Прямой реализацией информационной функции телевидения является информационное вещание. Информационное вещание — система телевизионных или радиопередач, подготовкой которых занимаются отдельные структурные редакционные подразделения, специализирующиеся на оперативном информировании аудитории о наиболее важных и интересных событиях Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. Издательство КРСУ, 2002 г..
Можно сделать вывод о том, что информационная журналистика, и новостные программы, как частное ее проявление — это система внедрения в массовое сознание определенных оценок актуальных событий Науменко Т.В. Функция журналистики и функции СМИ // CredoNew. — 2000. — № 2.
Действительно, в современном мире стало нормой жизни постоянное получение людьми информации из разных сфер жизни: экономической, политической, социальной и культурной. Отсюда проистекает тот факт, что информационные программы являются опорными точками сетки вещания любой телекомпании, а все остальные передачи располагаются в интервалах между выпусками новостей. Князев А.А. Основы тележурналистики и репортажа: Уч. пособие, Издательства Бишкек, КРСУ, 2001.
😳ПУТИН в открытую цитирует ГИТЛЕРА / ШОКИРУЮЩИЕ новости с РОССИИ @OlegZhdanov #shorts
Так, информационные программы телевидения занимают по рейтингу, традиционно лидирующие места. Их рейтинг еще на ОРТ составлял 85,6%, на РТР — 71,3%, на НТВ — 60,8%. Система средств массовой информации России: Уч. пособие. Под ред. Я.Н.
Засурского. М.: Аспект Пресс, 2001
Информационное вещание обладает своими особенностями. Главное условие их эффективности — это оперативность. Оно проистекает из закономерностей социальной психологии и психологии восприятия, согласно которым преобладающее общественное мнение по поводу социально значимого факта формируется, прежде всего, на основе его первой интерпретации в СМИ Князев А.А.
Энциклопедический словарь СМИ. Издательство КРСУ, 2002 г.. По словам Радика Батыршина, председателя МТРК «Мир»: «Новости — это блюдо, которое подают горячим».
Надо заметить, что производство информационного вещания является и самым дорогим и в максимальной степени это относится к телевидению (большой штат сотрудников, транспортные и коммуникационные расходы). За таким производством обычно стоят деньги и интересы либо государства, либо владельца той или иной медиакомпании.
Частным проявлением информационной передачи можно считать новости. Новости представляют собой передачу, собранную из репортажей, в которых сообщается о наиболее существенных фактах из сферы политики, а также о событиях, резко отклоняющихся от обычного, нормального течения жизни Телевизионная журналистика: учеб.-метод. комплекс, 4е издание / [авт.-сост.: Г. В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский]. М.: Изд-во МГУ; М.: Высшая школа, 2002.. информационный вещание телевидение радиопередача
Новости, имеют свою особую, исторически сложившуюся структуру. В большинстве случаев они укладываются в формат 10-20 минут. Как правило, наиболее важные новости попадают в начало выпуска, сюжеты очеркового плана, более длинные попадают в среднюю часть, культурные же события отходят на конец выпуска. Далее следует спортивный репортаж и прогноз погоды.
МИРОВЫЕ НОВОСТИ – 22 сентября 2023
Есть несколько типов, или жанров, передачи события: репортаж, дикторская начитка и видеоряд, устная информация, прямое включение.
Каждый телевизионный канал представляет свои новости зрителям. Всякая информационная передача обладает определенным своим набором жанровых признаков, рассчитана на свою определенную аудиторию, обладает своим уникальным форматом.
Новостные передачи могут быть абсолютно разными, однако критерий, который и дает им право называться новостями, должен быть одинаковым для всех информационных программ. Первым критерием характеристики такого рода программ является обязательство новостных передач показывать новости, т.е. информационные материалы, как правило, представляющие собой творчески преобразованные факты с расчетом на их восприятие аудиторией.
По мнению С. Холла, новостным материалом может считаться только необычное или значимое событие, произошедшее за последние 24 часа Холл С. Мир наедине с собой: Производство новостей, 1972.. Главное свойство таких материалов — это их оперативность и своевременность. Даже названия новостных передач демонстрируют это свое свойство: «Сегодня» (НТВ), «Сейчас» (Пятый), «Здесь и сейчас» (Дождь)
Исследователи Э. Деннис и Д. Мэрилл дают другой взгляд на понятие информационного материала. В своей работе они указывают на то, что новость, прежде всего, является сообщением, в котором представлен современный взгляд на действительность в отношении конкретного вопроса, события или процесса Деннис Э., Мерим Д. Беседы о масс-медиа. М., 1997.. Таким образом, новость дает нам субъективное представление о произошедшем. Она является консенсусом между взглядами журналиста, редакции и объективностью.
Исследователь Васильева Л.А. в своем учебном пособии «Делаем новости!» пришла к заключению о том, что новость, как жанр опирается на две составляющие — факт и аргумент. Однако она замечает, что в настоящее время новостной жанр видоизменился. Сегодня в подготовке высококачественного продукта наблюдается усиление эмоциональных приемов Васильева Л. А. Делаем новости!
Учебное пособие М.: Аспект Пресс, 2003. . Васильева Л.А. пишет, что жанр новости — это слишком широкое понятие. Она называет новость родовым определением для целого ряда других жанров публицистики: репортажа, интервью, корреспонденции. Действительно, новостной сюжет, как правило, включает в себя несколько элементов разных жанров журналистики.
Алла Черных в своей книге «Мир современных медиа» также считает, что новости — это всего лишь результат тщательного отбора и решения, принимаемого в процессе создания информационного продукта, реальным ограничителем которого выступают фиксированные объемы экранного времени. Черных А.И. Мир современных медиа. М.: Либерея, 2002
Следующим критерием для характеристики новостной программы, которую замечает исследователь, является визуализация журналистского текста. Мы не можем отрицать того, что новость в настоящее время является продуктом, который нужно продать. Новости, и информация, как товар, должны быть поданы аудитории в привлекательной обертке. А значит новости, в частности телевизионные, не могут быть показаны без применения зрелищного, эффектного видеоизображения.
Аудитория современного телевидения привыкла воспринимать показываемое, как развлечение, поэтому новости должны быть зрелищными. Информационные программы все чаще показывают события, наполненные особым драматизмом, борьбой интересов и даже насилием Черных А.И. Мир современных медиа. М.: Либерея, 2002. Причем в новостных сюжетах, как правило, изображают активное действие.
Это своего рода зрелищный крючок, на который можно подвесить информацию более абстрактного содержания.
Для того чтобы рассмотреть особенности определенной новостной программы нужно выявить признаки, присущие этому типу передач в целом.
Наиболее важным критерием, характеризующим новости имеет сам канал, который создает свою новостную передачу. В телевизионном сегменте медиарынка государство занимает ведущие позиции. Так, государственные каналы собирают 50 процентов телеаудитории. Государственный канал находится под прямым контролем правительства.
Отсюда следует, что контент телевизионного канала и новостной передачи в частности должен соответствовать условиям, поставленным непосредственно государством. Под государством, как правило, подразумевается власть, правительство, правящая партия. Государственные каналы позиционируют себя, как объективные источники информации. Однако на практике мы замечаем, как правящие партии манипулируют информацией и ущемляют права оппозиционеров.
Остальной процент аудитории предпочитает передачи негосударственных или частных каналов. Частные телекомпании могут представлять собой от гигантских транснациональных корпораций, управляемых богатейшими и политически влиятельными людьми до маленьких местных. Власти выдают частным телеканалам лицензию, в которой могут содержаться предписания и ограничения телевизионного вещания компании. Как правило, оговариваются именно те условия, согласно которым новости могут выходить в эфир. Поэтому контент новостной программы будет зависеть от редакционной политики частного канала.
Итак, практика и отчасти теория показывают, что в настоящее время не существует полностью независимых массмедиа. Журналист не передает объективную картину события, а лишь дает ее так, как это прямо или косвенно заказала редакция Князев АА Энциклопедический словарь СМИ. Издательство КРСУ, 2002 г.. Таким образом, контент новостей будет соответствовать интересам государства, оппозиции или же интересам любого другого создателя канала.
Следующим значимым критерием характеристики новостной программы является аудиторный фактор. Каждая программа имеет свою целевую аудиторию, т.е. информационный продукт должен соответствовать требованиям потенциальных или реальных потребителей товара.
Телевидение является наиболее массовым СМИ, охватывая те слои населения, которые не могу получить свободный доступ к другим средствам информации Ворошилов В.В. Журналистика: Учебник. СПб., 2001.. Опрос, проведенный в областных городах Центра России, показал, что 99,7% опрошенных смотрят телевизор Система средств массовой информации России: Уч. пособие. Под ред. Я.Н. Засурского.
М.: Аспект Пресс, 2001. При этом телевидение воздействует одновременно на два канала восприятия человека — на зрение и слух.
Исследователи дают разные трактовки значения понятию «аудитория». Так, в большом толковом словаре С.А. Кузнецова, понятие аудитория рассматривается как слушатели лекции, доклада, речи и т.п С.А. Кузнецов. Большой толковый словарь русского языка.
СПб.: Норинт,1998. То есть под аудиторией новостной передачи можно подразумевать совокупность людей, кто в определенный момент времени является зрителем, слушателем новостей.
Е. П. Прохоров замечает, что прочный контакт с конкретным СМИ у аудитории устанавливается тогда, когда они признают его «своим», а социальные институты ощущают авторитет и силу влияния данного СМИ, обеспеченную поддержкой аудитории. Исследователь пишет, что аудитория — это «активная, самостоятельно формирующая свое отношение к СМИ «часть» журналистики как функционирующей системы» Е.П.
Прохоров. Введение в теорию журналистики. М: Рип-холдинг, 1998. То есть целевая аудитория — это непосредственно та группа людей, к которой обращаются средства массовой информации. В таком случае аудиторией определенной новостной передачи будут те зрители и слушатели, которые непосредственно потребляют предлагаемую журналистом информацию.
Новостная программа, безусловно рассчитана на широкую аудиторию. Новости может воспринимать любой человек, ведь информация тщательно обрабатывается, анализируется и сообщается относительно простым языком.
Следующий критерием характеристики новостей — структура программы. Новостные программы, представленные на телевидении, имеют как правило жесткую структуру. Любые новости состоят из двух главных частей — подводок к новостным материалам, т.е. введение к последующему информационному сюжету, которые представляет ведущий, и самих журналистских материалов.
Таким образом, от ведущего новостей зависит 50% успеха самой программы. Внешний вид, голос и поведение ведущего в кадре очень важны, но нужно, чтобы он имел опыт журналисткой работы — недостаточно просто уметь читать новости.
Театральный критик А. Свободин заметил: «Чтобы стать телевизионным ведущим…необходимо отсутствие некоторых черт, которые телеэкран неизменно обнажает Телевизионная журналистика: учебное пособие. М., 1994, стр. 89». Чтобы ведущий импонировал аудитории, а не действовал на нее раздражающе, он должен себя вести соответственно. Для этого ведущий должен обладать некоторыми личностными качествами, подходящими для этой профессии.
Несомненно, ведущий в кадре — это тоже изображение. Но оно статично, поэтому зритель, рассмотрев, во что одет ведущий, начинает вслушиваться в то, что он говорит. Зритель воспринимает абсолютно все: диапазон голоса, интонацию, различные, которыми ведущий хочет выделить ту или иную фразу. Голос может быть приятен для слуха, и только благодаря этому факту люди могут смотреть программу. Показательно и то, что если голос ведущего не устраивает зрителя, большая часть просто откажется от просмотра и предпочтет новости на другом канале.
Источник: studwood.net
Системы подготовки новостей: Фабрика новостей и ФН Медиархив
Программный комплекс «Фабрика Новостей» — это многофункциональная система управления информационным контентом. Система поддерживает все национальные языки, доступные в семействе ОС Windows.
Первая версия ПО «Фабрика новостей» была создана как простая система совместной текстовой верстки выпусков новостей на ТВ. С 1999 по 2004 год была установлена на 200 региональных телекомпаниях России и стран СНГ. Поскольку система создавалась в рамках грантовой истории, на телекомпании она ставилась бесплатно, как часть проекта по обучению новостных редакций.
Вторая версия ФН вышла в 2004 году и в 2007 стала коммерческой системой (всего 120 инсталляций по России и СНГ). Версия уже содержала в себе видеоархив и могла формировать на основе верстки выпусков плейлисты для эфирных серверов.
Третья версия ФН с одной стороны уже включала в себя планировщик информационных событий для всех редакций, с другой стороны могла работать с любыми форматами медиа – видео, звук, фото, инфографика, тексты. И позволяла «собирать» из сверстанных материалов мультимедийные информационные продукты.
В разные годы (с 2007 по 2014) ФН перестраивалась и дописывалась под индивидуальные ТЗ крупных заказчиков. Так было, например, с «РИА Новости».
Текущее поколение ПО – четвертое. Назвали «May24».
Инструмент для редакций электронных СМИ (ТВ, радио, интернет –ТВ и все их сочетания).
Подготовка информационных материалов, выпусков новостей, программ на тв и радио
Формирование видеоканалов в интернет, сложных составных многомедийных материалов и лент
Выдача в эфир на носителях от эфирного и кабельного тв до мобильных платформ и интернет
- планирование и верстка информационных материалов и выпусков;
- транскодирование и логистика видео;
- полный доступ к инструментам верстки с мобильных устройств;
- использование мультимедиа материалов на всех этапах верстки;
- сопряжение с профессиональными системами обработки видео и средствами плейаут;
- многоуровневое управление архивом.
Возможности Фабрики Новостей W PRO (Основной модуль)
Работа с информационными выпусками
Планирование и организация работы с выпусками:
- Ведение нескольких программ с разным составом выпусков и пользователей;
- Поддержка одновременной работы над любым числом выпусков;
- Планирование расписания новостных выпусков раздельно для каждой программы;
- Предварительное формирование структуры выпусков;
- Автоматическое разделение выпусков на «прошедшие», «сегодня» и «планируемые»;
- Обеспечение обмена материалами между выпусками;
- Создание архива материалов не вышедших в эфир;
- Хранение личных материалов в персональной копилке;
- Использование общей копилки для передачи информации;
- Полный цикл верстки выпусков: Расстановка элементов оформления выпуска; Создание шаблонов выпусков с заранее заданной структурой; Контроль степени готовности монтируемых видеоматериалов; Контроль готовности выпуска в целом и по частям в реальном времени; Подсоединение к каждому сюжету видео аудио и другой информации; Просмотр видеоматериалов сюжетов; Настраиваемый просмотр содержимого выпуска и блоков;
- Полный цикл подготовки текстов для новостных выпусков: Возможность ввода текста одновременно с просмотром видео сюжета; Индивидуальный расчет хронометража с учетом параметров скорости речи; Расчет хронометража по тексту, части текста, от начала текста до курсора; Копирование и правка текста из копилок и входящих новостей; Проверка орфографии; Вставка в текст настраиваемых служебных меток; Вставка синхронов, интершума и титров; Управление пользовательскими флагами готовности; Подготовка технологической документации: Финальный скрипт выпуска; Сценарный план; Эфирный лист; Монтажный лист; Создание любых других форм отчетов; использование дополнительной библиотеки шаблонов.
Управление выводом на суфлер (при наличии «ФН Телесуфлер Pro»):
- Возможность вывести выпуск на суфлер (тексты ведущего);
- Возможность редактировать материалы загруженного в суфлер текста «на ходу»
Управление архивом выпусков:
- Формирование архива выпусков по программам;
- Возможность быстрого поиска текстов сюжетов и синхронов;
- Быстрое использование найденых архивных текстов в текущих выпусках;
Информация о пользователях
- Использование одной учетной записи для регистрации в разных программах;
- Хранение индивидуальных параметров скорости речи пользователя;
Роли пользователей в программах:
- Гибкая настройка полномочий для каждого сотрудника в каждой программе;
- Разграничение прав доступа в зависимости от обязанностей;
- Возможность создавать новые роли как наборы прав
Общие права пользователей:
- Настройка прав пользователей для каждого раздела или функции системы;
- Автоматическая настройка клиентского места в соотвествии с правами пользователя;
Дополнительные сервисы и настройки
Втроенный месседжер — аналог ICQ для внутреннего пользования: Возможность просматривать список активных и неактивных пользователей Возможность послать сообщение как активному так и пассивному пользователю. При входе в Фабрику такой пользователь получит все раее посланные сообщения. Возможность получать сообщения и сохранять их в личную копилку; Настройки интерфейса: Возможность создавать неограниченное количество шаблонов отображения и печати Возможность создавать свои типы блоков (только для версии Pro) Возможность создавать свои флаги готовности, теэги.
Журнал событий: Возможность просматривать журнал событий пользователей. Возможность просматривать журнал событий почтовой подсистемы (приема и отпрпавки новостей)
Использование копилок и шаблонов
Развитая система копилок: Наличие общей копилки, доступной все пользователям; Наличие персональных копилок для хранения личной информации (текстов, новостей, черновиков итд) каждого пользователя.
Управление шаблонами выпусков и блоков: Работа с шаблонами непосредственно в копилке шаблонов; Настройка прав пользователей на использование копилок и шаблонов; Использование возможностей информационного обмена Прием и использование информационных сообщений (только при наличии ФН Лента Pro): Возможность получать в копилку сообщения информационных агентств и другие входящие новости Использование полученных новостей при верстке выпусков; Рассылка собственных новостей: Рассылка выпусков и отдельных новостей установленным группам получателей по EMail; Гибкая настройка рассылки и контроль доставки.
ФН БЕГУЩАЯ СТРОКА — система управления бегущими строками
Система управления контентом строковых экранов («бегущая строка»). Используется как в составе системы контент менеджмента «ФН Фабрика Новостей» и «ФН Инфоэкран», так и как отдельно стоящий модуль генерации строкового контента и вывода на «бегущие строки».
Система позволяет через веб-приложение управлять отображением контента на экранах «бегущая строка». Интегрируется с любыми системами светодиодных экранов. Информация в ленту может быть загружена отдельно из простого веб-интерфейса редактора. Система интегрирована с Фабрикой новостей и Инфоэкранами и позволяет использовать единую платформу управления контентом и выводом информации.
ФН Медиархив
«ФН Медиархив Pro» система ведения медиа-архива телекомпании и любой другой организации. Это база метаданных, описаний материалов, носителей (кассет, дисков и т.д.) и мест хранения (файлов на сервере) с встроенным поиском и возможностью создать и отсмотреть превью материала.
При этом сами материалы, будь то видео, аудио или иной «тяжелый» контент могут хранится где угодно и на чем угодно. ВАЖНО! «ФН Медиархив Pro» не хранит сами видеоматериалы, а только метаданные (текстовую информацию, описание, места хранения, превьюшки). «ФН Медиархив Pro» задумывался как недорогая альтернатива «тяжелым» и дорогим решениям других производителей, очень часто привязанным к конкретной аппаратуре.
Стоимость таких решений десятки тысяч долларов. Безусловно возможности такого рода программно-аппаратных комплексов выше чем у простой программы. Но и цена «кусается» — как покупки так и сопровождения. Наши исследования показали что в большинстве случаев телекомпании нуждаются в простой, удобной и самое главное недорогой базе — архиве.
Мы предлагаем такое решение, к тому же совместимое с популярной «Фабрикой Новостей». Терминология Материал в базе данных описательная часть видеоматериала, хранящегося на кассете, на видеосервере итд. LRV (low resolution video) видео низкого разрешения, создаваемое в «ФН Медиархив Pro» из исходного видео.
Носитель кассета, DVD диск, дисковое пространство медиа серверов и монтажных станций и т.п. Возможности видеоархива Главное. Совместимость с «Фабрикой Новостей» (Только с версией «Pro») Независимость от аппаратной части хранения. Возможность описать любые виды носителей, от традиционных кассет до катриджей хранения и медиа серверов. Наличие типовых ролей, зав.
Складом, архивиста, пользователя. Возможность создания LRV материалов видео низкого разрешения. Гибкий настраиваемый интерфейс, настраиваемые поля описания, рубрикаторы итд. Интерфейс знаком по «Фабрике Новостей W». Быстрая система поиска по ключевым полям с полнотекстовой индексацией. Для архивиста. Ведение базы материалов, связанной с носителями и местами хранения.
Возможность описывать материал по более чем 20 полям, включая поле ключевых слов и дополнительные поля, настраиваемые архивистом «под себя». Возможность хранения связанных с материалом файлов любых типов, например документов MS Word. В случае оцифровки материала возможность создания LRV и связывание его с данными по материалу.
Возможность рубрикации материалов по программам, пользовательским группам и типам. Возможность связывания материалов (например исходников) с архивом выпусков Фабрики Новостей. Для зав. Складом. Ведение подробной базы носителей. Регистрация различных типов носителей, от кассет до цифровых носителей, включая сервера хранения и диски монтажных станций.
Настраиваемые рубрикаторы и собственные копилки. Конструирование типов носителей, мест хранения и прочей базовой конфигурации склада «под себя». Возможность быстро посмотреть материалы носителя, редактировать, удалять, группировать носители, перекладывать материалы с носителя на носитель и менять места хранения.
При наличии прав возможность редактировать описания материалов на носителе. Ведение склада новых носителей. Приход расход, регистрация выдачи. Для редактора, репортера, продюсера и прочих пользователей архива. Возможность простого и расширенного полнотекстового поиска по описаниям материалов, ключевым словам, диапазону дат и еще более чем 10 параметрам.
Возможность сохранять параметры и результаты поиска в личных копилках. Возможность отсмотреть (в случае наличия) материалы в видео низкого разрешения. Возможность сформировать заказ на материалы для архивиста и монтажера. Возможность передать ссылку на материал и тексты материала в черновик выпуска в «Фабрике Новостей».
В случае связанных с выпусками Фабрики материалов возможность найти по выпуску например материалы исходники какого либо сюжета. Совместимость с «Фабрикой Новостей». В «Фабрике» в момент передачи выпуска в архив выпусков — автоматическое создание материалов в «ФН Медиархиве» Возможность получения в «Фабрике» архивной информации из «ФН Медиархива» и наооборот. Единая база пользователей и прав доступа. Единая система обмена сообщениями (встроенный мессаджер по типу ICQ).
ФН Телесуфлер
«ФН Телесуфлер Pro» программный продукт, предназначенный для вывода текстов ведущих на аппаратный телесуфлер. Возможности программы: Вывод текстов ведущих из «Фабрики Новостей» При использовании с «Фабрикой» изменение текстов «на лету» Настройка размера шрифта и начальной скорости прокрутки.
Настрока вывода на мониторы (один или два, прямой или зеркальный, оверлей или дубль) Изменение направления прокрутки Плавное изменение скорости прокрутки Управление прокруткой с помощью различных манипуляторов, например колесиком мыши. Подгрузка текстов из текстовых файлов.
Принцип работы На компьютере, где устанавливается телесуфлер должна стоять видеокарта с двумя видеовыходами, один видеовыход идет на монитор управления, второй на монитор под камерой (зеркалом). Программа динамически подгружает тексты выпуска из «Фабрики», выбирает те блоки (тексты), у которых есть ведущий, и выводит на оба монитора, причем на монитор под камерой в зеркальном отображении. «ФН Телесуфлер Pro» может использоваться без «Фабрики Новостей W Pro», в нем предусмотрена загрузка текстов из текстового файла. Если «ФН Телесуфлер Pro» используется совместно с «Фабрикой», у редактора есть возможность править тексты выпуска «на лету». То есть например выпуск уже в эфире, ведущие читают текст первых блоков, а редактор может исправить подводку в середине выпуска, или добавить срочную информацию.
Подробнее на сайте Фабрика новостей
Теги: Ньюсрум, Фабрика Новостей
Поделиться записью
- Поделиться Facebook
- Поделиться Twitter
- Share on WhatsApp
- Поделиться Vk
Источник: adview.ru
Новости на телевидении. Практическое пособие. Глава 1. Закадровый текст в новостях (Валерий Богатов, 2017)
Форматы электронных книг: FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF..
Глава 1. Закадровый текст в новостях
Основа любой новости – ответ на шесть основных вопросов: что, кто, где, когда, как, почему? Как расположить их в закадровом тексте и соотнести с изображением, видеорядом?
В печатных средствах массовой информации журналист обычно подробно описывает произошедшие события, словесно визуализируя все, что произошло. На ТВ текст всегда пишется «под видеоряд». Задача телевизионного корреспондента – показать на видео все, что произошло, а не словесно описать произошедшее в закадровом тексте. Проще говоря, закадровый текст – дополнение к видеоряду.
Важный момент – видеоряд выстраивает сам корреспондент. Это не работа оператора! Именно корреспондент определяет, что необходимо снимать. Поэтому, выезжая на съемку, профессиональный журналист думает не только о том, что он расскажет, но и что он покажет «в кадре».
Правило номер один, которое необходимо усвоить корреспонденту, приходящему работать на телевидение: видеоряд и закадровый текст никогда не должны повторятся!
Частая ошибка начинающих тележурналистов – описывать в закадровом тексте все, что происходило на месте съемки. Однако если у вас в кадре, например, наступают танки – не стоит констатировать в закадровом тексте этот факт. Зачем говорить о том, что можно увидеть?
Телевизионный корреспондент дает «за кадром» информацию, дополняющую и поясняющую видеоряд. В случае с танками это: численный состав колонны, направление движения, населенные пункты, расположенные на пути её следования, действия местных жителей (покидают ли они дома, строят ли укрепления), а также намерения, декларируемые военными, ответные действия противоположной стороны, мнение представителей ООН по поводу военных действий и т. д.
Принцип создания любого сюжета на телевидении: то, что можно показать – должно быть показано; то, что показать нельзя – должно быть рассказано в закадровом тексте.
1.1. Длина предложений
Закадровый текст пишется простым языком. Стоит избегать сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Чем проще предложение – тем удобнее «начитывать», озвучивая видеоряд, и тем легче информацию воспримет зритель.
Оптимальное количество слов в предложении – 8.
Сложноподчиненные и сложносочиненные предложения крайне не удобны для прочтения. И для восприятия зрителями тоже. Если в предложении есть деепричастные и причастные обороты, диктору или журналисту зачастую просто не будет «хватать дыхания» чтобы их «начитать». В результате потеряется подача. Зрителю же будет сложно удержать в своем сознании логическую связь.
Поэтому чем проще написан закадровый текст – тем лучше.
Прежде чем сдавать свой текст редактору – прочитайте его вслух. Просто для самопроверки. Так начинающий корреспондент сразу сможет понять, нуждается ли его текст в доработке или нет. Если какие-то предложения сложно произносить, если на них «не хватает дыхания» – значит, нужно переписывать.
Сравните два текста:
«Часть бюджетных средств, выделенных из областного бюджета на ремонт дорог в Архангельске, Северодвинске, Новодвинске, и других городах Архангельской области, еще в прошлом году, по мнению следствия, оказалась потраченной не по назначению. Судебное разбирательство, начавшееся в апреле, обернулось большим скандалом, как для чиновников, так и для компаний-подрядчиков.
Следствие заявляет, что тендеры на ремонт дорог в регионе проходили не совсем честно, в результате чего подряды получили «подставные» компании».
«Дороги в Архангельске, Северодвинске и Новодвинске должны были отремонтировать еще в прошлом году. Деньги на это выделили из областного бюджета. Прокуратура полагает, что часть средств была потрачена не по назначению.
В апреле началось судебное разбирательство. Для чиновников и компаний-подрядчиков это обернулось настоящим скандалом. Их обвиняют в нечестном проведении тендеров. По версии следствия, их выиграли «подставные» компании».
Прочитав вслух оба текста, вы заметите – простые предложения легче произносить и воспринимать. К тому же во втором варианте присутствует динамика.
1.2. Глагольная температура текста
Динамика – важная составляющая закадрового текста. Потому они пишутся преимущественного глаголами. Журналисту необходимо научиться «мыслить глаголами». Последнее нарабатывается только практикой.
Существует понятие глагольной температуры текста. Чем больше в тексте глаголов – тем легче он воспринимается и откладывается в памяти. По этой причине информация из книг, написанных преимущественно глаголами, запоминается лучше. То же самое и со стихотворениями.
Мастер закадровых текстов – автор программы «600 секунд» Александр Невзоров. Прочитайте следующий текст вслух, обращая внимание на эмоциональную силу каждого предложения.
ПРИМЕР:
Закадровый текст:
Америка. Весь последний век это слово на Руси было магическим. И подразумевалось под этим словом все возможное и невозможное. Все мыслимые и немыслимые чудеса жизни. Америка, если смотреть по карте, находится примерно в семидесяти километрах от Петербурга. Местность, именуемая Америкой, имеет на этих картах еще одно обозначение – Урочище.
И еще одно – Сараи. Есть еще и Малая Америка в этих местах, но по сути – это одно и тоже. Это рабочие поселки на старых торфоразработках. Названные так громко и так странно. Оно было дано еще в двадцатые годы.
Когда впервые ожила мечта, силою дерзновенного русского труда, управляемого американцами, создать здесь нечто, что по великолепию и красоте жизни точь-в-точь походило бы на Америку. В том числе – и по производительности, и по дисциплине.
Утро. 16 января 1992 года. Америка. Добраться сюда тяжело.
Очень тяжело. Лишь иногда, по заметенным путям, идет сюда паровозик с двумя старенькими вагонами. Причем доходит не до всех поселков. А их много. И все они одинаковы, как одинакова вся Америка и американки, здесь живущие.
Причем, учтите, мы с вами сейчас видим второе поколение американок.
И это второе поколение, живущее на торфах, в грязи и нищете, поселилось в бараках Америки примерно в сороковые годы. Сейчас здесь – одни только женщины. Одни только старухи. Герои труда. Вкалывавшие на торфоразработках всю свою жизнь. Здесь надорвавшиеся, здесь ослепшие, здесь сошедшие с ума.
А теперь здесь же, в своей Америке, в бывших бараках торфоразработки, обветшавших и разваливающихся, заживо погребены без всякой связи с миром.
/Съемочная группа заходит в покосившийся и вросший в землю дом, за дверью их встречает удивленная пенсионерка./
Пенсионерка: «Господи!»
Корреспондент: «Как вам здесь живется?»
Пенсионерка: «Ой, да как…»
Корреспондент: «Когда вы приехали на торфоразработки?»
Пенсионерка: «В 47-ом году приехали».
Корреспондент: «Сами все это выстроили и подняли?»
Пенсионерка: «Сами все подняли, сами выстроили. Теперь нас бросили, у нас ни почты нет, ничего нет».
Корреспондент: «Ни почты. Ни телефона, ни врачей, ни милиции?»
Пенсионерка: «Ничего, никого. Ничего вообще. Ни лекарств, ничего. Писем мы не получаем.
Ничего нет».
Закадровый текст:
Она не преувеличивает. Здесь, в этих бывших рабочих поселках, замерзших, теперь позабытых всеми нет телефонов и водопроводов, школ и больниц. Поликлиник и ни одного врача. Нет пожарных и милиции, транспорта, почты и… мужчин.
Есть лишь сотня по всем поселкам старух, оставленных здесь на вымирание.
/Съемочная группа находится в промерзшем деревянном доме, на стенах повсюду наледь./
Корреспондент: «А вы давно ослепли?»
2-ая пенсионерка: «Да. Давно уж. Года четыре, как ослепла».
Корреспондент: «А вы давно на торфы приехали?»
2-ая пенсионерка: «С 31-го года я здесь.
Всю жизнь на них работала, даже выходных никогда не знала. Трое детей вырастила без мужика».
3-ая пенсионерка: «Магазин работает два раза в неделю по два часа и все».
Корреспондент: «И что там продают?»
3-ая пенсионерка: «Хлеб».
Корреспондент: «И все?»
3-ая пенсионерка: «И все».
Корреспондент: «А мужики-то ваши где?»
4-ая пенсионерка: «Погибли».
корреспондент: «А в торговой машине что, действительно только один хлеб привозят?»
5-ая пенсионерка: «Хлеб».
Корреспондент: «А почему вам пенсии не платят?»
6-ая пенсионерка: «Нечем привести. А на себе не понесет почтальон».
Закадровый текст:
«Америка. Вечная мечта, ради которой продают себя, свой труд и свою жизнь.
Здесь есть старый, рабочий поселковый клуб, где общипано и ободрано почти все деревянное, что можно общипать и ободрать. Здесь, в этой клубной зале, сегодняшние старушки-американки, вчерашние барышни в перманенте или ситце танцевали и хохотали до упаду. Танцевали и хохотали, любили и были любимы. И стены эти были кровом их любовных интриг и их надежд. И был это их храм.
Но вымерли их мужики и подруги. И вымерло все вокруг. И сегодня они, забытые всеми, тайком, обмерзлыми старыми руками обдирают все деревянное в этом клубе, что еще осталось, что еще может гореть. Полы и стены. Что бы хоть как-то обогреться в своих всеми забытых бараках. Утром, 16-го января, семьдесят километров от Питера, Урочище Америка». [1]
Даже при прочтении этот текст производит очень сильное впечатление. В сочетании с видео он пробирает до мурашек, зритель словно начинает сам ощущать холод этих едва отапливаемых деревянных домов. Посмотреть этот материал можно в Интернете. [2]
Интересный момент: книга с самой высокой глагольной температурой предложений – Библия, поэтому цитаты из нее легко запоминаются. Александр Невзоров, зная этот факт, зачастую намеренно писал закадровые тексты в стиле ветхозаветной притчи. И начитывал их с соответствующей подачей. Понятно, что не стоит любой закадровый текст уподоблять притче. Но приведенный пример наглядно демонстрирует, как можно писать закадровый текст короткими предложениями с максимальным использованием глаголов.
Чтобы стать профессионалом, телевизионному корреспонденту необходимо научиться строить любое закадровое повествование глаголами.
1.3. Перевернутая пирамида
Новостные тексты строятся по определенной схеме. Ёе принято называть перевернутой пирамидой. Она отличается от привычной нам последовательной формы повествования.
Представьте себе, что к вам приходит сосед и начинает рассказывать:
«Вчера я гулял по району…», «С Тверской свернул на Патриаршие…», «Мне захотелось пить и я решил зайти в магазин купить минералки…», «И тут случилось такое…». Согласитесь, что в начале повествования вы еще совершенно не понимали, о чем говорит ваш сосед. О чем он собирается вам рассказать. Непонятно к чему он клонит? Только в тот момент, когда он начал «И тут случилось такое…», – вам стало интересно.
Что это значит? Нам не интересно и тяжело слушать новости, когда они рассказываются последовательно. Согласитесь, если бы сосед сразу же начал разговор с фразы: «Со мной вчера случилось такое!» – вы бы сразу заинтересовались. А если бы он сказал: «Я нашел миллион рублей!» или «Я видел марсиан!» или «В центре города митингующие люди побили омоновцев» – то ваш интерес был бы еще сильнее. Это же касается и подачи новостей в СМИ.
Любую последовательную историю можно условно представить в виде схемы 1–2–3–4–5, где 1 – это первое, исходное, событие, 2 – событие с которого начинается конфликт в истории, 3 – собственно, сам ход истории, конфликта, 4 – главное событие и 5 – завершающее данную историю событие, финал.
Схема подачи информации в новостном сюжете строится следующим образом: 4–1–2–3–5. На телевидении информационное сообщение о любой новости (за редкими исключениями, о которых я расскажу в главе «Подводки») обычно начинается с озвучивания самой новости – т. е. главного, что случилось, в чем состоит сама новость (событие). Это называется подводкой, чаще всего её озвучивает ведущий. После в эфире демонстрируется сам сюжет, в котором корреспондент подробно рассказывает о событии.
Как станут выглядеть факты из рассказа соседа в изложении СМИ?
«Житель Москвы столкнулся с марсианами», «Марсиане прилетели в город вчера», «Тарелка приземлилась во дворе дома № 7 по улице Тверская, около магазина «Продукты», «Это вызвало панику среди жителей района «Тверской»«, «Полиция пыталась задержать марсиан, но безуспешно», «Когда приехал наряд – пришельцев уже не было», «Как рассказал нам очевидец, марсиане улетели», «Никто не пострадал», «Но жители близлежащих домов теперь боятся покидать свои дома», «В пресс-службе УВД по Району Тверской заявили… (что-нибудь заявили, как-то прокомментировали)».
Работая над сюжетом, журналист вначале сообщает суть события. А уже потом рассказывает подробности (обстоятельства) случившегося и говорит о последствиях.
Отрывок книги Новости на телевидении. Практическое пособие (Валерий Богатов, 2017) предоставлен нашим партнером ЛитРес для ознакомления.
Источник: xn—-7sbhkajj0amcp8a2e.xn--p1ai