Что такое калибровка монитора

Что такое калибратор монитора? Когда мы калибруем монитор?

Монитор – очень важное устройство вывода для любого пользователя компьютера. После его подключения получаем изображение и мы увидим, что мы сейчас делаем на компьютере. Однако каждый экран монитора, вопреки внешнему виду, не отображает одинаковые цвета. Это означает, что на одном дисплее белый цвет будет более желтым, а на другом красный может смениться оранжевым.

Это катастрофа, особенно если мы имеем дело с графикой и пост-продакшн фото и видео. В этом случае необходим калибратор монитора.

Каждый монитор воспроизводит цвета по-разному, но с помощью калибратора мы можем настроить это представление в соответствии с шаблоном. Цвета, отображаемые на мониторе, будут такими, какими они должны быть. Весь процесс калибровки монитора займет у нас не более десятка минут.

Какой монитор стоит покупать?

NEC монитор

Калибровка монитора на примере ноутбука. Быстро и просто с помощью DisplayCal и X-Rite i1 Display.

Если мы занимаемся графикой или пост-продакшн фото и видео, на мониторе точно не стоит экономить. При этом экран не должен утомлять зрение, повышать комфортность работы и обеспечивать отличное качество изображения. Следовательно, цвета должны быть точно воспроизведены. Из рекомендуемых для фотографов и графических дизайнеров моделей мониторов наиболее популярными являются модели от Eizo и NEC – со всеми используемыми технологиями, которые заставляют нас видеть цвета такими, какими они должны быть.

На многих интернет платформах вы найдете мониторы как Eizo, так и NEC. Если вы занимаетесь пост-продакшн, фотографией или другими графическими проектами -инвестируйте свои средства в профессиональный монитор. Это могут быть расходы в несколько десятков тысяч рублей, но удобство работы и качество полученных результатов вас точно не разочаруют.

Хотя мониторы вышеперечисленных компаний предоставляют нам очень хорошую цветопередачу и многие другие удобства, скорее всего, нам потребуется выполнить калибровку. Это правда, что монитор можно откалибровать с помощью ПО – на рынке много платных и бесплатных версий. Однако гораздо лучшим решением будет использование калибратора – внешнего оборудования, которое будет подключаться как к компьютеру, так и к монитору.

Калибратор монитора – примеры

Калибратор монитора - примеры

Модели от компании Datacolor (а именно линейка Spyder5) являются очень популярными и в то же время бюджетными калибраторами для мониторов. Мы различаем такие модели, как: Spyder5Express, Spyder5Pro и Spyder5Elite. Первый из них предназначен для неспециалистов – фотографов-любителей.

Такой калибратор позволяет создать цветовой профиль, который позволит отображать на мониторе цвета, соответствующие полученным на распечатках. За модель Spyder5Express вы заплатите даже меньше 10000 рублей. Если вы выбираете модель Spyder5Pro – вы сможете создавать уникальные цветовые профили для многих мониторов.

При калибровке также очень важно настроить уровень яркости монитора в зависимости от освещения, при котором вы обычно работаете. Подготовив ряд профилей, вы сможете в несколько кликов выбрать подходящий и не беспокоиться о цветопередаче на мониторе. Модель Spyder5Pro стоит 13000-14000 рублей.

Дороже, но в то же время рекомендуемая версия – Spyder5Elite. Здесь нужно подготовить сумму около 16000-18000 рублей. Производитель гарантирует, что благодаря этому устройству вы сможете быть уверены в правильном воспроизведении цветов. Эта модель ориентирована на профессиональных фотографов, работающих как дома, так и в студии.

Помимо регулировки яркости монитора в зависимости от условий освещения на рабочем месте, вы сможете выбрать опцию Studio Match. Ее функция заключается в калибровке всех дисплеев в студии на одно значение. Каждый из вышеупомянутых калибраторов представляет собой небольшое устройство, которое подключается к компьютеру через порт USB.

Чтобы начать процесс калибровки с устройствами Spyder5, необходимо использовать специальное программное обеспечение. Программное обеспечение входит в комплект калибратора. Все, что вам нужно сделать – это запустить программу, поместить калибратор в соответствующее место на мониторе и пошагово следовать инструкциям. Весь процесс займет у вас не более 10 минут.

Еще одна компания, производящая калибраторы, – X-Rite. В этом случае особо выделим комплект фотографа X-Rite i1. В комплект входит калибратор i1 Display Pro, программное обеспечение и т.н. проверка цвета – набор палитр с правильно отображенными цветами. На их основе вы можете подготовить цветовой профиль для своей камеры.

В свою очередь, мы используем калибратор, чтобы монитор правильно отображал цвета. Конечно, в случае с i1 Display Pro мы также можем регулировать яркость монитора в зависимости от условий в комнате. В комплект входит специальное программное обеспечение, а его стоимость составляет около 21000 рублей.
Производители мониторов, в данном случае Eizo и NEC, также предлагают калибраторы, и их цена может доходить до нескольких сот тысяч рублей.

На видео: Тестируем Spyder 5 pro. Тратить ли бабки на калибратор?

Когда калибровать монитор

При калибровке монитора часто возникают вопросы: когда и как часто проводить калибровку. Производители калибраторов часто заявляют, что весь процесс следует повторять примерно раз в месяц. Также мы можем встретить информацию, что эту процедуру достаточно проводить раз в полгода. Как правило, рекомендуется выполнять калибровку монитора каждые 100 часов использования.

Однако наши наблюдения должны быть основным фактором калибровки. Если мы видим, что отображаемые цвета не такие, какими они должны быть – то выполняем процесс калибровки.

Источник: bezopasnik.info

Калибровка монитора стала проще благодаря этим 5 онлайн-инструментам

технологии 28.webp

Ваш новый компьютер готов и просто ждет этого толчка мыши. Ждать! Не было ли чего-то еще? Калибровка цвета монитора — один из основных шагов, который большинство из нас забывает или игнорирует.

Калибровка монитора Pixel Perfect — главное правило для фотографов и художников-графиков. Если вы один из них, вы знаете все о калибровке монитора. Остальные должны читать дальше.

Почему калибровка дисплея так важна?

Хороший монитор стоит дорого. Но его влияние будет утрачено, если вы не будете тщательно (и периодически) калибровать свой монитор. Цвета на экране могут не совпадать с реальными.

Просто представьте, что вы сделали красивый панорамный снимок и загрузили его на свой компьютер. Только чтобы обнаружить, что синева неба или зелень травы совсем не похожа на ту, которую вы видели в видоискатель. Сегодня много внимания уделяется просмотру онлайн-фильмов, созданию цифровых фотографий и обмену файлами изображений. Калибровка цвета вашего монитора важна, чтобы максимально приблизиться к реальному цвету.

Профессионалы в области графики подберут для работы серьезные инструменты для проверки точности цветопередачи, такие как система калибровки монитора Datacolor Spyder5Elite S5EL100. Некоторые из вас будут использовать программное обеспечение для калибровки монитора по умолчанию, встроенное в ОС. Но мы также можем воспользоваться онлайн-помощью на этих простых веб-сайтах для калибровки мониторов, которые существуют уже давно.

Как откалибровать монитор в Windows

Удобно, что Windows поставляется с инструментом калибровки дисплея вниз. Ранее являвшаяся частью панели управления, Microsoft переместила ее в отдельное приложение в Windows 11.

1. Откалибруйте свой дисплей

Чтобы открыть инструмент калибровки цвета дисплея, нажмите Windows + S или откройте меню «Пуск», найдите «калибровка цвета дисплея», затем откройте соответствующий результат и следуйте инструкциям на экране.

Инструмент проведет вас через основные настройки цвета, элементы управления яркостью и контрастностью, а также настройку цветового баланса RGB. Когда вы закончите, вы можете запустить ClearType Text Tuner, «чтобы убедиться, что текст отображается правильно».

2. Настройте текст ClearType

Чтобы вручную открыть ClearType Text Tuner, нажмите Windows + S, найдите «настроить текст ClearType» и следуйте инструкциям на экране. На каждом из пяти экранов вы будете выбирать образцы текста, которые вам больше всего нравятся.

Еще по теме:  Как проверить герцовку монитора на Виндовс 10

По теме: 7 способов исправить Google Chrome, который не загружает изображения

5 инструментов для калибровки монитора

1. Фото Пятница

Photo Friday — это сайт фотографии. Подумайте о проблемах, связанных с регулировкой яркости и контрастности снимка, и вы поймете, почему вам следует откалибровать монитор. Итак, перейдите по ссылке на их инструмент калибровки монитора под главной страницей или нажмите на ссылку выше.

Сайт предлагает этот простой одностраничный инструмент калибровки монитора для регулировки яркости и контрастности экрана благодаря оттенкам шкалы серого. Идея состоит в том, чтобы настроить параметры монитора (или кнопки), чтобы вы могли четко различать переход тонов от настоящего черного к истинному белому. После калибровки черный цвет должен выглядеть черным без намека на серый цвет.

Инструкции начинаются с того, что вам предлагается приглушить свет и нажать F11 для просмотра диаграммы шкалы серого в полноэкранном режиме. Наблюдайте за своим монитором с обычного расстояния просмотра.

2. Тестовые страницы ЖК-монитора Lagom

Тестовые страницы ЖК-монитора Lagom представляют собой гораздо более полный набор инструментов, чем Photo Friday. Сайт включает серию тестовых шаблонов, которые начинаются с проверки контрастности и заканчивая проверкой времени отклика вашего монитора. Рекомендуется проходить тесты в порядке их размещения.

Например, используйте первые несколько изображений для проверки яркости, контрастности и резкости. С этими настройками используйте последний тест, например «Угол обзора», чтобы увидеть, меняет ли дисплей яркость или цвета в углах.

Для новичка это может показаться непосильным. Но тестовые шаблоны снабжены полезными пояснениями. Разработчик также заявляет, что вы можете поместить изображения на USB-накопитель и попробовать их в компьютерном магазине при покупке ЖК-монитора. Прилагается загрузка ZIP-файла размером 120 КБ.

Забавный факт: «Lagom» по-шведски означает «умеренный» или «в самый раз», именно это вам и нужно для калибровки монитора.

3. Тест онлайн-монитора

На веб-сайте Online Monitor Test есть ряд интерактивных тестов для исправления цветов экрана. Меню появляется, когда вы перемещаете указатель мыши вверх. Он начинается с теста, который проверяет яркость и контрастность в черно-белом тональном спектре. Это похоже на тест, который мы рассмотрели на веб-сайте Photo Friday.

Затем тест «Цветовой диапазон» проверяет, может ли ваш монитор плавно воспроизводить цветовые градиенты. В меню вы можете выбрать различные цветовые схемы. Ищите «призрачные изображения» или следы изображений в тесте Trailing. Переместите поле по экрану и проверьте, не создаются ли какие-либо следы. Элементы управления и параметры для изменения цвета и формы поля расположены внизу.

Тест на гомогенность помогает выявить поврежденные пиксели и неисправные мониторы с засветкой. Отображение пикселей 1:1 и тестирование размытия текста — два последних теста в линейке. В то время как первое не так уж важно для ЖК-мониторов компьютера, последнее стоит попробовать, если вы чувствуете, что текст на экране недостаточно четкий.

По теме: Безопасно ли жертвовать деньги в Украину онлайн? Как избежать мошенничества с благотворительностью

Если вы настраиваете два монитора, попробуйте тест воспроизведения текста на подключенных дисплеях и проверьте задержку ввода.

Примечание. Выше мы ссылались на тестовую версию, для которой требуется JavaScript. Большинство браузеров не поддерживают Flash-версии теста, но если вы предпочитаете загрузить исполняемый файл (плагин для браузера не требуется), посетите домашнюю страницу Online Monitor Test.

4. Калибровка монитора и гамма-оценка

Помните, мы недавно говорили о значениях гаммы? Что ж, этому посвящена вся эта страница и связанный с ней тест. Важность и процесс четко изложены, и это полезно для любого новичка. Наиболее важным выводом является то, что насыщенность цвета и оттенок меняются в зависимости от значений гаммы.

Автор также предоставляет серию тестовых шаблонов «Gamagic», которые вы можете использовать для калибровки монитора. Вернитесь к своим глазам и отрегулируйте настройку гаммы с помощью элементов управления монитора, пока все квадраты не совпадут с их фоном как можно ближе.

Если вы хотите пропустить лекции и просто начать тестирование, перейдите на страницу «Гамма» и выберите целевую гамму из списка.

5. W4ZT

Эта таблица калибровки экрана на одной странице содержит несколько тестовых изображений, которые мы уже рассмотрели в предыдущих инструментах. Пройдите настройки цвета, шкалы серого и гаммы.

Единственная особенность этого заключается в том, что его легко понять. Просто следуйте инструкциям, и вы сможете настроить свой монитор для оптимального просмотра.

Каково ваше собственное восприятие цвета?

Все, что вам нужно, это хороший глаз. Но как у вас с восприятием цвета? Пройдите этот быстрый (но забавный) тест на определение цвета, чтобы узнать.

Кроме того, прежде чем приступить к тонкой настройке монитора, сначала выполните следующие три правила:

  1. Включите монитор и дайте ему прогреться в течение 30 минут или около того.
  2. Настройте свой монитор на самое высокое собственное разрешение экрана, которое он поддерживает.
  3. Ознакомьтесь с элементами управления дисплеем вашего монитора.

Ваш монитор также может иметь программное обеспечение для калибровки на вашем компьютере.

Windows 10 поставляется с Windows Calibrate Display Color. Вы можете получить к нему доступ, выбрав «Пуск» > «Панель управления» > «Оформление и персонализация» > «Экран». Или просто выполните поиск в поле поиска Cortana по ключевому слову, например «откалибровать».

В macOS Sierra используйте Display Calibrator Assistant. Вы можете получить к нему доступ из меню Apple > «Системные настройки» > «Дисплеи» > «Цвет» > «Калибровать». Или вы также можете использовать Spotlight.

Большинству пользователей не нужно запугивать себя по шагам или полагаться на сторонние инструменты. Если вы не профессиональный фотограф или графический дизайнер, которому требуются высококачественные цвета, этих базовых инструментов должно быть достаточно.

Кредит изображения: Клаудио Дивизиа/Shutterstock

Источник: q-games.ru

Что такое калибровка монитора

LiveJournal

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Про мониторы, их калибровку, и зачем это, вообще, нужно.

  • Nov. 7th, 2008 at 2:15 PM

Этот обзор является попыткой систематизировать и собрать вместе многочисленные рекомендации по калибровке мониторов. В первую очередь он рассчитан, как помощь, начинающим фотолюбителям. Обзор будет редактироваться и дополняться. Поэтому, если он кого заинтересовал, переодически заглядывайте сюда.

При всех достоинствах CRT-мониторов, они свой век уже почти отжили. Даже ископаемые консерваторы в лице профессиональных дизайнеров постепенно вынуждены это признавать. Не говоря уж о размерах. 30″ CRT-монитора, к примеру, просто не существует в природе. Поэтому, в данном обзоре будут рассматриваться только LCD-мониторы.
Итак, начнем с краткого рассмотрения типов матриц используемых в LCD-мониторах.

1. TN (TN+film). Это самый распространенный тип. Главным образом благодаря его дешевизне. К достоинствам можно отнести высокую скорость переключения и довольно неплохие горизонтальные углы обзора, низкое энергопотребление. Недостатков, к сожалению, значительно больше.

Это, прежде всего, малые вертикальные углы обзора, плохая цветопередача (частично компенсируется с помощью специальных алгоритмов управления ячейками). Кроме того, черный цвет на этих матрицах похож больше на темно серый.
LCD-мониторы с матрицами типа TN хорошо подходят для работы в интернете, с офисными приложениями (преимущественно — текстовыми), для динамичных 3D-игр («стрелялки», симуляторы). Можно на них смотреть и фильмы, но только в одиночестве — при групповом просмотре будут сказываться ограниченные углы обзора.

2. IPS (SFT, S-IPS, SA-SFT, H-IPS). Такие матрицы используются в основном в профессиональных мониторах. К их достоинствам можно отнести: правильную передачу черного цвета, отличные углы обзора, как по горизонтали, так и по вертикали. Недостатками являются высокая цена и меньшее чем у TN время отклика.

Однако в настоящее время классические матрицы типа IPS на рынке практически не встречаются, их сменили S-IPS матрицы с относительно малым временем реакции, использующие технологию Overdrive, если и уступающие по этому параметру матрицам типа TN, то самую малость. Таким образом, у S-IPS матриц остался только один недостаток — достаточно высокая, далеко не всегда оправданная, цена.
Исходя из этого мониторы с S-IPS матрицами позиционируются, в основном, для профессиональной работы с графикой или как престижные модели для домашнего использования.

Еще по теме:  Где посмотреть сколько герц у монитора

3. PVA (MVA). Это своеобразный компромисс между двумя первыми типами. Можно сказать, что эта технология объединила достоинства TN и IPS. Судите сами: очень хорошие углы обзора, максимально глубокий черный цвет, отличные яркость и контрастность, великолепная цветопередача, скорость переключения лишь немного уступает TN. Правда недостатки тоже есть.

При даже небольшом отклонении взгляда от перпендикуляра к экрану появляется искажение картинки. «Плывут» цвета, особенно в темных оттенках изображения. Больше того, с глубокими тенями на этих матрицах, вообще, проблемы. Они практически не отображаются и сливаются с черным. Если вы не фотограф, художник или дизайнер, то, возможно, даже не заметите эти отклонения, но профессионала они могут очень сильно раздражать.

4. Отдельно имеет смысл выделить ноутбуки. Для работы с изображением, далеко не самый лучший вариант. Во-первых, дело в том, что ноутбуки с IPS-матрицей можно пересчитать по пальцам, в прямом смысле слова. Плюс, производители, как правило, вообще не указывают тип матрицы. В сети можно найти только разрозненную и, порой, противоречивую информацию по моделям.

Дополнительную путаницу вносит то, что даже на одной и той же модели могут стоять различные матрицы. Во-вторых, требования предъявляемые к дисплею ноутбука, совсем иные, нежели к LCD-монитору. Если угол обзора по горизонтали у ноутбуков более-менее широкий, то с углами по вертикали полная беда. Проверить это легко может любой обладатель ноутбука.

Малейшее изменение угла зрения по вертикали, вызывает достаточно сильное изменение оттенков цветов. Особенно сильно это заметно в тенях.

Из всего этого можно сделать вывод, что если вы хотите нормально работать с фотографией, и быть уверенными в том, что при печати получите то, что видите на своем мониторе (при условии правильной калибровки), то выбор невелик. Только мониторы с IPS матрицей.

Теперь, поговорим о калибровке монитора, и зачем это вообще нужно.
Чтобы не повторяться и не набирать кучу текста, аналогичного уже многими набранному, привожу ссылку на статью дизайнера Валентина Жарко: http://zharko.h16.ru/remeslo_manitor.html Сразу хочу оговориться, что статья эта приведена скорее, для ознакомления. Чтобы показать один из вариантов ручной настройки монитора. Далеко не лучший.

К сожалению, автор не опубликовал второго этапа. Было бы любопытно посмотреть. Впрочем, это не так уж и важно. И связано это с тем, что калибровка LCD-мониторов с помощью ADOBE GAMMA очень нервное и трудоемкое занятие. Плюс, она довольно сильно отличается от аппаратной калибровки.

Дело в том, что эта утилита писалась еще для CRT-мониторов, когда любой уважающий профессионал только на них и работал. На CRT-мониторах, при сравнении калибровок полученных с использованием внешнего калибратора и с использованием Adobe Gamma, результаты достаточно схожи. А вот в случае LCD-мониторов, как я упомянул, такой картины уже не получается. Да и намного труднее вся настройка.

Ну и дополнительным подтверждением того, что Adobe Gamma мало пригодна для калибровки LCD-мониторов, является то, что начиная с 10 версии ее вообще убрали из Photoshop. Как же тогда быть? К счастью, выход есть. Наш соотечественник написал программу, которая позволяет достаточно точно (насколько точно, зависит от типа матрицы) настроить монитор без использования внешнего калибратора.

Но об этом, чуть позже. Сначала, поговорим о теории и об аппаратной калибровке. То есть о том, как делать все правильно. Дальше, приведены выдержки из статьи «О калибровке мониторов в современных условиях», с оригиналом которой можно ознакомиться здесь: http://www.libraw.su/arti cles/modern-lcd-calibrati on-profiling.html

«О колориметрической настройке (калибровке и профилировании) мониторов написано огромное количество текстов, создано большое количество настроечных программ и тестовых изображений. Кроме того, удешевление аппаратных средств калибровки свело процесс к подключению прибора и нажатию нескольких кнопок, создается впечатление, что никаких проблем уже не существует. Однако, существует ряд нововведений, таких, как «аппаратная калибровка» LCD-мониторов, тоновая кривая L*, мониторы с расширенным цветовым охватом и работа с несколькими мониторами (с последними двумя я столкнулся совершенно не подготовленным), которые еще крайне мало описаны и имеют целый ряд проблем. Поэтому, говорить о полной идиллии еще очень рано.

Среди всех виденных текстов о калибровке и профилировании мониторов, наиболее полным, теоретически корректным и практически интересным является 152-страничная книга Шадрина и Френкеля «Колориметрическая настройка монитора. Теория и практика», изданная в 2005-м году.

Если быть максимально кратким, то процесс калибровки (профилирования) монитора (да и любого другого устройства) включает в себя две фазы:

  • максимальная яркость (белой точки);
  • цветовая температура белой точки;
  • точка черного;
  • настраиваются тоновые кривые (т.е. зависимость яркости точки изображения от подаваемого сигнала).

Смысл калибровки и профилирования заключается в получении предсказуемого вывода (на экран, бумагу и т.д.) на всех этапах обработки изображения. К сожалению, реальная предсказуемость (заключающаяся, например, в визуальном совпадении экранной цветопробы и отпечатка) достижима только в полностью контролируемом окружении (подробнее см. в ISO3664:2000), что в реальной жизни достижимо крайне редко. Как правило, конечный зритель видит изображение в совершенно антисанитарных (с точки зрения специалиста по цвету) условиях: на некалиброваном мониторе, при абсолютно неподходящем освещении и так далее.

Другая крайность — это когда зритель у ваших работ один, это вы сами, и смотрите всегда на одном и том же мониторе в одинаковых условиях. Казалось бы, зачем нужна настройка, если условия всегда одинаковы?

Однако даже в вышеописанных двух крайних случаях профилирование не только не вредно, но и полезно. Описание возможностей монитора (для воспроизводящих программ) позволяет непротиворечиво редактировать изображение «по внешнему виду» и «по цифрам» (в частности, нейтральный тон будет нейтральным с обеих точек зрения). Ситуация с калибровкой чуть более сложная: формально она не является необходимой (какой есть монитор, такой и есть):

  • Если нам не нужно согласование отпечатка и экрана, то точку белого можно ставить любую.
  • Тоновую кривую, конечно, лучше иметь разумную, чтобы и света и тени были бы разумно представлены в диапазоне, но для большинства хороших современных мониторов это пожелание и так соблюдается.

Необходимость в калибровке точки белого возникает, когда мы хотим сопоставлять экранную и твердую копии.

Суть проблемы

Наиболее распространенным на сегодня интерфейсом между видеокартой и монитором является интерфейс DVI. Данные по нему передаются в цифровом виде, каждый из цветовых компонентов — 8-битный. Входные данные видеокарты — тоже 8-битные. Если мы захотим скорректировать передаточную характеристику системы видеокарта-монитор и внесем изменения в LUT видеокарты, это приведет к потере в количестве отображаемых градаций. Для гипотетического случая линейного монитора и желания получить gamma=2.5 у всей системы, мы вместо 256 возможных уровней получим только 173 (считал калькулятором Bruce Lindbloom).

Но при имеющемся контрасте LCD-мониторов, который легко достигает 1:400 (при яркости 160 cd/m2 и калибровке) 173 уровней откровенно мало. 256 тоже мало, конечно, но уже лучше.

Решение

Решение, реализованное во многих профессиональных мониторах выглядит следующим образом:

  • входной сигнал у нас 8-битный, это ограничение DVI и повысить битность нельзя;
  • поэтому давайте мы переместим LUT-таблицы в монитор и сделаем у них битность побольше (сейчас обычно 10-12 бит)
  • а калибровочный софт научим писать в эти таблицы (увы, но далеко не все калибровочные решения научились это делать).

Тоновая кривая L*

4 линейных шкалы Большинство цветовых пространств RGB используют тоновую кривую в виде степенной функции (показатель степени которой исторически называется «гамма»). Пространство sRGB использует чуть более сложную кривую с линейным участком в глубоких тенях и степенной функцией в остальном диапазоне яркостей. Стандартное значение показателя степени (gamma) равно 2.2 (это сложилось по историческим причинам), распространенные ранее пространства с gamma 1.8 постепенно перестают использоваться.

В то же время, степенная функция с gamma 2.2 не является «перцептуально (зрительно) линейной» (подробнее см. статью про линейные шкалы из которой взята картинка справа), для светов остается несколько больше места, чем для теней. При этом, никакими физическими ограничениями, вроде зависимости светимости люминофора от силы тока, производители мониторов не связаны, тоновую кривую можно выбрать любую.

Еще по теме:  Схема монитора Samsung 940mw 940mg

Линейная (зрительно) тоновая кривая будет линейной по оси L (пространства Lab). В настоящее время ряд калибровочных программ предлагает установить такую тоновую кривую, называя ее L*. Как обычно, такая установка имеет достоинства и недостатки.
Достоинства:

  1. Больше места для градаций в тенях за счет избыточных градаций в светах (в сравнении с гамма-кривой с гамма 2.2).
  2. Если Lab используется как рабочее пространство, то при показе 8-битных файлов удастся сохранить больше градаций. То же самое верно, если в качестве рабочего пространства используется RGB-пространство с тоновой кривой L*

Недостатки являются продолжением достоинств: при показе 8-битного изображения со степенной тоновой кривой за счет округлений будет утеряна часть градаций (вместо 256 станет 236 для пересчета из gamma 2.2 в L*).

Другими словами, калибровку под L* имеет смысл использовать, если у вас рабочее пространство имеет такую тоновую кривую, либо большая часть работы идет в пространстве Lab.»

Как можно видеть, речь идет о калибровке с использованием внешнего калибратора. И о профессиональных мониторах, где корректировочные таблицы гаммы можно записывать прямо в LUT монитора, а не видеокарты. А как же быть обладателям более дешевых мониторов, и чем это чревато для них? В принципе, корректировочную таблицу можно записать и в LUT видеокарты.

Но в этом случае заливочные градиенты примут полосатый вид. Чем сильнее будет отличаться корректировочная кривая от прямой, тем «полосатее» будет градиент. Не очень хорошо, но в любом случае лучше, чем вообще без калибровки. Реально, на фотографиях этого почти не будет заметно. Только на на больших градиентных поверхностях (безоблачное небо, к примеру).

Современные калибраторы не так уж и дороги. Можно приобрести за 5-6 тысяч рублей. Однако, приобретать такой прибор имеет, смысл, все же, обладателям хороших мониторов. Хотя бы с PVA матрицей. А как же быть начинающим фотолюбителям с их простенькими недорогими мониторами? Можно, конечно, попытаться настроить монитор «на глаз».

С использованием той же Adobe Gamma и различных тестовых картинок. Сложнее всего, таким образом, установить правильную цветовую температуру. Яркость и контраст можно более-менее правильно выставить с помощью таких картинок:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Чтобы правильно оценить, нужно скопировать оригиналы на свой компьютер, и только затем рассматривать. На первом изображении должны быть видны числа до 15 включительно. На втором должны быть видны все прямоугольники.

Для оценки правильности отображение теней и светов можно использовать такие таблицы:

Можно рассматривать не копируя на компьютер. Должны быть различимы все квадратики.

А выставить правильную гамма-кривую, вообще, практически невозможно. Можно только оценить, насколько она правильная с помощью вот таких изображений:

Изображения нужно развернуть на весь экран. Они должны быть равномерно серыми. Еще один существенный недостаток недорогих мониторов (особенно, с диагональю больше 17″) заключается в неравномерности подсветки ламп. Даже если вам удалось достаточно точно настроить свой монитор, включая гамма-кривую, это еще не означает, что она будет одинаковой по всей площади.

Как правило, в углах гамма-кривая существенно может отличаться от центральной части дисплея. Это легко можно увидеть по этим тестовым изображениям. Сплошной серый фон будет виден только в какой-то области дисплея. На остальной площади будут «проявляться» цветные элементы «скрытых» изображений.

Есть мониторы, в которых на аппаратном уровне существует функция выравнивания подсветки по яркости и нейтральной шкале. Но эти мониторы относятся уже к разряду профессиональных (например, мониторы NEC 90-ой серии). Поэтому, в случае недорогого монитора, с этим недостатком придется просто смириться. Так как никакой калибровкой (даже аппаратной) устранить его не удастся.

Можно воспльзоваться и еще одним тестовым изображением. Взято с сайта realcolor.ru. По этому изображению можно провести комплексную оценку правильности калибровки монитора. Скачиваем оригинал и смотрим в оригинальном разрешении.

И описание, что есть что, и как это должно выглядеть

Шкала 1 предназначена для проверки правильности установки яркости и контраста на вашем мониторе. Она состоит из 21 прямоугольника и все они должны быть различимы. Если это не так, повозитесь с настройками яркости и контраста. На некоторых мониторах есть дополнительные органы управления (например Black Level). Они могут быть очень полезны для настройки.

Установку яркости и контраста можно проверить и с помощью шкал 2 и 3. Это более трудный для монитора тест. На черной области 2 должна быть видна чуть более светлая надпись RealColor.ru. На светлой области 3 должна быть видна таже надпись, но чуть более темными буквами. Вряд ли вы сможете получить идеал — первые буквы на темном фоне и/или последние на светлом будут неразличимы.

Поэтому придется искать компромисс.

Переход от черного к белому на шкале 4 должен быть плавным, а весь градиент должен быть серым.

Шкала 5 нужна для проверки правильности установки гаммы. Она состоит из 2 половин. Правая (4б) рассчитана на мониторы с гаммой=2.2 — современный стандарт как на PC, так и на Macintosh. Если смотреть на нее издалека, когда горизонтальные линии сливаются, весь квадрат должен быть равномерно-серым. Левая половина шкалы (4а) рассчитана на мониторы с гаммой=1.8 — старый «маковский» стандарт.

В наших обоях этот участок присутствует скорее для того, чтобы показать как эта шкала НЕ ДОЛЖНА выглядеть. На ней хорошо заметны две вертикальных темных полосы.

Еще две шкалы для проверки установки гаммы — 6 и 7. С некоторого расстояния они должны выглядеть как вертикальные градиенты с переходом цвета от белого через серый к черному. Если реальная гамма монитора не равна 2.2, то на шкале 6 видна разница между левой и правой половиной (опять же — если отойти от монитора подальше).

А шкала 7 на «неправильном» мониторе вообще выглядит как цветная. Если гамма больше, чем 2.2, то она «разваливается» на три части — с красным, синим и зеленым оттенком. Если гамме меньше 2.2, то ее части превращаются в градиенты цвета полиграфической триады — Cyan, Magenta, Yellow.

Шкала 7 является очень тяжелым тестом. Скорее всего, ее не удасться привести в нормальный вид с помощью визуальной калибровки

Ну и в завершении этого достаточно безрадостного для многих пользователей обзора, хочется сказать, что, все таки, не все так плохо. К сожалению, недостатки дешевых мониторов, такие, как неравномерность подсветки и «плавание» цветов при изменении угла обзора устранить не удастся.

С первым придется просто смириться, а со вторым можно бороться, стараясь-пытаясь выдерживать постоянный угол обзора при работе с изображением. Но вот в остальном, достаточно точно откалибровать (визуально) монитор, вполне можно. Включая коррекцию гамма-кривой, которую никаким другим не аппаратным способом, без использования внешнего калибратора, откорректировать практически невозможно. И большое спасибо за это стоит сказать нашему соотечественнику Виктору Петченеву (Victor Petchenev), написавшему утилиту ColorLineTest. Дополнительно стоит отметить, что утилита бесплатная.
Основным достоинством ColorLineTest является то, что можно откорректировать гамма-кривую независимо по всем трем каналам, по 14-ти точкам. Причем, количество точек можно увеличить с 14+2 еще на 15. А по завершению настройки, утилита позволяет экспортировать корректировочную таблицу прямо в LUT видеокарты. Однако, стоит сказать об одном НО.

Хотя ColorLineTest и очень чувствителен, у различных людей цветовое восприятие разное. Правильную тоновую кривую можно получить только с отличным цветовосприятием. Пройдите тест на ваше цветовосприятие. Если результат будет отличным, вы имеете все шансы настроить свой монитор достаточно хорошо. Но в любом случае нельзя забывать, что это ни в коей мере не заменит аппаратной калибровки.

Источник: irrradem.livejournal.com

Оцените статью
Добавить комментарий