Что такое винк азс

Один известный британский экономист обозначил: «Нечестная конкуренция: продавать дешевле, чем кто-либо еще». Российские независимые топливные операторы подтвердят мудрость и злободневность данного утверждения: ведь они каждый день вынуждены работать фактически в убыток в условиях неравной конкуренции с сетями вертикально-интегрированных неф­тяных компаний. Одной из причин, которая позволяет сетевым АЗС реализовывать топливо с существенным демпингом, является возможность ВИНК переносить центр прибыли из розницы в другие сферы своей деятельности, что обеспечивается налоговым законодательством. Следствием такой политики нефтяных компаний стало широкое распространение на розничном рынке контрафактного ресурса. Устранить данную несправедливость призвали региональные и общероссийские объединения независимых участников топливного рынка, предложив местным и федеральным властям поддержать инициативу об исключении розничного звена ВИНК из состава консолидированных групп налогоплательщиков…

Как работает современная АЗС

Представители российского независимого топливного ритейла утверждают: ценовая политика сетевых АЗС, которые могут себе позволить работать с существенными убытками, устанавливая ценники на стелах иногда даже ниже оптовой стоимости топлив, не дает возможности частным операторам конкурировать с ними на рынке.

На сегодняшний день федеральные власти своими действиями только усугубили данную проблему, договорившись с ВИНК о «замораживании» розничных цен на топливо на майском уровне ввиду сложившейся кризисной ситуации на рынке нефтепродуктов. Цель таких действий ясна и понятна: «приструнить» галопирующие ценники и успокоить таким образом нарастающее недовольство населения.

Но что делать в этой ситуации независимым игрокам топливного бизнеса? Как выжить и вписаться в рынок, пока «наверху» решают более глобальные проблемы? Выхода два:
• законный, предусматривающий работу либо в убыток, либо мимо рынка, что равно скорому банкротству;
• незаконный, предполагающий в т. ч. торговлю «бодягой».

Некоммерческое партнерство «Неф­тяной клуб Санкт-Петербурга», отстаивающее интересы местных независимых участников розничного рынка, решило урегулировать оба вопроса на уровне региональных властей.

КГН: Начать с малого
В последние дни июня Нефтяной клуб СПб направил письмо в адрес Губернатора Санкт-Петербурга с просьбой поддержать вопрос об исключении розничных подразделений ВИНК из состава консолидированных групп налогоплательщиков (КГН).

Авторы обращения, ссылаясь на ранее озвученное мнение Президента РФ, отмечают, что нынешний рост розничных цен на автомобильное топливо обусловлен ошибками администрирования рынка со стороны регуляторов. Одной из причин этого является отсутствие у регуляторов возможности своевременно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры, что ведет к искажению ключевых экономических показателей состояния оптового и розничного рынков нефтепродуктообеспечения РФ. На такое искажение влияет, в частности, тот факт, что розничные структуры ВИНК включены в состав участников КГН.

Что СКРЫВАЮТ все заправки? Как НА САМОМ ДЕЛЕ устроена АЗС…

Налоговый «минимизатор»
Как объясняют в Партнерстве, КГН были созданы для перераспределения налогов между регионами. В соответствии с гл. 3.1 Налогового Кодекса РФ, на нефтяном рынке в состав КГН могут войти только вертикально-интегрированные нефтяные компании с годовым размером выручки более 100 млрд рублей и объемом налогов более 10 млрд рублей.

Нахождение в КГН позволяет ВИНК перераспределять «прибыли-затраты» внутри своей группы лиц, искусственно корректируя (устанавливая) нормы прибыли по всей технологической цепочке нефтепродуктообеспечения, что негативно сказывается на достоверности экономических индикаторов оптового и розничного звена. Это создает неконкурентные преимущества относительно других участников рынка, так как в рознице не осталось механизмов уменьшения издержек, поскольку ВИНК и независимые топливные операторы, которые действуют в одинаковых условиях, достигли минимального уровня фактических затрат, что свидетельствует о примерно одинаковом минимальном уровне необходимой наценки для ведения экономически обос­нованной деятельности.

Участники КГН изначально устанавливают минимальный уровень доходов в розничном звене через трансфертное ценообразование и могут торговать нефтепродуктами через розницу себе в убыток при стабильной ситуации на рынке.

Кто платит…
Таким образом, как заявляют в Неф­тяном клубе СПб, независимые компании находятся в заведомо неконкурентоспособном положении, так как не могут позволить себе нерентабельную, а зачастую убыточную деятельность, которую могут себе позволить только розничные предприятия, входящие в структуру ВИНК, убыточность которых избыточно компенсируется доходной частью торговой наценки от этого же товара, перераспределенной благодаря завышенным оптовым ценам с розничного звена в пользу оптового.

При наступлении кризиса и росте оптовых цен у ВИНК нет необходимости оперативно и адекватно корректировать розничные цены: все возникающие убытки будут компенсированы за счет уменьшения консолидированной налоговой базы, фактически – за счет налогоплательщиков РФ. Наличие такого механизма предоставляет возможность исключить важнейший сдерживающий фактор, связанный с консервативным поведением конечных потребителей, резкой реакцией регуляторов и общества на рост розничных цен.

При этом рост оптовых цен вынуждает поднимать розничные цены на независимых АЗС, что позволяет ВИНК обосновывать повышение собственных розничных цен, а потом их фиксировать на новых ценовых уровнях – это является сложившейся за последние несколько лет практикой.

Например, в период колебания рыночной конъюнктуры межценовая разница между закупочной и розничной ценой у ВИНК составляла околонулевые и/или отрицательные значения.

…за последствия!?
Указанное выше экономическое поведение приводит к следующим негативным последствиям:
• искажает ключевые экономические показатели оптового и розничного рынка, т.к. состояние экономических показателей определяется не рыночными механизмами, а частично менеджерами входящих в КГН компаний;
• ограничивает конкуренцию, что приводит к «выдавливанию» с рынка независимых топливных операторов или их переходу к реализации некачественных нефтепродуктов, поскольку независимая розница не может работать с отрицательной или околонулевой межценовой разницей;
• в рамках КГН нет рыночных механизмов развития розничных продаж, все программы развития обусловлены внутренними протоколами ВИНК и искусственно сформированными критериями оценки их эффективности;
• покрытие убытков в розничном звене в рамках КГН позволяет содержать убыточные объекты розничной инфраструктуры, что, возможно, поддерживает АЗС в отдельных удаленных районах, но негативно сказывается на развитии рынка и увеличении производительности труда.

Таким образом, в период существенных рыночных колебаний у регуляторов отсутствуют объективные критерии оценки состояния рынка по причине наличия нерыночных механизмов хозяйствования у половины участников рынка. В случае наличия оснований для роста оптовых цен, участникам КГН выгоден их ускоренный рост, так как все убытки, которые они могли бы понести в розничном звене, будут им компенсированы налогоплательщиками Российской Федерации.

Объективный вариант
Исходя из всего вышеизложенного, в Партнерстве считают, что исключение розничных подразделений ВИНК из состава КГН обеспечит равные условия для всех участников рынка, что в т. ч. позволит:
– получать обоснованные экономические показатели, и как результат – формировать объективные биржевые индексы и реакцию рынка на них;
– осуществлять контроль за внутрихолдинговыми ценами;
– исключить сокращение налогооблагаемой базы и увеличить собираемость налогов, в том числе за счет независимой розницы;
– стабилизировать и замедлить рост цен в оптовом звене;
– улучшить показатели ВИНК и независимых топливных операторов в рознице;
– контролировать региональным властям «свои» розничные структуры и собирать с них налоги;
– увеличить конкуренцию на рынке, что будет способствовать снижению цен как в розничном, так и в оптовом звене.

При этом в Партнерстве подчеркивают, что исключение розничного звена ВИНК никак не повлияет на работу КГН в целом, так как объем розничного бизнеса незначительный в общем объеме деятельности компаний.

Еще по теме:  Операция иви что это

В рамках рынка
Согласно аналитическим данным, в 2010 году доля АЗС ВИНК на рынке СПб составляла меньше половины от общего количества станций. Но уже к июню 2018 ситуация изменилась с точностью до наоборот: из 485 АЗС, действующих в Питере, 53% – станции, принадлежащие крупным НК. В Ленинградской области за последние 8 лет доля частных АЗС сократилась на 5%.

Как рассказал САЗС Президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин, критическая ситуация со злоупотреблением ВИНК преимуществом участника КГН возникла осенью 2017 года, когда оптовые цены росли, а розничные стояли на месте. Со временем данная ситуация только усугубилась.

На сегодняшний день независимые топливные операторы региона вынуждены работать со значительными убытками: маржа от продаж топлива составляет 1,5-2 руб./л, при затратной части в 5 руб./л. При этом АЗС ВИНК работают примерно с той же маржой, но при затратной части примерно в 6 руб./л. В таких условиях многие частные АЗС вынуждены были частично или полностью прекратить свою деятельность. Так, в прошлом году часть своих станций продала компания «Фаэтон», компания «Линос» перешла под управление НК, сейчас свои АЗС продает «Выборгская топливная компания».

Исключение розничных подразделений ВИНК из числа участников КГН, по мнению Олега Ашихмина, может изменить ситуацию в лучшую сторону. В частности, при уравнивании условий деятельности для всех участников розничного рынка, перед НК встанет вопрос обеспечения собственных сетей. В таких условиях ВИНК не смогут манипулировать ни оптовыми, ни розничными ценами, и ситуация войдет в рыночные рамки как для сетевых станций, так и для частных АЗС.

Независимые «в минус»
Леонид Чурилов, заместитель генерального директора ООО «ПТК» (крупного представителя независимой розницы в регионе), в разговоре с САЗС отметил, что данная инициатива актуальна уже достаточно давно. И если рассматривать работу розничного рынка сегодня, то можно увидеть, что он очень конкурентный. «Огромные финансовые, технологические, трудовые вливания делаются в АЗС и управление ими для того, чтобы привлечь клиента. Но на этом рынке есть две разные среды для участников. Одни могут консолидировать доходы и убытки по группе и уплачивать после оптимизации налоги, другие – нет», – объясняет Чурилов.

Представитель ПТК также напомнил, что в апреле состоялось заседание Госсовета по вопросу развития конкуренции под председательством Владимира Путина. Было сказано, что справедливая и честная конкуренция – это базовое условие для экономического и технологического развития, залог обновления страны, её динамичного движения вперёд во всех сферах жизни. При этом механизмом искажения конкуренции было названо нарушение единого экономического пространства за счет формирования для отдельных компаний на конкурентных рынках специальных законодательных условий, например, пониженных налоговых ставок, гарантий неизменности налоговых условий в будущем, и пр.

«Другими словами, этот вопрос актуален на рынке и понятен для правительства страны. Особенно остро он проявился во время подъема цен на оптовом рынке весной-летом этого года. Их резкий рост спровоцировал подъем розничных цен у независимой розницы. После достаточно продолжительной паузы поднимать цены стали и АЗС ВИНК.

В этот временной промежуток разница в ценах АЗС ВИНК и независимых достигала 4 руб. и более, что неминуемо привело к оттоку клиентов в пользу АЗС ВИНК. Независимые потеряли около 20% оборота на частном рынке, а по некоторым видам топлива – до 40%. И ситуация продолжает оставаться такой же, несмотря на то, что маржинальность начинает появляться.

Разница в ценах на момент их стабилизации находилась на уровне 1-2 руб. и до сих пор сохраняется», – рассказывает САЗС Леонид Чурилов. При этом эксперт объясняет, что обособленные юридически АЗС ВИНК могут работать в убыток из-за работы в рамках соглашения по КГН, а независимые операторы – нет. «Сеть АЗС – это их единственный источник доходов и убытков, последние из которых покрывать нечем.

Дальше сдается отрицательный баланс, приходит ФНС для анализа ситуации, а региональные бюджеты теряют налоги. Только в Петербурге за это время две сети перестали существовать и еще одна объявила дефолт по обслуживанию корпоративных клиентов по расчетным системам. Наши коллеги каждый день сообщают о закрытии АЗС в Сибири, Бурятии, на Алтае. Сейчас многие руководители, в том числе Валентина Матвиенко, Вячеслав Володин, представители Счетной палаты РФ, отмечают, что КГН уже не выполняют своей первоначальной задачи», – говорит Чурилов.

Сейчас доли регионального рынка распределились следующим образом: 53% – у ВИНК и 47% – у независимой розницы. Важно отметить, что за последний год доли перераспределились на 6% в пользу ВИНК.

Леонид Чурилов подчеркивает, что для ВИНК очень интересен частный клиент, который платит «полным» руб­лем с минимальными скидками, для которого нет никакой отсрочки платежа, фиксации цен и т.д. Это – самый высокомаржинальный клиент. И сейчас ВИНК могут предложить частному клиенту более выгодные условия. Поэтому наличная реализация на независимых АЗС упала от 20 до 41 %.

При этом эксперт считает возможным препятствование со стороны ВИНК принятию и введению подобных решений: «Конечно, ведь для них это не очень приятно», – резюмирует Чурилов.

От малого к большому
Инициативу Нефтяного клуба СПб поддержал и Российский топливный союз, в состав которого входит Партнерство. РТС 10 июля направил обращение в адрес Дмитрия Козака с такой же просьбой: рассмотреть вопрос об исключении розничных подразделений ВИНК из состава КГН.

Помимо всего прочего, РТС указывает также на то, что основным негативным фактором, влияющим на протяжении ряда последних лет на эффективность работы независимых сетей АЗС, является диспаритет между оптовыми и розничными ценами на реализуемое моторное топливо (МТ), при котором оптовые цены равняются розничным, а иногда даже превышают их.

Как объясняют в Союзе, указанный диспаритет возникает вследствие существенных различий в принципах построения и функционирования рынков оптовой и розничной реализации МТ, а также различных целей ведения топливозаправочного бизнеса у владельцев независимых АЗС и АЗС ВИНК.

«Розничный рынок МТ является конкурентным, и в условиях социального характера ценообразования на МТ представляет собой объективный фактор сдерживания роста цен. Оптовый рынок носит олигопольный, а в некоторых регионах России даже монопольный характер, и поэтому ценообразование на нем определяется поведением производителя, для которого рост цен является основополагающим фактором. Для независимых АЗС определяющим фактором является маржинальная доходность, т. е. разница между оптовыми и розничными ценами, величина которой должна покрывать эксплуатационные расходы и налоги. Для АЗС ВИНК основным параметром является объем продаж, поскольку основная прибыль формируется в оптовом звене, а в рознице они даже могут работать в убыток», – говорится в письме РТС.

В работу
Олег Ашихмин в разговоре с САЗС отметил, что Губернатор Санкт-Петербурга поддержал инициативу Неф­тяного клуба СПб и поручил Вице-губернатору подготовить соответствующее письмо в адрес Правительства РФ. «Региональные власти понимают, что при исключении розничных подразделений ВИНК из КГН, эти сети будут уплачивать налоги непосредственно в город, т.е. городской бюджет будет расти, будут увеличиваться поступления. Немаловажным является и тот факт, что есть ряд обращений и от других чиновников по этому вопросу. В частности, Матвиенко, Силуанов, Володин уже неоднократно высказывались против КГН», – рассказал Глава Нефтяного клуба СПб. Как уточнил Олег Ашихмин, на сегодняшний день письмо проходит согласование в трех городских комитетах.

Еще по теме:  Лучший оператор для интернета и ТВ дома

Обращение РТС к Председателю Правительства РФ перенаправлено в Минфин, Минэнерго и ФАС России для совместной проработки и составления согласованных предложений по данному вопросу.

Контрафакт: ЕГАИС за спасение
Вместе с тем, вопросы создания равных условий для всех участников бизнеса, по мнению Нефтяного клуба СПб, лежат не только в плоскости налогового законодательства, и являются злободневными для каждой из сфер экономической деятельности. На сегодняшний день на топливном рынке страны недобросовестная конкуренция проявляется также в виде реализации и потребления контрафактных нефтепродуктов, что наносит колоссальный вред добросовестным участникам рынка, снижает собираемость налогов, в целом оказывает негативное влияние на экономику.

Как заявляют в Партнерстве, сейчас складывается ситуация, когда добросовестные участники рынка из числа как топливных компаний, так и из числа потребителей моторных топлив, транспортных предприятий, находятся в заведомо невыгодных условиях по отношению к тем компаниям, которые считают возможным реализовывать или приобретать контрафактные неф­тепродукты.

Эффективным средством противодействия незаконному обороту нефтепродуктов, по мнению Нефтяного клуба СПб, может стать создание Единой Государственной Автоматизированной Информационной Системы (ЕГАИС), обеспечивающей контроль движения нефтепродуктов с момента налива в секции бензовоза до момента их слива и передачи в пунктах конечного потребления. В создание такой системы впишется и обязательное декларирование заявительным порядком деятельности по розливу нефтепродуктов конечным потребителям на территории автопредприятий и контейнерных АЗС; заправка с передвижных заправщиков и доставка нефтепродуктов котельным и дизель-электростанциям. Это, в свою очередь, даст возможность включить такие пункты в планы проверки Росстандарта.

«Создание такой системы контроля закроет большинство возможностей поступления на рынок контрафактных нефтепродуктов, а при выявлении таких факторов позволит проследить всю преступную цепочку. Для создания системы ЕГАИС на рынке нефтепродуктов нужна помощь государства для поддержки данной инициативы и последующего создания соответствующей правовой базы», – считают в Партнерстве.

И в конце того же июня Нефтяной клуб Санкт-Петербурга направил письмо в адрес региональных властей, в котором предлагает создать систему ЕГАИС на рынке нефтепродуктов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, как в тестовом регионе, с последующим ее распространением на всю территорию РФ и Таможенного союза. Как сообщается в письме, данная инициатива поддержана участниками топливного рынка, такими как «Роснефть», «Газпромнефть», «Петербургская топливная компания».

«Мы готовы запустить данный проект, используя уже функционирующие элементы цифровой инфраструктуры, на базе системы, развёрнутой на нефтебазе “Ручьи”, с последующим ее распространением на всех участников рынка нефтепродуктов Санкт-Петербурга и Ленинградской области», – заявляют в Партнерстве, и просят в письме региональные власти поддержать данную инициативу и принять участие в разработке «Дорожной карты» по созданию системы ЕГАИС на рынке нефтепродуктов СПб и ЛО.

Источник: www.sovazs.com

ОСОБЕННОСТИ ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННЫХ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ

Понятия, виды и причины вертикальной интеграции. Степень вертикальной интеграции

Вертикальная интеграция возникает в первую очередь там, где существует технологическая взаимозависимость между последовательно происходящими производственными процессами. Она представляет собой кооперацию между несколькими, принадлежащими холдингу компаниями или дивизионами (филиалами) корпорации, обеспечивая, тем самым, достаточную гибкость при решении технологических и управленческих задач. При этом следует отличать вертикальную интеграцию, объединяющую несколько самостоятельных бизнесов, от последовательного производственного цикла в одной компании.

Вопросу вертикальной интеграции посвящено достаточно большое количество работ. Это объясняется тем большим значением, которая она играет в жизни многих компаний.

Выбор схемы реализации вертикальной интеграции в виде дочерних компаний или филиалов зависит, прежде всего, от действующих в стране законов, принятой деловой практики и определяется в рамках корпоративной стратегии.

Вертикальная интеграция играет важную роль в нефтегазовом бизнесе. Она представляет собой сочетание различных производственных процессов внутри одной компании или группы компаний, которые могут осуществляться в нескольких географических районах: от разведки нефтяных и газовых месторождений до добычи углеводородов, их дальнейшей переработки и реализации конечному потребителю («от скважины до бензоколонки»). Такие производственные процессы, как бурение скважин и их ремонт,

транспортировка углеводородов и другие, многими компаниями включаются в upstream или downstream. Компании, выполняющие подобные работы, называются сервисными компаниями. Они позволяют добиваться более эффективного выполнения coответствующих функций в основном бизнесе нефтяной компании. Вертикальная интеграция позволяет компаниям снижать бизнес-риски, увеличивая их рыночную и экономическую стоимость.

Классификация вертикальной интеграции:

— полная интеграции, при этом компания осуществляет весь цикл производственно-технологического процесса, возникает единая цепочка стоимости;

— неполная или частичная интеграция, при этом часть продукции производится компанией самостоятельно, а другая часть приобретается на рынке;

— квазиитеграция возникает вследствие взаимодействия с другими компаниями (через создание альянсов, ассоциаций) без осуществления расходов (за исключением организационных), но и без перехода прав собственности.

Классификация вертикальной интеграции представлена на рисунке 2.1.

По характеру направленности интеграции и положению компаний в технологической цепочке или цепочке создания ценности вертикальная интеграция может быть разделена на прямую и обратную интеграцию.

Компании могут интегрироваться «назад» к поставщикам сырья и полуфабрикат — восходящая интеграция, — обеспечивая гарантированными поставками выполнение своего производственного процесса. Другой целью такой интеграции может стать желание получить доступ к новой технологии, критичной для основного бизнеса.

Компании, интегрирующиеся «вперед», объединяют свои усилия с производителями полуфабрикатов, конечной продукции, розничными сетями в зависимости от местоположения интегрирующейся компании в операционной цепочке — нисходящая интеграция. Такой вид интеграции позволяет получить большее количество информации о своих потребителях и осуществлять контроль за состояние дел в последующих звеньях производственной цепочки.

В нефтегазовом бизнесе к upstream относятся разведка и добыча углеводородов, к downstream — переработка и маркетинг (реализация).

*Все без исключения нефтяные компании в России созданы на базе государственных приватизированных предприятий. К категории новых АО могут быть отнесены только дочерние предприятия, созданные самой нефтяной Группой.

Рисунок 2.1- Классификация вертикально интегрированных нефтяных компаний

Эффективность вертикальной интеграции особенно высока при создании полного производственного цикла с продажами и обслуживанием конечных потребителей продукции, исключая появление перепродавцов.

Одной из главных целей вертикальной интеграции является снижение издержек вследствие замены рыночного обмена внутренней организацией. Это достигается сокращением трансакционных издержек на рынках полуфабрикатов, при организации продаж готовой продукции, то есть с помощью интернализации, которая представляет собой замену рыночного обмена на внутреннюю организацию. В этом случае отдельные бизнесы могут быть включены в состав корпорации на правах дивизиона. Однако, начиная с определенного размера корпорации, стоимость административных и организационных расходов может превысить экономию от интернализации, поэтому более привлекательным становится рыночный обмен.

В тех случаях, когда бизнесы представлены дочерними компаниями или даже группами компаний, возможно использование механизма трансфертных цен для снижения налогов с оборота и НДС, увеличивая тем самым стоимость компаний.

С помощью вертикальной интеграции появляется возможность добиться снижения возникающих рисков:

— интеграция «назад» гарантирует обеспечение сырьем в момент его дефицита и защиту от ценового диктата со стороны независимых поставщиков;

— интеграция «вперед» позволяет влиять на рынки, обеспечивая продажу своей продукции и защиту от диктата цен со стороны перепродавцов.

В процессе подготовки вертикально интегрированной холдинговой компанией единой стратегии группы компаний появляется возможность лучшего понимания происходящих в каждом из бизнесов и изменений, согласовывать и координировать действия каждой компании в отдельности и всей группы в целом. Наличие собственного внутреннего производства и потребления, частично покрывающего потребности или обеспечивающего продажи, позволяет добиваться наилучших условий со стороны независимых поставщиков или потребителей, увеличивая прибыль и сохраняя гибкость.

Еще по теме:  Как оплатить ТВ через киви

Интенсивность вертикальной интеграции зависит как от отрасли, так и от тех возможностей, которыми обладает та или иная компания.

Вертикально интегрированный нефтяной концерн представляет собой группу компаний, принадлежащих холдингу и объединенных в несколько бизнесов: разведка и добыча нефти, ее переработка, нефтехимия и химия, заправочные сети, а также сервисные компании, которые могут быть также выделены в самостоятельные бизнесы.

Вертикальная интеграция позволяет компании снизить капитальные и эксплуатационные затраты за счет уменьшения суммы уплачиваемых налогов, стоимости затрат зa счет снижения рисков, экономии времени, затрачиваемом на подготовку контрактов, обеспечения стабильности цен и поставок. Последнее условие может быть выполнено с использованием таких мер, как отказ от консервации скважин, даже при существовании низких цен на нефть, а также с помощью максимальной загрузки скважин и снижения времени простоя.

Недостатки вертикальной интеграции проявляются при неудачно сложившейся рыночной конъюнктуре, когда компании необходимо покрывать постоянные затраты от убыточных бизнесов. Кроме того, низкорентабельные или ставшие малоперспективными бизнесы снижают рыночную стоимость вертикально интегрированной компании.

Измерение степени вертикальной интеграции. Вертикальная интеграция в нефтяном бизнесе существует более 100 лет, и на сегодняшний день практически все нефтегазовые компании являются вертикально интегрированными. Ведущие нефтяные компании являются владельцами значительных запасов нефти, нефтеперерабатывающих заводов, нефтепроводов и заправочных сетей.

Степень интеграции нефтяной отрасли — самая высокая из всех отраслей промышленности, согласно, этот показатель равен 0,67, для сравнения, в машиностроении — 0,305, пищевой промышленности — 0,303.

Тем не менее, в нефтяной промышленности еще остаются неинтегрированные или, по-другому, независимые компании, которые не могут или не хотят интегрироваться в силу разных причин. Несмотря на то, что их число сокращается, они занимают определенную нишу. Независимые компании могут выжить на рынке за счет уменьшения нормы прибыли, специализации, отказа от больших размеров бизнеса, используя в качестве своего преимущества не эффект масштаба, а гибкость и оперативность работы с покупателями, либо, занимая ниши, которые неинтересны крупным компаниям в силу таких причин как: географические особенности, небольшие рентабельность или размер рынка.

Принятие решения о степени вертикальной интеграции компании или группы компаний зависит от приобретаемых выгод и цены, которую необходимо за них заплатить. В этом случае возникает необходимость выбора, что лучше: создание небольшой вертикально интегрированной компании или достаточно крупной специализированной компании, например, нефтедобывающей? Увеличение капитала за счет привлечения новых акционеров или присоединение к крупному вертикально интегрированному холдингу?

При принятии решения необходимо учитывать не только возникающие прямые экономические эффекты, но и эффекты, создаваемые единой корпоративной стратегией и более эффективным оперативным управлением компаниями.

Получаемые от вертикальной интеграции выгоды должны превышать расходы на ее осуществление с учетом возможных изменений бизнес-среды, временной стоимости денег и возможных рисков. При определении степени вертикальной интеграции должно быть учтено условие сохранения финансовой устойчивости компании. Излишне приобретенные мощности могут создать отрицательный эффект в случае изменения конъюнктуры рынка, возникновения непредвиденных ситуаций (аварий, военных действий в районе и т.п.) или ошибок, которые могут быть совершены менеджерами при управлении компанией или отдельными бизнесами.

При ухудшении рыночной конъюнктуры может сложиться ситуация, когда продажи компании уменьшатся, что повлечет за собой рост постоянных издержек. Поэтому появляется необходимость учитывать возможные изменения среды и подбирать параметры структуры компании таким образом, чтобы не «разбалансировать» ее в подобных ситуациях. Ограничениями на степень интеграции «сверху» являются высокие риски и падение доходности вследствие возникающего отрицательного эффекта масштаба.

Для оценки степени интеграции между нефтедобычей и нефтепереработкой предложен коэффициент самообеспеченности нефтью [7] (КСН) (Refining Self Sufficiency Ratio), который делится на внутренний (КСНвнутр) (Domestic Self Sufficiency Ratio) и глобальный (КСНсумм) (World Wide Self Sufficiency Ratio):

КСН внутр= ВДН/ВПН; (2.1)

КСН сумм= (ВДН+ВнДН)/(ВПН+ВнПН). (2.2)

где ВДН — внутренняя добыча нефти;

ВнДН — внешняя добыча нефти;

ВПН — внутренняя переработка нефти на НПЗ;

ВнПН — внешняя переработка нефти на НПЗ.

Степень вертикальной интеграции измеряется с помощью показателя вертикальной интеграции, представляющего собой отношение годового объема добытых жидких углеводородов к годовому объему переработанных, что фактически совпадает с коэффициентом самообеспеченности.

Показатели вертикальной интеграции некоторых нефтяных компаний за период 2003-2005 гг. на основании исследования представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 — Изменение среднего значения показателей вертикальной интеграции нефтяных компании за период 2003-2005 гг.

Показатель вертикальной интеграции

Источник: studbooks.net

России пообещали дефицит бензина без экстренных мер властей

Без экстренных мер со стороны властей ситуация с обеспеченностью топливом в стране может заметно ухудшиться, а многие независимые АЗС разорятся. Об этом в комментарии ТАСС заявил коммерческий директор сети заправок «Нефтьмагистраль» Сергей Соловьев.

По его мнению, необходимо либо ввести экспортные пошлины, либо увеличить производство, чтобы насытить внутренний рынок. Эксперт не согласился с мнением Минэнерго, что проблема постепенно разрешится сама собой.

Соловьев напомнил, что разрыв цен на внешнем и внутреннем рынках слишком велик, поэтому ждать улучшения ситуации осенью или к зиме нельзя. Он пообещал, что сначала с рынка исчезнут независимые АЗС, а затем бензин начнет пропадать с заправок вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), ведь топлива не хватит и у них.

Представитель «Нефтьмагистрали» подчеркнул, что дефицит предложения уже есть в ряде регионов. Помимо увеличения объемов экспорта, на него влияют ремонт на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), увеличение объемов грузоперевозок, а также необходимость удовлетворять потребности новых регионов.

Однако основной проблемой он назвал ситуацию с демпферным механизмом, который должен компенсировать нефтяникам недополученную прибыль из-за продажи в стране топлива по сниженным ценам. Демпфера не хватает и сейчас, но с 1 сентября его размер урежут в два раза для снижения нагрузки на бюджет. При этом повышать розничные цены заправки не могут из-за требований Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая угрожает штрафами.

Материалы по теме:

В российских регионах начал пропадать бензин. Что известно о дефиците топлива?

В российских регионах начал пропадать бензин. Что известно о дефиците топлива?
24 августа 2023

«Девальвации не будет!» 25 лет назад Россия столкнулась с крупнейшим экономическим кризисом. Что привело к дефолту?

«Девальвации не будет!» 25 лет назад Россия столкнулась с крупнейшим экономическим кризисом. Что привело к дефолту?

17 августа 2023

Эксперт напомнил, что разрыв между стоимостью на независимых АЗС и заправках ВИНКов достигает 3-4 рублей, потому что вторые пока могут продавать топливо по оптовым ценам или даже дешевле, компенсируя потери за счет других отделов. В результате начинается переток клиентов, что приведет к закрытию АЗС.

В августе правительство начало рассматривать ограничения серого экспорта бензина. В том числе сообщалось о возможности ввести лицензирование экспорта, чтобы отсечь незаконный экспорт, однако вопрос пока обсуждается, решение еще не принято.

Между тем о проблемах с бензином сообщают более чем в десяти регионах России. Отсутствие топлива наблюдается в Астраханской, Саратовской, Самарской, Рязанской, Ростовской, Новосибирской и Волгоградской областях, Калмыкии, Хабаровском крае и Крыму. В Минэнерго указывают, что производство бензина в стране находится на достаточном уровне, а для исправления ситуации создан штаб.

Источник: lenta.ru

Оцените статью
Добавить комментарий