Человеку просмотревшему репортаж по TV кажется что все события он видел своими глазами какой эффект

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Михасенко Елена Александровна

В статье рассматривается размывание поля « реальность / вымысел » в текстах о войне на примере батального репортажа с момента его зарождения в XIX в. и до наших дней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Михасенко Елена Александровна

«человеческий документ» и «гонзо-журналистика» как форматы журналистского произведения

Факты и вымышленные персонажи в журналистике Марка Твена: особенности взаимодействия двух различных дискурсов

2016.03.009. БРИККО Э. ГРАФИЧЕСКИЙ РОМАН И ИСТОРИЯ. BRICCO E. LE ROMAN GRAPHIQUE ET L’HISTOIRE: POUR UN RéCIT ENGAGé // CAHIERS DE NARRATOLOGIE [REVUE EN LIGNE]. — NICE, 2014. — N 2. — MODE OF ACCESS: HTTP://NARRATOLOGIE.REVUES.ORG/6864

Features reports Egon Erwin Kish
Присвоение прошлого или реальность медийной истории
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?

Как найти нужного человека в команду?

Вы всегда можете отключить рекламу.

The battle report: between fiction and reality

The article deals with the smearing of the “ reality / fiction ” field in texts about war by the example of the battle report from its inception in the XIX century to the present day.

Текст научной работы на тему «Батальный репортаж: между вымыслом и реальностью»

БАТАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ: МЕЖДУ ВЫМЫСЛОМ И РЕАЛЬНОСТЬЮ

В статье рассматривается размывание поля «реальность/вымысел» в текстах о войне на примере батального репортажа с момента его зарождения в XIX в. и до наших дней.

Ключевые слова: батальный репортаж, война, реальность, вымысел.

Война продолжает оставаться существенным элементом действительности для жителей всего земного шара. Венцом творчества становится война для «известного американского продюсера» Стенли Мотса — главного героя фильма «Плутовство» («Wag the Dog»).

Режиссер Барри Левинсон показывает, как сценарий военных действий прописывается будто для очередного голливудского блокбастера, проводится кастинг воинов-актеров, в павильонах снимаются «сцены» с мирными жителями, а пожар от бомб рисуется на компьютере. Единственное отличие подобной сконструированной «войны» от обычного фильма — это границы, которые обрамляют их.

Снятый по заказу правительства фильм о войне в «Плутовстве» вполне мог быть показан в кинотеатрах и был бы воспринят как еще один проект продюсера Мотса, но он был разделен на части, приписан разным авторам-журналистам и показан в новостных программах. Рамки — кинотеатр или выпуск новостей — перекодируют текст, перенося его на разные полюса семантического поля «реальность-фикция» (этот эффект подробно описывает Ю.М. Лотман, показывая, что им пользовались еще скульпторы эпохи барокко, связывая пьедестал с фигурой, или Шекспир в «Гамлете», создавая «театр в театре», и т. д.1). Перекодирование в фильме происходит чрезвычайно легко, что является не художественным допущением сценариста, а точно подмеченным стиранием границ между вымыслом и реальностью.

Например, американский фильм «5 дней в августе» на тему войны между Грузией и Южной Осетией как будто с документальной точностью воспроизводит события августа 2008 г. Реальные съемки президента России, невероятно хорошо загримированный под М. Саакашвили Энди Гарсиа чередуются в фильме с выдуманными эпизодами и придают им статус документальности. Аннотация к фильму благоразумно замалчивает вопрос достоверности сюжета, так что неподготовленный зритель попадает в ловушку «реалистичной картинки» и начинает воспринимать происходящее на экране как «не совсем вымысел».

Одновременно с тем, как художественные фильмы приобретают черты реальности, новостные сообщения средств массовой информации начинают тяготеть к вымыслу. При освещении военных конфликтов средства массовой информации выбирают достаточно развернутые жанры: из информационных — репортаж, из аналитических — статью или аналитическую корреспонденцию. Обилие информации, периодичность ее выхода, клишированность подачи — все это заставляет аудиторию следить за развитием событий, как за сериалом.

Так, американские СМИ превратили «арабскую весну» в настоящее шоу. Здесь были и «злодеи» — лидеры арабских государств («Арабские президенты делают вид, что они демократически избраны, хотя большинство выборов было сфальсифицировано. Видимость их законности исчезает, когда общество, сдерживающее обиды, готово взорваться»2), и «герои» — отдельные лидеры, как Моххамед Буазизи, с самосожжения и выступления в Интернете которого якобы началось восстание в Тунисе.

Можно проследить и дальнейшее распределение «ролей»: «приспешников», «хороших парней», «вождя» и т. д. В конечном итоге за поиском и убийством Муаммара Каддафи следили как за поимкой «суперзлодея» в каком-нибудь голливудском боевике средней руки: новости рассказывали нам о двойниках ливийского лидера, его пышнотелых украинских медсестрах, время от времени показывали грозящего всех покарать Каддафи — все было будто срежиссировано. Таким образом, граница в виде заставки новостей по телевизору или газетной полосы постепенно перестает быть маркером достоверности.

Примеры, которые мы приводим, относятся к периоду активного ведения информационных войн и могут быть объяснены как их следствие. Однако процесс флуктуации между вымыслом и реальностью в текстах о войне, создаваемых художниками и журналистами, можно наблюдать и в более ранние периоды. Если мы по-

смотрим на становление в России батального репортажа как жанра, то увидим интересные закономерности.

Сегодня репортаж является одним из самых оперативных жанров и передает явления реальной действительности максимально приближенно к жизни. Создавая у человека чувство присутствия при совершающемся событии, он одновременно информирует читателя и вызывает у него сильные эмоции: «репортаж — это текст, в котором одновременность события и рассказа о нем реальна»3.

Однако во время работы над этим жанром автору приходится существенно редактировать действительность (несмотря на заявленную «буквальность» описания). Репортаж позволяет синтезировать в формате одного текста черты и свойства различных жанров: интервью, зарисовки, отчета, корреспонденции. Такие вставки прерывают описываемый ход событий, позволяя заострить внимание на какой-либо детали, выразить отношение к происходящему других лиц, увеличить объем подаваемой информации.

Зарождался батальный репортаж как журналистский жанр в корреспонденциях конца XIX — начала XX в., которые действующие офицеры отправляли в газеты и журналы с мест боевых действий.

Батальный репортаж в XIX в. можно сравнить с театральным действием, когда зритель сидит в зале и не участвует в бутафорной жизни на сцене, он — сторонний наблюдатель, которому как бы ничего не угрожает, зато он волен испытывать сочувствие, жалость или патриотический подъем. Автор батального репортажа (а вместе с ним и читатель) находится за пределами битвы и наблюдает за войсками как бы со стороны: «8-го ноября, отбив жестокий штурм, доблестный гарнизон нашей крепости снова после этого вел ожесточенные бои с противником, получившим приказание взять Порт-Артур, чего бы это ни стоило»4; «заняв позицию с правого фланга неприятеля, открыли по нему, ничем не защищенному, убийственный и частый, поорудийно, огонь»5; «сгустив, однако, тотчас свои колонны, чеченцы вновь устремились массою»6.

Такая отстраненная точка зрения скрадывает многие страшные военные детали, в тексте противники сходятся и расходятся, не нанося друг другу видимых увечий (по крайней мере, в нем они никак не отражены), упоминания о человеческих жертвах крайне редки, да и то лишь как количественная оценка победы одних войск над другими.

Порой кажется, что изображенная так война — слишком уж легкая, яркая, поистине театрализованная. Читатель не видит той крови, которая должна была быть повсюду, но это происходит лишь

потому, что ее не замечает и сам автор (в том числе и потому, что это скорее всего не пропустила бы цензура).

Человек мог стать героем батального репортажа тех лет, только если он отличился на поле боя, проявил выдающиеся способности. Таковы, например, юнкер Баумгартейн, который, будучи раненым, продолжал распоряжаться орудием, пока его не изрубили шашками, или фейерверкер Бунякин, тоже раненный, «продолжал распоряжаться и ободрять прислугу»1.

Специфичен и хронотоп батальных репортажей XIX в. Автор с легкостью «преодолевает» огромные расстояния, чтобы описать весь бой или даже ряд битв, время боя летит незаметно, например, два часа, которые понадобились для освобождения местности от вражеских войск, в тексте умещаются в одно предложение. Повествование «в реальном времени», с множеством мелких деталей и описанием ощущений автора, которые так характерны для репортажа, сегодня практически отсутствует (а если такие элементы и присутствуют в тексте, то их никак нельзя назвать жанрообразую-щими). Это также наводит на мысль о пьесе или романе, где в перерывах между эпизодами могут проходить дни и месяцы.

В данном случае то, что современным читателем воспринимается как «литературность», для читателя XIX в. было признаком публицистичности, а более эмоциональное, детализированное описание воспринималось, наоборот, как литературное.

«Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстой написал, находясь на военной службе во время Крымской кампании. Задуманные как статьи об осаде Севастополя, предназначавшиеся для журнала «Современник», рассказы самим автором и читателями поначалу воспринимались как журналистские тексты. Однако некоторые отличительные черты «рассказов» Толстого: повествование от первого лица, оценочные суждения и эмоции рассказчика-автора, обилие мелких деталей и внимание к личности простого солдата — скорее сближали их с литературой. Достаточно быстро отдельные очерки о жизни военного Севастополя были объединены в цикл «Севастопольские рассказы» и стали восприниматься как художественная проза, в смысловом поле «реальность/вымысел» перекочевав к полюсу «вымысел».

Военная журналистика как отдельный вид деятельности проходит свое становление и оформление в XIX в. Уже в Русско-японскую войну репортажи с мест боевых действий начинают все больше внимания уделять обычному солдату, тексты приобретают яркую эмоциональность. Во многом это делается для того, чтобы вызвать патриотические чувства у читателя, уверить его в успехах

русской армии — и в этом проявляется специфическая роль военного журналиста, кажется, обреченного на вольное или невольное ведение информационной войны. Уже тогда читатели могли не доверять газетам, прошедшим жесткую цензуру, но журналистский текст репортера воспринимался именно как продукт реальности, а не вымысла; смысловая дихотомия была перенесена с пары «вымысел/реальность» на пару «правда/ложь».

Еще по теме:  480 p это какое разрешение

Рамки, в которых существует этот жанр сегодня, чрезвычайно размываются: обыватель — читатель или телезритель — может ознакомиться с последними новостями из горячих точек планеты в очень пестром контексте: между передовицей о событиях на политической арене, сериалами, бомбой «сенсаций» и очередным проектом, где знаменитости катаются на коньках в соревновательном шоу.

Батальный репортаж теряет информативную функцию, отбор фактов для него происходит не по принципу наибольшей информативности, а по способности раскрыть авторский замысел. Герои современного батального репортажа становятся ближе к читателю: теперь они «ребята», «пацаны», «солдатики»18 (что сравнимо с участливым, личным отношением повествователя Л.Н. Толстого к раненым в госпитале или солдатам в окопе).

Обзор ситуации заметно сужается, теперь перед нами только то, что видит сам журналист, те кусочки реальности, что он сумел выхватить: «На овощной базе, понятное дело, овощами давно не пахнет. В бывшем хранилище, отведенном под жилые помещения, ты наглотаешься коктейля, круто замешенного из запахов одеколона и пота, оружейного масла и тушенки, табака и ваксы»9. Каждый из перечисленных запахов является стереотипным воплощением типично «солдатского». Одного запаха оружейного масла, табака или пота хватило бы для обозначения «тут живет солдат», а все вместе они отметают любое сомнение и выступают в роли означающего Р. Барта10, означаемым которого является «настоящий солдат».

Происходит разворот на авторское «Я» в тексте. Эмоции, переживания и чувства журналиста выходят на первый план, определяя тональность всего материала, заставляя читателя сопереживать: «. увидел направленный на себя автомат. Метров с шести, почти в упор. И девушку в натовской форме, которая целилась в меня.

Ей было лет 25, этой грузинке, небольшого роста, довольно привлекательная, если не сказать — красивая. И форма шла этой маленькой женщине. Все это промелькнуло в мозгу за считаные доли секунды. Я негромко крикнул: «Я — журналист!» Она опустила автомат и

в это же мгновение была скошена автоматной очередью, которая сломала ее пополам. Она так и упала на землю, свернувшись комочком»11. Страх смерти журналиста, его удивление и сострадание к противнику заслоняют собой все: обстрел колонны, судьбу других людей. С другой стороны, в таком необычайно личном наблюдении раскрывается противостояние не только военного и журналиста, но и информационное противостояние России и Грузии, подсознательное (а может, и осознанное) желание опорочить противника, который заставляет воевать женщин, красивых и беззащитных перед смертью.

Репортаж имеет особый хронотоп: непременно в настоящем времени и буквально из окопа. На передовой особое течение времени — «запекшуюся кровь стереть некогда», и особая география: «Дозор-вперед. Дистанция-пять»12.

С помощью смены ритма жизни на батальный хронотоп аудитория вырывается из обыденного пространства-времени и вовлекается в процесс войны, становится соучастником событий. Если продолжать аналогию и репортаж XIX в. сравнивать с театром, то репортаж XX в. — это кино («Все было как в кино, я даже испугаться толком не успел»13). Камера прикреплена к голове главного действующего лица — репортера, и мы видим весь мир с его точки зрения.

С этим связано и сужение видимого пространства, мы уже не встретим описания сближающихся линий войск или других глобальных сцен. Зато в деталях покажут, как умирает человек, -буквально на наших руках: «В голове офицера, чуть выше правого глаза была пробоина в три сантиметра. Сквозь нее было видно, как пульсирует мозг и вытекает бледно-розовая жидкость.

Правая рука майора была раскурочена. Из бока тоже сочилась кровь»14. В этом отрывке можно увидеть еще один важный признак современного батального репортажа — усиленное внимание к деталям, символам, часто направленным на то, чтобы шокировать аудиторию.

Выделенные характеристики указывают на то, что современный батальный репортаж приближается по своему эмоциональному и иррациональному воздействию к художественному произведению — рассказу (печатные СМИ) и фильму-«боевику» (телевидение), но при этом сохраняет чувство реальности происходящего. Граница между развлечением и информированием в современных СМИ стирается практически полностью, и война превращается в реалити-шоу с захватывающим сюжетом: смерть в прямом эфире. А реалити-шоу становится полем для новой войны (как в передаче «Большие гонки», где соревнование команд перерастает в соперни-

чество наций). При таком отношении к войне она лишь щекочет нервы, и это происходит до тех пор, пока зритель не переключит канал, а читатель не перевернет страницу газеты. Но рано или поздно развлечения заканчиваются. Особенно если развлечением является война.

1 Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис; Прогресс, 1992. С. 110-119.

2 LanderM, CooperH. US. Trying to Pick Winners in New Mideast // The New York Times. 2011. Febr.

24.

3 МайдановаЛ.М., Калганова С.О. Практическая стилистика жанров СМИ. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2006. C. 42-47.

4 Описание восточной войны // Чтение для солдат. 1905. Вып. 1.

5 Дело под Ачхоем и Акиюртом // Военный сборник. 1865. № 41.

7 Журнал военных действий артиллерии чеченского отряда в экспедиции в Дар-го, 1845 года // Артиллерийский журнал. 1856. № 1.

8 Попов В. Черное солнце Чечни // Гудок. 2003. 16 янв.

10 См.: Барт Р. Мифологии. М.: Академичекий Проект, 2010.

11 Сокирко В. Двенадцать часов до смерти // Московский комсомолец. 2008. 13 авг.

Источник: cyberleninka.ru

Дереализация, как вернуться в реальность?!

Дереализация как вернуться в реальность

Человек ощущает, как будто это сейчас происходит не со мной, что, возможно, я сплю, и вижу это во сне, или смотрю в каком-то кино, похожем на жизнь, или даже сам себе это сейчас фантазирую, или участвую в какой-то компьютерной игре

Бывает ощущение, что время остановилось, или замедлилось, как будто теперь без меня ничего в мире не произойдет, мир либо поставлен на паузу, или потерял какой-либо смысл

Краски стали размазанными и тусклыми, мир стал серым и чужим, не таким как я его знал раньше. Чувства притупились, стали как будто пресными, хочется отстраниться от всего и уйти глубоко во внутрь и оттуда наблюдать за происходящим. Пропадает понимание собственных эмоций, как будто их вообще нет. Между мной и моими близкими как будто возникает стеклянная стена

Я как будто отделен от этого мира, нахожусь внутри какого-то кокона или скафандра, и не являюсь частью того, что меня окружает. Все резко разделилось на внутреннее и внешнее, я как будто осознал, что я – это что-то отличающееся от всего этого мира. Как будто я – единственная живая душа на свете, а все остальные – это роботы или нарисованные картинки

Это может сопровождаться эффектом дежавю, что я уже эту самую ситуацию видел раньше, а иногда – наоборот, что знакомые привычные места, улицы, вдруг превратились в необычные, неизвестные, чужие пейзажи. Или воспоминания о собственном прошлом кажутся вымышленными, как будто этого никогда не было

Свое тело ощущается как что-то неродное, как какой-то роботизированный объект, аватар, внутри которого я нахожусь. Действия воспринимаются как автоматические, независящие от моей собственной воли. Человек не узнает себя в зеркале, или смотрит на свои руки, ноги и они кажутся какими-то чужими. Иногда свои части тела кажутся слишком большими или маленькими, или ватными, что я не управляю их движениями. При этом человек может нарочно вызывать у себя болезненные ощущения или наносить повреждения (щипать, бить, резать), чтобы убедиться, что это его части тела и что они живые

Потеря прежнего ощущения себя и мира вызывает душевную боль и страх от неизвестности, что это значит? В голову начинают лезть мысли о потери контроля над собой, о неведанной болезни или даже сумасшествии. Подобные мысли вызывают сильный страх и обеспокоенность, хочется как можно быстрее избавиться от этого нового незнакомого состояния

В своей практике, я очень часто встречаюсь с людьми, которые при возникновении ощущения дереализации склонны накручивать себя, говоря:

  • «я никогда не избавлюсь от этого состояния нереальности»,
  • «оно будет преследовать меня вечно»,
  • «со мной происходит что-то очень страшное и непонятное»,
  • «скорее всего – это признаки начинающегося сумасшествия»,
  • «я перестаю контролировать себя и свои действия»,
  • «могу в один непрекрасный момент сорваться и в беспамятстве навредить своим близким»,
  • «меня лишат родительских и других прав»,
  • «упекут в психушку, где я буду сидеть в смирительной рубашке и сильными таблетками там из меня сделают безвольный овощ.»

О страхе сумасшествия более подробно я рассказываю в другом своем видео.

«Как справиться со Страхом Сумасшествия»

А пока давайте вернемся к дереализации.

Как вы понимаете, при такой накрутке себя, любой, даже самый психически здоровый человек, начнет испытывать тревогу. Тревога же – это такое неприятное гнетущее чувство, что наш мозг старается от нее как можно быстрее избавиться. И для этого он предпринимает, на первый взгляд, вполне логичные действия, которые, однако, все больше затягивают человека в опасную ловушку:

  • Он пытается найти угрозу, чтобы победить ее. Такие люди ищут много информации в интернете, на форумах. А информация часто бывает пугающей, что тревогу только усиливает.
  • Мозг старается взять под контроль само это состояние, то есть, начать отслеживать все процессы происходящие внутри. При этом человек сталкивается с тем, что как только он начинает думать, как ему дышать, как моргать, как ходить, тут же с этими автоматическими процессами начинаются какие-то проблемы. Это еще больше разогревает страх.
  • Так же человек начинает регулярно проверять, нет ли у него дереализации прямо сейчас. То есть, фокусирует свое внимание именно на нестандартных ощущениях. А, как известно, когда мы ищем, то обязательно находим, а вернее, сами себя программируем на подобное состояние, вызывая в себе все больше ощущений нереальности.
  • Когда же мозг решает как можно меньше контактировать с этим состоянием, стараясь игнорировать свои странные ощущения, подавляя в себе чувства, отвлекаясь постоянно на различные дела, то тем самым он все больше отдаляется от полноценного восприятия реальности, чем только усиливает свою дереализацию.
Еще по теме:  Технология монтажа на ТВ

Так запускается замкнутый круг, который все больше и больше затягивает человека, не позволяя ему избавиться от этого ужаса.

Если вы узнали какие-то свои симптомы в этом описании, то, значит, вы переживали это состояние в своей жизни.

Теперь, когда мы увидели основные проявления дереализации, давайте ответим на вопрос, в каких случаях стоит волноваться об этом, а в каких нужно расслабиться.

Критерии оценки опасности дереализации:

Первый показатель. Как вы, наверное, заметили, ключевой характеристикой во всех описаниях было ощущение «как бы». То есть, ваш мозг понимает реальность, может в ней ориентироваться, просто, вам это кажется немного странным и необычным. У психически больного человека не было бы впечатления «как бы», он был бы полностью уверен, что мир это на самом деле изменился, что это окружающие люди стали инопланетянами, и тому подобное.

Второй показатель – это ваша способность с критикой относиться к себе. То есть, вы считаете, что это именно с вами что-то странное происходит. Такая самокритичность показывает, что у вас в этот момент действует наблюдающая часть личности. Это происходит только у психически здоровых людей.

В-третьих, вы боитесь сойти с ума, что показывает вашу способность разделять душевное здоровье и болезнь. Настоящие психически больные люди не бояться этого, они считают себя здоровыми, и обвиняют окружающий мир в том, что он их не понимает.

То есть, если вы подозреваете себя в сумасшествии и боитесь его, то как раз в этом случае бояться и не стоит.

Но я вас хочу очень серьезно попросить, больше никогда не приписывать себе самостоятельно таких диагнозов как: шизофрения, биполярное расстройство, депрессия, пограничное расстройство личности, пока вы не покажитесь психиатру, и не узнаете это от него. Серьезные диагнозы только через грамотного врача. Поэтому смело идем на прием к психиатру или врачу-психотерапевту, чтобы в 99% случаев узнать, что с вами все в порядке и никаких опасных расстройств у вас нет.

Но вы скажете: как все в порядке, как проблем нет, если у меня реальность искажается?

Конечно, если вас мучает дереализация, то, значит, проблема какая-то, все-таки, есть, но эта проблема психологического характера, которая легко решается психологическими методами.

В своей практике, когда ко мне обращаются люди с дереализацией, то всегда это сопровождается:

  • либо навязчивыми мыслями,
  • либо паническими атаками,
  • либо повышенной тревожностью,
  • либо хроническим стрессом,
  • либо депрессией.

Так, к примеру, я работал с одной молодой женщиной, у которой было трое детей. Она была очень сильно эмоционально истощена постоянным вниманием к детским проблемам, поэтому часто срывалась на них, кричала, после чего чувствовала вину, считая себя плохой матерью, пыталась все исправить и снова терпела неудачу. И такой затяжной многолетний стресс привел ее к состоянию дереализации, когда она не узнавала себя в зеркале, боялась сойти с ума и причинить непоправимый вред своим детям.

И тут, казалось бы, все причины налицо. Но после всех этих историй нам становится совершенно непонятен один простой вопрос: ведь страхи, тревоги, стрессы бывают у всех людей, а почему тогда дереализация возникает только у меня одного? За что это мне? Чем же я такой особенный?

И это очень важный вопрос, ведь ответив на него, мы поймем, что именно вам нужно делать, чтобы больше никогда не встречаться с дереализацией.

Поэтому, прежде чем переходить к методам (о них я расскажу в конце), нам нужно понять природу этого явления, узнать о механизмах его возникновения. И только тогда, имея такое понимание, вы сможете совершить правильные шаги к своему освобождению. Так что, читайте статью целиком, чтобы глубоко разобраться в данном вопросе и освободиться от вашего недуга раз и навсегда.

Причины Дереализации

Специалистами замечено, что ощущение дереализации, на самом деле, испытывают абсолютно все люди, но в какие-то особые моменты своей жизни.

Чаще всего, такое состояние бывает связано со следующими событиями:

  • Сильный или продолжительный стресс
  • Экстремальная ситуация (опасность или угроза)
  • Чувство ответственности, что от вас все зависит
  • Плохое самочувствие (голодание, отравление)
  • Нехватка нужного количества и качества сна
  • Физическое переутомление или эмоциональное истощение
  • и другие.

Как можно увидеть из этого списка, само состояние дереализации возникает совсем не случайно, и оно даже имеет вполне конкретную функцию в работе нашей нервной системы. Это – функция адаптации в условиях, когда у человека мало внутренних ресурсов, когда наша психика не справляется с внешними обстоятельствами.

К примеру, при утрате близкого человека очень часто возникает такое ощущение нереальности происходящего, человек может отрицать очевидные факты, с которыми его мозг пока не может свыкнуться.

Поэтому вы должны знать, что сама по себе дереализация не является показателем какой-то одной конкретной проблемы. Это – всего лишь симптом, который может указывать на различные причины.

Как известно, искажения восприятия в нашей психике возникают под действием бессознательных психологических защит. Бессознательных, значит, автоматических, то есть, таких, которые работают независимо от нашей воли. Существуют десятки разновидностей автоматических защит. И принцип работы каждой из них заключается в искажении какой-то части нашего восприятия: одни из них искажают мысли, другие влияют на эмоции, третьи на телесные ощущения.

Эти защиты помогают человеку справляться с чрезмерными переживаниями. Они действуют абсолютно у всех людей: как у здоровых, так и у психически больных. Только у здоровых людей в арсенале преобладают более зрелые виды защит, которые искажают только какую-то часть восприятия, к примеру, мысли или эмоции. А у психически больных людей основу составляют примитивные защиты, вызывающие сильные искажения по всем направлениям восприятия.

К примеру, малыш от страха закрывает руками глаза, считая, что, если он проблему не видит, то ее и не существует. Так работает примитивная защита, которая, просто, блокирует восприятие проблемы.

Зрелые же защиты делают это гораздо избирательней, блокируя только какой-то один компонент восприятия. К примеру, у врача-хирурга во время операции выключаются эмоции сострадания, и он смотрит на пациента как на биологический механизм, который нужно починить. Таким образом, его психика сопротивляется эмоциональному выгоранию. Однако решению сложной задачи лечения пациента это никак не мешает. Но, если бы он от волнения закрывал руками глаза, то это было бы уже неадекватно в данной ситуации.

В случае же с дереализацией, мы имеем дело с защитой, которая в психологии называется «Диссоциация» (растождествление). Суть ее действия заключается в том, что человек, к примеру, столкнувшийся с чрезвычайными обстоятельствами (угрозой жизни, аварией, насилием) на время как будто отделяется от своего тела. Это помогает снизить невыносимый страх перед смертью за счет того, что собственное тело в данный момент воспринимается как некий внешний объект, а психика ощущает себя в безопасности. Поэтому в чрезвычайных обстоятельствах у большинства психически здоровых людей наблюдается данный феномен.

Но когда эта защита (диссоциация) начинает на автомате срабатывать в обычной жизни, к примеру, реагируя на рядовой стресс или усталость, то ее действие считается уже чрезмерным. Так как это приводит к слишком сильному искажению в ощущении реальности и, как следствие, к неадаптивному поведению, к примеру, к оцепенению, отрешенности от ситуации, к страхам о собственной ненормальности и прочему. Вместо этого, гораздо лучше для человека было бы разумно мыслить и последовательно решать возникшую проблему.

Поэтому, для избавления от состояния дереализации, нам нужно научить мозг человека использовать такие виды психологических защит, которые лучше подходят для решения конкретных ситуаций. Проблема же состоит только в том, что эти защиты являются бессознательным механизмом, и повлиять на них простым усилием воли не так-то просто. Это все равно, что при помощи одной силы мысли заставить свое сердце биться быстрей или медленней, в зависимости от того, как вам это нужно.

Но, как бы это ни было сложно, в современной психологии разработаны методы, которые позволяют произвести такие изменения внутри нас.

Для этого необходимо сделать следующие шаги, направленные как на смягчение самого симптома, так и на устранение внутриличностных причин.

  1. И первым делом, просто, необходимо прервать тот порочный круг самонакруток, который приводил к появлению тревоги и усилению дереализации. Для этого нужно перестать бояться данного состояния. Нужно просто разрешить ему быть. Поэтому при возникновении малейших симптомов начинающейся нереальности, лучше всего, превращаться в любопытных исследователей данного состояния. Вы можете неторопливо наблюдать, что именно с вами происходит, как вы по-новому необычно сейчас видите окружающий мир, как странно чувствуете свое тело, как непонятно думаете о своей личности. Проделывая каждый раз такое путешествие, вы будете приучать свой мозг испытывать скорее эмоцию интереса, чем страх. И это поможет вам уже с первых шагов значительно снизить неприятные ощущения.
  2. Но недостаточно перестать бояться только одну дереализацию. Важно начать в целом снижать уровень своей тревожности, чтобы другие страхи не провоцировали появление дереализации. Для этого нужно научиться себя успокаивать. Сделать это можно следующими способами. Если у вас возникла тревога, то чаще страх возникает по поводу неопределенности ситуации и непонятности угроз. Чтобы с этим справиться, нужно точно понять, чего же именно вы боитесь. Когда объект страха будет определен, то какую-то часть проблем вы сможете устранить заранее, про другую часть нужно будет поискать информацию и запланировать те действия, которые помогут их избежать. А те пугающие ситуации, которые вы изменить или запланировать не можете, нужно представить во всех красках и деталях, чтобы разрушить любую неизвестность. Когда вы в фантазиях погрузитесь в самый страшный сценарий развития событий, то увидите, что и там есть жизнь, и, в целом, вы сможете с этим справиться.
  3. Однако тревога не возникает сама по себе. У нее есть конкретная причина. Чаще всего, это какой-то внутриличностный конфликт или глубинные установки, которые отравляют всю вашу жизнь. Поэтому важно найти и устранить саму эту причину. Подробней о том, как это сделать вы можете посмотреть в этом моем видео.
  4. С исправленной причиной дело у вас пойдет гораздо лучше, но и это еще не конец работы, ведь за долгие годы ваша психика привыкла действовать по определенным схемам и привычным сценариям. К примеру, в вашей жизни, все равно, будут возникать и стрессы, и пугающие ситуации, поэтому важно натренировать мозг правильно проживать эти чувства, уметь различать их между собой, понимать, о чем они вам сигнализируют, научиться правильно их выражать.
  5. Как вы помните, дереализация связана с психологической защитой диссоциация, которая отделяет мыслительные и телесные процессы. Поэтому важно противодействовать этому защитному механизму, когда он вам неполезен. Для этого нужно совершать действия противоположные диссоциации. То есть, если раньше вы рассоединялись с физическим миром, то теперь нужно начать увеличивать фокус своего внимания именно на телесных ощущениях. Самые простые упражнения для достижения этой цели – это слежение за своим дыханием и постоянное отслеживание, что же вы ощущаете в данный момент. Думаю, это не вызовет затруднений.
  6. Параллельно с устранением диссоциации, нужно приучать свой мозг использовать и другие виды психологической защиты. Ведь, если мы не дадим мозгу альтернативные варианты действий, то в экстренной ситуации он снова и снова будет прибегать к старым проверенным методам, которые нас уже совсем не устраивают. Поэтому я предлагаю начать с 4-х хороших вариантов совладания со своими эмоциями. Об этих способах посмотрите в этом моем видео.
Еще по теме:  ТВ бизнес что это

Выполняя все эти рекомендации, вы ни только избавитесь от дереализации, но и существенно улучшите свое психологическое здоровье. Поэтому обязательно начинайте действовать по этому плану уже сегодня. Если же какие-то темы или моменты у вас не будут получаться, то пишите в комментариях или записывайтесь на консультацию. Вместе мы уж точно справимся с вашей ситуацией.

До встречи, жду вас!

По вопросам Дереализации, Навязчивых мыслей и Тревожности пишите мне на Вотсап: +79153030855 (психолог Александр Петухов)

Источник: www.b17.ru

Человеку просмотревшему репортаж по tv кажется что все события он видел своими глазами какой эффект

На сервисе СпросиВрача доступна консультация офтальмолога онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

фотография пользователя

Медведева Лариса Анатольевна , 2 марта 2019
Терапевт, Нефролог

Добрый вечер! Вам стоит пройти МРТ головного мозга и хиазмальной области, уздг сосудов головы и шеи,определить уровень глюкозы в крови.

Принятый ответ
Игорь , 3 марта 2019

Лариса, уточните пожалуйста, что может показать уздг и мрт хиазмальной области. пару лет назад делал цдк сосудов брахицефального ствола, показало выскокую бифуркацию обеих ОСА, двустороннеее позднее вхождение позвоночных артерий в позвоночный канал, гемодинамически не значимую извистость обеих позвоночных артерий во втором сегменте, дилятацию обеих позвоночных вен. МРТ головного мозга делал 4 месяца назад, там в заключении написано «данных за объемный процесс не получено, смешанная симметричная нормотензивная умеренно выраженая гидроцефалия»

фотография пользователя

Евсеев Иван Александрович , 2 марта 2019
Офтальмолог

Да это одно и тоже, но причин может быть множество. Не обязательно дело в возрасте, но от ношения очков точно не зависит. Из обследований можно еще дополнить мрт головного мозга

Принятый ответ
Игорь , 2 марта 2019

Иван, МРТ головного мозга делал 4 месяца назад, там в заключении написано «данных за объемный процесс не получено, смешанная симметричная нормотензивная умеренно выраженая гидроцефалия». Может ли это быть связано, имеет ли смысл повторить обследование, если 4 месяца назад искажений зрения не было?
Я правильно понимаю, что речь идет о сухой форме макулодистрофии, а лечение есть только для влажной формы? Странно тогда что врач сказал, что ничего серьезного и непонятно зачем назначил эмоксипин. Может ли нагрузка на зрение повлиять на прогрессирование макулодистрофии (работаю за компьютером)?

фотография пользователя

Дружикина Виктория Юрьевна , 2 марта 2019
Невролог, Терапевт

Здрааствуйте. Обязательно проведение МРТ головного мозга с последующей консультацией невролога. Время начала ношения очков не могло повлиять на Вашу клинику. Макулодистрофия возрастная- это как бы уточнение, а по сути одни и те же процессы

Принятый ответ
Игорь , 2 марта 2019

Виктория, МРТ головного мозга делал 4 месяца назад, там в заключении написано «данных за объемный процесс не получено, смешанная симметричная нормотензивная умеренно выраженая гидроцефалия». Может ли это быть связано, имеет ли смысл повторить обследование, если 4 месяца назад искажений зрения не было?

фотография пользователя

Дружикина Виктория Юрьевна , 3 марта 2019
Невролог, Терапевт

Учитывая молодой возраст и отсутствие жалоб на момент исследования, а также наличие пусть и нормотензивной умеренно выраженной, но гидроцефалии, которая может быть вариантом нормы, а может нарастать далее, требуется повторное проведение МРТ и желательно с контрастом сразу.

фотография пользователя

Азметдиновна Маргуба Карабаева , 3 марта 2019

Обязательно мрт мозга с.контрастом. ограничение зрительных нагрузок. Продолжать комплексы с лютеином
селеном . свежезамороженной черники больше есть

фотография пользователя

Степашкина Анастасия Сергеевна , 3 марта 2019
Гематолог, Терапевт
Здравствуйте , давно были в отпуске? После отдыха от компьютера в течение недели глазам легче?

фотография пользователя

Евсеев Иван Александрович , 3 марта 2019
Офтальмолог
Вам нужно повторить мрт мозга, нужно отследить динамику

фотография пользователя

Евсеев Иван Александрович , 3 марта 2019
Офтальмолог

Нагрузка особо не повлияет на течение заболевания, а вот ультрафиолет очень даже сильно усугубит течение. Эмоксипин прокапать можно, но толку от него мало

фотография пользователя

Каскевич Ульяна Михайлова , 3 марта 2019
Офтальмолог

Игорь здравствуйте, ксожалению вам правильно поставили диагноз и да,лечение мало эффективно (мягко говоря) да,раньше эта проблема была только у стариков,но сейчас со зрительной нагрузкой эта проблема стала молодеть. Сама встречала такие случаи. Теперь главное,чтобы дальше не пошло,так скажем сохранить что есть. Депигментация сетчатки может быть отдельно от макулодистрофии,т.к. первое чаще удел близоруких.
МРТ,УЗДГ зачем? Только если есть жалобы на головные боли,но они не дадут вам ответ по поводу макулодистрофии. Хондроз у вас наверное есть, учитывая, сколько времени вы работаете и работали за компьютером.
Да, это тоже нужно менять — образ жизни.
Больше двигаться,плавать,бегать- без ускорения кровотока в теле организм застаивается и не может сам себе помочь.
Лечение назначили вам верно,но вы понимаете,что надеятся на полное восстановление сложно,если только при вашем рождении не забирали стволовые клетки( тогда,это было редкостью)
Огранизм поддерживать,да! Витамины и пищевые добавки ( правильные),да!
Ношение очков-да! Может вы выберете линзы. Зрительная гимнастика,да!
Ограничение зрительной нагрузки до минимума и защитные очки,которые фильтруют вредный свет и полезный,чтобы дальше макулодистрофия не пошла( самое знаменитое покрытие- превенсия).
Здоровья вам. Берегите глазки.

Принятый ответ
Игорь , 3 марта 2019

Ульяна, насчет ограничения зрительной нагрузки до конца не понятно, выше другой врач написал, что она не влияет на макулодистрофию (для меня это важный вопрос, так как работаю сейчас за компьютером).
Витамины (лютеин, заксатин, C, E, и т.д.) тоже не очень понял как принимать, в инструкции винтрум вижн плюс написано, что 1 месяц и возможно повторение через месяц, и не понятно при макулодистрофии нужен постоянный их прием или нет.
Про анизометропию писал потому что странно, что текст если смотреть разными глазами наклоняется в разные стороны, и если посмотреть по очереди то одним глазом, то другим, а потом обоими, то временно выравнивается (но не вертикальные линии, они если смотреть левым глазом еще лет 5 назад замечал, что наклонены по сравнению с правым). Еще замечал, что если непрозрачную бутылку (например от питьевого йогурта) поставить на небольшом расстоянии напротив сначала одного глаза (так что бы им видеть, что внутри, а другим нет), а потом напротив другого, то то, что внутри на определенном расстоянии с обоими открытыми глазами видно только когда она напротив первого, то есть изображении с одного глаза как будто преобладает над другим, не знаю должно так быть или нет. У меня в течении нескольких лет зрение на одном глазу было лучше другого если смотреть вдаль, может быть это тоже как-то связано.

фотография пользователя

Каскевич Ульяна Михайлова , 5 марта 2019
Офтальмолог

Игорь,вот смотрите, анизометропия это и есть разное зрение на глазах,да. Поэтому вы видите предметы на разных расстояниях глазами по- разному. Но как это не влияет зрительная нагрузка? Дело в свете который проникает в глаз,есть вредный свет,есть полезный,глаз его не определяет, пропускает все. От компьютера есть свет,который приводит к макулодистрофии- это доказано.

Есть выход- очки,которые тот свет фильтруют,отсекая вредный и пропуская полезный. Есть такие которые весь свет отсекают и полезный и вредный,они дешевле конечно. Но суть в свете,который проникает и воздействует на сетчатку.
Так что сохранить то что есть нужно путем отсечения этого света в специальных очках или ограничить поступление этого света путем снижения зрительной нагрузки за компом и телефоном,что я так понимаю,для вас не вариант. . ситуация сложная и к сожалению восстановление полное не будет.
По витаминам,она подпитают глаз,да,они не вылечат на 100%,но качество зрения улучшается.
Пишите,если будут вопросы.

фотография пользователя

Пахолкин Святослав Анатольевич , 6 марта 2019
Офтальмолог

Добрый день Игорь.
Искажения предметов характерно для поражения сетчатки и изменения её ровности (чаще всего это отёк сетчатки или какие-то образования под сетчаткой). Учитывая ваш молодой возраст, чаще всего могут встречаться воспалительные поражения макулы или центральная хроеоретинопатия. Основное исследование которое чётко покажет что происходит с сетчаткой, это Оптическая когерентная томография (ОКТ или ОСТ) сетчатки (это Вам делали (сканировали сетчатку «двигалась красная полоска»)). Это исследование нужно сделать в динамике и показаться лазерному хирургу, он определит тактику Вашего лечения, если нужно, то дополнительного обследования (может быть ФАГ (флюресцентная ангиография сетчатки). Уточнить самостоятельно есть ли искажения и отследить динамику (увеличиваются или уменьшаются) можно по тесту Амслера (скачать в интернете).
Здоровья Вам.

Принятый ответ
Игорь , 8 марта 2019

Святослав, заметил, что если смотреть на расположенный близко предмет, например на указательный палец руки, то предметы на заднем плане раздваиваются (если сфокусироваться на них, то двоение проподает). Может ли это быть связано?

фотография пользователя

Пахолкин Святослав Анатольевич , 8 марта 2019
Офтальмолог

Я думаю это нормально. При взгляде вблизи глаза сходятся на 2 мм, поэтому дальнее изображение двоится.

Источник: sprosivracha.com

Оцените статью
Добавить комментарий