Как называется проектор для слайдов в СССР

Фильмоскоп — принятое в СССР название оптических приборов разных классов.

Аппарат, с помощью которого мы просматривали с Вами диафильмы, называется – диапроектор , хотя в народе его и называли фильмоскопом.

Диапроектор (фильмоскоп, слайдпроектор, кадропроектор) — разновидность проекционного аппарата для демонстрации диапозитивов, диафильмов и других носителей на прозрачной основе. Наибольшую популярность приобрёл в XX веке.

Некоторые фильмоскопы (например — «Чайка», «ФЭД-Микрон», «Агат-18»), для отображения могли принимать отдельные кадры пленки, которую вставляли в диапозитивные рамки. Хотя намного проще было пленку не резать, а просто воспроизвести ее на обычном детском фильмоскопе.

В продаже, помимо диафильмов для детей, имелись наборы диапозитивов на определенные темы. Чаще всего это были — искусство, музеи, история, география.

Стоимость детских диафильмов тогда составляла около 50 копеек.

Учебные диафильмы и диапозитивы широко применялись в школах, средних специальных и высших учебных заведениях. Иногда, эти самые учебные диафильмы и диапозитивы самостоятельно изготовлялись студентами-фотолюбителями (студенческая научная работа на кафедрах, студенческом научном обществе, факультативы). Подобное творчество было взаимовыгодным: с одной стороны ВУЗ получал в свое распоряжение учебный диафильм, с другой стороны студенту могла быть предоставлена возможность облегченной сдачи экзамена (по договорённости с кафедрой).

Диапроектор ЭТЮД. Обзор и демонстрация слайдов

В организациях и на предприятиях рабочим и служащим демонстрировались диафильмы по гражданской обороне и технике безопасности труда.

Что тут еще добавить, давайте вспомним, какие фильмоскопы у нас были, а у некоторых, возможно и до сих пор есть.

Проекционный фонарь «Избач», 1930-е годы

Сельхозгиз, Мастерские Центриздата, Ленинград. Одним из первых советских диапроекторов был агрегат под названием «ИЗБАЧ».

Поскольку после Октябрьской революции фотография в нашей стране стала мощнейшим средством коммунистической пропаганды советского образа жизни и воспитания («Показывать не только кино, но и интересные для пропаганды фотографии с соответствующими надписями», В.И. Ленин, 1922), необходим был аппарат, который можно было бы широко использовать даже там, где не было электричества. Такой аппарат был сконструирован сотрудником Главполитпросвета кинооператором Павлом Мершиным и получил название «Избач» (Изба-читальня). У него была характерная особенность — ручная динамо-машина и реостат, что давало электроэнергию для работы аппарата.

Эпидиаскоп «ЭПД-1»

з-д №6 школьного приборостроения, г. Загорск. Один из первых советских эпидиаскопов. Изначальное название «Эпидиаскоп» («ЭПД», иногда обозначается как «ЭПД-1»). Предназначался для проецирования на экран: а) прозрачных изображений — диапозитивов размером 50х50 мм, 85х85 мм (диапроекция); б) непрозрачных плоских изображений размером 140х140 мм (эпипроекция) — рисунков, текстов, открыток и т.д., а также непрозрачных объектов — кристаллов, засушенных растений, насекомых и пр. Для эпипроекции комплектовался объективом «Триплет» с фокусным расстоянием 442 мм и светосилой 1:4,8 (разрешающая способность объектива по центру поля — не более 5 лин/мм; световой поток не менее 8 лм); для диапроекции использовался объектив «Перископ» 206 мм 1:5 (разрешающая способность объектива по центру поля — не менее 20 лин/мм, по краю поля — не менее 10 лин/мм; световой поток не менее 200 лм). Источник света — 500-ваттная прожекторная лампа (ПЖ-13) напряжением 110 или 220 В. Расстояние от прибора до экрана: диапроекции — 3-8 м, эпипроекции — 3-6 м.

ДИАПРОЕКТОРЫ Что это такое и Какие они ?


Масса прибора — не более 14 кг. Начало выпуска — конец 40-х — начало 50-х годов.
Модель выпускалась в течение длительного времени (конец 40-х — середина 70-х) и имела определённое количество модификаций, что видно на иллюстрациях.

Диапроектор (фильмоскоп) – «Алоскоп»

Алоскоп был сконструирован тов. Любимовым совместно с тов. Андреевым.
Период выпуска: начало 1930х — конец 1940х годов.
Выпускался сначала одноименной Артелью, а позже — Заводом «Печать Штамп» Метизсоюза.
Аппарат предназначен для использования с неразрезанной 35 мм кинопленкой.
Формат кадра 18×24 мм.

Проекционная лампа — лампа накаливания,
12 вольт, 30 ватт.
Питание от электросети 120 в или 200 в,
а также от 12 в, что позволяло включать прибор
в том числе и от автомобильного аккумулятора.

Алоскоп широко использовался для культпросвет работы — в 1934 году было распространено около 30 аппаратов — во время Великой Отечественной Войны широко использовался для демонстрации диафильмов «Окон ТАСС», в т. ч в госпиталях.
Розничная цена аппарата при покупке через Базу по снабжению и торговле диапозитивами «ДИАПОЗИТИВТОРГ» в 40-е годы составляла 144 ₽.

«Проекционный фонарь», 1941

Завод школьного приборостроения №6, НКП Главучтехпром, Загорск. Когда в 1933 году Завод школьного приборостроения в г. Загорске начал выпуск своей первой продукции (проекционные фонари, электроосветители к нему, лупы на ручке, набор демонстрационных линз, зубные и лобные зеркала для врачей и др.) — проекционные фонари имели вполне устоявшиеся формы и особенности. Превратившись из Волшебного фонаря (условно говоря диапроектор, в котором вместо лампочек использовался живой огонь) в Проекционный фонарь, внутренняя конструкция подразумевала кроме лампочки отражающую полусферу, вмонтированную линзу для концентрации светового луча, и, естественно, проекционный объектив. Кожух прибора имел много отверстий для охлаждения и отведения тепла, а башенка над корпусом, в том месте, где раньше горел огонь, в Проекционном фонаре некоторое время сохранялась в разных видах. По мере выпуска модели детали корпуса могли отличаться и совершенствоваться.
Размеры данного прибора: 26х17х44,5 см.

Еще по теме:  Подключение ps5 к проектору

Диапроектор автоматический «Альфа-203»

Киевский завод автоматики им. Г.И. Петровского, Киев. Диапроектор предназначен для проектирования на экран черно-белых и цветных диапозитивов, окантованных в стандартные диарамки с габаритными размерами 50х50 мм, форматами кадра 13х17 мм, 18х24 мм, 24х36 мм, и 28х28 мм. Смена диапозитивов автоматическая, полуавтоматическая и ручная.

Автоматическая смена диапозитивов при прямом и обратном ходах диамагазина осуществляется от дистанционного пульта. Фокусировка изображения автоматическая, полуавтоматическая и ручная.

Предусмотрена смена диапозитивов при прямом ходе также и от реле времени с плавным регулированием интервала кадросмены в пределах 7:45 с. а также от магнитофона, подключенного к диапроектору через синхронизирующую приставку, например «Синхро-8м». Используемый объектив «Триплет» 2,8/80. Световой поток не менее 400 лм. В качестве источника света используется кварцевая галогенная лампа типа КГМ 24х150.

«Автоматический диапроектор «Альфа-35-50»

Киевский завод автоматики им. Г.И. Петровского. «Автоматический диапроектор «Альфа-35-50″ — современный кассетный проектор, выполняющий в автоматическом режиме операции фокусирования изображения и кадросмены и обладающий высокими светооптическими параметрами, элегантным внешним видом, надежностью в работе и простотой в обслуживании».

Предназначен для фотолюбителей, любительских фотостудий, а также может быть использован в учебных заведениях, научно-исследовательских институтах, на выставках, ярмарках и пр. Диапроектор осуществляет проекцирование и смену диапозитивов, окантованных в стандартные диарамки с габаритными размерами 50х50 мм, форматами 12х17, 18х24, 24х36, 28х28 мм. Прямая кассета вмещает 50 диапозитивов.

Объектив типа «Триплет» имеет фокусное расстояние 78 мм и относительное отверстие 1:2,8. Пределы увеличения — 15-75 крат. В диапроекторе используется лампа КГМ 24-150, глубокий отражатель, абсорбционный теплофильтр. Световой поток — 350 лм.

С пульта ДУ можно управлять подачей слайдов в прямом и обратном направлениях, а также осуществлять подфокусировку объектива нажатием на качающуюся клавишу. Автоматическая смена диапозитивов при прямом ходе кассеты осуществляется от реле времени, с плавным регулированием интервала кадросмены в пределах от 7 до 45 секунд, а также от магнитофона, подключенного к диапроектору через синхронизирующую приставку, например «Синхро 8М». Рассчитан на непрерывную работу в течение часа.

Источник: dzen.ru

Сделано в СССР — диапроектор и слайды

Анекдот с бородой:
«СССР. Середина 70-х. В село приезжает лектор. На клубе вешает афишу:
«Лекция о видах и способах любви с показом слайдов».
Вечером в клубе всё село. Лектор начинает:
— Любовь бывает между мужчиной и женщиной. Это нормально.
Народ:
— Слайды!
Лектор продолжает:
— Любовь бывает между женщиной и женщиной или между мужчиной и мужчиной. Это не нормально.
Народ:
— Слайды! Давай слайды!
Лектор непробиваем:
— А бывает любовь к Родине.
И вот теперь слайды.»

Если, друзья, вы не застали СССР, то можете подумать, что блоги и инстаграммы как способ самореализации возникли уже после его распада, с развитием Интернета, и являются явлением новым и не имеющим более ранних аналогов.

Однако это не совсем так, и сегодня я вам это докажу ;).
Конечно же, техническая реализация этих аналогов была совершенно другая, но суть — а именно попытка авторов поделиться своими впечатлениями посредством показа изображений, специально снимаемых для иллюстрирования рассказа — оставалась прежней.

Если теперь для того, что бы поделиться с друзьями и знакомыми увиденным, нужен смартфон, цифровая камера и компьютер с интернетом, то в советское время для тех же целей — получения изображений — использовались плёночные фотоаппараты, а для их демонстрации широкой аудитории — слайды и слайд-проекторы.

Фотоаппараты, типа «Киев-4», о котором я уже писал, или наиболее массовый фотоаппарат в мире — Смена-8М, появились в СССР и получили довольно широкое распространение у советских граждан начиная с середины XX века
Примерно тогда же в СССР начал массово развиваться самодеятельный туризм.
Соответственно, среди туристов и появилась традиция делиться впечатлениями о походах, иллюстрируя свои рассказы фотоснимками — этому, отчасти, способствовал и порядок зачета спортивно-туристских путешествий, предусматривавший ведение на маршруте дневника и требовавший по результатам похода предоставить иллюстрированный фотографиями отчет о походе.

Еще по теме:  Проектор показывает вверх ногами как исправить epson

В рамках субкультуры самодеятельных туристов и зародилась, насколько я в курсе, традиция, напрямую завязанная на появление в продаже сначала отечественной, а затем и более качественной импортной обращаемой фотоплёнки.

Тут надо заметить, что обычным делом для советского фотолюбителя было самостоятельно, в домашних условиях, воспроизводить весь технологический процесс получения фотографий — начиная от фотосъёмки и проявки негатива до кадрирования, печати и проявления фотографий.
В силу сложности техпроцесса и дороговизны цветной фотопечати подавляющее большинство фотолюбителей останавливалось на черно-белой фотографии, и лишь немногие печатали фотографии цветные.

Напечатанные фотографии оформлялись в альбомы, которые и пускались по рукам слушателей во время рассказа путешественников о своих приключениях.

Как вы понимаете, при таком способе подачи материала синхронизировать рассматривание аудиторией изображений с повествованием рассказчика можно было только в том случае, если слушателей было один-два, да и вау-эффект от черно-белых фотографий — откровенно говоря, так себе ;).

Прорыв случился, когда в СССР появились, с одной стороны, недорогие цветные «обращаемые» фотоплёнки, а с другой — фотолаборатории, которые позволили взять на себя весь геморрой по проявке обращаемого фотоматериала, и на выходе фотолюбитель получал готовую цветную фотоплёнку, но не негативную, как это было до появления обращаемых плёнок, а позитивную, изображение на которой можно было рассматривать непосредственно.

Нарезав полученную из проявки цветную обращаемую фотоплёнку и вставив её в специально продававшиеся для этой цели рамки, фотолюбитель получал так называемые диапозитивы, или «слайды»:

Вся прелесть слайда была в том, что, во-первых, изображение на нём было в натуральных цветах:

а во-вторых, при помощи нехитрого приспособления, именуемого диапроектором, это изображение можно было проецировать на экран достаточно большого размера, что позволяло демонстрировать его одновременно большой аудитории.

Диапроекторы в СССР выпускались как простые, позволяющие просматривать сменяемые вручную слайды, так и автоматические, слайды в которые заряжались в специальные кассеты, из которых и сменялись автоматически при нажатии кнопки на пульте.

Всё это позволяло проводить презентации, лекции или просто рассказывать о том или ином событии, одновременно сопровождая рассказ демонстрацией цветных изображений достаточно крупного размера.

Как вы понимаете, таковая техническая возможность побуждала желающих использовать данный формат рассказа путешественников соответствующим способом подбирать изображения еще на этапе съёмки, заботясь о некой логической связи между снимаемыми слайдами и привязке снимаемого к общей канве будущего рассказа.

Поскольку сменить фотопленку в фотоаппарате можно было только после того, как она полностью была отснята (вернее, сменить-то было можно, вот только заново зарядить довольно сложно), то приходилось брать с собой или как минимум две фотокамеры (для обычных фотографий и для съёмки слайдов), или заранее определяться, какой формат фотофиксации путешествия выбрать.

Сегодня я покажу вам один из двух имеющихся у меня диапроекторов — выбор пал на Этюд-2с по той причине, что попал он ко мне всего несколько лет назад с длительного хранения, на котором лежал даже не распакованным — а потому у меня есть возможность показать вам совершенно новый диапроектор в полной комплектации и в заводской упаковке.

Вот так выглядит заводская упаковка диапроектора:

А вот так — сам диапроектор:

Этюд-2с — компактная раскладывающаяся модель, вот так он выглядит в «транспортном» состоянии:

А вот так — в разложенном «боевом», в которое приводится путём нажатия на две большие черные кнопки по бокам корпуса, откидывания серого кожуха и установки рамки:

Благодаря вот этой подпружиненной рамке с двумя «кармашками» для диапозитивов (слайдов) и производится смена кадра в проекторе — слайд вставляется в свободное окошечко рамки, рамка сдвигается — и ваш слайд оказывается на оптической оси системы проецирования изображения, а только что демонстрировавшийся слайд может быть вынут из второго кармашка и заменен на следующий.

Для установки рамки на место на корпусе с конденсорными линзами отфрезерованы специальные направляющие:

Позади радиатора над линзами конденсора вы можете видеть черный металлический колпачок — он надевается непосредственно на лампу подсветки, и предназначен для того, чтобы лампа не слепила того, кто меняет слайды — обычно это был или сам рассказчик, или его помощник.

Надо сказать, что конкретно у этой модели диапроектора качество изображения оставляет желать лучшего — впрочем, отчасти это от того, что снимал я днём и на минимальном расстоянии от объектива диапроектора 😉

И в заключение — коробка с двумя кассетами для автоматических слайд-проекторов.
Зарядив такую слайдами, их можно было показывать в заданной последовательности, не клацая вручную рамкой, а просто нажимая кнопку на пульте проектора — впрочем, диапроектор-автомат был только моей мечтой, но вот специальное приспособление, которое устанавливалось на обычный диапроектор и позволяло вручную, чисто механически, сменять слайды, подаваемые из такой кассеты, у меня было 😉

Еще по теме:  Может ли загореться проектор

Потому еще задолго до появления блогов и инстаграммов мы частенько собирались после походов, дабы поделиться своими впечатлениями с друзьями, сопровождая свой рассказ демонстрацией слайдов — впрочем, хорошая подборка слайдов существенно облегчала как сам рассказ, так и его восприятие аудиторией.

P.S. Вот придумаю что-нибудь с макрообъективом для зеркалки — и достану вас еще и оцифрованными слайдами ;)))

Источник: honzales.livejournal.com

Диапроекторы: характеристики, виды и советы по выбору

Диапроектор сильно отличается от современного проекторного оборудования. Иначе такие устройства называют слайд-проекторами. Несмотря на то, что современный рынок наполнен многофункциональными «умными» девайсами, диапроекторы все еще остаются актуальными и применяются во многих случаях. В этой статье мы поговорим об этих интересных устройствах и узнаем, на что стоит обращать внимание, подбирая оптимальный продукт.

Что это такое?

Прежде чем разбираться во всех особенностях современных диапроекторов, стоит выяснить, что представляет собой этот прибор.

Итак, диапроектор, или слайд-проектор, – это одна из разновидностей проекционного агрегата, предназначенная для показа диапозитивов и других прозрачных носителей статичных изображений. Само название данного оптического аппарата предусматривает применение диапроекции с привлечением не проходящего света.

Подобная техника в недалеком прошлом была очень популярной. В СССР выпускались отличные диапроекторы – например, «Свет», «Этюд», «Протон» и многие другие. Для просмотра диафильмов выпускался один из подвидов диапроектора – фильмоскоп. В этом устройстве вместо механизма автоматической смены слайдов присутствовал особый фильмовой канал с фрикционным элементом, необходимым для перемотки пленки.

История создания

Диапроектор имеет богатую историю. Во второй половине XX это устройство стало особенно популярным. Многие качественные модели выпускались на территории СССР. В те времена такой оптико-механический прибор присутствовал почти в каждом доме, где были дети. При помощи подобной техники на стену проецировались картинки с надписями, размещенными в нижней части.

Самые продвинутые устройства были дополнены звуковым сопровождением в виде грампластинки. Сигнал к необходимости смены кадра подавался характерным писком, который был записан на пластинку.

Конечно, кадры могли сменяться исключительно ручным способом при помощи специальной рукоятки-ролика.

С годами происходила неизбежная модернизация этого устройства. Современные диапроекторы во многом отличаются от тех, что были популярны во времена СССР. Сегодняшние аппараты представлены ультратонкими, узкими и компактными моделями, многие из которых могут легко уместиться на ладони. Техника рассчитана на синхронизацию с другими многофункциональными девайсами, например, смартфонами или ноутбуками.

Устройство и принцип работы

Одна из важнейших деталей, которая состоит в конструкции каждого проектора, – осветительная система. От уровня ее яркости зависит качество передаваемого изображения, его четкость и равномерность. Львиная доля диапроекторов основана на конденсорной системе освещения, способной обеспечить максимально высокую эффективность применения светового потока, который выдает лампа, находящаяся в конструкции техники.

В качестве световых источников в 1980-х годах применяли обычные лампы накаливания. Как правило, их применяли для кинопроекторов узкопленочной модификации. Со временем эти источники перестали использовать, и на их место встали галогенные и металлогалогенныелампы. Исходя из определенного класса проекционного устройства, показатель мощности лампы может составлять от 100 до 250 Вт.

Если речь заходит о профессиональном оборудовании, транслирующем изображение на очень широком экране, то здесь может быть установлена высокомощная лампа в несколько киловатт.

Сзади ламп в рассматриваемых устройствах находится специальный параболический отражатель, который по возможности уменьшает световые потери. В качестве исключения могут выступать только галогенные лампочки, которые изначально имеют встроенный отражатель.

В сравнении со стандартными кинопроекторами, позволяющими выдавать очень мощные потоки света, световая мощность диапроекторов является более ограниченной. Это необходимо, поскольку подобные устройства в течение длительного времени оказывают тепловое воздействие.

Чтобы не произошел перегрев слайдов, перед конденсатором предусмотрена дополнительная деталь – тепловой фильтр. Именно он поглощает большую часть инфракрасного излучения.

По причине сильной тепловой отдачи лампа и вся осветительная система в целом не может работать без качественного охлаждения. Для него применяется специальный мощный вентилятор. В качестве дополнительной меры для отвода тепла может задействоваться интерференционное покрытие отражающей детали.

Составляющая освещения в агрегатах разработана с тем расчетом, что изображение посредством тела накала лампы выстраивается конденсатором в плоскости входного «глазка» проекционного объектива устройства.

В современных моделях диапроекторов фокусировка осуществляется в автоматическом режиме. Четкая и детальная проекция обеспечивается в отношении всех слайдов, компенсируя при этом все степени их коробления. Во многих устройствах предусмотрена и ручная настройка фокусировки.

Разновидности проекторов специализированного уровня легко синхронизируются со многими звуковыми источниками.

Источник: stroy-podskazka.ru

Оцените статью
Добавить комментарий