Аудио войны: цифровой кабель (S / PDIF) против HDMI против аналогового
Поговорка «классика никогда не умирает» мало применима к электронным кабелям. Конечно, золотые предметы старины, такие как кабель Figure 8 и Kettle Lead, остаются навсегда, но с кабелями, обновление которых дает значительное повышение качества или скорости, например, значительно улучшаются видео и USB-кабели, дела идут быстрее.
Этого не происходит с аудиокабелями, старыми форматами, которые выглядят как 3.5 мм и оптический звук Он появляется даже в современных устройствах. Но с учетом возможных вариантов, следует ли мне использовать один из этих аудиоформатов или новейшие форматы HDMI? Здесь мы объясним все форматы, чтобы вы могли принять обоснованное решение.
Аннотация для аналогового (3.5 мм / доп.)
Преобразователь цифрового аудио сигнала в аналоговый с aliexpress
Возможно, это самый распространенный формат аудиокабелей, используемый по сей день, вы найдете аналоговые кабели во всем, от компьютерных динамиков, подключенных через лимонно-зеленый 3.5-миллиметровый ключ, до наушников, подключенных к смартфонам.
Аудиосигналы в аналоговых кабелях передаются по электричеству и ограничиваются передачей двухканального стереозвука. Если у вас есть три кабеля 3.5 мм, связанных вместе, вы можете имитировать объемный звук 5.1 с помощью так называемого «6-канального стерео», но это будет намного меньше, чем то, что вы можете сделать с помощью цифрового кабеля.
Теоретически аналоговые аудиокабели также подвержены радио- и электрическим помехам только при нажатии и вытягивании, хотя, если у вас есть интеллектуальная настройка кабеля, это не должно быть проблемой.
Цифровая аудио иллюстрация (оптический / коаксиальный)
Лучший способ описать визуальный звук (который использует S / PDIF интерфейс для передачи данных) заключается в том, что он передает аудиосигнал в цифровом виде по оптоволоконным кабелям, используя свет в пластиковой или стеклянной трубке для передачи сигнала, а не по медным проводам.
Технически сравнение этих кабелей с аналоговыми кабелями похоже на сравнение кабелей HDMI (цифровых) с видеокабелями VGA (аналоговыми).
Основным преимуществом цифровых аудиокабелей является объемный звук 5.1 и поддержка установленных Dolby форматов, таких как Dolby True Surround и Dolby Digital. Например, если ваши динамики поддерживают Dolby True Surround, но у вас нет выделенной звуковой карты на вашем компьютере, оптический кабель по существу передает аудиокодек на ваш ресивер, позволяя вам, например, получить объемный звук 5.1, который вы просто не можете попасть на свой компьютер.
ЦАП или как вывести звук с Smart TV на музыкальный центр | ALIEXPRESS
Между тем, менее распространенные коаксиальные кабели используют устаревшие концы RCA, но при этом передают цифровой сигнал. Вы с большей вероятностью будете использовать его с AV-устройствами, чем с ПК, и он поддерживает полосу пропускания звука до 192 кГц, а не 96 кГц в оптических кабелях (хотя часто возникает вопрос, обеспечивает ли это уже звуковые акустические преимущества на более низких частотах).
Иллюстрация HDMI
Наконец, мы подошли к лучшему из лучших — Кабель HDMI. Хотя вы, вероятно, связываете его с HD-видео больше, чем со звуком, это лучший выбор для аудио. Он поддерживает новейшие аудиоформаты Dolby, такие как Dolby TrueHD и DTS HD Master Audio, которые широко используются в Blu-Rays.
Он также поддерживает Dolby Digital Plus и Dolby Atmos (недавно добавленный в Netflix) и имеет самую высокую пропускную способность среди всех существующих кабелей. Это то, что позволяет кабелям HDMI передавать объемный звук 7.1 вместо 5.1 на оптических кабелях.
HDMI передает звук в цифровом виде, и в лучшем случае он может делать это без сжатия на частоте до 192 кГц. Там, где цифровые кабели могут передавать только два канала несжатого звука PCM, HDMI 1.4 может передавать восемь каналов, а HDMI 2.0 поддерживает 32 канала. Ух!
Еще одна вещь, на которую стоит обратить внимание, — это HDMI ARC. Часть «ARC» здесь означает Audio Return Channel и обычно встречается на телевизорах. Если вы подключите HDMI-совместимый аудиоресивер к телевизору через этот порт, этот аудиоресивер будет работать на каждом устройстве на телевидение Им можно управлять с пульта дистанционного управления телевизора с помощью технологии под названием CEC (Consumer Electronics Control).
Обратной стороной ARC является то, что он в основном не поддерживает аудиоформаты с потерями, такие как Dolby Atmos и True HD. Текущая поставка HDMI Arc функционально превосходит оптические кабели, хотя его следующая итерация, eARC, будет в полной мере использовать возможности формата HDMI.
Лучше всех? Может быть, у вас есть запасной в ящике стола или вы просто ждете, чтобы его использовать!
Заключение
Если ваши динамики, ПК, ресиверы или телевизор имеют оптические порты и порт HDMI, всегда лучше использовать вариант HDMI. HDMI — это такой же мощный аудиоформат, как и цифровой, и все больше похоже на то, что все наши устройства присоединятся к логотипу HDMI без необходимости использования разных кабелей для различных функций.
Источник: www.dz-techs.com
HDMI-кабели и их влияние на звук
Кабели HDMI, созданные для передачи цифровых видео- и аудиосигналов в высоком разрешении, всё ещё остаются «темной лошадкой» для меломанов и театралов. Теоретики утверждают, что они совершенно не оказывают влияния на качество изображения на малых (до 2 — 3 метров) длинах, но это расходится с мнением практиков. И на качество звучания интерфейс HDMI, по идее, не должен заметно влиять, хотя банальное его сравнение с традиционной коаксиальной или оптической линией часто даёт повод усомниться в этой догме.
ОСТАЛЬНОЕ — ВИДИМОСТЬ
Analysis Plus HDMI X-Factor | Audioquest Carbon High Speed | Black Rhodium Pearl | IXOS Overture XHT428 | Silent Wire HDMI Referenz
Собрав для тестирования кабели HDMI разной стоимости и альтернативные цифровые провода, мы решили самостоятельно изучить этот вопрос.
Сейчас многие меломаны рассматривают в качестве музыкальной системы комбинацию из проигрывателя-универсала и продвинутого AV-ресивера. Но тут же возникает вопрос: какой вид соединений, в изобилии представленных в современной многоканальной технике, стоит использовать — аналоговый с линейных выходов, проверенный временем 75-омный коаксиал S/PDIF , «оптику» TOSLink или передовой универсальный интерфейс HDMI? Уточним задачу — речь идёт только о воспроизведении музыки. В домашних театрах, где кроме звука требуется также донести от источника и изображение, преимущества HDMI перед аналоговыми компонентными и композитными интерфейсами даже не ставятся под сомнение.
Первый аналоговый вариант оптимален при строгом соблюдении двух условий: источник имеет качественный ЦАП и выходной усилитель аудиофильского класса с отдельным питанием, а ресивер предусматривает запуск сигнала в обход цифрового процессора по кратчайшему пути к оконечной секции, чтобы избежать лишней повторной оцифровки. Но такие схемотехнические решения реализованы только в дорогостоящей многоканальной технике.
Для проигрывателей и ресиверов средней ценовой категории, как правило, оптимально цифровое подключение. И здесь мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда одна и та же техника, связанная различными цифровыми кабелями, звучит при переключении входов по-разному, что противоречит здравому смыслу.
Причина тому одна — джиттер. Каждый цифровой протокол вносит незначительное, измеряемое пикосекундами, изменение синхронности в следовании данных, которое, с одной стороны, ещё не приводит к ошибкам (мы получаем на приёмном конце сигнал бит в бит), но с другой, уже сказывается на характере звука и проявляется в основном в виде его подкраски. У коаксиальной линии джиттер имеет одну природу, у TOSLink — другую, у HDMI — третью, причём в последнем случае процесс передачи осложняется тем, что аудиоданные следует отделить от цифрового видеопотока.
Ничего не противоречит теории. Будь у нас возможность сравнить все три цифровых соединения, точно зная, что ни одно из них не вносит джиттер, результат оказался бы неотличим — каждое следовало бы признать эталонным. Но мы имеем дело с реальной техникой и реальными кабелями. И для полноценного тестирования нам потребуется в системе создать хотя бы одно соединение, которое можно принять за эталон.
- BD-проигрыватели Onkyo BD-SP807 (42500 руб.) и Sony BDP-S765 (14990 руб.)
- AV-ресивер Sony STR-DA5500ES (87600 руб.).
- Видеопроектор JVC DLA-HD550-B (199000 руб.)
- Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 (80000 руб.*)
- Оптический кабель Monitor Cable Optical Glass Fiber (4500 руб.*)
- Межблочные кабели RCA Accuphase Super Refined SL-10G (22000 руб.)
- Акустические кабели Legacy TL Speaker (29000 руб.).
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 (7000 руб./3600 руб.)
- * Сняты с производства. Цены приведены по состоянию на 2005 год.
ОПЫТ ПЕРВЫЙ: КАКОЙ ЦВЕТ У ДЖИТТЕРА?
Проявляет джиттер себя по-разному: вносит яркую, назойливую ядовитую окраску в средний регистр, делает звучание дискантов более жёстким и схематичным, а передачу низов — наоборот, скомканной и сумбурной. Страдает и звуковая сцена — неопределённое эшелонирование планов, ухудшение локализации, стягивание кажущихся образов на флангах звуковой сцены к излучателям АС часто возникает именно из-за несовершенства механизмов считывания и цифровых протоколов передачи. Но вот что важно: отсутствие джиттера в системе воспринимается всегда одинаково! Звуковая картинка лишена тональной и пространственной порчи, бас сохраняет чёткость и силу, средний регистр остается нейтральным, а верх — благозвучным. Иными словами, у нас есть несколько «железобетонных» субъективных признаков, которые позволяют отличить воспроизведение, искорёженное джиттером в меньшей степени.
И лучше всего это заметно на тех музыкальных программах, где, как ни странно, и музыки нет, а записана лишь едва уловимая акустическая атмосфера, еле слышные шорохи и отдельные пусть слабые, но достаточно различимые звуковые образы. Если техника хотя бы немного погрешит в их передаче, наш слух не сможет выстроить из этой скудной информации полную картину воспроизводимого — объём и глубину сцены, точное расположение каждого образа, его удалённость, природу происхождения каждой детали.
У нас на примете есть такая программа — прилагаемый на отдельном CD саундтрек к компьютерной игре «Машинариум». Для субъективной аудиофильской оценки техники диск не подходит категорически. Но для поиска следов джиттера незаменим. Работает как лакмусовая бумажка и позволяет услышать разницу каждому — либо прозвучит непонятно что и непонятно откуда, либо всё будет настолько «визуально» и естественно, что даже не возникнет вопросов.
Пользуясь этим диском, мы и отыскали эталон, перепробовав все имеющиеся в нашем распоряжении цифровые кабели и входы-выходы на референсной технике. Наилучший результат получился при использовании гнезда MD на ресивере и оптического кабеля Monitor Cable Optical Glass Fiber из редакционных закромов.
Впрочем, термин «эталон» распространяется не столько на вышеназванный кабель, сколько на всю линию. Стоило, к примеру, тот же образец воткнуть хотя бы в другой оптический вход ресивера, как идиллия разрушалась. Почему? В оптической линии джиттер вносит не столько световод, сколько приёмник TORX и передатчик TOPX. Если оба запаздывают с трансляцией сигнала одинаково, то общая временная ошибка как бы вычитается.
Кстати, советуем и вам поэкспериментировать с различными входами, если используете в системе TOSLink — если повезёт, то найдете для кабеля такую пару «передатчик — приемник», которая обеспечит наиболее точное и нейтральное звучание.
ОПЫТ ВТОРОЙ: ДЛИНА И ТОЛЩИНА
Здесь снова фигурируют кабели вне зачётного списка. В распоряжении редакции была пара полутораметровых HDMI малобюджетного класса, которые можно купить рублей за 150 — 200 на любом радиорынке. Внешне они похожи: стандартная толщина в 5 миллиметров, одинаковые материалы изоляции, типовая конструкция (если судить по маркировке AWM 20276), обыкновенные разъёмы без позолоты, оба — «ноунэйм». А вот произведены они в разных местах: один — в Тайване, другой — в Китае.
Есть ли разница в звучании? Сплоховал при сравнении с эталоном «китаец» — бас развалился на нечто гудящее, жёстче стал верх, сцена как в тумане. А вот «тайванец» начудачил куда меньше. В пространстве сохранились даже признаки хорошей локализации. Переключение кабелей на HDMI-вход, который в ресивере Sony специально выделен для аудио, никаких принципиальных изменений не внесло.
Мы получили предсказуемый результат с приятным сюрпризом — оказывается, не все дешёвые кабели безнадежны. Вот только как его отыскать на прилавках магазинов?
Вторая пара HDMI, напротив, была представлена кабелями от одного весьма авторитетного производителя. Одна и та же модель, но разная длина. Признаться, мы не рассчитывали уловить какие-то различия, ведь оба образца относятся к самому высокому классу и даже выходят за ценовые рамки обзора. Но стали слушать и удивились — а разница-то есть!
75-сантиметровая версия даёт полное ощущение идентичности эталону, а полутораметровая — нет, хотя тоже звучит классно. Принципиальный момент. Радикальный аудиофил признал бы второй вариант абсолютно неприемлемым, если есть первый. Но мы выносить приговор длинному HDMI не станем.
Будь возможность сравнить кабели в диапазоне 0,5 — 2 метра с шагом в 10 сантиметров, тогда бы результаты представляли исследовательский интерес, а так — лишь догадки. Вдруг выяснится, что у кабелей такого типа существует некая «волшебная» длина или даже несколько таких?
ОПЫТ ТРЕТИЙ: ЗАМЕНА ПЕРЕМЕННЫХ
В основной части теста мы провели сравнение кабелей HDMI между собой, используя для этого две системы. Качество изображения оценивалось с помощью Blu-ray-проигрывателя Sony BDP-S765 и видеопроектора JVC DLA-HD550-B на сценах из фильма «Casino Royale» (2006, United Artists/Columbia Pictures). Качество звучания — в комплексе, составленном из топового BD-проигрывателя Onkyo, новейшего многоканального ресивера Sony STR-DA5500ES и интегрального усилителя Bryston B100 SST, который в данном случае выступил в качестве оконечника. Мы решили снять с ресивера функции усилителя мощности не потому, что у него «концы» слабоваты, а чтобы обеспечить более стабильное и чистое питание для цифрового тракта и слаботочных предварительных каскадов. Вдобавок мы получили гарантию согласованности с АС — профессиональный усилитель Bryston B100 SST отлично ладит с редакционной акустикой Monitor Audio.
Перед прослушиванием для каждого компонента была экспериментально найдена наилучшая фаза питания. Затем каждый кабель HDMI прошёл субъективную проверку на качество звучания с помощью программ в формате DTS HD Master Audio с Blu-ray-диска «Coraline» (2009, Laika/Universal Pictures). Тестирование также подразумевало сравнение каждого HDMI-кабеля с нашим эталоном и сравнение с альтернативными цифровыми соединителями — с оптическим и 75-омными коаксиальным кабелем того же производителя. В последнем случае использовались музыкальные программы с Audio CD.
Sony STR-DA5500ES
Флагманская серия аудиотехники ES японской компании Sony продолжает эволюционировать. Аппарат из модельной линейки 2010 года в целом повторяет конструкцию продвинутого AV-ресивера STR-DA5400ES, о котором мы уже не раз рассказывали. Он имеет развитый блок коммутации на шесть входов HDMI (среди которых два выделены специально для подключения аудиоисточников), продвинутую систему автокалибровки DCAC и полный набор декодеров пространственных HD-форматов. Новинка отличается от предшественника наличием интерфейса Ethernet для подключения к онлайновым музыкальным и вещательным сервисам.
КОМБИНАЦИЯ НУЛЕЙ И ЕДИНИЦ
Этим обзором мы хотели не столько выявить победителей и проигравших (для этого следовало бы собрать большее количество образцов и поделить их на ценовые категории), сколько показать, что от выбора кабелей HDMI качество звучания и изображения находится в довольно значительной зависимости. Впрочем, это не отменяет процедуры награждения. Знаком «Выбор эксперта» мы должны отметить немецкий Silent Wire HDMI Referenz, а «Удачной покупкой» признать американский Analysis Plus HDMI X-Factor. Оба кабеля хорошо показали себя во всех испытаниях и, главное, минимально отличаются от эталона.
У остальных экземпляров своя специфика. И Audioquest Carbon High Speed, и Black Rhodium Pearl, и IXOS Overture XHT428 привносят в звучание собственный почерк. Первый действует как успокоительное, второй помогает кажущимся образам в сцене обрести тело, материализоваться в пространстве, а третий, наоборот, приободряет динамику, делает воспроизведение праздничным.
Источник: www.salonav.com