Как освещаются проблемы современной молодежи на ТВ

Процесс социализации имеет большое значение в жизни каждого человека. Так как процесс социализации проходит через всю жизнь человека, начинаясь с раннего детства и, продолжаясь в пенсионном возрасте.
Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Введение
1. Понятие «Социализация»
2. Основные социальные институты
3. Процесс социализации молодежи
4. Телевидение как важнейший институт социализации
Заключение
Список используемой литературы

Содержимое работы — 1 файл

Список используемой литературы

Процесс социализации имеет большое значение в жизни каждого человека. Так как процесс социализации проходит через всю жизнь человека, начинаясь с раннего детства и, продолжаясь в пенсионном возрасте.

Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Почему молодёжь так инфантильна? Проблемы современной молодежи

Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества, обладающего всеми видами санкций формального и неформального характера.

В процессе социализации молодёжи, наиболее важными считаются такие социальные агенты как семья, школа, церковь, политические лидеры и организации, СМИ.

Среди всех перечисленных агентов социализации наиболее влиятельным является телевидение, что, бесспорно, признаётся молодёжью, и подтверждается предпринятыми за последние годы социологическими опросами и исследованиями в нескольких регионов России.

1. Понятия «Социализация»

Под социализацией имеют в виду то взаимодействие поколений, в результате которого от одного поколения к другому передается созданная и накопленная к этому времени культура. Культура понимается здесь широко, как совокупность тех достижений и обретений, которыми руководствовались предшествующие поколения для решения проблем, жизненно важных для существования человека.

Социализация — это тот путь, который проходит биологическое существо, чтобы стать зрелым членом общества. Социализация — это одно из основополагающих понятий в общественных науках, опирающееся на соотношение “индивид” и “общество” (X. Браун, 1976) (Н. Brown).

Социализация — это путь становления личности и одновременно гарантия непрерывности социума. Система символических привычек и действий, свойственных той или иной культуре, передается через социализацию от поколения к поколению.

Социализацией в широком смысле можно считать все то усвоенное, выученное и воспринятое, в результате чего индивид на разных этапах своей жизни может осуществлять ролевые ожидания, направленные на него. В этом смысле социализация продолжается в течение всей жизни; особенно важен период роста, из-за стремительности изменений.

Выпуск Учебных СМИ. Проблемы современной молодежи.

В узком смысле социализация — это процесс усвоения и присвоения, в результате которого человек получает и присваивает основополагающие ценности социума и нормы той культуры, в которой он живет.

Социализация является объектом исследования многих наук: психологии, социальной психологии, педагогики, социологии и антропологии.

Так, психология рассматривает процесс социализации на уровне индивида. Общество же, в которое человек, так сказать, социализируется, исследованию практически не подлежит. Одно из направлений психологии, основанное 3. Фрейдом, — психоанализ — особое внимание уделяет изучению эмоциональной жизни ребенка. Отношения между ребенком и родителями рассматриваются как важнейшее условие развития личности ребенка и в целом как центральный фактор социализации вообще, т. е. адаптации личности к социуму.

Социология рассматривает социализацию широко:

1. Проблемы социализации личности в конкретном обществе и возможные пути решения этих проблем.

2. Специфика групп и институтов общества, затронутых процессом социализации, будь то “институт брака” или любой коллектив: от детского сада до штата учреждения или завода.

3. Ценности, нормы и поведенческие привычки, передающиеся в процессе социализации от одного поколения к другому.

Антропология и, особенно, смежная с социологией наука — социальная антропология — изучают социализацию в своем аспекте, сравнивая социализацию людей в разной жизненной среде, опираясь на сопоставление и различие культур.

В сфере общественных наук особый интерес к процессу социализации проявляют функционалисты, т. е. приверженцы функционалистического направления. Они задаются вопросом: каким образом общество выживает, сохраняет свою цельность. По функционалистической теории социализации (напр.

Э. Дюркгейм и Т. Парсонс) общество выживает с помощью институционированных норм и тех общепризнанных ценностей, которые усваиваются как раз в процессе социализации (А. Рэнбю, 1986) (A. Ronnby). По той же теории, помехи социальной системы проистекают из отклоненного поведения индивидов, что свидетельствует о недостатках в цепи передачи норм социализации.

Общество, в котором социализация и социальный контроль не функциональны, проявляет признаки упадка и разрушения. С/щиальная адаптация индивида происходит только через социализацию. Иными словами — смысл социализации и есть социальная адаптация.

Самая ранняя социализация происходит, как правило, в сфере семьи и процессе воспитания, позже возрастает внешнее влияние. В процессе социализации индивид формирует собственное представление об обществе и усваивает поведенческие стереотипы, принятые в обществе для данной ситуации.

2. Основные социальные институты

Социальный институт — совокупность норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни.

Понятие «институт» было заимствовано социологией из юриспруденции, где его использовали для характеристики определенного комплекса юридических норм. Институтами в юридической науке считались, например, наследование, брак, собственность и т. д.

Социологи рассматривают институты как устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности. Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем. Институт семьи главное внимание уделяет воспроизведению, социализации и материальному обеспечению детей; экономические институты – производству и реализации товаров и услуг; политические институты – защите граждан друг от друга и от внешних врагов; религиозные институты – усилению социальной солидарности и согласия; институты образования – передаче культурного наследия из поколения в поколение. Разумеется, эта классификация слишком упрощена. Один институт может быть многофункциональным, в то время как несколько институтов могут участвовать в выполнении одной и той же функции.

Еще по теме:  Характеристики zenfone go TV

По типичному определению социологов, институт включает в себя как понятие культурных моделей (образцов), так и понятие социальной структуры.

Таким образом, институты являются, во-первых, более или менее стандартными решениями (культурными моделями), служащими для людей ориентиром при решении проблем общественной жизни и, во-вторых, относительно устойчивыми системами отношений, которые характеризуют людей при фактической реализации ими этих решений. В этом смысле совокупность культурных моделей (свод правил, ценностей и символов) устанавливает поведение, ожидаемое от нас как от конкретного лица (например, студента), по отношению к другим лицам (преподавателю, декану, ассистенту). Этот набор культурных моделей определяет место индивида в системе отношений. В таком случае понятие социального института означает, что мы объединены в рамках систем отношений (групп), в которых мы взаимодействуем друг с другом (играем роль) на основе взаимопонимания (культурных моделей), определяющего поведение, ожидаемое от нас как от данного типа людей (статуса).

Институционализация – процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.

Известный социолог Г. Ленски определил ряд ключевых социальных потребностей, которые порождают процессы институционализации: потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт); потребность в производстве продуктов и услуг; потребность в распределении благ (и привилегий); потребность в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия; потребность в поддержании системы неравенства (размещении общественных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев); потребность в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право, пенитенциарная система).

Современное общество характеризуется разрастанием и усложнением системы институтов. С одной стороны, одна и та же базовая потребность может порождать существование полдюжины специальных институтов, а с другой – каждый институциональный комплекс, например семья, реализует гамму базовых потребностей: и в коммуникации, и в производстве услуг, и в распределении благ, в индивидуальной и коллективной защите, в поддержании порядка и контроля (табл. 1).

Таблица 1. Социальные институты в индустриальных обществах

Источник: www.turboreferat.ru

Негативное влияние СМИ на молодежь

Задача СМИ в процессе убеждения — создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению. Благодаря своей биологической природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед подобными внушениями.

Одним из отрицательных воздействий является – пропаганда. Пропаганда за многие годы отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые действительно эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом. Одним из отрицательных воздействий на сознание молодежи является метод дезинформации.

Смысл в том, что в определенный момент СМИ «подается” информация, зачастую являющаяся откровенной ложью. Как правило, дезинформация подается из разных источников и западает в подсознание человека, используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда — цель дезинформации уже будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен. Но метод дезинформации является откровенно «грубым” и нечасто используется в современных СМИ, в отличие от влияния, связанного с ассоциациями.

Метод ассоциаций предполагает тщательный отбор и специальную компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет влиять на восприятие информации (мы — борцы за независимость, процветание России, они — оккупанты, поработители народа; за нами все прогрессивное человечество, простой народ, за ними — олигархи, бандиты, чиновники). Поскольку метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений.

Это в последствие ведет к формированию стереотипов. Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации. Процесс восприятия — это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому СМИ стандартизируют сообщение, т.е. особым образом «подводят” информацию под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа.

Стереотипы формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности, например, в сознании жителей нашей страны сохранилась как стереотип «философия надежды”, ориентация на идеальные образцы, у молодежи зачастую благодаря подаче СМИ складывается мнение о невозможности влияния на свое будущее, незаинтересованности властей в будущих кадрах и др. Таким образом, большинство исследователей показывают тесную связь стереотипов с гигантским влиянием СМИ, формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее поступки «героев”, созданных прессой, радио или телевидением. СМИ приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании — повторение.

Еще по теме:  Алые паруса во сколько начало по ТВ

Велико значение влияния СМИ не только на социальную позицию современной молодежи, но и на ее психическое состояние. Молодые люди отдают много сил учебе, работе поэтому, придя домой, он, несомненно, стремится расслабиться и отдохнуть. Следует упомянуть, в каком психическом состоянии человек усаживается перед телевизором, компьютер или за газету или журнал.

Зафиксировано, что наибольшую долю преступлений составляют те, которые были совершены в домашних условиях. Различные ссоры, стрессы, неудовлетворенность жизнью, приводят к подавленности, истерии. Возбужденный человек, оказываясь в домашних условиях, выплескивает свою злобу на ближних, в то время как под воздействием телевизора, радио и др.факторов, резко приходит в торможение, т.е. в состояние повышенной внушаемости.

За последнее десятилетие накапливаются данные, свидетельствующие о все более деструктивном влиянии многих средств массовой информации (СМИ) на психическое здоровье населения. Это вызывает тревогу и озабоченность медицинской общественности и широких кругов общества.

Аналитическим центром института социально-политических исследований РАН было установлено, что такие информационные телепрограммы как «Новости», «Вести», «Сегодня» вызывают у телезрителей чувство тревоги в 60 %, чувство страха — в 49 %, разочарования в 45 %. На основании социологических опросов был сделан вывод о том, что деятельность СМИ в российском обществе приобрела не только дисфункциональный, но и зачастую деструктивный характер. В специальном докладе Уполномоченного по правам человека в РФ «О соблюдении прав граждан, страдающих психическими расстройствами» указывалось на то, что «в нарушение законодательства не обеспечивается информационно-психологическая безопасность населения.

В средствах массовой информации продолжается скрытая пропаганда жестокости и насилия», что подтверждается рядом социологов. Телевидение стало генератором насилия. Оно не только отражает реальную действительность, но и формирует ее. Ярким примером этого был погром на Манежной площади в Москве, устроенный собравшейся перед большим телеэкраном молодежью во время трансляции футбольного матча чемпионата мира. Погрому предшествовал показ сцены агрессии на том же телеэкране.

Барденштейн Л.М. и Можгинский Ю.Б. высказали твердое мнение о том, что одним из важнейших социальных звеньев формирования агрессии у детей и подростков является влияние средств массовой информации. Они приводят данные американских исследователей, свидетельствующие о достоверной связи между выраженной детской жестокостью и агрессивностью, с одной стороны, и количеством увиденных на телеэкране эпизодов насилия.

На телеэкранах российского телевидения почти ежедневно освещаются в подробностях «кладбищенские», по выражению «Московского комсомольца», новости, траурные события, катастрофы, убийства, несчастные случаи, жертвы, их плачущие родственники. Зрелище смерти регулярно вводится почти в каждую квартиру, каждую семью. В силу психологического механизма сопереживания, эмпатии, эмоционального резонанса подобное зрелище вызывает у многих телезрителей чувство сострадания, снижение настроения, тревогу за своих близких, которые могут оказаться в кризисных или чрезвычайных ситуациях. Отрицательные эмоции, возникающие при просмотре указанных телепередач, в результате их накопления и суммации могут приводить к подрыву психического здоровья, повышению уровня тревожности, нарушениям сна, развитию предневротических и невротических расстройств. Таким образом телевидение и другие СМИ становятся источником и средством доставки в сознание людей разнообразных социально-стрессовых воздействий, многократно тиражируемых, что способствует развитию массовых социально-стрессовых расстройств в форме разнообразных невротических, депрессивных, тревожных, соматоформных, психосоматических расстройств.

Источник: studopedia.ru

Особенности освещения спортивных событий средствами массовой информации

Средства массовой информации были и остаются надежными помощниками физической культуры и спорта, помогая раскрывать их социальную значимость в жизни общества, показывать высокие физические возможности людей, внедрять опыт оздоровительной работы в массах. Особо отметим роль спортивной журналистики как средства воспитания патриотизма. Высокие достижения российских спортсменов на международных аренах вызывают массовый энтузиазм, единство самых разных социальных кругов, гордость за свою страну, стремление подражать спортивным героям. «Одна из традиций отечественной журналистики – воспитание молодежи на примере ведущих атлетов, ведь спорт высоких достижений будоражит, рождает мечты, зовет к подражанию». Немаловажное значение имеет спортивное зрелище, как форма отдыха, снятия напряжения. Азарт – естественное психологическое состояние человека и выплеск эмоций в ходе спортивных соревнований представляется более органичной формой, чем агрессия (мы, естественно, исключаем хулиганские действия футбольных болельщиков, которые имеют место во всем мире).

В России так же, как и в других странах мира, широко развита физкультурно-спортивная печать – газеты, журналы, бюллетени и другие периодические издания, основной задачей которых является пропаганда физической культуры и спорта. «В наши дни физкультурно-спортивная печать – элемент системы воспитания, сочетающий популяризацию массового физкультурного движения и спорта с освещением организационно – методических и научно-теоретических вопросов их развития».

Во всем мире издается большое число периодических газет и журналов, посвященных как спортивным событиям в целом, так и отдельным видам спорта. Например, в журнале «Спортивная жизнь России» освещаются вопросы социально-общественной роли физической культуры и спорта, опыт организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы на предприятиях, учреждениях, учебных заведениях и т.д., публикуются очерки о спортивных коллективах, выдающихся спортсменах и тренерах т т.п.

Новости о спортивных событиях в нашей стране и за рубежом публикуются в газете «Спорт – Экспресс». На статьи в «Спорт-Экспресс нередко ссылаются новостные порталы сетей Интернет. Имеются региональные спортивные издания: «Спортивная Москва», «Спортивная неделя Петербурга».

Спортивные события освещаются в новостных изданиях, как ежедневных («Смена, Вечерний Петербург», «Невское время»), так и в еженедельных («Час пик»). Обычно региональные новостные издания особенно подробно рассказывают о спортивных успехах земляков, а также пишут о событиях федерального уровня. Так, все новостные СМИ широко освещают массовые старты «Лыжня России».

Еще по теме:  2560x1600 что за разрешение

Существуют спортивные издания, посвященные отдельным видам спорта. Например, техническим водным видам: парусному и водно-моторному посвящены два петербургских журнала: «Катера и яхты» и «Капитан».

В современном обществе все большее предпочтение аудитория отдает электронным СМИ. К электронным средствам массовой информации относятся радио, телевидение, и, становящийся все более доступным и популярным Интернет. Важнейшим достоинством электронных СМИ является мобильность. Если газета может сообщить новость лишь спустя пол суток – сутки, то электронные СМИ имеют возможность передавать репортажи непосредственно с места событий, а их новости отстают от происшедших событий редко более чем на три часа.

При освещении спортивных событий электронные СМИ играют огромную роль. Так, практически каждый час, а в ряде эфиров – каждые полчаса (радиостанция «Маяк») в новостях транслируются известия о тех состязаниях, которые считаются наиболее интересными для аудитории. В эфирах осуществляются прямые трансляции о проведении соревнований, а также транслируются видео и реже – аудио записи репортажей.

Освещаются не только соревнования и особо – их итоги. Победители крупнейших состязаний: олимпийские чемпионы, чемпионы мира и Европы, просто популярные спортсмены становятся гостями в эфире: у них берут интервью, о них рассказывают, их имидж используется в рекламных роликах. Нередко популярные спортсмены выбирают своей профессией спортивную журналистику и становятся корреспондентами, телеведущими, комментаторами. Уместно вспомнить, что лучшими футбольными комментаторами были известные вратари В. Набутов и В. Маслаченко. К комментариям состязаний по биатлону привлекают известных в прошлом стреляющих лыжников, а также тех действующих спортсменов, которые по каким-то причинам не участвуют в проводимых соревнованиях.

Если кратко подвести итог, чем привлекательны спортивные публикации и спортивные программы и почему спортивная журналистика столь востребована, необходимо указать следующее:

1. Спорт непредсказуем. Он всегда содержит интригу, неожиданность. Нередки случаи, когда аутсайдер побеждает лидера.

2. Спортивная борьба – борьба не только с соперником, но и с природой (альпинизм, парусный спорт), с техникой (автоспорт, авиамодельный спорт). Здесь все зависит и от волевой подготовки, и от умения, и от тренированности.

3. Спорт патриотичен. Он вызывает стремление болеть за любимую команду. За любимого спортсмена, за любимый автомобиль. Сопричастность к событиям на спортивной арене вызывает желание узнать не только о том, кто победил, но и как завоевана победа.

4. Спорт – эстетичное зрелище. В большинстве видов спорта занятия требуют атлетизма, а именно атлетичные люди с древних времен выступают как эталон красоты. Красивы движения бегунов, лыжников, акробатов и гимнастов. Фигурное катанье – сочетание хореографии и спортивного мастерства.

Особо привлекательны красивые сильные люди гармонирующие с суровой природой: скалистыми или покрытыми льдом горами, с высокой морской волной. Особо красочны парусной яхты, летящие по морю сквозь пену брызг.

5. Спорт вызывает стремление подражать победителям, участвовать в состязаниях и тренировках, добиваться пусть малых, но побед. Таким образом, спортивные передачи играют социальную роль, подвигая людей к занятиям физической культурой и спорта. отвлекая от вредных привычек.

6. Спортивные зрелища – хороший способ снятия психологического напряжения, важная форма отдыха. Эта форма досуга распространена была во все времена и, вероятно, специфична для человечества. В то же время спортивные зрелища способны не только снять напряжение, но и вызвать агрессивные инстинкты и сплотить социальные группы. Этим можно умело манипулировать в ходе политических акций.

7. Спорт – это бизнес. Спорт высоких достижений привлекает огромное число зрителей, поэтому умелая организация крупных соревнований оказывается рентабельной. В последнее время основным источником дохода от проведения соревнований стала не оплата билетов посетителями, а доходы от телевизионных компаний, освещающих состязания, от рекламных агентств, использующих крупные зрелищные мероприятия для продвижения товаров, услуг, имиджа фирм. Для формирования репутации компаний широко используется спонсорство.

Как мы видим, спорт играет важную соль в социально-экономической жизни общества. С этим обстоятельством связаны два взаимно дополняющих друг друга явления в журналистике. С одной стороны спорт как социально- экономическое явление привлекает журналистов, которые уделяют его освещению значительное внимание, место в бумажных изданиях, в эфире и сетях Интернет. С другой такое широкое освещение служит еще большей популяризации спорта, спортсменов, спортивных мероприятий и физкультуры.

Теоретические подходы и концепции, лежащих в основе современных коммуникационных технологий, активно развивались и усложнялись на протяжении XX века в рамках теории информации и понимания моделей социальной коммуникации в современном обществе.

Если представить процесс коммуникации СМИ с потребителем в терминах и понятиях теории информации, то он будет выглядеть следующим образом. В каждом процессе PR действует некий субъект или источник информации. Объектом воздействия служит общественность (аудитория). PR всегда реализуется с помощью информации (информационного послания), поступающей по определенным каналам.

Весь процесс протекает на фоне конкретной обстановки, а реакция общественности изучается с помощью обратной связи. При этом, как правило, есть необходимость в преодолении различных помех («шумов»), которые мешают нормальному протеканию процесса.

Наиболее значимым средством массовой информации сегодня является телевидение. Оно и наиболее активно в освещении спортивных событий.

Информация о работе «Особенности тематических спортивных программ в и их место в российском телевидении»

Источник: kazedu.com

Оцените статью
Добавить комментарий