Видеоинтервью становится новым предварительным этапом отбора в топовые компании. Не слышали? Не спешите гуглить. Это довольно новый инструмент, так что вы получите всего 2–3 полезные ссылки по теме. А советы работодателей, которые уже пользуются VCV, вы точно нигде не найдете. Но не пугайтесь.
Мы все расскажем, дадим советы и ответим на часто задаваемые вопросы. Начинаем разбираться.
О чем вообще речь?
Все больше работодателей начинают использовать VCV — видеоинтервью. Кандидат получает приглашение в сервис, где он отвечает на вопросы. Все происходит через браузер или приложение для смартфона или планшета. Ответы записываются на видео и передаются HR-менеджеру компании.
Зачем это нужно?
Чтобы сэкономить время и вам, и HR-менеджерам. Вам не надо ехать на встречу в офис компании, а они могут эффективнее и быстрее отобрать соискателей и пригласить их на следующий этап отбора. В случае если потребуется интервью по телефону, оно будет более коротким и четким.
Ответы экспертов. Как давать интервью?
Помните: видеоинтервью не заменяет личной беседы.
Как это работает?
HR-менеджер присылает вам письмо с ссылкой, которую вы можете открыть с компьютера, планшета или мобильного. Пройдя по ссылке, вы попадете на страницу с описанием вакансии и интервью. Сначала система предложит вам проверить камеру и микрофон. После этого вы сможете отвечать на вопросы. Запись видео начнется только по вашей команде.
Работодатель может по-разному настроить механику интервью. Иногда вам позволят сначала ознакомиться с вопросами, а потом начать запись ответов. Но чаще всего работодатели не дают увидеть вопрос заранее и ограничивают время на подготовку (например, 15 секунд). После того как вы нажмете «Увидеть вопрос», запись начнется автоматически через указанный промежуток времени. Время на ответ обычно тоже ограничено — чаще всего от 1 до 3 минут.
На какие вопросы мне нужно будет ответить?
Вопросы зависят от конкретной компании. Но, скорее всего, они будут касаться следующих тем:
- Мотивация.
- Выбор позиции или отдела.
- Навыки и компетенции.
Что HR-менеджер хочет увидеть в моем видео?
HR-менеджер ищет людей, которые станут его коллегами. Так что первое, на что он обратит внимание, — ваша адекватность. От каждого кандидата также ждут умения структурно мыслить, логично выстраивать свою речь, говорить четко и по делу. Идеальный кандидат — тот, кто знает, чего он хочет и что сможет дать компании.
Расскажите подробнее, как отвечать на вопросы по каждой из тем.
Ваши ответы на вопросы типа «Почему вы выбрали именно нашу компанию?» должны показать, что вы заинтересованы в работе в этой организации и именно в этой сфере. Вы должны четко понимать специфику отрасли, чем занимается компания, какая у нее миссия и какие продукты или услуги она предоставляет.
«Х» — один из лидеров FMCG. Своими продуктами вы действительно меняете жизнь людей к лучшему. И я хочу стать частью этого.
КАК ДАВАТЬ ИНТЕРВЬЮ, ЧТОБЫ ТЕБЯ ЛЮБИЛИ ЖУРНАЛИСТЫ
«Х» — это престижно, а у вас хороший офис, который находится на удобной станции метро.
С этим ясно. Что дальше?
Вопросы о выборе позиции. Покажите, что вы знаете, чем занимается отдел, куда вы хотите попасть. Разберитесь в его нюансах и отличиях от других департаментов в этой компании и у конкурентов. Важно, чтобы ваш ответ отражал реальность, а не ваши ожидания.
Я хочу работать в отделе маркетинга рецептурных препаратов. Чтобы продвигать такие препараты, нужно в первую очередь лично общаться с руководством клиник и рассказывать препарате. Мои родители — врачи, и я знакома со сферой медицины с детства. Это поможет мне строить более эффективные коммуникации с клиентами —поликлиниками и больницами.
Я хочу работать в отделе маркетинга рецептурных препаратов. У меня есть двухлетний опыт ведения социальных сетей, написания статей для сайтов и текстов для озвучки видео.
Окей. А что с навыками?
Когда вы рассказываете о навыках, вы должны говорить только о тех из них, которые реально подходят для желаемой позиции. Будьте конкретны, не используйте клише и не упоминайте того, чем на самом деле не владеете. Сопровождайте ваши тезисы примерами.
(Кандидат претендует на позицию аналитика) Я отлично владею Excel и сводными таблицами, умею и люблю работать с цифрами и находить корреляции между ними. Реализовал три проекта для компании «Х».
(Кандидат претендует на позицию аналитика) У меня отличные коммуникационные навыки. Я умею работать в команде, люблю сложные задачи и отлично справляюсь со стрессом.
Как лучше подготовиться к VCV?
1. Отработайте каждую из тем. За 15–40 секунд, отведенные на то, чтобы прочитать вопрос, вы не сможете придумать и структурировать ответ, если вы не сделали это заранее.
2. Изучите информацию о компании, ее сегмент рынка, клиентов, услуги или продукты, которые она предлагает. Посмотрите статистику. Имейте четкое представление о ее отличии от конкурентов.
3. Разберитесь, на какую должность вы хотите попасть. Узнайте, чем занимается нужный вам отдел, в чем его реальная специфика. Подумайте, какие навыки вам потребуются, чтобы успешно справляться с обязанностями, и какие из них у вас уже есть.
4. Прорепетируйте ответы на вопросы каждой тематики. Запишите себя на камеру. Посмотрите. Внесите корректировки. Добейтесь четкой логики и уверенной речи.
Важно, чтобы то, что и как вы говорите, нравилось вам самим.
5. Продумайте свой внешний вид. Не надевайте строгий костюм, но и не расслабляйтесь — не нужно записывать видео на кухне в вытертой домашней футболке. Приведите себя в порядок, причешитесь, побрейтесь. Вы должны выглядеть аккуратно.
6. Подберите правильный фон. Самый адекватный — однотонная стена. Не нужно снимать VCV на фоне ковров, постеров и неубранной комнаты.
7. Быть лояльным компании хорошо. Покажите это через вашу мотивацию, а не наличие элементов брендинга в кадре. Не стоит ставить перед камерой продукт или размещать на заднем фоне плакаты с логотипом.
8. Записывайте видео, когда в комнате никого нет. Дети, девушки, молодые люди, родители и домашние питомцы не должны отвлекать вас от ответов и тем более появляться перед камерой.
Что делать, если мне вдруг зададут вопросы, к которым я не готовился?
Как мы и говорили, вопросы зависят от компании. Если вы хорошо подготовились, скорее всего, ситуация, когда вам нужно ответить на совсем внезапные вопросы, не возникнет. Но иногда вас могут спросить о том, кто вас вдохновляет, на какую зарплату вы рассчитываете, или попросить рассказать о себе, своих целях и планах на будущее. Будьте собой, покажите свою уникальность. Не волнуйтесь и старайтесь говорить четко и логично.
Каким должен быть идеальный кандидат?
Никто не ответит на этот вопрос лучше работодателя. Вот что рассказала нам Ирина Шишкова, Employer Branding Manager Danone:
«Чтобы успешно пройти этап VCV в Danone, кандидат должен быть искренним и открытым, «настоящим». Например, недавно мы смотрели интервью соискателя, который выучил наизусть финансовые данные из нашего отчета и поставил перед камерой планшет с логотипом Danone. Молодой человек, конечно, молодец, но он сильно переборщил. Так делать не надо.
В первую очередь мы обращаем внимание на то, как кандидат мыслит и как он аргументирует свои тезисы. А вот когда человек отвечает непродуманно и банально, например, «я хочу работать в Danone, потому что это крупная международная компания», становится грустно. Кстати, то же самое касается вопросов типа «кто вас вдохновляет».
Подавляющее большинство кандидатов один за другим отвечают: «Стив Джобс». И когда после этого видишь интервью соискателя, который говорит, что его вдохновляет мама и обосновывает, почему, такому человеку веришь больше. Если кандидат отвечает продуманно и рассказывает о людях вокруг себя, о своих планах, целях, амбициях, это всегда вызывает уважение.
Главный совет, который я могла бы дать всем, кто будет проходить этап VCV — будьте собой. Не нужно думать о том, что ожидает от вас работодатель, особенно во время записи ответов. «А что они подумают, а правильно ли я говорю» — ваш внутренний монолог всегда виден на видео. И чаще всего становится одной из причин отказа».
Источник: hr-portal.ru
Особенности проведения телевизионного интервью. Интервью Познера с Медведевым
Интервью как жанр занимает особое место на телеэкране. Фактически нет ни одного выпуска новостей, где бы журналисты ни задавали вопросов компетентным людям, ни обращались к участникам различных событий, ни интересовались мнением окружающих о тех или иных важных событиях. Интервью – непременный элемент многих сложных телевизионных форм. Реже оно используется для создания самостоятельной передачи.
Работа состоит из 1 файл
Введение
Современный этап развития журналистики предполагает модернизацию всей системы средств массовой информации. Перестроечные процессы, начавшиеся в России в 1990-е годы, изменили отношения внутри коммуникационной системы. Вместе со старой системой организации СМИ заметно изменилась система классификации жанров, глобальное расширение коммуникационного пространства создало предпосылки для диффузии жанров.
На уровне действительности исчезла цензура, автор получил большую свободу на высказывание собственного мнения и прогноз, которые, с одной стороны, способствовали становлению самостоятельных жанров, например, авторской колонки, с другой, – привели к массовой тенденциозности при отражении позиции собственника СМИ, развитию заказных и рекламных текстов.
На этом фоне на первый план в тележурналистике стали выходить: интервью, беседа, «круглый стол» и т.д., в которых представлены разные точки зрения на проблему.
Интервью как жанр занимает особое место на телеэкране. Фактически нет ни одного выпуска новостей, где бы журналисты ни задавали вопросов компетентным людям, ни обращались к участникам различных событий, ни интересовались мнением окружающих о тех или иных важных событиях. Интервью – непременный элемент многих сложных телевизионных форм. Реже оно используется для создания самостоятельной передачи.
Современная журналистская практика, ориентируясь на западные модели, перенимает особенности подготовки и формообразования телевизионного интервью, происходит его эволюция. В связи с этим нарастает потребность в комплексных исследованиях жанра, учитывающих современные научные подходы и открытия, при этом отвечающих современным потребностям практической деятельности. Эти положения делают актуальность заявленной темы очевидной.
Интервью, несомненно, является одним из наиболее популярных и распространенных жанров в современной прессе. У читателя создается впечатление живого общения с героем интервью, иллюзия получения неискаженной информации “из первых уст”. Отношение автора к герою и теме интервью практически незаметно читателю, однако существует немало приемов и способов, с помощью которых журналист может “запрограммировать” определенное впечатление читателя от интервьюируемого персонажа.
Я не буду затрагивать «ток-шоу», и брифинги, где по обеи стороны, возможно несколько человек, как журналистов, так и гостей. Будем считать, что это особый самостоятельный вид телевизионной программы, достойный отдельного тщательного анализа. А в данной работе, я рассматриваю телевизионное интервью в классическом его понимании.
1. Понятие телевизионного интервью
Журналист получает необходимую информацию, присутствуя на важных событиях, знакомясь с документами и другими источниками, но, прежде всего, общаясь с людьми – носителями информации. Любой процесс человеческого общения, как правило, протекает в форме диалога – вопросов и ответов.
Жанры телевизионной публицистики, в которых основным изобразительно-выразительным средством выступает слово, живая человеческая речь, а формой существования – диалог (общение), имеют особое значение для телевидения, поскольку коммуникативный процесс, выраженный преимущественно речью с дополнением мимики и пантомимики, представляет собой одну из основ телевидения как социальной системы, впрямую соответствуя природе экрана.
Интервью (от англ, interview – буквально встреча, беседа) – жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам.
Если обратиться к семантике английского слова интервью, то оно состоит из префикса inter, имеющего значение взаимодействия, взаимонаправленности, и слова view, одно из значений которого – взгляд, мнение. Стало быть, интервью – обмен мнениями, взглядами, фактами, сведениями.
Ключевым жанром публицистики интервью становится в XIX в., в период бурного развития периодической печати, когда диалог приобретает широкое распространение в качестве способа получения общественно значимой информации из первоисточника (от ее носителя). Радио раскрыло дополнительные возможности жанра, включив в него третью сторону – аудиторию, ставшую реальным слушателем этого диалога.
Телевизионное интервью ушло еще дальше, обогатив жанр существенным качеством – зрелищностью. В силу аудиовизуального характера телевизионной коммуникации источником информации становится уже не только звучащая речь со всем богатством ее риторики, интонационной, эмоциональной окраски (как на радио), но и мимика, жест, поведение собеседников, а нередко и окружающая их среда (интерьер помещения, ландшафт, окружающие люди и пр.). Именно зрелищностью объясняется особая достоверность и, как следствие, широкое распространение жанра интервью в телепрограммах.
Интервью — составная часть (метод) журналистской работы в различных жанрах, позволяющая сделать эффектный материал об интересном или видном человеке, или подготовить эпатирующий «экспромт» для увеличения зрелищности телеигры, или добыть недостижимую иными способами, менее травмирующими эстетическое восприятие, недостающую в сюжете для зрелищности информацию. Также элементарный источник (порождающий жанр пучка жанров), трансформация которого приводит к более сложным узким жанрам типа пресс–конференции или теледебатов. Также психологический прием идентификации особенностей личности — интервью на раскрытие личности для тренировки работников ТВ, иногда используемое в жанре телеигры. Также составная часть жанра «журналистское расследование». И так далее.
Современное телевизионное интервью относится к разряду «народных форм», легко воспринимаемых людьми разной социальной среды. Вопросно-ответное построение в интервью снимает напряжение. Всегда можно спрятаться за спину интервьюера, «ответить» коротким вопросом на ответ и ждать реакции собеседника.
Естественно, журналисту приходится сталкиваться и с теми формами опроса, которые формально находятся вне пределов журналистики: интервью психологическое, психиатрическое, следственный допрос, собеседование для приема на работу или учебу. Основа интервью — вопросы, которые делятся на программные и экранные (микрофонные), закрытые и открытые, прожективные (по предполагаемой ситуации) и конкретные (фактологические), прямые и косвенные, фильтрующие (для проверки степени информированности источника) и контрольные (для проверки правдивости), буферные и ударные, контактные и ситуативные и т.д.
Независимо от предпочитаемого жанра журналист должен уметь работать как интервьюер и обязан знать, как готовить вопросы, какого типа они бывают, как выстраивать «драматургию» интервью и чего нельзя делать, так как современное телевизионное интервью строится в вопросно-ответном ключе, в ассиметричном разговорном стиле, со спадами и подъемами, с паузами между вопросами и ответами, за которые аудитория может осознать информацию и двигаться дальше.
Телевизионное интервью должно носить ярко выраженный личностный характер. И все же правила формулирования вопросов, принятые в конкретно-социологических исследованиях, можно рассматривать как общую методико-техническую основу для журналиста-интервьюера.
Вот некоторые из них, трансформированные применительно к телевидению: задавая вопрос, нужно избегать многозначных понятий; основные вопросы следует формулировать в лаконичной, четкой фразе, так как длинный вопрос интервьюируемый может не запомнить и в результате ответить на часть вопроса (как правило, последнюю); вопрос лучше формулировать, не называя альтернативы, чтобы собеседнику не надо было лишь ограничиться выбором между двумя вариантами ответа.
Сами вопросы некоторые специалисты делят на контактные, адресные, программные и экранные. Что имеется в виду? Прежде всего, собеседникам надо войти в контакт, познакомиться друг с другом. Опытный журналист постарается сразу же создать непринужденную атмосферу общения, расположить интервьюируемого.
Для этого есть немало способов: шутка, подходящий к случаю анекдот, рассказ о себе, выяснение каких-то косвенных деталей, имеющих отношение к встрече журналиста с его героем. «Здравствуйте, рад вас видеть! Я вас именно таким и представлял. Кстати, вы не родственник того Иванова, который. А вот однажды мне пришлось интервьюировать другого Иванова, так он. »
Адресные (или анкетные) вопросы позволят журналисту выяснить биографические данные собеседника, узнать о нем то, что пригодится в телепередаче. Эта часть беседы ни в коем случае не должна превратиться в своеобразный допрос. При сухом перечислении анкетных данных может возникнуть холодок между собеседниками, который потом не так просто будет развеять на экране.
Программные вопросы – это уже разговор по теме экранного интервью. Однако следует избегать дублирования вопросов, намеченных для экранной части беседы. Иначе интервьюируемый, что называется, выговорится и в результате во время эфира ни ему, ни зрителям не будет интересно.
Интервью – это совместное творчество интервьюера и его гостя. Но успех его зависит от ведущего, есть без соменения харизматичные люди, которых в не зависимости от ситуации интересно слушать, но бывает и так, что плохой, не опытный интервьюер — все портит. В своих вопросах собеседнику журналист как бы предвосхищает то, что хотели бы спросить сами телезрители. А для этого интервьюер должен подготовиться к беседе: наметить предварительный перечень вопросов на основе знакомства с досье (если таковое имеется, в случае достаточной известности собеседника, в Интернете или в справочной службе телекомпании), с предыдущими высказываниями собеседника; бывает полезно расспросить о нем, его привычках и случаях из жизни различных сведущих людей – сослуживцев, членов семьи.
Интервью – непременный элемент многих сложных телевизионных форм. Реже оно используется для создания самостоятельной передачи.
Репортер, берущий телеинтервью, может почерпнуть немало полезного в технике интервьюирования, разработанной в эмпирической социологии. Конечно, при этом не следует забывать, что работа журналиста-интервьюера существенно отличается от работы интервьюера-социолога.
Первый стремится построить свою беседу не только с учетом индивидуальных качеств собеседника и в зависимости от конкретного (данного, единичного) характера материала, но и определяя композицию передачи, ее тональность, стиль, основывается на собственном творческом опыте, на своей журналистской индивидуальности. Второй, напротив, стремится к максимальной унификации и в постановке вопросов, и в самом общении с опрашиваемыми. Ведь задачи социолога существенно отличаются от цели, стоящей перед тележурналистом: социолог стремится к лаконизму в ответах, чтобы получить суммарные, обобщенные результаты массового интервьюирования, журналист – к многоплановой, развернутой, индивидуализированной информации. Телевизионное интервью должно носить ярко выраженный личностный характер. И все же правила формулирования вопросов, принятые в конкретно-социологических исследованиях, можно рассматривать как общую методико-техническую основу для журналиста-интервьюера.
2. Классификация интервью
Используют жанр интервью лишь тогда, когда интервьюируемый может сказать больше, чем журналист, или когда интервьюируемый своим выступлением поддерживает некую общественную кампанию, если данный вопрос стоит в центре внимания множества людей и требуется выяснить их взгляды. На мой взгляд, странно выглдят инетвью журналистов у журналистов. Например интервью об интервью.
Интервьюируемые традиционно делятся на три категории:
1) политические и государственные деятели, специалисты и другие люди, обладающие специфическими знаниями в какой-то конкретной области; их интервьюируют, чтобы узнать о чем-нибудь;
2) знаменитости, которых интервьюируют для того, чтобы подробности их жизни и деятельности стали достоянием широкой публики;
3) обыкновенные люди, с которыми мы встречаемся дома, на улице, на службе; у них берут интервью, чтобы выяснить общественное мнение о том или ином событии.
Цели интервью первой и второй категорий в какой-то степени перекрещиваются, многие выдающиеся личности – эксперты в своей области. Например, хорошо известный политический деятель, выступая как официальное лицо по некоторым аспектам политики своей партии, может в процессе интервью ярко раскрыться как личность.
В идеале интервью на экране (за исключением ситуации официального характера) должно выглядеть как непринужденный разговор двух людей, один из которых более информирован по обсуждаемой теме. Но просто поговорить эти люди могли бы и не в студийном павильоне, без камер и осветительной аппаратуры. Стало быть, в самой природе телевизионного диалога есть некая двойственность. Чтобы разобраться в этом, приведем примерную типологию интервью в зависимости от их цели (а вместе с целью меняется и способ ее достижения, т. е. тактика поведения журналиста).
2.1. Интервью-анкета
Этот вид интервью проводится для выяснения мнений по определенному вопросу у различных собеседников, не вступающих в контакт друг с другом. Обычно это серия стандартизированных интервью, в которых всем участникам задается один и тот же вопрос. Скорее всего, именно эта разновидность телевизионного интервьюирования может стать первым самостоятельным заданием начинающего репортера. Интервью-анкета проводится, как правило, за пределами студии. Выполняя это задание, репортер должен уметь вступать в контакт с людьми, располагать их к себе, добиваться поставленной цели.
Объект общественного мнения, избранный для интервью-анкеты, должен отвечать трем критериям: 1) быть дискуссионным (существуют разные точки зрения на затронутую проблему); 2) вызывать общественный интерес; 3) находиться на уровне компетентности большинства (суть вопроса должна быть понятна и интервьюируемым, и аудитории, чтобы зрители чувствовали себя «компетентными судьями», оценивая высказывания экранных собеседников). У последнего условия бывают исключения.
Источник: www.freepapers.ru
Самые популярные вопросы для видеоинтервью
14 мар 2017
Видеоинтервью в современном мире является популярным инструментом найма, которое может проходить как в одностороннем порядке, когда кандидат записывает свои ответы на заранее подготовленные работодателем вопросы, так и онлайн, когда кандидат и работодатель видят друг друга. Преимущество интервью в одностороннем порядке в том, что кандидат может ознакомиться с вопросами в любое время и столько раз, сколько ему потребуется.
Представленные вопросы помогают работодателям узнать, как кандидаты видят себя, компанию и т.д. Если работодателю необходимы люди для стартапов, он вероятней всего, захочет услышать и увидеть кандидатов, увлеченных организационными вопросами и готовых к многозадачности. Те, кто ищут менеджера, будут акцентировать свои вопросы на командной работе, взаимодействии с людьми и личных достижениях. Однако у всех работодателей есть схожие вопросы. Разберем подробнее.
Расскажите о себе
Этот вопрос часто задают в начале собеседования. Фактически вам нужно пересказать свое резюме, но в более творческом виде уделяя внимание навыкам и умениям которые будут полезны и интересны потенциальному работодателю. Не стоит рассказывать о том, что не относится к будущей работе.
Как вы справляетесь со стрессом и неудачами?
В современном мире никто из нас не застрахован от стрессовых факторов. Поэтому не стоит обманывать потенциального работодателя в своей полной непогрешимости и рассказывать, что с вами просто не происходит неудач. Рекрутёру важно понять то, как вы справляетесь с подобными сложными ситуациями. Объясните конкретные техники, которые вы используете для преодоления стресса и дайте понять потенциальному работодателю, что вы не теряете здравомыслия при первых признаках давления.
Подходящий ответ: Я стремлюсь превратить стресс в производительнос ть за счет определение приоритетных задач, уделяя время коротким перерывам. Иногда просто с легкой душой общаться с коллегами, чтобы расслабиться в конце дня. Также стараюсь анализировать источник стресса в поиске конструктивного решения, чтобы предотвратить любые последующие вопросы.
Какая для вас идеальная рабочая среда?
В этом вопросе важно донести до вашего собеседника, что ваши личные предпочтения совпадают с культурой компании. Например, если вы претендуете на позицию, которая требует узконаправленной самостоятельной работы, ваш ответ должен объяснить, что вам нравится иметь пространство, где бы вы могли сосредоточиться на рабочих задачах.
Расскажите о переменах в работе, с которыми вам приходилось сталкиваться
Ваш ответ на этот вопрос должен убедить интервьюера, что вы видите изменения, как возможность расти. Приведите примеры из работы о положительном результате изменений, и как вы видите отрицательные последствия не реализации тех или иных проектов.
Плюсом будут приведенные вами личные наблюдения об имениях в бизнесе или сфере деятельности, в которой вы работаете.
В заключении: Если работодатель проводит интервью в одностороннем порядке, вопросы будут представлены заранее. У вас есть возможность подготовиться, записать ответы на листок и отрепетировать речь. Однако в ходе записи интервью не стоит считывать ответы с листа. На видео это будет смотреться не естественно.
Источник: www.naim.ru