В СССР под запретом были многие западные фильмы, потому что «не соответствовали моральному облику советского гражданина». Но оказывается, что и кинокартины, снятые советскими режиссёрами, часто запрещали к показу.
Редакция VOICE
Смотрим, кого забанили на большом советском экране и за что.
«Закон жизни»
Режиссёры Александр Столпер и Борис Иванов, 1940 год
Эта картина шла на экранах всего несколько дней и была снята с проката после разгромной рецензии в газете «Правда». По сюжету выпускники мединститута устраивают прощальный вечер, на который приходит секретарь обкома комсомола Огнерубов. Он превращает приличный вечер в пьянку, откровенно агитирует за свободную любовь и очаровывает девушку, в которую влюблен главный герой.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В неподписанной рецензии «Фальшивый фильм» автор писал: «На пьянку и разложение подбивает студенческую молодежь руководящий комсомольский работник Огнерубов — циник, внутренне гнилой человек, враг, разлагающий молодежь, через быт пытающийся внушить ей вражеские идеи. Авторы фильма дают полный простор своему герою Огнерубову, проповедующему беспорядочную любовь и разврат. По фильму выходит, что эта вражеская проповедь Огнерубова безотказно находит доступ к сердцам и умам студентов, завтрашних врачей, и «принципы» Огнерубова реализуются тут же, в аудитории, в пьяной оргии».
15 ОТЛИЧНЫХ ФИЛЬМОВ КОТОРЫЕ ВЫ ПРОПУСТИЛИ. ТОП ТРЕЙЛЕРЫ! НОВЫЕ ФИЛЬМЫ КОТОРЫЕ УЖЕ ВЫШЛИ НОВИНКИ КИНО
Итог — отрицательные герои фильма оказались куда обаятельнее положительных, и картину срочно запретили. Виновным в этом назначили автора сценария Александра Авдеенко. Его выселили из дома, где он проживал с семьей, и исключили из Союза писателей и партии.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Иван Грозный»
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Режиссёр Сергей Эйзенштейн, 1945 год
Сейчас в это трудно поверить, но последний фильм великого режиссёра Сергея Эйзенштейна, снятый по сценарию, утвержденному лично Сталиным, был запрещен к показу после проката. Идею создания фильма о первом в истории России царе высказал сам Иосиф Сталин и попросил найти лучшего режиссера. Съемки с самого начала проходили с трудом: например, в них активно вмешивался председатель Комитета по делам кинематографии Иван Большаков. Он требовал, чтобы премьера фильма состоялась как можно быстрее и предлагал режиссеру отдать часть работы ассистентам, чтобы съемки не прерывались ни на день. При этом еду на съемочной площадке приходилось смазывать керосином, чтобы ее не съели: фильм снимался в годы Великой Отечественной, и вся съемочная группа голодала.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Тем не менее первая серия была выпущена в прокат в январе 1945 года и одобрена лично Сталиным. Режиссер и съемочная группа получили Сталинскую премию I степени. Однако вторую серию фильма глава Советского Союза не одобрил. Исследователи считают, что Сталин увидел в ней нелестные параллели с его собственным правлением. Фильм был запрещен, а первая серия немедленно снята с проката. В сентябре 1946 года Центральный Комитет ВКП(б) объяснил причины запрета кинокартины так:
Фильмы 2023 года, которые нельзя пропустить.
Режиссёр С. Эйзенштейн во второй серии фильма «Иван Грозный» обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов наподобие американского ку-клукс-клана, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером, — слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Сергей Эйзенштейн добился личной аудиенции у Сталина и после долгой беседы получил разрешение переснять картину. Однако закончить фильм режиссер не успел: он скончался в 1948 году от сердечного приступа. Картина вышла на экраны 10 лет спустя, в 1958-м, уже после смерти Сталина.
«Комиссар»
Режиссёр Александр Аскольдов, 1967 год
Александр Аскольдов должен был снять патриотичную картину о годах и событиях Гражданской. Главной героиней стала комиссар Красной армии Клавдия Вавилова (Нонна Мордюкова) — суровая женщина, привыкшая к тяготам военной жизни и утратившая все женское, что было в ней раньше, поэтому неожиданная беременность приводит Клавдию в ужас: ей приходится покинуть гарнизон и поселиться в многодетной семье бедного еврея Ефима Магазанника (Ролан Быков). И поначалу она там незваный гость и лишний рот, но только до тех пор, пока хозяйка дома не узнает о ее беременности.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Аскольдову поручили снять духоподъемное патриотическое кино, но вместо этого режиссер показал пронзительную человеческую драму. В фильме нет ничего ни о политике партии, ни о подвигах Красной армии, зато есть история об общечеловеческих ценностях: любви, семье, детях.
Это был первый и последний художественный фильм, снятый Александром Аскольдовым.
Картину не показали ни одному зрителю, а режиссёра уволили со штампом в трудовой книжке «профессионально непригоден», исключили из партии и лишили возможности работать по профессии. Все копии фильма приказали уничтожить. Однако режиссер Сергей Герасимов, которому и было поручено это сделать, не подчинился приказу. После его смерти в 1985 году в личном сейфе режиссера обнаружили всего две вещи: партбилет и единственный сохранившийся негатив фильма «Комиссар». Премьера фильма состоялась 8 июля 1987 года.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Интервенция»
Режиссёр Геннадий Полока, 1968 год
После громкого успеха «Республики ШКИД» режиссёру Геннадию Полоке было поручено снять фильм по пьесе Льва Славина «Интервенция». Спектакль о большевиках-подпольщиках к тому времени уже год с неизменным аншлагом шел на сцене Московского Театра сатиры, так что картине предрекали оглушительный успех.
К тому же актерский состав фильма был поистине звездным: Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Ольга Аросева, Ефим Копелян, Валентин Гафт, Сергей Юрский. Однако фильм был запрещен за то, что якобы показывал большевиков в неуважительном комичном виде. Съемочная группа написала письмо на имя Брежнева, однако ответа не последовало. Фильм был выпущен на экраны только в 1987 году.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Урок литературы»
Режиссёр Алексей Коренев, 1968 год
Фильм снят по мотивам рассказа Виктории Токаревой «День без вранья». По сюжету молодой учитель литературы не любит свою работу и чувствует, что должен что-то изменить в жизни. Однажды он решает говорить только правду, но это приводит к неожиданным последствиям: коллеги его не понимают, а невеста уходит. Первоначально фильм назывался так же, как и литературный источник: «День без вранья», но по требованию цензуры был изменен. По воспоминаниям Георгия Данелии, который помогал дорабатывать сценарий, название картины показалось цензорам двусмысленным: «Что значит «День без вранья»? А в остальное время что, советская власть врет?»
Но и после смены названия фильм не увидел свет. Поведение главного героя сочли идеологически неверным и недостойным советского гражданина.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Скворец и Лира»
Режиссёр Григорий Александров, 1974 год
Самый известный запрещенный в СССР фильм — «Скворец и Лира», истинную причину запрета которого никто и не знает. По одной версии, двухсерийная военная драма про супругов-разведчиков так и не вышла в кино из-за разгоревшегося в апреле 1974 года шпионского скандала с арестом в Западном Берлине разведчика КГБ Гюнтера Гийома.
По другой версии фильм запретила сама Любовь Орлова, увидев себя на экране. Самой знаменитой и титулованной советской актрисе к тому времени уже был 71 год, а играла она тридцатилетнюю женщину. Ее экранный партнер Петр Вельяминов, муж героини Орловой по фильму, был моложе актрисы на 24 года. Съемочная группа шла на различные ухищрения, чтобы скрыть возраст актрисы (например, она ни разу не появилась в кадре без перчаток, скрывающих немолодую кожу рук, а в сценах, где показать руки было необходимо, Орлову заменяла дублерша). Дмитрий Щеглов, написавший биографическую книгу об актрисе «Любовь и маска», так описывает эпизоды этой киноленты:
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Был эпизод в сцене с Петром Вельяминовым, где она стоит в подвенечном платье, в фате. Это было странное и страшное зрелище. У нее заметно тряслась голова в кадре. Она была озабочена лишь тем, как и на сколько лет выглядит. О ее руках уже достаточно было сказано.
Не помогал ни тщательно выверенный свет, ни особые ракурсы. Работа сводилась к постановкам «мизансцены ресниц». Настоящая тема картины — отчаянная борьба Орловой со временем. Это был фильм, где двое людей — постановщик и главная исполнительница — в равной степени не чувствовали, не видели, не знали своего возраста.
По студии ходили весёлые байки, чем-то похожие на анекдоты, которые в то время травили об анемичных старцах из политбюро. «Скворец и лира» быстро переименовали в «Склероз и климакс». Любочку, впрочем, старались щадить».
Источник: www.novochag.ru
10 запрещённых комедийных фильмов
Смех – лучшее лекарство, но юмор повсюду воспринимают неодинаково. То, над чем смеются в одной стране, могут расценить как оскорбление или правонарушение в другой. К примеру, комедийный боевик «Интервью» режиссёров Эвана Голдберга и Сета Рогена чуть было не развязал войну.
Давайте взглянем на десяток свежих комедийных фильмов, которые по разным причинам оказались под запретом в различных частях земного шара.
Интервью / Interview
Джеймс Франко в роли Дэвида Скайларка, подосланного ЦРУ, чтобы убить Ким Чен Ына.
Комедия «Интервью» вызвала международный кризис. Даже Обаму втянули. Как так? Очень просто. В фильме Сета Рогена лидера Северной Кореи Ким Чен Ына выставили посмешищем.
В ответ самая закрытая азиатская страна пригрозила, что применит свой ядерный арсенал. Само собой разумеется, «Интервью» никогда не покажут в кинотеатрах Пхеньяна.
Зак и Мири снимают порно / Zack and Miri Make a Porno
Романтическую комедию Кевина Смита сочли слишком спорной для аудитории Юты.
Снова Сет Роген! В 2008 году канадский комик снялся в фильме Кевина Смита «Зак и Мири снимают порно». В штате Юта сеть кинотеатров Megaplex Theatres отказалась показывать эту романтическую комедию по причине того, что она «слишком грязная для местной консервативной и набожной аудитории». Ещё это кино вошло в список фильмов, запрещённых к распространению в Белоруссии.
Борат: культурные исследования Америки в пользу славного государства Казахстан / Borat: Cultural Learnings of America for Make Benefit Glorious Nation of Kazakhstan
Борат Сагдиев в купальнике мэнкини с сексуальными девушками.
Персонаж, которого сыграл Саша Барон Коэн в фильме «Борат» в 2006 году, вызвал самую неодобрительную реакцию в Казахстане.
«Борат» стал первым непорнографическим фильмом, показ которого запретили в России. Его назвали «унижающим некоторые национальности и религии». От проката этого кино отказались и в ведомстве по культуре Украины. Также показ запретили в Беларуси, Иордании, Кувейте, Бахрейне, Омане, Катаре и Казахстане.
Не шутите с Зоханом / You Don’t Mess with the Zohan
Джон Туртурро в роли палестинского террориста в комедии Адама Сэндлера.
«Не шутите с Зоханом» – кинокомедия о Зохане Двире, израильском спецназовце из службы Моссада, в роли которого снялся режиссёр фильма Адам Сэндлер. Главный герой, инсценировав собственную смерть, отправляется в Нью-Йорк и начинает работать парикмахером.
В комедии есть сцена, где евреи и палестинцы объединяются. Её считают политически неоднозначной. Большой успех фильм имел в Израиле, но был запрещён в Египте, Иране, Ливане и ещё в некоторых арабских странах.
Симпсоны в кино / The Simpsons Movie
Полнометражный анимационный фильм «Симпсоны в кино» не смогли посмотреть жители Бирмы. Цензоры в этом государстве не пустили в прокат анимацию с самой известной в мире мультяшной семейкой из-за жёлтого цвета кожи персонажей. Серьёзно.
Секс в большом городе 2 / Sex and the City 2
«Секс в большом городе 2» снимали в Абу-Даби, но в Объединённых Арабских Эмиратах фильм никогда не покажут.
По сюжету фильма «Секс в большом городе 2» четыре приятельницы отправляются в овеянный романтикой город Абу-Даби, где поведение героини Саманты выходит за рамки «приличия». Национальный совет медиа Объединённых Арабских Эмиратов деликатно заключил, что фильм не вписывается в «культурные ценности» страны.
Район № 9 / District 9
Нигерийцев не на шутку расстроил научно-фантастический фильм режиссёра Нила Бломкампа «Район № 9». Жителей африканской страны представили бандитами и каннибалами, поедающими инопланетян с целью перенять их способности к использованию внеземных технологий. Кто бы ни огорчился? Министр информации в Нигерии потребовала от кинокомпании, ответственной за создание фильма, извинений перед её соотечественниками. И, конечно, в прокат «Район № 9» не пустили.
Миллион способов потерять голову / A Million Ways to Die in the West
Сет Макфарлейн играет трусливого фермера, который скрывается среди своих овец от бандитов.
Сет Макфарлейн выступил режиссёром, сопродюсером, одним из сценаристов и исполнителем главной роли в комедийном вестерне «Миллион способов потерять голову». Не повезло малазийцам. В их стране фильм назвали сомнительным и не пустили в прокат. Сериал «Гриффины» в Малайзии также восприняли неодобрительно.
Домашнее видео: Только для взрослых / Sex Tape
Камерон Диас и Джейсон Сигел в фильме Джейка Кэздана, который больше продвигает продукцию Apple, чем рассказывают историю.
Без Ладена / Tere Bin Laden
Болливудская кинокартина, запрещённая в Пакистане, за то, что объектом шуток стал Усама бен Ладен.
Болливуд произвёл эту сатирическую комедию в 2010 году, но пакистанские власти не захотели видеть её в прокате. «Без Ладена» – это история о человеке, в котором предприимчивый репортёр разглядел сходство с самым разыскиваемым «террористом» в мире.
Источник: cameralabs.org
Артхаус вместо «Аватара»: как работает теневой нелицензионный кинопрокат в России
В начале февраля стало известно, что комитет Совета Федерации по экономической политике разрабатывает законопроект, который предлагает ввести мораторий на административное наказание для кинотеатров за демонстрацию зарубежного кино без прокатного удостоверения. Проще говоря, в России могут на законодательном уровне закрепить практику серого импорта, разрешив показывать фильмы без разрешения правообладателя. Forbes Life разбирается, как эта система работает сейчас и к каким последствиям это приведет
Спасение утопающих
Уход голливудских мейджоров с российского рынка в марте 2022 года стал значительной проблемой для кинотеатров — в годы до пандемии иностранные фильмы обеспечивали до 75% выручки прокатчиков. На экраны не вышли многие крупные новинки, которые должны были привлечь зрителей, — например, Paramount отменили прокат картины «Топ Ган: Мэверик», а Disney — премьеру фильма «Доктор Стрэндж 2: В мультивселенной безумия». В итоге доля российских фильмов в сборах впервые превысила 50%, но в абсолютных цифрах год оказался провальным — сборы упали вдвое, составив $21,3 млрд против $42,8 млрд в 2021-м.
В поисках выхода из кризиса кинопрокатчики прибегали к разным мерам. Некоторые кинотеатры продлили прокат фильмов, которые вышли на экраны до введения санкций. Крупные комплексы закрыли часть кинозалов, отменив показы в традиционно менее загруженное время — по утрам и в будни. Киноаналитик Сергей Бондарев, ссылаясь на анонимный источник в индустрии, в разговоре с Forbes Life отметил, что в некоторых киносетях перешли на график работы с пятницы по воскресенье и сократили рабочие часы персонала, чтобы снизить расходы. Привлекать зрителей старались и при помощи ретрорелизов — например, дилогия Алексея Балабанова «Брат» и «Брат 2» собрала 112 млн рублей в повторном прокате, приуроченном к 25-летию первой картины.
Материал по теме
Итоги года показали, что ни один из этих способов не оказался достаточно эффективным. В настоящее время российская индустрия и немногочисленные зарубежные релизы не способны полностью закрыть зрительский спрос. Это отмечают многие эксперты, среди которых глава Ассоциации владельцев кинотеатров Алексей Воронков. В разговоре с «Кинопоиском» он отметил, что успех «Чебурашки» (фильм стал самым кассовым релизом в истории российского кино, собрав более $75 миллионов) не гарантирует спасение кинотеатров. «Таких фильмов должно быть десять в год, для того чтобы кинотеатры смогли зарабатывать только на российском кинопрокате», — объяснил Алексей. Заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин еще в начале января опубликовал пост в телеграм-канале, где назвал рекордные сборы «Чебурашки» «символическим моментом для индустрии проката — но не ее спасением».
Директор Московской школы кино Мария Ситковская смотрит на ситуацию более оптимистично. В разговоре с Forbes Life она отметила, что в мире есть примеры стран, в которых национальный кинематограф играет ключевую роль (Франция, Италия, Китай), однако прогнозировать, как быстро сможет перестроиться российская индустрия, пока невозможно. Председатель Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов предположил, что замещение ушедших с экранов голливудских блокбастеров российскими будет возможно не раньше 2024 года. А первый замглавы экономического комитета Совфеда Алексей Синицын занял однозначную позицию: «Отечественная киноиндустрия сегодня не в состоянии предложить такое количество и такую частоту обновления картин для показа».
Серая зона
С осознанием того, что кинопрокат в России ждет если не катастрофа, то тяжелейший кризис, возникла дискуссия о параллельном импорте фильмов (он же теневой прокат, он же, по сути, пиратство — распространение фильмов без разрешения правообладателя).
В июне прошлого года, на фоне ухода большого числа зарубежных компаний с российского рынка, был принят закон о параллельном импорте ряда товаров. При разработке законопроекта в числе прочего обсуждалась и возможность внести в перечень товаров фильмы. В ноябре Минпромторг даже включил в обновленный список продукцию Marvel, Disney, Pixar и DC Comics — правда, это коснулось только мерча компаний. В Минпромторге заявили, что к фильмам нельзя применить законы параллельного импорта, так как аудиовизуальные произведения не являются товарами по номенклатуре ЕАЭС, и решение о дистрибуции без разрешения правообладателя лежит в ведении Минкульта. Так что пока показ фильмов, не получивших прокатное удостоверение и лицензию правообладателя, по-прежнему незаконен.
В начале марта довольно беспрецедентная ситуация сложилась с «Бэтменом» Мэтта Ривза, премьеру которого Warner Bros. в одностороннем порядке отменили за день до назначенной даты. Дело в том, что на тот момент ряд кинотеатров (порядка трети от общего числа) уже заключили лицензионное соглашение и имели на руках DCP (Digital Cinema Package, или «цифровой кинопакет»), поэтому имели законное основание показывать фильм, несмотря на заявление Warner Bros.
Сложность могла возникнуть при расчете с правообладателями, поэтому премьеру отложили. А 27 мая в силу вступил указ президента, позволивший расплачиваться в рублях через специальный рублевый счет типа «О». Спустя пару недель «Бэтмен» действительно вышел в прокат в некоторых кинотеатрах. При этом член совета Ассоциации владельцев кинотеатров Сергей Пирожков подчеркивал, что это единовременная акция, возможная исключительно с «Бэтменом».
Материал по теме
Вообще АВК последовательно выступала против проката фильмов без лицензии. В апреле ассоциация выразила официальную позицию: «Незаконная публичная демонстрация пиратских, а точнее и правильнее — ворованных копий фильмов в кинотеатрах выводит российский бизнес кинотеатров из правового поля и возвращает нас в темные времена нелегального бизнеса 90-х годов прошлого столетия. Мы осуждаем практику незаконной демонстрации фильмов в российских кинотеатрах и призываем все профессиональное киносообщество к недопущению подобной практики».
Схожую позицию разделяют и многие деятели киноиндустрии. «Воровать — плохо, объективно. Поддерживать нелегальный контент — плохо на общечеловеческом уровне. В моменте это решает краткосрочные задачи кинопоказа, но вдолгую приучает людей платить за нелегальный контент. Возникает вопрос: если завтра выйдет в прокат большой российский проект и появится его копия, понесут ли люди деньги в кинотеатры? Или предпочтут посмотреть «экранку», — считает Мария Ситковская.
При этом теневой прокат в России все-таки случился. Самой популярной схемой стало «предсеансовое обслуживание». В рамках него кинотеатры показывают короткометражные фильмы отечественного производства, а перед началом включают копии зарубежных картин — так под видом промоматериала показывается весь фильм целиком. Так прошла неофициальная премьера «Аватара 2», собравшего, по оценкам «Бюллетеня кинопрокатчика», около 667 млн рублей.
В январе 2023 года редакция «Бюллетеня» опубликовала заявление о том, что в течение 2022 года озвучивала «сборы короткометражных фильмов, выпущенных без участия прокатчиков», но при этом никогда не делала акцент, что «цифры их сборов не имеют никакого отношения к названным произведениям. эти короткие метры кинотеатры показывают в рамках так называемого предсеансового обслуживания». Но с 12 января года «Бюллетень кинопрокатчика» решил изменить систему подсчета, потому что «стало понятно, что дальше игнорировать наличие теневого проката голливудских фильмов в стране невозможно. БК всегда был про точность и однозначность формулировок — цифры должны говорить сами за себя». Редакция приняла решение суммировать сборы коротких метров и «в своих материалах обозначать эту сумму как кассу фильма «Аватар: путь воды».
Посчитать точную сумму сборов затруднительно — в каких-то кинотеатрах билеты на блокбастер Джеймса Кэмерона продавались под видом билетов на короткометражные фильмы, например «Комментатор», «Три добрых дела», «Вижу» и «Быстрые свидания». Где-то кинотеатры якобы сдавали залы в аренду под проведение частных показов. А в отдельных местах билеты на «Аватар 2» и вовсе продаются открыто.
Источник: www.forbes.ru