- Реа́лити-шо́у или реалити-телевидение (от англ. reality — действительность, реальность) — телевизионный жанр, разновидность развлекательной телевизионной передачи и онлайн-трансляции. Сюжетом является показ действий группы (или групп) людей в приближенной к жизни обстановке. Реалити-телевидение очень развито в США и Великобритании и процент реалити-программ в сетке вещания этих стран гораздо выше, чем в России, однако термин «реальное телевидение» существует только в западной типологии жанров, в России в том же значении употребляется менее точный — «реалити-шоу».
Жанрово-типологические аспекты реалити-шоу
Современная типология российской журналистики, являясь следствием методологии, также представляет собой развивающийся процесс, характеризующийся взаимодействием отечественных и западных профессиональных установок. Между тем в подавляющем большинстве в различных исследованиях типологии СМИ строятся эвристически и, естественно, по этой причине носят субъективный, бездоказательный характер, что тоже является общим признаком описания любой системы со сменой режимов эволюции. Отдельные авторы, предпочитающие возможность практического действия логическому анализу, оперируют откровенно искусственными классификационными системами, что, разумеется, лишено теоретической содержательности и практического смысла и «отражает глобальную тенденцию вне связи с ТВ, что даже в работе под названием «Типология телевизионных жанров» может начисто отсутствовать что-либо содержательное как о жанрах, так и о типологии».
Ветреный | Русский трейлер | more.tv
Остановимся на определении реалити-шоу как такого жанра телевизионной практики, который имеет в своей основе непрерывную съемку фактических (подлинных, имеющих место быть) событий, происходящих с людьми в режиме реального времени, и попробуем интерпретировать особенности различных телевизионных текстов» — личным просмотром существующих передач в жанре реалити — создать собственную типологию реального телевидения.
Итак, программы в жанре реалити можно условно разделить на несколько типов — по типу съемки; каждый тип делится на подтипы — по концептуальным признакам (драматургический ход, сценарные разработки, характер вовлечения героев, подача):
. Программы с использованием скрытой камеры. Как правило, любительское видео, где запечатлены незапланированные сюжеты, демонстрирующие людей или животных в незаурядных и курьезных ситуациях. Сюда попадают программы с использованием так называемого home video («Сам себе режиссер», Россия; «Эти забавные животные», Animal planet), розыгрыши с использованием скрытой камеры («Скрытая камера», ТВ-6; «Голые и смешные», ДТВ; «Розыгрыш», Первый канал; «Подстава», MTV и др.) и программы-расследования («Невероятно, но факт» и «Запретная зона», ТНТ).
Одним из самых ярких примеров подобного типа программ является «Запретная зона». В первом российском телевизионном детективном агентстве делают ставку именно на съемки скрытой камеры. В каждой программе проводится расследование какой-либо запутанной истории. Серия «Скандал в коммуналке» (эфир ТНТ от 27.07.2004) демонстрирует сцены вымогательства отцом денег у специально соблазненных любовников своей дочери. «Сейчас вашему вниманию предлагаются уникальные кадры, снятые в этой квартире», — несколько раз за весь эфир заявляет ведущий Михаил Пореченков. «Уникальные кадры», полученные благодаря установленным заранее скрытым камерам и якобы неизвестные героям этой программы — и есть основа «Запретной зоны». Демонстрация нескольких эпизодов, снятых на улице так называемой живой камерой, вызывает в студии заметное оживление — как у публики, так и у ведущего. «Пореченков начал ликовать и резвиться, подобно школьнику, подглядывавшему в замочную скважину раздевалки для девочек перед уроком физкультуры», — напишут в газетах.
От первого лица: Я ВЛЮБИЛСЯ В ТВ ВУМЕН 3 | Skibidi Toilet Сюжет 😳 TV MAN vs TV WOMAN
. Документальная съемка. Второй тип программ жанра реалити можно условно обозначить как документальное наблюдение, не нарушающее течение привычной жизни. Именно этот вид на Западе носит название docu soap — документальное мыло, т.е. документальный сериал, так как чаще всего речь идет о цикле программ. Здесь также можно выделить несколько подтипов: наблюдение за работой специалистов — чаще всего пожарных, полицейских, спасателей, врачей «скорой помощи» («Телефон спасения 911», РТР; «Служба спасения «Сова»», 41 канал), в том числе и за сотрудниками офисов («Русское чудо», REN-TV), шоу звезд — круглосуточное наблюдение за известными личностями («Полный фэшн», МУЗ-ТВ; «Live с Биланом», MTV и т.д.)
Ярким примером такого рода программ на отечественном ТВ представляется «Блондинка в шоколаде», так называемый «взгляд Ксении Собчак на будни мегаполиса». Светская львица, известная телеведущая, общественный деятель, а с недавних пор еще и писательница Собчак предупреждает в самом начале программы (эфир МУЗ-ТВ от 29.07.2007): «Без цензуры, без монтажа!», после чего добавляет: «Учитесь не жить, как я». Строгое предупреждение всем, кто решит повторить подвиги беспрестанного передвижения по презентациям, съемочным площадкам, бутикам. «Так, все, ребята, я сказала, хватит», — пытается прекратить бесконечную съемку Ксения. Даже в ванной комнате документальное наблюдение за жизнью дочери одного из первых демократов России не прекращается.
. Фрагментарная живая камера в студийной программе. Любые программы, в которых так или иначе в качестве фрагментов появляются документальные съемки. Например, любые студийные телеигры с сюжетами о событиях за рамками программы («Танцы со звездами», Россия; «Цирк со звездами», Первый канал и пр.), социальный эксперимент («Снимите это немедленно!», СТС; «Ребенок-робот», ТНТ; «Клуб бывших жен», ТНТ), а также информационные программы, использующие видео без закадрового комментария («Сегодня», НТВ; «Euro news», Культура; CNN News).
«И в заключение программы мы вновь обращаем ваше внимание к главной теме дня — продолжение боев в Палестине. Сторонники движений ФАТХ и ХАМАС воюют по всем правилам — с перестрелками, взрывами и захватом пленных.
Следующие кадры, нам кажется, в комментариях не нуждаются», — произносит телеведущий программы «Сегодня» на НТВ Алексей Пивоваров перед тем, как попрощаться с телезрителями (эфир НТВ от 27.01.2007). Сразу после — минутное видео без журналистского закадрового текста. Такие фрагменты, даже репортажи, составленные исключительно из подобных «Лайвов», рассказывающие, например, о тренировке Марата Башарова на катке в передаче «Звезды на льду», заметно оживляют программу. Наличие «живой» картинки — одно из обязательных условий современного телевидения.
. Студийная съемка. Съемка профессиональными камерами игровых реалити-шоу — тех, в которых присутствует непосредственная чистота жанра. К этому типу относятся такие игровые шоу, участникам которых длительное время приходится находиться под прицелами видеокамер в замкнутом пространстве. Чаще всего цель участия в подобных играх — получение крупного приза.
Общими для программ этого типа являются две составляющие. Во-первых, героями программ в большинстве случаев становятся реальные незаурядные люди. Во-вторых, эмоции и поведение участников программ непредсказуемы, не определены сценарием. Здесь также можно выделить шесть подтипов программ: соревнование («Голод», ТНТ; «Послед-ний герой», Первый канал; «За стеклом», ТВ-6), телевизионный поиск талантов («Стань звездой», «Народный артист», «Секрет успеха», Россия; «Фабрика звезд», Первый канал; «Ты — супермодель», СТС и др.), эксперименты с любовными и семейными отношениями («Гарем», СТС; «Третий лишний», НТВ; «Дом-2», ТНТ; «Остров искушений», REN-TV и др.), социальный эксперимент («За стеклом-3: теперь ты в армии», ТВ-6; «Няня спешит на помощь!», ТНТ и пр.), шоу профессий («За стеклом-2: Последний бифштекс», ТВС; «Кандидат», ТНТ), квартирный вопрос («Дом»; «Голые стены», ТНТ; «По домам!», MTV; «Квартирный вопрос», НТВ).
Самое продолжительное игровое реалити-шоу (так гласит Книга рекордов Гиннеса) выходит в России. Это телепроект «Дом-2», «где одинокие сердца ищут друг друга». Поиск происходит под чутким взором целого скопища видеокамер. «Слабакам и лентяям лучше сразу же отказаться от участия в проекте.
Но если вы решите остаться, то муки вас ждут нечеловеческие!», — заявила в первой же программе (эфир ТНТ от 11.05.2004) телеведущая Ксения Собчак. За три года жизнь с постоянно включенными камерами действительно может показаться мукой, но, как правило, участники с большим стажем пребывания на проекте камер уже не замечают, хотя и произносят иногда друг о друге: «Он просто работает на камеру», — в отличие от новеньких героев «телестройки», которым постоянная видеослежка в диковинку.
В этом смысле показателен следующий диалог (эфир ТНТ от 30.07.2007): «Ты боишься, что тебя жених твой увидит за периметром и будет недоволен?», — спрашивает один из участников проекта Андрей Чуев свою возлюбленную Надежду. Надежда в ответ молчит, посматривая в сторону телеобъектива. Буквально несколько дней назад (эфир ТНТ от 19.07.2007) эта же пара целуется прямо под установленной видеокамерой, Надя косится на нее и пытается отстраниться от Андрея. Молодой человек понимает, в чем дело, и уговаривает подругу: «Ну, мы же ничего такого не делаем, мы просто целуемся». Герои не могут полноценно жить, видя перед собой большое количество снимающей техники, а значит, вопрос «реальности» происходящего в реалити-шоу остается открытым.
Между тем подобные типологии с учетом методологических оснований позволяют сделать концептуальные выводы не только о технологических приемах, которые применяются при создании программ в жанре реалити, но также об аудиторных признаках передач и каналов, драматургических ходов шоу и стратегии развития телевидения вообще. Однако стоит заметить, что типология реалити-шоу на сегодняшний день не является законченным результатом. Она трансформируется как с появлением новых видов таких программ, так и с новыми методологическими разработками.
Все это говорит о том, что теория журналистики сегодня нуждается в более широком использовании типологии как метода научного познания, чтобы достичь более глубокого понимания сущности журналистики, полнее раскрыть механизмы осуществления ее системных закономерностей. Типология помогает сближению теории и практики журналистики, так как опирается на реальные процессы, происходящие в обществе.
Заключение
Итак, в данной работе мы выявили жанровые особенности самого популярного продукта телевидения — реалити-шоу. Научно-практическая значимость результатов данного исследования представляется высокой.
Телевизионная отрасль только входит в цифровую среду и постановка, а тем более научное обоснование проблем, связанных с ее программной политикой, наполнением телевизионного продукта смысловыми и аксиологическими категориями, связаны с выбором стратегии развития телевидения, его предназначением и миссией. Автору представляется, что углубленный разбор программ реалити-шоу скорректирует вектор направленности этого явления в телевизионном мире, позволит современным творцам подойти к созданию программ этого типа с позиции их социальной значимости. Кроме того, постановка ряда проблем, заявленных в настоящем исследовании, сможет содействовать формированию новых подходов при подготовке журналистских кадров, призванных работать в информационном обществе. Основные положения, выводы и прогнозы, представленные в исследовании, заслуживают внимания прежде всего потому, что обращены к мировоззренческим устоям профессионального сообщества, стиранию стереотипов, существующих ныне в телевизионной практике.
Список литературы
1. Большой энциклопедический словарь (БЭС). М., 2006.
2. Вакурова Л.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. М., 1997.
. Гриндстафф Л. «Реальное телевидение» и политика социального контроля // Массовая культура: Современные западные исследования. М., 2003.
4. Дондурей Д. Энциклопедия частной жизни // Телевидение: режиссура реальности / Сост. Д. Дондурей. М.: Искусство кино. 2007. С. 152
5. Лозовский Б.Н. Журналистика: крат. слов. Екатеринбург, 2004.
6. Мишина И. Детективное агентство актеров // Нов. газ. 2003. 18 авг.
. Проскурина Т.Д. Основы журналистики. Белгород, 2004.
. Система средств массовой информации России: учеб. пособие для вузов / Я.Н. Засурский, М.И. Алексеева, Л.Д. Болотова и др.; под ред. Я.Н.
Засурского. М., 2003.
. Современный словарь по общественным наукам / под ред. О.Г. Данильяна, Н.И. Пановой. М., 2005.
10. Цвик В.Л. Введение в журналистику. М., 2000. С. 18
. Шкондин М.В., Реснянская Л.Л. Типология периодической печати: учебник для вузов. М., 2007.
Источник: cyberpedia.su
Конструкция построения и жанровые особенности реалити-шоу
Стремительное распространение программы «Большой Брат» (Big Brother), других программ типа «реальное телевидение» было обусловлено рядом важных факторов. К приоритетным относятся: ускорение социально-экономических процессов, набиравших темп во всем мире к началу миллениума; функционирование телевизионного рынка (он возник за рубежом в 80-е годы XX века и к 2000 году превратился в действенную инфраструктуру), позволявшего производителям разных стран распространять телевизионный продукт41. Активному продвижению программ «реального телевидения» способствовали также необычная фабула сюжета, конструкция построения, жанровые особенности и художественно-выразительные средства продукта, не использовавшиеся ранее. Новый экранный образ вызвал в общественной и профессиональной среде широчайший резонанс. Таким образом, был создан прецедент для всемирного распространения программы, то, чего в истории телевидения до сих пор не наблюдалось.
Статистика показывает, что в первые годы программа «Big Brother» была произведена в 36 странах42, получив впоследствии статус сезонных трансляций. Пример — американский телеканал CBS, где спустя почти 10 лет производство программ этого типа насчитывало 12-е поколение.
В общей сложности программой заинтересовались почти 70 стран, показ состоялся не только в США, Европе, но и Китае, даже в Северной Корее. Таким образом, прецедент состоялся. Спрос на данный продукт, долгожительство программы свидетельствуют о том, что еще на первоначальном этапе ее появления общественный и профессиональный интересы получили наибольшее число «точек соприкосновения» в отношении нового продукта, что, несомненно, связано с его уникальностью. Статистика это подтверждает: с 1999 года среднемировой рейтинг подобных программ вырос до 40%, это означает, что почти 1,3 млрд. человек сознательного населения Земли предпочитают данный телевизионный продукт всем остальным. В Европе же выпуск эфирных проектов данного направления составляет 45% от всего остального телепроизводства.
Об уникальности нового телевизионного жанра свидетельствует, как это ни странно, и априорная разность в профессиональном и общественном подходах к оценке телевизионного продукта, что подчеркивает множество «точек совпадения» интереса к данному продукту. Профессиональный и общественный интересы формируются в разных «плоскостях ожиданий» и определяются, соответственно, различной направленностью на конечный результат. Если профессиональный интерес к телепрограмме, находясь в плоскости «спроса» и будучи нацеленным на его формирование, определяется фактором «эффективность» (распространение продукта, его востребованность зрителями), что проявляется в рейтинге программы, ее коммерческом результате
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
Источник: studexpo.net