрывался живым общением со слушателями редакции «Маяка». Тем не менее основной тональностью передач было высвечивание позитивных моментов советской жизни, критика Запада.

В следующие три десятилетия уверенный прием трех программ Всесоюзного радио был обеспечен на всей территории СССР, четвертая программа вещала в УКВ диапазоне на Москву и область.

В послевоенное время радиопередачи стали более разнообразны и насыщены. В лучшую сторону выделялось радио «Маяк». Появились радиорепортажи с производства, спортивные репортажи, передачи для детей и юношества, наряду с классической музыкой, передавали советские песни и популярную музыку, специальные радиопостановки, выступления юмористов.

Радиостанции «Голос Америки», ВВС, «Немецкая волна» в последние годы советской власти слушала в основном интеллигенция и молодежь. Передачи этих радиостанций отличались более оперативной подачей новостного материала, критической точкой зрения на советскую действительность, на них транслировали западную популярную музыку, читали произведения советских диссидентов, сообщали о фактах сопротивления режиму. Большого влияния на советскую общественную жизнь «вражеские голоса» не оказывали, хотя ослабляли веру в коммунистические идеи.

Первые регулярные телепередачи передачи в СССР начались в начале 60-х гг. В стране производились собственные телевизионные передатчики, ретрансляторы и приемники. Начинали с трех передатчиков, а к 1970 г. из число достигло 130 штук и они охватывали основную часть городского населения.

В 1957 г. в стране парк телевизоров насчитывал 1 млн. единиц. В 1967 г. началось регулярное вещание цветного сигнала. В этом же году началось телевизионное вещание со спутника, что позволило охватить сигналом отделенные регионы и сделать возможным практически полный охват населением телевещанием. К этому времени центральное телевидение вещало по четырем каналам.

Свои телевизионные центры были открыты и в союзных республиках. Они не только ретранслровали центральные передачи, но и организовывали вещание местных каналов на языках титульных народов.

Первоначально телевидение передавало журналы, развлекательные и спортивные передачи, кинофильмы и мультфильмы, новости, потом перешло к специализированным выпускам для детей, любителей музыки, женщин, сельских жителей, обзоры культурной и научной жизни.

Еще по теме:  Как стримить на twitch TV Youtube

Первоначально телевизионные фильмы были односерийными, по-существу съемками телекамерой небольших пьес, с минимумом декораций и костюмов. Такими были фильмы Моцарт и Сальери(1962), Аппасионата(1963), Душечка(1966), Юрий Гагарин(1969), Безумный день, или женитьба Фигаро(1974), Соломенная шляпка(1974), Здравствуйте, я ваша тетя!(1975), Труффальдино из Бергамо(1976), Собака на сене(1977), Обыкновенное чудо(1978), Летучая мышь(1970), Тот самый Мюнхгаузен(1977), Формула любви(1984). Многие телефильмы снимали по произведениям классиков зарубежной литературы, знакомя таким образом с ними широкую телеаудиторию.

После 1967 г. на советском телевидении стали снимать и показывать многосерийные фильмы, чего не мог себе позволить кинематограф. Именно тогда появились такие сериалы, как «Адъютант его превосходительства»(1969), «Семнадцать мгновений весны»(1973), «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»(1979-1986).

Эти фильмы были любимы советскими зрителями, их с удовольствием просматривали не один раз.

Развитие техники позволило делать телевизионные репортажи с прямым включением, телевизионные концерты.

Телевидение в СССР работало под руководством государства и идеологическим контролем КПСС, на нем практически до самого конца советского периода не было рекламы. Основной передачей, которая несла идеологический заряд были непродолжительные. Последние новости, которые шла около 10 минут в формате зачитывания диктором новостей.

В 1968 г. в эфир вышла программа «Время» в которой новость сопровождала видео сюжет с места событий, которому давал краткую оценку диктор. Отдельно готовилась аналитическая передача, обычно она шла раз в неделю и главное в ней был уже комментарии ведущего. Это тоже была недоступная для кинематографа форма коммуникации со зрителем. Он мог себе позволить только документальные хроники с закадровым комментарием и выпуски делались раз в месяц, редко раз в две недели.

Удачными идеологическими проектами на телевидении были документальные фильмы: 50-серийная лента «Летопись полувека» и 60-серийный фильм «Наша биография». Формальный, тяжелый формат такого рода передач удачно дополняли живые авторские передачи. Эти передачи вели: ученый П.Капица, литературовед И. Андроников, писатель А. Каплер, журналистка А. Мелик-Пашаева, ведущая «Музыкального киоска» Э. Беляева, режиссер- В. Шнейдеров, рассказчик С. Смирнов, дикторы И. Кириллов, Н. Бодрова, В. Леонтьева. Они поддерживали привлекательность телевидения, делали его одним из центральных институтов формирования советского человека.

Содержание передач телевидения значительно различалось в зависимости от канала.

На первом канале преобладала общесоюзная информационная общественно-политическая и художественная тематика. Программа включала в себя передачи, освещающие важнейшие события политической, экономической и культурной жизни страны, а также наиболее значительные события, происходящие за рубежом; трансляции торжественных и праздничных заседаний, демонстраций, митингов трудящихся, правительственных встреч н визитов государственных и политических деятелей. Основными и единственными поставщиками новостей были информационные программы «Сегодня в мире», «Время».

Политическая и экономическая жизнь страны освещалась в таких передачах, как «Ленинский университет миллионов», «Пятилетка, год…», «Сельский час», «Жизнь науки». Событиям международной жизни посвящались передачи «9-я студия», «Международная панорама».

В будние дни в прайм тайм отдавался программам «Сегодня в мире», «Человек и закон», «Ленинский университет миллионов», «Время».
На втором канале преобладала информационно-публицистическая н художественная тематика. Программа включала в себя выпуски «Московские новости», «Москва», «Москва и москвичи», «Подмосковные вечера». Дополняли программы документальные фильмы, литературно-драматические передачи и телеспектакли.

На третьем канале шли научно-популярные и учебные передачи.

Четвертый канал сосредотачивался на спортивно-художественных передачах.

Все четыре программы Центрального телевидения шли в эфир параллельно. Фактически они являлись программами европейской части СССР. Для обслуживания телезрителей восточных районов Советского Союза были предназначены четыре повтора.

В 60-е гг. телевидение начинает привлекать внимание советских телезрителей. Тогда появляются такие игры, как «Клуб веселых и находчивых», «А ну-ка, девушки!», «Алло, мы ищем таланты!», «Что? Где? Когда?». В них зритель мог узнать себя, поскольку участники могли проявить значительную степень индивидуальности и самостоятельности.

Среди музыкальных передач этого времени следует отметить «Музыкальный киоск», «Кинопанорама», «Голубой огонек», «Музыкальный ринг». Еженедельная передача «Очевидное — невероятное» представляла собой обсуждение с экспертами проблем развития науки.

В 1957 г. управление радио и телевидением было передано Госкомитету по радиовещанию и телевидению при СМ СССР. К этому времени наряду с общесоюзными радио и телевещательными каналами сложилась система телерадиовещания в союзных(кроме РСФСР) и автономных республиках. Они имели собственные телестудии, оркестры, хоры, коллективы редакторов, ведущих, комментаторов, издавали свои журналы, фонды звуко- и телезаписей.

В союзных и автономных республиках на все руководящие и творческие посты национал-коммунисты назначали людей, которые тонко проводили линию на строительство своего собственного народа. И при первом ослаблении контроля сверху они стали проводить антикоммунистическую, антисоветскую и русофобскую линию. О том, что контроль снимается стало известно из действий коммунистов «перестройщиков» в Москве.

Перестройка на центральном телевидении началась с появления и таких передач, как «Прожектор перестройки», «Телевизионная служба новостей», «600 секунд» А. Невзорова на ленинградском телевидении, дискуссионная программа Э. Сагалаева «12-й этаж», программа «Взгляд» с ведущими В. Листьевым, А. Любимовым, Д. Захаровым, А. Политковским.

Эти передачи были выведены из-под цензуры, они ломали установившиеся шаблоны, затрагивали запретные темы, а потому с интересом воспринимались аудиторией.

Возьмем, для примера, телепередачу «Взгляд». Ее авторы и ведушие прошли стажировку на американском телевидении. Они впервые применили на советском телевидении такую форму передачи, как ток-шоу.

Журналисты действовали не по сценарному плану, смешивали жанр аналитики и демонстрации музыкальных номеров, допускали отступления от традиционной стилистики, скажем применили закадровые голоса. Впервые передача стала прерываться коммерческой рекламой. На передаче стали впервые свободно обсуждать темы Чернобыльской катастрофы, войны в Афганистане, о роли Сталина и Ленина в истории страны, об обездоленных детях. Передачу смотрело 189 млн. зрителей и она была в 1989 г. самой популярной в мире.

Поднявшаяся после этих передач широкая волна критики с экрана телевидения и одобрительная реакция на нее аудитории вызвали озабоченность властных структур, которые все еще пытались удержать телевидение в своих руках. Вскоре власти убирают эти передачи из эфира, но в умах людей были заронены семена недоверия к власти КПСС и советской власти в целом.

Надо признать, что радио и телевидение были одним из самых эффективных инструментов формирования членов советской нации. Несколько телевизионных теле и радиопередач критического содержания за пару лет сломать советскую нацию не могли. Скорее СМИ использовались для создания «идеологического шума» и прикрытия процессов разграбления государственной собственности и превращения основной части населения в наемных работников. Эти процессы вели правящие элиты, которые втихую отказались от коммунистической идеологии и облачились в пестрые одежды «демократов».

Гапоненко Александр Владимирович (р. 1954) — председатель Прибалтийского отделения Изборского клуба. Подробнее.

Источник: izborsk-club.ru

Оцените статью
Добавить комментарий