Как ТВ каналы запускают спутники

Прохождение спутникового сигнала

Привет, Вы узнаете про прохождение спутникового сигнала, Разберем основные ее виды и особенности использования. Еще будет много подробных примеров и описаний. Для того чтобы лучше понимать что такое прохождение спутникового сигнала , настоятельно рекомендую прочитать все из категории Телевидение. Теория. Спутниковое. Как ни хотелось бы, но придется, опять повторится.

Даже если мы знаем частотный диапазон понравившегося нам пакета телепрограмм и зону покрытия выбранного спутника, то все равно, диаметр нашей спутниковой антенны мы будем знать только примерно. Почему? Дело в том, что приходящий к нам спутниковый сигнал многократно трансформируется, начиная с самого спутника, и заканчивая вашим приемником (ресивером).

Давайте последим всю, самую простейшую цепочку, приема сигнала со спутника. Электромагнитный сигнал со спутника, встречая спутниковую антенну, и отражаясь от ее зеркала, падает на облучатель конвертера.

Hotbird 13 / Канал Евразия / частоты на спутниковое тв 2022

После чего, сигнал, преобразовавшийся в конвертере в электрические импульсы, через коаксиальный кабель, попадает в наш спутниковый ресивер. прохождение спутникового сигнала .» src=»https://intellect.icu/th/25/blogs/id7598/3ac0380a3c5cd1ee4aa040afa4721072.png» style=»height:97px; margin:0px; width:429px» /> Получается, что спутниковый сигнал, перед тем как попасть в ресивер, не однократно трансформируется. Ко всему этому, сигнал со спутника, перед тем как поступить на вход ресивера, преодолевает огромное космическое пространство, проходит через плотные слои атмосферы, при этом, встречаясь с теми или иными погодными условиями. Представьте себе небольшой, моросящий дождик, и сколько капелек воды приходится ему пройти. Или, к примеру, если будет зима, то, сколько встретится на его пути снежинок. Теперь, давайте, проследим прохождения спутникового сигнала от спутниковой антенны до ресивера, более подробно.
И так, спутниковый сигнал, уже претерпев значительное ослабление, встречается с зеркалом спутниковой антенны. Отразившись от зеркала спутниковой антенны, и изменив свое направление, сигнал фокусируется на облучатель конвертера. В конвертере, электромагнитный сигнал преобразуется в электрический.

Далее, сигнал попадает в специальный, экранированный от внешних помех, кабель. С кабеля сигнал поступает в конечное устройство, спутниковый приемник (ресивер).

С ресивера, сигнал изображения и звука (video-audio), поступает на телевизор. (так как, телевизор, не участвует в обработке спутникового сигнала, это устройство, мы учитывать не будем) Исходя из этой цепочки, давайте, определим более точно, из каких параметров будет исходить, конечный уровень мощности спутникового сигнала: Данные параметры зависят от спутника и погодных условий (мы не можем их изменить). 1 . Об этом говорит сайт https://intellect.icu . Мощность, и направление, излучаемого спутником сигнала.

Пропали российские каналы. Почему? Как смотреть?

2. Частотный диапазон спутникового сигнала. 3. Расстояние от спутника до спутниковой антенны. 4. Хорошие или плохие погодные условия. Данные параметры зависят от конфигурации нашего приемного оборудования (эти параметры, мы можем изменить в лучшую сторону, приобретая при этом, аппаратуру с хорошими техническими характеристиками). 5.

Искомый нами диаметр спутниковой антенны, и ее коэффициент усиления. Коэффициент усиления, зависит от отражающих свойств металла, из которого изготовлено само зеркало спутниковой антенны. 6. Параметрами конвертера, его чувствительностью и коэффициентом шума. 7.

Длина соединительного кабеля (чем короче длинна, тем лучше), и качество материала, из которого он изготовлен. 8. Чувствительность входа ресивера (у различных моделей, она разная). А теперь, давайте выясним. Почему? Даже зная точные параметры карты покрытия спутника, мы будем знать, только примерные размеры нашей спутниковой антенны.

Погодные условия, так как это явление временное, мы пока исключим. Здесь дело в том, что, сам спутник, передает сигнал, для приемного оборудования определенного стандарта. Например, у конвертера, должны быть определенные параметры (но не менее), по чувствительности, и по коэффициенту шума. У ресивера, тоже должны быть определенные минимальные требования.

И так далее, и тому подобное. По этим же характеристикам, спутниковый провайдер, и рассчитывает карты покрытия того или иного спутника, достаточные, для уверенного приема спутникового сигнала. Давайте представим такой пример. На крыше здания уже стоит спутниковая антенна. Она настроена, на какой либо спутник, с которого вещается определенный пакет телеканалов.

Предположим, что пользователю наскучили эти каналы, и он решил перейти на другой спутник. Посмотрев на карту покрытия этого спутника, как оказалось, диаметр спутниковой антенны должен быть больше, чем у антенны, которая у него уже стоит. Но тут, этот пользователь, все-таки решается попробовать. А вдруг получится. И вот он настраивается на этот спутник, и. О чудо.

Сигнал принимается, и с достаточно хорошим уровнем. И что это? На самом деле чудо. Нет, в действительности здесь никакого чуда нет. Просто, технический прогресс не стоит на месте, и само приемное оборудование, постоянно усовершенствуется.

Конвертеры, например, выпускаются уже с меньшим коэффициентом шума, ресиверы, с улучшенными приемными характеристиками, и т. д. А теперь, давайте представим другой, совершенно противоположный пример. Пользователь, изучив карту покрытия спутника, купил спутниковую антеннунужного диаметра. Настроился на понравившийся спутник. И. тишина. от сигнала ни ответа, ни привета.

Или, картинка то появится, то исчезнет. Почему. Неужели спутниковый провайдер, на карте покрытия, указал не верный диаметр антенны? Ну и. Давай обвинять его во всех смертных грехах. Но, сама причина неуверенного приема, может скрываться совсем в другом. Возможно, конвертер установленный на спутниковой антенне, с излишне большим коэффициентом шума.

Или пользователь, решил сэкономить, и купил дешевый кабель с низкими пропускными способностями. Может вдобавок ко всему прочему, сам спутниковый ресивер имеет слабую чувствительность по входу (занижены параметры «уровня входного сигнала»), мне к примеру, первый ресивер попался именно такой.

Теперь, исходя из выше сказанного, можно подвести такой итог — как Вы теперь понимаете, достаточно точно подобрать необходимый диаметр спутниковой антенны, теоретически, просто не реально. Сто процентная уверенность, у вас будет только тогда, когда Вы проверите все на практике.

Поэтому, мы будем исходить из тех параметров, которые предоставляет сам спутниковый провайдер. К сожалению, мы не можем изменить мощность сигнала идущего со спутника, но. мы можем научиться, правильно подбирать конфигурацию спутникового оборудования.

Выражаясь другими словами, нам надо уметь разбираться в некоторых параметрах, отдельных элементов спутникового оборудования, и чтобы они были не хуже определенных стандартов. И как показала практика, в большинстве случаев, этого будет более чем достаточно.

Надеюсь, эта статья об прохождение спутникового сигнала, была вам интересна и не так слона для восприятия как могло показаться, удачи в ваших начинаниях! Надеюсь, что теперь ты понял что такое прохождение спутникового сигнала и для чего все это нужно, а если не понял, или есть замечания, то нестесняся пиши или спрашивай в комментариях, с удовольствием отвечу. Для того чтобы глубже понять настоятельно рекомендую изучить всю информацию из категории Телевидение. Теория. Спутниковое

создано: 2017-07-13

Источник: intellect.icu

Перспективные направления развития телевидения — кабельное телевидение, вещание через спутники

Спутниковое ТВ:1. Телевидение высокой четкости в Европе и в России развивается не столь высокими темпами, к 2018 г. составит не более 20-22% от общего объема вещания. Основная проблема развития ТВЧ в России состоит не столько в отсутствии достаточного контента этого вида вещания, сколько в том, что жители нашей страны пока не очень желают смотреть дорогие каналы высокой четкости.

2. В Европе и в России наряду с ростом числа каналов телевидения высокой четкости в вещательных платформах сохраняется устойчивая тенденция наращивания числа каналов телевидения стандартной четкости.

3. Роль спутниковых систем непосредственного вещания при переходе на цифровое телевидение и телевидение высокой четкости становится все более значимой. Для ретрансляции каналов HDTV понадобится существенное увеличение спутниковой емкости, а это значит, что в следующее десятилетие бизнес спутниковых операторов будет развиваться.Александр Крылов
директор ЦКС «Сколково» (http://www.tssonline.ru/articles2/rabandusl/spytnikovoe-televidenie-visokoi-chetkosti-sostoyanie-i-perspektivi-razvitiya)

Кабельное ТВ: Ранее основой кабельного ТВ был — коаксиальный кабель, позже внедрили оптическое волокно и появились волоконно-коаксиальные сети.

Сеть кабельного ТВ включает головную станцию, магистральные каналы связи, субмагистральные линии и домовые распределительные сети.

В США появилось в 1973 году, с середины 80-ых развивается в Западной Европе.

Преимущества систем кабельного телевидения перед эфирным вещанием:

— более высокое качество сигнала;

— отсутствие проблем с передачей сигнала в городах с многоэтажной застройкой;

— возможность расширения предоставляемых абоненту услуг и количества каналов.

У нас зритель привык к бесплатным эфирным каналам.- Рынок платного телевидения в России еще очень молодой. Говорят, что ему двадцать лет, реально же развитие происходит последние 5 лет. то достижение за этот недолгий срок впечатляющие. Вместе с каналами развивается и реклама. привыкнут смотреть 100-200 каналов.

Будет определенное ядро аудитории, которое будет понимать, что такое платное ТВ. С другой стороны, мы живем в век информации, и она проникает очень быстро и эта разница между маленькими и большими городами стирается, и так происходит во всем мире. Одну и ту же информацию вы можете получить через интернет, и эти же зрители захотят смотреть кабельное ТВ. Кабельное ТВ — это одно из самых дешевых развлечений — ты платишь определенную сумму, это заменяет зрителю поход в кино и много что еще, и главное — гораздо дешевле. (Лакшми Харихаран, директор по маркетингу UNI. http://www.dv-reclama.ru/russia/articles/detail.php?ELEMENT_ID=20875)

Ужесточение конкуренции внутри телевизионного рынка, связанное с распростране­нием платных телевизионных услуг (на технологической базе кабельного, спутникового и IP-телевидения) и с ростом числа доступных населению телеканалов, является основой дол­госрочной тенденции фрагментации телевизионной аудитории, которая проявляется в перерас­пределении аудитории и рекламных бюджетов между массовыми, универсальными телекана­лами и «длинным хвостом» тематических, нишевых (эфирных и неэфирных) телеканалов.

Еще по теме:  Интересные бесплатные фильмы на Wink

«спутниковое телевидение» — непосредственный прием спутникового сигнала на индивидуальную приемную установку с антенной малого размера (обычно менее одного метра). — это трансляция телевизионного сигнала для местных телевизионных станций или кабельных сетей через спутник. — рынкаспутникового телевидения в России практически нет .Все запускаемые спутники предназначены исключительно для федеральных программ, и развиваться в ближайшее время будет именно государственное ТВ. Стоит также отметить, что в России до 2015 года не планируется запуск спутников, созданных специально для передачи телевизионного сигнала. Запускаемые же в России спутники будут цифровыми, но с возможностью передачи телевизионного сигнала. Трудно получить лицензию.

13. Режиссура эфира.

1. Разница между «кинематографическим» и «прямоэфирным монтажом».

Понятия монтажа, кадра, плана и ракурса, точки съемки и угла зрения, применяемые в кино, вполне адекватны и в телевидении. Благодаря способности сознания к абстрагированию процесс мышления «монтажен», и поэтому психологически оправдано на экране «сжатие» и «растягивание» времени и связанного с ним пространства, «поворот» времени вспять и т. п., Эффект Кулешова — при монтаже в кино, появление нового смысла от сопоставления двух кадров, поставленных рядом.

Описан основателем русской школы кино Львом Кулешовым в книге «Искусство кино», опубликованной в 1929 году, и более ранних статьях. Кино. Чтобы монтажно снять какой-то кусок действительности кинокамерой, необходимо тем или иным образом расчленить снимаемый процесс или действие, запечатлевая на пленке каждый раз различные его детали.

Иначе кинематографическое изложение на экране будет невозможным. Телевидение. Эти же самые действия на экране могут быть воспроизведены только так, как они происходят – последовательно. Причина этого – в подлинности времени, в одновременности передачи и действия.

прямоэфирного монтажа на советском телевидении – конец 1930-х годов, 1948 – появление второй камеры. Начало использования приемов монтажа, позаимствованных из кино.

3. Технический и конструктивный монтаж. Процесс склеивания пленки – технический монтаж. Процесс выбора этих кусков пленки, установления последовательности кадров – конструктивный монтаж. Его можно считать творческим процессом.

4. Междукадровый и внутрикадровый монтаж на телевидении

Кадр – часть фильма «от склейки до склейки» (или часть телепередачи от включения до отключения камеры) Монтаж изображений, снятых с различных точек зрения, называют междукадровым монтажом. Изменения содержания кадра (крупности изображения, ракурса, угла зрения), получаемые при перемене точек зрения при съемке с движения одной камерой, называют внутрикадровым монтажом.

Внутрикадровый монтаж в телевидении он имеет совершенно особое, первостепенное значение. Причины: пространственно-временная непрерывность– изображение на телеэкране по природе своей гораздо более достоверно, чем изображение на киноэкране. Достоверность эта скорее психологическая, чем чувственная, зрительная, но она несомненна. Характеру телевизионного изображения свойственны привычные для человека, обычные в реальной действительности точки съемки. Вот почему пользоваться ракурсом, важным средством выразительности, следует с осторожностью, не злоупотребляя им, чтобы не разрушить достоверность изображения на телеэкране, сохранить эффект присутствия.

5. Крупные планы на телевидении

С другой стороны, крупный план на экране (в телевидении, как и в кино) за счет кадрирования исключает возможность увидеть то, чего, по замыслу режиссера и сценариста, нам в этот момент видеть не нужно.

3. Конструктивный монтаж, т. е. воспроизведение движения и выявление логической связи между кадрами, Природное свойство прямого телевидения – одновременность – зачастую исключает для телевизионного режиссера одно из главных условий творчества

14. Соотношение изображения и слова в телевидении («Телевизионная журналистика», Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А.Я. Юровский).

Экранное слово персонифицированно, наделено чертами самого образа, который живет на экране, будь то человек, предмет, процесс – любое явление действительности. зрительный образ, созданный телевидением, требует подкрепления изображения словом, Слово активизирует восприятие, углубляет его, расширяет границы кадра, дает зрителю материал для раздумий.Связь слова и изображения на телеэкране сложна. В некоторых документальных передачах показ события не нуждается в пространных комментариях:изображение говорит само за себя и может превалировать над звучащим с экрана словом.

Признак качественно новой телевизионной драматургии, широко применяющийся в художественных передачах,– прием введения рассказчика, непосредственное обращение к зрителю с помощью слова.

В заключение следует сказать об особом характере слова, произносимого по телевидению. Благодаря способности прийти в дома людей телевидение обладает особым характером общения – с телеэкрана звучит живое слово. Хотя мы и не можем ответить человеку на телеэкране, все же он в гораздо большей степени наш собеседник, чем человек на киноэкране.

Специфика восприятия телепередач – у себя дома – определяет особый характер звучащего с телеэкрана слова. Человек с экрана телевизора должен разговаривать со зрителями, беседовать с ними, а не вещать. Интонация, выразительный жест, мимика подчеркивают и усиливают воздействие произнесенного слова.

Обратим внимание, вот на какое специфическое требование: звучащее с экрана слово, произносимое и в кадре, и в закадровом тексте, в силу условий просмотра передачи непременно должно обладать качеством интимности, задушевности., Комментатор – это точка зрения на факт, событие, процесс. достаточный опыт, владеющий историей вопроса, являющийся специалистом по данной тематике, имеющий, таким образом, моральное право выступать с оценками и прогнозами. Его функция – разъяснить зрителям сложный вопрос, репортерская работа – основа современного телевидения Отличие ведущего новостной программы от диктора не так велико.

Диктор зачитывает в эфир с телесуфлера заранее подготовленный и выверенный текст, то же самое делает и ведущий. Теоретически диктор не имеет права на импровизацию, у ведущего такое право есть. Шоумен – ведущий массовой (обычно студийной) передачи, ток-шоу. Важнейший элемент этого жанра – зрелищность, поэтому шоумен – это массовик-затейник высокого класса. Модератор– если шоумену необходимы такие качества, как артистизм, динамичность, очень часто – остроумие, находчивость, то ведущий дискуссии на серьезные темы должен вести себя взвешено, предельно важным условием этой работы является по возможности более глубокое знание предмета беседы или дискуссии.

От заявки к сценарию.

Сценарий –завершает подготовительную часть (знакомство с материалом, его отбор, формулировку темы) и одновременно является началом нового периода – съемочного.

Тему либо дает редакция, либо сам журналист.

основные стадии работы автора над сценарием телеочерка

– первое знакомство с жизнью объекта и героев (на месте или по источникам);

– конкретизация темы, проблемы, идеи на избранном автором материале действительности;

– написание заявки, обсуждение ее с редактором и режиссером, утверждение темы и заявки редакцией;

– первый, а иногда повторный выезд на объект, детальное его исследование, изучение, выбор персонажей, событий, которые войдут в будущую передачу или фильм;

– утверждение сценария редакцией.

На этом работа сценариста не всегда кончается: часто он принимает участие в съемках фильма или записи передачи, изменяя написанный текст в соответствии с конкретным моментом. Заявка – это сложившийся замысел. Она решает две задачи: развивает замысел и помогает вступить в контакт с редакцией, с производством, так как является юридическим документом и служит основанием для заключения договора на написание сценария. синопсис репортажа темА, идея, проблематика и тд по Лыткиной.

16. Средства создания публицистического телесценария.

См 15

Материал произведения – та социальная реальность, которая не безразлична автору и которую он изучил настолько хорошо, чтобы рассказать о ней глубоко и интересно.

Цельность произведения проявляется в таких элементах драматургии, как тема, идея и композиция.

Тема – это предмет изложения, который разъясняют или о котором рассуждают; Тема – это вопрос, выделенный автором как самый важный для данного материала и времени его рассмотрения.

Идея– это основная мысль произведения, с помощью которой автор выражает свою нравственную позицию. Композиция – это составление, соединение, связь, закономерное построение произведения, Фабула, сюжет. Задача, сверхзадача.

Композиция помогает справиться и с чисто техническими трудностями.

Структура сюжета включает три основных компонента – начало, середину и конец. экспозиция (пролог) – заявка (начало) – перипетии (развитие действия) – кульминация (высшая точка воплощения авторской позиции, напряжения мысли или конфликта) – перипетии (действия, ведущие к развязке) – развязка (конец) – эпилог.

– кульминация. Важный компонент неигрового сценария – сюжет. Фабула Движение сюжета включает и развитие конфликта.

Сложились три основных типа конфликтов

– борьба с физическими препятствиями, природой или обстановкой;

– борьба с социальной средой, с людьми;

– борьба с самим собой, конфликт психологический.

Ремарка (от фр. remarque) не перечень подробностей, она не просто называет действие, а дает его экранное решение. И вместе с тем она должна быть ассоциативна.. Поэтому сценарий в какой-то степени «руководство к действию» для режиссера и оператора, и содержится оно в описательной части.

17. Сценарист в съемочной группе.

15,16

Главные творческие фигуры в группе, создающей передачу или фильм, – это автор, режиссер и оператор.

Сценарист не только обязан знать тему передачи или фильма и законы драматургии, но и уметь найти нужных героев, вступить с ними в контакт, вызвать на необходимый по замыслу разговор. Подчас не столько важна работа сценариста за письменным столом, над «проектом» будущего фильма или передачи, сколько работа в студийном павильоне, на съемочной площадке, в монтажной, т. е. в процессе выстраивания произведения. Постоянный контакт его с режиссером необходим.

Профессия режиссера требует не только творческих, но точно так же и организаторских способностей. Собрать группу, привлечь в нее людей профессиональных, заразить их своей идеей, создать в группе атмосферу коллективного творчества, побуждающую работать слаженно и, что не менее важно, оперативно – все это входит в состав режиссерской профессии.

Еще по теме:  Что такое медиум ТВ

Это, конечно, не значит, что взаимоотношения автора-сценариста, режиссера и оператора всегда благостные. В любом коллективе, а особенно в творческом, должен быть лидер. Им может быть и публицист (в тележурналистике это вполне закономерный случай), и режиссер, и, что реже, оператор (в случае, когда жанр произведения предполагает главенство пластического, изобразительного материала). Кем бы по своей профессиональной принадлежности ни оказался в данном конкретном коллективе этот лидер, все другие его участники должны подчиниться его авторитету, а точнее – общей творческой задаче, которую преследует создание данного произведения.

«Я глубоко убежден, что главная задача сценаристов, — развлекать аудиторию. Именно развлекать! процесс получения эмоционального и интеллектуального удовольствия. Образцовыми фильмами в этом плане я считаю работы Ингмара Бергмана, который следовал в своем творчестве трем основным принципам.

Первое — в каждый фильм нужно вкладываться так, будто он последний (ведь по сути, так и может произойти на самом деле). Второе — нельзя идти на компромисс с собственным чувством правды. И третье — зрителей следует развлекать.

18. Типология телевизионной публицистики.

Виды телевизионных жанров — группы жанров, подразделяемых либо на две — публицистику и информацию, либо на три группы — информационную, аналитическую и художественную публицистику

1)Информационные (заметка, интервью, отчет, репортаж). Как правило, оперируют простой, первичной информацией. Поэтому главная их цель — оперативно сообщить о факте, событии, явлении. В числе определяющих признаков информационных жанров —

2)Аналитические (проблемный репортаж, корреспонденция, комментарий, проблемное интервью, беседа). Эту группу объединяет глубокое исследование жизни и всесторонний анализ фактов. Журналист проводит анализ социальной действительности, расчленяя исследуемое явление на составные части, отделяя главное от второстепенного, а затем делая выводы, обобщения и рекомендации.

3) Художественно-публицистические (зарисовка, беседа, очерк, фельетон). Для этой группы свойственны: образность, типизация, эмоциональная выразительность и насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами.

В содержании публицистического произведения должны быть тема, проблема, идея:

Тема – о чём мы пишем материал. Идея – зачем мы пишем материал. Проблема – поставленный вопрос, исследуемый в материале.

19. Жанры информационной публицистики.

Брифинг — жанр (жанровая разновидность) информационной публицистики, означающий открытую, обычно деперсонифицированную передачу официальной точки зрения или информации (оригинальной или субъективно обработанной) органа власти (от его пресс–центра или уполномоченного представителя) о событии или общественно–значимом явлении в открытые СМК через специально приглашенных журналистов. Может иметь закрытый характер, не предназначенный для прямого эфира.

Вопросы при этом обычно не задаются.. Документальный фильм — Основная форма существования жанра документального (также неигрового) кино. Номинально документалистика должна строиться на съемках подлинных событий и собственно именно этот жанр является родоначальником всех прочих в экранном искусстве. Заметка (видеосюжет) — общежурналистский жанр информационной публицистики, пограничный с репортажем и называемый обычно «сюжетом» или «информацией». Интервью —(от англ. interview — обмен мнениями) — жанр информационной публицистики, в составе информационных материалов один из вариантов разговорной передачи «в лицах» — диалог, полилог, конфронтационное интервью, контрвью и т.д.

Новости. В принципе, подача новостной информации — стандартный метод и его надлежащее место должно было бы быть в следующем разделе.

Отчет —подающий протокольно–фиксированную информацию о событии или мероприятии в длительном и детальном показе

Репортаж — жанр информационной публицистики, включающий три формы: событийный (прямой синхронный или немой), постановочный (спровоцированная ситуация) и тематический. Репортажность — имманентное свойство подавляющего большинства журналистских жанров.

Телемост — вариант разговорного жанра типа ток–шоу, использующий возможность зрелищного противопоставления контрастных по ментальности аудиторий, двух или более, как правило географически удаленных друг от друга, с помощью техники спутниковой связи.

Источник: megaobuchalka.ru

История создания советского спутникового телевещания

Феномен «голубого экрана». Предыстория спутникового телевидения

История развития спутникового телевидения, как и вообще вся история космонавтики – это повесть о гениальных и иррационально упорных энтузиастах. Прежде всего, разумеется, о Циолковском и Королёве – теоретике и практике, на вере которых, как на ракетном топливе, двигались вперёд проекты освоения безвоздушного пространства.

Константин Циолковский до начала космической эры не дожил, зато Королёв после знакомства с ним неизлечимо «заболел» реактивным движением и полётами к звёздам. В 1954-м году, спустя почти десять лет после окончания Второй мировой войны и за восемь – до Карибского кризиса, кульминации войны холодной – он, наконец, стал активно продвигать идею создания искусственного спутника Земли. Для этих целей Королёв привлёк своих коллег и друзей – будущего президента Академии наук Мстислава Келдыша и ракетчика Михаила Тихонравова. Вместе они предложили министерству обороны использовать послевоенные и полученные в результате победы над Германией ракетные разработки для вывода на околоземную орбиту искусственного спутника.

Изначально Королёв собирался запустить в космос полноценную научную лабораторию. Ракеты-носители проектировались в военных целях и в перспективе должны были поднимать в воздух многотонные бомбы. Поэтому выведение тяжёлого комплексного устройства на орбиту инженеров-ракетостроителей не пугало. Но создание космической научной аппаратуры застопорилось; к 1957-му году Королёв принял компромиссное решение – отправлять за пределы атмосферы ПС-1, «простейший спутник».

На базе советских межконтинентальных Р-7, созданных, в свою очередь, на основе трофейных немецких Фау-2, была разработана ракета-носитель «Спутник». Точнее, Р-7 8К71 – имя этот класс ракет получил лишь после успешного запуска ИСЗ «Спутник-1».

Первое творение рук человеческих в космосе представляло собой 84-киллограммовый шар с оболочкой из дюралюминия. Внутри находились температурные и барометрические датчики, система охлаждения и радиопередатчик. Снаружи – четыре антенны. Траектория полёта ИСЗ позволяла следить за ним радиолюбителям всего мира.

На втором «Спутнике» полетела Лайка, а вот третий полностью соответствовал давнему замыслу Королёва – вывести на орбиту побольше датчиков и приёмников, с возможностью двусторонней передачи данных и питанием от солнечных батарей. Запуск «Спутника-3» состоялся через год после триумфа ПС-1. Этот ИСЗ также называли «объектом Д» – так его следовало классифицировать по правилам ракетостроения, исходя из массы полезного груза (аппарат весил больше 1,3 тонн, научные приборы – около 300 кг).

Параллельно с ракетостроением развивалось телевизионное вещание. Русский изобретатель Зворыкин, иммигрировавший в США, и русский изобретатель Семён Катаев, оставшийся в СССР, в 1931-м году почти одновременно запатентовали передающую телевизионную трубку. На момент запуска «Спутника-1» на территории советов работало более миллиона фабричных телевизоров и немало самодельных, созданных радиолюбителями. Для передачи сигнала использовались наземные излучатели и ретрансляторы.

Сразу после вывода первого ИСЗ на орбиту Катаев обратился напрямик к Хрущёву с предложением использовать космические аппараты для теле- и радиовещания. То, что поднятые в атмосферу телепередатчики работать будут, доказал эксперимент, проведенный в рамках VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Самолёты ЛИ-2 с высоты 4 км транслировали передачу с этого фестиваля чуть ли не на половину СССР. Королёв, верный своему энтузиазму, идею поддержал, хотя у ОКБ-1, которым он руководил, программа работ была крайне насыщенной. Проектирование спутников связи всерьёз началось только после полёта Гагарина.

Как ни парадоксально, первые эксперименты по использованию ИСЗ для передачи радиоволн проводились американскими и советскими инженерами совместно. Это были работы по приёму волн, отражённых от пассивного радиотрансляционного спутника «Эхо-2» (представлявшего собой, по сути, большое сферическое зеркало). «Эхо» разработали и вывели в космос Соединённые Штаты, зато детектированием сигнала занимались как в Московском научно-исследовательском институте радиосвязи (МНИИР), так и в Америке.

Эхо-2

Эхо-2

Опыты по использованию космических объектов для ретрансляции предпринимались и раньше. Военные и любители давно освоили «пересылку» сообщений через отражение сигнала от лунной поверхности. Исследование передачи при помощи «Эхо-2» показало, что создавать пассивные спутники связи неразумно.

Для телевидения использовались дециметровые и сантиметровые части электромагнитного диапазона – меньшие длины волн слишком быстро затухали в атмосфере. Но чем больше длина волны, тем больше должен быть размер отражателя (и приёмника). Запускать в небо большие аппараты, да ещё и без возможности полноценно управлять сигналом и ориентировкой ретранслятора, было совершенно нерентабельно. Поэтому обе космические державы взялись за создание активных ретрансляторов, имеющих собственные усилители и раздельные антенны для приёма и для отправки информации.

Сегодня принято считать, что «космическая гонка» значительно повлияла на развитие холодной войны, обостряя давние конфликты и пробуждая не вполне здоровый дух соперничества в политиках. Отчасти так и было – после полёта «Эхо-2» пути спутникового телевидения двух континентов на долгое время разошлись. Однако первоначальные межконтинентальные эксперименты однозначно свидетельствуют о том, что на уровне конструкторских бюро, обсерваторий и научных лабораторий мировые государства сотрудничали без проблем.

А теперь о погоде: «Молнии» и «Радуга»

спутник Молния-1

спутник «Молния-1»

Серия «Спутников» продолжала пополняться аппаратами на орбите, но все они использовались в исследовательских целях – для уточнения положений радиационных поясов, подготовок к пилотируемым полётам, усовершенствований систем ориентации. Спутники связи проектировались с нуля.

Первый из них – «Молния 1» – был запущен в 1965-м году. До этого два запуска сорвались. В июне 1964-го подвела топливная система ракеты-носителя; в августе того же года спутник вышел на орбиту, но антенны связи не раскрылись из-за халатности персонала. Третья «Молния» сработала, как надо – с её помощью была проведена первая телевизионная передача из Владивостока в Москву. Из эксперимента спутниковое телевизионное вещание быстро стало повседневностью.

Непосредственно запусками спутников связи занимался специальный отдел ОКБ-1. Созданием приёмо-передающей аппаратуры заведовал отдел спутниковой связи и вещания МНИИР, сформированный на базе одной из лабораторий как раз в 1965-м году, когда хорошие перспективы ИСЗ стали очевидны. Вскоре запуски новых космических аппаратов стали происходить по нескольку раз в месяц.

Еще по теме:  Один дома по Триколор ТВ когда

В 1967-м году была образована первая телевизионная сеть. Она состояла из одного ИСЗ «Молния-1» и двух модифицированных орбитальных ретрансляторов, называемых «Молниями-1+».

В «Молниях с плюсом» были исправлены два главных конструктивных недочёта первых спутников связи – уязвимость к воздействию радиационных поясов Земли, приводившая к быстрому износу электроники, и жёсткая привязка ко времени запуска. После работ, направленных на защиту радиооборудования спутника от излучений, срок службы ИСЗ увеличился с полугода до 3-4 лет. А привязка изначально была вызвана тем, что «Молнии-1», работавшие на солнечных батареях, должны были выходить на строго определённые промежуточные орбиты, чтобы впоследствии успешно достичь необходимой высокоэллиптической конечной орбиты. «Молнии-1+» работали «в связке» друг с другом, поэтому могли обеспечивать связь, даже если несколько спутников находятся в тени. Это позволило расширить диапазон используемых орбит.

В итоге за всю историю космонавтики работать на благо телевидения отправилось 5 «Молний-1» и больше полусотни «Молний-1+». Конструкция последних оказалась столь удачной, что на их базе, несмотря на появление других серий ИСЗ связи, продолжали создаваться всё новые и новые версии космических аппаратов: «Молнии-1Т» (использовавшиеся преимущественно в военных целях), «Молнии-2» (оказавшиеся не слишком долговечными), «Молнии-3» (которые эксплуатировались дольше всего – 29 лет).

Для приёма сигналов с «Молний» в 1967-м параллельно с появлением первой спутниковой сети в эксплуатацию ввели ещё одну сеть – наземную. Двадцать 12-метровых тарелок, разбросанных по территории СССР, объединили в телевизионную систему «Орбита».

Принцип работы «Орбиты» заключался в следующем: сигнал с центрального передатчика, которым на тот момент была «Общесоюзная радиотелевизионная передающая станция им. 50-летия Октября», отправлялся на спутник, а оттуда, пройдя усилители, «рассылался» по региональным тарелкам «Орбиты». С этих радиопередатчиков сигнал уже шёл к конечным пользователям – зрителям с традиционными маломощными приёмными антеннами. Такая система позволила транслировать программы Центрального телевидения по всему Союзу – к концу 1968-го их смотрели миллионы людей. Позднее число приёмников «Орбиты» довели до 69-ти, а центральный передатчик – грандиозная башня – получила новое имя: Останкинская телебашня.

В 1965-м году США и 17 других капиталистических стран образовали собственную спутниковую телевизионную сеть – Intelsat. Хотя аппаратная часть у Советов по-прежнему была куда лучшей, Intelsat являлась международной организацией, а это выглядело перспективно. В 1971-м советские политики «дозрели» до организованного ответа и создали систему Интерспутник – тоже нацеленную на международное вещание, обмен информацией и взаимопомощь в деле технологического развития. Только к Интерспутнику относились социалистические, а не капиталистические страны; после развала СССР Интерспутник продолжил своё существование и даже стал предоставлять коммерческие услуги спутниковой связи через 17 геостационарных космических аппаратов.

Довольно долго противостояние организаций было неявным. Тем более что для СССР более значимой была другая организация, внутренняя – ЕССС, Единая система спутниковой связи. Эта сеть образовалась, когда было принято решение использовать одни и те же ИСЗ в военных и гражданских целях. В рамках программы ЕССС были разработаны космические аппараты «Радуга», они же «Грань», они же «Стационар» – первые массово выпускавшиеся спутники для геостационарных орбит.

Исторически идея выводить спутники связи на геостационарные орбиты появилась раньше, чем мысль о движении аппаратов по орбите с периодом, отличным от 24 часов. Ещё в 1945-м году Артур Кларк, инженер и будущий всемирно известный фантаст, написал популярную статью о геостационарных орбитах и их преимуществах. В этой же статье он рассчитал из энергетических соображений большинство параметров таких орбит; в англоязычной литературе их так и называют – орбиты Кларка.

Однако выведение спутников на геостационарную орбиту требовало лучшей точности расчётов, чем было возможно провести на момент проектирования «Молний-1». А главное – для доставки космического аппарата на геостационарную орбиту требовалась ракета-носитель более совершенная, чем Р-7 «Спутник» или «Молния».

В 1975-м году завершилось создание первых «Протонов», которым было суждено на долгие десятилетия стать одними из лучших ракет-носителей в мире. Тогда же доработали «Радуги». Немалую часть затрат, денежных и человеческих, взяли на себя военные – им не хватало ресурсов «Молний». Два трёхствольных передатчика «Радуг» позволяли параллельно ретранслировать сигнал на приёмники «Орбиты» и отправлять информацию, необходимую министерству обороны.

«Радуги» стали основой ЕССС; всего был запущен 31 спутник этого класса, и эксплуатировались они без малого двадцать лет. В 1978-м к «Радугам» присоединились другие «неподвижные» ИСЗ, имеющие кодовое имя «Горизонт».

Не заходя за горизонт

К середине 70-х отделы, занимающиеся созданием спутников связи, озадачили снова. Причём сразу по двум направлениям.

Во-первых, появилась насущная необходимость придумать какой-то новый тип передатчиков. Система «Орбита» была прекрасна всем, кроме своей распространённости. Невозможно было поставить металлическую тарелку с диаметром 12 метров в каждом малонаселённом регионе – просторы СССР не позволяли так роскошествовать. Это означало, что огромные территории всё ещё оставались без программ Центрального ТВ.

Во-вторых, в 1974-м организационный комитет Олимпийских игр постановил: в 80-м Олимпиада пройдёт в Москве. И принимающая сторона оказалась перед фактом, что обеспечить достаточно масштабную круглосуточную трансляцию при нынешнем положении дел на орбите нереально.

Учёные и инженеры снова взялись за логарифмические линейки, ЭВМ и чертежи. Буквально за год – как раз к вводу в эксплуатацию «Радуг» и, главное, «Протонов» – был собран первый макет будущего геостационарного космического аппарата «Горизонт». Эти ИСЗ должны были реализовывать технологию НТВ – непосредственного телевизионного вещания.

Суть этой технологии заключалась в передаче сигнала напрямую на маломощные пользовательские антенны. Чем слабее антенна – тем более мощным должен быть передатчик; раньше установка таких трансляторов на внеземные объекты казалась нерациональной, теперь выбора не осталось. Тем более что «Протоны» позволяли брать на борт аппараты с тяжёлыми транспондерами: «Горизонты» весили порядка 2300 кг, а «Радуги» – 2000 кг. В то время как масса «Молний-3» ограничивалась 1750 кг.

Спутник Горизонт

Спутник «Горизонт»

В 1978-м был запущен первый «Горизонт»; всего за историю серии успешно функционировали 33 аппарата. Для нужд расширяющейся ЕССС решили строить новый наземный Центр космической связи, на тот момент просто «объект «Азимут М-2».

Для постройки выбрали участок земли на берегу речки Дубна; поскольку «Горизонты» интересовали и ненасытное министерство обороны тоже, то строительство происходило в основном их силами. Особенно это пригодилось, когда выяснилось, что средств на жильё для будущих сотрудников Центра не выделено. Профинансировать стоквартирный дом чиновников всё-таки уговорили, а военные, учитывая, что Олимпиада пройдёт, а ЦКС останется практически в их распоряжении, строили быстро и на совесть. Сегодня Центр космической связи «Дубна» – один из ключевых координирующих объектов на территории СНГ.

В список оборудования, установленного на «Азимуте М-2», входили приёмники, изготовленные на территории Японии. Отношения СССР и «Страны восходящего солнца» на тот момент слегка потеплели, и учёные, как обычно, этим воспользовались. Также было намечено перемирие между Интерспутником и Intelsat – на крыше комплекса красовались тарелки и одной, и второй организации.

Увеличение числа мощных геостационарных телевизионных передатчиков делало целесообразным увеличение количества принимающих антенн. Пока «Протоны» трудолюбиво доставляли на орбиту «Радуги» и «Горизонты», «наземные» радиотехники дорабатывали приёмные станции «Москва». Диаметр их принимающей тарелки составлял всего 2,5 метра – немыслимо по современным меркам, но чрезвычайно прогрессивно для уровня технологий 80-х. Стандартный приёмник «Орбиты» имел диаметр больше десяти метров, а Intelsat и вовсе пользовался 32-метровыми «блюдцами». Развернуть «Москву» можно было за пару часов и без какого-либо специального оборудования – это сделало доступной ТВ-трансляцию в удалённых малонаселённых районах Союза. Наравне с «Москвой» продолжали использоваться малые ретрансляционные станции «Марс» с диаметром тарелки 7 м.

Последней крупной разработкой СССР в области спутникового телевидения были космические аппараты «Экран» – тоже геостационарные, тоже подготовленные аккурат к Олимпиаде 80-го года и тоже предназначенные для увеличения покрытия в удалённых уголках Союза. Транспондеры «Экранов» отличались повышенной мощностью – 2000 Вт против 1200 Вт у «Горизонтов», 1250 Вт у «Радуг» и 1000 Вт у «Молний-3». Это позволяло принимать сигнал через качественные индивидуальные антенны даже на Дальнем Востоке, в Сибири и за полярным кругом. Всего было выпущено 30 «Экранов», из них 6 являлись модернизированными в 1987-м году версиями – аппаратами «Экран-М».

Выше, массивней, быстрее

История создания спутникового телевидения – это история великолепного начала космической эры человечества. За считанные месяцы разрабатывались принципиально новые устройства и методики. А гениальные научно-технические решения порой находились за считанные часы, в процессе «мозгоштурмов» сотрудников конструкторских бюро, которых внезапно ставили перед фактом: «нужно уменьшить массу на 200 кг», или «запуск должен произойти в следующем году»…

До сих пор успешно используются наработки тех времён, когда процессоры компьютеров занимали сотни кубометров. Ракеты-носители «Протон», спутниковые платформы «КАУР», аппараты «Молния» – всё это по сей день является основой большинства отечественных космических разработок.

Если проанализировать технические параметры спутников связи, то окажется, что они со временем становились мощнее и тяжелее. Эта тенденция продолжается и сегодня, будто бы в противовес миниатюризации пользовательской электроники: телефонов, ПК, телевизоров. Громоздкие конструкции и высокие напряжения отправляются на орбиту, чтобы на Земле становилось просторнее. Во многом этому способствует развитие цифровых технологий, которые позволили повысить плотность потоков данных во много раз.

Но «нагружать» космические аппараты до бесконечности невозможно. Рано или поздно конструкторам придётся отказаться от опыта своих гениальных и бесконечно упорных предшественников, чтобы вернуться к их методам работы. К мозговым штурмам и поискам кардинально новых решений.

Просмотров: 23083

statehistory.ru в ЖЖ:

Источник: statehistory.ru

Оцените статью
Добавить комментарий