Это вы можете ТВ передача СССР

Те из наших сограждан, кому сегодня около сорока, не говоря уже о представителях старших поколений, помнят, что в дни больших событий – политических, культурных, спортивных – телетрансляции советского телевидения всегда предваряли заставка Интервидения и торжественные музыкальные аккорды Д. Шостаковича. “Говорит и показывает Москва, работают центральное телевидение и все радиостанции Советского Союза, системы Интервидения и международной космической связи. Смотрите и слушайте Москву!” – от таких слов диктора ЦТ (в мужском варианте – Игорь Кириллов, в дамском – Нонна Бодрова) по организму пробегала легкая дрожь. Сегодня не пробегает – вот уже 26 лет эти слова не звучат в эфире, а название когда-то мощнейшей международной структуры – “Интервидения” – лишь иногда упоминается в связи с ретропоказом международных музыкальных конкурсов.

Если название этой телерадиовещательной организации еще упоминается, хотя и редко, то более-менее грамотно рассказать о ее работе современные журналисты затрудняются. В профессиональной литературе, в журнальных статьях сведений об Интервидении крайне мало, научные исследования и диссертации на эту тему мне не встречались.

Это вы можете. Автомобили-амфибии (1981)

В сознании современников, не без помощи вездесущих политологов, закрепилось клише: Интервидение – это телеобъединение социалистических стран, порождение холодной войны и советской политики изоляционизма. Как говорится, никого не хочу обидеть, но это искаженная, ложная точка зрения. Досадно, что в стремлении к понятийной простоте мы обедняем свою историю, игнорируем не только детали и подробности, но и исторический контекст. Надеюсь, что эти заметки помогут хотя бы частично восполнить недостаток информации.

Потребность в международном сотрудничестве заложена в самой природе радио- и телевещания. Еще в далеком 1929 году, в период бурного развития радиовещания, ряд национальных радиокомпаний, в основном европейских, создали первую совместную профессиональную структуру – Международный вещательный союз (IBU). Нашу страну в этом Союзе представлял государственный орган – Народный комиссариат почт и телеграфов, предшественник министерства связи. По мере продвижения радиофикации по странам и континентам в Союз были приняты и вещательные компании ряда стран третьего мира. Подчеркну, что на европейском театре Советский Союз был еще одинок перед лицом “коллективного Запада”.

Вторая мировая война разделила IBU на два лагеря: страны – участницы антигитлеровской коалиции и страны, сотрудничавшие с гитлеровским режимом. В первый послевоенный год IBU находился в полушоковом состоянии, осваивал новую политическую реальность. В июне 1946 года Союз созвал свою генеральную ассамблею, на которой планировалось выработать планы на жизнь в новой Европе.

Однако накануне ассамблеи ряд членских организаций решили создать внутри Союза новую структуру – Международную организацию радиовещания (OIR). Генеральная ассамблея IBU пыталась этому воспрепятствовать, но не смогла. За создание OIR из 28 членских организаций IBU проголосовали 18: страны Восточной Европы – Румыния, Болгария, Югославия, Албания, а также Украинская, Белорусская, Молдавская, Литовская, Латвийская, Эстонская и Карело-Финская ССР (Россию представлял Радиокомитет СССР). Создание OIR поддержали также некоторые западноевропейские и скандинавские вещатели, среди которых выделялась RDF – французская государственная радиоструктура, располагавшая целым пакетом голосов франкофонных вещателей из своих “заморских территорий”.

Резкого размежевания еще не произошло, и в первые годы OIR размещалась в здании IBU в Брюсселе. Практической работой организации руководили два сопредседателя, один от Франции, другой от Советского Союза. Такое положение просуществовало до 1950 года. С расширением фронта холодной войны вещательные компании европейских стран (кроме стран народной демократии, СССР и Финляндии) вышли из OIR и примкнули к остальным “западникам”, сгруппировавшимся вокруг английской ВВС.

12 февраля 1950 года в курортном городке Торки на территории Великобритании 23 вещательные компании “свободного мира” учредили Европейский вещательный союз (EBU). Брюссельская штаб-квартира, высококвалифицированные специалисты технического центра, остались, естественно, за EBU, а OIR и его техническая база были перемещены в Прагу. На новом месте, едва ли не самом высоком в Праге, под названием Кавчи Горы, совместными усилиями, опираясь на помощь чехословацких связистов, была оперативно развернута необходимая техническая база. Со временем она выросла в крупный коммуникационный центр мирового уровня.

В конце 50-х годов радио по темпам развития стало быстро уступать телевидению. Вполне естественно, что с этого периода ТВ начинает занимать ведущее место в работе OIR. Отразилось это и на названии, теперь она стала Международной организацией телевидения и радиовещания – OIRT.

Напомню: кроме телерадиокомпаний социалистических стран в OIRT входила финская Юлейсрадио, которая одновременно являлась и членом Европейского вещательного союза. Двойное членство сделало Юлейсрадио своеобразным мостом между двумя союзами вещателей. Это стало возможно благодаря твердой позиции ее генерального директора Айно Репо, последовательно выступавшего за реализацию линии Паасикиви – Кекконена в таком важном и чувствительном деле, как международное сотрудничество в области телерадиовещания. Эта линия претворялась в жизнь и руководителями OIRT – генеральными секретарями Миленой Балашовой, Мирославом Гржебиком и Геннадием Цодром.

В 1954 году Европейский вещательный союз для управления системами международного обмена телепрограммами, телетрансляциями и аудиовизуальным контентом создал специализированную организацию – Евровидение. Новая организация за короткий срок показала свою эффективность в формировании единого подхода к гуманитарному и техническому развитию телерадиовещания в Западной Европе. Первой международной акцией Евровидения была трансляция 2 июня 1953 года церемонии коронации Елизаветы II.

Несколько позднее, в 1961 году, в Праге была образована аналогичная система – Интервидение. В задачи этой новой организации также входил обмен программами между странами-участницами, подготовка совместных программ и их передача по своей сети, организация международных трансляций. Интервидение имело в своем составе координационно-технический и программный центры.

В разные годы на постоянной основе этими структурами руководили советские представители Г. Юшкявичюс, Ж. Фомина, А. Евстафьев, В. Крылов, В. Дементьев. Были созданы комиссии по видам вещания (совещательные органы). Для решения локальных проблем образовывались специальные рабочие группы. В постоянном телеобмене между странами-участницами наибольший объем занимали информационные блоки и трансляции спортивных соревнований. За ними следовали детские, музыкальные и развлекательные передачи.

Наряду с текущей работой по обеспечению регулярного телеобмена Интервидение организовывало и свои фирменные международные акции. Большой популярностью пользовались международный телевизионный фестиваль “Злата Прага”, песенный конкурс Интервидения, а также спортивные соревнования на Кубок Интервидения.

Необходимо особо подчеркнуть, что интервизионный обмен был весомым и значительным фактором программного наполнения, в странах-участницах к нему подходили серьезно и ответственно. Например, в Гостелерадио СССР за практическую работу в системе Интервидения отвечало специальное подразделение в Генеральной дирекции программ ЦТ.

Им руководил опытный телевизионщик, зам. генерального директора программ О. Либкнехт. Огромный объем работы по координации обмена программами и трансляциями четко, слаженно и высокопрофессионально выполняли И. Зыкова, Л. Круглов, Н. Ашуркова, Н. Андреева. В главной редакции информации (программа “Время”) за подготовку ежедневного блока новостей для Интервидения отвечал П. Фильчиков, мастер своего дела. Новостная получасовка в 18.00 так и называлась – интервизионный выпуск.

С первых дней существования Интервидения были установлены рабочие контакты с Евровидением. Взаимоотношения двух структур, представляющих разные политические системы, да еще в такой деликатной сфере, как вещание, давали уникальный опыт и являли собой пример общеевропейского сотрудничества. Этому во многом способствовали наши коллеги из Финляндии.

Подчеркну, что работали мы на равных, хотя это и было не просто – Евровидение побогаче, да и опиралось оно на более высокий технический потенциал стран-участниц. Такого понятия, как “купить по импорту за твердую валюту”, для них не существовало. На Западе сдерживали телеинформацию из стран социализма: по данным исследовательского центра в Тампере (Финляндия), на семь сюжетов евровизионной телехроники, показанной в эфире соцстран, приходился только один сюжет, отобранный из полученных от Интервидения. Может быть, это объясняется разницей в подходах к телеинформации, избытком в наших блоках сюжетов партийно-протокольного характера. Во всяком случае, в Брюсселе получаемые от нас программы брали на запись, от режима прямых трансляций уклонялись.

Наиболее активно шла совместная работа по подготовке к трансляциям летних и зимних Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы. Этими сложнейшими вопросами занималась совместная оперативная группа. Телевизионные права на такие трансляции принадлежат соответственно Международному олимпийскому комитету и всемирным спортивным федерациям. Объединив усилия в рамках совместной оперативной группы, две международные вещательные организации договаривались о приемлемых ценах на приобретение прав, оптимизировали решение объемных и сложных организационно-технических проблем (расчеты долей в платежах за спортивные трансляции делались по так называемому ключу, важной составляющей которого были официальные статистические данные о количестве телеприемников у населения).

Поистине выдающаяся роль в реализации этих задач принадлежит Г. Юшкявичюсу. В 60-е годы, еще совсем молодым человеком, в течение нескольких лет он представлял Советский Союз в руководящих органах OIRT. Работая в Праге, накопил уникальный опыт и стал одним из крупнейших специалистов по масштабным телевизионным проектам.

В дальнейшем работал заместителем председателя Гостелерадио СССР, курировал вопросы науки и техники. Его организаторский талант, разносторонние глубокие знания и личное обаяние позволяли добиваться впечатляющих результатов.

Как известно, телеорганизации соцстран не передавали коммерческой рекламы, по своей структуре вещания фактически являлись публично-правовыми компаниями. На этом основании Генриху Зигмундовичу удавалось эффективно сбивать цену, экономя валютные средства OIRT.

В результате сложных переговоров Интервидение платило за международные права 30% от пакетной цены, а Евровидение, соответственно, – 70%. Но были и особые случаи, когда, тонко используя политическую конъюнктуру, нюансы международной обстановки, Г. Юшкявичюс добивался особого дисконта для Интервидения. Так было при трансляциях Олимпиад из Мюнхена и Осаки. Евровидение заплатило миллионы долларов, а мы – только десятки тысяч.

Руководство Интервидением осуществлял Совет, формировавшийся по принципу “одна страна – один голос”. Во главе Совета был председатель, который должен был меняться в порядке очередности каждые два года. В силу разных причин этот порядок иногда корректировался. Председательство в Совете Интервидения не было формальной обязанностью.

Еще по теме:  Прямая ТВ трансляция хоккея

Каждый из председателей, а всего их за историю Интервидения было 13, сделал немало полезного. Их имена вошли в историю организации: А. Градецки (ЧССР), Н. Скачко (Украинская ССР), Ф. Кульфар (ВНР), Г. Иванов (СССР), Э. Мамедов (СССР), И. Славков (НРБ), Х. Адамек (ГДР), Р. Пену (Эстонская ССР), А. Кулласте (Эстонская ССР), Л. Барткевич (Латвийская ССР), И. Кезберс (Латвийская ССР), В. Попов (СССР). Необходимо особо отметить работу Г. Иванова, заместителя председателя Гостелерадио СССР по телевидению. Его председательство пришлось на трудные годы – 1968–1969, но Георгию Александровичу удалось и в этих условиях развить и приумножить интервизионные традиции.

Мне довелось поработать председателем Совета Интервидения с 1989 по 1992 год, в кризисный период, связанный с распадом социалистической системы. Наши коллеги в странах Восточной Европы настороженно и с опаской приняли перестройку в СССР.

Всякий раз, когда я приезжал в Прагу на пару дней для участия в работе Совета Интервидения или Административного совета OIRT, в аэропорту ждала автомашина председателя телевидения ЧССР Яна Зеленки. Отбросив всю текущую работу, по несколько часов он расспрашивал меня о перестройке, о Горбачеве. Видно было, что Зеленка переживает за наши дела, как за свои кровные. Он возглавил телевидение в 1968 году, после ввода в Чехословакию войск стран Варшавского договора, и, естественно, остро и болезненно реагировал на признаки распада системы социализма, которых мы в Москве позволяли себе не замечать. В своих тревогах Зеленка был далеко не одинок, у его коллег в других соцстранах были те же настроения.

Кризис Интервидения наступил в 1989 году – году “бархатных революций” в ряде социалистических стран. В конце ноября под Варшавой проходила очередная сессия Совета Интервидения. Как всегда, для участия в ее работе прибыли руководители EBU и Евровидения. В самый разгар сессии из Праги пришла телеграмма о срочном отзыве делегации чехословацкого телевидения.

Провожая наших друзей, мы понимали, что скорее всего прощаемся с ними навсегда, на сердце было тяжело. “Бархатные революции” в первую очередь сметали руководство национальных электронных СМИ. За короткий срок были заменены “старые кадры” и в других соцстранах. Однако из Интервидения бывшие соцстраны выходить не спешили, новые, “демократически ориентированные” телерадионачальники приезжали в Прагу, участвовали во всех мероприятиях. Для них была характерна острая политическая мотивированность, в то время как Интервидение со дня своего основания подчеркивало, что если и занимается политикой, то только научно-технической. В январе 1990 года, после известных событий вокруг телецентра в Вильнюсе, участники сессии Интервидения в Будапеште под нажимом некоторых делегаций впервые отступили от этого правила и приняли резолюцию, фактически осуждавшую СССР, хотя и в сдержанных формулировках.

В трудной обстановке начала 90-х организация продолжала жить и выполнять свои обязанности перед телезрителями. Аппарат Интервидения старался, как мог, удержать ситуацию, обеспечить устойчивость работы технических систем, однако было совершенно очевидно, что жить нашей организации осталось недолго. Понимал это и новый Генеральный секретарь OIRT Милан Бауман, сменивший после “бархатной революции” опытного профессионала-международника Геннадия Цодра.

За 30 лет своего существования Интервидение работало безотказно и четко, своими конкретными делами завоевало солидный международный авторитет. К середине 80-х годов эта система уже охватывала практически весь мир: на правах ассоциированных членов с ней сотрудничали все региональные вещательные союзы, а также наиболее крупные телерадиокомпании разных районов земного шара. Однако в новой геополитической ситуации Интервидение оказалось лишним: страны-участницы стремились поскорее занять места в вещательных структурах “Большой Европы”. Эфирная деятельность Интервидения постепенно сошла на нет.

Любую международную организацию, прекратившую по тем или иным причинам свою деятельность, нельзя просто закрыть на ключ и уйти, необходимо еще пройти множество ликвидационных процедур правового, финансового и технического характера. Этими вопросами аппарат OIRT занимался практически до конца 1992 года. Параллельно работала совместная группа по подготовке к созданию единой общеевропейской вещательной структуры (мне довелось быть сопредседателем этой группы). Однако реализовать эти намерения путем интеграции либо слияния двух структур не удалось. Для всех участников процесса было проще “обнулить” ситуацию и принять восточноевропейцев в члены EBU.

20 октября 1992 года в Москве открылось последнее совместное заседание внеочередной сессии Международной организации радиовещания и телевидения и Совета Интервидения. В повестке дня было три вопроса: юридическое признание прекращения деятельности OIRT, решение имущественных и финансовых вопросов, вопрос о ликвидационной комиссии.

После 20-минутного обмена мнениями единогласно было принято решение о расформировании OIRT с 31 декабря 1992 года. Как и ожидалось, второй вопрос повестки вызвал горячую дискуссию. Дело в том, что согласно резолюции, принятой на этой сессии, члены OIRT, имевшие финансовые задолженности, лишались права на долю в остатке активов OIRT – свыше 3,6 млн долл.

В такую сумму международные эксперты оценили эти остатки, их можно было использовать на уплату коллективного членского взноса при вступлении в Европейский вещательный союз. Громче всех кричали представители Украины и Молдовы, которые по никому не понятной логике предлагали засчитать свою задолженность перед OIRT как взнос в Европейский вещательный союз! Предложение, конечно же, не прошло.

Последним событием в коллективной жизни OIRT, закрывающим ее историю, явилось обсуждение финансовой стороны трансляций футбольных чемпионатов мира 1994 и 1998 годов. Дело в том, что еще в 1987 году OIRT заключила с FIFA договор о приобретении лицензии на трансляции футбольных мундиалей 1990, 1994 и 1998 годов примерно за 26 млн швейцарских франков. Однако после распада СССР вопрос об оплате долей новообразовавшихся государств провис, что и было зафиксировано в заключительной резолюции.

Небольшая заметка в “Коммерсанте”, озаглавленная “Интервидения больше нет. А его должники есть” по-своему подвела итог 30-летней яркой, интересной, насыщенной и порой напряженной жизни этой уникальной организации, сумевшей в условиях холодной войны, жесткого идеологического противостояния быть на высоте, не подчиниться обстоятельствам и сделать много полезного для народов стран Европы.

В течение 1993 года все телерадиоорганизации бывших республик СССР, расположенных в европейской части бывшего Союза, были приняты в члены Европейского вещательного союза. Вошли в него и вещатели из бывших соцстран. Теперь все мы – в “Большой Европе”, состоим и работаем в Евровидении. Только вот сдается мне, что ему без старого и опытного спарринг-партнера – Интервидения – живется скучновато, как говорится, “перчику не хватает”.

Теги: ТВ, ТВ-контент, Телевидение

Поделиться записью
  • Поделиться Facebook
  • Поделиться Twitter
  • Share on WhatsApp
  • Поделиться Vk

Источник: adview.ru

Это вы можете (ЭВМ). Рассказ о забытой телепередаче

Компьюлента Orion - Hi-Tech новости со всего света

В очередной раз ловлю себя на мысли о том, что «опять нечего посмотреть». Потому что хочется не слащавого и натянутого, а технического, эмоционального, заставляющего подумать и поискать после просмотра дополнительную информацию. Да, конечно, есть такие штуки как MR.ROBOT, но они настолько редки и фрагментарны, что практически полностью теряются на фоне океана откровенно дешевого ширпотреба (да и вообще, хакеры эти вездесущие уже порядком поднадоели ). Вроде бы можно попробовать Discovery или National Geographic, но учится мне довелось в школе советского образца, с советскими преподавателями, поэтому вся эта манная каша «просто о сложном» — не лезет совершенно. В общем, по описанным выше причинам, висел у меня в сознании этакий watchdog на заполнение вакантного места на «видео-полке».

Удивительно, но о такой программе я не слышал, как не слышали и мои друзья и знакомые. И вот недавно, занимаясь по долгу службы инерционными накопителями и просматривая статьи широко известного в узких кругах профессора Гулиа, я вдруг натолкнулся на его рассказ о невероятно популярной в советское время программе «Это вы можете». Если интересно, что из этого получилось — прошу под cut. Беглый просмотр пары-тройки найденных на youtube выпусков заставил потирать руки в предвкушении отличного материала.

Вначале, как водится, немного истории. Оправившись от последствий второй мировой войны, Советский Союз в 60-80 гг прошлого века очень серьезное внимание начал уделять развитию науки и техники.

В то время в стране не было ни одной научной публикации (монографии, статьи, обзора, тезисов), посвященной взаимосвязи науки, техники и производства, где бы ни упоминалось положение о превращении науки в «непосредственную производительную силу». За счет массированного финансирования государством целевых фундаментальных научно-исследовательских программ сеть научных учреждений и исследовательских центров значительно расширилась.

На первый план были выдвинуты задачи интенсификации научных исследований и усиления связи науки с производством. Не удивительно, что глядя на все это, практически каждый советский гражданин мечтал как-то прикоснуться к этому высокому миру. Каждый ребенок мечтал быть космонавтом (прям как сейчас видеоблогером), а каждый школьник, подросток или студент — хотел что-то изобрести (чаще всего ездящее или летающее). Государство этому не только не мешало, но и всячески стимулировало (кружками детского творчества, клубами изобретателей и рационализаторов и т.п.).

Ввиду отсутствия Интернета или других способов мгновенной связи, все общение между единомышленниками проходило через переписку. Центрами, объединяющими творческую инженерную молодежь (и людей постарше) были различные научно-технические журналы, вроде Легендарного (специально пишу с большой буквы) журнала «Техника молодежи». Потому что, до сих пор, на постсоветском пространстве и за рубежом тысячи крупных инженеров утверждают, что именно «Техника — молодежи» помогла им выбрать профессию, считают себя воспитанниками «Техники — молодежи». Не много журналов могут похвастать такой школой. Ключевой, на мой взгляд фигурой в этом журнале был ее главный редактор, Василий Дмитриевич Захарченко.

image

Энгельмейер писал, что инженер обязательно должен объединять в себе профессионала с технической точки зрения, и художника или поэта, с точки зрения творческой. Еще в далеком 19 веке российский инженер и философ техники П.К. Инженер-теплотехник по образованию, поэт — в душе.

Еще по теме:  Как на иви найти эротику

Василий Дмитриевич (или как его называли внутри коллектива ТМ — «ВэДэ») как никто другой соответствовал этим критериям. Основным принципом работы редколлегии журнала было: «редакция должна любить читателя, искренне интересоваться eгo потребностями и быть предельно внимательной к тому, чтобы быть понятой им».

Не удивительно, что в руках такого человека «камень превращался в бабочку». И читатели абсолютно искренне отвечали взаимностью, миллионами писем заваливая почтовые ящики ТМ. Как говорится, «любите-полюбят, творите-поймут». Сейчас сложно сказать, какой случай свел главреда популярного журнала с молодым, амбициозным и творческим журналистом Владимиром Александровичем Соловьевым, но именно эта случайность позволила будущим коллегам сформировать видение новой телепередачи и никаких вам американский франшиз на шоу и приступить к ее запуску. Не известно, была бы написана сейчас эта статья, если бы в далеких 70-х годах прошлого века один талантливый человек, не встретил другого.

Решено было брать идеи из писем читателей и демонстрировать их на телевидении. Режиссёрскую идею программы — защиту изобретения перед жюри и аудиторией — подсказал Владимир Яковлевич Ворошилов. Тот самый телережиссер, бессменный автор и ведущий программы «Что? Где? Когда?».

Программу решено было назвать «Это вы можете» (ЭВМ) и выпускать под эгидой Главной редакции для детей и молодежи Центрального телевидения.

Не удивительно, что контингент зрителей был широчайший: от школьников 7–8 лет до пенсионеров. Передача затрагивала почти все области жизни и интересов людей: самодельные автомобили, амфибии, летательные аппараты, музыкальные инструменты, кулинарию и оборудование для нее; медицину — роды в воде, ясновидение, таинственные явления и фантастические проекты, гипноз; домашнее творчество, сад и огород; даже сексуальные проблемы.

После наглядной демонстрации изобретения, далее оно подвергалось обсуждению с бурным обсуждением напоминающему защиту кандидатской диссертации. В передаче изобретатели представляли работы созданные своими руками. В качестве группы поддержки в зале сидели молодые специалисты, эрудированные студенты и просто интересующиеся техническими вопросами люди, которым хватило сил и желания попасть в студию. Причем «диссертационный совет» был соответствующего уровня подготовки: доктора наук, писатели-фантасты, автомобилисты (из редакции журнала «За рулем»), изобретатели и инженеры всех мастей.

В каждой программе велось очень активное, подкупающее своей непосредственностью живое до хрипоты обсуждение достоинств и недостатков представленной модели и возможность его последующего производства и применения. Притом никаких репетиций и повторных дублей. Это было одним из важных ноу-хау ведущего В.А. Соловьева, благодаря которому передачу сразу же полюбили в народе.

Это была одна из немногих передач на советском телевидении, где высказывались полярные точки зрения на ту или иную проблему, благодаря этому программа имела большую популярность и выходила два раза в неделю (прямой эфир и повтор). Несмотря на то, что регламентированная продолжительность программы составляла всего лишь 45 минут, в отдельных случаях она могла затягиваться на полтора часа. Постоянная аудитория зрителей составляла около 100 миллионов человек, о ней говорил в своих выступлениях даже Горбачев. Удивительно, но факт, телевизионный проект, посвященный научно-техническому творчеству, изобретателям, на протяжении почти двух десятилетий имел популярность не ниже, чем эстрадные программы и «Огоньки» (. ). Поиском и отбором проектов для участия в программе занимался сам ведущий, и его верная компания из членов жюри.

Вот как об этом процессе пишет известный изобретатель И.Л. Викентьев:

Если он слышал, что на Камчатке в каком-нибудь селе за 400 километров от Петропавловска кто-то что-то изобрёл, он немедленно летел туда. … Володя Соловьёв лично на себе испытывал все движущиеся и неподвижные изобретения. На санях — на санях. Автопробег — Вова участвует в автопробеге. На надувных шарах — на надувных шарах.

Выпускник факультета журналистики, Владимир Соловьев обладал фантастической работоспособностью и сочетал в себе качества руководителя, организатора и ведущего, оставаясь при этом простым и искренним человеком. Другой бы просто не смог находить общий язык с сотнями разномастных изобретателей и рационализаторов из всех уголков страны.

Зачастую предлагаемые изобретения (как кстати и внешности их авторов) были настолько экзотичны, что годились вроде бы для рубрики «Нарочно не придумаешь», но проходила передача, и редакцию заваливали запросами от предприятий, заводов и НИИ с просьбой предоставить документацию на изобретение и контактную информацию автора. Оказывалось, что это нужно всем.

Стараниями ведущего на передачу приглашались легендарные люди, каждый из них считал честью для себя появится в детище В.А. Соловьева. Делился своими воспоминаниями про изобретение «терменвокса» 94-х летний легендарный Л.С. Термен.

Лев Термен во всей красе

На передаче рассказывал о своих путешествиях Лев Гумилев, сын Николая Гумилёва и Анны Ахматовой, рисовал свои шаржи легендарный датский художник Харлаф Бирдструп (на фото он с В.Д. Захарченко).

Кстати именно Бирдструп, в 1986 году на своем дружеском шарже, украсившем очередной выпуск «Техники Молодежи» изобразил бессменный на протяжении более чем 10 лет, состав жюри.

Авторский шарж Бидструпа специально для ТМ

Наибольшей популярностью у зрителя пользовался раздел автомобильных самоделок (по ссылке выпуск программы, посвященный автомобилям-амфибиям). Многие из авто, которые сейчас можно встретить на ресурсах, описывающих советский DIY-автопром, в первый раз были показаны именно на передаче «Это вы можете». В качестве примера можно привести легендарную Панголину и ее изобретателя Александр Кулыгина (вместе с жюри попавшего на шарж Бидструпа). Кратенькое упоминание о ней есть и на Хабре.

Панголина инженера Кулыгина

image

Неизвестно, как бы сложилась судьба программы в «новой» России, но внезапно, едва отметив своё 50-летие, скоропостижно умирает от разрыва сердца бессменный ведущий и идейный вдохновитель Владимир Соловьев. После его смерти «Это вы можете» некоторое время выпускалась, скорее по инерции, так как даже невооруженным глазом было заметно как сильно меняется ее содержимое. Как пел В.С.

Высоцкий «… настоящих буйных мало, вот и нету вожаков». После смерти «капитана» сплоченный, казалось бы, коллектив постепенно распался. В 1999 году скончался В.Д. Захарченко и надежды на возрождение оригинального формата исчезли даже у самых преданных зрителей.

Тем не менее, в 2013 году на Общественном телевидении России были представлены семь выпусков передачи, которые не нашли отклика у зрителя и программу опять закрыли, на этот раз навсегда. Понять почему, на самом деле, несложно. Достаточно посмотреть любой выпуск времен СССР и сравнить его с тем, что выпускалось уже в 21 столетии.
Лучше всего, на мой взгляд, сложившуюся ситуацию описал А. Лысенко в своей (в статье, посвященной памяти В.А. Соловьева:

Может быть, жив был бы Соловьев, и пристроил меня на родине. » Так заканчивалось письмо одного моего знакомого, долгие годы положившего на создание какой-то заковыристой машины и всю жизнь — на безуспешные попытки ее внедрения на Родине. Главное в изобретательстве не идея, главное, чтобы о твоей работе в нужное время узнали нужные люди. Писал он это письмо из далекого штата Техас, где, оказывается, и его, и его машину ждали с распростертыми объятиями

Смотришь на современное стартап-движение, на модное сейчас понятие pitch-инга и не понимаешь, то ли организаторы перевелись, то ли изобретатели… В общем, я честно просмотрел все доступные выпуски «Это вы можете» в сети Интернет. И даже написал объявление на местную видео-барахолку, с надеждой на то, что может быть у кого-то, хотя бы на VHS-кассетах остались записи… Программа эта стала для меня открытием и до сих пор я не могу понять, почему старой советской эстрады в Интернете полно, а программы вроде «Это вы можете» — либо доступны в виде кусков, либо попросту отсутствуют.

Неужели совсем никому это не нужно ?? Ребята!

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Источник: orion-int.ru

Это вы можете телепередача лада

Герои программы — народные умельцы, которые способны своими руками создать самые сложные технические конструкции – от необходимых в хозяйстве приборов до вездеходов.

Ведущие программы исколесили всю Россию в поисках самых необычных идей и убедились, что энтузиастам-изобретателям есть, что показать.

Как добраться до деревни, когда все дороги заметены? Как самому собрать агрегат для прополки грядок? Как перебраться через реку, если половодьем смыло мост?

Современные Кулибины могут все!

Потрудиться придется и ведущим: Константин Карасик, Василий Соколов и Арнольд Гискин испытывают изобретения.

Средство массовой информации, Сетевое издание — Интернет-портал «Общественное телевидение России».

Это вы можете (ЭВМ). Рассказ о забытой телепередаче

Вначале, как водится, немного истории. Оправившись от последствий второй мировой войны, Советский Союз в 60-80 гг прошлого века очень серьезное внимание начал уделять развитию науки и техники.

В то время в стране не было ни одной научной публикации (монографии, статьи, обзора, тезисов), посвященной взаимосвязи науки, техники и производства, где бы ни упоминалось положение о превращении науки в «непосредственную производительную силу». За счет массированного финансирования государством целевых фундаментальных научно-исследовательских программ сеть научных учреждений и исследовательских центров значительно расширилась.

На первый план были выдвинуты задачи интенсификации научных исследований и усиления связи науки с производством. Не удивительно, что глядя на все это, практически каждый советский гражданин мечтал как-то прикоснуться к этому высокому миру. Каждый ребенок мечтал быть космонавтом (прям как сейчас видеоблогером), а каждый школьник, подросток или студент — хотел что-то изобрести (чаще всего ездящее или летающее). Государство этому не только не мешало, но и всячески стимулировало (кружками детского творчества, клубами изобретателей и рационализаторов и т.п.).

Ввиду отсутствия Интернета или других способов мгновенной связи, все общение между единомышленниками проходило через переписку. Центрами, объединяющими творческую инженерную молодежь (и людей постарше) были различные научно-технические журналы, вроде Легендарного (специально пишу с большой буквы) журнала «Техника молодежи». Потому что, до сих пор, на постсоветском пространстве и за рубежом тысячи крупных инженеров утверждают, что именно «Техника — молодежи» помогла им выбрать профессию, считают себя воспитанниками «Техники — молодежи». Не много журналов могут похвастать такой школой. Ключевой, на мой взгляд фигурой в этом журнале был ее главный редактор, Василий Дмитриевич Захарченко .

Еще по теме:  Кто руководитель 1 канала ТВ

Еще в далеком 19 веке российский инженер и философ техники П.К. Энгельмейер писал, что инженер обязательно должен объединять в себе профессионала с технической точки зрения, и художника или поэта, с точки зрения творческой. Василий Дмитриевич (или как его называли внутри коллектива ТМ — «ВэДэ») как никто другой соответствовал этим критериям.

Инженер-теплотехник по образованию, поэт — в душе. Не удивительно, что в руках такого человека «камень превращался в бабочку». Основным принципом работы редколлегии журнала было: «редакция должна любить читателя, искренне интересоваться eгo потребностями и быть предельно внимательной к тому, чтобы быть понятой им». Как говорится, «любите-полюбят, творите-поймут».

И читатели абсолютно искренне отвечали взаимностью, миллионами писем заваливая почтовые ящики ТМ. Не известно, была бы написана сейчас эта статья, если бы в далеких 70-х годах прошлого века один талантливый человек, не встретил другого. Сейчас сложно сказать, какой случай свел главреда популярного журнала с молодым, амбициозным и творческим журналистом Владимиром Александровичем Соловьевым , но именно эта случайность позволила будущим коллегам сформировать видение новой телепередачи и никаких вам американский франшиз на шоу и приступить к ее запуску.

Читайте так же: Штампы лада веста р15

Решено было брать идеи из писем читателей и демонстрировать их на телевидении. Режиссёрскую идею программы — защиту изобретения перед жюри и аудиторией — подсказал Владимир Яковлевич Ворошилов. Тот самый телережиссер, бессменный автор и ведущий программы «Что? Где? Когда?».

Программу решено было назвать «Это вы можете» (ЭВМ) и выпускать под эгидой Главной редакции для детей и молодежи Центрального телевидения.

Передача затрагивала почти все области жизни и интересов людей: самодельные автомобили, амфибии, летательные аппараты, музыкальные инструменты, кулинарию и оборудование для нее; медицину — роды в воде, ясновидение, таинственные явления и фантастические проекты, гипноз; домашнее творчество, сад и огород; даже сексуальные проблемы. Не удивительно, что контингент зрителей был широчайший: от школьников 7–8 лет до пенсионеров.

В передаче изобретатели представляли работы созданные своими руками. После наглядной демонстрации изобретения, далее оно подвергалось обсуждению с бурным обсуждением напоминающему защиту кандидатской диссертации. Причем «диссертационный совет» был соответствующего уровня подготовки: доктора наук, писатели-фантасты, автомобилисты (из редакции журнала «За рулем»), изобретатели и инженеры всех мастей. В качестве группы поддержки в зале сидели молодые специалисты, эрудированные студенты и просто интересующиеся техническими вопросами люди, которым хватило сил и желания попасть в студию.

В каждой программе велось очень активное, подкупающее своей непосредственностью живое до хрипоты обсуждение достоинств и недостатков представленной модели и возможность его последующего производства и применения. Притом никаких репетиций и повторных дублей. Это было одним из важных ноу-хау ведущего В.А.

Соловьева, благодаря которому передачу сразу же полюбили в народе. Это была одна из немногих передач на советском телевидении, где высказывались полярные точки зрения на ту или иную проблему, благодаря этому программа имела большую популярность и выходила два раза в неделю (прямой эфир и повтор). Несмотря на то, что регламентированная продолжительность программы составляла всего лишь 45 минут, в отдельных случаях она могла затягиваться на полтора часа. Постоянная аудитория зрителей составляла около 100 миллионов человек, о ней говорил в своих выступлениях даже Горбачев. Удивительно, но факт, телевизионный проект, посвященный научно-техническому творчеству, изобретателям, на протяжении почти двух десятилетий имел популярность не ниже, чем эстрадные программы и «Огоньки» (. ). Поиском и отбором проектов для участия в программе занимался сам ведущий, и его верная компания из членов жюри.

Вот как об этом процессе пишет известный изобретатель И.Л. Викентьев:

… Володя Соловьёв лично на себе испытывал все движущиеся и неподвижные изобретения. Если он слышал, что на Камчатке в каком-нибудь селе за 400 километров от Петропавловска кто-то что-то изобрёл, он немедленно летел туда. Автопробег — Вова участвует в автопробеге. На санях — на санях. На надувных шарах — на надувных шарах…

Выпускник факультета журналистики, Владимир Соловьев обладал фантастической работоспособностью и сочетал в себе качества руководителя, организатора и ведущего, оставаясь при этом простым и искренним человеком. Другой бы просто не смог находить общий язык с сотнями разномастных изобретателей и рационализаторов из всех уголков страны.

Зачастую предлагаемые изобретения (как кстати и внешности их авторов) были настолько экзотичны, что годились вроде бы для рубрики «Нарочно не придумаешь», но проходила передача, и редакцию заваливали запросами от предприятий, заводов и НИИ с просьбой предоставить документацию на изобретение и контактную информацию автора. Оказывалось, что это нужно всем. Стараниями ведущего на передачу приглашались легендарные люди, каждый из них считал честью для себя появится в детище В.А. Соловьева. Делился своими воспоминаниями про изобретение «терменвокса» 94-х летний легендарный Л.С. Термен .

На передаче рассказывал о своих путешествиях Лев Гумилев, сын Николая Гумилёва и Анны Ахматовой, рисовал свои шаржи легендарный датский художник Харлаф Бирдструп (на фото он с В.Д. Захарченко).

Кстати именно Бирдструп, в 1986 году на своем дружеском шарже, украсившем очередной выпуск «Техники Молодежи» изобразил бессменный на протяжении более чем 10 лет, состав жюри.

Читайте так же: Крыло переднее лада веста спорт

Наибольшей популярностью у зрителя пользовался раздел автомобильных самоделок ( по ссылке выпуск программы, посвященный автомобилям-амфибиям). Многие из авто, которые сейчас можно встретить на ресурсах, описывающих советский DIY-автопром, в первый раз были показаны именно на передаче «Это вы можете». В качестве примера можно привести легендарную Панголину и ее изобретателя Александр Кулыгина (вместе с жюри попавшего на шарж Бидструпа). Кратенькое упоминание о ней есть и на Хабре .

Неизвестно, как бы сложилась судьба программы в уже в новой России, но внезапно, едва отметив своё 50-летие, скоропостижно умирает от разрыва сердца бессменный ведущий и идейный вдохновитель Владимир Соловьев. После его смерти «Это вы можете» некоторое время выпускалась, скорее по инерции, так как даже невооруженным глазом было заметно как сильно меняется ее содержимое.

Как пел В.С. Высоцкий «… настоящих буйных мало, вот и нету вожаков». После смерти «капитана» сплоченный, казалось бы, коллектив постепенно распался. В 1999 году скончался В.Д. Захарченко и надежды на возрождение оригинального формата исчезли даже у самых преданных зрителей.

Тем не менее, в 2013 году на Общественном телевидении России были представлены семь выпусков передачи, которые не нашли отклика у зрителя и программу опять закрыли, на этот раз навсегда. Понять почему, на самом деле, несложно. Достаточно посмотреть любой выпуск времен СССР и сравнить его с тем, что выпускалось уже в 21 столетии.
Лучше всего, на мой взгляд, сложившуюся ситуацию описал А. Лысенко в своей (в статье , посвященной памяти В.А. Соловьева:

Главное в изобретательстве не идея, главное, чтобы о твоей работе в нужное время узнали нужные люди. Может быть, жив был бы Соловьев, и пристроил меня на родине…” Так заканчивалось письмо одного моего знакомого, долгие годы положившего на создание какой-то заковыристой машины и всю жизнь — на безуспешные попытки ее внедрения на Родине. Писал он это письмо из далекого штата Техас, где, оказывается, и его, и его машину ждали с распростертыми объятиями

Смотришь на современное стартап-движение, на модное сейчас понятие pitch-инга и не понимаешь, то ли организаторы перевелись, то ли изобретатели… В общем, я честно просмотрел все доступные выпуски «Это вы можете» в сети Интернет. И даже написал объявление на местную видео-барахолку, с надеждой на то, что может быть у кого-то, хотя бы на VHS-кассетах остались записи… Программа эта стала для меня открытием и до сих пор я не могу понять, почему старой советской эстрады в Интернете полно, а программы вроде «Это вы можете» — либо доступны в виде кусков, либо попросту отсутствуют.

Ребята! Неужели совсем никому это не нужно ??

Передача «Это Вы Можете» (ЭВМ)

Пелепередача Это Вы Можете (ЭВМ) заставка

Научно-популярная программа, выпускалась Главной редакцией для детей и молодежи Центрального телевидения . Посвящена техническим изобретениям обычных граждан. В передаче изобретатели представляли свои работы, от кастрюль-скороварок до вертолетов и самолетов. Все они должны были сделать своими руками. После демонстрации изобретений, в студии велось бурное обсуждение.

Телепередача Это Вы Можете (ЭВМ) ведущий- Владимир Соловьев

Некоторые источники утверждают, что «ЭВМ» появилась на ЦТ благодаря инициативе популярного в СССР журнала «Техника молодежи» и его главного редактора, который часто выступал в роли соведущего передачи — В.Д. Захарченко.

Для дискуссий приглашались различные эксперты, инженера, журналисты, писатели. Автор и ведущий — журналист Владимир Александрович Соловьев. Хронометраж передачи около одного часа.

Что только не демонстрировали герои передачи: машинки для выпекания блинов, мини-тракторы и даже самолеты, но особой популярностью у зрителей пользовались самодельные автомобили. В 1989 году, во времена расцвета кооперации, передачу попытались монетизировать. Создается приложение, где на аукционе авторы пытаются продать свои творения. Например за самодельный автомобиль просили 30 000 рублей, при тогдашней цене новеньких «Жигулей» чуть более пяти тысяч. И телезрителю это не пришлось по вкусу, рейтинги программы упали и передачу закрывают.

«Это ВЫ Можете» смотреть онлайн

Для перехода к следующему выпуску воспользуйтесь кнопками в плеере

Источник: ladakalina.club

Оцените статью
Добавить комментарий