Новостная заметка бывает короткой и расширенной. Короткая новость содержит ответы на семь основных вопросов.
- 1. Кто сделал? (Действующее лицо).
- 2. Что сделал? (Событие).
- 3. Где сделал? (Место).
- 4. Когда сделал? (Время).
- 5. Почему сделал? (Причина).
- 6. Каким образом сделал? (Способ).
- 7. Откуда журналист узнал о случившемся? (Источник).
Ответ на вопрос «Откуда узнали?» необходим в тех случаях, когда журналист не был свидетелем события и не может утверждать, что сам все видел. Ссылка, откуда получена информация, укажет на степень ее достоверности. Например, если министр обороны заявляет, что получает письма от матерей с просьбами забрать их сыновей в армию, журналист не может утверждать, что матери пишут министру письма с просьбой призвать их сыновей. Журналист лишь может утверждать, что министр обороны сказал о письмах матерей с такими просьбами.
Объем короткой новости в прессе и в интернет-изданиях обычно составляет от 500 до 1,5 тыс. знаков с пробелами (один-два абзаца).
Выпуск #2 Заметка
В Москве начались задержания оппозиционеров перед акцией «несогласных», намеченной на 18.00 на Триумфальной площади. Примерно в 17 часов (Когда?) на выходе из подъезда своего дома (Где?) был задержан (Что?) Эдуард Лимонов (Кто?), говорится в сообщении коалиции «Другая Россия» (Откуда узнали?), которое пришло в редакцию «Газеты.Ки». «Сотрудники 2-го оперативного полка, проводившие задержание, заявили, что «Лимонова доставят в Тверское ОВД как одного из организаторов несогласованного митинга на Триумфальной площади для проведения профилактической беседы (Почему?)», — отмечается в сообщении [1] .
В информационных агентствах существует особая разновидность коротких новостей «Молния», когда сообщение укладывается в одно предложение:
1 20:46 02.01.2011 (Когда?)
Решением губернатора Подмосковья (кто? — губернатор Московской области решил. ) в ряде муниципалитетов области (где?) введен режим ЧС (что?) из-за проблем с энергоснабжением (почему?) [2] .
Важный элемент короткой новости — начало заметки, или «новостной заход». Под «новостным заходом» имеется в виду первый вопрос, с ответа на который начинается текст. Чаще всего это вопрос «Что?». Например: «Авария с участием 20 машин произошла вчера вечером на Московской кольцевой автодороге. » Однако возможны и другие варианты. Если в событии участвует знаменитость, новость рекомендуется начинать с ответа на вопрос «Кто?» [3] :
Президент России Дмитрий Медведев ответил в своем Twitter согласием на приглашение экс-губернатора Калифорнии, известного голливудского актера Арнольда Шварценеггера покататься вместе на лыжах, которое тот также сделал посредством записи в блоге российского президента [4] .
Если особенно важно место события, заметку начинают с ответа на вопрос «Где?». Если хотят подчеркнуть оперативность (событие произошло перед подписанием номера газеты или происходит в момент информирования о нем в случае с интернет-изданием) либо при анонсировании события, которое произойдет уже после написания статьи, первым ставят ответ на вопрос «Когда?» [5] .
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ: НОВОСТЬ/ЗАМЕТКА | Учебное видео
Если событие уже известно аудитории (например, катастрофа самолета), а новыми являются только что названные предполагаемые причины или ставшие лишь сейчас известными подробности случившегося, заметку начинают с ответов на вопросы «Почему?» или «Как?». Нужно отделять новую для читателя информацию от уже известной ему.
Если сегодня упал самолет, об этом напишут в Интернете, скажут по радио и покажут по телевизору. И если в газете, которая придет к читателям завтра, заметка будет начинаться со слов «Вчера упал самолет», это может оттолкнуть аудиторию. Люди решат, что раз заметка начинается с известной для них информации, то ничего нового в тексте нет. Поэтому начинать надо с чего-то, что читателям неизвестно. Например: «Некачественное топливо могло стать причиной вчерашней аварии самолета».
Есть такой хрестоматийный пример, тоже из деятельности информ-агентств. Материал не был опубликован, его переделали, благо редакторы были на месте. Но именно в таком виде его предложил выпустить корреспондент, представивший новость следующего содержания: «Запланированная на среду, в Грозном, прессконференция министра внутренних дел Чеченской Республики отменяется.
Как сообщил пресс-секретарь министра внутренних дел Чеченской Республики, такой-то такой-то. Пресс-конференция отменяется по независящим от министра причинам. Причиной отмены пресс-конференции стало то, что по дороге на брифинг машина министра подорвалась на мине и министр погиб». Людям не важно, есть ли пресс-конференция, состоится она или не состоится. А вот то, что убит министр внутренних дел, — это важно, и соответственно с этого должна была начинаться новость, и пресс-конференцию не надо было даже упоминать [6] .
Со ссылки на источник информации заметку начинают, когда хотят подчеркнуть ее эксклюзивность: «По информации газеты “XX”, . », «Как стало известно “XX”, . », «Как рассказал “XX” высокопоставленный сотрудник администрации президента, . ». Однако в этом случае следует оценивать, что важнее в заметке — информация или то, что эта информация стала известна только данному изданию.
Короткие новости в прессе — это в большинстве случаев перепечатка сообщений новостных агентств, информирование о малозначительных событиях либо срочные сообщения о важных событиях, когда удалось собрать только общую информацию о случившемся. О событиях же, которые заслуживают большего внимания и на освещение которых было более или менее достаточно времени (хотя бы один-два часа), публикуют расширенные новостные заметки. Им посвящен следующий раздел.
- [1] Лимонов задержан перед акцией «несогласных» в Москве. URL: http://www.gazeta.ni/news/lenta/2010/12/31/n_1642826.shtml.
- [2] Сообщение с информационной ленты «Интерфакса».
- [3] Нужно учитывать относительный вес события и знаменитости. Если событиеяркое, рекомендуется заход «Что?», если же самое яркое в событии — участие знаменитости, начинать надо с имени этого человека.
- [4] Медведев обещал Шварценеггеру найти время покататься с ним на лыжах. URL:http://www.gazeta.ru/news/lenta/2011/01/04/n_1644382.shtml.
- [5] Опять же с учетом относительной новостной ценности указания на время события(вчера поздно вечером, сегодня и т.д.) и других аспектов события (действие, действующие лица, подробности и т.д.).
- [6] Из лекции Семена Нехорошкина перед студентами Института современной журналистики.
Источник: studme.org
ЖАНРЫ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ИНФОРМАЦИИ
Любой род человеческой деятельности, каждая профессия начинается с чего-то очень простого, с неких основ, которые, совершенствуясь, постоянно усложняясь, ведут к вершинам профессионального мастерства. С чего начинается журналист? Может быть, с наблюдательности?
Увидел нечто интересное, обнаружил что-то ранее неизвестное, обратил внимание начто-то – отметил в уме, запомнил – сделал краткую запись – вот и готово сообщение для средств массовой информации. Эту логическую цепочку мы выстроили, пользуясь объяснениями толкового словаря к словам «заметить» и «заметка».
Значит, заметка – информационный жанр журналистики, краткое сообщение, в котором излагается какой-либо факт. Это общежурналистский жанр, используемый в печати, на радио, телевидении. Заметку нередко называют также хроникальным сообщением (от греч. chronos – время).
Хроника – это запись исторических событий в хронологической последовательности (поэтому журналистов часто называют летописцами событий, летописцами современности). И хроника в журналистике – это краткое сообщение о факте. Стало быть, заметка и хроникальное сообщение – определения-синонимы.
На телевидении в этом жанре выступают устное сообщение и видеозаметка. В документальном кинематографе видеозаметку часто называют хроникальным репортажем: это короткие материалы, показывающие основные моменты события в их естественной последовательности. Что же касается практиков телевидения, то в их обиходе бытуют названия «информация» (о любом хроникальном сообщении, в том числе устном), «сюжет» (как правило, о видеозаметке, иногда об отдельной «страничке» сложной сценарной передачи). По-видимому, нет особой необходимости ломать обиходные привычки практиков и бороться за искоренение хотя и неточно употребляемого, но столь широко распространенного термина.
Заметка – наиболее распространенный информационный жанр, основной элемент бюллетеней (выпусков) новостей.
Заметка в вербальной (словесной) форме или устное сообщение передается без видеоряда. Обстоятельство, оправдывающее ее использование, состоит в особой оперативности, когда новость представляет безусловный и всеобщий интерес, а съемки по той или иной причине невозможны, либо видеоматериалы еще не получены.
Вот пример такого сообщения: «Как передает агентство Рейтер, в полдень президент такой-то страны тайно покинул осажденную оппозиционерами резиденцию и отбыл в неизвестном направлении. » Новость одним предложением сообщает, кто, что, где и когда сделал, совершил. Причинно-следственные связи действия остаются «за кадром». Этот журналистский жанр не дает ответа на вопросы: как? и почему? Если новость того заслуживает, она будет прокомментирована, проанализирована, получит должную оценку, но для этого существуют другие жанры, используемые, как правило, в других передачах.
Подготовка и передача устного сообщения в эфир сводятся к отбору, редактированию и воспроизведению в кадре. Критерии отбора – общественная важность, значимость сообщаемого материала либо его познавательная ценность (наконец, учет такого фактора, как «интересность» – сообщаемый факт может и не обладать особой общественной значимостью, но по той или иной причине представлять определенный интерес для значительной части аудитории).
Нередко вербальные заметки предлагаются телеаудитории непродолжительными блоками, где отдельные сообщения объединены по тематическому признаку. Здесь эффективный прием, «подогревающий» интерес зрителей, – контрастное расположение материалов. К примеру, рядом с приведенной выше заметкой звучит сообщение: «Между тем посольство этой страны в таком-то государстве завтра должно отпраздновать новоселье в новом здании – хотя и в отсутствие посла, вызванного – в связи с известными событиями – на родину. »
Видеосюжеты можно условно разделить на две разновидности.
Первая – сообщение об официальном, традиционном по форме событии: от сессии высшего законодательного органа до пресс-конференции. При съемке таких мероприятий опытный оператор не нуждается в указаниях журналиста. Стандартный монтажный лист включает в себя несколько общих планов зала, крупный план выступающего, панораму по президиуму, несколько кадров слушающих, конспектирующих выступление участников встречи (в первом случае – депутатов, во втором – журналистов); вопрос с места – ответ с трибуны. Таков визуальный материал, поступающий в редакцию. Дальнейшая работа состоит в монтаже отснятого на кино- или видеопленку и написании закадрового текста.
Автор-журналист обязательно присутствует на съемке, на него возлагается организация работы, решение любых производственных и творческих вопросов, возникающих на съемочной площадке. Такова традиция отечественного телевидения, которая будет существовать до тех пор, пока у нас не утвердится такая профессия, как продюсер (исполнительный продюсер на телевидении, вопреки устойчивому мнению, отвечает не столько за финансирование программы, сколько за организацию работ, решает любые вопросы – и творческие и административные).
Таким образом, журналистская работа при подготовке авторского сюжета состоит из таких этапов: выбор и утверждение темы, изучение объекта съемки и создание сценарного плана, участие в съемке, монтаже и написании текста.
Во всех случаях текст должен быть лаконичным, но давать ответ на вопросы, которые могут возникнуть у зрителя. Здесь особенно важно, чтобы вербальная часть сюжета не дублировала видеоряд. Кажется, это понятно даже начинающему тележурналисту, тем не менее, слишком часто мы слышим в закадровом тексте информационных видеозаметок предложения такого типа: «На трибуну поднимается. »; «Зал встретил это выступление горячими аплодисментами. » Но ведь это достаточно хорошо видно на экране, не нуждается в словесных объяснениях.
При написании текста следует также учитывать отличие устной речи от письменной. Даже официальные («протокольные») материалы можно «очеловечить», сделать их не такими казенными, сухими. Для этого избегают длинных предложений, естественных при чтении «про себя», но трудно воспроизводимых при устном исполнении. Телевизионная лексика не терпит канцеляризмов, профессионализмов и чисто научной терминологии.
Закадровый текст официального сюжета читает ведущий информационной программы (или диктор). Закадровый текст авторского сюжета обычно до эфира записывает автор-журналист; тембр голоса подчеркивает своеобразие данного информационного материала. Не только на радио, но и на телевидении многих журналистов мы узнаем по голосам. И это еще один из показателей профессионального мастерства.
В начало
Отчет
Тематическая основа отчета, как правило, официальное событие значительного социального, нередко государственного значения. Этим и объясняется необходимость «протокольной» фиксации, детального и длительного показа.
Сценарный план отчета обычно не пишется заранее, однако целесообразно, чтобы журналист присутствовал на съемке: это поможет ему при написании текста, которым сопровождается показ отснятого материала.
Отчет может выйти в эфир и без журналистских комментариев. Так поступают в тех случаях, когда необходимо продемонстрировать непредвзятость в освещении события. Скажем, то или иное мероприятие полностью записывают на видеомагнитофон, затем показывают его в удобное для зрителей время в сокращенном виде. Сокращения, как правило, согласовывают с официально выделенными для этого представителями участников встречи (так поступают при подготовке отчетов с заседаний парламентов суверенных государств, сессий местных органов власти и т.п.).
В этом случае жанровые особенности отчета полностью совпадают с некомментированным репортажем (об этом подробнее ниже). Нередко отчетом также называют прямую трансляцию того или иного официального события.
В начало
Источник: stydopedia.ru
Телевизионная журналистика
презентация к уроку
Жанры телевизионной журналистики Телевизионная журналистика как явление и как профессия подразделяется на: Информационную, Аналитическую Документально-художественную.
Информационные жанры оперативные устные сообщения, видеосюжеты, короткие интервью и репортажи; аналитические — то, что в практике часто называют « передача».
Художественная документалистика включает в себя зарисовки, очерки, эссе, фельетоны, памфлеты
Три основных принципа подхода к изображению реальности Во-первых, группа жанров, выражающих стремление к простой фиксации реальности . Здесь автор идет за конкретным событием, явлением. Композиция таких материалов, их организация диктуются самим строем происходящего события. Это относится к информационным жанрам .
2 принцип подхода к изображению реальности Во-вторых, тип сообщений, в которых автор анализирует реальные факты , явления в соответствии со своей творческой задачей. При этом композиция сообщения зависит не от фабулы события, но от замысла автора. Это жанры аналитической публицистики .
3 принцип подхода к изображению реальности в-третьих, сообщения, композиция которых зависит от образной системы, предложенной автором. При сохранении документальности материала автор пользуется средствами художественной выразительности вплоть до актерской игры. Такие сообщения относятся к жанрам художественной публицистики . Определяющим здесь является наличие образа, сообщение и анализ фактов имеют второстепенное значение.
Информационные жанры телевидения Заметка — информационный жанр журналистики, краткое сообщение, в котором излагает какой-либо факт. Это общежурналистский жанр, используемый в печати, на радио, телевидении. Заметку нередко называют также хроникальным сообщением
Хроника — это запись исторических событий в хронологической последовательности (поэтому журналистов часто называют летописцами событий, летописцами современности).
Заметка — наиболее распространенный информационный жанр, основной элемент бюллетеней (выпусков) новостей.
Заметка: Событие передается без видеоряда . Обстоятельство, оправдывающее ее использование, состоит в особой оперативности, когда новость представляет безусловный и всеобщий интерес, а съемки по той или иной причине невозможны, Автор-журналист обязательно присутствует на съемке, на него возлагается организация работы, решение любых производственных и творческих вопросов, возникающих на съемочной площадке.
Этапы журналистской работы: 1. выбор и утверждение темы, 2. изучение объекта съемки, 3. создание сценарного плана, 4. участие в съемке, монтаже и написании текста.
Жанры аналитической публицистики Комментарий (от лат. commentarius — толкование) — одна из форм оперативного аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно-политического события, документа и т. п. Телевизионный комментарий — это чаще всего разновидность выступления в кадре, иллюстрируемый специально подобранными видеокадрами. Комментарий относится к аналитической публицистике потому, что при достаточно широком охвате событий комментатор, следуя своей главной цели, освещает прежде всего причинно-следственные связи между событиями, говорит о возможных последствиях происходящего. Основу комментария как жанра составляет открытая авторская оценка, анализ.
Обозрение — один из традиционных, устойчивых жанров аналитической публицистики.
основные особенности обозрения Во-первых, оно строго фактологично, причем факты отбираются и группируются и соответствии с определенной авторской целью; во-вторых, обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии, вскрывает существующие между ними причинные связи, отыскивает в единичном общее; в-третьих, обозрение отличается широтой исследования материала в отличие от комментария, в центре которого может быть единичный факт или событие; в-четвертых, материал обозрения ограничен нередко хронологическими рамками («Сегодня в мире», «Пора страды»).
Предмет обозрения общественные события, и как цель — предъявление зрителям причинно-следственных связей (порой скрытых, трудно уловимых), выявление их значения и тенденций дальнейшего развития.
Жанры художественной публицистики Наиболее богат изобразительными средствами и выразительными возможностями важнейший жанр художественной публицистики — очерк. Очерк — пограничный жанр, он лежит между исследованием и рассказом (в литературоведческом определении последнего).
очерк как жанр обусловлен выбором изобразительных средств, тематикой, характером объекта, авторским замыслом, способом трактовки материала и т. главный предмет очерка почти всегда — человек (исключением можно считать научно-популярный очерк). Если в информации на первом плане — действие, свершение, а человек (его «носитель») обычно статичен, то в очерке он на авансцене событий . Иначе говоря, предмет очерка — не столько результат человеческой деятельности, сколько сам процесс деятельности и человек как субъект действия.
очерк Какое-либо событие, все же показ и рассказ ведутся автором с целью раскрыть на фоне событий характеры людей. Репортаж — это история событий, то очерк — история характера.
портретный очерк наиболее распространенная разновидность жанра — портретный очерк , в котором автор прослеживает обстоятельства жизни своего героя, обнаруживает мотивы поступков, стараясь вскрыть глубинные личностные свойства (психологию, характер), а также социальный смысл деятельности. Здесь можно использовать самые различные методы и приемы: длительное наблюдение, портретное интервью, «скрытая камера», архивные кадры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
9 класс урок анг. языка по теме: «Популярные телевизионные программы»
Цели урока:1. Актуализация изученного материала по теме «Телевидение».2. Совершенствование навыков аудирования и чтения.3. Тренировка грамматических навыков по теме «Косвенная речь».Оборудован.