В кинотеатрах, оснащенных системами объемного звучания нового поколения, зрители смогут четко отслеживать перемещение источника звука уже не в двух измерениях, а в трехмерном пространстве.
Олег Люгин
Совсем недавно можно было наблюдать, как в мир коммерческих и домашних кинотеатров пришло стереокино, а сейчас на очереди уже стоит видео сверхвысокого разрешения 4K. От изображения не отстает и звук: в домашний кинотеатр пришло 3D Audio, полное звуковое окружение зрителя — не только в горизонтальной плоскости, но и в третьем измерении. В английском языке для этого применяется термин immersive, «погружающий».
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Глас божий и другие аудиоканалы
Формат Auro-3D был представлен в мае 2006 года бельгийской компанией Galaxy Studios. Первым массовым фильмом, записанным в данном формате, стала лента Red Tails («Красные хвосты»), снятая в 2012 году Джорджем Лукасом. Принципиальное отличие Auro-3D от преобладавших на тот момент форматов Dolby Surround EX и DTS заключалось в том, что кроме традиционных каналов 7.1, расположенных в одной плоскости, разработчики предложили использовать третье измерение — то есть разместить акустические системы (АС) не просто вокруг слушателя, но и сверху, вторым «слоем», под углом в 30 градусов к фронтальным акустическим системам и каналам окружающего звучания.
Почему DOLBY ATMOS – лучшая система для домашнего кинотеатра #видео #кинозал #звук #dolbyatmos
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Дальнейшее усовершенствование формата привело к появлению еще одного «слоя» — над головами слушателей, который символично назвали voice of god («глас божий»). Максимальное количество каналов (не стоит путать с количеством акустических систем) при этом достигло 13.1, то есть фактически стало в два раза больше, чем в применяемых тогда форматах 7.1 и 6.1. Внедрение верхних каналов позволило более точно передать ряд событий в звуковой дорожке фильма, таких как пролеты объектов над зрителями (шум вертолета или реактивного истребителя), атмосферные эффекты (завывание ветра, раскаты грома).
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Объектный подход
Старейший игрок на рынке кинотеатрального звука, компания Dolby Laboratories, использует в своем новом формате Dolby Atmos два «слоя» акустических систем. Первый располагается вокруг слушателя по классической схеме, а второй на потолке — попарно слева и справа. Но самое главное — принципиально новый подход к микшированию саундтреков.
Вместо привычного поканального сведения в студии используется метод «объектной» записи. Режиссер работает со звуковыми файлами, указывая место в трехмерном пространстве, откуда эти звуки должны воспроизводиться, когда и с какой громкостью. К примеру, если необходимо воспроизвести шум движущейся машины, то режиссер указывает время появления, уровень громкости, траекторию движения, место и время прекращения звучания «объекта».
В чем различие Dolby Atmos и IMAX? | Как устроен IMAX и Dolby Atmos
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Более того, из студии в кинозал звук попадает не в виде записанных дорожек, а как набор звуковых файлов. Эта информация обрабатывается процессором, который в реальном времени каждый раз просчитывает саундтрек фильма с учетом количества АС в зале, их типа и расположения. Благодаря точной калибровке нет привязки к какому-то «типовому» количеству каналов, и можно использовать в разных залах разное количество АС (каждый зал калибруется и настраивается индивидуально) — процессор сам просчитает, как и куда нужно отправить звук для получения оптимальной звуковой панорамы. Максимальное количество одновременно обрабатываемых звуковых «объектов» составляет 128, а количество одновременно поддерживаемых независимых АС — до 64.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Профессионалы и любители
Вслед за появлением в коммерческих кинозалах оба формата трехмерного звука начали завоевание домашнего рынка. Auro-3D стартовал чуть раньше, несколько производителей домашней электроники представили первые процессоры и ресивер с поддержкой формата еще в начале 2014 года. Dolby Laboratories не заставила себя долго ждать, и в середине сентября прошлого года представила весьма доступные решения на базе недорогих ресиверов. Кроме того, в начале 2015 года еще один крупный игрок, американская компания DTS, анонсировала свой формат трехмерного звучания — DTS: X (о котором известно пока только то, что он, как и Dolby Atmos, является объект-но-ориентированным и будет поддержан многими производителями бытовой электроники).
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Между тем, коммерческое и домашнее кино в некоторых аспектах имеют серьезные отличия. Бобины с кинопленкой ушли в далекое прошлое, и в кинопрокате в настоящее время практически повсеместно используются цифровые копии фильмов. Саундтрек к фильму «выходит» из сервера в виде потока цифрового аудио с высоким битрейтом и практически без сжатия. Серверы, на которых хранятся фильмы, могут передавать до 16 цифровых каналов таких данных параллельно.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Самый популярный носитель для домашнего кино — Blu-ray диск. Как правило, он содержит саундтрек, записанный в одном из двух самых популярных форматов — DTS HD Master Audio или Dolby True HD. Встречаются и диски, записанные с использованием старых кодеков DTS и Dolby Digital со звуком 2.1 (лево-право и LFE). Если дорожка к фильму изначально была записана в студии в формате 5.1 или 7.1, перенести ее на диск довольно просто, отличие лишь в дополнительной компрессии данных, связанной с ограниченной емкостью цифрового носителя. А как же будут адаптироваться новые форматы Auro-3D и Dolby Atmos при переносе их из профессионального кино в домашний кинозал?
Путь домой
Для Auro-3D перенос будет практически «бесшовным». Если фильм изначально записан в студии в формате 13.1 или 11.1, ровно с таким же количеством каналов он и будет переноситься на диски Blu-ray.
Для обратной совместимости в Auro-3D используется специальный алгоритм, который умеет «дописывать» верхние каналы в кодек DTS HD MA, официально поддерживающий максимум 7.1 каналов — например, в левый канал инкапсулируется информация для верхнего левого канала, в центральный — для верхнего центрального и т. д. Если в ресивере или процессоре есть поддержка декодирования кодека Auro-3D, то он «вынет» вложенную информацию и подаст ее на соответствующие каналы. Если нет — просто декодирует данные как обычную дорожку 7.1, пропустив «лишнюю» информацию. Таким образом, диск с фильмом в формате Auro-3D в любом случае будет корректно прочитан любым современным плеером и распознан любым из процессоров или ресиверов, поддерживающих DTS HD MA. А если процессор или ресивер обладает встроенным декодером Auro-3D, то на выходе можно получить саундтрек из 9.1, 11.1 или даже 13.1 каналов. Существует и возможность «апмиксинга» (upmixing) — процессор, умеющий работать с Auro-3D, может пересчитать даже обычную двухканальную стереозапись, скажем, в 13.1.
Источник: www.techinsider.ru
В России разработали аналог технологии IMAX под названием «Космакс»
«Ведомости» рассказали, что в России разработали отечественный аналог технологии IMAX, которая получила название «Космакс». Производством занимался кинопрокатчик «Централ партнершип». Сообщается, что технология сочетает в себе четкое и насыщенное изображение, а также глубокий и детализированный звук.
Сейчас «Космакс» проходит процедуру получения патента. По словам генерального директора ЦПШ Вадима Верещагина, на разработку отечественного аналога IMAX было потрачено не больше 5 млн рублей.
Для показа фильмов в формате «Космакс» кинозалы должны быть оборудованы качественным цифровым проектором и звуковым оборудованием. Также картинка должна быть отснята в высоком разрешении с определенным кадрированием. «Космакс» будет поддерживать любой открытый формат (IMAX — закрытый).
Первой картиной, которую покажут в формате «Космакс», будет «Вызов» Клима Шипенко, снятый в космосе.
Больше статей на Shazoo
- «Централ Партнершип» подала заявку на регистрацию товарных знаков российского аналога IMAX
- Сборы «Вызова» за 13 дней превысили миллиард рублей
- СМИ: Российские кинотеатры на три недели приостанавливают «предсеансовое обслуживание» на фоне премьеры «Вызова»
Источник: shazoo.ru
Dolby Atmos: Будущее кинотеатров
Звуковые эффекты стали неотъемлемой частью современных фильмов. С каждым годом они становятся все более реалистичными, и то, что мы слышим сейчас в кино – это результат кропотливой работы многих людей на протяжении века.
Однако с распространением Интернета и появлением таких сервисов, как Netflix, популярность кинотеатров начала постепенно снижаться. В попытке поддержать этот вид бизнеса были реализованы несколько новых технологий. Наряду с IMAX, предлагающей качественную 3D-картинку, также появились интересные решения в сфере звука.
По мнению экспертов, новой вехой в развитии кинематографа станет формат многоканального звука Dolby Atmos. Презентовали Dolby Atmos в известном голливудском кинотеатре Dolby Theatre в апреле 2012 года. Первой картиной, чей саундтрек был сделан в этом формате, стал мультфильм «Храбрая Сердцем» («Brave») студии Pixar. Хотя в 2012 году количество кинотеатров, использующих Atmos, не превысило 25 штук по всему миру, в 2013 году их количество увеличилось до 300 и продолжило расти.
Со времен «Храброй сердцем» с применением новой технологии были сняты такие фильмы, как «Стражи Галактики», «Star Trek: Возмездие» и «Жизнь Пи». О главном отличии Atmos от других ныне существующих многоканальных стандартов в интервью американскому журналу SoundМир Hi-Fi».
- Блог компании Аудиомания
- Работа с видео
- Гаджеты
- Периферия
- Звук
Источник: habr.com