Во введении уже была кратко описана история термина «конвергенция» и как он попал в журналистику. В более подробном исследовании теоретической стороны автор предлагает перейти непосредственно к изучению понятия «медиаконвергенция».
М. Кастельс первый выразил революционный взгляд на конвергенцию как на механизм и определил ее, как конфигуратор развития общества, пронизанного технологической и материальной культурой. В одной из своих книг «Галактика Интернет.
Размышления об Интернете, бизнесе и обществе» он разбирает основы самого возникновения термина «конвергентные», или, как часто еще называют, «мультимедийные» СМИ. М. Кастельс делает упор на многозначности понятия «конвергенция СМИ» и связывает его с тем, что «медиареволюция происходит на наших глазах и слияние прежде разобщенных печати, радио, телевидения идет разными путями». Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. — М., 2014. — С. 105.
В той же традиции американский медиаисследователь Г. Дженкинс в своей книге “Convergence Culture: Where Old and New Media Collide” изучает, как трансформируются и сливаются различные между собой виды медиа. Он предлагает рассматривать медиаконвергенцию не с точки зрения технологий, а как культурный процесс.
Сигналы, которые приводят к разворотам рынка. Дивергенция и конвергенция. Где открывать сделки?
Норвежские ученые А. Фагерйорд и Т. Сторсул вслед за Г. Дженкинсом рассматривают понятие «медиаконвергенция» и разбирают термин по следующей классификации:
1. Конвергенция сетей. Аналоговый сигнал давно преобразован в цифровой. Этот факт снимает вопрос о видах данных и коммуникационных сообщений для трансляции. Так, современные цифровые кабельные телевизионные сети могут транслировать не только телевизионную картинку, но и, например, компьютерные данные, предоставляя доступ в Интернет или к телефонной цифровой связи.
2. Конвергенция терминалов. Вытекает прямо из предыдущего пункта, конвергенции сетей. Появляется единое мультифункциональное устройство, которое объединяет разные устройства для приема и потребления информации. Таким конвергентным терминалом стал компьютер. Сейчас это все многообразие доступных электронных девайсов: ноутбуки, планшеты, смартфоны, многофункциональные телевизионные приставки и так далее.
3. Конвергенция услуг. Логично, что на основе сформированной базы объединенных цифровых сетей и терминалов из предыдущих пунктов появляются комплексные услуги. Очень различные по своей сути, они предоставляются одним и тем же электронным способом. Это смс, чаты, мессенджеры, блоги и другие виды услуг на мобильных, телевизионных и других устройствах.
4. Конвергенция рынков. Объединяет всё вышеперечисленное: конвергенцию терминалов, сетей и услуг. Результат такого вида конвергенции заключается в новых возможностях телекоммуникационных компаний, которые включаются в медиарынок и, например, открывают собственные телеканалы.
5. Конвергенция регулирования. Связана с конвергенцией рынков, в результате появления которых, власть вынуждена вводить специализированные законы по регулированию, объединяющие эти новые рынки.
Александр Клейменов: Конвергенция ТВ и Интернет
Наглядной иллюстрацией конвергенции регулирования медиа в России может служить пример, как в нашей стране последние несколько лет идёт процесс постепенной трансформации разных мелких министерств (массовых коммуникаций и связи) в единое большое министерство — Минкомсвязь России.
6. Конвергенция жанров и форм. По итогам объединения различных медиаплатформ (как правило, печатных СМИ с телевизионными каналами на платформах в Интернет) жанры, используемые на одной платформе, перемешиваются с другими (например, из чисто газетного жанра возникло такое новое явление, как интернет-колонка). Шеремет В.В. Типология медиаконвергенции // Cyberleninka.ru URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-mediakonvergentsii (дата обращения: 07.03.2016).
В целом, эксперты сходятся во мнении, что конвергенция играет главную роль в эволюции современных СМИ.
От общего понятия «медиаконвергенция» автор предлагает перейти к разбору термина «конвергентная редакция». Немецкий исследователь К. Майер занимается научной журналистикой и, в частности, изучает конвергентные редакции. Он классифицирует их по уровню интегрированности:
1. Интегрированая редакция. Для такой организации актуальны объединение печатной и онлайн-редакций. Единый рабочий процесс контролируется из одного центра. Способ подачи материала и наполнение разных медиаплатформ учитывает их особенности.
2. Кросcмедийная редакция. В такой модели предполагается разделение рабочих процессов в печатной и онлайн-редакциях. А их совместная работа при необходимости сохраняется и протекает под контролем руководства. Meier К. Innovations in central European newsrooms: Overview and case study // Journalism Practice. — 2007. — №1. — P. 9.
В результате исследования другой группы австрийских ученых, описанного в сборнике по итогам конференции “Newsroom convergence. A transnational comparison”, в западной традиции существует ещё одна трехступенчатая классификация конвергентных редакций:
Первая модель предполагает отсутствие систематического сотрудничества в работе редакций разных медиаплатформ на всех этапах производства контента.
Вторая модель предлагает, что существуют отдельные редакции для различных медиаплатформ, но при этом их деятельность пересекается и контролируется мультимедиа-координатором.
Что касается российского подхода к исследуемой в данной работе теме, автор предлагает сначала обратиться к пониманию термина «медиаконвергенция» российскими журналистами и медиа-экспертами, среди которых Е.Л. Вартанова, И.И. Засурский, А.А. Калмыков, С.Л. Уразова, В.Л.
Цвик, Л.П. Шестеркина. В ряде исследований конвергенция понимается как многогранный феномен всей медийной системы и её функций. Обобщив, можно выделить следующие, схожие с западной классификацией, виды медиаконвергенции:
— Подготовка в рамках одной редакции медиапродукции для различных по коммуникативной природе СМИ;
— Конвергенция жанров и форм передачи информации как объединение медиаплатформ (печатных, радио и телевидения на базе интернет-порталов). Сборник статей к открытой сессии «Медиаконвергенция, которая изменила мир?» // Slideshare.net URL: http://www.slideshare.net/mkornev/ss-33893336 (дата обращения: 15.03.2016).
Профессор департамента медиа НИУ ВШЭ и медиа-эксперт А.Г. Качкаева делает акцент на функциях термина и предлагает следующую классификацию медиаконвергенции:
— Конвергенция как бизнес-стратегия медиахолдинга;
— Конвергенция как тактика;
— Конвергенция как «переупаковка»;
— Конвергенция в сфере сбора и производства информации;
— Конвергенция как новый вид подачи информации. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / Под ред. Качкаевой А.Г. — М., 2010. — С. 60.
Другой исследователь В.В. Шеремет трактует понятие немного шире и в качестве видов конвергенции выделяет следующие аспекты:
— Типологический — сближение разных видов СМИ и средств массовой коммуникации: печати, телевидения, радио, интернета, мобильной связи;
— Технологический — взаимопроникновение технологий воздействия: манипулятивных, собственно журналистских, языковых, психологических, PR, рекламных;
— Жанровый — слияние элементов форм подачи материала;
— Смысловой — между разными текстами возникает смысловое взаимодействие.Шеремет В.В. Типология медиаконвергенции // Cyberleninka.ru URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-mediakonvergentsii (дата обращения: 07.03.2016).
Следует ещё раз отметить, что в основе представленных выше всех классификаций (западных и российских) лежат базовые исследования М. Кастельса, которые автор данного исследования рассматривал чуть раньше в этом параграфе и во введении.
Разработкой главной темы данного исследования «конвергентная редакция» или «мультимедийная редакция» в России занимается широкий круг журналистов и ученых: Г.П. Бакулева, Е.А. Баранова, Е.Л. Вартанова, И.И. Засурский, Л.М. Землянова, А.А. Калмыков, А.Г. Качкаева, М.М. Лукина, О. Силантьева, С.Л.
Уразова, И.Д. Фомичева, В.Л. Цвик, Л.П. Шестеркина и др. Автор сразу хочет обратить внимание, что единой точки зрения по этим понятиям в отечественной теории и практики не существует.
С другой стороны, О. Силантьева соглашается с описанным выше определением «конвергенции» у норвежских учеными А. Фагерйордом и Т. Сторсул, так как они «наиболее полно выразили этот термин конвергенции, выделив как минимум шесть её интерпретаций». Там же.
О. Силантьева в целом придерживается классификации принятой на западе. Она использует термины исследователей из сборника “Newsroom convergence. A transnational comparison”, описанные выше, объединяет их с исследованиями К. Майера и создает свою классификацию. К двум моделям конвергентных редакций — интегрированные и кроссмедийные, она добавляет третью — объединенные редакции.
Объединённая редакция. Термин вполне подходит к редакциям, которые раньше существовали как отдельные структуры, а потом объединила свои ресурсы. В принципе, объединиться могут любые редакции, преследуя разные цели и это объединение может носить разные формы.
В классическом варианте, термин «объединенная» часто используют в отношении редакции, которая раньше имела отдельные редакции для газеты и сайта (или для журнала и сайта, или для ТВ и радио и т.д.), а затем перестроила свои производственные процессы. Но такая форма не обязательна. Возможно, в России слово получило распространение в том числе и потому, что оно — наиболее «русское» из используемых в таких ситуациях, не чистая калька с английских терминов. По сути, термин «объединенная редакция» близок термину «интегрированная редакция».
Интегрированная редакция или интегрированный ньюсрум. Термин весьма распространен на Западе. Им обозначают редакции и все производственные процессы которых интегрированы друг в друга, тесно связаны между собой и имеют общий центр управления. При этом количество и разнообразие медиаплатформ, на которые публикуется контент, не имеет значения.
Чаще всего такие редакции работают по принципу digital-first. Производство (с точки зрения форматов и платформ), а также распространение подчинены темпу и ритму производства контента. В традиционных редакциях зависимость обратная — количество и качество контента зависят от медианосителя, на котором он будут публиковаться.
Кросс-медийная редакция. Термин употребляется в англоязычном мире, причем он не дублирует понятие «интегрированная редакция», а четко обозначает отличие. В кросс-медийной редакции журналисты работают над отдельными медиапродуктами, но тесно связаны между собой координаторами, перекрестными проектами, общей средой планирования и обсуждения идей. Такой тип организации редакции предполагает, что у каждого департамента есть поток рутины по созданию своего медиаконтента, однако с достаточной регулярностью эти департаменты делают совместные проекты, обмениваются контентом. Для координации действий в кросс- медийной компании есть специальные продюсеры (менеджеры), которые отвечают за их организацию.
Итак, в российской традиции термин «конвергентная редакция» принимается не всеми медиа-экспертами и заменяется термином «мультимедийная редакция». Для полного понимания, автор данного исследования предлагает разобраться что именно отечественные ученые и медиа-эксперты понимают под понятием «мультимедиа», которое, конечно, связано и образует термин «мультимедийная редакция». И здесь не всё однозначно.
Во-первых, мультимедиа — это информация, которая предоставляется аудитории при помощи разных медийных каналов и форматов (фото, видео, аудио, текст, инфографика).
Во-вторых, под мультимедиа подразумевают множество медийных источников и каналов (моно / мульти), которые имеет возможность выбирать пользователь в поисках информации.
В.В. Солодов, например, отмечает две основные характеристики мультимедиа как информационного продукта: синтетический (соединение разных типов информации) и интерактивный (возможность индивидуализации продукта). Солодов В.В. Структурная трансформация СМИ: технологические причины и социально-экономические последствия. — М., 2004. — С. 27.
Еще одно значение мультимедиа — это непосредственно способ восприятия информации. Там же.
Из этих определений видно, что грань между понятиями «конвергенция» и «мультимедиа» в СМИ очень тонкая. И один из критериев, определяющий работу конвергентной редакции — это разнообразие медиаплатформ, то есть мультимедиа: текст, видео, фото, аудио, инфографика. Традиционно на сайтах изданий с конвергентными редакциями можно найти все разнообразие мультимедийных платформ для передачи контента: аудио и видео, фотографии и инфографика. Именно процесс медиаконвергенции дал мощный толчок мультимедиатизации — использованию различных платформ, их интеграции в одном СМИ, что существенно расширило границы контента и формы предоставления материалов. Следствием этого процесса стало появление современно типа редакции СМИ — конвергентной редакции.
Подводя итоги параграфа, посвященного терминологии изучаемого вопроса в исследовании, автор делает вывод, что существует множество расхождений в понятиях, но смысл их ведёт к одному: конвергенция — это процесс слияния различных по своей природе средств массовой информации в единое целое и с точки зрения организационной и бизнес структуры, и с точки зрения технологии передачи взаимосвязанной информации, и с точки зрения контента и его восприятия. Другими словами, это процесс интеграции информационных и коммуникативных технологий, рынков, самих средств информации, потребительской и профессиональной техники в единый информационный ресурс.
Термины «конвергентная редакция» и «мультимедийная редакция» в определенном смысле можно использовать как находящиеся на одном уровне иерархии. Они указывают на универсальный журнализм, интегрированность редакций и создание контента для разных каналов и нескольких информационных сред.
Под конвергентной редакцией в России чаще понимают слияние цифры и бумаги, онлайна и оффлайна (процесс передачи информации), а не 360-градусный ньюсрум (процесс создания контента), как это принято в западной традиции.
Концепция нового типа редакции основана на интеграции всевозможных форматов продуктов медиа: печатного, вещательного, онлайн и мобильного. Реализация и управление процессами в конвергентной редакции подразумевает создание новой цепочки и системы производства информационного продукта. Такой единый информационный центр создает общий продукт мультимедийного повествования, увеличивает свой потенциал и повышает качество контента, удовлетворяя потребности самой разной аудитории.
Не определившись и не договорившись окончательно с терминологий в теоретических вопросах, медиа-эксперты и журналисты сходятся в одном мнении: на практике традиционная редакция уже не способна качественно выполнять работу по сбору, обработке и доставке информации и удовлетворять постоянно меняющиеся потребности аудитории в складывающихся информационных потоках. На смену ей приходит новая модель — конвергентная редакция, которая на данном этапе воспринимается как одна из перспективных стратегий развития на медиарынке.
Источник: studbooks.net
Технологические тенденции в сфере абонентского оборудования для спутникового телевидения.
Конвергенция ШПД и ТВ DTH как один из векторов развития.
Спутниковые технологии и бизнес. Специальное приложение журнала «Connect. Мир информационных технологий». Май 2015 г. Стр. 24-26.
Конвергенция широкополосного доступа и телевидения обсуждается уже многие годы и сегодня гибридное телевидение — сочетание любых разных видов телевидения, один из основных драйверов развития индустрии развлекательных услуг. В то же время наибольший практический интерес представляет конвергенция однонаправленного телевидения (DVB-C, DVB-S, DVB-T) с возможностями, которые предоставляет доступ в Интернет, реализованный на абонентском устройстве.
The convergence of broadband internet and television service has been discussed for many years and now a hybrid TV — a combination of any of various kinds of TV, is one of the main drivers of the industry of entertainment services . At the same time the greatest practical interest is the convergence of a unidirectional television (DVB-C, DVB-S, DVB-T) with the possibilities offered by Internet access provided by the set top box or other subscriber’s equipent .
Идея совмещения возможностей DVB-телевидения и телевидения на базе IP возникла сразу же с появлением IPTV, где-то в середине 2000-х годов. Предполагалось, что по DVB будут транслироваться линейные телевизионные каналы, по IPTV будет предоставлять видео по запросу, расширенные метаданные, такие как программа передач — EPG, рекомендации, а также будут реализовываться дополнительные услуги, например, прогноз погоды. Кодификация этого подхода – стандарт HbbTv, “глобальная инициатива, направленная на гармонизацию возможностей телевизионного вещания и широкополосного доступа в Интернет при предоставлении развлекательных услуг потребителям с помощью телевизоров, телевизионных приставок и других устройств” (Hybrid broadcast broadband TV)
На текущий момент существует достаточное количество решений, включая отечественные, способных реализовать гибридное телевидение – на базе открытых стандартов или собственных технологий. Участники рынка предсказывают старт «мегаактивности» по конвертации DVB проектов в конвергентные в ближайшее время, несколько крупных проектов в 2015 году, а за ними, как обычно, последует длинный шлейф проектов меньшего размера от остальных операторов (cм., например, А.Бугай: гибридное ТВ покажет рост в РФ в 2015 году)
Однако, все складывается не так просто. Конвергентная система со всеми ее компонентами — системой управления абонентскими услугами со сложной логикой, серверов видео по запросу, систем транскодирования, необходимых для поддержки ОТТ, серверов реализации различных дополнительных услуг, подсистемы доставки контента (CDN), обойдется значительно дороже, чем условно простая система для предоставления услуг линейного телевидения. Более того, гибридные абонентские устройства стоят дороже, чем “простые”, а это чувствительный вопрос, особенно для российского рынка.
В тоже время вопрос, который по-английски называется “value proposition”, остается не до конца понятным. Замечу, кстати, что отсутствие адекватного перевода данного понятия на русский язык характерный показатель глубинных проблем отечественного высокотехнологичного рынка. Можно сказать, что вопрос тенденций развития гибридного сервиса – это вопрос о монетизации, прямой или косвенной.
Конвергенция IP и DVB технологий дает по крайней мере две возможности для развития:
- От “больше контента” к “удобному доступу”
- От “конвергенции устройств” к “конвергенции сетей”
Рассмотрим технологические тенденции для указанных направлений.
От “больше контента” к “удобному доступу”
IP вещание безусловно дает больше возможностей по выбору и доставке контента по сравнению с DVB. Не В то же время в области монетизации сложности при переходе к гибридному сервису только увеличиваются. Обычному телезрителю не нужны более сотни телевизионных каналов. Статистика показывает, что весьма вероятно, что и десятки каналов не нужны.
Это – серьезная проблема для вещателя: продать новые 100 каналов практически невозможно. Даже подключив тематический пакет, зритель не всегда понимает – за что он платит. Но, когда пользователь не понимает зачем ему 100 каналов, тем более ему не нужны 20 тысяч фильмов, допустим, в интернет-фильмотеке.
Поэтому общей целью поставщиков видеоуслуг является повышение просмотра, которое может быть конвертировано в увеличение среднего дохода с абонента (ARPU), при одновременном сокращении оттока. Операторы используют различные маркетинговые механизмы, чтобы добиться этого: рекламные баннеры, продвижение в EPG, а в последнее время – реклама в на базе «схожести» контента. К несчастью, эти усилия мало ориентированы на интересы конкретного абонента, и любой маркетолог скажет, что для улучшения результата сообщение должно быть лучше таргетировано, то есть соответствовать интересам конкретного получателя.
Операторам DVB (линейного телевидения) не хватало механизмов для эффективной группировки клиентов и формирования персонализированного предложения. В результате для них остается доступным только один вариант: рынок всех абонентов в целом, а не рынок, тех, кто скорее всего откликнется.
Поскольку вопрос работы с мета-данными так же важен, а может быть и более важен, чем методы доставки контента, развитие конвергентных технологий будет смещаться в сторону единого персонализированного сервиса. Не важно, как будет называться продукт – сервис рекомендаций, расширенный EPG или система управления маркетинговыми компаниями. Потребитель вместо набора слабо связанных приложений увидит единый каталог услуг, персонализированный под его потребности и будет лучше понимать за что он платит.
Пример продукта, обеспечивающего движение в описанном направлении — DigitalSmith Seamless Discovery™ Продукты подобного класса обеспечивают персонализированный поиск и рекомендации как на базе истории действий пользователя, так и используя социальные тренды. При этом поддерживается как линейный, так и не линейный контент, и различные типы устройств.
На российском рынке операторы DVB начали движение в том же направлении даже раньше запуска конвергентной базовой услуги. Пример – приложение Гид.Триколор). C помощью этого приложения абонент может получать дополнительную информацию о контенте и самостоятельно планировать просмотр передач, используя до шести независимых профилей телесмотрения.
От “конвергенции устройств” к “конвергенции сетей”
Технологии IPTV за время своего существования шагнули не только вперёд, что привело к появлению ОТТ, но и «вширь»: появилось несколько новых классов устройств, адаптированных для приема высококачественного телевизионного сигнала, доставляемого поверх IP сетей. В итоге, на текущий момент, реально построить гибридный сервис операторского класса, который будет работать и на гибридных приставках, и на SmartTV, когда функций телевизора достаточно для полноценного обслуживания без приставки, и на мобильных устройствах.
Названные технологические достижения иногда видят, как предвестник смерти DVB и линейного телевидения вообще, однако есть два фактора, которые по крайней мере в среднесрочной перспективе делают будущее DVB не столь мрачным.
Во-первых, “Интернета может на всех не хватить”. В 2013 году по данным StreamingMedia.com IP, описывающего “другую” конвергенцию DVB и IP сетей. В качестве примера на рисунке 1 приведена архитектура SAT>IP решения от компании
Поскольку расходы на CDN увеличиваются с аудиторией, а эксплуатационные расходы спутниковых операторов от аудитории не зависят, SAT>IP решения, подобные предложенному Neotion, становятся экономически эффективными для абонентских баз свыше нескольких сотен тысяч зрителей. Кроме того, опциональное использование в решении Smart LNB с поддержкой спутникового доступа в Интернет позволяет предоставлять услуги по запросу с гарантированным качеством обслуживания для всех абонентов независимо от имеющейся инфраструктуры широкополосного доступа.
Пример похожего решения, разработанного российской компанией, приведен на рисунке 2. В отличие от первого примера инкапсуляция видео в IP здесь происходит на приемном оборудовании, что позволяет обойтись без вложений в передающую часть, но требует более сложного (и дорогого) приёмного оборудования.
PCWEEKRE еще 8 ноября 2000 года писал: “С переходом телевещания (ТВ) на цифровые стандарты довольно скоро выяснилось, что путь его дальнейшего развития лежит через создание скоростных, т. е. широкополосных сетей. И тут все заговорили о грядущей конвергенции Интернета и ТВ, так как Интернет как раз и представляет собой такую широкополосную сеть. Прогнозы всех специалистов по телекоммуникациям сходятся в одном: в ближайшее время Интернет станет самой доступной средой коммуникации. Для них очевидно, что будущее за IP и новой “электронной” экономикой, которую он принес с собой.” (Конвергенция Интернета и телевидения)
Сегодня аналитики Informa Telecoms https://www.samsonov.net/archives/2050″ target=»_blank»]www.samsonov.net[/mask_link]
Новые функции медиа
По мере адаптации средствами массовой информации новых технологий и методов планирования во внешней среде возникают тенденции, которые задают тон изменениям в медиа-планировании и закупках и обусловливают оценки их будущей ценности. Наиболее важными из них являются конвергенция, интерактивность, креативность и оптимизаторы.
Конвергенция
Одной из наиболее важных тенденций является конвергенция медиа, под которой понимается объединение возможностей распространения, содержания (контента) и/или оборудования нескольких масс-медийных компаний для создания новой или значительно расширенной системы коммуникаций. Примеры конвергенции многочисленны: телефонные компании предлагают услуги по доступу к средствам связи; телекоммуникационные компании предлагают интернет-связь; корпорации IBM и Microsoft объединились для создания MSNBC. Данное сотрудничество имеет большое значение для медийных компаний, а рекламодатели получают новые возможности продвижения своих товаров и услуг. Потребительская же аудитория более заинтересована в таких формах конвергенции, как web-телевидение, когда домашний телевизор выполняет функции компьютерной связи или онлайновых служб по продажам, объединяющих продажи по каталогам, телевизионную демонстрацию продукта и возможности мгновенного совершения покупки.
В ближайшем будущем потребители станут свидетелями различных форм конвергенции. Например, когда телекомпания ESPN издает журнал или CNN (принадлежащая Time Warner) объединяется с журналом «Sports Illustrated» (еще одной собственностью Time Warner) для создания популярного web-сайта CNN/SI.com — все это медиа-средства, созданные в результате конвергенции. По мнению большинства экспертов, конвергентные формы маркетинга, масс-медиа и технологий находятся пока в эмбриональной стадии. Мы не знаем, что будет с ними через 20 лет, но не сомневаемся в том, что конвергенция — важнейшая тенденция настоящего и еще в большей степени будущего.